VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение региональной программы поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006145
Тема: Изучение региональной программы поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра
Содержание
3



   

	СОДЕРЖАНИЕ

	

	ВВЕДЕНИЕ	3

	1. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА	7

	      1.1. Государственная поддержка предпринимательской деятельности    в России	7

	      1.2. Нормативно-правовое регулирование государственной    поддержки малого предпринимательства	18

	      1.3. Зарубежный опыт государственной поддержки малого предпринимательства	23

	2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ОКРУЖНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРА НА 2011 - 2015 ГГ.	40

	      2.1. Характеристика программы поддержки малого предпринимательства	40

	      2.2. Анализ реализации программ поддержки малого предпринимательства	51

	      2.3. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства	55

	3. ПРОБЛЕМЫ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ	67

	      3.1. Определение проблем подержки и развития малого предпринимательства	67

	      3.2. Направления совершенствования поддержки и  развития малого предпринимательства	69

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	75

	СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ	83

	ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Структура института Уполномоченного по   защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра	87

	ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Результаты социологического исследования субъектов малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра по проблемам развития их бизнеса	94

	

ВВЕДЕНИЕ



	Актуальность темы дипломного проекта состоит в том, что успешное функционирование малых предприятий во многом зависит от возможностей и условий их финансирования. Малый бизнес в нашей стране еще недостаточно развит, и специалисты уверены в перспективности и прибыльности кредитования малого предпринимательства. 

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства. 

Как убедительно показала мировая практика, именно малые предприятия позволяют в кратчайшие сроки осуществить структурную перестройку экономики, решительный ее поворот к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ – массовый слой предпринимателей-собственников.

Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Предприятия малого бизнеса порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота. Наиболее существенным образом они связаны с возникновением региональной экономики как единого комплекса  работающих, в основном, на местный рынок промышленных и сельскохозяйственных производств, строительных организаций, звеньев производственной и социальной инфраструктуры. 

	Государственное регулирование малого бизнеса, эффективная система его поддержки и финансирования имеют большое значение не только для самих малых предприятий, но и для экономики страны в целом. Малый бизнес  обеспечивает условия для повышения жизненного уровня широких слоев населения, создает новые рабочие места и производит необходимые обществу товары и услуги. Малое предпринимательство характеризуется низкой долей собственного капитала и высокой долей заемного.

Общественное развитие в нашей стране базировалась на подавлении предпринимательского духа в обществе и самого предпринимателя как носителя культуры и творческого стиля мышления. Опыт наших реформ (особенно начального периода) показал, что при отказе на словах от традиционной модели, стереотипов мышления фактически продолжается эта же линия. В стране не создан благоприятный предпринимательский климат, нет твердо установленных правил поведения на рынке, отсутствует широкая система мер поддержки инициатив граждан. Еще предстоит выработать оптимальные формы существования малого предпринимательства в нашей стране.

Объект исследования – развитие малого предпринимательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югра. 

Предмет исследования - механизм государственной поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском  автономном округе - Югра.

	Цель дипломного проекта – изучение региональной программы поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра. 

	Перед дипломной работой поставлены следующие задачи:

	- рассмотрение отечественного и зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства;

	- анализ региональной программы поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра;

	- выявление проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию механизма поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра. 

	Степень теоретической разработанности темы исследования: в данной предметной области научных исследований встречаются труды ученых, в центре внимания которых оказывается проблема механизм государственной поддержки малого предпринимательства.  Так, в работе О. Шестоперова рассматриваются современные тенденции развития малого предпринимательства в России и описываются результаты действия закона о господдержке малого бизнеса. В свою очередь, О. Рыбак, также дает характеристику количественного роста малых предприятий. 

	Проблемами развития малого предпринимательства занимались М.В. Истратова В.В. Коровкин, Г.В.Кузнецова, рассматривая в своих трудах негативные моменты и факторы, сдерживающие развитие данного вида предпринимательства.

	Анализ зарубежного опыта и применяемых методик государственной поддержки развития малого предпринимательства отражены в работах М.А. Пархачевой,  Б.А. Райзберга, А.С. Серегина, Муравьева А.И. и др.

В работах Л.А. Колесниковой и А.С. Серегина рассматривается реализация программ поддержки малого предпринимательства и перспективы развития малого бизнеса, а также инфраструктура поддержки малого предпринимательства.

Методологическая база исследования: при написании работы применялись монографический и аналитический методы исследования.

	Информационной базой для исследования являются нормативные документы в области государственной поддержки малого бизнеса, учебная литература по исследуемой тематике, а также периодические и электронные источники.

	Эмпирическая база исследования: в рамках работы отражен и проанализирован опыт региональной программы поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра.

	Структура работы: дипломная работа состоит из введения, основной части состоящей из трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. 

	Первая глава дипломного проекта содержит анализ отечественного и зарубежного опыта государственной поддержки малого предпринимательства.

	Вторая глава дипломного проекта содержит углубленный анализ региональной программы поддержки малого предпринимательства в ХМАО - Югра, а так же результаты реализации данной программы.

	Третья глава дипломного проекта посвящена выявлению проблем и разработке направлений совершенствования поддержки малого предпринимательства на региональном уровне в  ХМАО - Югра.

	

	

1. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА



1.1. Государственная поддержка предпринимательской деятельности в России



Малый бизнес – это совокупность микропредприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, основной целью которой является максимизация прибыли за счет производства и продажи товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Значимость малого бизнеса в экономике страны определяется его экономическими и социальными функциями. К экономическим функциям относят производство продукции, работ и услуг, борьбу c монополизмом, предоставление рабочих мест и снижение, тем самым, напряженности на рынке труда, участие в создании бюджетов всех уровней. Социальные функции включают в себя реализацию творческих возможностей работников, использование труда социально незащищенных групп населения. В отличие от крупного и среднего бизнеса, малый бизнес более гибок. Он быстрее реагирует на изменения в экономике и также быстро к ним адаптируется.

B сложных экономических условиях малый бизнес может стать точкой опоры для развития экономики, т. к. обладает большим потенциалом и рядом неоспоримых  преимуществ перед крупным бизнесом. Это касается сферы инноваций, импортoзамещения, а также ускоренного развития среднего класса.  Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для экономики в целом, улучшает конкурентную среду, создает дополнительные рабочие места, расширяет потребительский сектор. Малый бизнес ведет к насыщению рынка товарами и услугами, является надежным источником бюджетных поступлений.

Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу следующие. 

Среднее количество работающих на малых предприятиях не должно быть выше 100 человек. Оно складывается с учетом всех работающих, в т. ч. сотрудников, которые работают по гражданско-правовым договорам либо по совместительству с учетом реально выработанного времени за календарный год.

Таблица 1.1 - Значение средней численности работников по категориям субъектов малого бизнеса

Отрасль бизнеса

Количество работников

Промышленность

100

Строительство

100

Транспорт

100

Научно-техническая сфера

60

Сельское хозяйство

60

Оптовая торговля

60

Розничная торговля и бытовое обслуживание

30

Остальные отрасли

50



В случае превышения малыми предприятиями численности, предприятие лишается льгот, предусмотренных законодательством, на период, в течение которого было превышение и на последующие 3 месяца.

Для юридических лиц, участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций и объединений, благотворительных и прочих фондов в уставном капитале малого предприятия не должна превышать 25 %; доля уставного капитала, относящаяся к одному или нескольким юридическим лицам, которые не являются субъектами малого бизнеса, не должна превышать 25 %.

Следующий критерий отнесения предприятий к малым ? выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, которая за предшествующий календарный год не должна быть выше предельных значений, установленные Правительством РФ (микрoпредприятия ? 60 млн. руб., малые предприятия ? 400 млн. руб. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный период определяется в соответствии с требованиями НК РФ. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с требованиями ФЗ РФ «O бухгалтерском учете». 

Исходя из вышеизложенного, к категории субъектов малого предпринимательства можно отнести хозяйствующие субъекты, удовлетворяющие трем критериям: предельная численность работников, участие других организаций в уставном капитале предприятия и предельная годовая выручка.

Выделяют следующие виды экономической деятельности субъектов малого бизнеса:

- производственная;

- коммерческая;

- финансовая;

- страховая;

- аграрная.

Малое предпринимательство характеризуется нехваткой финансовых ресурсов из-за малой величины собственного капитала. Таким образом, у малых предприятий появляется потребность в кредитных средствах. По сравнению со средним и крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитования малого бизнеса более высоки. 

В виду последних событий, происходящих в стране, с введением антироссийских санкций государственными задачами в отношении субъектов малого предпринимательства являются не увеличение налоговых обязательств, a решение задач импортoзамещения, сокращение напряженности на рынке труда, обеспечение занятости населения. 

Развитие малого бизнеса зависит от его востребованности у населения. Важной областью деятельности малого бизнеса является обширная сфера услуг, где для предпринимательства имеются огромные возможности. Высоким уровнем спроса у потребителей пользуются салоны красоты, ателье, прачечные и пр. 

Часть малых компаний стараются стать многопрофильными из-за неустойчивости рыночной ситуации и нестабильности нормативно-правового обеспечения. 

Фактически во всех регионах России малый бизнес уже занял отраслевые ниши, адекватные сложившимся структуре экономики и условиям хозяйствования. 

При стратегически задействуемой ныне модели социально-экономического развития страны не стоит рассчитывать на значительное увеличение в обозримой перспективе числа субъектов малого предпринимательства и занятых в этом секторе.

Социальное значение малого предпринимательства в регионах существенно превосходит его бюджетно-налоговую роль. 

В связи со всеми этими обстоятельствами можно утверждать, что изменение пропорций распределения налогов на малый бизнес между бюджетами разных уровней - едва ли не самый серьезный стимул поддержки этого бизнеса со стороны центральных, региональных и местных властей.

На начало 2015 г. в России насчитывалось около 829,5 тыс. малых предприятий, на которых работало 6,01 млн. человек (примерно 14,3% занятых в народном хозяйстве). Эти предприятия произвели примерно 10% ВНП, и на них приходилось 20% полученной прибыли.

Анализ официальной статистики обнаруживает резкое замедление темпов роста числа субъектов малого бизнеса: если за 2012 г. их количество увеличилось в 1,2 раза (560 тыс. против 268 тыс.), а за 2014 г. в 1,5 раза (865 тыс. на конец года), то за 2015 г. прирост составил лишь 3,7% (896,9 тыс. на конец года). 

Сложившаяся тревожная ситуация усугубляется рядом обстоятельств: негативная динамика численности малых фирм сопровождается консервацией неблагоприятной отраслевой и региональной структуры российского малого предпринимательства (см. табл. 1.2 и 1.3). 

Таблица 1.2 - Распределение и динамика численности малых предприятий по ведущим отраслям в 2011 - 2015 гг.

Показатели

2011 г., тыс.

2011г., % к итогу

2013г., тыс.

2013г., % к итогу

Сентябрь 2015 г., тыс.

Сентябрь 2015г.,% к итогу

Сентябрь 2015г. к 2011г. (+,-), тыс.

Всего предприятий

896,9

100

877,3

100

829,5

100

-67,4

В т. ч. по отраслям:

Промышленность

127,2

14,2

128,5

14,6

129,8

15.6

+2,6

Строительство

123,5

13,8

145,5

16,6

136,9

16,5

+13,4

Торговля и общественное питание

419,4

46,7

374,6

42,7

347,6

41,9 

-71,8

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

51,9

5,8

42,4

4,8

35,8

4,3

-16,1

Наука и научное обслуживание

51,7

5,8

48,8

5,6

47,9

5,8

-3,8













Таблица 1.3 - Распределение и динамика численности малых предприятий по экономическим регионам в 2011 - 2015 гг.

Показатели

2011г., тыс.

2011г., % к итогу

2013г., тыс.

2013г., % к итогу

Сентябрь 2015 г., тыс.

Сентябрь 2015г.,% к итогу

Сентябрь 2015г. к 2011г. (+,-), тыс.

Российская Федерация

896,9

100

877,3

100

829,5

100

-67,4

Северный регион

26,4

2,9

25,7

2,9

17,6

2,1

-8,8

Северо-Западный регион

78,6

8,8

84,6

9,6

96,9

11,7

+18,3

Центральный район

269,6

30,1

267,6

30,5

270,3

32,6

+0,7

в том числе г. Москва

159,4

17,8

175,8

20,0

183,1

22,1

+23,7

Волго-Вятский регион

26,6

2,9

25,4

2,9

27,8

3,4

+1,2

Регион

26,9

3,0

23,7

2,7

23,1

2,8

-3,8

Поволжский регион

88,4

9,9

84,6

9,6

72,4

8,7

-16,0

Северо-Кавказский регион

79,5

8,9

86,5

9,9

68,9

8,3

-10,6

Уральский регион

101,5

11,3

93,7

10,7

73,1

8,8

-28,4

Западно-Сибирский регион

100,9

11,2

91,7

10,5

90,2

10,9

-10,7

Восточно-Сибирский регион 

45,0

5,1

45,4

5,2

43,9

5,3

-1,1

Дальневосточный регион

47,7

5,3

43,8

5,0

39,3

4,7

-0,3

Калининградская область

5,8

0,6

4,7

0,5

6,0

0,7

+0,2



Доля промышленных малых предприятий застыла на отметке 14 -15%, а в региональном аспекте сохраняется сверхконцентрация мелких фирм в Центральном районе (30—32% всех зарегистрированных в РФ малых предприятий, в том числе доля Москвы стабильно составляет 21-22%) (Рисунок 1.1). 



268

560

865

896,9

877,3

829,5

0

200

400

600

800

1000

2006

2008

2010

2011

2013

2015

2015

2013

2011

2010

2008

2006

Рисунок 1.1 – Динамика численности малых предприятий в РФ в 2006 -2015 гг., тыс. 



Динамика численности постоянно занятых на малых предприятиях еще более негативна: показатель сентября 2015 г. (6,01 млн. человек) составил лишь 70,9% от уровня 2013 г. Абсолютное падение за 2015 г. по сравнению с 2009 г. достигло, по оценкам Госкомстата РФ, 2,9 млн. человек, а в отраслевом разрезе от этого больше всего пострадали промышленность и строительство (Рисунок 1.2, Таблица, 1.4).



5,44

7,68

8,63

8,48

8,94

6,01

0

2

4

6

8

10

2009

2011

2012

2013

2014

2015

2009

2011

2012

2013

2014

2015

Рисунок 1.2 - Динамика численности постоянно занятых на малых предприятиях  в РФ в 2009 - 2015 гг., млн. чел.



Таблица 1.4 - Распределение и динамика численности постоянно работавших на малых предприятиях по ведущим отраслям в 2013 - 2015 гг.



2013г., тыс.

2013г., % к итогу

2014г., тыс.

2014г., % к итогу

Сентябрь 2015 г., тыс.

Сентябрь 2015г.,% к итогу

Сентябрь 2015г. к 2013г. (+,-), тыс.

Всего постоянно работавших

8,48

100

8,94

100

6,01

100

-2,47

В т.ч. по отраслям:

Промышленность

2,38

28

2,59

29,0

1,37

22,8

-1,01

Строительство

2,63

31

2,62

29,3

1,55

25,7

-1,08

Торговля и общественное питание

2,1

25

2,20

24,6

1,77

29,4

-0,33

Наука и научное обслуживание

0,2

2

0,23

2,6

0,17

2,8

-0,03

Общекоммерч. деятельность по обеспечению функц-ния рынка

0,3

4

0,32

3,6

0,22

3,6

-0,08



Малые предприятия используют поддержку государства, которая осуществляется в соответствии c Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми Правительством PФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Содействие деятельности субъектов малого предпринимательства выражается в участии органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также деятельности инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства. Все действия перечисленных органов должны направляться на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого предпринимательства в виде финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, поддержки инноваций и промышленного производства, ремесленной деятельности, внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.

	В последние годы в целом по Российской Федерации в среднем сложилась структура источников финансирования малых предприятий приведенная в таблице 1.5. 

	Таблица 1.5 - Структура источников финансирования малых предприятий в Российской Федерации

	Источники финансирования

	Доля в общей сумме средств %

	Кредиты коммерческих, в т. ч. уполномоченных банков

	43

	Средства региональных фондов поддержки малого предпринимательства

	16

	Собственные средства предприятий

	15

	Средства местных бюджетов

	13

	Правительственные средства партнеров

	7

	Средства Федерального фонда поддержки малого предпринимательства

	6

	

	Из таблицы видно, что наименьшую поддержку малому предпринимательству оказывает Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Основная цель фонда – финансовое обеспечение федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, участие в финансировании региональных программ, а так же проектов и мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства.  Такая система хорошо зарекомендовала себя за рубежом.

	Как и во многих развитых странах, этот фонд выступает гарантом по целевым иностранным и инвестиционным кредитам. 

	Средства фонда должны направляться не на увеличение капиталов банков, как это практиковалось до сих пор, а только на обеспечение гарантий. В настоящее время банки в силах самостоятельно изыскать ресурсы для кредитования малого предпринимательства, и нет надобности использовать для этого деньги фонда. 

	Фонд выделяет малым предпринимателям кредиты на основе двух принципов – возвратности и конкурентности. 

	Эксперты АРБ полагают, что средства фонда должны направляться не на увеличение капиталов банков, как это практиковалось до сих пор, а только на обеспечение гарантий. Банки в силах самостоятельно изыскать ресурсы для кредитования малого предпринимательства, и нет надобности использовать для этого деньги фонда. Желательно, чтобы кредитование малого бизнеса осуществляли банки по местонахождению предприятия, а не отдаленные на большие расстояния.

	В ближайшей перспективе при сложившейся государственной политике поддержки малого предпринимательства основная масса российских владельцев малых предприятий не будет иметь собственных средств для развития производства. Следовательно, система государственной поддержки, с одной стороны, должна активизировать другие источники, а с другой - создавать и реализовывать благоприятные предпосылки и условия для накопления малыми предприятиями средств, направляемых ими на развитие.  

	В России приобретает все большее значение развитие системы страхования малых предприятий, в особенности, создание и развитие обществ взаимного страхования - некоммерческих организаций, осуществляющих страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов.

	Решению проблем будут способствовать общества взаимного страхования.

	На аналогичных принципах основана деятельность кредитных союзов. В России в настоящее время насчитывается более 400 кредитных союзов. Союзы способны решить наиболее сложную задачу - микрокредитование. Образуемые по отраслевому и территориальному признакам, объединенные на добровольных началах, они способны объединить свободные денежные накопления и направлять их на инвестиции в свое производство. 

	Огромную роль в оказании финансовой помощи малым предприятиям  в России играют лизинговые сделки. И это понятно, ведь лизинг обладает  рядом преимуществ, делающих его весьма привлекательным. Лизинг предполагает 100-процентное кредитование и не требует авансовых платежей. В связи с тем, что в зарубежных странах государство обычно предоставляет значительные налоговые льготы лизингополучателям, такой вид инвестиций оказывается зачастую наиболее выгодным.

	Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

	Предпринимательство представляет собой поиск таких комбинаций имеющихся в распоряжении предпринимателя ресурсов, которые обеспечивают ему получение максимальной прибыли. Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли как превышения денежной выручки от реализации продукции над затратами на ее производство и продажу.

	Для развития предпринимательства необходимы следующие условия: собственность на средства производства и конечный продукт деятельности; относительная обособленность хозяйствующих субъектов; развитые формы обмена.

Особая роль в условиях рыночной экономики принадлежит малому бизнесу. Он является своего рода фундаментом рыночной экономики, связывая воедино все ее звенья. 

Однако малое предпринимательство имеет серьезное противоречие: между объективно высокой социально-экономической значимостью функций малых хозяйственных форм и их относительно низкой жизнеспособностью. В настоящее время это противоречие в нашей стране все больше обостряется. 

Одним из важнейших направлений экономического реформирования в России является государственная поддержка малого бизнеса, которая, к сожалению, продумана явно недостаточно. 

	

1.2. Нормативно-правовое регулирование государственной поддержки малого предпринимательства

	

На сегодняшний день в РФ приняты и действуют ряд законодательных и нормативных актов, призванных повысить роль малого предпринимательства в социально-экономическом развитии общества, среди которых наиболее важными являются следующие:

1. ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2. ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. ФЗ РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

4. ФЗ РФ «О защите конкуренции».

5. ФЗ РФ «О банке развития».

6. ФЗ РФ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

7. ФЗ РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

8. ФЗ РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

9. ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». 

10. ФЗ РФ «О финансовой аренде (лизинге)».

Одним из основных документов, регулирующих порядок осуществления деятельности малых предприятий является ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Он определяет основные понятия, используемые в сфере регулирования отношений по развитию малого предпринимательства, понятие субъектов малого предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

	Как уже говорилось выше, лизинговые сделки имеют важное значение в плане финансовой помощи малому бизнесу. Конвенция Унидруа «О международном финансовом лизинге» от 28 мая 1988 г., участником которой является Россия, регулирует сделки финансового лизинга.

	В российском законодательстве понятие финансовой аренды (лизинга) содержится в Гражданском кодексе РФ, статья 665 которого предусматривает, что по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение или пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.      

	В 2015 г. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства профинансировал на долевой основе три программы лизинговых компаний, мероприятия которых направлены на поддержку субъектов малого предпринимательства во Владимирской, Костромской, Московской и Тверской областях. Объемы финансирования составили 16,2 млн. руб., привлечено из иных источников 5,6 млн. руб.

	Мероприятия по государственной поддержке лизинговых компаний, ориентированных на обслуживание малых предприятий, будут продолжены и в последующие годы. В частности, предполагается оказать финансовую поддержку ряду лизинговых компаний, отобранных на конкурсной основе, а также устранить несоответствия статей Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)».  

	Глава 43 Гражданского кодекса РФ предусматривает наличие договора под уступку денежного требования, что по юридическому содержанию соответствует международному понятию факторинга. В соответствии со статьей 824 ГК по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает другой стороне или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения ими работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. 

	Для малых внешнеторговых организаций можно использовать такую форму кредитования, как форфейтинг.

	Под этим термином понимается такая кредитная операция, при которой экспортер, получив от импортера акцептованные последним тратты (переводные векселя), продает их банку или специализированной финансовой фирме.

	При наступлении срока оплаты тратты импортер погашает - обычно полугодовыми платежами - свою задолженность. Экспортер может обращаться к рынку форфейтинга в том случае, если ему не удастся получить гарантию государственного института, когда внешнеторговый контрагент недостаточно кредитоспособен.

	В соответствии с определением Международной ассоциации франчайзинга США, льготное предпринимательство - это контрактные взаимоотношения между франчайзером и предприятием - оператором, в рамках которых франчайзер предлагает или обязуется поддерживать такие области функционирования предприятия, как ноу-хау и обучение; при этом оператор ведет дело, используя общую торговую марку и технологию, владельцем которых является франчайзер, он же и контролирует их; и при этом инвестирует существенную долю капитала своего предприятия за счет собственных средств. 

	В Гражданском кодексе РФ имеется статья, посвященная договору коммерческой концессии, который по своему юридическому содержанию близок к международному понятию «франчайзинг». В соответствии с пунктом 1 статьи 1027 Гражданского кодекса РФ, по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение за срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в т. ч. право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительные прав – товарный знак, знак обслуживания и т. д. 

	Статистика в целом показывает, что у франчайзинга в 2 раза больше шансов остаться в бизнесе и стать прибыльным, чем у независимого предпринимателя.

	Опыт поддержки малого предпринимательства в большинстве регионов России свидетельствует о важности разработки и реализации в субъектах Федерации программ поддержки малого предпринимательства. В настоящее время подавляющая часть регионов разработала такие программы. Такую программу разработали и в г. Сургуте. Наряду с федеральными средствами для реализации программ привлекаются средства местного бюджета, самих предпринимателей, а так же другие источники.   

	Например, 5 494 000 000 рублей выдано в качестве кредитов субъектам малого бизнеса в Сургуте в 2014 г. Эта сумма меньше показателей 2013 г, когда банками и лизинговыми компаниями предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям было выдано 6 187 000 000 рублей. В то же время число кредитополучателей в 2014 году выросло на 12%. Как отмечают банки города, основным препятствием для получения кредита является отсутствие ликвидного обеспечения субъектами малого бизнеса. 

	В нашей стране был принят ряд законов касающихся кредитования малого предпринимательства. В  Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» о кредитовании субъектов малого предпринимательства говорилось в статье 11.

Государственный Совет Российской Федерации принял Концепцию государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства. Сейчас необходимы конкретные меры для реального воплощения этой Концепции в жизнь. Время общих рассуждений ушло. 

Целью подготовки проекта ФЗ РФ «Об основах государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» является совершенствование правового регулирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по развитию малого и среднего предпринимательства,  установление правовых основ государственной политики в этой сфере, а также обновление правового инструментария поддержки малого и среднего бизнеса.

1.3. Зарубежный опыт государственной поддержки малого предпринимательства



В последние годы характерно бурное развитие малого бизнеса во всем мире, что сказывается в положительном ключе на их развитии. 

На сегодняшний день институт малого предпринимательства является базой для эффективного развития экономики. Высокая динамика экономики страны, развитие рынка и частной собственности предполагают наличие субъектов предпринимательства различных уровней, при этом роль малого бизнеса с годами только возрастает, несмотря на значительный вклад в экономику России крупных предприятий. Малое предпринимательство в структуре экономики развитых стран занимает лидирующие позиции, поскольку обладает рядом преимуществ: высокой степенью гибкости, адаптивностью к конъюнктурным изменениям рынка, возможностью развития конкуренции во многих отраслях, оперативной реакцией на смену предпочтений потребителя, возможностью предоставления большого числа новых рабочих мест.

К сожалению, в экономике современной России роль малого предпринимательства гораздо ниже, нежели в США или в большинстве стран Европы. Кроме того, именно субъекты малого предпринимательства предоставляют подавляющее число рабочих мест на рынке труда. Особенности развития предпринимательства в РФ во многом обусловлены советским опытом развития экономики: административно-плановая экономика и отсутствие института частной собственности в СССР привели к тому, что долгое время предприятиям малого бизнеса в России не уделялось должного внимания. Важно отметить, что институт предпринимательства в современной России развивается сравнительно недавно, в отличие от США или стран Евросоюза, что обуславливает объективную необходимость государственной поддержки для перехода национальной экономики на более высокий уровень.

В современных экономических условиях актуальным остается вопрос о методах и формах государственной поддержки малого предпринимательства. Государственная экономическая политика развитых стран направлена на создание комфортных условий для развития малых предприятий, повышения их конкурентоспособности путем предоставления имущественной и ресурсной помощи, различного вида льгот, софинансирования части расходов, подключения финансово-кредитных инструментов.

В странах с развитой экономикой государственны.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.