- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретическое обоснование проблемы проектирования обучения детей английскому языку в процессе конструктивной деятельности.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016237 |
Тема: | Теоретическое обоснование проблемы проектирования обучения детей английскому языку в процессе конструктивной деятельности. |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы проектирования обучения детей английскому языку в процессе конструктивной деятельности 7 1.1. Проектирование процесса обучения детей английскому языку в научных исследованиях 17 1.2. Особенности развития детей в конструктивной деятельности 38 Глава 2. Проектная практика обучения детей английскому языку в процессе конструирования 50 2.1. Диагностика практики обучения детей английскому языку 50 2.2. Апробация проекта обучения детей английскому языку в процессе конструирования 54 2.3. Изменение практики обучения детей английскому языку 74 Заключение 80 Список литературы 82 Приложение ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования.В современном обществе иностранный язык является объективной потребностью, так как он тесно связан со всеми сферами жизнедеятельности общества: экономикой, политикой, обороной, искусством и др. Язык выполняет две важнейшие функции – познания и общения. Однако следует отметить, что иностранный язык служит средством не только межличностного, но и межнационального, межгосударственного, международного общения. Кроме того, с помощью иностранного языка происходит познание того, что познать на родном языке адекватно и своевременно нельзя. Исследования ведущих университетов США и Канады показали, что у двуязычных детей когнитивные способности развиваются лучше, чем у детей, владеющих одним языком. Особенно выгодно отличались так называемые металингвистические способности – способности гибко и на абстрактном уровне усваивать язык, что у детей проявлялось в сужениях о грамматике родного языка, в понимании игры слов. Дети, владеющие двумя языками, раньше овладевают чтением. Занятия иностранным языком повышают образовательный и культурный уровень детей в связи с тем, что язык является средством познания и приобщения к культуре страны изучаемого языка. Знание языка даёт возможность изучить традиции и обычаи другого народа. Это, в свою очередь, расширяет познавательную сферу ребёнка, обогащает его нравственную и эстетическую направленность.[19, с.429] К.Д. Ушинский считал, что при правильной организации процесс обучения детей иностранному языку должен начинаться с дошкольного возраста, а правильным является такой путь развития речи ребёнка, при котором оно строится на развитии детского мышления, опираясь на конкретные зрительные образы, наглядность.[19, с.430] Очень часто основными помощниками в изучении английского языка становятся куклы, «приехавшие» из англоговорящей страны или известные детям герои зарубежных мультфильмов. Незаменимыми были и остаются английские стишки, песенки, считалочки, которые вносят лёгкость в атмосферу знакомства с языком, помогают снять зажатость, скованность стеснительным дошкольникам, создают приятную обстановку. Такое знакомство дошкольников с английским языком можно назвать классическим. В современном мире всё больше говорится о роботах, которые постепенно заменяют человеческий труд, и, возможно, в скором будущем станут незаменимыми помощниками даже в бытовой жизни. Но нет такого робота, который способен заменить человеческий разум, инженерную мысль. Нынешние дошкольники, играя в конструкторы (Лего, Фанкластик, Квикс и др.) уже твёрдо «шагают» вперед, навстречу будущему, открывая новые горизонты знаний. Объединение конструирования и знакомства с иностранным языком – это новая ступень в изучении английского языка в процессе конструирования – в первую очередь, сконструированный предмет, это наглядно (как писал К.Д. Ушинский), необычно, интересно, ново, перспективно, захватывающе, а главное - современно. Целью данной работы является разработка и апробация проекта обучения детей английскому языку в процессе конструирования. Объектом исследования является процесс обучения английскому языкудетей 6-7 года жизни. Предмет исследования – проектирование обучения детей английскому языку в процессе конструктивной деятельности. Гипотеза – обучение детей английскому языку будет успешным, если реализуется проект: 1. основанный на личностно-развивающем взаимодействии взрослых и детей; 2. учитывающий интерес детей к конструктивной деятельности средствами конструкторов Lego; 3. содержание конструктивной деятельности интегрировано с процессом обучения детей английскому языку. Задачи исследования: 1. Определить психолого-педагогические основы процесса обучения детей английскому языку в процессе конструирования. 2. Выявить особенности обучения детей английскому языку в практике дошкольной образовательной организации. 3. Реализовать в опытно-экспериментальной работе проект обучения детей английскому языку в процессе конструирования. Теоретико-методологические основы исследования -осознание детства как периода максимального раскрытия потенциальных возможностей ребёнка (Л.В.Абдульманова, Л.С.Выготский, И.Э.Куликовская, И.И.Лосева, Н.Е.Татаринцева, Р.М.Чумичева, Сухомлинский В.А. и др.); -учения об особенностях психического развития дошкольников (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); -теория развивающего воспитания, где в основе воспитания лежит идея понимания мира ребёнком (И.Э.Куликовская, А.Я.Данилюк, Н.Н.Поддъяков); -идеи об уникальности дошкольного возраста для речевого развития детей (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, К.И.Чуковский,Леонтьев А.А. и др.). -учение о языке как продукте и средстве общения (JI.C. Выготский, Н.И. Жинкин, Л.B. Щерба, Н.И.Гвоздев, С.Н.Цейтлин). -методология развития связной речи у дошкольников (Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А. М. Леушина, Л. А. Пеньевская, М. М. Конина, О. И. Соловьева, Ф.А.Сохин); -теория развития конструирования у детей дошкольного возраста(А.Н. Миренова, А.Р.Лурия, В.В. Холмовская, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, Н.Н. Поддьяков и др.). В работе использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, педагогический эксперимент. Научная новизна выполненного исследования заключается в следующем: 1) определена и обоснована теоретико-методологическая основа проектирования обучения английскому языку детей в процессе конструктивной деятельности. 2) на основании выявленных подходов спроектирована концептуальная, системная и воспроизводимая технология обучения английскому языку детей 6-7 года жизни. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан проект обучения детей английскому языку в процессе конструктивной деятельности, который может быть воспроизведён в дошкольной образовательной организации. На защиту выносятся следующие положения: 1. Конструктивная деятельность является фактором успешного обучения детей 6-7 года английскому языку. 2. Обучение детей английскому языку обеспечивается реализацией проекта, в котором культурное пространство страны изучаемого языка наглядно представляется в образах, создаваемых посредством конструктора Lego. Основные этапы исследования. Исследование состояло из двух этапов: на первом этапе нами были изучены основные научные исследования по проблемам проектирования процесса обучения английскому языку детей 6-7 года жизни, а учёта особенностей конструктивной деятельности детей.; на втором этапе исследования нами была осуществлена опытно-экспериментальная работа, направленная на реализацию поставленных задач и подтверждение выдвинутой гипотезы. Эмпирическая база исследования.Апробация результатов исследования осуществлялась на базе МБДОУ №70 г. Ростов-на-Дону. В эксперименте участвовали 14 детей6-7 года жизни. ГлаваI. Теоретическое обоснование проблемы проектирования обучения детей английскому языку в процессе конструктивной деятельности 1.1. Проектирование процесса обучения детей английскому языку в научных исследованиях В современном мире, быстро и активно развивающемся, рождающем новые технологии, жизнь человека превращается в гонку за освоением инноваций, созданием необычных идей для улучшения качества жизни. Взрослый человек, порой, устаёт от такого ритма. Иностранные языки становятся все более нужными в повседневной жизни. Граждане России активно ездят за границу, принимают иностранцев у себя, участвуют в международных проектах, читают книги и смотрят фильмы на иностранных языках, пользуются Интернетом. Полезно знать много языков, из которых один – общераспространенный язык международного общения – английский. По-прежнему часто, но с большим отрывом от английского изучаются немецкий и французский, но их выбор чаще связан с традициями семьи, культурными интересами. Выгодным оказывается владеть и каким-нибудь другим – также одним из распространенных иностранных, но все же более редких языков, например, арабским, итальянским, китайским, финским, польским. Нередко в России встречается и третий язык, но уже какой-нибудь более экзотический, в частности, корейский, турецкий, эстонский. В среде молодежи стало нормальным читать на нескольких языках и спокойно общаться с людьми, для которых эти языки родные. Разумеется, для каждого языка, независимо от последовательности их изучения, возможно знание на высоком, среднем и повседневном (бытовом) уровне. [20, с.8] Время диктует свои условия. У родителей растёт спрос на обучение детей языкам с максимально раннего возраста. Помимо различных языковых школ, в детских садах активно предоставляются дополнительные услуги знакомства детей с языком, традиционно с английским. Так ли необходимо начинать изучать английский язык в дошкольном возрасте? А как же быть ребёнку? Как освоить ему всё то, что так стремительно внедряется в нашу жизнь? А детство? Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребёнок формирует свой образ, свой стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого. В этом мире своей жизнью живут созданные или придуманные им вещи, предметы, наделённые собственными, определёнными знаками и символами. Детская непосредственность, фантазия, воображение создают свою, часто непостижимую для взрослого, реальность – мир сказок, песен, игр и словотворчества, иначе говоря, детство, на протяжении определённого возрастного и временного периода, рождает собственную культуру бытия, ощущение волшебства реального мира. Ребёнок дошкольного возраста находится в том пространстве детства, в котором отсутствуют неизбежные возрастные напластования – шаблонность, инертность и т.п. Этот период характеризуется особой информационной чистотой и готовностью к познанию мира, бесстрашием, необременённостью стереотипами. [19, с.3] Детский мир – это период жизни, в котором ребёнок постигает её во всём многообразии связей и отношений, где он доверительно открыт миру и мир открывается ему гармоничными и контрастными сторонами. Детство – тот период времени, который подвластен только ребёнку, где он бесконечно расширяет горизонты мира, распахнутого ему.[19, с.6] Вот как искусно и тонко затрагивает тему детства одна из современных авторов книги «Ребёнок в мире культуры», профессор Р.М. Чумичева. Из этих строк видно её чуткое отношение к детству, миру, в котором оно живёт: “В моём понимании, в период детства начинает складываться тонкий и чувственный внутренний мир ребёнка. Он представляет собой целостную и ценностную модель мира культуры, отражённую в представлениях ребёнка “Я – мир” и индивидуальных, самостоятельных, свободных культуросообразных способах жизнедеятельности и самовыражения… Детство – это период жизни в судьбе человека, когда рождается уверенность в себе, любовное отношение ко всем, когда ребёнок приобретает привычку думать и рассуждать сам, когда воспитываются и развиваются внутренние чувства, способности и скрытые силы”. [19, с. 10] Дошкольное детство – это период многогранного развития ребёнка. Многие учёные, исследователи прошлого (Л.С. Выготский и др.) и современности (И.Э. Куликовская, Л.В. Абдульманова, И.И. Лосева, Н.Е. Татаринцева) рассматривают разные области развития ребёнка в дошкольном возрасте. Например, доктор педагогических наук, профессорКуликовская И.Э. изучает интеллектуально-познавательное развитие ребёнка. Интеллектуально-познавательная деятельность отличается от всех остальных одной очень важной особенностью: в ней ребёнок под руководством педагога оперирует научными понятиями, усваивая их. При этом, в систему научных понятий никаких изменений он не вносит и внести не может. В связи с этим, основным результатом интеллектуально-познавательной деятельности является прежде всего изменение самого ребёнка – интеллекта, способностей, речи и т.п., благодаря овладению научными понятиями. Это изменение заключается, в приобретении ребёнком новых умений – новых способов действий и познания. [19, с.295-296] АбдульмановаЛ.В. в своих трудах рассматривает физическое воспитание ребёнка. Автор разработала концепцию “формирования физической культуры детей дошкольного возраста, ориентированную на решение современных проблем детства и сохранения здоровья ребёнка, как высшей ценности жизни человека. В основу концепции положены идеи детства, как пространства и времени сохранения здоровья и накопления двигательного опыта ребёнка…”[15, с.34] Лосева И.И. огромное внимание уделила теме развития речи дошкольников и обучению родному языку детей, где основной целью работы является формирование устной речи, навыков речевого общения с окружающими, на основе овладения литературным языком своего народа. Вопросы гендерности раскрывает нам Н.Е. Татаринцева. Она считает, что “развитие основ мужественности и женственности также начинается в дошкольном возрасте, когда происходит первичная половая идентификация, итоги которой небезразличны для склада личности мужчины и женщины. Потому, чем позже происходит знакомство ребёнка с полом, чем больше оно “накладывается” на собственное половое развитие, тем оно труднее для него и тем более выражены в восприятии негативные стороны запоздалой информации”. Огромная роль дошкольного детства для формирования личности ребёнка является общепризнанной. Именно в дошкольные годы складываются механизмы поведения, завязываются первые отношения, формируются механизмы подражания, развивается рефлексия – интегрирующих в новое качество индивида – его личность. [19,с.175] В своей книге «Основы общей психологии», Рубинштейн С.Л. говорит про развитие сознания ребёнка то, что путь индивидуального развития человека представляет собой развертывающуюся в узких рамках немногих лет историю замечательнейших превращений, какие может себе представить человеческая мысль. Основным содержанием психического развития ребенка является все более глубокое отражение действительности – отражение активное, действенное, которое, отражая, преображает чувственную данность явлений, чтобы проникнуть в их сущность, охватить тенденцию их развития, которое познает действительность, изменяя ее, и изменяет, познавая. Со все более многообразной деятельностью связана исполненная напряжения эмоциональная внутренняя жизнь. Все более глубокое действенное и познавательное проникновение в действительность на одном полюсе связано на другом со все большим углублением внутреннего плана с углублением и расширением внутренней жизни личности. В процессе этого развития неоднократно перестраивается вся личность подрастающего человека, по мере того как накопление количественных изменений приводит к коренному качественному изменению основных ее свойств, формирующихся и проявляющихся во взаимоотношениях личности с окружающим миром – в изменяющихся формах деятельности и взаимоотношенияхслюдьми.Такие периоды общей перестройки личности биологизаторской психологией трактовались каккризисы. Их нельзя рассматривать как кризисы, потому что они не патологическое явление, которое в силу имманентных возрастных, биологических закономерностей фатально делало бы детей в этом возрасте трудными. Не подлежит сомнению, что переходные периоды более крупной перестройки иногда сопряжены с трудностями, с которыми нередко приходится сталкиваться и родителям, и педагогу. Но наличие этих трудностей, их характер, размеры и преодоление зависят от того, как конкретно складываются у данного ребенка или подростка отношения с окружающими, т. е. от того, насколько взрослые – родители, педагоги – умеют правильно установить эти отношения: они зависят от сознательного поведения людей, а не предопределены стихийно действующей фатальной необходимостью. Точно так же и подъем на высшую ступень, выход из кризиса не совершается сам собой потому, что созрело для этого время; и тут существеннейшую роль играют живые люди, их сознательное, воспитательное воздействие. [21, с. 124] Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. Выготский писал, что сила, которая движет психическим развитием ребёнка – это обучение. Но, развитие и обучение – процессы разные. Со слов Выготского, у процесса развития есть внутренние законы самовыражения. "Развитие, – пишет он, – есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях". Л.С. Выготским были осуществлены экспериментальные исследования отношения между обучением и развитием. Это изучение житейских и научных понятий, исследование усвоения родного и иностранного языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития. Последнее – подлинное открытие Л.С. Выготского, которое известно теперь психологам всего мира. Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л.С.Выготский, "зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития". "Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день". Развитие проблемы обучения в отечественной дидактике опиралось на культурно-историческую концепцию учения, разработанную Л.С.Выготским, который отмечал, что по “содержанию процесс культурного развития может быть охарактеризован как развитие личности и мировоззрения ребёнка”. В его культурно-исторической концепции особое внимание уделено знакам и символам культуры как способу познания мира, обусловливающего процесс развития ребёнка. Среди многообразия культурных знаков особое место занимает слово, усвоение ребёнком которого обеспечивает знак равенства между личностью ребёнка и его культурным развитием. Автор подчёркивает, что “слово, которое обозначает понятие, выступает вначале в роли указателя, выделяющего те или иные признаки предмета, обращает внимание на эти признаки, и только потом слово становится знаком, обозначающим эти предметы”. Он определяет слово как средство направления внимания, в результате чего в ряде предметов, которые носят одно и то же имя, начинают выделяться общие свойства на основе имени, что приводит к образованию понятия, выступающего как категория. [19, с. 299] Исследования Н.Н. Поддъякова показали, что в условиях систематического обучения дети могут выделять не только единичное, но и общее, способны познавать не только внешние свойства отдельных предметов и явлений, но и простейшие связи и взаимозависимости между ними. По словам Куликовской И.Э., метод моделирования категорий занимает ведущее место в развитии категориального видения картины мира у детей старшего дошкольного возраста. Модели обеспечивают овладение смысловым содержанием слов – категорий, более глубокое проникновение во внутренние стороны и взаимосвязи природных объектов, развитие способностей к анализу, синтезу, обобщению имеющихся знаний о природе и её поэтическом образе, формирование опыта высказывать суждения, мнения и опыта проектирования способов познания существенных свойств предметов. [19, с.300] Доказательством является то, что уже в дошкольном возрасте в условиях решения практических задач происходит переориентировка сознания детей с результата на способы его достижения, где особое место занимают обобщённые способы, усиливающие развивающий эффект. Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, т.е. осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания, что является крайне важным для интеллектуально-познавательного развития, так как такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с тем и формирование других, более сложных знаний. Н.Н. Поддъяков подчёркивает, что наиболее существенные сдвиги в умственном развитии ребёнка являются результатом усвоения не каких-либо определённых знаний и умений, а: 1) определённой системы знаний, отражающей существенные связи и зависимости той или иной области действительности; 2) общих форм мыслительной деятельности, лежащих в основе этой системы знаний. [19, с.300] У детей необходимо формировать такие формы познания, которые обеспечивают отражение различных предметов и явлений в их существенных связях и отношениях. В качестве таких форм познания он выделяет обобщённые представления и элементарные понятия. В последних работах Н.Н. Поддъяков подошёл к изучению категориального мышления детей дошкольного возраста. Он отмечает, что структура мышления положительно влияет на глубину и ширину взаимодействия ребёнка с окружающим миром, определяет его отношение к этому миру, общий подход к рассмотрению и анализу действительности. В его работах подчёркивается: “начальные формы категориальной структуры мышления, несмотря на их незрелость, уже несут функцию мировоззренческого характера”. Он обращает внимание на то, что базовые представления дошкольников оказывают влияние на формирование начальных форм общего подхода к познанию окружающих явлений, т.е. являются методологической основой познавательной деятельности ребёнка. [19, стр.301] Основанием современных точек зрения на категориальный подход в организации процесса обучения являются сформулированные С.Л. Рубинштейном положения относительно нового понимания природы психики: психика есть продукт деятельности самого человека; психика есть порождение предметного, т.е. созданного человеческой деятельностью мира, психика есть продукт исторического развития, изменяющегося в связи с историческим развитием общества. В работе “Человек и мир” он доказывает, что “мир” предполагает в качестве своего ядра “мир”, соотносительный с человеком. Он пишет: “Признание же этой мысли означает…новый подход к категориям. Признание в составе сущего разных уровней бытия равносильно признанию, что самые общие категории выступают специфически в различных формах на разных уровнях бытия”. Он определяет мир как совокупность вещей и людей, в которую включается то, что относится к человеку и к чему он относится в силу своей сущности, что может быть для него значимо, на что он направлен. Соотношение природы и предметного мира, создаваемого человеком из материала природы, может быть понятно только через способ существования человека. Процесс познания осуществляется как открытие свойств и взаимосвязей бытия, существующего независимо от мысли, от познания. Однако категории – это определения связей бытия как они раскрываются в процессе познания. Бытие независимо от мышления, но категории – это определения, вскрываемые мыслью. С.Л. Рубинштейн раскрывает общие подходы становления системы категорий: вначале выступает категориальная структура непосредственно данного наличного бытия – объективной реальности, как она раскрывается в чувственном познании. Эта структура тоже развивается и обогащается по мере развития познания в целом, опосредованного знания – мышления. Сначала можно отличить общий фон и отдельные предметы и явления, выделяющиеся в нём, - связи между ними и зависимости сосуществования и последовательности, пространство и время, изменение и устойчивость и т.д. (первичная форма проявления основных категорий). Связи, соотношения категорий раскрываются затем на высшей ступени познания – действительность выступает как взаимосвязь явлений, опосредованных сущностью. Связи на высшей ступени действительности выступают как связи и категории с известным приближением к самой действительности. При этом происходит включение процесса познания, самого познающего в состав действительности, в которую входят не только вещи, но и субъекты, личности в их взаимосвязи, в их общественной жизни. В связи с этим должен быть рассмотрен категориальный состав различных областей бытия, различных способов существования. Он предлагает рассматривать категории, выражающие разные слои, уровни самого сущего. Например, категории, характеризующие неорганическую природу, органическую (жизнь), способ существования человека – всеобщее, единичное, особенное, качество, количество, взаимодействие и т.п. Категория как обобщённый способ сам по себе выступает ценностью, так как выражает сущность какого-либо явления, и познание их необходимо начинать, по справедливому замечанию С.Л. Рубинштейна, не с познания ценности, а с познания отношения мира и человека. Мир – это то, что создаёт человек в процессе истории, и то, что значимо для человека. А ценность – это значимость для человека чего-либо в мире. Другой смысл и значение, которое придаёт человеческой жизни познание законови тайн природы, проникновение познания во Вселенную, проникновение человека в космическое пространство, - это осознание, ощущение мощи познания и потому величия человека. В этом нам видится мощный потенциал и смысл категориального подхода к познанию мира ребёнком.[19, с.302] Из многообразия категорий И.Э. Куликовская выделила те, которые доступны пониманию ребёнка старшего дошкольного возраста. Интерес представляет такая категория, как “понятие”, посредством которого ребёнок познаёт мир. “Понятие” как дефиниция имеет несколько значений: логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь; представление, сведения о чём-нибудь; способ, уровень понимания чего-нибудь. Здесь ориентир “понятие” как способ и уровень понимания явлений природы через такие философские категории как есть – нет, причина – следствие, форма – содержание, качество – количество и т.д. Знакомить ребёнка с основными закономерностями окружающей действительности необходимо с дошкольного возраста, так как недостаток необходимых точных знаний в этом возрасте способствует формированию неадекватной картины мира, что затрудняет познание ребёнком истинных взаимосвязей в природе. [19, с.310] Складывающаяся у человека картина мира представляет собой не только объективные знания, но и его чувственно-эмоциональное отношение к этим знаниям, к миру в целом. Мировосприятие является видением мира сквозь призму духовного опыта человека – его понимания и истолкования, преобразования и чувственно-эмоционального переживания, на основании мировоззренческих идеалов и убеждений, установок личности и общества, жизненных целей и т.п. Мир дан сквозь призму категорий – время, пространство, количество, качество, закономерность и т.д. Чувственность и категориальность в мировосприятии неразрывно связаны. Через связь чувственного и категориального, человек определяет своё место и роль в мире, жизненное назначение, судьбу, смысл своего бытия, бытия общества в целом.[19, с.315] Законы и категории диалектики, обобщая достижения всех областей знания, в своём единстве воспроизводят целокупную картину мира. Здесь мы имеем дело с возвратом к начальному периоду истории познания. Но это не абстрактная картина мира, созданная древними мыслителями, а конкретная, воспроизводящая единство мира в его многообразии, раскрывающая перед нами многочисленные его внутренние связи, свойства, отношения.[19, с.316] Человеческое сознание не может быть разложено на отдельные психические функции, оно представляет собой не механическую сумму, а структурное образование, систему высших психических функций, т.е. сознание имеет, системное строение. Ни одна психическая функция не развивается изолированно. Напротив, ее развитие зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней занимает. Так, в раннем детстве в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте узловая психическая функция — память, в школьном — мышление. Все остальные психические процессы развиваются под влиянием доминирующей функции. Ребенок постепенно овладевает культурными средствами — речевыми знаками, значениями, которые всегда находятся между человеком и миром и раскрывают наиболее существенные его стороны. Смысловая структура сознания — это уровень развития значений слов, словесных обобщений данного человека. Тезис о влиянии обучения на психическое развитие ребенка Выготский сформулировал в виде гипотезы о системном и смысловом строении сознания и его развитии в онтогенезе. По мнению Л.С. Выготского, вход в сознание возможен только через речь. Процесс психического развития (перестройка системной структуры сознания) обусловлен изменением уровня развития обобщений (смысловой стороны). Развивая значения слов, повышая уровень обобщений (через речевое общение людей), можно изменять системное строение сознания, т.е. управлять развитием сознания через обучение. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка свойств, исторически присущих человеку. [27, с.132-133] Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1—2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык. Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведении. ?9, с.231? К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка. Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе. Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка. В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр), художественная литература. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех торон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Кратко напомним основные положения Д.Б. Эльконина, касающиеся речевого онтогенеза. Прежде всего, для него были очень важны связи между психологическим и педагогическим аспектами речевого онтогенеза. Он не касался крайне отрицательных условий воспитания детей — случаев отставания в развитии речи нелюбимых, ненужных, запущенных детей. Напротив, Даниил Борисович акцентировал значение очень бережного, теплого, но зачастую педагогически н....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: