- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Использование игр и игровых приемов в процессе обучения английскому языку в начaльной школe
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000348 |
Тема: | Использование игр и игровых приемов в процессе обучения английскому языку в начaльной школe |
Содержание
Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт социальных и гуманитарных знаний» Переводческий факультет «Допустить к защите» Заведующий кафедрой _______ О.А. Хабибрахманова «____»__________ 2015 г. Выпускнaя квaлификационная рaбота нa тему: «Использование игр и игровых приемов в процессе обучения английскому языку в начaльной школe» Выполнил студeнт направление «Лингвистика» 3 курса группы 45.8.12-3.4 _____________ Е.С. Попова Научный руководитель: д.э.н., профeссор _____________ Л.З. Гильманова Казань, 2015 год Содержание Ввeдение Глава 1. Игровые технологии как условие создания мотивационной основы обучения иностранному языку 1.1. Теоретические основы использования игр и игровых приемов при обучении иностранному языку. Типология учебной игры 1.2. Психолого-физиологические, педагогические, лингводидактические особенности детей младшего школьного возраста Выводы по Главе 1 Глава 2. Ролевая игра в процессе обучения иностранному (английскому) языку 2.1.Определение и методическая структура ролевой игры 2.2. Методика практического использования ролевой игры 2.3. Место ролевой игры в системе обучения диалогическому общению в УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English” (4 класс) Выводы по Главе 2 Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по теме «Использование ролевой игры на уроках английского языка для развития навыков диалогической речи учащихся 3.1. Констатирующий эксперимент 3.2 Формирующий эксперимент 3.3 Контрольный эксперимент Выводы по Главе 3 Заключение Список использованной литературы Приложение Введение Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает обязательное включение учебного предмета «Иностранный язык» в число дисциплин начального образования. В связи с этим особое значение приобретает поиск путей повышения эффективности обучения этому предмету с учетом особенностей учащихся младшего школьного возраста на фоне того, что в современной отечественной методике преподавания существует противоречие между сложившимися за долгие годы стереотипами педагогического мышления и деятельности и новыми условиями жизни общества: «меняются целевые установки жизнедеятельности и, соответственно, должны происходить изменения в образовательных системах»[Агафонова О.П. Изучаем английский язык с младшими школьниками методом проектов// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД РФ. – 2009 - №3/43], то есть становится очевидно, что процессы обновления в сфере образования захватывают обучение иностранным языкам, и английскому языку в частности. Всe это создает условия, в которых практикующему педагогу представлены право и возможность самостоятельного выбора мeтодов и приемов эффективного обучения, в его деятельности появляются новые задачи, связанные с проектированием, планированием, рефлексией. Однако, новые задачи выдвигают и новые подходы к их решению. Целью урока иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции учащихся. Эта цель достигается путем развития способности к межкультурной коммуникации. Коммуникативное обучение подразумевает реализацию готовности и способности к речевому общению, «вхождение» в иное культурное пространство» [Юсупова Т.Г. Нетрадиционный урок в системе обучения иностранному языку в начальной школе//Начальная школа. – 2014 - №3]. Для такого обучeния необходимы особыe методы, отличные от традиционных. Одним из эффективных методов обучения, набирающий все больше приверженцев среди педагогов-практиков, является игровой метод, который, во-первых, позволяет оптимально организовать работу с учащимися начальной школы, учитывая их возрастные и психологические особенности, во-вторых, использование игры может «выполнить исключительную роль усиления познавательного интереса» [Рыбалко Е.Ф., Головей Л.А. Практикум возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2006], создать условия для раскрытия коммуникативной функции языка и «позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения» [Степанова Е.А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку//Иностранные языки в школе. - 2004], что помогает эффективно использовать данный метод на уроках английского языка и повышает мотивацию к его изучению, поскольку наиболее важной проблемой является следующая: при сохранении высокой мотивации у учеников происходит снижение познавательного интереса к изучению английского языка. И если игровая деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет активизировать деятельность учaщихся на протяжении длительного времени, а также использовать все уровни знаний, то традиционные методы преподавания – не всегда эффективны. Следовательно, интерес к использованию игр и игровых технологий на уроке английского языка в начальной школе – закономерен. Для более полной характеристики рассматриваемого вопроса были изучен целый ряд работ отечественных ученых, в которых широко представлены проблемы стимулирования и мотивации к изучению иностранного языка с использованием игр и игровых технологий. Прежде всего, это работы таких известных авторов, как: Бим И.Л., Занько С.Т., Пассов Е.И., Полат С.С., Филатов В.М., Шиян О.М и др. В практике преподавания иностранных языков используются инструкции, методические разработки, учебные пособия, материалы к проведению разнообразных игр с использованием материала иностранного языка. Но несмотря на то, что технология игрового обучения достаточно изучена и широко представлена, в практике школы она используется не достаточно активно, что является существенным недостатком. Как указывает О.М. Шиян, «игра ошибочно считается эпизодическим приемом, а не основой всего обучения речи» [Шиян О.М. Акмеолингвистический подход в обучении иностранным языкам. – М., 1999]. Именно поэтому проблема использования игр и игровых технологий в обучении иностранному языку рассматривается нами как актуальная, требующая анализа. В данной работе мы постараемся осветить лингводидактические, методологические и психологические аспекты использования игр и игровых приемов на уроках иностранного (английского) языка в начальной школе, проанализировать научную литературу по игровым приемам обучения, а также выявить влияние игровой деятельности на усвоение учебного материала и формирование коммуникативной компетенции учащихся. Гипотеза, лежащая в основе исследования, состоит в том, что обучение, построенное на использовании игровых приемов на уроках иностранного (английского) языка в начальной школе, способствует эффективному формированию необходимого уровня коммуникативной компетенции. Цель данного исследования заключается в концептуальном анализе игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков в начальной школе. Объект исследования – игровые технологии в процессе преподавания иностранного (английского) языка в начальной школе. Предмет исследования – игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию познавательного интереса школьников при обучении иностранного (английского) языка. В связи с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования: - изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме в области детской психологии, педагогики, педиатрии, методики обучения иностранному языку; - классифицировать игровые приемы обучения английскому языку согласно принципам их организации; - изучить популярное методическое пособие для детей младшего школьного возраста, проанализировать игровые приемы, предложенные в нем; - предложить игровую методику обучения иностранному (английскому) языку в начальной школе, направленную на прочное усвоение языкового материала; - экспериментально проверить эффективность применения игр и игровых технологий в процессе преподавания иностранного (английского) языка, сделать выводы по результатам эксперимента и дать некоторые рекомендации по его применению. Для того, чтобы решить обозначенные выше задачи, нами использованы следующие методы исследования: - теоретические: анализ и синтез, обобщение и интерпретация педагогической, психологической, философской, исторической, культурологической и методической литературы, социально-педагогический анализ (анализ учебников и учебно-методических пособий); - эмпирические: методы опроса (анкетирование, беседы), метод самооценки, педагогический эксперимент, включенный в учебно-воспитательный процесс. Обращение к основным положения из работ отечественных ученых в области психологии (Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина), психолингвистики (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, И. А.Зимняя), педагогики (лингводидактики Н. Д. Гальскова, А. А. Деркач), методики преподавания иностранного языка (И. Л. Бим, И. А. Зимняя, А. Н, А. Н. Леонтьев), - является исходным моментом в разработке, методологической основой данной работы. Экспериментальная база исследования: 4 «б» класс МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа № 1 – Базовая школа». В эксперименте было задействовано 11 учеников. Организация и этапы исследования: вся работа была проведена в 2014 - 2015 гг. На начальном этапе исследования нас интересовала лингвистическая, методическая, психолого-педагогическая, и философская литература. Затем проводились уроки с использованием игр и игровых приемов на уроках английского языка среди учащихся 4 «б» класса МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа № 1 – Базовая школа», позволившие определить место игры в сложившейся методической системе, обобщались результаты исследования. Научная значимость исследования: дано научное обоснование использованию игрового подхода на уроках иностранного языка в начальной школе; конкретизировано понятие «ролевые игры» применительно к обучению школьников; отобран дидактический материал для обучения учащихся школы с использованием игровых технологий. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в качестве основных подходов к решению проблемы выбран личностно-ориентированный подход. Практическую значимость исследования мы видим в том, что: - результаты исследования могут быть использованы в обучении иностранному (английскому) языку в начальной школе; - выводы и материалы исследования могут быть использованы при разработке школьных программ, методических пособий для учителей. Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, целенаправленным использованием данных лингвистики, психологии и методики, хорошими результатами проведенного эксперимента; Апробация результатов исследования. Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы. Данные результаты докладывались на методическом объединении учителей иностранного языка Куединского района Пермского края и обсуждались с практикующими учителями английского языка. На защиту нами выносятся следующие положения: 1. Методическая система обучения иностранному языку, построенная с использованием игр и игровых технологий, обеспечивает эффективное формирование речевых умений и навыков школьников на иностранном языке; 2. Практическое использование игр и игровых приемов на уроках иностранного (английскому) языка. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Список использованной литературы состоит из 50 наименований. Во введении нами обоснована актуальность избранной темы, определены объект, предмет, цель, задачи, методы исследования; сформулирована рабочая гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; излагаются основные положения, выносимые на защиту. В первой главе «Игровые технологии как условие создания мотивационной основы обучения иностранному языку» описан психолого-педагогический и лингвистический аспект проблемы, теоретически обосновываются игровые способы и средства овладения учащимися иностранным языком. Во второй главе «Ролевая игра в процессе обучения иностранному (английскому) языку» нами был сделан обзор теоретической и методический литературы по вопросу определения и структуры ролевой игры, названы основные методы практического использования ролевой игры, проанализировано место ролевой игры в системе обучения диалогическому общению в УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English” (4 класс) В третьей главе «Опытно-экспериментальная работа по теме «Использование ролевой игры на уроках английского языка для развития навыков диалогической речи учащихся» нами описан проведенный эксперимент, проведенный на уроках английского языка в 4 классе средней школы по использованию ролевых игр при обучении диалогической речи. В заключении сформулированы выводы, сделанные на основе результатов исследования и эксперимента. В приложении дан список экспериментальных игр и приемов, основанных на исследовании восприятия в младшем школьном возрасте, cписок ролевых игр. Глава 1. Игровые технологии как условие создания мотивационной основы обучения иностранному языку 1.1. Теоретические основы использования игр и игровых приемов при обучении иностранному языку. Типология учебной игры Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности любого человека, а ребенка в особенности [Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам//Иностр. языки в школе. – 1989. - №4]. По определению М. Ф. Стронина, «игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». [Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка: из опыта работы: пособие для учителя. – Изд. 2-е. – М.: Просвещение, 1984. - 112 с.]. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации. В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции: - Развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); - Коммуникативную (освоение диалектики общения); - Диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры); - Игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); - Самореализации (проявление способностей и скрытых возможностей); - Межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей); - Социализации (включение в систему общественных отношений). Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: 1. В качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы; 2. Как элементы (иногда весьма существенные) какого-то другого метода; 3. В качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля и упражнения); 4. Возможно использование игры при организации внеклассного мероприятия. Игра всегда предполагает определенное напряжение эмоциональных и умственных сил, а также умение принятия решения (как поступить, что сказать, как выиграть). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Положительным является и тот факт, что при этом ученик еще и говорит на иностранном языке. Из этого следует вывод, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Ученики, естественно, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. Но значение игры не возможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Особенностью игрового метода является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. [Минкин Е. М. От игры к знаниям. – М., 1983]. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, ученик уже может говорить наравне со всеми. Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких как: - Создание психологической готовности учащихся к речевому общению; - Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; - Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще. Игровая форма занятия создается на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся. Ситуация может напоминать драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. [Алексеев Н. Г., Золотник Б. А., Громыко Ю. В. Организационно-деятельностная игра: возможности в области применения//Вестник высшей школы. 1987. №7. С. 30-35]. В ходе игрового занятия ситуация может проигрываться несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры – ситуация реальной жизни. Реальность её определяется основным конфликтом игры – соревнованием. Желание принять участие в такой игре мобилизует мысль и энергию играющих, создает атмосферу эмоциональной напряженности. Несмотря на четкие условия игровой ситуации и ограниченность использования языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Поэтому для игры в определенных пределах характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жесты, мимику и т.д., имеет ярко выраженную целенаправленность. [Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М., 1998]. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям: - Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; - Учебная деятельность подчиняется правилам игры; - Учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; - Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр. Игры делятся по виду деятельности на: 1) физические (двигательные); 2) интеллектуальные (умственные); 3) трудовые; 4) социальные; 5) психологические. По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр: 1) Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; 2) Познавательные, воспитательные, развивающие; 3) Репродуктивные, продуктивные, творческие; 4) Коммуникативные,диагностические,профориентационные,психотехнические По характеру игровой методики игры можно разделить на: 1) предметные, 2) сюжетные, 3) ролевые, 4) деловые, 5) имитационные; 6) игры-драматизации. Специфику игрового метода обучения в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-комнатные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения. [Самоукина Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании: Практ. руководство. – М.: Нар. образование, 1996. – 111 с. – (5-ка журн. «Нар. образование»; №4, 1996]. Если рассматривать игру с точки зрения целевых ориентаций, то в этом случае можно разделить игры на: 1. Дидактические, которые используют для расширения кругозора и познавательной деятельности. Они формируют определенные умения и навыки, необходимые для практической деятельности. В ходе их выполнения развиваются общеучебные умения и навыки, а также трудовые навыки. 2. Воспитывающие, которые воспитывают самостоятельность, волю, сотрудничество, коллективизм, общительность. Они формируют определенные подходы и позиции, нравственные, эстетические и мировоззренческие установки. 3. Развивающие, которые развивают мотивацию учебной деятельности, внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности, сопереживание, рефлексию, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии и оптимальные решения. А. Н. Леонтьев считал, что «игра – свобода личности и воображения, иллюзорная реализация нереализуемых интересов». [Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры / А. Н. Леонтьев//Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1972. – С. 472-499]. 4. Социализирующие, приобщающие к нормам и ценностям общества, адаптирующие к условиям определенной среды, обучающие общению. По определению Л. С. Выготского: «Игра – пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок». [Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры/Под ред. М. Г. Ярошевского. - М.: Изд «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996]. Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д., например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке. Игры могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические. Все они способствуют формированию речевых навыков. Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет школьников своим однообразием, а затрачиваемые усилия часто не приносят быстрого удовлетворения. Применение игровых методов обучения помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Например, ряд грамматических игр могут быть эффективными при введении нового материала. Формированию и развитию лексических и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики. Большинство игр можно использовать в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и вторичного закрепления. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока, но все зависит от конкретных условий работы учителя, его темперамента и творческих способностей. Здесь следует отметить, что при всей привлекательности и эффективности игрового метода необходимо проявить чувство меры, иначе игры утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Успех использования игр зависит от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками этого процесса. Доверительность и непринужденность общения учителя с учащимися, возникающие благодаря общей игровой атмосфере, располагает школьников к серьезным разговорам, обсуждению любых жизненных ситуаций, так как урок иностранного языка – это не только игра. Опыт преподавателей убеждает, что использование игрового метода обучения способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка. Игра несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд (овладение иностранным языком) радостным, творческим и коллективным. Ведь цель игрового метода обучения – способствовать развитию речевых навыков и умений. Возможность проявлять самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные качества речевого умения – могут быть проявлены во время проведения игр. Игра является средством создания ситуации общения. Использование учебно-речевых игровых ситуаций полностью отвечает возрастным особенностям детей и создает условия для их естественного общения. Используемые учебно-речевые игры отличаются от развлекательных тем, что они имеют второй план или узко методическую цель. Учебно-речевая игровая ситуация побуждает учащихся говорить и действовать по правилам игры в учебно-методических целях. Именно игра повышает и поддерживает интерес к общению. Могут быть выделены следующие виды учебно-речевых игр: 1. Грамматические игры, которые ставят перед собой цели научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца; развить речевую активность и самостоятельность учащихся; 2. Лексические игры, которые нацелены на то, чтобы познакомить учащихся с новыми словами и с их сочетаниями; тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; активизировать речемыслительную деятельность учащихся; развивать речевую реакцию; 3. Фонетические игры, которые преследуют цели тренировать учащихся в произнесении иноязычных звуков; научить учащихся громко и четко читать стихи; разучивать стихотворения с целью их воспроизведения по ролям. 4. Орфографические игры. Цель данных игр – упражнение в написании иноязычных слов. Часть игр рассчитана на тренировку памяти учащихся, другие же основаны на некоторых закономерностях в правописании слов. Большинство игр можно использовать при проверке домашнего задания. 5. Аудитивные игры. Данные игры могут помочь достижению таких целей аудирования, как обучение учащихся пониманию смысла однократного высказывания; обучение выделению главного в потоке информации; развитие слуховой памяти и слуховой реакции. Важно, чтобы представляемые ученикам записи воспроизводили речь носителей языка. Запись же представляется однократно, в противном случае игра потеряет смысл. 6. Речевые игры. Данные игры способствуют осуществлению таких задач, как обучение учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности; обучение учащихся практическому и творческому применению полученных речевых навыков, а также речевой реакции в процессе коммуникации. 1.2. Психолого-физиологические, педагогические, лингводидактические особенности детей младшего школьного возраста В системе языкового образования важное место отводится начальному периоду обучения. В своих исследованиях ученые А. С. Белкин, Л. А. Венгер, М. Н. Емельянова, Ж. Пиаже, Л. В. Темнова, Д. Б. Эльконин подчеркивают, что именно в младшем школьном возрасте ребенок наиболее продуктивно овладевает системой действий, необходимых для успешного обучения на последующих этапах, поэтому знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют правильно выстроить работу в классах, следовательно, каждый педагог-практик должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми этого возраста, ибо как свидетельствуют многочисленные срезы знаний, годовые контрольные работы, «выпускники младшего звена средней школы не владеют знаниями, умениями и навыками по иностранному языку в объеме, соответствующем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Результаты наблюдений за учащимися на уроках, анкетирования учителей иностранного языка, работающих в младших классах, и родителей свидетельствуют о том, что при обучении данному предмету младшие школьники испытывают многочисленные трудности. Это является результатом того, что особенности детей младшего школьного возраста при обучении иностранному языку учитываются не в полной мере» [Сергеева Н.Н., Угрюмова С.В. Классификация мотивов к изучению иностранного языка//Педагогическое образование в России.2012, №3]. Начальный этап обучения важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Английский методист Г. Пальмер, который придавал очень большое значение началу в изучении иностранного языка, писал: «Take care of the first two stages and the rest will take care of itself». Кроме того, именно на начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения иностранному языку, что с первых шагов позволяет педагогу войти в эту систему и осуществить учебно-воспитательный процесс в соответствии с ее основными положениями. Итак, что же принято считать младшим школьным возрастом? Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. Анализ отечественных и зарубежных исследований позволяет нам обозначить психолого-физиологические, педагогические и лингводидактические особенности, которые необходимо учитывать при обучении иностранному языку в младшем школьном возрасте: 1.Основные психолого-физиологические особенности (Б. В. Беляев, А. Валлон, И. А. Зимняя, В. В. Давыдов, А. Я. Иванова, М. В. Матюхина, Л. И. Петрова, В. Н. Пугач, Л. А. Ясюкова): - учебно-познавательный интерес: возникновение и поддержание мотивации к изучению иностранного языка при определенных условиях на уроке, желание узнавать новое, осуществлять поиск информации; произвольность познавательных процессов – при помощи волевых усилий направлять свою учебную деятельность, следовать поставленным задачам, выполнять требования учителя и др.; рефлексия собственных действий – проведение анализа результатов собственной учебной деятельности, осознание степени понимания нового материала на уроке, способность критически относиться к успехам и неуспехам в процессе овладения новым предметом; - умение планировать свою учебную деятельность [Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.П. Психология младшего школьника: учебно-методическое пособие для студентов-заочников факультетов подготовки учителей начальных классов, Издание 2-е. М.: Просвещение, 1976]: осознавать цель, формировать содержательный анализ объекта, ставить задачи, искать оптимальные способы решения, выстраивать алгоритм действий, прогнозировать результат; - уровень реакций на внешние раздражители: повышенная восприимчивость – высокая степень живости и яркости ответной реакции младших школьников на раз-личные раздражители в учебной ситуации урока, эмоциональный отклик на слова учителя и сверстников, яркую картинку, звучание слова на иностранном языке, формулировку предложенного задания и др. в большей или меньшей степени выраженности (громкий / тихий смех, плач, удивление, употребление междометий на иностранном языке или на родном); впечатлительность – поведение младшего школьника, обусловленное свойствами нервно-психического аппарата, на внешние раздражители (см. выше) (повышенная эмоциональная / двигательная активность, разговорчивость на уроке); реактивность, готовность к действию – способность реагировать на внешние и/или внутренние стимулы; - высокий уровень подражания иноязычной речи образцу речи учителя или диктора; «В. М. Бехтерев считает подражание простым ассоциативным рефлексом, основанным на социальном опыте; в младшем школьном возрасте это состояние возникает из-за несовершенства в восприятии и понимании чувств, что влечет чисто внешнее подражание взрослым в выражении чувств, выполнении действий» [Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Диагностика и коррекция произвольности в дошкольном и младшем школьном возрастах. М., 1999]; - увеличение общей работоспособности организма проявляется с началом обучения в школе: резкий скачок в росте, интенсивный рост ребер и изменение их положения, изменения в работе легких и характера дыхания; с увеличением объема вдоха повышается уровень обменных процессов во всех тканях, что приводит к более интенсивной выработке энергии и, как следствие, время выдержки работоспособности выше [Ясюкова Л.А., Пугач В.Н. Педагогическая компенсация нарушений внимания и поведения у детей: методические рекомендации для учителей начальной школы. Ижевск, 2001]; - слабо развита мелкая (тонкая) моторика пальцев рук: более медленный темп развития мелких мышц вызывает трудности при выполнении действий, требующих точности (в обучении написанию букв иностранного языка, списыванию предложений и др.); быстрая утомляемость кистей не позволяет давать детям большие письменные задания; -изменения в развитие коры больших полушарий и подкорковых структур: согласно развитие мозга предопределено генетически – в определенной последовательности на каждом этапе развития созревают отдельные его структуры; вместе с тем созревание нервных элементов, и прежде всего нервных клеток, наиболее эволюционно новых отделов мозга происходит под влиянием внешней среды и зависит от поступающей в мозг информации [Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. М., 1990, с. 11]; особенности деятельности мозга учащихся младших классов зависят от зрелости коры больших полушарий и подкорковых структур; развитие лобных долей имеют огромное значение в проявлении сознательного поведения человека, восприятии слова и осуществлении мыслительных операций. К 6-7 годам кора больших полушарий в значительной степени зрела, происходят качественные и структурные изменения головного мозга – увеличивается масса мозга, происходят изменения в протекании основных нервных процессов – возбуждения и торможения: увеличивается возможность тормозных реакций от безусловного к условному. В этом возрасте при помощи специальных методик можно оценить, насколько созрели, как функционируют отделы мозга, провести анализ затруднений при обучении иностранному языку, которые уже существуют, но что еще более важно, могут возникнуть [Ясюкова Л.А., Пугач В.Н. Педагогическая компенсация нарушений внимания и поведения у детей: методические рекомендации для учителей начальной школы. Ижевск, 2001]; -формирование автоматизмов в младшем школьном возрасте является процессом, неотделимым от учебной деятельности. На уроке иностранного языка автоматизировать можно любые учебные действия, которые многократно повторяются во время обучения: выполнение какого-либо задания по определенному алгоритму, построение предложения в утвердительной форме, формулирование общих вопросов с do/does, овладение т....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Развивающий потенциал фонетических игр в процессе обучения английскому языку
- Формирование межкультурной коммуникации в процессе обучения специалистов разного профиля английскому языку
- Теоретическое обоснование проблемы проектирования обучения детей английскому языку в процессе конструктивной деятельности.