VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретическое обоснование исследования проблемы развития моторной сферы у детей дошкольного возраста.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000885
Тема: Теоретическое обоснование исследования проблемы развития моторной сферы у детей дошкольного возраста.
Содержание
    Содержание
     
Введение…………………………………………………………………..3
1 Глава. Теоретическое обоснование исследования проблемы развития моторной сферы у детей дошкольного возраста
1.1 Развитие моторной сферы детей дошкольного возраста……...6
1.2 Развитие моторной сферы детей дошкольного возрастаприРАС…….………………………………………………………………………......9
1.3 Канистерапия…………………………………………………………………..
2 Глава. Экспериментальное изучение развития моторной сферы детей приРАС….………………………………………………………………………12
2.1 Цель, задачи, методы исследования моторной сферы детей дошкольного возраста с РАС………………………………………………………………...13
2.2 Ход экспериментального изучения моторной сферы детей дошкольного возраста при аутизме………………………………………………………....18
2.3 Анализ результатов исследования………………………………………….27
3 Глава. Коррекционно-педагогическаяработа по развитию моторной сферы детей с РАС с помощью канистерапии………………………………
3.1 Цели, задачи, принципы коррекционно-педагогической работы..…………
3.2 Ход коррекционно-педагогической работы по развитию моторной сферы детей с РАС……………………………………………………………………….
3.3 Анализ контрольного эксперимента………………………………………..



    Введение
     Моторное функционирование ребенка — это двигательная деятельность, осуществляемая за счет работы всех мышц организма. Она представлена навыками общей моторики,мелкой моторики, а так же речевой моторики. При раннем детском аутизме выявляются значительные моторные расстройства прежде всего в виде отставания или нарушения формирования мелкой и общей моторики, а также в виде других их нарушений. Отмечается плохая скоординированность работы групп мышц, участвующих в ходьбе и других подобных движениях.
     При аутизме часто наблюдаются дети, использующие левую руку как основную, или обе руки равноправно. Также наблюдается отставание в овладении навыками самообслуживания. В мелкой моторике наблюдается нескоординированость движений пальцев рук, недостаточное развитие мышц кисти, или атрофия из-за недостаточной активности. Плохая зрительно-моторная координация. Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. И не всегда уровень подготовленности ребенка соответствуем этим требованиям. Дети часто испытывают затруднения с письмом, многие из которых обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью координации движений.
     Дети, которые испытывают трудности с моторикой, могут иметь проблемы с простыми в нашем представлении вещами, такими как чистка зубов, застегивание пуговиц, застегивание застежек и молний, - вещами, которые так важны для независимости. Они будут нуждаться в няне или в помощнике, и это будет выделять их среди других детей.
     Есть множество методик для изучения и развития моторики у детей. Но из-за отсутствия установленных методов лечения РАС, альтернативные методики, являются основной формойпомощи детям.Одна из них- с использованием канистерапии. Это разновидность энималтерапии— метод лечения иреабилитации, с использованием специально отобранных и обученныхсобак.
     При работе с детьми с РДА, канистерапия эффективна благодаря тому, что с собаками детям проще идти на контакт, принимать помощь, учиться взаимодействовать.Из выше изложенного становится понятно, насколько важным является развитие моторных навыков у аутичных детей, и насколькоактуальнаданная проблема.
     Цель исследования - выявить особенности развития моторной сферы старших дошкольников при аутизме и определить наиболее эффективные направления работы по развитию общей и мелкой моторики с помощью канистерапии.
     Объект исследования: особенностиразвития моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с РАС.
     Предмет исследования: процесс коррекционно – педагогическая работ, направленный на развитие моторной сферы детей с РАС с помощью канистерапии.
     Гипотеза исследования: предполагаем, что развитие и коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста при раннем детском аутизме будет проходить эффективнее при выполнении следующих условий:
     -использование на занятиях методики канистерапии.
     - использование на занятиях упражнений для развития мелкой, общей и речевой моторики.
     - развитие навыков самообслуживания.
     В соответствии с вышесказанным поставлены следующие задачи:
     1. Изучить проблему развития моторной сферы детей старшего дошкольного возраста на основе анализа психолого-педагогической литературы.
     2. Определить базовые понятия исследования: «речевая моторика», «общая моторика», «мелкая моторика», «канистерапия».
     3. Изучить особенности развития моторной сферы детей с РАС и нормально развивающихся сверстников с помощью канистерапии. 
     3. Создать и экспериментально проверить систему работы по коррекции и развитию моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с РАС с использованием канистерапии.
     В работе использовались следующие методы педагогического исследования: наблюдение, беседа, эксперимент.
     Экспериментальная работа проходила в два этапа: Констатирующий эксперимент, целью которого являлось определение уровня развития общей, мелкой и речевой моторики у детей с РАС и нормально развивающихся сверстников. Формирующий эксперимент, целью которого являлось реализация коррекционно-педагогической помощи детям с РДА по развитию моторной сферы с помощью канистерапии. 
     Практическая значимость исследования заключается в подборекомплекса методов и приемов по развитию моторной сферы средствами канистерапии, которое адресовано воспитателям и родителям детей старшего дошкольного возраста.


1  Глава. Теоретическое обоснование исследования проблемы развития моторной сферы у детей дошкольного возраста
1.1 Развитие моторной сферы детей дошкольного возраста

     В дошкольном возрасте ребенок активно познает мир. Усложняется форма общения с окружающими людьми, увеличивается количество видов деятельности, которыми овладевает дошкольник.
      Главная цель ребенка - быть таким же как взрослый. Активно подражая, ребенок учится манипулировать предметами, приучается к общественно-полезной деятельности. Потребность быть похожим на взрослого реализуется дошкольником в сюжетно-ролевой игре.
      Специфичными для дошкольного возраста являются виды трудовой деятельности - лепка, аппликация, конструирование, рисование. В процессе ребенок развивает память, воображение, мелкую моторику и другие познавательныепроцессы.
     Важной частью развития ребенка является сформированность моторной сферы. Без определенного набора навыков, ребенок не сможет полноценно существовать в обществе.В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
     К старшему дошкольному возрасту, к 5-6 годам, ребенок должен уметь: хорошо бегать, прыгать, прыгать через веревочку, прыгать по очереди на одной и другой ноге, бегать на мысках. Кататься на двухколесном велосипеде, на коньках(роликах).Аккуратно вырезать картинки, писать буквы и числа. Дополнять недостающие детали к картинке. Воспроизводить геометрические фигуры по образцу, обводить рисунки по контуру, заштриховывает фигуры. Выразительно рассказывать стихотворения, пересказыватьнебольшиерассказы.
     Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё однаскладочкавкоребольшихполушарий. Развитие двигательной сферы очень важно для ребенка. В нее входит развитиеобщей, мелкойи речевоймоторики.
     Общая моторика- разнообразные движения тела, рук и ног ребенка. Недостаточно развитая, она приводит к понижению активности ребенка, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности. До года ребенок учится держать головку, лежать на животе с опорой на согнутые, а позже и вытянутые руки, садиться. К девяти месяца начинает вставать, к десяти- ходит держась рукой. К году ходит самостоятельно,приседает. 
     К двум годам хорошо ходит самостоятельно, поднимает предметы с пола наклонившись, бросает мяч, короткое время стоит на одной ноге, сам поднимется по лестнице, прыгает на месте, ездит на трехколесном велосипеде. К трем годам- учится бегать, ходить на мысках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки.
     К четырем годам ребенок уже бросает мяч через голову, хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге, сохраняет равновесие при качании на качелях.
     К пяти- прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну.К пяти годам ребенок в норме осваивает практически все основные движения, и активно их использует в жизни.
     К мелкой моторике относится большое количество движений, таких как захват предметов, завязывание шнурков, письмо. Мелкая моторика развивается с младенческого возраста на основе общей моторики. 
     На первом году жизни малыш учится хватать игрушки, ударять по предметам, позже- манипулировать несколькими предметами, брать мелкие предметы пальцами, открывать коробки и ящики, держать ложку. К двум годам ребенок чертит карандашом, листает страницы книги. К трем- играет с песком и глиной, открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы. К пяти годам ребенок уже складывает бумагу более одного раза, лепит из пластилина, шнурует ботинки имногоедругое.
     Речевая моторика- способность ребенка к произвольным движениям органов речи. Дляправильного произнесения звука ребенку необходимо воспроизвести сложный комплекс движений.Малыш рождается с готовыми к работе органами артикуляции, но должно пройти достаточно времени, чтобы он смог говорить на родном языке.
     Для развития звуковой стороны речи большое значение имеет развитие мышц речевой, или артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкогонеба.
     На рефлекторном уровне развитие речевой моторики начинается с рождения- ребенок кричит, позже появляется гуление, смех. К полутора годам ребенок способен произносить некоторые звуки. Ближе к трем годам артикуляционный аппарат малыша готов к простым движениям. К пяти годам у ребенка сформирована артикуляционная база. 
     Важной частью развития ребенка, является формирование моторной сферы. Дошкольник учится ходить, брать и взаимодействовать с предметами, прыгать и спускаться по лестнице, рисовать и говорить. Ребенок, при нормальном развитии, учится и переходит на новые ступени развития в процессе общения с взрослыми и сверстниками, при активно работающих механизмах саморазвития. 
     Но не всегда развитие ребенка проходит в норме, иногда проявляются какие- либо отклонения, генетические заболевания, что не позволяет ребенку развиваться наравне со сверстниками. Одним из подобных отклонений в развитии, является детский аутизм, или синдром Каннера.
     

    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    1.2 Развитие моторной сферы детей дошкольного возрастапри	РАС

     Ранний детский аутизм — нарушение развития всех сфер психики:перцептивной, сенсомоторной, познавательной, речевой и эмоциональной, а также недостаточное развитие социального взаимодействия с окружающими.
     В вопросе об этиологии раннего детского аутизма единства мнений нет. Л.Каннеррасценивал РДА как особое болезненное состояние; 
Г.Аспергер – как патологическую конституциональную структуру, ближе к психопатической. 
     Большинством отечественных исследователей (Г.Е.Сухарева; 
Т.П.Симпсон; О.П.Юрьева), а также рядом зарубежных исследователей
(Л.Бендер; М.Кларк и др.) ранний детский аутизм рассматривается в основном в рамках патологии шизофренного круга: как начальный период детской шизофрении, реже – тяжелой формы шизоидной психопатии. В этих случаях речь идет о наследственной патологии с невыясненными механизмами, как это имеет место при шизофрении.
     Ряд исследователей предполагают возможность и органического происхождения синдрома РДА (Д.Н.Исаев; К.С. Лебединский и 
С.В.Немировская) его связь с внутриутробным поражением нервной системы и локализацией в стволовых отделах мозга.
     В зарубежных исследованиях, значительная роль отводится хронической психотравмирующей ситуации (Б.Беттельхейм и др.), вызванной холодностью матери по отношению к ребенку, деспотическим давлениемматери.
     Основной признак аутизма, нежелание ребенка идти на контакт, виден обычно уже к году, но более ясно проявляетсяв возрасте двух-трех лет.
     Большое значение при аутизме имеет ранняя диагностика, так как прогноз развития сильно зависит от времени начала психолого-педагогическойкоррекцииилечения.
     О.С.Никольской были выделены четыре основные группы РДА.
Первая группа, самая малочисленная и самая тяжелая. Дети мутичны, они не идут на какой либо контакт с окружающими, не овладевают навыками самообслуживания. Дети этой группы нуждаются в постоянном уходе и контроле.При своевременной интенсивной коррекции, дети могут овладеть письмом, чтением про себя и элементарными навыками самообслуживания.
     Дети второй группы встречаются наиболее часто. В их поведении часто встречаются стереотипии, некая манерность, особая походка. Дети почти не идут на контакт, отвечают односложно. При своевременной коррекции дети могутбытьподготовленыкмассовойшколе.
     Третья группа встречаются примерно у 10% детей с аутизмом. Для них характерен развернутый монолог и слабо развитый диалог. Дети менее зависимы от матери, не нуждаются в постоянной опеке. Могут быть подготовленыкобучениювмассовойшколе.
     Четвертая группа проявляется у 21% детей с РДА. В этой группе часто встречаются неврозоподобные расстройства, робость, пугливость. Дети очень зависимы от матери. Но при коррекционной работе, они могут быть подготовленыкобучениювмассовойшколе. 
Нарушения развития моторных навыков чаще проявляются у детей первой и второйгруппРДА. 
     Моторика у детей при раннем детском аутизме часто угловатая, движения неточные, неритмичные. Проявляются моторных стереотипии в пальцах, кистях рук, однообразный бег. Дети ходят на цыпочках, прыгают с опорой не на всю ступню, имеют трудности с сохранением равновесия. 
     При разговоре обычноотсутствует жестикуляция, мимика маловыразительна, произношение звуков может быть как правильным, так и неправильным. 
     В исследованиях отмечается, что у детей с аутизмом имеются своеобразные нарушения тонкой моторики рук. Ребенок не может правильно взять в руку ручку или кисть, раскатать пластилин. И особые трудности дошкольник испытывает при попытках овладении графическими навыками.
С раннего детства ребенок при аутизме может испытывать трудности с целенаправленными движениями, проблемы с обходом препятствий- он бежит, натыкаясь на углы и предметы. 
     К трем-пяти годам, дошкольник может еще не овладеть навыками самообслуживания.Удетейнаблюдаетсядиспраксия.
     Наиболее часто встречающиеся при РДА моторные стереотипии: легкие удары пальцами, раскачивание телом, симметричное взмахивание локтями при максимальном сгибе или просто обеими руками, вращение и хлопки в разном ритме или потряхивание головой. Хождение высоко на носочках в ускоренном темпе и стереотипная негибкость всего тела или его части тоже являются часто повторяющимися формами поведения при возбуждении.Часть стереотипий детей может перерасти в самоагрессию- нанесение себе повреждений, путем кусания рук, ударов по глазам, лицу и т.п. 
     При аутизме, у ребенка нарушается формирование всех сфер психической деятельности, в том числе сенсомоторные функции. Малыш ходит не наступая на всю стопу, имеет проблемы с координацией и равновесием. Наше время называют веком аутизма, из-за увеличения числа детей с данным нарушением. При своевременно начатой комплексной работе, дети с РДА могут жить самостоятельной жизнью, могут учиться в общеобразовательных учреждениях и быть полноценными членами общества. Но в России нет достаточного количества специализированных учреждений для детей с диагнозом аутизм. В основном на данный момент, это частные организации, созданные родителями детей с РАС. 

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    1.3Канистерапия
    
     Положительные терапевтические свойства при общении человека с домашними животными были известны ещё со времён Гиппократа, о чём свидетельствуют сохранившиеся документы, произведения искусства и данные раскопок археологов. В Древней Греции и Египте около 3 тыс. лет назад были обнаружены способности собак справляться с различными человеческими недугами. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что в 1792 году в английском городе Йорке собак использовали в терапевтическом процессе в больнице для душевнобольных. Во время ухода за животными больные общались с ними. Было отмечено положительное влияние такой методики и, как следствие, эффективное лечение.
     После Второй мировой войны врачи Красного Креста заметили, что в госпиталях, в которых разрешалось находиться собакам, раненые старались проводить с ними больше времени. Было отмечено, что в таких учреждениях процесс выздоровления происходил гораздо быстрее. В связи с этим в госпитале военно-воздушных сил в Нью-Йорке стали широко использовать этот метод.
     Однако, само понятие «терапии с участием животных» (или пет-терапии) было впервые сформулировано американским специалистом в области детской психиатрии Борисом Левинсоном в 1960 году. Во время приёмов он заметил, что, присутствующая на сеансах его собственная собака(нечистокровный золотистый ретривер) вызывает у пациентов-детей положительные реакции. Он разослал письма 150-ти коллегам, интересуясь, не замечали ли они благотворное влияние собак на пациентов, и получил 120 положительных ответов. С тех пор метод лечения, включающий в себя и общение с животными, в частности с собаками, получил широкое распространение на Западе. 
     Первые 10 лет канистерапия была доступна исключительно психиатрам, они работали с больными людьми с помощью своих личных собак. Но вскоре стало понятно, что специалистов катастрофически не хватает. Медицинская сестра Элейн Смит, работающая с Борисом Левинсоном, создала первую методикуканистерапии. Так же она составила планы работы с пациентами, правила сертификации собак-терапевтов. Теперь можно было привлечь волонтеров, которые проходили со своими питомцами специализированную подготовку, сдавали тестирование, и могли работать с детьми, под контролем врача. 
     В 1981 году Элейн Смит и МилтУинн учредили TherapyDogsInternational (TDI) — Международную Организацию собак-терапевтов.
 В настоящее время канистерапия может использоваться при лечении и таких серьёзных заболеваний как детский церебральный паралич, аутизм, гиперактивность, сердечно-сосудистые заболевания. Это направление стало широко развиваться и распространяться не только за рубежом, но и в России.
     Термин канистерапия и первые попытки работы в этом направлении появились в 90-е годы XX века одновременно в Москве, Петербурге, Мурманске и других городах России. Первые попытки организовать применение канистерапии, в соответствии с медицинскими представлениями о нейрореабилитации, двигательной, психологической и социальной реабилитации были предприняты с середины 2000 года некоторыми специалистами, совмещавшими медицинское образование и интерес к данному методу.
     В 2011 году в России создана организация, объединившая канистерапевтов России — Сообщество Поддержки и Развития Канис-Терапии, с 2014 года СПРКТ представляет интересы канистерапевтов в Союзе РеабилитологовРоссии.
     Для работы с детьми, волонтер с собакой, в возрасте от 1 года, должны пройти специальное тестирование.В случае успешной сдачи- следует минимум год специализированного обучения собаки. После вышеперечисленного, волонтер с питомцем сдают еще один тест, на получение сертификата «Собаки- терапевта». С этого момента, они имеют право работать с детьми, под контролем врача или специального педагога.
     Все собаки, участвующие в моей работе с детьми с РАС(бордер колли Ру, бордер колли Веник, уиппет Шерлок) - имеют сертификаты и прошли полное обследование ветеринарного врача.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
2 Глава. Экспериментальное изучение развития моторной сферы детей при РАС
2.1 Цель, задачи, методы исследования моторной сферы детей дошкольного возраста с РАС

     Цель: выявление особенностей развития моторных навыков у старших дошкольников.
     Задачи:
     1. Подобрать комплекс диагностических методик для выявления сформированности моторных навыков детей;
     2. Провести констатирующий эксперимент;
     3. Проанализировать полученные данные.
     
     Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ 1493, дошкольное отделение № 4., НПЦ ДПН министерства здравоохранения г. Москвы и центра «Наш Солнечный Мир», г. Москва.
     В эксперименте приняли участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста (5-6 лет): 14 дошкольников с нарушениями аутического спектра и 10 нормально развивающихся сверстников. 
     В процессе диагностического эксперимента использовались следующие методы и методики:
     1. Наблюдение за детьми в процессе их деятельности;
     2. Методики изучения сформированности моторных навыков детей.
     IОбследованиеобщеймоторики
     1.Статическая	координация	движений
	Позы Румберга, упрощенный вариант.
     Ребенку предлагается разуться и принять определенную позу. Спина прямая, руки вытянуты вперед, глаза закрыты, ноги вместе. Ребенок должен сохранять	позу	5	секунд. 
     2балла-задание	выполнено
1балл-ребенок	шатается
0баллов- падает, сильно шатается, опускает или поднимает руки
	2.	Двигательная	память
	Ребенку предлагается цепочка движений: руки в стороны, на бока, вверх	и	сжать в	кулаки.
Демонстрируется	несколько	раз, затем	предлагаем	повторить.
2 балла - задание	выполнено
1 балл - пришлось	 сократить	цепочку	до	3	движений
0 баллов- цепочка сокращена до 2 движений или не выполнена.
	3.	Чувство	ритма
	Ребенку предлагается рассмотреть карточки с значками. 
Демонстрируется, что обозначают карточки. Одна отдельно стоящая палочка- один изолированный удар. Две рядом стоящие палочки- два удара подряд.	Дуга-	тихий	удар. 
	Просим ребенка в начале послушать ритм и найти его на карточке, затем- воспроизвести ритм самостоятельно с опорой на картинку.
2 балла - задание	выполнено
1 балл - выполнено с	помощью
0 баллов - не 	выполнено
	4.	Ориентировка в	пространстве
	а) в схеме собственного	тела
Просим ребенка показать правую руку, правую ногу, левое ухо, левую ногу.
1 балл - задание	выполнено
0 баллов - не	выполнено
	б) ориентировка в ближнем пространстве от	ребенка
просим ребенка показать какой предмет на столе справа от него, какой слева.
1 балл- выполнено
0 баллов - не	выполнено
	в) ориентировка в дальнем	пространстве
ходим с ребенком по кабинету, спрашиваем что впереди, что сзади, что справа,	что	слева.
1 балл -	выполнено
0 баллов - не	выполнено
	Результат:
7-9 баллов- общая моторика сформирована по возрасту
5-6 баллов- недостаточная сформированность в некоторых сферах
менее 5 баллов- развитие общей моторики не соответствует возрасту

	II Мелкая	моторика
     1.	Сформированность	произвольных	движений
	Просим ребенка соединить большой и указательный палец в кольцо
(по очереди на обеих руках). Удерживать позу 5 секунд. Показать пальцами козу. Позу так же удерживать 5	секунд.
2 балла -	выполнено
1 балл - не ровное кольцо/коза, недостаточное время	удержания
0 баллов - не	выполнено

     2. Кинестетические	движения
	Просим ребенка сделать пальцами зайца с зрительным контролем, затем повторить с закрытыми глазами.козу, кольцо –так же. 
1 балл - задание	выполнено
0 баллов- при отсутствии зрительного контроля подбирает пальцами нужную позу, не может	выполнить.
	3. Кинетические	движения
	Показываем ребенку цепочку движений: кулак-ребро-ладонь. Просим повторить с зрительным контролем, затем- закрыв глаза. 
1 балл -	выполнено
0 баллов- нарушение цепочки, перестановка движений, сокращение цепочки, не	выполнил.
	Результат:
4 балла - мелкая моторика сформирована по	возрасту
3 балла - недостаточная сформированность в некоторых	сферах
менее 3 баллов- развитие мелкой моторики не соответствует возрасту

	III Артикуляционная	моторика
	1. Обследование мимических	мышц
	Просим ребенка поднять и нахмурить брови, прищурить глаза, надуть и втянуть	щеки.
2 балла - задание	выполнено
1 балл- короткое удержание, слабо	выражено
0 баллов - не	выполнено
	2. Обследование речевой	моторики
	а) движения	губ
	- произвольные	движения
	Просим ребенка показать трубочку, забор, улыбнуться. Каждую позу удерживать 4 секунды, повторить несколько	раз.
1 балл - задание	выполнено
о баллов- недостаточно времени удерживал, слабо выражена поза, не выполнено
	- кинестетические	движения
	Просим ребенка сделать трубочку с зрительным контролем(зеркало), затем повторить с закрытыми глазами. Забор, улыбнуться –та же инструкция.
1 балл - задание	выполнено
0 баллов- поиск нужной позы с закрытыми глазами, не выполнено
	-кинетические	движения
	Показываем ребенку цепочку трубочка- улыбка- хоботок, просим повторить глядя в зеркало и закрыв	глаза.
1 балл -	выполнено
0 баллов - нарушена цепочка, не		выполнено
	б) движение	языка
	- произвольные	движения
	Просим ребенка открыть рот и высунуть язык «лопатой». Удержание 5 секунд, несколько раз повторить. Просим сделать упражнение качели - движения языком из стороны в	сторону.
1 балл - задание	выполнено
0 баллов- рот закрывается в процессе выполнения, недостаточное время удержания, неравномерные движения	языка
	- кинестетические	движения
	Просим ребенка сделать лопату с зрительным контролем(зеркало), затем повторить с закрытыми глазами. Жало, чашечку – по той же инструкции.
1 балл - задание	выполнено
0 баллов - поиск нужной позы, не	выполнено
	- кинетические	движения
	Показываем ребенку цепочку лопата-жало-чашечка, просим повторить в начале глядя в зеркало, затем - закрыв	глаза
1 балл - задание	выполнено
0 баллов - нарушена цепочка, не	выполнено
	в) движение нижней	челюсти
	Упражнение «Большой рот»- просим ребенка открыть рот на ширину его ладони, удерживать 5	секунд.
1 балл -	выполнено
0 баллов - не	выполнено
Упражнение «Пила»- просим ребенка показать зубы, сделать маленькую щель между ними и двигать нижней челюстью из стороны в сторону.
1 балл -	выполнено
0 баллов - нарушение инструкций, не	выполнено
Упражнение «Ящик»- просим ребенка выдвинуть вперед нижнюю челюсть, вернуть назад. Повторить несколько	раз.
1 балл -	выполнено
0 баллов - не	выполнено
	г) движение мягкого	неба
     Слушаем, есть ли в голосе носовые звуки кроме н, нь, м, мь.
	д) сочетание артикуляционного движения и ротового	выдоха
     Упражнение «Поплевывание с губ»- просим ребенка «сплюнуть» воздухом с губ комочек	ваты.
     Упражнение «Поплевывание с языка»- просим ребенка «сплюнуть» воздухом с высунутого, расслабленного, зажатого зубами языкакомочек ваты, затем в той же позе длинным выдохом сдуваем комочек с ладони.
1 балл -	выполнено
0 баллов - не	выполнено
	Результат:
10-12 баллов - артикуляционная моторика сформирована по возрасту.
8-9 баллов- недостаточная сформированность в некоторых сферах.
менее 8 баллов- развитие речевой моторики не соответствует возрасту.
    
    
    
    
2.2 Ход экспериментального изучения моторной сферы детей дошкольного возраста при аутизме
    
Наблюдение за детьми в процессе их деятельности.
     Наблюдение за дошкольникамис РДА показало, что у них наблюдаются проблемы с координацией движений и равновесием. 
     Проблемы с самообслуживанием: дети не могут завязать шнурки, застегнуть пуговицы и молнии на одежде. 
     Проблемы с использованием ручки и карандаша. Нарушение коммуникативнойсферы	развития.

Анализрезультатовконстатирующего	эксперимента.
I Обследование общей моторики(таблица 1)
     1.Статическаякоординация	движений
     Из всей группы, наибольшее количество баллов- 2, не смог набрать никто из детей. 1 балл получило шесть детей, они шатались и не критично меняли положение рук во время выполнения задания. Большая же часть-восемь детей, не могли удерживать заданную позу, падали, опускали руки, или махали ими для удержания равновесия. 
     2. Двигательная память
     Три ребенка данной группы справились с заданием, четко повторив цепочку из четырех движений(2 балла). Семь детей смогли выполнить задание после сокращения количества движений до трех(1 балл). И четыре ребенка не справились с заданием, испытывая большие затруднения с воспроизведениемцепочкидвижений(0баллов).
     3. Чувство ритма
     Ни один из дошкольников не смог выполнить задание самостоятельно. Шестеро детей справились с активной помощью и подсказками педагога- 1 балл. Восемь детей не смогли найти прослушанный ритм на карточке и воспроизвести его самостоятельно(0 баллов). 
	4. Ориентировка в	пространстве
	а) в схеме собственного	тела
	Из группы, шесть детей справились с заданием(1 балл), восемь- не смогли выполнить инструкции педагога, не ориентируясь в схеме собственного тела(0	баллов).
	б) ориентировка в ближнем пространстве от ребенка
     Четыре ребенка правильно отвечали на вопросы педагога и справились с заданием- 1 балл, десять детей, не смогли правильно сориентироваться в пространстве стола, 0	баллов.
	в) ориентировка в дальнем пространстве
     Семь детей из группы ориентировались в пространстве кабинета, правильно отвечая педагогу- 1 балл, и семь детей не смогли справиться с заданием, путая стороны и не понимая инструкций- 0 баллов.
     Общие	результаты:
У детей при РАС, наблюдается несоответствующее возрасту развитие общей моторики. 
     
     II Мелкая моторика (таблица	2)
	1. Сформированность произвольных движений
     Пять детей из группы выполнили задание, четко показав все требуемые позы(2 балла). Пять детей имели проблемы со временем удержания поз и четкостью исполнения(1 балл), четыре ребенка не справились с заданием, не продемонстрировав требуемое - 0	баллов.
     2. Кинестетические	движения
     Восемь дошкольников выполнили задание, продемонстрировав нужные позы как с зрительным контролем, так и без( 1 балл), шесть детей не смогли выполнить тест без зрительного контроля, они либо начинали подбирать нужную позу перебирая, либо не выполняли вообще- 0 баллов.

     3. Кинетические движения
     Шесть детей выполнили всю цепочку без ошибок- 1 балл, восемь детей имели трудности, они переставляли движения, изменяли цепочку, не могли повторить ее совсем - 0	баллов.
     Общие	результаты:
     У четырех детей из группы мелкая моторика сформирована в соответствии с возрастом, у одного ребенка проблемы с сформированностью кинестетических движений, и у девяти детей мелкая моторика не сформирована в соответствии с возрастной нормой.
     
     III Артикуляционная	моторика
     1. Обследование мимических мышц (таблица	3)
     У одного ребенка из группы сформирован навык использования мимических мышц(2 балла), у трех детей наблюдались проблемы с удержанием позы нужное время и степенью выраженности упражнения
(1 балл). Десять детей не справились с заданием(0 баллов).
	2. Обследование речевой моторики (таблица	4)
	а) движения	губ
	- произвольные	движения
     Пять дошкольников справились с заданием- 1 балл, девять человек не смогли удерживать позу нужное время или выполнить ее вообще- 0 баллов.
     - кинестетические движения
     Из группы два ребенка выполнили задание как с зрительным контролем, так и без(1 балл), и двенадцать детей не смогли выполнить- подбирали нужную позу или отказывались от упражнение при потере зрительного контроля (0	баллов).
     -кинетические движения
     Два ребенка смогли правильно воспроизвести цепочку из заданного количества движений(1 балл), двенадцать имели трудности с порядком движений, с выполнением всех заданий - 0	баллов.
     б) движение	языка
     - произвольные	движения
     Два ребенкавыполнили задание(1 балл), двенадцать детей имели трудности с правильным выполнением, закрывали рот, не могли правильно держать язык - 0	баллов. 
     -кинестетические движения
     Из группы два человека справились с заданием(1 балл), двенадцать- имели трудности при выполнении, или не смогли выполнить(0 баллов).
     -кинетические движения
     Один ребенок смог воспроизвести всю цепочку движений(1 балл), тринадцать детей путали элементы, сокращали цепочку, были не в состоянии выполнить - 0	баллов.
     в) движение нижней челюсти
     Упражнение «Большой рот»
     Три ребенка справились с заданием, открыв рот на нужную высоту и удерживая позу заданное время- 1 балл, одиннадцать детей имели трудности с выполнением - 0	баллов.
     Упражнение «Пила»
     Ни один ребенок из группы не смог выполнить задание по инструкции, все четырнадцать детей получили за данное задание 0 баллов.
      Упражнение «Ящик»
     Четыре дошкольника выполнили задание верно- 1 балл, десять имели затруднения- 0 баллов.
     г) движение мягкого неба
     У семи детей замечено использование в голосе носовых звуков помимо н,нь,м,мь. У другой половины нарушений не выявлено.
     д) сочетание артикуляционного движения и ротового выдоха
     Упражнение «Поплевывание с губ»
     Ни один из детей не смог выполнить задание верно- 0 баллов.
     Упражнение «Поплевывание с языка»
     В данном задании дети так же имели затруднения и не смогли его выполнить, все четырнадцать дошкольников- 0 баллов.
     
    Общие результаты:
     У всех детей данной группы развитие артикуляционной моторики не соответствует возрастной	норме.



    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    2.3 Диагностика развития моторики детей дошкольного возраста в норме.
     Наблюдение за детьми в процессе их деятельности.
     Наблюдение за старшими дошкольниками без отклонений в развитиипоказало, что у них не наблюдается проблем с общей, мелкой и артикуляционной моторикой. Дети не испытывают трудностей на занятиях, при каких- либо движениях, в сфере самообслуживания.
     
     Анализ результатов констатирующего эксперимента.
     I Обследование общей моторики( таблица 5)
     1. Статическая координация движений
     Из всей группы, наибольшее количество баллов- 2, набрали восемь детей. 1 балл получило два детей, испытывающие небольшие проблемы с равновесием.
     2. Двигательная память
     Восемь детей данной группы справились с заданием, четко повторив цепочку из четырех движений(2 балла). Два ребенка смогли выполнить задание после сокращения количества движений до трех(1 балл). 
     3. Чувство ритма
     Шесть детей полностью выполнили задание- 2 бал.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.