VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретическое изучение проблемы внимания у детей старшего дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001389
Тема: Теоретическое изучение проблемы внимания у детей старшего дошкольного возраста
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДЕТСТВА

КАФЕДРА КОРЕЦИОНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
 

ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ
Зав. кафедрой психологии личности
и специальной психологии
_________    Ю.М. Перевозкина
_____ ___________   20____ г.



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

Коррекционная работа по преодолению нарушений познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.







Выполнил студент группы 52

Макарова Екатерина Викторовна   _______________

Направление подготовки: 050700.62  Специальное дефектологическое образование

Профиль: Дошкольная дефектология

Форма обучения: заочная

Руководитель: ст. преподаватель кафедры коррекционной педагогики и психологии Игнатенко Ольга Евгеньевна         _______________




Новосибирск 2016
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическое изучение проблемы внимания у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………….6
1.1. Общая характеристика внимания как психического процесса……………6
1.2. Синдром гиперактивности и дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….9
1.3. Диагностика СДВГ у детей  старшего дошкольного возраста…………..12
Глава II. Экспериментальная работа по развитию внимания у детей с СДВГ…17
2.1.  Изучение особенностей внимания  детей  с СДВГ………………………17
2.2.  Коррекционная работа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…….………...22
2.3. Результаты экспериментальной работы…………………………………...27
Заключение………………………………………………………………………….33
Список используемых источников………………………………………………..34
Приложение 1……………………………………………………………………….36
Приложение 2……………………………………………………………………….40
Приложение 3……………………………………………………………………….42












Введение
     
     Внимание – это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности. Внимание – важный компонент деятельности человека, требующей организованности и точности. Н. Ф. Добрынина характеризовал внимания как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Дети с нарушениями развития свойств внимания  испытывают трудности в обучении. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида. Внимание, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения.
     В настоящее время стала актуальной проблема развития внимания у гиперактивных детей. Однако рекомендации для практических психологов, воспитателей и родителей по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации развивающей работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо раннее выявление и развитие внимания у гиперактивных детей со старшего дошкольного возраста. Вот почему именно этой проблеме – проблеме развития внимания у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста – мы и уделяем первостепенное внимание.
     Итак, что такое гиперактивность? «Гипер…» (от греч. hyper – «над», «сверху») – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activus» и означает «действенный, деятельный».
     Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
     Гиперактивный ребёнок – это ребёнок: с повышенной энергетикой – вариант нормального развития, не требующий коррекции; с двигательной расторможенностью (нуждается в психологической помощи).
     Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.
     Анализ литературы по данной проблеме показал, что в большинстве исследований наблюдения велись за детьми школьного возраста, т.е. в период, когда признаки проявляются наиболее отчетливо, а условия развития в раннем и дошкольном возрасте остаются, в основном, находятся вне поля зрения психологической службы. Именно сейчас большую значимость приобретает проблема раннего выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, профилактика факторов риска, его медико-психолого-педагогическая коррекция, охватывающая мультиморбидность проблем у детей, что позволяет составить благоприятный прогноз лечения и организовать коррекционное воздействие.
     Цель данной работы  рассмотреть особенности формирования внимания у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
     Объект исследования является внимание у детей старшего дошкольного возраста.
     Предмет исследования - особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
     Гипотеза исследования – формирование внимания у детей с СДВГ будет осуществляться эффективно при условии, что будет проводится коррекционная работа.
     В соответствии с целью работы, объектом исследования, предметом исследования и гипотезой были поставлены следующие задачи, которые необходимо решить:
     1. Рассмотреть литературу по представленной теме;
     2. Дать общую характеристику внимания как психического процесса;
     3. Изучить особенности синдрома гиперактивности и дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста, методы диагностики СДВГ у детей;
     4. Провести исследование изменения внимания у детей с СДВГ в ходе коррекционной работы.
     В исследовании будут использоваться следующие методы:
Теоретический анализ литературных источников по вопросу развития внимания детей старшего дошкольного возраста с СДВГ, психодиагностические методики, качественный и сопоставительный анализ данных, полученных в ходе исследования, и обработка полученных данных.
          Теоретическая и практическая значимость исследования определяется необходимостью изучения особенностей внимания старших дошкольников с гиперактивностью и дефицитом внимания, на основе чего разрабатываются рекомендации для родителей и воспитателей. Данные исследования могут быть использованы в практике воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
     Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, список используемых источников и приложения.
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава I. Теоретическое изучение проблемы внимания у детей старшего дошкольного возраста 

1.1. Общая характеристика внимания как психического процесса
     
     Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность.[1, с.24]
     Что же такое внимание? 
     Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту. 
     Основные функции внимания:
     - активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов;
     - способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями;
     - обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.
     Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться.[17, с. 141]
     Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов. 
     В коре больших полушарий мозга могут протекать два процесса: возбуждение и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это время находятся в состоянии торможения. Поэтому человек, сосредоточенный на чем-либо одном, может ничего другого в этот момент не замечать. 
     Деятельность невозбужденных участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека. 
     Большое значение для появления внимания имеет так называемый ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды. 
     Способность настораживаться, реагируя иногда на очень незначительное изменение в окружающей среде, объясняется наличием в больших полушариях мозга сети нервных путей, соединяющих ретикулярную формацию (совокупность структур головного мозга, регулирующих уровень возбудимости) с разными участками коры больших полушарий. Нервные импульсы, идущие по этой сети, возникают вместе с сигналами от органов чувств и возбуждают кору, приводя ее в состояние готовности реагировать на ожидаемые дальнейшие раздражения. Таким образом, ретикулярная формация вместе с органами чувств обуславливает появление ориентировочного рефлекса, являющегося первичной физиологической основой внимания. 
     Что же вызывает непроизвольное внимание? Тут имеется несколько причин: 
     1. Относительная сила раздражителя. 
     2. Неожиданность раздражителя. 
     3. Движущиеся предметы [13, с.64]. 
     Французский психолог Т. Рибо особенно выделял этот фактор, он считал, что именно благодаря целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете. 
     4. Новизна раздражителя. 
     5. Контрастные предметы или явления. 
     6. Внутреннее состояние человека [13, с.66]. 
     Иной характер имеет так называемое произвольное внимание. Оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Произвольное внимание имеет волевой характер. 
     Психологи еще третий вид внимания, которое возникает после определенных волевых усилий, но когда человек как бы «входит» в работу, начинает легко сосредотачиваться на ней. Такое внимание советский психолог Н. Ф. Добрынин назвал послепроизвольным (или вторичным), так как оно приходит на смену обычному произвольному вниманию.
     Если условием появления непроизвольного внимания являются, как было сказано, качества внешних раздражителей и особенности внутреннего состояния человека (его потребности, интересы), то для появления и поддержания произвольного внимания необходимо сознательное отношение к деятельности. Однако нередко бывает так, что это сознательное отношение имеется, цель ясна и достижение ее признается совершенно необходимым, тем не менее человек не может работать сосредоточенно. Так бывает у людей со слабо развитой волей, которые не привыкли проявлять определенное усилие, чтобы быть внимательными. 
     Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени. Итак, свойства: 
     1. Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и направление на него внимания. 
     2. Устойчивость – большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии. 
     3. Объем внимания – количество объектов воспринимаемых одновременно. 
     4. Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий. 
     5. Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект [18, с. 245].
        Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание на чём-либо, что необходимо усвоить в течение определённого отрезка времени.

1.2. Синдром гиперактивности и дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста
      
      Основными симптомами СДВГ являются дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность. Эти признаки появляются в очень раннем возрасте. Так как многие здоровые дети тоже имеют такие симптомы, но выраженные в меньшей степени, или вызванные другим расстройством, для ребенка важно тщательное обследование и соответствующий диагноз, поставленный высококвалифицированным специалистом. 
      Симптомы СДВГ появляются в течение многих месяцев, обычно симптомы импульсивности и гиперактивности предшествуют симптомам нарушения внимания, которые могут не появляться в течение года и более. Разные симптомы появляются при разных социальных условиях, в зависимости от требований к самоконтролю ребенка в конкретной ситуации. Ребенок, который «не может сидеть спокойно» или который все разрушает, заметен в школе, а невнимательного мечтателя могут и не заметить. У импульсивного ребенка, который сначала делает, а потом думает, могут предположить «проблемы с дисциплиной», тогда как пассивного или медлительного ребенка могут посчитать просто не слишком мотивированным. Тем не менее, у обоих могут быть разные типы СДВГ. Все дети иногда беспокойны, иногда делают что-то не думая, иногда уплывают куда-то в мечтах. Когда гиперактивность, отвлекаемость, плохая концентрация внимания или импульсивность начинают влиять на успеваемость в школе, отношения с другими детьми или поведение дома, у ребенка можно заподозрить СДВГ. Так как в зависимости от социальных условий симптомы очень варьируются, поставить диагноз СДВГ очень непросто. Это особенно верно в тех случаях, когда первичным симптомом является дефицит внимания [19, с. 32].
      Гиперактивные дети, кажется, постоянно находятся в движении и на ногах. Они разрушают все вокруг, хватая и играя со всем, что попадается им на глаза, или беспрестанно разговаривают. Для них оказывается трудной задача сидеть спокойно за столом во время обеда и занятия, или спокойно общаться. Они извиваются и ерзают на стульях, или рыщут по комнате. Или вертят ступнями, все трогают, громко стучат карандашом. Гиперактивные подростки или взрослые чувствуют внутреннее беспокойство. Они часто рассказывают, что им нужно быть занятыми, и могут попытаться делать несколько дел одновременно. 
      Импульсивные дети не могут сдержать свою непосредственную реакцию или подумать перед тем, как что-то сделать. Они часто выпаливают неподходящие комментарии, безудержно проявляют свои эмоции и действуют, не учитывая последствий своего поведения. Их импульсивность мешает им дождаться чего-то желаемого или своей очереди в игре. Они могут отобрать игрушку у другого ребенка или ударить, если они расстроены. Даже подростки или взрослые импульсивно выбирают себе занятия, которые приносят пусть маленькую, но немедленную отдачу, вместо того, чтобы заняться делом, требующим больших усилий, но и дающим гораздо большее вознаграждение – правда, потом. 
      Некоторые признаки гиперактивности - импульсивности проявляются в том, что дети: 
* Чувствуют беспокойство, часто вертят руками и ногами или ерзают на стуле;
* Бегают, карабкаются и покидают свое место в ситуациях, когда нужно сидеть и тихо себя вести;
* Выкрикивают ответы до того, как целиком услышат вопрос,
с трудом стоят в очереди или дожидаются своей очереди в игре [16, с. 95].
      Не каждый человек с чрезмерной гиперактивностью, невнимательностью или импульсивностью страдает СДВГ. Так как большинство людей иногда сбалтывают то, чего не хотели говорить, скачут от одного задания к другому, бывают дезорганизованными и забывчивыми, возникает вопрос: как специалисты определяют, имеет ли ребенок СДВГ или нет. 
      В связи с тем, что у каждого ребенка время от времени возникают такие проблемы, для постановки этого диагноза нужно, чтобы подобное поведение было неприемлемым для человека данного возраста. Диагностические стандарты также содержат специфические критерии, определяющие симптомы, которые указывают на СДВГ. Проблемы с поведением должны появиться в раннем детском возрасте, до 7 лет, и длиться как минимум 6 месяцев. Важнее всего то, что такое поведение должно действительно создавать тяжелые проблемы как минимум в двух областях жизни человека: в школе, на игровой площадке, дома, в группе людей, к которой он принадлежит, или в среде, где ему приходится общаться. Следовательно, если у человека есть такие симптомы, но они не разрушают его школьную жизнь и отношения с друзьями, то ему не будет поставлен диагноз СДВГ. Такой диагноз не поставят и ребенку, 
чрезмерно активному на игровой площадке, но не имеющему затруднений в других социальных условиях [21, с. 23]. 

1.3. Диагностика СДВГ у детей  старшего дошкольного возраста
     
     Чтобы определить, есть ли у ребенка СДВГ, психиатры принимают во внимание несколько решающих вопросов: чрезмерно ли его поведение, давно ли оно наблюдается, создает ли трудности в жизни? То есть, возникает ли такое поведение у ребенка чаще, чем у ровесников? Постоянна ли эта проблема или это ответ на временно возникшую ситуацию? Возникают такие проблемы с поведением в нескольких социальных условиях или только в каком-то определенном месте.
     Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Приведённая ниже таблица 1 поможет в этом [14, с. 87].
     
          Таблица 1. - Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребёнка.
Критерии
оценки
Гиперактивный ребёнок
Тревожный ребёнок
Контроль
поведения
Постоянно импульсивный
Способен поведение контролировать
Двигательная активность
Постоянно активен
Активен в определённых ситуациях
Характер
движений
Лихорадочный, беспорядочный
Беспокойные, напряжённые движения
     
     Кроме того, поведение  тревожного ребёнка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов. Чтобы выявить гиперактивного ребёнка в группе детского сада, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.
     Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность. В последние годы были разработаны стандартизированные диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, представляющие собой перечни наиболее характерных и чётко прослеживаемых признаков данного расстройства.
     Американские психологи П.  Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребёнка: 
I.  Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребёнком);
II. Дефицит активного внимания: 
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание;
2. Не слушает, когда к нему обращаются;
3. С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его;
4. Испытывает трудности в организации;
5. Часто теряет вещи;
   6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;
   7. Часто бывает забывчив [1, с.71].
  III. Двигательная расторможенность: 
   1.  Постоянно ёрзает;
   2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-нибудь);
   3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве;
   4. Очень говорлив.
  IV. Импульсивность: 
   1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса;
   2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;
   3. Плохо сосредоточивает внимание;
   4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием есть пауза);
   5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Проведение слабоуправляемо правилами;
   6. При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребёнок спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других – нет) [1, с.76].
     Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребёнок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
     Ставить диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью должен врач. Однако воспитатели, педагоги и психологи также должны быть знакомы с вышеприведёнными диагностическими критериями этого симптома с тем, чтобы своевременно направить ребёнка и его родителей на консультацию к специалистам.
     Чтобы работа по развитию внимания у гиперактивных детей давала результат родителям и педагогам следует соблюдать следующие правила: 
    1. Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.
  2. Уменьшить рабочую нагрузку.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  11. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
  12. Предоставлять ребёнку возможность выбора.
  13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества [5, с. 31].
     Учитывая, что одной из ведущей деятельности в дошкольном возрасте является игра, то эффективнее всего использовать в работе именно различные виды игр. Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребёнка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с чёткими правилами, способствующие развитию внимания.
     Проблема распространённости синдрома дефицита внимания с гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния детского организма. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира, доказательством чему является то, что: во-первых, дети с синдромом плохо усваивают школьную программу; во-вторых, они не подчиняются общепринятым правилам поведения и часто становятся на преступный путь. Более 80% криминального контингента составляют лица с СДВГ; в-третьих, с ними в 3 раза чаще происходят различные несчастные случаи, в частности, они в 7 раз чаще попадают в автокатастрофы; в-четвёртых, вероятность стать наркоманом или алкоголиком у этих детей в 5-6 раз выше, чем у детей с нормальным онтогенезом; в-пятых, нарушениями внимания страдают от 5% (1 ребёнка) до 30% (5 детей) детей школьного возраста, т.е. в каждом классе обычной школы 2-3 человека – дети с нарушением внимания и гиперактивностью.
     В связи с этим поиск критериев диагностики и коррекции СДВГ в дошкольном возрасте крайне важен для своевременного выявления и коррекции отклонений, стимуляции развития незрелых высших мозговых функций. В то же время основная масса работ касается изучению детей школьного возраста, когда на первый план выступают трудности обучения и поведения. Ввиду этого, важное практическое значение сегодня приобретают вопросы организации психологической и  медицинской помощи семьям детей с СДВГ, ориентированной на ранний и дошкольный возраст. Вместе с тем, в ходе аналитического обзора не обнаружено разносторонних подходов к разработке вопросов раннего (дошкольного) выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью с целью профилактики синдрома, в основном строятся по принципу компенсации. 






Глава II. Экспериментальная работа по развитию внимания у детей с СДВГ

2.1.  Изучение особенностей внимания  детей  с СДВГ
     
     Описанное содержание экспериментальной работы по формированию межличностных отношений было апробировано с воспитанниками подготовительной группы детского сада №193 г. Новосибирска. Всего в эксперименте участвовало 5 детей.
     Формирующий этап проводился на протяжении 1 месяца.
     Цель формирующего этапа - подбор и апробация методик по развитию внимания у детей с СДВГ. 
     Задачи формирующего этапа: 
     - развитие устойчивости и концентрации внимания у детей с СДВГ,
     - развитие способности к переключению внимания у детей с СДВГ,
     - развитие объема внимания у детей с СДВГ.
     Для организации исследования были использованы методики, предложенные Р.С. Немовым.
      Методика 1. «Найди и вычеркни»
      Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают (см. приложение 1). На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: треугольник, прямоугольник, флажок, круг, звезда, полукруг и квадрат. 
      Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжаешь делать тоже самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершиться. В этой методике ребенок работает 2,5 мин., в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек.) ему говорят слова «начинай» и «стоп». 
      Методика 2. «Поставь значки»
      Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания. Перед началом выполнения задания ребенку показывают (см. Приложение 2) и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс и точку.
Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут.
      Методика 3 «Запомни и расставь точки»
      С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на (см. Приложение 3). Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратиков, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а вниз – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
      Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе по одному за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех самых местах, где ты видел эти точки на карточках».
      Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек. показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очереди карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке. За 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить из в пустой карточке.
      Оценка результатов: объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). 
      Для обследования развития внимания у детей с СДВГ по приведенным выше методикам, было выбрано пять воспитанников и получены следующие результаты.
      
      Таблица 1.- Состав учащихся экспериментальной группы
Список детей
Возраст
Заключение ПМПК
Слава Д.
13.07.2008
СДВГ
Игорь А.
16.06.2008
СДВГ
Инга Г.
23.12.2008
СДВГ
Ренат З.
02.06.2008с
СДВГ
Сережа К
11.10.2008
СДВГ
     
     
     Таблица 2. - Результаты изучения свойств внимания по методике «Найди и зачеркни» до  коррекционной работы
Список детей
Количество баллов
Выводы об уровне развития
Слава Д.
1
продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.
Игорь А.
2
продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая
Инга Г.
3
продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая
Ренат З.
4
продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя
Сережа К
1
продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.
           Нагляднее это можно увидеть на диаграмме.

     Рис. 1 - Результаты изучения свойств внимания по методике «Найди и зачеркни» до  коррекционной работы

     В результате можно сделать вывод, что низкая и очень низкая продуктивность внимания наблюдаются у 40% детей, а средняя продуктивность у 20%.
Таблица 3
     Результаты изучения свойств внимания по методике «Проставь значки» до  коррекционной работы
Список детей
Количество баллов
Выводы об уровне развития
Слава Д.
2
Очень низкий показатель переключения и распределения внимания
Игорь А.
3
Очень низкий показатель переключения и распределения внимания
Инга Г.
4
Низкий показатель переключения и распределения внимания
Ренат З.
2
Очень низкий показатель переключения и распределения внимания
Сережа К
5
Низкий показатель переключения и распределения внимания
     
     Нагляднее это можно увидеть на диаграмме.
     
     

     
     В результате можно сделать вывод, что низкий уровень переключения и распределения внимания наблюдаются у 40% детей, а очень низкая у 40%.
     
     Таблица 4
     Результаты изучения свойств внимания по методике «Запомни и расставь точки»  до  коррекционной работы
Список детей
Количество баллов
Выводы об уровне развития
Слава Д.
3
Очень низкий показатель объёма  внимания
Игорь А.
3
Очень низкий показатель объёма  внимания
Инга Г.
5
Низкий показатель объёма  внимания
Ренат З.
6
Средний показатель объёма  внимания
Сережа К
5
Низкий показатель объёма  внимания
     
     Нагляднее это можно увидеть на диаграмме.
     
     В результате можно сделать вывод, что низкий и очень низкий объем внимания наблюдаются у 40% детей, а средний объем у 20%.
         2.2  Коррекционная работа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
     
     Психотехнические приемы, направленные на оптимизацию и стимуляцию внимания у детей с СДВГ, многообразны и их можно успешно применять во время занятий с детьми.
     Для развития концентрации внимания можно использовать следующие задания.
       «Перепутанные линии». Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания. Для выполнения этого задания необходимы карточки размером 12?7 см с нарисованными перепутанными линиями одного цвета.
      Игра проводится по 3-5 мин ежедневно в течение 3-4 недель. Занятие может быть организовано как индивидуальное или как групповое. Каждый ребенок получает карточку с такой инструкцией: «Посмотри на карточку. По краям карточки проведены вертикальные линии с черточками, рядом с которыми стоят цифры. Эти цифры соединены путаными линиями (дорожками). В течение нескольких минут нужно только глазами без помощи рук найти дорожку («пройти по ней»), ведущую от одной цифры к другой: от единицы к единице, от двойки к двойке, от тройки к тройке и т. д. Все понятно?» По мере овладения игрой предлагаются новые карточки с более запутанными линиями, соединяющими разные цифры: единицу с тройкой, двойку с семеркой и т. д. На обратной стороне карточки записывают ответы: пары соединяющихся цифр.
      «Найди отличия». Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение дошкольников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включения в регуляцию деятельности. Для сравнения могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.
      Игра «Муха». Эта игра также направлена на развитие концентрации внимания. Для ее проведения потребуются листы бумаги с расчерченным девятиклеточным игровым полем 3?3, фишки (фишками могут быть пуговицы, монетки, камешки). Игра проводится в течение 5-10 мин, 2-3 раза в неделю, в течение 1-2 месяцев. Задание выполняется в парах. Каждой паре играющих дается по листу с расчерченным игровым полем и по одной фишке. Играющим дается такая инструкция: «Посмотрите на лист бумаги с расчерченными клетками. Это игровое поле. А вот эта фишка – «муха». «Муха» села на середину листа в среднюю клетку. Отсюда она может двинуться в любую сторону. Но двигаться она может только тогда, когда ей дают команды «вверх», «вниз», «влево», «вправо», отвернувшись от игрового поля. Один из вас, тот, кто сидит слева, отвернется и, не глядя на поле, будет подавать команды, другой будет передвигать «муху». Нужно постараться продержать «муху» на поле в течение 5 мин и не дать ей «улететь» (покинуть пределы игрового поля). Затем партнеры меняются ролями. Если «муха» «улетит» раньше, значит, обмен ролями произойдет раньше. Все понятно?» Усложнение игры идет за счет того, что играющие объединяются по трое. Двое по очереди подают команды, стараясь удержать «муху» на п.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.