VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теретическое обоснование развития количественных представлений у детей дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000448
Тема: Теретическое обоснование развития количественных представлений у детей дошкольного возраста
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
         Проблема обучения математике в современной жизни приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.
         Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирование на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения чётко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. 
   Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. 
   Для математического стиля мышления характеры чёткость, краткость, расчленённость, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. 
   Под математическим развитием дошкольников понимают, как правило, качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Анализ научных исследований педагогического опыта (А.М. Леушина, Н.И. Непомнящая, А.А. Столяр и др.) убеждают в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение, при этом важное значение имеет педагогическое руководство со стороны взрослого (воспитателя или родителя).
    Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счетом и измерениями линейных объемных объектов с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целыми и частями.
   Наблюдаем противоречие: с одной стороны, актуальность темы бесспорна, с другой стороны, многие дети не имеет практических навыков счетной деятельности, путают предыдущее и последующее число, т.е. наблюдается недопонимание важности данной проблемы педагогами ДОУ, а также родителями дошкольников.
   На важность формирования элементарных математических представлений указывали такие психологи и педагоги, как: М.В. Вовчик-Блакитная, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, А.М. Леушина, Н.А. Менчинская, Л.Я. Яблоков и др. 
   Объектом исследования является процесс формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
   Предметом исследования является особенности обучения дошкольников счетной деятельности.
   Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка системы работы по обучению дошкольников счетной. 
   Тогда можно выдвинуть следующую гипотезу: предложенная система работы по обучению дошкольников счетной деятельности в процессе организации дидактических игр и упражнений будет эффективной, если:
     а) вести регулярную работу по диагностике сформированности у детей количественных представлений;    
     б) учитывать возрастные психологические, индивидуальные особенности детей;
   в) объединить работу всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников.
   В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи:
     1. Дать анализ психолого – педагогической литературы по проблеме формирования счётной деятельности у дошкольников. 
     2. Изучить особенности развития количественных представлений у детей. 
     3. Использовать дидактические игры и упражнения в обучении детей счётной деятельности.
     4. Провести диагностику уровня сформированности навыков счетной деятельности у детей.
     5. Организовать опытно – экспериментальную работу по теме исследования.
     6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
   Методы исследования:
   а) теоретические: анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация имеющейся по теме литературы;
   б) эмпирические: наблюдение, эксперименты (констатирующий, доминирующий, контрольный), индивидуальные и фронтальные формы работы с детьми.
     Материалы ВКР могут быть использованы:
     * теоретическая часть: на педсоветах в ДОУ по данной проблеме; в практическая часть: в ДОУ для воспитателей при составлении перспективных и календарных планов, консультаций для родителей, оформлении дидактических материалов для работы с дошкольниками по данной теме.
     ВКР имеет следующую структуру: введение, 1 главу, 3 параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение.



ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. 1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме формирования счётной деятельности у дошкольников
   
   Авторы исследования познакомились с педагогической, психологической литературой по данной теме. Долгое время концепции первоначального обучения маленьких детей числу и счету строились на основе умозрительных теоретических построений, либо путем эмпирического опыта. Выдающиеся мыслители прошлого (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой), видные деятели в области дошкольного воспитания за рубежом (Ф. Фребель, М. Монтессори) и в нашей стране (Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер) успешно сочетали непосредственную работу с детьми с теоретическим осмыслением её результатов.
       Основоположниками системы дошкольного образования, математического образования дошкольников были Я.А. Каменский и И.Г. Песталоцци, которые считали, что основы арифметики можно заложить только на третьем году, когда дети начнут ясно выговаривать эти числа. Если на четвертом, на пятом, на шестом году они научатся считать по порядку до 20 и быстро различать, что 7 больше 5, 15 меньше 30, то этого будет достаточно.
   И.Г. Песталоцци – основоположник теории начального обучения, указывал на недостатки существующих методов обучения, в основе которых лежит зубрёжка, и рекомендовал учить детей счету конкретных предметов, пониманию действий над числами.
    Предложенные им методы элементарного обучения предполагали переход от простых элементов к более сложным, широкое использование наглядности, облегчающей усвоение детьми чисел [4].
   Великий русский мыслитель Л.Н. Толстой издал в 1872 г. «Азбуку», одной из частей которой является «Счет». Л.Н. Толстой предлагал обучать детей счету вперед и назад в пределах сотни, изучать нумерацию, основываясь при этом на детском практическом опыте, приобретённом в игре.
   М. Монтессори, опираясь на идеи самовоспитания и самообучения, считала необходимым создание специальной среды для развития представлений о числе, форме, величинах, а также изучение письменной и устной нумерации. Она предлагала использовать для этого счетные ящики, связки цветных бус, нанизанных десятками, счёты, монеты [4].
   В методике обучения счету Л.В. Глаголева рекомендовала опираться на обе господствовавшие в то время теории: восприятия чисел путём счёта и путём образа. Во всех пособиях, разработанных ею, прослеживается мысль о необходимости идти при обучении от числа к числу. Это даёт возможность формировать понятия числа во всех отношениях к другим числам (монографический метод). 
   Л.В. Глаголева пропагандировала разнообразие методов обучения. При этом большое значение имел каждый из них: лабораторный метод (отработка практических действий с использованием наглядного материала), исследовательский (поиск детьми ситуаций применения знаний, аналогичных изучаемым), иллюстративный (закрепление знаний, умений в продуктивной деятельности), наглядный (демонстрация наглядных пособий). Игра рассматривались ею как метод обучения на занятиях по счёту.
   Отечественные психологи, педагоги, методисты, занимавшиеся проблемой формирования числовых представлений, утверждали единство восприятия множества и овладения счётом при усвоении понятия числа. Такие психологи и педагоги, как М.В. Вовчик-Блакитная, П.Я. Гальперин В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, А.М. Леушина, Н.А. Менчинская, Л.А. Яблоков рассматривают формирование математических понятий как сложную познавательную деятельность ребенка. 
   Исследования показали, что учить детей вначале надо не числу, а сравнению (способствовать формированию у них представлений о количественных отношениях), а затем уже обучать счетной деятельности, пользуясь числительными. 
   А.М. Леушина приводит слова Е.И. Тихеевой: «Учить детей дошкольного возраста счислению недопустимо, но нормальный ребенок должен постигнуть первый десяток до 7 лет. Все числовые представления, доступные для этого возраста, он должен извлечь из жизни, среди которой он живет и принимает действенное участие. Играя, работая, живя, он непременно самолично научится считать, если мы, взрослые, будем при этом его незаметными пособниками и его руководителями» [7, 217].
   Е.И. Тихеева рекомендует специальные игры-занятия с дидактическим материалом, которые бы закрепляли знания, количественные представления, полученные детьми в жизни. «Игры эти выдвигаются тогда, когда-то или другое числовое представление уже извлечено детьми из самой жизни, и служат для уяснения и упрочнения этого представления, для укрепления нужных навыков в счёте». Но насиловать ребенка и заставлять играть с этим специальным материалом Е.И. Тихеева считает недопустимым [7, 222].
   Весь ход детского развития, по мнению Е.И. Тихеевой, должен быть естественным, без принуждения и давления. Такой путь является единственно верным, ведущим «к нормальному развитию числовых представлений ребенка». Усвоение будет совершать легко и непринуждённо, если материал будет соответствовать «запросам каждого данного ребенка и данного развития». 
   Тихеева Е.И. подчеркивает значение правильного усвоение первого десятка. «Если ребенок усвоит первый десяток правильно, без нарушения основных ходов, по которым должно направляться его врожденное математическое мышление, всё дальнейшее математическое развитие его обопрётся о фундамент прочный и незыблемый. И фундамент этот должен быть заложен в дошкольном возрасте» [7, 222].
   И. Тихеева возражает против коллективных занятий. Ибо в них «навязывается» всем то, к чему не лежит душа некоторых детей. По её мнению, грамоту и счёт дети усваивают легко и незаметно без систематического обучения, взаимно обучая друг друга.
   В этих целях Е.И. Тихеева создает ряд пособий типа парных картинок, лото и др. она разработала 60 задач для игр-занятий на закрепление количественных и пространственных представлений, объясняя необходимость их тем, что математика. Как точная наука, требует систематизации усвоенных числовых представлений. В качестве счётного материала она советует брать естественный материал - камешки, бобы, листья, шишки, а также мелкие игрушки, пуговицы, ленточки и др.
   Она считает необходимым знакомить детей с цифрами, для чего вводит игры парными карточками, на одной из которых написана цифра, а на другой – числовая фигура. Рекомендует использовать счетные ящики, в которые укладываются мелкие предметы, в соответствии с указанной цифрой или числовой фигурой, а также предлагает подкладывать цифры к группам игрушек, разложенных в разных местах комнаты [16].
   В программе обучения детей счёту, разработанный Ф.Н. Блехер, использовались данные зарубежных психологов о времени и сроках восприятия ребенком разных чисел, и предлагалось научить детей 5-6 лет определять количественные характеристики предметов в пределах 10. На основе счёта сравнивать числа, пользоваться порядковым счётом. 
   В старшей группе (6-7 лет) – знать состав чисел, цифры, практически составлять числа из меньших групп, производить действия сложения, освоить второй десяток, научиться решать простые арифметические задачи, близкие по содержанию жизненному опыту детей.
   Для реализации поставленных задач Ф.Н. Блехер рекомендовала использовать два сюжета: формировать у детей количественные представления попутно, используя все многочисленные поводы, возникающие в жизни, и проводить специальные игры и занятия. 
   По ее мнению, дети должны активно участвовать в практических жизненных ситуациях (например, выяснить, сколько кроваток потребуется только, что купленным куклам, определять самостоятельно, путем подсчета по календарю, количество дней до праздника), выполнять поручения взрослых в играх, на занятиях, действуя с наглядным материалом. Детям необходимо упражняться в образовании групп предметов, сравнивать, отсчитывать и составлять числа из меньших, находить цифры, показывающие то или иное количество, и т.д. Обучение на занятиях понималось ею своеобразно [16].
   Вслед за Я.А. Каменским, И.Г. Песталоцци, Ф Фребелем, Ф.Н. Блехер считала счёт средством не только умственного, но и всестороннего развития детей. Счет включался ею в процесс последовательного присоединения предметов (создание групп). Процесс создания групп идет путем присоединения единицы: группа из двух предметов образуется, когда к одному предмету присоединяется другой, и, присоединив к двум ещё один, получаем группу из трех предметов и т.д. все эти действия проделывает сам ребенок.
   Ф.Н. Блехер разработала не только содержание обучение математическим знаниям детей дошкольного возраста, но и некоторые методы, преимущественно игровые. Созданные ею игры по нынешний день используются в дошкольных учреждениях для формирования и закрепления математических представлений и развития умственных способностей детей. Как считала Ф.Н. Блехер, дидактические игры, хотя и являются одним из важных приёмов обучения, всё же не могут заменить другие его формы и методы [16].
   Труды Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер и др. послужили основой дальнейшей разработки и совершенствования психолого-педагогических методов первоначального формирования математических представлений.
     Педагог Данилова В. В. в учебном пособии «Обучение математике в детском саду» отмечает, что формирование понятия натурального числа y детей дошкольного и младшего школьного возраста происходит на основе оперирования совокупностями предметов: набором палочек, геометрических фигур (кругов, квадратов, кубов), предметами быта (два стула), питания (две морковки). Ещё до школы дети приобретают знания o количестве и количественных отношениях из разных источников, среди которых особое значение имеют слово и действия взрослых, которым малыши активно подражают.
      Взрослые помогают систематизировать эти впечатления, учат детей различным действиям c отдельными предметами и c группами предметов, обогащают их речь специфическими словами, относящимися к нечисловой характеристике количеств и количественных отношений, учитывая особенности восприятия совокупностей [6]. 
   Е.И. Щербакова в учебном пособии «Методика обучения математике в детском саду» даёт определение счёту. Счёт - первая и основная математическая деятельность, основная на поэлементном сравнении конечных множеств. Характеризуя это понятие, прежде всего, следует подчеркнуть, что это есть установление взаимно-однозначного соответствия между двумя множествами. 
   В истории развития человечества долгое время использовался до числового счёта. Человек сравнивал множества, констатировал их равно численность (равенство) или не равно численность (столько же, меньше, больше..). С появлением натуральных чисел человек в качестве одного из множества стал использовать числовой ряд. 
   Число – показатель мощности прерывной (множества) или непрерывной величины. Число всегда есть отношение этой величины к избранной мере, поэтому число не является постоянной характеристикой, оно относительно к той единице, которая принимается за меру (считать можно парами, десятками) [20].
   Е.И. Щербакова пишет об особенностях формирования понятия о количестве у дошкольников. Особенностью количества является то, что реально количественные отношения вне предметов, отдельно от них, не существуют. 
   Трудности формирования понятия о количестве объясняется тем, что в разных конкретных множествах необходимо выделить и обратить внимание на количественные отношения как самые главные, самые существенные. Для этого следует сделать однородные множества переменными, т.е. необходимо разнообразить совокупности предметов.
   Следующей особенностью количественных отношений является то обстоятельство, что выделение их осуществляется с помощью сравнения. Только сравнение предметов открывает у них количественную сторону как объективное свойство материального мира. Поэтому основным в познании количества является восприятие не самих вещей, а восприятие их изменений – сравнение, умственная деятельность, динамика.
   При формировании у детей понятия натурального числа у детей даже под влиянием целенаправленного обучения – длительный процесс. Как и любое познание, оно не простое, не непосредственное, не целостное, а достаточно сложный процесс осознания абстракций, законов, закономерностей [20].
   Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы привел авторов исследования к выводу о том, что вопрос формирования счетной деятельности в дошкольном возрасте достаточно широко представлен в литературе ввиду важности предматематической подготовки дошкольников к школе.
   
   
1.2. Особенности развития количественных представлений у детей.

   В.В. Данилова в учебном пособии «Обучении математике в детском саду» утверждает, что представления о совокупностях формируются у детей благодаря накоплению однородных восприятий: слуховых, двигательных, зрительных. Малыши вслед за взрослыми повторяют числительные, а затем овладевают счётной деятельностью. 
   В процессе развития счётной деятельности у детей постепенно формируется способность абстрактно понимать числа, происходит подготовка к вычислительной деятельности. В дальнейшем дошкольников знакомят с арифметическими действиями.
   Умственное воспитание ребёнка связано с его чувственным опытом, с развитием сенсорных процессов ощущения, восприятия, представления.
   Чтобы восприятие было более полным, в нём должно участвовать одновременно несколько анализатор, т.е. ребёнок должен не только видеть и слышать, но и действовать с предметами – ощупывать, производить различные движения. 
   При формировании представлений о количестве особое значение следует придавать самостоятельным действиям ребёнка, главное внимание обращать на развитие его сенсорики через организацию определённых предметных действий. Необходимо учить детей действовать с предметами: переставлять их влево, вправо, собирать вместе, отбирать по размеру, цвету форме. Эти действия способствуют накоплению сенсорного опыта о количествах различных предметов. 
   Организуя обучение детей, следует: приучать дошкольников за действиями взрослых с предметами, слушать, как словами характеризуются эти действия; учить их действовать и сопровождать действия словами; побуждать детей повторять за взрослыми сказанное о свойствах, качествах предметов.
   А.А. Столяр подчёркивает, что на восприятие детьми численности оказывают влияние различные качественные и пространственные свойства предметов: способ расположения предметов в пространстве, величина занимаемой им площади, длина и плотность ряда предметов, размер, цвет, форма, назначение.
   Расположение предметов в виде числовой фигуры способствует восприятию множества или целостного единства, но затрудняет восприятие отдельных элементов. Множество воспринимается детьми как единое замкнутое целое, но точное количество не воспроизводится [16].
   Представление о числах, их последовательности, отношениях, месте в натуральном ряду формируется у детей под влиянием счёта и измерения. Число воспринимается детьми как итог счёта, показатель определённого количества предметов. 
   В старшем возрасте дети от практического сравнения предметов путём измерения переходят к количественной характеристике его путём подсчёта условных мерок. Эта деятельность углубляет представление о числе. Число начинает выступать как отношение целого к части.
   Общая последовательность развития представлений о числе в период дошкольного детства состоит в следующем: от восприятия множественности (много) и возникновения первых количественных представлений (много, один, мало) через овладение практическими способами установления взаимно однозначного соответствия (столько же, больше, меньше) к осмысленному счёту и измерению.
   У дошкольников развивается понимание того, что каждое число включает определенное количество единиц. 
   Е.И. Щербакова пишет о том, что в результате обучения, наблюдений окружающего мира и сенсорного развития у детей формируются представления об образовании чисел, отношениях между ними, пространственного размещения и направления счёта (слева – направо или наоборот). Восприятие становится более целенаправленным. Развивается способность к произвольному запоминанию. Ребёнок лучше усваивает значение изучаемого материала для практической деятельности. 
   Шестилетние дети понимают не только то, что множество состоит из отдельных элементов, но и объясняет отношения числа к единице, т.е. подчёркивают количество единиц в числе. Эта работа проводится в пределах первых пяти чисел.
   Таким образом, изучение особенности восприятия детьми дошкольного возраста счетной деятельности поможет авторам исследования определить эффективность применяемых методов в практической работе с детьми.
   
1.3. Использование дидактических игр и упражнений в обучении детей                 счётной деятельности
   Авторы исследования познакомились с методическим пособием Сорокиной А.И. «Дидактические игры в детском саду», в котором отмечается, что умственное развитие дошкольника – это важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовке к школе и ко всей будущей жизни. Но самое умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. 
   «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.
   Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых навыков, знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить логическое продолжение начатого.
   Успешное овладение детьми знаниями, умениями, их умственное развитие во многом зависят от эффективности дидактического процесса. 
   В результате исследований А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Л.А. Пеньковской, В.Г. Нечаевой, Р.И. Жуковской, А.М. Леушиной, В.Н. Аванесовой, Л.А. Венгером и других педагогов и психологов в системе дошкольного воспитания была подчёркнута значительная роль и место дидактической игры.
   Преимущества дидактической игры заключаются в том, что познавательно содержание в ней сочетается с близкой, привлекательной для ребёнка деятельностью. Игра вызывает живой интерес, сопровождается эмоциями радости, удивления, иногда непосредственного, весёлого и доброжелательного смеха. 
   Игра оказывает и воспитательное влияние. Общение детей в игре укрепляет дружеские отношения между ними. Соревновательный элемент даёт возможность тренировать волевое усилие, развивать способность детей правильной оценке и самооценке, к переживанию успеха, неудач, проигрышей без обиды и огорчений.
   А.В. Запорожец указывал: «Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей» [15, 28].
   Использование дидактической игры в процессе обучения способствует расширению представлений детей, активизации, закреплению и применению знаний.
   Оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения, А.П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность» [15, 28].
   В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Богуславской, Е. Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером. 
   В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения. Её место определяется той ролью, какую ей отводит воспитатель, используя всё многообразие дидактических форм и средств обучения и воспитания в детском саду.
   В дидактической игре выделяются основные элементы (структура игры) – дидактическая задача, игровая задача, правила игры, игровые действия. Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, также отражает его обучающую деятельность. Познавательное содержание черпается из программы [15].
   Игровая задача – это задача, которую осуществляют дети в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Возбуждает желание и потребность решить её, активизирует игровые действия.
   Игровая задача и познавательная направленность игрового действия иногда заложены в названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке?», «Что изменилось?» и. т.п.
   Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог её решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и будет развиваться как игровая деятельность.
   Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия. Тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей надо учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. 
   Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а даётся через пробный ход, через показ действия при раскрытии той или иной роли. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить постановленную задачу [15].
   Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. 
   Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель руководит игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
   Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой.
   Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко в книге «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» предлагают осуществлять математическое развитие на занятиях и закреплять в разных видах детской деятельности, в том числе, игре.
   В процессе игр закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени.
   Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением.
   Дети активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.
   Взрослый создаёт условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребёнка в деятельность сравнения, со считывания, воссоздания, группировки, перегруппировки и т.д. При этом инициатива в развёртывании игры, действия принадлежит ребёнку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс её развития, способствует получению результата [2].
   В.В. Данилова в книге «Обучение математике в детском саду» говорит, что нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дъенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера), модели и другие.
   Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду. Например, игры из серии: 
   «Логические кубики», 
   «Уголки»,
    «Составь куб» и другие; 
   игры из серии: «Кубики и цвет», 
   «Сложи узор»,
    «Куб-хамелеон» и другие.
   В.П. Новикова в сборнике «Математика в детском саду» описывает следующие дидактические игры: 
   «Собери в корзинку», 
   «Что, где?»,
    «Покажи столько же», 
   «Назови скорее»; 
   «Какой цифры не стало?», 
   «Не ошибись», 
   «Найди кусочек сыра»,
    «Какая команда быстрее соберётся?»,
    «Игра с кубом», 
   на прогулке «Соберём букет».
   Цель: упражнять в счёте до пяти; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большой группы лишний; учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами: «слева», «справа», «перед», «за», «сбоку».
   Т.И. Ерофеева в сборнике «Математика для дошкольников» убеждает, что на каждом занятии, где дети используют цифры, необходимо вводить дидактические игры:
    «Путаница», 
   «Какой цифры не стало?», 
   «Убираем цифры». Цель: закрепить порядковые значения числа.  
   «Что изменилось?», 
   «Исправь ошибку». Цель: закрепить умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. 
   «Чудесный мешочек». Цель: упражнять детей в счёте с помощью различных анализаторов, закрепить представление о количественных отношениях между числами. 
    «Сколько»; 
   «Кто первый назовёт?». Цель: упражнять детей в счёте. 
   «Считай не ошибись!». Цель: упражнять в прямом и обратном счёте. «Которой игрушки не стало?». Цель: упражнять в порядковом счёте.
   Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы подтвердил важность формирования у детей дошкольного возраста счётной деятельности как одного из средств подготовки детей к обучению в школе, а также помог авторам исследования разработать содержание, формы, методы и приемы работы с детьми шестого года жизни в процессе обучения счётной деятельности с использованием дидактических игр и упражнений.
     Вывод по 1 главе: изучение теоретического обоснования развития количественных представлений у детей дошкольного возраста подтвердило актуальность темы исследования.
     Действительно, развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны чёткость, краткость, расчленённость, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. 
     На практике в ДОУ наблюдали противоречие: с одной стороны, актуальность темы бесспорна, с другой стороны, многие дети не имеют практических навыков счётной деятельности, т.е. наблюдается недопонимание важности данной проблемы педагогами ДОУ, а также родителями дошкольников.
     В ходе работы над исследованием авторы познакомились с педагогической, психологической и методической литературой таких ученых, как: Л.А. Венгер, Е.И. Тихеева, А.М. Леушина, Н.А. Менчинская, А.А. Столяр, Т. В. Тарунтаева, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, А.К. Бондаренко, Е.В. Соловьева, А.А. Смоленцев, Г.А. Урунтаева, В.В. Волина, Т.И. Ерофеева, М.Н. Перова, Е.И. Щербакова, З.А. Михайлова и др.
     Анализ литературы привёл к следующим выводам: 
     - тема исследования достаточно широко освещена в трудах учёных и практиков;
     - в методической литературе представлено большое количество дидактических игр математического содержания, использование которых в работе с детьми дошкольного возраста будет способствовать их пред математической подготовке к школьному обучению.
     Теоретическая часть ВКР доказывает и обращает внимание дошкольных работников на важность использования дидактических игр в обучении дошкольников, при соблюдении следующих условий:
     - регулярной работе по диагностике сформированности у детей количественных представлений;
     - учете возрастных, психологических, индивидуальных особенностей детей данной возрастной группы;
     - объединении работы всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников.
     Авторы исследования убеждены, что использование дидактических игр и упражнений в ходе формирующего эксперимента повысит эффективность обучения детей счётной деятельности.

     
     
     
     
     
     
     







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Опытно – экспериментальная работа по теме исследования была предпринята для того, чтобы обратить внимание дошкольных работников на важность и необходимость использования дидактических игр и упражнений в процессе обучения детей счетной деятельности. Актуальность исследования подтвердилась. 
     Действительно, преимущества дидактической игры заключаются в том, что познавательное содержание в ней сочетается c близкой, привлекательной для ребенка деятельностью. 
     Игра вызывает живой интерес, сопровождается эмоциями радости, удивления, иногда непосредственного, веселого и доброжелательного смеха. Игра оказывает и воспитательное влияние. Общение детей в игре укрепляет дружеские отношения между ними. 
     Соревновательный элемент дает возможность тренировать волевое усилие, развивать способность детей к правильной оценке и самооценке, к переживанию успеха, неудач, проигрышей без обиды и огорчений.
     B общей системе обучения дидактическая игра приобретает самостоятельность и сосуществует c обучением на занятиях. 
     Ее место определяется той ролью, какую ей отводит воспитатель, используя все многообразие дидактических форм и средств обучения и воспитания в детском саду. 
     B ходе дидактических игр и упражнений закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени.
      Дети активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. 
     Ребенок, не осознавая того, практически включается в прос.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44