VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретическое изучение вопроса формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009599
Тема: Теоретическое изучение вопроса формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста
Содержание
Глава 1.Теоретическое   изучение   вопроса  формирования представлений  о величине у детей  старшего  дошкольного    возраста.
1.1. Значение обучения детей дошкольного возраста простейшим измерениям

   	Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием - важным сенсорным процессом, который направлен на опознание, обследование объекта, раскрытие его особенностей. Здесь участвуют различные анализаторы: зрительный и осязательно-двигательный, который играет большую  роль в их  работе, таким образом обеспечивая адекватное восприятие размера. Восприятие величины, как и других свойств предметов, происходит путем установления сложных систем внутри анализаторных и межанализаторных связей. 
Ребенок учится смотреть и видеть, механизм восприятия величины у него складывается постепенно. Для образования  элементарных знаний о величине необходимы конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Такой чувственный опыт восприятия и оценки размера начинает возникать в результате впечатлений от различных игрушек и предметов, с которыми действует ребенок. Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в разном положении способствует развитию с возрастом константности восприятия. (Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей    дошкольников. М., 2013г.-143с.)
      
Изучение величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой - опосредуется мышлением и речью. Восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слов, участия мыслительных процессов: анализа сравнения, синтеза, обобщения. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для того, чтобы понимать отношения между ними. Это оказывает большое  влияние на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.( Тарабарина Т.И., Н.В. Елкина. И учеба, и игра: математика. М.: ИНФРА -М. 2012. - 57 с.)
      
      Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой же цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, влияние которой на общее умственное и математическое развитие ребенка-дошкольника многосторонне. (Беженова М.А.. Веселая математика. М.: ИНФРА -М. 2014. - 104 с.)
       В  своих изучениях Л.А.Венгер показал, что с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – воображение запоминание, мышление– строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. В связи с этим нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Аналитическое восприятие связано с выделением разных измерений величины предмета – длины, ширины, высоты, массы, объема. Не нужно забывать, что измерения предмета носят относительный характер: их определение зависит от его положения в пространстве.    (Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. для воспитателя дет. сада.-2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2013.- 95 с.)
   
	Психолога – педагогические   исследования А.В.Запорожца  показали, что восприятие величины способствует  формированию  сложных форм анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов, понимания простейших связей и их взаимозависимостей,  сопоставления и обобщения наблюдаемых явлений и объектов.  
	Для  полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других признаков. Умение выделять величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета, но и для понимания отношений между ними. (Белошистая А.В Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. – М.;Айрис – пресс, 2015г.-154с.)

	Для образования  элементарных знаний о величине, необходимо сформировать конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт восприятия и оценки величины начинает складываться уже в раннем детстве в результате установления связей между зрительными, осязательными и двигательно – тактильными ощущениями от тех предметов и игрушек различных размеров, которыми оперирует ребенок. 
	Младшие дошкольники хорошо закрепляют признак величины за тем конкретным предметом, который им хорошо знаком. Им приходится с трудом овладевать относительностью оценки величины.  Дети очень часто в своей игровой деятельности игнорируют  признаки величины: стараются уложить большую куклу в детскую маленькую кровать, посадить большого зайку на маленький стул, т.е. они ориентируются только на общий объем предмета, и не выделяют его высоту, ширину, длину. (Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. М.: ИНФРА - М. 2014. - 154 с.)
	Чаще всего дети  характеризуют предметы, по какой – либо одной протяженности, наиболее яркий, чем другие, а поскольку длина, как правило, является преобладающей у большинства предметов, то и выделение длины легче  удается ребенку – дошкольнику. Огромное количество ошибок  делают дети при показе ширины. Наиболее успешно детьми определяется в предметах конкретные измерения при непосредственном сравнении двух или более предметов. (Запорожец А.В. Формирование восприятия дошкольника. М., 2012г.-278с).
 	 Дети старшего дошкольного возраста уже знают, что для определения длины, ширины, высоты предмета его надо измерить и могут назвать, с помощью каких предметов это можно сделать: сантиметром, линейкой, метром.  Исходя из особенностей детских представлений, детей учат пользоваться  специальными приемами: наложением и  приложением.  На этой основе дети при сравнении нескольких предметов учатся пользоваться одним из них как образцом. Практические приемы приложения и наложения применяются для составления упорядоченного ряда. Затем дети учатся  создавать его по правилу. Располагая предметы в возрастающем или убывающем порядке по длине, ширине, высоте и другим признакам. (Доналдсон М. Интеллектуальная деятельность детей. - М.Педагогика, 1995. - 318с)

	Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способностей  распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия. 

1.2. Этапы знакомства детей с понятием величина.
     
Величина - это и протяженность, и объем, и скорость, и масса, и число, и т.д. Величина предмета — это его относительная характеристика, которая подчеркивает протяженность отдельных частей и определяет его место среди однородных. Величина является свойством предмета, воспринимаемым различными анализаторами: двигательным. Зрительным и тактильным. При этом чаше всего величина предмета воспринимается сразу  несколькими анализаторами: зрительно-двигательным, тактильно-двигательным и т.д. Величина предмета - размер предмета, определяется только на основе сравнения. Нельзя сказать, большой это или маленький предмет, его только можно сравнить с другим. Восприятие величины зависит от расстояния, с которого предмет воспринимается, а также от величины предмета, с которым он сравнивается. (Ерофеева Т.Н. и др. Математика для дошкольников. - М.,2014г. -154с).
      Дети не понимают слово величина, так как они редко слышат его. Когда внимание детей обращается на размер предмета, педагоги предпочитают пользоваться словами одинаковый, такой же, которые многозначны (например, одинаковый по цвету, форме, величине), поэтому их следует дополнять словом, обозначающим признак, по которому сопоставляются предметы (найди - такой же по величине: длине, высоте, ширине, и т. д.).
Чаще всего дети по отношению к любым предметам употребляют слова большой и маленький. Но это не значит, что в их словаре отсутствуют более конкретные определения. В отдельных случаях дети с разной степенью успешности употребляют их. Так, о шее страуса  говорят длинная, о матрешке -  толстая. Очень часто одни определения заменяются другими: вместо тонкая говорят узкая и т.п. Все это из-за того, что окружающие детей взрослые часто пользуются неточными словами для обозначения размера предметов.( Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. -М. : Учпедиз. 2012г. стр. 10-51).
      
Хорошо известно, что в отношении целого ряда предметов правомерно говорить, как о больших или маленьких, поскольку изменяется весь объем предмета (большой - маленький стол, большой - маленький  кубик, большой и т.д.),  но когда в отношении этих же предметов хочется подчеркнуть лишь какую-нибудь существенную сторону, то говориться: купи высокую тумбу; ребенку нужен низкий стул и т. д.(Логинова В.И., П.Г. Саморукова. Дошкольная педагогика, ч.1. М.: ИНФРА -М. 2012. - 154 с.)
      
Эти допущения в использовании слов в их относительном значении являются предпосылкой неточности, которая часто вызывает заведомо неправильные выражения: большой (маленький) шнур, большая линейка (вместо длинная), большая пирамидка (вместо высокая), тонкая лента (вместо узкая) и т.п. Поэтому, когда ребенок  за взрослыми пользуется такими общими словесными обозначениями величины предметов, как «большой - маленький» вместо конкретных «высокий», «низкий» и т.д., он, хотя и видит отличия в величине предметов, неточно отражает это в речи. (Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет: Сценарий занятий по развитию математических представлений. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 80 с.)
      
 К.Д. Ушинский  писал, что «...у детей  запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова». (Михайлова 3. А., Носова E. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А. М.. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. «Детство-пресс»// СПб, 2016, стр. 392.)
      
Леушина А.М. считает, что не учитывается и другой весьма важный фактор в распознавании размеров - это относительный характер данного понятия. Длинный - короткий, широкий - узкий и другие параметры - понятия относительные, поэтому они могут быть осмыслены лишь на основе их сравнения, сопоставления размеров двух предметов. Чтобы познакомить детей, со словом длинный или короткий, необходимо раскрыть значение понятия длиннее - короче. И как показывают  исследования (Л. А. Венгер, Е. В. Проскура, Р. Л. Березина и другие), только выбор на основе сравнения обеспечивает дифференцировку различных параметров протяженности. Этот выбор постепенно должен усложняться: выбор из двух предметов заменяется выбором из трех и более, что в конечном итоге подводит детей к пониманию последовательности в уменьшении (увеличении) того или иного параметра протяженности и пониманию относительности размеров. При правильном обучении дети начинают успешно упорядочивать предметы по их размерам. (Логинова В.И. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". -Л. : 2013г. стр.24-37.)
      
	Расставляя в ряд предметы по возрастанию (убыванию) того или иного параметра, дети усваивают порядковые отношения по аналогии с взаимно-обратными отношениями между смежными числами в деятельности счета. Однако как восприятие простейших отношений двух объектов, так и овладение отношениями ряда требует обучения, что убедительно показано в ряде изучений. (Шаталова, Е.В. Использование математических загадок в детском саду / Е.В. Шаталова. – Белгород, 2013. – стр.157)

      Столяр, исходя из особенностей детских представлений о величине предметов, предложил строить  работу в определенной последовательности.
Вначале формировать представление о величине как пространственном признаке предмета. Научить детей выделять данный признак наряду с другими, пользуясь специальными способами : приложением и наложением, практически сравнивая (соизмеряя) контрастные и одинаковые по величине предметы, дети должны устанавливать отношения «равенства - неравенства». А результаты сравнения отражать в связной речи с помощью прилагательных: длиннее, короче, одинаковые (равные по длине), шире, уже, одинаковые (равные по ширине), выше, ниже, одинаковые (равные по высоте), больше, меньше, одинаковые (равные по величине) и т.д. Таким образом, Столяр первоначально предусматривает лишь попарное сравнение предметов по одному признаку. (Носова Е.А. "Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". -Л. : 2013г. стр.47-62.)
      
После этого следует перейти к формированию представлений о трехмерности предметов. С этой целью решения задачи  дети определяют высоту длину, ширину, у предметов, занимающих относительно постоянное положение в пространстве (например, предметы мебели), а затем и у других предметов (деталей строительного материала, конструктивных поделок и т. п.). Выделение и определение трех измерений проводят при сравнении предметов разного объема. В результате дети приходят к заключению, что большими или меньшими предметы называются в зависимости от размера всех трех измерений. Носова (Е.А. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". -Л. : 2014г. стр.24-37.)
      
В старшей и подготовительной к школе группах, Столяр предлагает решать задачу с упорядочиванием предметов по длине, ширине, высоте и объему в целом. Количество упорядочиваемых в ряд предметов составляет до 10, а разница их размеров от 3 до 1 см. Усложнение заданий состоит в том, что одни и те же предметы размещаются в ряд то по одному, то по другому признаку (например, палочки сначала раскладываются по длине, а затем по толщине). Другое усложнение заключается в том, что указанный педагогом предмет в ряду сравнивается не только с соседним, но и со всеми предшествующими ему или последующими. В результате этого ребенку становится понятным, что каждый элемент в ряду меньше (больше), чем все предыдущие, и больше (меньше), чем все последующие. Таким образом происходит осознание относительности размера. (Овчинникова. О совершенствовании элементарных математических представлений. //Дошкольное воспитание - 2016г., № 8. - 45-47с.)
      
Формирование у дошкольников представлений о массе, развитие связанных с нею навыков и умений может осуществляться как при обучении на непосредственно-образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Непосредственно-образовательную деятельность целесообразно использовать для ознакомления детей с приемами и способами обследования, формулировками вопросов и ответов, словесными определениями, для подведения детей к конкретному выбору, обобщению, закономерности. (Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике: Пос. для   учителя.-2-е изд.,перераб.-М.: Просвещение, Учебная лит-ра,2016г.-167с.)
      
Закрепление знаний, умений, навыков должно осуществляться в процессе игровой деятельности, упражнений, бесед с детьми на улице,  в свободное от занятий время. 
Организуя обучение детей, нужно  включать задачи обследования в практическую или познавательную деятельность. Это могут быть игровые задачи: найти разные или равные по массе предметы; подобрать кирпичики, которые надо положить в низ постройки, чтобы постройка получилась прочной; подобрать соответствующую игрушку для ребенка, кукольного персонажа; подобрать пары. Поиск сходства и различия в предметах помогает детям осознать необходимость подробного ознакомления с предметами, их обследования. (Петерсон Л.Г. Раз-ступенька, два-ступенька... В 2-х частях.Ч.1/Петерсон   Л.Г., Холина Н.П.-2-е изд., исправ.-М.:БАЛАСС, 2013г. -245с.)
      
      Детей шестого года жизни учат сравнивать любые предметы из ряда, что закрепляет навыки порядкового счета. В затруднительных или спорных ситуациях используют весы, основное назначение которых заключается в том, чтобы учить детей измерению массы, ознакомлению с правилами измерения.
      В старшей группе с помощью измерения дети решают следующие задачи: определяют массу различных предметов; устанавливают равенство или неравенство предметов по массе; находят предмет указанной воспитателем массы (для загрузки машины, парохода); располагают предметы в возрастающем или убывающем порядке. Задания помогают детям понять необходимость измерения для определения массы. С помощью измерения дети знакомятся и с изменяемостью массы.
      Обучение в старшей и в подготовительной к школе группах способствует формированию у детей умений воспринимать массу и устанавливать соотношение предметов по ней, развивает у дошкольников навыки измерения.
      Дети в практической деятельности чаще всего имеют дело с измерением протяженности (длин) и в школе измерение отрезков предшествует измерению других объектов, поэтому в дошкольном возрасте  следует отдать предпочтение «линейному» измерению.
      В старшем дошкольном возрасте обучение измерению подчинено задаче формирования более точного восприятия величины сравниваемых предметов с помощью условной мерки. Одним из таких измерений является «линейное» измерение, когда дети с помощью полосок бумаги, палочек, веревок, шагов и других условных мерок учатся измерять длин, ширину, высоту различных предметов.
      Для введения измерения условными мерками нужно научить выделять в   предметах  определенные признаки (длину, высоту, ширину), соизмерять объект по этим признакам, определяя их равенство или неравенство.  Этой работе должно предшествовать формирование представлений о величине как свойстве предметов.
      Педагог заранее продумывает и отбирает предметы, которые будут использоваться в процессе обучения измерению. Для измерения и мерки могут специально изготавливаться взрослым (полоски бумаги, палочки, тесьма, детали строительного материала и т.д.). Широко применяются естественные мерки: шаг, расставленные в стороны руки и т.д. Объекты для измерения ребенок может  находить сам в окружающей обстановке: длина, ширина, высота стола, стула, шкафа. Следует постепенно расширять круг предметов, вовлекаемых в процесс измерения. Научившись измерять, они смогут свои умения применять в различных делах.
      В процессе овладения «линейным» измерением следует придерживаться определенным правилам, по которым протекает процесс измерения:
1)  с самого начала начинать измерять соответствующую протяженность предмета  (правильно определить точку отсчета);
2) сделать отметку ручкой  или мелом в том месте, на которое пришелся конец мерки;
3) мерку следует перемещать слева направо при измерения длины и снизу вверх – при  измерении ширины и высоты;
4) при перемещении мерки прикладывать ее точно к отметке, обозначающей последнюю отмеренную часть;
5) нужно не забывать их считать ,перемещая мерки;
6) закончив измерение, сказать, что и чем измерено и каков результат.
      В процессе выполнения заданий педагогу необходимо исправлять, а еще лучше предупреждать ошибки, которые дети часто допускают.
      Зная основные ошибки измерительных действий, взрослые осуществляют контроль за формированием навыков. Следует добиваться от детей понимания того, что измеряется не предмет, а его конкретное свойство (длина, ширина, высота и т.д.), в результате чего получается количественная характеристика величины предмета. 

1.3. Этапы становления методики обучения детей измерительной
деятельности.
Необходимость  в измерении всякого рода величин, так же как необходимость в счете предметов, возникла в  деятельности человека на заре человеческой цивилизации. Так же как для определения численности множеств, люди сравнивали различные множества, различные однородные величины, определяя прежде всего, какая из сравниваемых величин больше, какая меньше. Эти сравнения еще не были измерениями. Далее процедура сравнения величин была усовершенствована. Одна какая-нибудь величина принималась за эталон, а другие величины того же рода (длины, площади, объемы, массы и т.п.) сравнивались с эталоном. (Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие для студентов пед. институтов /Под  редакцией А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 2014г.-287с.)
      
Великие педагоги прошлого - Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, придавали особое значение измерениям в системе первоначального обучения. Для обучения измерению Песталоцци предлагал брать сначала прямую линию, а затем угол, квадрат, деление его на части (половина, четверть и т.д.). Педагог должен показывать детям и называть различные геометрические фигуры. Они наблюдают их, усваивают их свойства и названия, учатся их измерять. Результаты измерений ребенок должен зарисовать. (Савенков А.И. Обучение мышлению. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 220 с.)
      
      Первые отечественные методисты в области дошкольного воспитания Е. И. Тихеева, Л. В. Глаголева, Ф. Н. Блехер еще в 20 - 30-е годы указывали на необходимость обучения детей с дошкольного возраста измерению.
      В изучениях Н.А. Менчинской, Т.О. Костюк  доказано, что возрастные возможности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания, в том числе и навыки измерительной деятельности.  При этом подчеркивается, что в соответствии с возрастом ребенка необходимо подбирать и формы, и способы обучения. В связи с этим на конкретных возрастных этапах создаются наиболее благоприятные условия формирования определенных знаний и умений в сфере измерительной  деятельности. (Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений  у дошкольников, - М., 2012г. -345с.)
	В 60 – 70 годы изучения, проведенные, Т.А.Мусейбовой, Т.В. Тарунтаевой, В.В. Даниловой, Н.Н.Непомнящей и многими  другими по другим проблемам математического развития дошкольников, позволили определить размер и содержание обучения математических представлений  в детском саду. В программу по математическим представлениям были введены вопросы ознакомления детей с величиной и формой предметов, пространственными и числовыми отношениями, со способами измерения непрерывных величин (линейное и объемное измерение), с отношением частей и целого.
	А.М. Леушина считала необходимостью учить детей шести – семи лет измерению условными мерками, с тем, чтобы дети более глубоко поняли значение общепринятых мер (мер длины, массы, объема). Она утверждала, что целенаправленное обучение дошкольников математическим представлениям способствует приобретению элементарных знаний, о величине, овладению измерениями линейных и объемных объектов с помощью условных мер, установлению количественных отношений между величинами, целым и частями. Ознакомление детей с мерой и измерениями в свою очередь способствует формированию более точного понимания числа, и, прежде всего единицы. Именно связь  счета и измерения помогает ребенку осознать зависимость результата счета (измерения) от единицы счета (условной меры). (Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Уч. пос.для студ. дошкольных отделений сред. пед. уч. зав. -2-е изд.-  М.:Академия,2014.-272с.) 

	Большое внимание  уделяла Е.И. Тихеева   ознакомлению детей с предметами разной величины, усвоению отношения между ними: больше – меньше, шире – уже, длиннее – короче и др. В ходе игровой деятельности на различение размеров считала возможным познакомить детей 5 – 6 лет с измерением с помощью общепринятых мер. С этой целью она знакомила детей с аршином и учила обращению с ним. Дети получали также представление об объеме, измеряя стаканом емкость сосуда. Для знакомства с массой и объемом различных предметов Е.И.Тихеева использовала весы, раскрывала функциональную зависимость массы от объема. Она указала, что все эти виды измерений не должны быть бесцельными и носить чисто учебный характер; необходимо включать их в игры, связывая приобретенные знания с практическими задачами ( например, игра в магазин). (Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е.И. Щербакова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2014.)

	 В дальнейшем под руководством А.М.Леушиной разработаны содержание и методы формирования у детей измерительной деятельности, обучения измерению объектов, массы тел, в процессе освоения ими элементарных математических знаний, усвоения способов практических действий. (Фрейлах Н.И. Методика математического развития. - М.: ИД «Форум», Инфра-М, 2016. - 208с.)

Столяр, исходя из особенностей детских представлений о величине предметов, предлагает строить педагогическую работу в определенном порядке. Сначала формировать представление о величине как пространственном признаке предмета. Учить детей выделять этот признак наряду с другими, используя специальные приемы обследования: приложения и наложения, практически сравнивая (соизмеряя) контрастные и одинаковые по величине предметы, дети младшего возраста должны устанавливать отношения «равенства - неравенства». А результаты сравнения отражать в связной речи с помощью прилагательных: длиннее, короче, одинаковые (равные по длине), шире, уже, одинаковые (равные по ширине), выше, ниже, одинаковые (равные по высоте), больше, меньше, одинаковые (равные по величине) и т.д. (Формирование элементарных математических представлений у  дошкольников / Под ред. А.А.Столяра. - М., 2014. -245с).
      
	 Методисты Н.С.Попова, П.С. Исакова, А.М. Пышкало при знакомстве с общепринятыми мерами советуют сначала пользоваться линейками, которые изготавливаются детьми из листа бумаги в клеточку. На линейках наносятся сантиметровые деления, но цифры не пишут. Пользуясь этими линейками, дети измеряют отрезки, чертят отрезки на нелиновоной бумаге, показывают отрезки заданной длины на самой линейке. Чем больше упражнений выполняют дети, пользуясь самодельными линейками, тем лучше овладевают умением измерять с помощью обычной масштабной линейки.
	При работе с линейкой обращается внимание на правильность положения линейки при измерении (начало отрезка должно совпадать с нулевым делением на линейке). Необходимо  учить детей выполнять округления результатов измерения: если сантиметр уложился в пять раз и остался отрезок меньше половины сантиметра, то его отбрасывают и называют длину отрезка так: «немного больше пяти сантиметров», «около пяти сантиметров».
	Для формирования измерительных навыков включается система разнообразных упражнений – это измерение и черчение отрезка: сравнение отрезков, чтобы ответить на вопрос: на сколько сантиметров длиннее (короче) один отрезок, чем другой. В процессе упражнений у детей формируется понятие длины как числа сантиметров, которые укладываются в данном отрезке.
	В наше время продолжается изучение в области обучения детей  измерительной деятельности. Например: психолога – педагогические изучения Н.Н.Подъякова, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Л.А.Венгера обосновали  значительно большие, чем считалось ранее, умственные возможности детей в процессе обучения математики. Так изучения Л.А.Венгером и Т.В.Тарунтаевой, было направлено на выяснение уровня математических знаний, приобретенных в результате обучения и вне его. Данные показали, что у детей в возрасте 2 – 3 лет начинаются формироваться первые представления о количестве, они уже могут выделять один предмет в множестве, сравнивать предметы по количеству даже без какого – либо целенаправленного обучения. (Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у    дошкольников, М., 2012г. -265с.)

	До 4 – 5 лет дети спонтанно овладевают  счетными операциями на наглядно – действенном уровне. Однако малышам задания, которые требовали применения меры, без специального обучения оказались недоступными. Даже дети старшего  возраста стихийно – измерениями не овладели. Процесс овладения мерой как способом сопоставления величин можно и нужно организовывать в дошкольном возрасте. (Формирование математических представлений/ Под ред. Казинцевой   Е.А., В., 2015г.-212с.)

	Различные методические приемы формирования у дошкольников представлений о величинах, которые также реализуются по средствам заданий, нашли свое отражение в разделе «Формирование представлений о величинах» у Л.В.Занкова. Тут  подробно рассказывается методика ознакомления детьми  величинами: длина, масса, емкость, описывается последовательность возможных ситуаций, которые носят проблемный характер и эффективные в плане активизации познавательной деятельности детей.
	Огромную роль  в формировании представлений о величинах играет выполнение практических заданий, которые  связаны с измерением длин отрезков, массы тел и емкости сосудов. Практическая направленность курса в изучении величин создает благоприятные условия для совершенствования вычислительных навыков. (Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении   дошкольников. – Минск, 2014. – С. 78 – 90с.)

	А.В.Калиниченко кандидат педагогических наук, доцент МГПИ считает, что большое значение для сенсорного и интеллектуального развития детей имеет измерение объема. Необходимо объяснять, что измерить можно не только длину (ширину, высоту), но и вместимость сосудов.
	 В процессе измерения объема жидких и сыпучих тел необходимо сформировать знания о том, что от внешней формы сосудов не зависит равенство или неравенство их объемов.
	В своих методических подходах к организации и проведении непосредственно-образовательной деятельности по математике, знакомит детей  с общепринятыми единицами измерения. Основной единицей длины является метр. Необходимо показать полоску из картона длиной  в метр, сказать, что такая длина называется «метр» и предложить детям измерить длину в метрах. Поскольку далеко не все в комнате можно измерить  в метрах, необходимо рассказать, что есть и более мелкие меры – дециметры. Продемонстрировать полоску длиной в один дециметр. Практические задания уже знакомы детям, только вместо «высота стола равна десяти полоскам» подводится другой итог: «высота стола равна десяти дециметрам».
	Далее, можно рассказать, что есть еще более мелкие меры: сантиметры. Каждый ребенок обязательно  должен иметь наглядное представление о данной мере. Когда в руках у него будет много полосок длиной в сантиметр, их нужно аккуратно положить вдоль измеряемой поверхности. Это поможет лучше запомнить, что сантиметры – небольшие мерки,  их потребуется много для определения длины, но с их помощью измерение будет более точным.
	Детей 6 - 7 лет не стоит обучать пользоваться линейкой, так как придется объяснять, что в 1 см содержится 10 мм, а сосчитать каждый миллиметр для ребенка дошкольника сложно. Необходимо  добиться четкого понимания, что для измерения длины используются различные мерки: чем меньше меркам, тем больше количество их потребуется для определения одной и той же длины.


1.4.Методика обучения детей измерительной деятельности.
      Для того чтобы познакомить детей с измерительной деятельностью, необходимо научить детей выделять длину, ширину, высоту предметов, устанавливать размерные отношения между ними, сравнивать предметы, отличающиеся 1, 2, 3 измерениями.
      Детей среднего дошкольного возраста сначала учат сравнивать 2 предмета контрастного и одинакового размера по длине, ширине, высоте, толщине и объему, пользуясь приемами приложения и наложения, а также на глаз. Педагог постепенно уменьшает контрастность в размере предметов. Используются предметы, с которыми дети постоянно встречаются: веревки, шарфики, ленточки, дощечки, прыгалки, листы бумаги, кубики, башенки, матрешки, пирамидки и т.д. После этого детей учат сравнивать и анализировать размеры предметов, рассматривая сразу 2 измерения: длину и ширину плоских предметов. Дети сравнивают длину и ширину предметов, находя предметы, равные по ширине, разные по длине, равные по длине, но не равные по ширине, равные по длине и ширине. После того как дети научатся сравнивать размеры (длину, ширину, высоту) 2 предметов, переходят к установлению отношений между размерами 3 – 5 предметов. Дети учатся раскладывать предметы по длине, ширине, высоте, толщине, по объему.
      В старшей группе расширяется и значительно усложняется круг сопоставляемых предметов. Дети не только определяют размерные отношения между наглядно представленными предметами, но и воссоздают подобные отношения по представлению; упражняются в изменении отдельных измерений объекта при сохранении его общей массы и уравнивание размеров предметов. Особое место уделяется группировке и упорядочивании предметов по отдельным измерениям. Группируя предметы по длине, дети помещают в одну группу все предметы одинаковой длины, несмотря на их различия в высоте и ширине. Выясняют, чем похожи и чем отличаются предметы, попавшие в одну группу, почему в  группе оказались предметы разной высоты и т.п.  
       Детей  в возрасте 5 лет знакомят с некоторыми свойствами упорядоченного множества предметов. Свойства ряда выделяются  непосредственно в ходе практических действий. Построив ряд, дети находят самый большой (длинный, высокий) или самый маленький (короткий, низкий) предмет в ряд, а затем показывают предметы по порядку, шагая по ряду вверх, то вниз, фиксируя определенность направления ряда. Вначале дети опираются на наглядность, а позднее – лишь на словесное описание. 
      Большое внимание в дошкольном возрасте  уделяется развитию глазомера. Сначала дети на глаз находят предмет больше или меньше образца, затем предметы равные образцу. Каждый раз дети проверяют правильность решения глазомерной задачи, пользуясь приемами приложения или измерения меркой.
      В старшей группе учат детей измерять расстояние шагами. По мере накопления опыта измерения расстояний детям предлагается на глаз определить, сколько шагов до того или иного предмета. Высказав свое мнение, дети делают проверку, измеряя расстояние шагами.
      Дети 6—7 лет переходят от непосредственной оценки величин к их более точной количественной характеристике, которую получают путем измерения.
      В процессе измерения единица измерения (мерка) как бы дробит измеряемую величину (длину, объем) на части, каждая из которых ей равна. Число, полученное в результате измерения, выражает отношение целого к его части. (Формирование измерительных умений. Дошкольное воспитание , 2017г. № 2 стр. 26)
Измерение позволяет детям понять относительность числа, его зависимость от избранной меры. Измерению длины, ширины, высоты, объема жидких и сыпучих тел следует посвятить 10—12 специальных занятий. Дети должны понять, для чего нужно измерение. Важно поставить их перед необходимостью измерения. Например, педагог предлагает выбрать или изготовить планку, равную длине стола, или определить, на сколько один предмет длиннее (выше и т. п.) другого. Можно выяснить, поместится ли шкаф в коридоре. В данном случае предметы нельзя приложить друг к другу, их надо измерить, а затем сравнить между собой результаты измерения. «Что же мы будем измерять?» — спрашивает педагог, стремясь выделить объект измерения. Когда позднее дети научатся определять объем жидких и сыпучих тел,.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44