- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012709 |
Тема: | Формирование познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений |
Содержание
БИРСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА ЛЯПУСТИНА АНАСТАСИЯ АЛЕКСЕЕВНА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Выполнила: студентка 5 курса очной формы обучения Направление подготовки: 44.03.05. Педагогическое образование профиль Дошкольное образование и ПДО Допущено к защите в ГАК и проверено на объем заимствования: Заведующий кафедрой Руководитель к.психол.наук, доцент к.пед.н., доцент ________ К.В. Сапегин ________ О.И. Пономарева «___» __________ 2018г. Бирск 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХДЕЙСТВИЙУДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТАВПРОЦЕССЕРАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 7 1.1 Исторический анализ проблемы формирования познавательных действий у детей дошкольного возраста 7 1.2 Формы, методы и средства формирования познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста 10 1.3 Особенности формирования познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста 14 Выводы 18 ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХДЕЙСТВИЙУДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТАВПРОЦЕССЕРАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 19 2.1 Исследование уровня сформированности познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста 19 2.2 Программа развивающих мероприятий по формированию познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста 27 2.3 Анализ результатов исследования по формированию познавательных действий в процессе развития математических представлений 38 Выводы 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Анкета для воспитателей дошкольной образовательной 48 организации Приложение 2 Протокол исследования на констатирующем этапе в экспериментальной группе 49 Приложение 3 Протокол исследования на констатирующем этапе в контрольной группе 50 Приложение 4 Конспект ООД по ФЭМП «Образование числа 17» 51 Приложение 5 Протокол исследования на контрольном этапе в экспериментальной группе 56 Приложение 6Протокол исследования на контрольном этапе в контрольной группе 57 2 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Дошкольное воспитание как первое звено общей системы образования играет важную роль в жизни нашего общества. Содержание воспитательно-образовательной работы детского сада предусматривает обучение детей простейшим знаниям, умениям и навыкам, развитие их умственных и художественных способностей, формирование у них нравственных качеств. По мере того как ребенок растет, содержание дошкольного обучения и воспитания постепенно усложняется. В ФЗ «Об образовании в РФ» отмечается, что современная школа выдвигает дошкольному образованию серьезные требования к подготовке ребенка к обучению в школе в области математического развития. Проблема развития познавательных действий у детей дошкольного возраста в настоящее время остается весьма актуальной. Эта актуальность связана с тем, что существуют разные теоретические подходы к этой проблеме. Кроме того, сохраняется большая практическая значимость проблемы. Теорию формирования познавательных действий рассматривали О.А. Беряева, М.В. Телегин, В.В. Рубцов и др. Методику формирования познавательных действий у дошкольников в ДОО разрабатывали А.В. Белошистая, Н.Е. Веракса, Т.И. Ерофеева, З.А. Михайлова, А.М. Черницкий и другие. Познавательные универсальные учебные действия – это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации детей, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Таким образом, 3 достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). В последнее время в сфере образовательной политики и методологии развития образования обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков» - к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме образования. Этот переход находит своё выражение в таких различных направлениях психолого-педагогической науки и практики, как развивающее обучение, планомерно-поэтапное формирование умственных действий и понятий, педагогика развития, культурно-историческая смысловая педагогика вариативного развивающего образования и др. Однако, несмотря на достаточно глубокое рассмотрение проблемы современными исследованиями на наш взгляд недостаточное внимание было уделено проблеме выявления условий формирования познавательных действий у старших дошкольников. Цель исследования: теоретическое и практическое исследование особенностей формирования познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений. Объект исследования: процесс формирования познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия формирования познавательных действий в старшем дошкольном возрасте в процессе развития математических представлений. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что систематическая работа по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, с использованием разнообразных форм и методов работы, способствует формированию познавательных действий у детей. Задачи исследования: 4 1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования познавательных действий в психолого-педагогической литературе. 2. Провести диагностику сформированности познавательных действий детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать и реализовать программу развивающих мероприятий по формированию познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений. 4. Проанализировать результаты исследования. Методологические основы исследования определяются культурно-исторической теорией происхождения и развития человеческого сознания Л.С.Выготского, теории С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и ее современной трактовкой, принципами активизации деятельности М.Я. Басова, Т.И. Шамовой, теорией личности Э.Фромма, Э.Эриксона и др. Развитием познавательных действий у детей дошкольного возраста занимались: В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, В.А. Онищук, В.А. Сластёнин, Г.И. Щукина, И.Ф. Харламов и др. Методы исследования: анализ научной и методической литературы по изучаемой проблеме; педагогический эксперимент; составление программы; математическая обработка полученных данных. Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных образовательных организаций. Апробация результатов исследования: основные результаты иследования были представлены в рамках Межрегиональной научно-практической конференции «Наука в школе и вузе» (г. Бирск, 2018). Был сделан доклад по теме «Формирование познавательных дейтсвий у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений» [Нука в школе и вузе, 2018]. 5 База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовтельное учреждение компинированного вида Детский сад № 2 "Светлячок" города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. 6 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 1.1 Исторический анализ проблемы формирования познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Рассмотрим исторические аспеты познавательных действий у детей. Познавательные действия разными педагогами раннего периода обозначались как умения. В научной и педагогической литературе описаны разные определения термина «Умение». Рассмотрим несколько из них. Во-первых, по мнению И.Ф. Харламова, умение — это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Например, умение решать задачи по математике связано с владением такими приемами, как анализ условия задачи, сопоставление этого условия с усвоенными знаниями, мысленное нахождение способов решения задачи на основе тех или иных элементов этих знаний, практические действия по решению задачи и, наконец, проверка правильности полученного результата. [Харламов И.Ф., 1999] Во-вторых, по словам Г.И. Щукиной умение отнесено к операциям интеллектуального свойства. Существенным свойством умений автор считает их обобщенность, вследствие чего они с успехом реализуются в измененных и разнообразных ситуациях. 7 В-третьих, в своем труде «Дидактика современной школы» В.А. Онищук дает следующее определение: «Умение – это освоенная человеком система приемов сознательного построения результативного действия». В-четвертых, по мнению Ю.К.Бабанского, умение – это сознательное овладение каким-либо приемом деятельности. По мнению автора умение, доведенное до реально возможного автоматизма, характеризуется уже как навык, и он дает основание говорить о том, что в учебном процессе одновременно формируется какое-то умение и соответствующий навык. Любое сложное умение не может создаваться каждый раз по-новому со всеми компонентами, оно формируется на основе переноса имеющегося умения и навыка, тем самым приспособив все это к новым условиям, в следствии чего заново формируются элементы, недостающих в данных новых условиях. Умения не противопоставляются знаниям и навыкам, потому что они базируются на их основе. Но в умение включено также понимание взаимоотношений между целью этой деятельности, условия и способы ее выполнения. Появление на свет термина «универсальные учебные действия» связано, в основном, с изменением парадигмы образования, то есть от целей усвоения знаний, умений и навыков к цели развития самого учащегося, его личности. Под термином «познавательные универсальные учебные действия» подразумевается система методов познания общества, постройка самого процесса поиска, изучения и совокупность операций по обработке, классификации, использованию и обобщению ранее полученной информации. Снаткиным М.Н. определено умение учебной деятельности как «действие, состоящее из упорядоченного ряда операций, имеющих общую цель». В современной педагогике выделены умения, довольно таки неоднозначные по своей природе. Умения, формирующиеся в процессе изучения базовых наук и необходимые для их успешного усвоения, приобрели 8 название учебных умений. Они исполняют главную роль в учебной деятельности, и при их помощи ученик познает объективную реальность, приобретает новый опыт, овладевает инструментами воздействия на окружающую среду. Проблема учебной деятельности – одна из центральных в возрастной и педагогической психологии, а изучение мотивации учебной деятельности является одним из наиболее актуальных направлений в психологии и педагогике образования. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования мотивационной сферы личности. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. [Вопросы науки и образования, 2017] В настоящее время в своём теоретическом объяснении концепция учебной деятельности базируется на принципе ведущей роли обучения в развитии ребёнка (Л.С. Выготский), общепсихологической теории деятельности (А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, и другие), принципе единства психики и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), находящейся в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственных действий и типов учения (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, и другие) [Субботина С.В., 2014]. Вместе с тем исследования специалистов по дошкольному обучению показали, что формирование учебной деятельности начинается в дошкольном детстве (Е.Е. Кравцова, У.В. Ульенкова, А.П. Усова и др.). Термин «учебная деятельность» применительно к дошкольному обучению вошел в научный обиход благодаря известным работам педагога А.П. Усовой [Усова А.П., 2011]. Педагог, специалист по дошкольному воспитанию, А.П. Усова считает, что из различных взаимоотношений ребенка со взрослыми может быть уже на 9 этапе дошкольного детства выделена и сформирована деятельность, которую можно назвать учением или учебной деятельностью. Характерным для учебной деятельности является усвоение ребенком знаний и умений [Усова А.П., 2011]. Психолог С.А. Лебедева считает, что формирование учебной деятельности, должно опираться на игру, которую последовательно необходимо включать элементы учебной деятельности [Субботина С.В., 2014]. Психолог Е.Е. Кравцова доказывает, что наличие предпосылок и источников учебной деятельности в дошкольном возрасте является показателем психологической готовности к школьному обучению [Субботина С.В., 2014]. Теория учебной деятельности вытекает из учения психолога Л.С. Выготского, согласно которому ведущая роль в умственном развитии отводится обучению, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний. В.В. Давыдов, рассматривая учебную деятельность, отмечает, что она строится как познание учащегося, которое начинается с анализа чувственно-конкретного многообразия частных видов объектов, выявления их общей внутренней основы и продвигается от абстрактного к конкретному [Гальперин П.Я., 2005]. 1.2 Формы, методы и средства формирования познавательных действий детей старшего дошкольного возраста «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В.А.Сухомлинский). Эти слова В.А.Сухомлинского очень актуальны в настоящее время. Окончание дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Цель современного дошкольного образовательного учреждения – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества 10 детей и их личности через различные виды деятельности [Атемаскина Ю.В., 2011]. Одной из проблем сегодняшнего образования является подготовка будущего школьника – исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания. Современное занятие (ООД) рассматривается как постоянно развивающая форма и строится на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования активных форм обучения. Именно на этой основе формируются коммуникативные, личностные и познавательные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно- следственные связи; ориентироваться в источниках информации [Семенова М.Л., 2007]. Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность [Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., 2008]. Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению: Образовательная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера. Образовательная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку. Необходимо понимание важности преподносимого материала. Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но 11 посильными. Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность. Демонстрационный и раздаточный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным. Воспитание познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей [Субботина С.В., 2014]. Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться». Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Комплекс универсальных учебных действий реализуется в педагогическом процессе образовательного учреждения посредством четырех блоков: личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного [ Громыко Ю.В., 2001.]. Охарактеризуем более подробно познавательные действия в контексте учебно-воспитательного процесса ДОО. Блок познавательных универсальных учебных действий представлен такими их видами, как умение ребенка ориентироваться во времени и пространстве, пользоваться правилами, инструкциями и алгоритмами, оценивать результаты своих действий. Информационные познавательные УУД предполагают развитие у дошкольников умений пользования школьными принадлежностями, работы с книгой и ориентировки по условным обозначениям в ней, работы с иллюстрациями. 12 Логический характер познавательных УДД обеспечивается овладением дошкольниками на элементарном уровне следующим рядом операций: классификацией, анализом, синтезом, сравнением, обобщением, сериацией, исключением лишнего, установлением причинно-следственных связей, а также моделированием. Овладение универсальными познавательными действиями начинается уже в дошкольный период образования. Дети учатся сравнивать предметы по разным признакам (величине, форме, строению, цвету, положению в пространстве); группировать их по общему признаку; выделять в процессе восприятия разные качества одного или нескольких предметов; в игровой деятельности учатся самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями других участников игры [От рождения до школы, 2014]. Однако за процессом овладения познавательными действиями воспитатель может следить, только наблюдая за деятельностью ребенка, поскольку Федеральный государственный стандарт дошкольного образования не предполагает проведения педагогической диагностики. Для реализации преемственности дошкольного и начального общего образования ФГОС ДО определяет лишь целевые ориентиры, предусматривающие формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности [ФГОС, 2013]. Успешное овладение грамотой в первом классе требует от ребенка выполнения познавательных действий анализа, сравнения, группировки, классификации, приведения примеров с заданными признаками. Не представляя, в какой степени ребенок владеет этими сложными познавательными действиями, учитель не в состоянии оказать ему своевременной помощи. 13 Отсутствие и задержка оперативной педагогической поддержки может нанести непоправимый вред развитию ученика, становлению положительных мотивов учения, способствует формированию негативного отношения к школе. 1.3 Особенности формирования познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста Формирование учебной деятельности, даже при специально построенном обучении - длительный процесс. Овладение универсальными познавательными действиями начинается уже в дошкольный период образования. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы. Дети учатся сравнивать предметы по разным признакам (величине, форме, строению, цвету, положению в пространстве); группировать их по общему признаку; выделять в процессе восприятия разные качества одного или нескольких предметов; в игровой деятельности учатся самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями других участников игры [От рождения до школы, 2014]. Однако за процессом овладения познавательными действиями воспитатель может следить, только наблюдая за деятельностью ребенка, поскольку Федеральный государственный стандарт дошкольного образования не предполагает проведения педагогической диагностики. Для реализации преемственности дошкольного и начального общего образования ФГОС ДО определяет лишь целевые ориентиры, предусматривающие формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности [ФГОС, 2013]. Успешное овладение грамотой в первом классе требует от ребенка выполнения познавательных действий анализа, сравнения, группировки, классификации, приведения примеров с заданными признаками. Не представляя, в какой степени ребенок владеет этими сложными познавательными действиями, учитель не в состоянии оказать ему 14 своевременной помощи. Отсутствие и задержка оперативной педагогической поддержки может нанести непоправимый вред развитию ученика, становлению положительных мотивов учения, способствует формированию негативного отношения к школе. Познавательные универсальные учебные действия имеют возможность всесторонне, углубленно, в соответствии с возрастом, познать окружающий мир ребенку, научиться самому искать, находить нужную информацию и применить ее в своей деятельности [Еник, О.А, 2012]. Для того чтобы организовать процесс формирования предпосылок познавательных УУД у детей 6 - 7 лет, возникает потребность создать определенные педагогические условия. Необходимо определить ряд показателей познавательных УУД, соответствующих предложенной возрастной группе и в соответствии с ними составить программу по формированию предпосылок познавательных УУД [Еник, О.А, 2014]. Очень важно иметь в виду тот факт, что заинтересованность детей в изучении данного курса должна являться приоритетной для педагога. Так же важной задачей для педагога является сохранение психоэмоционального спокойствия детей, не смотря на обширную учебную нагрузку, лежащей на плечах современного дошкольника. В настоящее время разработано огромное количество заданий направленных на формирование познавательных способностей. На наш взгляд достаточно интересным представляет собой разработка Ольги Александровны Холодовой в пособии «За три месяца до школы». Задания, предложенные в данном издании, представлены в увлекательной форме, выполнение которых будет способствовать развитию памяти, речи, внимания, восприятия, воображения, логического мышления, творческого и пространственного мышления, находчивости и сообразительности [Холодова, О.А., 2016]. При развитом дифференцированном восприятии ребенок самостоятельно может определить сходство и различие между предметами, выделяя существенные их признаки. Способность к концентрации внимания 15 предполагает, что ребенок способен длительное время удерживать внимание на определенном предмете, сохранять в поле внимания несколько предметов. При аналитическом мышлении, у ребенка наблюдается высокий уровень кругозора, познавательного интереса; он умеет устанавливать причинно-следственные связи между происходящими событиями. Развитая память ребенка легко воспроизводит изученный ранее материал, преобразуя его в соответствии с решаемой задачей [Смирнова Е.О, 2008]. У детей старшего дошкольного возраста формируется такие элементы учебной деятельности как - самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном; умение определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата; умение осуществлять контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов; умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат. Педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, в процессе формирования предпосылок к предстоящему обучению следует не забывать о самоценности данного периода детства и о том, что для дошкольников самым органичным видом деятельности являются игры: сюжетно-ролевые, коммуникативные (общение и согласование действий со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательские (изучение объектов окружающей действительности и экспериментирование с ними), конструирование из различных материалов (пластиковых наборов, бумаги, природного и иного материала), музыкальные игры, подвижные игры (овладение основными видами движений), изобразительные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация); а также прослушивание читаемых художественных и фольклорных произведений и их интерпретация [Субботина С.В., 2014]. Развитие у детей предпосылок к учебной деятельности целесообразнее осуществлять в процессе организации сочетающейся с игрой проектной 16 деятельности. Дж. Дьюи описал такой способ построения системы обучения, при котором учащимся для выполнения какой-либо практической деятельности необходимо овладеть знаниями или актуализировать, синтезировать имеющиеся знания. При этом важно не просто сориентировать детей на определенную деятельность, но заинтересовать их, показав практическое применение знаний в жизни. В настоящее время проектное обучение получило широкое распространение во всем мире [Субботина С.В., 2014]. Для того чтобы участие дошкольников в познавательной деятельности служило формированию у них предпосылок к учебной деятельности, необходимо соблюсти ряд условий. Специфика познавательной деятельности дошкольников состоит в невозможности самостоятельного поиска нужной информации ввиду неразвитой письменной речи. Однако взрослые не должны брать на себя роль источника знаний, им следует помочь детям сориентироваться среди возможных источников информации и вместе с ними «открыть» знание. Педагогу важно предусмотреть активность всех участников проектной группы независимо от их личностных способностей и особенностей и включать в посильную работу слабых, застенчивых детей, помогая им обрести веру в себя и почувствовать интерес к совместной деятельности. При организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста нужно учитывать зону ближайшего развития каждого ребенка и помочь подобрать ему соответствующее задание либо оказать требующуюся помощь, не предоставляя готового знания или решения проблемы. Основой достижения развивающих целей обучения служит активность обучающегося: в процессе познавательной, исследовательской деятельности знание не передается в готовом виде, а добывается самим ребенком [Гальперин П.Я., 2005]. 17 Соблюдение представленных организационно-методических условий реализации познавательной деятельности содействует полноценному развитию психических функций внимания, памяти, мышления и т. д. Выводы Теоретические аспекты формирования познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений позволило нам сделать следующие выводы: По мере становления познавательных действий ребенка - смыслообразования и самоопределения, нравственно-эстетического оценивания, функционирование и развитие разных видов УУД – коммуникативных, познавательных и регулятивных - претерпевает значительные изменения: ведущей деятельностью становятся познавательные действия. Регуляция общения, кооперация и сотрудничество проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что приводит к изменению характера общения и Я-концепции ребенка. Познавательные действия также составляют существенный ресурс достижения успеха и оказывают воздействие как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение ребенка. То есть все виды УУД взаимосвязаны и взаимообусловлены. Необходимо помнить, что формирование фундамента готовности перехода к обучению на ступени начального общего образования должно обязательно осуществляться в рамках специфических детских видов деятельности. Для того чтобы участие дошкольников в познавательной деятельности служило формированию у них предпосылок к учебной деятельности, необходимо соблюсти ряд условий. Специфика познавательной деятельности дошкольников состоит в невозможности самостоятельного поиска нужной 18 информации ввиду неразвитой письменной речи. Однако взрослые не должны брать на себя роль источника знаний, им следует помочь детям сориентироваться среди возможных источников информации и вместе с ними «открыть» знание. ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1 Исследование уровня сформированности познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста На основе изучения теоретических вопросов исследования нами была определена цель исследования: апробировать программу развивающих мероприятий по формированию познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений, в результате которого уровень развития познавательных действий станет выше. Задачи исследования: 1. Провести анкетирование среди воспитателей по вопросу формирования познавательных действий в процессе математического развития детей. 2. Осуществить констатирующий эксперимент, на основе теоретических данных разработать и реализовать программу по формированию познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста. 3. Провести итоговую диагностику. Сформулировать выводы Эксперимент проводился на базе МАДОУ Детский сад № 2 «Светлячок» г.Бирск. Продолжительность эксперимента один месяц. В исследовании принимали участие дети подготовительной к школе группы в количестве 30 человек, которые были разделены на две группы: контрольная «Знайки» (15 детей) и экспериментальная «Фантазеры»(15 детей). Наше исследование проходило в несколько этапов: 19 Первый этап – констатирующий. Определение методологических основ исследования, определение уровней сформированности познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста. Второй этап – формирующий. Изучение опыта по развитию познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста, сравнительный анализ работ, разработка и апробирование программы. Третий этап – контрольный. Контрольная диагностика уровня сформированности познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста, анализ и обсуждение полученных результатов. Для достижения поставленной цели и для проверки гипотезы мы определили теоретические (анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация, анализ источников литературы и др.), эмпирические (беседа, наблюдение, тесты, опросники и другие), математические методы исследования и формирующий эксперимент. При проведении исследования мы опирались на ряд этических принципов, которыми руководствовались в процессе психолого-педагогической диагностики. К ним мы отнесли: - принцип не нанесения ущерба испытуемому; - принцип компетентности; - принцип беспристрастности; - принцип конфиденциальности; - принцип осведомленного согласия. Для диагностики уровней компетентности воспитателей по формированию познавательных действий в процессе развития математических представлений, нами была использована анкета (Бланк анкеты представлен в приложении 1). В анкетировании принимали участие 15 воспитателей МАДОУ Детский сад №2 «Светлячок». 20 Оценка результатов осуществлялась следующим образом: Большинство воспитателей - 13 респондентов имеют полные представления о формировании познавательных действий через развитие математических представлений, знают формы и методы работы и используют их в своей работе, в ответах прослеживается желание систематически получать новые знания. В методической копилке присутствуют пособия, книги, дидактические игры по формированию познавательных действий. Лишь два воспитателя не имеют представлений о формировании познавательных действий и не желают повышать свою компетентность. Развитие познавательных действий – это процесс сложный, вызывающий у большинства детей значительные трудности. Часто дети не понимают, зачем нужно считать, измерять, знать время. Не осознавая значения совершаемых действий, дошкольники выполняют их механически, что приводит к формальному усвоению знаний. Процесс формирования математических представлений предполагает также планомерное усвоение и постепенное расширение словаря (один, два, три…; первый, второй, третий.. и др.), а также совершенствование грамматического строя и связной речи в целом. Для достижения цели констатирующего этапа эксперимента мы подобрали комплексную диагностическую методику Колесниковой Е.В для обследования исходного уровня сформированности познавательных действий, а именно: «Диагностическая карта для выявления знаний элементарных математических представлений детей 6-7 лет». Целью данной методики было выявить навыки счета, умения отсчитывать на один предмет больше или меньше, знания о месяцах и последовательности дней недели, умение соотносить количество предметов с цифрой, умение измерять с помощью линейки и т.д. В качестве материала к данной методике использовались дидактические карточки и задавались вопросы, на которые дети должны дать ответы. Максимальное количество баллов 21. 21 Методика № 1 — выявление умений навыка счета. Инструкция к проведению: Воспитатель предлагает ребенку сосчитать до двадцати. Методика....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: