VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретический анализ особенностей представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001530
Тема: Теоретический анализ особенностей представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	2

1. Теоретический анализ особенностей представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста	5
1.1.	Особенности развития детей старшего дошкольного возраста	5
1.2. Проблемы развития представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях	7
1.3.  Понятие представления о родном крае у детей старшего дошкольного возраста	10
2. Особенности развития представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста	14
2.1. Анализ программ по развитию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста	14
2.2. Диагностика развития представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста	17
2.3. Перспективный план работы по ознакомлению с родным крае и социальной действительностью в старшей группе	24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ	29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	31


ВВЕДЕНИЕ
     
     Потенциал детей дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. В этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и забывают у детей дошкольного возраста составляют наиболее часто выходит из строя. Период детства является решающим периодом для становления гражданственности, нравственности, духовности.
     Поэтому, особое внимание в период дошкольного детства следует уделить развитию представлений о родном городе (Т. А. Березина, Д. Н. Дубинин, С.Г. Назаров и др.), которые в будущем станут основой для разработки национальных (гражданских) традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма.
     В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования задача развития представлений о родном городе у дошкольников не представлена, однако в образовательной области «Познавательное развитие» указывается формирование первичных представлений о малой родине. Образовательная область «Родной край» направлена на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
     Малая родина - это родной город, район, двор, то есть места, с которыми связаны эмоционально.
     Изучая тему курсового исследования, было замечено, что исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова рассматривают развитие представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста как одно из решений проблемы формирования патриотических чувств. Л. E. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа через ознакомление с малой Родиной. Вопросы краеведческой направленности ознакомления дошкольников с особенностями региона, в том числе и к родному городу, рассматриваются и нашли отражение в работах А.Н. Фроловой, И.А. Паничева, Н.Г. Волобуевой, И.В. Кашко, Л.С. Давыдовой, Л.А. Труфановой, Г.В. Гончарук, С.В. Медведевой, В.В. Чернявской; И.В. Коробовой и других.
     Актуальность позволила выявить противоречие: между социальной потребностью в развитии представлений о родном городе у детей и недостаточным теоретическим обоснованием.
     Объект исследования: Дети старшего дошкольного возраста. 
     Предмет исследования: Представления о родном крае у детей старшего дошкольного возраста.
     Цель исследования: разработать перспективный план работы по развитию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста.
     Задачи исследования:
     - проанализировать проблемы развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях;
     - раскрыть понятие представления о родном крае у детей старшего дошкольного возраста;
     - проанализировать программы по развитию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста;
     - разработать перспективный план работы по развитию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста.
     Структура работы: работа состоит из введения, параграфов, заключения и списка использованной литературы.
     

1. Теоретический анализ особенностей представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста 
     
     Дошкольный возраст характеризуется выходом за пределы своих семейных отношений и установкой взаимосвязей с новым для человека взрослым миром. Период, который проходит ребенок от момента своего рождения до вступления в школьную жизнь, является наиболее насыщенным по степени психического и физического развития. 
     Именно на этом этапе происходит формирование всех необходимых качеств, которые делают его человеком. 
     Дошкольный возраст обеспечивает общее развитие ребенка, которое служит фундаментом для приобретения в будущем различных специальных познаний, а также навыков. Этот период способствует усвоению в дальнейшем различных областей деятельности.
     Именно дошкольный возраст формирует свойства и качества психики маленького человека, которые являются отличительной чертой поведения, характера, а также отношения к окружающему миру.
     Дошкольный возраст представляет собой период жизни и развития детей в возрасте от трех до семи лет. Именно эти годы характеризуются дальнейшим физическим развитием, а также ростом интеллекта ребенка. 
     Движения детей становятся более свободными. Ребенок неплохо разговаривает. Мир детских переживаний, ощущений и представлений богат и разнообразен. Рост и увеличение веса ребенка в этот период характеризуются неравномерностью. 
     Изменяется в дошкольном возрасте и кожный покров. Он утолщается и становится намного эластичнее. При этом снижается количество находящихся в нем сосудов крови. Таким образом, кожа более стойко воспринимает различные механические воздействия. Окостенение костей скелета к пяти-шести годам еще не заканчивается, однако позвоночник принимает формы, как и у взрослого. 
     Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью. У детей особенно активно развивается система мышц, что значительно усиливает нагрузку на скелет. Изменения претерпевает и сердечно-сосудистая система. Ее работоспособность и выносливость значительно повышается. Высокого уровня достигает и нервно-психическое развитие ребенка. При этом совершенствуется интеллектуальное взаимоотношение маленького человека с окружающим его миром.
     Постепенно растет запас слов. В этом возрасте с достаточной определенностью ребенок может выразить свое эмоциональное состояние – огорчение и радость, смущение и страх, жалость и разочарование. Именно в дошкольном периоде развиваются и становятся определенными моральные понимания ситуации. Тогда же появляется и понятие о возложенных обязанностях. 
     Обучение детей дошкольного возраста производится через ролевые игры. При этом у ребенка наблюдается стремление к взрослой жизни. В возрасте от трех до семи лет игра является основным видом деятельности, так как она способствует изменениям психики маленького человека. При этом особенно ярко происходит формирование знаковой функции сознания ребенка. 
     Производя игровую деятельность, маленький человек способен заместить различные предметы, а также взять на себя определенную роль. Именно в этом процессе для ребенка открываются взаимоотношения, которые имеют место между взрослыми людьми. Развитие детей дошкольного возраста осуществляется и благодаря разнообразным видам творчества. Особое место в этом процессе занимает изобразительное искусство, в частности – рисование. По характеру изображений на бумаге можно судить о восприятии ребенком окружающего мира, о его воображении и памяти, а также мышлении. 
     Именно при помощи рисунков дети передают свои знания и впечатления, которые они получают. 
     Большую роль в развитии детей играет и познавательный процесс. В этом периоде соединяется мышление, речь и воображение. Этот фактор лежит в основе полноценного обучения языкам (как родному, так и иностранным). В процессе воспитания усваиваются нормы нравственности, правила и формы культурных отношений. 
     Вершиной развития личности маленького человека в дошкольном периоде служит формирование его самосознания, которое опознает собственные качества характера и способности, а также причины неудач и успехов. 

1.2. Проблемы развития представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
     
     Обзор методической и психолого-педагогической литературы и исследований, посвященных изучаемой проблеме, показал, что корни данной проблемы уходят в советскую педагогику, где над этими вопросами работали в рамках интернационального, нравственно-патриотического и гражданского воспитания: В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов, Т. И. Богомолова, С. А. Козлова и другие.
     В современной педагогике появились новые подходы к данной проблеме, в частности работы С. А. Козловой в рамках ознакомления дошкольников с социальной действительностью, Э. К. Сусловой в рамках воспитания культуры межнационального общения, Е. Б. Алтабаевой в рамках организации историко-краеведческой работы, и многих других. Исследования содержат отдельные стороны ознакомления детей с малой Родиной, раскрывают методы и приемы работы, отображающие региональные особенности. Но, на сегодняшний день нет единой последовательной системы работы с детьми, отражающей всю полноту данного вопроса ?6, с. 98?.
     В каждом городе, в каждом селе, в каждом населенном пункте есть свои региональные особенности, особенности исторического развития, специфические черты культуры и традиций, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю.
     По словам Н.Г. Пантелеевой [3, с. 64], задача работы воспитателя с дошкольниками в процессе формирования представлений о малой родине — раскрыть каждому ребенку всю сложность, неоднозначность исторического пути родной ему земли.
     В процессе работы, по мнению Е. Ю. Александровой [1], важно выделить все лучшее в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий.
     Выявляя проблемы развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста было замечено, что в педагогических исследованиях большое внимание уделяется патриотизму как средству развития представлений о родном городе.
     В настоящее время дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, достаточно равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, у родителей нет представлений о целях и задачах патриотического воспитания, которое невозможно воспитать без тесного взаимодействия детского сада с семьёй. Глубоко изучив актуальность проблемы, понимая, что необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста.
     Н.В. Алешина при выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендует учитывать следующие принципы ?2?:
     Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.
     Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
     Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
     Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой; сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города.
     Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.
     Таким образом, проблемой развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях стали различные мнения исследователей:
     - одни предлагают формирование представлений, другие ознакомление с родным городом у старших дошкольников, третьи – как воспитание культуры;
     - развитие представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста предлагают рассматривать в рамках патриотического и нравственного воспитания, рассматривать как социализацию детей.
     Следовательно, развитие представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста как процессе познавательного развития в психолого-педагогических исследованиях не раскрывается.
     
1.3.  Понятие представления о родном крае у детей старшего дошкольного возраста
     
     Раскрытие понятия представления о родном городе у детей старшего дошкольного возраста подразумевает раскрытие понятия «представления».
     Представлениями называются возникающие в памяти человека конкретные образы предметов и явлений внешнего мира и их свойств, которые он когда-то раньше воспринимал. В основе представлений лежит предшествующий опыт человека: нет ни одного представления, которое не было бы раньше в той или другой своей части восприятием (Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко) ?2, с. 341?.
     В психологии представления характеризуются следующими чертами:
     - Представления являются образами предметов и явлений, сохранившимися в памяти человека в их отсутствии, т. е. когда эти предметы и явления не воздействуют непосредственно на органы чувств.
     - Представления менее ярки и отчетливы, чем восприятия. Например, представление виденного когда-то дерева более бледно, чем его восприятие; оно не так отчетливо в своих формах, красках, размерах, деталях и т. д.
     - Представления отличаются изменчивостью: в них легко изменяются цвет, форма, размеры представляемого предмета. Например, только что виденный красный шестигранный карандаш мы можем представить синим и с круглым черенком.
     - Представления — более обобщенные образы предметов, чем восприятия: в них на первый план выступают сходные особенности предметов данного класса. Например, когда мне необходимо представить березу, а не сосну, я в своем представлении отображаю характерные для всех берез особенности ствола, коры, формы листьев и т. д. Это будет наглядный и в то же время обобщенный образ березы, образ не какого-либо определенного дерева, а березы вообще. В отдельных случаях, когда это необходимо, в представлении может быть отображен и какой-либо единичный предмет (я могу представить виденный мною памятник А. С. Пушкина, стадион в Лужниках и т. п.), но огромное большинство представлений, которыми мы оперируем в своем сознании, являются, как правило, обобщенными наглядными образами действительности.
     - Физиологической основой представлений служат процессы, происходящие только в корковых частях анализаторов; рецепторы при представлениях не функционируют.
     - Представления являются одной из важных форм субъективного отражения объективного мира. Они имеют очень большое значение в жизни и деятельности человека. Если бы человек не имел представлений, содержание его сознания было бы ограничено только наличными восприятиями, в нем отражались бы образы только тех предметов, которые непосредственно действовали бы на него в каждый данный момент.
     - Благодаря содержащимся в них элементам обобщения представления являются переходной ступенью от конкретных образов к абстрактным понятиям, от ощущений к мышлению.
     - Благодаря характерной для них широкой изменчивости, допускающей построение новых образов, представления играют существенную и необходимую роль в деятельности человека.
     Следовательно, представления играют огромную роль в развитии дошкольников.
     Построим определение:
     «представления о родном городе у детей старшего дошкольного возраста это возникающие в памяти человека конкретные образы родного города и его особенности и достопримечательности, которые он когда-то раньше воспринимал».
     На основе исследований П.Г. Саморуковой выделяем показатели (меры, степени проявления показателя) представлений:
     - полнота: характеризует объем (количество) знаний детей, т.е. меру соответствия знаний каждого дошкольника некоторому эталону, образцу, определенной программы детского сада.
     - обобщенность: характеризует владение дошкольником понятиями и интеллектуальным умением обобщения. Дает представление о развитии у ребенка других умственных действий: анализа, синтеза, абстрагирования, классификации, сравнения.
     - доказательность: характеризует степень осмысленности и понимания дошкольников усвоенного знания, умения последовательно и обоснованно аргументировать решение учебной задачи. Мера доказательности – отношение количества причинно-следственных связей в ответе дошкольника к другим видам связи.
     В процессе работы выделяет Е. Ю. Александровой [1, с. 24] следующие представления о малой Родине, которые необходимо сформировать в старшем дошкольном возрасте:
     - Представления о природе родного края (об особенностях, климата, растительности, многообразии деревьев, цветов, трав и т. п.)
     - Представления о животном мире родного края (многообразие животных, птиц, насекомых, особенности их жизни и значение для малой родины).
     - Представления об истории родного города, села, края (представления о возникновении города, его основателях, о коренном населении, важных исторических событиях, протекавших в данном регионе, исторических личностях, внесших вклад в развитие родного края).
     - Представления о достопримечательностях и исторических местах родного города (о памятниках архитектуры, музейных комплексах и пр.).
     - Представления о символах города (о флаге, гербе города, их цветовой символике, о значении каждого элемента на гербе и пр.).
     А.Л. Захарчук всю работу по развитию представлений о малой родине у старших дошкольников предлагает строить последовательно, поэтапно с учетом возрастных особенностей ?10, с. 25?.
     Таким образом, представления о родном городе у детей старшего дошкольного возраста это возникающие в памяти человека конкретные образы родного города и его особенности и достопримечательности, которые он когда-то раньше воспринимал.

2. Особенности развития представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Анализ программ по развитию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста

     Анализ программ в области развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста, показал, что в них большое место уделяется ознакомлению детей с родным городом, традициями, фольклором, народно-прикладным искусством, но большинство данных программ требует переработки и адаптации к конкретному дошкольному учреждению.
     Развитие представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста провели по наиболее распространенным в программам: «Детство», «Истоки», «От рождения до школы». 
     Детство.
     Освоение представлений о своем городе (селе)- названия родного города (села), его особенностях (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях). Освоение представлений о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждениях города (села)-магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Понимание особенностей правил поведения в общественных учреждениях города.
     От рождения до школы.
     В разделе «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание» целью является расширение представления о малой Родине, рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
     В разделе «Приобщение к социокультурным ценностям» целью является знакомство с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями.
     Истоки - создавать условия для формирования нравственной основы первых чувств патриотизма как общечеловеческой ценности — любви к родному краю, людям, населяющим его.
     Формирует представления детей о малой родине и Отечестве, формирует у детей элементарные представления о том, что ближнее и более отдаленное пространство может быть изображено с помощью общепризнанных условных символов на различного рода картах (планах местности, картах города, области, страны, мира)
     Радуга - воспитывать патриотизм, обогащая детей знаниями о родной стране — России; знакомить с понятиями «моя страна», «мой город (посёлок, село, деревня)», «мой край», с именами героев края, города и т. д.; рассказывать о национальных природных богатствах, уникальных объектах природы, самых важных вехах в истории родного края;
     расширять кругозор ребёнка на базе ближайшего окружения и содержания, находящегося за пределами непосредственно воспринимаемой действительности, упорядочивать и систематизировать полученную и получаемую информацию о мире (с приоритетом содержания, находящегося за пределами непосредственно воспринимаемой действительности); показывать детям, что в основе социальных понятий (семья, Родина) лежат особые отношения к близким людям, к месту, где родился и живёшь;
     Мозаика.
     Знать свою семью и своих родственников (тётя — сестра мамы, дядя — брат папы, я для них племянник; мои родственники живут в разных домах, на разных улицах, в других городах, но мы любим и стараемся помогать друг другу; мы поддерживаем родственные связи разговорами по телефону, ездим в гости, поздравляем с праздниками). Знать достопримечательности города, села, названия нескольких улиц, носящих имена известных людей. Знать герб и флаг города и области. Любить родной край.
     Детский сад по системе Монтессори - формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему знакомить с достопримечательностями родного города посредством схемы родного города, Флаг, герб города, рассматривание фотографии улиц, памятников и примечательных мест города, составление энциклопедии «Мой любимый город».
     Итак, содержание программы «Детство» ознакомление детей с родным краем заложено в реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие». Работу предлагается вести по принципу «от близкого к далекому» - от познания ребенком себя, своего имени, своих родителей в младшем дошкольном возрасте до знаний некоторых сведений об истории, достопримечательностях, главных улицах города (села) в котором он живет - в старшем дошкольном возрасте. 
     Программа «Радуга», ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей, предполагает воспитание любви к родному городу через основные положения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие». Остальные программы так же ориентированы на развитие представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста.
     Особое внимание заслуживает парциальная программа «Мой родной дом» (Т.И.Оверчук), в которой содержание систематизировано по тематическим блокам и представлено в возрастном аспекте: «Мой родной дом – семья» (4-й год жизни), «Мой родной дом – детский сад» (5-й год жизни), «Мой родной дом – Нижегородский край, город, родной поселок» (6-й год жизни), «Мой родной дом – Россия»(7-й год жизни). К каждому разделу и возрастной группе прописаны задачи. Одним из путей решения поставленных задач авторы определили взаимодействие с родителями.
     Таким образом, обзор ряда комплексных и парциальных программ по патриотическому воспитанию дошкольников демонстрирует понимание значения развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста. Содержание изучения данной темы в различных программах представлены образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие». 
     Программа «Детство» ориентирована на развитие представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие», программа «Мозаика» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Для развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста наиболее приемлемой является программа «Детский сад по системе Монтессори», которая предусматривает развитие представлений о достопримечательностях родного города посредством схемы родного города, Флаг, герб города, рассматривание фотографии улиц, памятников и примечательных мест города, составление энциклопедии «Мой любимый город».

2.2. Диагностика развития представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста
     
     Актуальной задачей выступает подбор методов и средств для осуществления диагностики, в частности для изучения уровней развития представлений детей о родном городе, изучение педагогического процесса организации работы с детьми по развитию данных представлений в практике работы детского сада.
     Дошкольная организация, на базе которой должен организоваться педагогический эксперимент, работает по образовательной программе «Истоки».
     Диагностика должна осуществляться по трем направлениям:
     1) Диагностика детей с целью определения у них уровня развития представлений о родном городе. Цель: определить, какими представлениями о своём городе владеют дошкольники.
     2) Первичный анализ работы педагога по данной теме. Цель. Выяснить, какая педагогическая работа проводится в детских садах по развитию представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста; какие созданы для этого условия в дошкольном учреждении.
     3) Анализ работы родителей с детьми. Цель: определить какая работа проводится в семьях по развитию представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста.
     Рассмотрим диагностику развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста.
     Диагностика это - совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации воспитанников, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.
     А.И. Кочетов сущность педагогической диагностики определяет как изучение результативности учебно-воспитательного процесса в образовательной организации на основе изменений в уровне личности ребенка и росте педагогического мастерства ?21, с. 45?.
     На основе теоретических исследований и исследований П.Г.Саморуковой были выделены показатели (меры, степени проявления показателя) представлений о родном городе у старших дошкольников:
     - полнота: характеризует объем (количество) представлений детей, т.е. название своего города, района, домашнего адреса, достопримечательности города, название улиц.
     - обобщенность: характеризует владение дошкольником понятиями и интеллектуальным умением обобщения. Дает представление о развитии у ребенка других умственных действий: анализа, синтеза, абстрагирования, классификации, сравнения.
     - доказательность: характеризует степень осмысленности и понимания дошкольников усвоенных представлений о родном городе последовательно и обоснованно аргументировать решение учебной задачи. Мера доказательности – отношение количества причинно-следственных связей в ответе дошкольника к другим видам связи.
     На основе системы показателей была разработана шкала оценки развития представлений о родном городе у старших дошкольников. Ответы детей и их поведение во время проведения диагностики должны оцениваться от 1 до 3-х баллов по каждой методике:
     3 балла – ребенок грамотно и правильно отвечает на вопрос, аргументирует свой ответ, проявляет интерес к беседе или игре; 2 балла – ребенок отвечает на вопросы при помощи воспитателя, интерес ситуативен, ребенок отвлекается во время игры или беседы; 1 балл – ребенок оказывается отвечать на вопросы или отвечает неверно, интереса к беседе не проявляет, легко отвлекается на другие занятия.
     По итогам диагностики баллы суммировались.
     Высокий уровень (9-12 баллов). Знает название города, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зелёные зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнаёт флаг, герб города Нижневартовска, может объяснить символику герба.
     Средний уровень (6-8 баллов). Знает название города, свой домашний адрес, герб города Нижневартовска; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого). Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
     Низкий уровень (3-5 баллов). Ребёнок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает название города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
     Задания Т. Г Кобзевой ?14? были адаптированы для данного исследования для проведения диагностики развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста.
     Задание 1. Беседа «Родной город».
     Цель: выявить полноту представлений о родном городе.
     Для диагностики с детьми должна быть проведена беседа «Родной город» с целью определить уровень представлений о родном городе (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, название улиц.)
     Примерные вопросы для беседы
     – Как называется город, в котором ты живешь?
     – Что означает название города, в котором ты живешь?
     – Сколько лет нашему городу?
     – Как называют жителей нашего города (поселка)?
     – Знаешь ли ты название улицы, на которой живешь?
     – Почему она носит такое название?
     – Что ты можешь рассказать о микрорайоне, в котором ты живешь?
     – Как ты думаешь, что означает герб нашего города?
     – Что тебе больше всего нравится в твоем городе?
     – Какие интересные места, достопримечательности своего родного города ты знаешь?
     – Какие интересные места в нашем городе, достопримечательности ты посетил с родителями?
     – Каких выдающихся людей, прославивших наш город, ты знаешь?
     – Что ты можешь сделать для того, чтобы твой родной город стал красивее?
     – Какие праздники отмечаются в нашем городе и где?
     – Что ты хотел бы показать гостям нашего города?
     – Кто тебе чаще всего рассказывает о нашем городе? (воспитатели в детском саду, родители, бабушка или дедушка)
     – Вы любите свой город? За что?
     Задание 2. «Достопримечательности города»
     Цель: выявить уровень обобщенности представлений о родном городе.
     Оборудование: карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города.
     Ход проведения:
     - Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
     - Ребенку предлагается рассмотреть несколько фотографий (открыток) с изображением близлежащих улиц и определить их названия.
     - Среди изображений гербов различных городов ребенку предлагается выбрать герб родного города (гербовую эмблему микрорайона, поселка).
     - Используя иллюстративный материал с изображением людей, собирающих мусор, сажающих деревья и цветы и пр., воспитатель предлагает рассказать о том, что нужно делать, чтобы родной город стал чище и красивее.
     Задание 3. «Проблемные ситуации»
     Цель: выявить доказательность представлений о родном городе.
     - У тебя день рождения. Ты пригласил в гости своих лучших друзей. Один из них не знает, где ты живешь. Расскажи, как ему найти твой дом, квартиру; назови свой адрес.
     - К нам в детский сад приехали гости из другой области (района, города, страны). Какие интересные места, достопримечательности своего родного города (поселка) ты посоветовал бы им посетить? Расскажи, как найти наш детский сад, где он находится.
     В процессе диагностики педагог заполняет диагностическую таблицу, в которой отражены результаты.
     Следующим шагом является первичный анализ работы педагога по данной теме. Для изучения педагогического процесса организации работы с детьми по развитию представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста должен быть сделан анализ календарного планирования воспитателей (сколько занятий планируется, целевые прогулки, наблюдения, темы занятий по развитию представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста, наличие дидактических игр и методических пособий, наличие уголка, посвященного «Родному городу»).
     Для выявления полной картины необходим анализ работы родителей с детьми по развитию представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста. Можно предложить следующий вариант анкеты:
     1. Нужно ли развивать представления о родном городе у детей старшего дошкольного возраста?
     2. Какие представления считаете важными для развитии представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста?
     3.Какие интересные места в нашем городе, достопримечательности посетили с детьми?
     4. Каких выдающихся людей, прославивших наш город, вы знаете?
     5. Что ты можешь сделать для того, чтобы ваш родной город стал красивее?
     6. Кто тебе чаще всего рассказывает ребенку о нашем городе? (воспитатели в детском саду, родители, бабушка или дедушка)?
     7. Как вы развиваете представления у вашего ребенка о городе?
     8. Есть ли У вашего ребенка и у вас любимое место в городе?
     9. Довольны ли вы представлениями ребенка о родном городе, его истории? Почему?
     10. Считаете ли вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при развитии представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста?
     11. Какие формы взаимодействия с педагогами по развитию представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста были бы вам интересны:
     - «круглые столы» со специалистами по данной теме;
     - совместные экскурсии, походы;
     - конкурсы по темам истории и современности города Нижневартовска;
     - встречи для родителей по проблемам развития представлений о родном городе у детей старшего дошк.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%