- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретическое исследование деятельности классного руководителя.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000613 |
Тема: | Теоретическое исследование деятельности классного руководителя. |
Содержание
Содержание Введение Глава I. Теоретическое исследование деятельности классного руководителя 1.1. Определить сущность деятельности классного руководителя; 1.2. Определить главные функции классного руководителя; Глава II. Практические основы организации деятельности классного руководителя 2.1. Установить содержание деятельности классного руководителя 2.2. Выявить формы работы классного руководителя Заключение Список литературы Введение Актуальность темы заключается в том ,что классное руководство это средоточие всех социальных воздействий на ребёнка ,фокусирует множество влияний ,преломление через призму жизненных ценностей и характера культуры .Именно поэтому классное руководство способно оказывать решающее влияние на личностное развитие ребенка. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности. Степень изученности. Тема курсовой работы исследована по следующим направлениям: 1.Раскрытие основ организации работы классного руководителя, цели и задачи его деятельности и пути их достижения (Болдырев. Н.И.) 2. Раскрытие теоретических основ и методик воспитания молодежи на основе анализа различных подходов к изучению проблем воспитания( Рожков М.И., Байбородова Л.В.) 3. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.(Стефановская Т.А..). Классное руководство как проблема собирает в узел всю совокупность самых разных и сложнейших вопросов воспитания школьника. И поэтому её рассмотрение вдвойне интересно: оно позволяет раскрыть широкую картину научного видения воспитательного процесса и выверить школьные традиции организации воспитания детей, устоявшиеся в течение многих десятилетий, а заодно развернуть идеальную конструкцию логически точного и ясного практического воплощения научно-педагогических идей. Исходя из этого, можно обозначить проблему исследования: какова специфика деятельности классного руководителя? Цель исследования: наиболее глубокое, подробное и точное рассмотрение деятельности классного руководителя. Непосредственно, объектом, деятельность классного руководителя Предмет исследования: специфика деятельности классного руководителя Исходя из цели, объекта и предмета нами были определены следующие задачи исследования: 1. Определить сущность деятельности классного руководителя; 2. Определить главные функции классного руководителя; 3. Установить особенности; 4. Рассказать об основных формах и приемах работы педагога. Для решении цели и поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и изучение психолого-педагогической литературы Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (). Глава I. Теоретическое исследование деятельности классного руководителя 1.1.Сущность деятельности классного руководителя становление и развитие воспитанников; Основное назначение классного руководителя – в рамках общей цели воспитания обеспечивать индивидуальное развитие личности школьников, открытие мира культуры, введение в мир современной культуры, приобщение к ценностям культуры, оказание помощи в выборе среды жизнедеятельности и способов реализации в культуре. Классный руководитель занимается воспитательной деятельностью, он центральное лицо воспитательного процесса. По словам К. Д. Ушинского, «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности» [21,64]. Классный руководитель – это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека : - духовным посредником между обществом и ребёнком в усвоении основ человеческой культуры; - защитником от моральной деградации, нравственной гибели - организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива; - организатором условий для самовыражения и развития каждого ребёнка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации; - помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации; - координатором усилий педагогов, семьи, социума - словом, всех воспитательных институтов общества, влияющих на становление и развитие воспитанников; - создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе. Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители, – максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития). Классный руководитель реализует эти задачи в своём учебном заведении: 1) осуществляет непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием учащегося; 2) содействует созданию оптимальных условий для формирования каждой личности; 3) организует взаимодействие и сотрудничество всех воспитательных сил; 4) вносит необходимые коррективы в этот процесс, способствуя свободному и полному проявлению и развитию способностей воспитанников; 5) помогает организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации; 6) работает над созданием классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, социума, обеспечивающего социализацию каждого ребёнка. Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия. Функции и содержание работы классного руководителя: 1. Аналитическая функция определяет следующее содержание работы классного руководителя: - изучение индивидуальных особенностей детей и подростков; - изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника; - анализ и оценка уровня воспитанности; - изучение и анализ становления и формирования коллектива класса; 2. Прогностическая: - предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия; - прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся; - прогнозирование этапов становления и формирования коллектива; - предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями учащихся и др.). 3. Организационно-координирующая: - помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков; - помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления; - организация взаимодействия с семьями учащихся; - помощь и сотрудничество во взаимодействии с социальными институтами; - стимулирование творческой, инновационной деятельности, как учащихся, так и педагогов, родителей учащихся; - координация воспитательных усилий педагогов класса, психологов, социальных работников различного профиля; - участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности, воспитательной работы. 4. Коммуникативная: - помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде; - построение оптимальных взаимоотношений: «учитель – ученик», «учитель – родители», «родители – ученик» и т. д.; - помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом. Непосредственно-эмоциональное общение и совместная деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, понимание мира интересов и увлечений подростков, позиция значимого взрослого в детском сообществе – вот лишь часть того, что приобретает классный руководитель, по духу, а не по букве реализующий свою профессиональную роль. Однако опытные классные руководители прекрасно понимают, что «спектакль одного актера» хотя и может быть успешным, но вряд ли будет действенным без поддержки других учителей, работающих с классом. Воспитательные влияния могут быть едины, могут дополнять друг друга, но могут и вступать в противоречие, пагубно сказываясь на развитии личности воспитанника. Взаимодействие учителей, преподающих в классе, с классным руководителем позволяет не только обеспечить единство педагогических взглядов и подходов к разрешению конкретных проблем классного сообщества, но и актуализировать в сознании учителей-предметников вопросы их собственной воспитательной деятельности, подвигнуть их к личностно-профессиональному совершенствованию, а классному руководителю – освободиться от стереотипов «воспитательной работы» и «мероприятийного воспитания». Современные цели и задачи модернизации российского образования требуют от педагога личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников. Для этого необходимо внести изменения в содержание и методы подготовки и переподготовки педагогов с учетом положений Конвенции ООН и других документов о правах ребенка. Государственная политика в области образования требует от педагога более высокого уровня профессионализма в работе с детьми. «Слова учат, а примеры влекут» – гласит народная мудрость. Глубокий психологический смысл и педагогическое значение заключаются в словах Б. Шоу: «Леди отличается от цветочницы не тем, как она себя держит, а тем, как с ней себя держат». «Держать себя» – значит – «вести себя». Поведение педагога становится фактором, определяющим результативность его профессиональной деятельности Р. Бернс справедливо заметил, что «поведение учителя в классе является продолжением его поведения вне стен школы, поскольку отношение к обучению и учащимся в принципе отражает его подход вообще к людям и различным жизненным ситуациям» [6,303]. Однако поведение педагога детерминировано и его профессиональной деятельностью, ее смыслами и ценностями. Поведение педагога, как объективация его личностно-профессионального сознания, характеризуется, прежде всего, совокупностью социокультурных и др. ролей, коммуникативной направленностью, педагогический тактом, способами принятия профессиональных решений, методами разрешения конфликтных ситуаций, компетентностью. Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от его мастерства. Оно не приходит само собой, а является результатом упорной и повседневной работы воспитателей по повышению педагогической квалификации, по расширению политического и культурного кругозора. Педагогическое мастерство предполагает основательное знание своего предмета, понимание закономерностей воспитания и обучения. Даже А. С. Макаренко говорил: «Ребят увлекает в воспитателе уверенное и чёткое знание, умение, золотые руки, немногословие, постоянная готовность к работе». Важный показатель педагогического мастерства – это наличие умений и навыков проведения воспитательной работы. От каждого учителя требуется умение организовать класс, сплотить его в дружный коллектив, обеспечить контроль за поведением учащихся и помочь формированию у них нравственных черт личности. А. С.Макаренко считал, что «умение воспитывать – это всё-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем». Важный показатель педагогического мастерства – это поиск новых путей подходов к детям, умение воздействовать на них. Эффективность воспитательного воздействия на учащихся во многом зависит от установления правильного контакта с классом. Дело это нелёгкое. Сразу найти общий язык и контакт с классом трудно. К тому же для этого необходимо длительное время. В процессе работы неизбежны конфликтные ситуации. Мастерство воспитателя состоит в том, чтобы вовремя подсказать учащимся правильную линию поведения, убедить их, разбудить их мысль, поддержать и поверить в их силы и возможности. Критерии эффективности работы классного руководителя. Деятельность классного руководителя представляет собой некий управленческий цикл, звеньями которого являются: · установка целей и планирование работы с учетом результатов предварительной диагностики ситуации, сложившейся в классе; · разработка форм, методов и приемов деятельности; реализация намеченных планов; анализ результатов деятельности; · коррекция программы действий с последующим прогнозированием и постановкой новых задач. Академик Ю. К. Бабанский определяет шесть основных компонентов процесса обучения, на основе которых классный руководитель выстраивает взаимодействие с учащимися, родителями, учителями-предметниками, с социально-психологической службой образовательного учреждения. 1. Целевой компонент, предполагающий постановку конкретных целей и задач по результатам анализа ситуации в классе. При этом важно, чтобы цели всех трех участников учебно-воспитательного процесса были примерно одинаковыми и чтобы все они желали и могли интегрировать усилия для достижения целей. 2. Стимулирующе-мотивационный компонент. В большей степени он направлен на учащихся (чтобы они учились старательно, самостоятельно, активно). Однако нельзя не отметить, что повышение интереса к знаниям – дело всех учителей. Но особенно велика роль классного руководителя, который может использовать для этого различные формы внеурочной работы и помогать учителям в правильной организации учебной работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Успех учебной деятельности во многом зависит от общности целей всех учителей. Интерес к знаниям – важный, но не единственный стимул успешного обучения. Поэтому задача классного руководителя – пробудить в школьниках чувство долга и ответственности за учебный труд. 3. Содержание образования. Необходимость этого компонента в деятельности классного руководителя вызывает у многих сомнение, т. к. определяется спецификой предметов, профилем образовательного учреждения и пр. Но важно, чтобы классный руководитель детально представлял особенности содержания образования, предусмотренные учебным планом, обладал подробными сведениями о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в классе. 4. Операционно-деятельностный компонент. Он предполагает контроль за тем, чтобы дети владели "инструментом учения" на уроке и вне его, а родители и учителя-предметники создавали комфортные условия для обучения, осуществляли научную организацию труда. Родители – это сила, которая может оказать серьезную помощь в учении детей. Выполняя домашнее задание, школьники закрепляют усвоенное в классе, расширяют и приобретают новые знания. Поэтому успеваемость зависит не только от учителей, но и от родителей. Они создают условия для учебной работы детей, обеспечивают их книгами, учебными принадлежностями, помогают организовать домашние занятия. 5. Контрольно-регулировочный компонент. Классный руководитель содействует реализации контролирующей функции учителем-предметником и родителями. 6. Оценочно-результативный компонент. Классный руководитель информирует родителей об оценках и результатах учебы их детей. С учетом этих компонентов были разработаны критерии и показатели для оценивания деятельности классных руководителей в области содействия освоению программ общего и дополнительного образования. Оценку работы классных руководителей, в соответствии с предлагаемой методикой, проводят поэтапно на основании мониторинга. Мониторинг предполагает три "среза" результатов различных видов деятельности, объединенных в блоки, проводимых в октябре, ноябре и мае (сроки могут варьировать в зависимости от специфики образовательного учреждения). Первый блок программы мониторинга – теоретический, реализуемый в первую неделя октября, предусматривает проверку планов воспитательной работы с классом. На данном этапе оценивается: · информированность классных руководителей об особенностях содержания образования во вверенном классе; · определенность задач, проблем и принципов воспитательной работы классных руководителей по обеспечению хорошей успеваемости учащихся. Необходимы следующие требования к оценке по этим критериям: должны быть перечислены конкретные особенности содержания образования (распределение нагрузки по предметам, роль образовательных областей, сложность содержания по предметам). В формулировках задач должно предусматриваться: · обеспечение учителей-предметников информацией об индивидуальных особенностях учебной деятельности учащихся и класса в целом, организация работы с неуспевающими учениками по предметам; · организация контроля за регулярностью выполнения домашних заданий, своевременное информирование родителей об успеваемости детей; · стимулирование качества учебной деятельности школьников, отслеживание проблем успеваемости учащихся. Кроме этого оценивается содержательность текста плана и соответствие формулировок требованиям. Окончательная оценка определяется суммированием оценок по критериям. Второй блок программы мониторинга – организационно-процессуальный, реализуемый во вторую неделю ноября (время проведения родительских собраний), включает в себя оценку организации работы классного руководителя с учащимися, их родителями и учителями-предметниками, которая осуществляется в форме анкетирования. Для этого разработаны анкеты для классных руководителей, учителей и родителей (приложения1–4). Критериями оценки в данном случае являются: · координация работы учителей-предметников и родителей; · организация дифференцированного обучения (работы с одаренными и отстающими учениками); · информированность родителей о задачах, проблемах и результатах учебной деятельности детей; · работа с учащимися; · степень сотрудничества классного руководителя и учителей-предметников. И, наконец, мониторинг по третьему, аналитическому, блоку проводится на третьей неделе мая, т. е. в конце учебного года, когда подводятся итоги работы за год, дается характеристика изменений в познавательной сфере учащихся за текущий год. Для оказания содействия школьникам в освоении программ общего и дополнительного образования классный руководитель в своей работе должен: 1. Учитывать особенности содержания образования учащихся вверенного класса и специфику учебной деятельности школьников. 2. Определять основные задачи своей деятельности по обеспечению хорошей успеваемости учащихся класса. 3. Детально представлять особенности содержания образовательных программ, предусмотренных учебным планом, обладать полной информацией о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом коллективе. 4. Разработать и реализовать комплекс мер по координации деятельности учителей-предметников, работающих в классе, и родителей. 5. Определять общие задачи и проблемы, связанные с академической неуспеваемостью учащихся, для учителей-предметников, работающих в классе. 6. Организовать дифференциацию обучения. 7. Воспитывать сознательное отношение школьников к учебе, развивать познавательный интерес к изучаемым предметам, повышать культуру учебного труда. 8. Разработать и реализовать комплекс мероприятий по формированию у учащихся общеучебных умений, навыков научной организации труда с привлечением родителей и учителей. 9. Своевременно информировать родителей об успеваемости их детей. 10. Проводить работу с родителями для обеспечения качественного выполнения домашних заданий. Таким образом, координируя усилия участников учебно-воспитательного процесса (родителей, учителей и учеников), классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. 1.2. Основные функции и обязанности классного руководителя Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса. Классный руководитель выполняет несколько функций. Рассмотрим наиболее важные функции классного руководителя: * организаторскую (проведение работы по всем педагогическим аспектам) –состоит в активном содействии классному самоуправлению, развитию детской самодеятельности. * воспитательную (формирование личности и коллектива) * коммуникативную (организация общения); * координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса); * коррекционную (преобразование, изменение личности); * экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий); * административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов). * Идейно-воспитательная функция -проявляется как аналитико-обобщающая. Необходимость налаживать взаимодействие четырех коллективов (учащихся, учителей, родителей, общественности) подчеркивает значение функции координационно-информационной. Важность непосредственного доверительного контакта с детьми в целях своевременного снятия психических напряжений делает актуальной психологическую функцию. * Стимулирующе-тормозящая функция- дает возможность активизировать общественно ценную деятельность детей и приостанавливать негативную. * Импровизационно-творческая функция- обеспечивает классному руководи-телю повышенную контактность, эффективность общения, целенаправленного взаимодействия с детьми. В качестве важнейших функций ( от лат.functio - исполнение, обязанность) классного руководителя выступают следующие: когнитивно-диагностическая, организаторско- стимулирующая, объединительно- сплачивающая, координирующая и личностно-развивающая. Рассмотрим кратко сущность каждой их них. а) Когнитивно-иагностическая функция (от лат.cognitio – знание, познание; diagnos – определение). Она связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения учащихся и определения уровня их воспитанности в целях учета этих особенностей в процессе внеклассной работы и осуществления индивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и физического развития, условия домашнего воспитания, характер их обучаемости и воспитуемости, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учебной работе и динамику успеваемости. Указанные данные нужно доводить до сведения работающих в классе учителей с тем, чтобы они соответствующим образом учитывали их в процесс учебно-воспитательной деятельности. б) Организаторско-стимулирующая функция. Она обусловливается тем, ч то участие школьников во внеклассной работе в известной мере является добровольным делом. Оно несовместимо ни с понуждением, ни с жестким регламентированием деятельности учащихся. Главное здесь – умение классного руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием м свежестью форм, постоянным поиском новых подходов к ее проведению. Даже самые традиционные виды работы ( например, встреча Нового года, праздник именинников, классные часы и т.д.) каждый раз необходимо проводить по-новому, придавать им яркие, красочные формы. в) Объединительно-сплачивающая функция. Эта функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплочение учащихся, здоровый психологических микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива. В то время необходимо предотвращать появление в классе группировок с негативной направленностью, создавая условия для увлекательной совместной деятельности учащихся г) Координирующая функция классного руководителя. Обусловлена она тем, что, поскольку, как уже отмечено выше необходимость в согласовании их педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихся, координация их деятельности и осуществления единого подхода к детям. Подобную работу необходимо проводить также с родителями учащихся и привлекать их к совместной со школой воспитательной работе. В качестве проблем для такой работы могут выступать и недочеты в домашнем учении учащихся, и различные отклонения в поведении, и активизация внеклассного чтения и т.д. д) Личностно-развивающая функция. Ее осуществление требует придания проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностной общении и т.д. Осуществление указанных функций связано с выполнением классным руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей. К ним относятся: а) всестороннее изучение учащихся; б) разъяснение и внедрение правил поведения учащихся; в) повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся, контроль за их домашней работой, а также регулирование объема домашних заданий; г) периодическое проведение ученических собраний в классе; д) вовлечение учащихся в кружковую работу; е) организация общественно полезного труда; ж) оказание помощи в работе добровольных детских и юношеских организаций и объединений. Основные обязанности классного руководителя определены Уставом средней общеобразовательной школы. В круг этих обязанностей входит тесное сотрудничество с другими учителями, ученическим комитетом, пионерским отрядом и комсомольской организацией, с воспитателями группы продленного дня, а также советами содействия семье и школе на предприятиях и учреждениях; оказание своевременной учебной помощи учащимся; проведение мероприятий, содействующих укреплению здоровья учащихся; организация общественно полезного труда воспитанников; ведение установленной документации (составление плана работы на четверть, оформление классного журнала, контроль за дневниками учащихся класса); представление руководству школы сведений об успеваемости; посещаемости и поведении учащихся. Классный руководитель работает под непосредственным руководством директора школы и его заместителей. Они же оказывают ему необходимую организационно-педагогическую помощь. Таким образом, функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Осуществление функций связано с выполнением классным руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей. Глава II Практические основы организации деятельности классного руководителя 2.1 Установить содержание деятельности классного руководителя Деятельность классного руководителя – особая область, требующая специфических знаний, умений и качеств. С момента официального утверждения в России института классных наставников в 1871 г. в их обязанности входила организаторская деятельность (поддержание порядка на занятиях, проведение совещаний с учителями, ведение школьной документации), а также наблюдение за развитием учащихся, их изучение, воспитание уважения к законам и нравственным принципам. Институт классных руководителей был введен в нашей стране в 1934 году. В российских школах до революции 1917 года в гимназиях были классные наставники и дамы, в основном осуществлявшие надзор за поведением учащихся. После революции был период самоуправления учащихся, который показал, что для организации внеурочной деятельности школьников и их целенаправленного воспитания необходим классный руководитель [8, с.6]. Основное назначение классного руководителя – в рамках общей цели воспитания обеспечивать индивидуальное развитие личности школьников, открытие мира культуры, введение в мир современной культуры, приобщение к ценностям культуры, оказание помощи в выборе среды жизнедеятельности и способов реализации в культуре. Функционально-ролевые позиции классного руководителя подробно раскрыты в нормативных документах и специальных педагогических работах (Н.Е.Щуркова, В.П.Караковский и др.). Определены варианты должностного статуса (освобожденный классный воспитатель, классный руководитель, классный куратор), содержание и формы работы классного руководителя. В настоящее время права и обязанности классного руководителя в соответствии с Законом РФ "Об образовании" определяются уставом общеобразовательного учреждения. В большинстве органов управления образованием субъектов Российской Федерации действуют разработанные примерные положения о классном руководителе, которые определяют основные направления его деятельности, закрепляют права и обязанности. Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического совета. Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет, как правило, заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной работе. Его участие в образовательном процессе, взаимоотношения с другими организаторами учебно-воспитательной работы определены должностными обязанностями. Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств [5]. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. В этой связи педагогическим советам общеобразовательных учреждений при определении функций классного руководителя необходимо в первую очередь четко обозначить его права, обязанности и ответственность, соотнося их с должностными обязанностями других участников образовательного процесса. В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; представление интересов своих воспитанников в педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки,....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: