VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Работа классного руководителя с неблагополучными семьями

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011047
Тема: Работа классного руководителя с неблагополучными семьями
Содержание
36



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КЫЗЫЛСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ





КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Педагогика»

на тему: «Работа классного руководителя с неблагополучными семьями»







	

	

	

	Выполнила: студентка 2 курса НО-4

	Эмилбекова Айида Абдыкадыровна

	Научный руководитель: Доржу Майя Дадаровна

	

	

	

	

	

	Кызыл 2017




Оглавление



Введение	3

Глава 1. Основные направления деятельности классного руководителя с учениками и родителями	6

	1.1. Классный руководитель в школе, специфика его работы	6

	1.2. Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся.	10

Глава 2. Особенности работы педагога с неблагополучной семьей.	17

	2.1. Характеристика неблагополучной семьи	17

	2.2. Программа профилактической работы семей с детьми с риском социального неблагополучия	23

Заключение	30

Список используемой литературы	31

Приложение №1	35

Приложение №2	36








Введение



Актуальностьисследования.Поднеблагополучноймысклонныприниматьтакуюсемью,вкоторойнарушенаструктура,обесцениваютсяилиигнорируютсяосновныесемейныефункции,имеютсяявныеилискрытыедефектывоспитания,врезультатечегопоявляются«трудные»дети.А«трудный»подросток,какправило,живетв«трудной»семье.Ноневсегданеблагополучныесемьибросаютсявглазаилишькогдасребенкомслучаетсябеда, надо обращать вниманиенаукладсемьи,наеемораль.

Педагогическинесостоятельныесемьи,несправляющихсясвоспитаниемдетей,характеризуютсянаиболеетипичнымипедагогическимистилямивоспитания.

Подготовкаучителякработеснеблагополучнымисемьями-актуальнаяисложнаязадача.Решениееепредполагаетобеспечениеважногонаправления,выработкупедагогическогоумениямобилизоватьвсефакторы,формирующиеличностьиколлектив,надостижениенеобходимыхвоспитательныхрезультатов,умениеинтегрироватьвсевидывоздействийвцеленаправленныйучебно-воспитательныйпроцесс.

Созданиевобществеединогоморальноговлияниянаподрастающеепоколениенадорассматриватьсегоднякакоднуизглавныхпедагогическихзадач.Решениееевзначительнойстепениобеспечиваетсяшколой,аименно:класснойруководительницей,подготовленностьюкаждогоучителякееосуществлениювработесконкретнымдетскимколлективом,ссемьямииродителями.

Исходяизактуальноститемы,мыопределилицельнашегоисследования:выявитьметодывдеятельностиклассногоруководителя,влияющиенаорганизациювоспитательнойработы на детей в «трудных» семьях.

Объектисследования:психолого-педагогическаядеятельностьучителявработеснеблагополучнымисемьями.

Предметисследования: ученик и его родители. 

Гипотезанашегоисследованияосновываетсянапредположенииэффективнойработыклассногоруководителястакимисемьями:учетасовременныхусловийиподходов;принаправляющейролиучителявдостижениикачествауспеваемостиучащихся.

Всоответствиисцельюигипотезойбыливыдвинутыследующиезадачи:

1.Изучить,проанализироватьнаучно-педагогическуюиметодическуюлитературуподаннойпроблеме.

2.Уточнитьтехнологиивоспитанияирольличностиклассногоруководителявработесдетьмиизнеблагополучнойсемьи.

3.Выявитьнаиболееэффективныеформыиметодыорганизациидеятельностиклассногоруководителяпоотношениюкдетямизнеблагополучнойсемьииповышениякачествауспеваемостиучащихся.

Дляреализациипоставленныхзадачмыизбралиследующиеметодыисследования:

изучениеианализучебно-методическойипсихолого-педагогическойлитературы;

педагогическоенаблюдение;

анкетирование;

разработка программы, профилактической работы семей с детьми с  риском социального неблагополучия

ТеоретическуюосновуданногоисследованиясоставилиположенияклассиковпедагогическоймыслиР.М. Капралова[1],В.А.Сухомлинского[2],монографийрядасовременныхпедагогов-ученых:Л. Холоднова[3], Н.И. Болдырев[4]идругие,таккаконинацеливаютпедагогов-практиковнагуманизациюпедагогическогопроцессавсложныхсоциокультурныхусловиях.

Новизнанашейработысостоитвтом,чтомывнедрилиинновационныеметодывработуклассногоруководителясродителямимладшихшкольниковвсовременныхусловияхисоставилинекоторыерекомендацииродителям.

Структураработыобусловленалогикойисследованияисостоитизвведения,двухглав,заключения,спискаиспользованныхисточников.






Глава1.Основныенаправлениядеятельностиклассногоруководителясученикамииродителями



1.1. Классный руководитель в школе, специфика его работы



Основнаязадачаклассногоруководителя(общаясродителями)–создатьусловиядлясвободногоразвитияфизическихидуховныхсилучеников,руководствуясьинтересамидетейиихвозрастнымипотребностями,защититьотвсехнеблагоприятныхфакторов,мешающихэтому.

Классныйруководительдолжензнатьпроблемыфизическогоипсихическогоздоровьяучениковисделатьвсевозможное,чтобыиродителииученикинебоялисьрассказыватьосвоихпроблемах.

Напервоеместовработепедагогавыносятсяпроблемыфизическогоздоровьяучащихся,посколькуименнооткачестваздоровьяребенказависятуспехивучебеиуровеньегоразвития.

Дляобеспечениянормальногофизическогоздоровьяшкольниковклассныйруководительработаетпоследующимнаправлениям:

Привлечениедетей к здоровому образу жизни. Привлечениекэтойдеятельностипреподавателейфизическойкультуры,родителей.Подготовкаипроведениеклассныхмероприятий,направленныхнаосознаниеученикамисамоценностиздоровья.Информированиеродителейоспецификефизическогоразвития,вынесениевопросовсохраненияфизическогоздоровьянародительскиесобрания,привлечениеспециалистов-медиковкпросветительскойработесродителямиисамимиучениками.[5. С. 256]

Второенаправлениедеятельностиклассногоруководителя-общение.Общение–этовоздействие,обуславливающеесамоемаксимальноеразвитиеличностиребенка,этопреждевсегоэстетическоевоздействие,направленноенаформированиеобщепризнанныхценностей.Успехуработыклассногоруководителяспособствуеттриличностныхобразования:интерескжизни,интерескчеловеку,интересккультуре.

Решениепроблемыобщенияприводитдетейкпониманиюобщечеловеческихценностей,онидолжныстатьнормойдляучащихся.

Высшаяценность–человеческаяжизнь.Никтонеимеетправапосягатьнанее.

Интерескжизни–этонепременноеусловиеработысдетьми,условиеэффективностивоспитания.[6.С. 111]

Воспитаниесэтихпозицийнаправленнонаформированиеспособностибытьсчастливым,восновекоторойпринятиежизникакдараприроды.

Пониманиеивосприятиечеловекакакличности,имеющейправонапонимание,способнойсовершенствоваться,обладающейиндивидуальнымиценностями(семья,близкиелюди,увлечения).

Классныйруководительдолженвосприниматьдетейкакносителейиндивидуальноговнутреннегомираипоэтомубытьпростымвобщении,добрымвоценке,спокойныминесуетливымворганизациидела.Культурныеценностимира,ихзначениевразвитииистановлениичеловека,формированиепониманияихнеобходимостииважностижизни.

Какиеобщечеловеческиеценностимогутпомочьввоспитательномпроцессе–вовведенииребенкавконтекстсовременнойкультуры?Главнаяихроль–статьрегуляторомнормобщениямеждулюдьми,критериямиоценкипоступковчеловека.Задачапедагога–помочьучащимсяпонять,чтобезпринятиякультурныхценностеймира,безихосвоенияонинесмогутсостоятьсявовзрослойжизни.

Третьенаправлениедеятельностиклассногоруководителя–этопознавательнаясферажизниребенка.Защитаучениковвэтойобластиозначаетразъяснениевсемучителям–предметникаминдивидуальныхособенностейшкольника.Классныйруководительприэтомзащищаетнеученика,ачеловекавнем,подходяккаждомуребенкус«оптимистической»позиции.[7.С. 198]

Длярешенияэтойпроблемынужнообратитьвнимание:

-навыработкусовместноссемьейединойтактикивразвитииучебныхуменийученика,егопознавательнойактивности,егобудущегопрофессиональногоопределения;

-наосуществлениемероприятий,расширяющихкругозорипознавательныеинтересыученика,стимулирующихлюбознательность,исследовательскоемышление;

-напроведениепсихолого-педагогическихконсилиумов,разрабатывающихпрограммыкоррекцииобщеучебныхуменийотдельныхучащихсяивсегокласса;

-наорганизациюклассныхчасовпосовершенствованиюуучащихсяучебныхуменийивозможностей,саморазвитию.

Четвертоенаправлениедеятельностиклассногоруководителя–этосемья,вкоторойрастет,формируется,воспитываетсяученик.Классныйруководительдолженпомнить,что,воспитываяученика,онвлияетвпервуюочередьнавоспитательныйпотенциалсемьи.Объектомпрофессиональноговниманиявыступаетнесамасемьяинеродителиребенка,асемейноевоспитание.Именновэтихрамкахрассматриваетсяеговзаимодействиесродителями.

Педагогунеобходимознать,каковасфераматериальногобытияребенка,каковобразегожизни,каковытрадициииобычаисемьи.Здесьнеобходимоследующее:

Изучениесемейнойатмосферы,окружающейученика,еговзаимоотношенийсчленамисемьи.Психолого-педагогическоепросвещениеродителейчерезсистемуродительскихсобраний,консультаций,бесед.Организацияисовместноепроведениесвободноговременидетейиродителей.Защитаинтересовиправребенкавтакназываемыхтрудныхсемьях.

Такимобразом,класснымруководителемреализуетсяфункцияродительскогопросвещения(сведенияовоспитательнойконцепциишколы,педагогическойпозицииклассногоруководителя,ометодахвоспитания,оцеляхизадачахличностногоразвитияшкольниковнаданныйпериод,оходедуховногоразвитияребенка,обособенностяхшкольнойдеятельностиученика,овзаимоотношениивгруппе,овыявленныхспособностяхвтекущихделахит.п.)икорректировкасемейноговоспитания–именнотойстоны,котораяимеетотношениекребенку(искусстволюбитьдетей),режимужизниидеятельностиребенка,чтообеспечиваетикоррекциюличностиродителей.




1.2. Формывзаимодействияучителясродителямиучащихся.



Впрактическойработесродителямиучащихсяклассныйруководительиспользуетколлективныеииндивидуальныеформывзаимодействия.Причемвтомидругомслучаереализуютсякактрадиционные,такинетрадиционныеформыработы.Традиционныеформыработыс родителями:

Родительскиесобрания.

Общешкольныеиобщественныеконференции.

Индивидуальныеконсультациипедагога.

Посещениенадому и т.д.[8.С. 170]

Родительскоесобраниедолжнопросвещатьродителей,анеконстатироватьошибкиинеудачидетейвучебе.Темасобранийдолжнаучитыватьвозрастныеособенностидетей.Собраниедолжноноситькактеоретический,такипрактическийхарактер:разборситуаций,тренинги,дискуссииит.д.Собраниенедолжнозаниматьсяобсуждениемиосуждениемличностиучащихся.

Родительскиеконференции.Имеютогромноезначениевсистемевоспитательнойработышколы.Родительскиеконференциидолжныобсуждатьнасущныепроблемыобщества,активнымичленамикоторогостанутдети.Проблемыконфликтовотцовидетейипутивыходаизних,наркотики,сексуальноевоспитаниевсемьевоттемыродительскихконференций.Родительскиеконференциидолжныготовитьсяоченьтщательно,собязательнымучастиемпсихолога,социальногопедагога,которыеработаютвшколе.Вихзадачувходитпроведениесоциологическихипсихологическихисследованийпопроблемеконференцииииханализ,атакжезнакомствоучениковконференциисрезультатамиисследований.Активнымиучастникамиконференциивыступаютсамиродители.Ониготовяанализпроблемыспозициисобственногоопыта.

Отличительнойособенностьюконференцииявляетсято,чтоонапринимаетопределенныерешенияилинамечаетмероприятияпонамеченнойпроблеме.

Индивидуальныеконсультации.Этооднаизважнейшихформвзаимодействияклассногоруководителяссемьей.Особенноонанеобходима,когдапедагогнабираеткласс.Длятогочтобыпреодолетьбеспокойствородителей,боязньразговораосвоемребенке,необходимопровестииндивидуальныеконсультации-собеседованиясродителями.Готовяськконсультациинеобходимоопределитьрядвопросов,ответынакоторыепомогутпланированиювоспитательнойработысклассом.

Индивидуальнаяконсультациядолжнаиметьознакомительныйхарактериспособствоватьсозданиюхорошегоконтактамеждуродителемиучителем.Учительдолжендатьродителемвозможностьрассказатьемувсето,счемонихотелибыпознакомитьучителя,внеофициальнойобстановке,ивыяснитьнеобходимоедлясвоейпрофессиональнойработысребенком:

Особенностиздоровьяребенка.

Егоувлечения,интересы.

Предпочтениявобщениивсемье.

Поведенческиереакции.

Особенностихарактера.

Мотивацияучения.

Моральныеценностисемьи.[9.С.56]

ВходеиндивидуальнойконсультацииможноиспользоватьанкетуМойребенок,котораязаполняетсясовместнос родителем. (Приложение №1)

Беседаввоспитательномарсеналеклассногоруководителяимеетогромноезначение.Беседулучшевсегоиспользоватьвцеляхпредупрежденияконфликтныхситуациймеждуотдельнымипедагогамиисемьей.Использоватьбеседувработесродителяминеобходимодлятого,чтобыналадитьдоверительнуюатмосферу,выявитьтрудныеточкисоприкосновениявконфликтныхситуациях.Результатыбеседынедолжныстановитьсягласными,есликто-тоизучастниковбеседыэтогонехочет.Вбеседеклассныйруководительдолженбольшеслушатьислышать,анеувлекатьсяназидательнымисоветами.

Посещениеучениканадому. Однойизформвзаимодействияклассногоруководителяисемьиявляетсяпосещениеучениканадому.Педагогдолженпредупреждатьопредполагаемомвизитесуказаниемцелиидня.Посещениевозможнотолькопослеполученияразрешенияродителей.Посещениепедагогомсемьидолжнооставитьвсемьехорошеевпечатление.Дляэтогонеобходимопоговоритьнаотвлеченныетемы,расспроситьотрадициях,обычаях,совместныхделахвсемьеилишьпотомобсуждатьпричинуприходаучителявсемью.

Нетрадиционныеформыработысродителями:

Тематическиеконсультации.

Родительскиечтения.

Родительскиевечера.[10.С. 6]

Тематическиеконсультации. Вкаждомклассеестьучащиесяисемьи,которыепереживаютоднуитужепроблему,испытываютидентичныезатрудненияличностногопланаиучебного.Иногдаэтипроблемыносятнастолькоконфиденциальныйхарактер,чтоихможнорешитьлишьвкругутехлюдей,которыхэтапроблемаобъединяет,ипониманиепроблемыидругдруганаправленонаеесовместноерешение.

Длятого,чтобытематическаяконсультациясостоялась,родителидолжныбытьубежденывтом,чтоэтапроблемаихкасаетсяитребуетбезотлагательногорешения.Родителейприглашаютдляучастиявтематическойконсультацииспомощьюспециальныхприглашений.Втематическойконсультациидолжныучаствоватьспециалисты,которыемогутпомочьнайтиоптимальныйвариантрешенияпроблемы.Этосоциальныйпедагог,психолог,сексолог,представительправоохранительныхоргановит.д.Входетематическойконсультацииродителиполучаютрекомендацииповопросам,которыеихволнуют.

Примернаятематикаконсультацийдляродителей: ребенокнехочетучиться.Какемупомочь? Плохаяпамятьребенка.Какееразвить? Единственныйребеноквсемье.Путипреодолениятрудностейввоспитании.Наказаниядетей.Какимиимбыть? Тревожностьдетей.Кчемуонаможетпривести? Застенчивыйребенок.Путипреодоления. Грубостьинепониманиевсемье. Талантливыйребеноквсемье. Друзьядетейдрузьядомаиливраги? Трипоколенияпододнойкрышей.Проблемыобщения.

Родительскиечтения. Этооченьинтереснаяформаработысродителями,котораядаетвозможностьнетолькослушатьлекциипедагогов,ноиизучатьлитературупопроблемеиучаствоватьвееобсуждении.Родительскиечтенияможноорганизоватьследующимобразом:напервомсобраниивначалеучебногогодародителиопределяютвопросыпедагогикиипсихологии,которыеихнаиболееволнуют.Учительсобираетинформациюианализируетее.Спомощьюшкольногобиблиотекаряидругихспециалистовопределяютсякниги,спомощьюкоторыхможнополучитьответнапоставленныйвопрос.Родителичитаюткниги,азатемиспользуютрекомендованнуюлитературувродительскихчтениях.Особенностьюродительскихчтенийявляетсято,что,анализируякнигу,родителидолжныизложитьсобственноепониманиевопросаиизменениюподходовкегорешениюпослепрочтенияэтойкниги.

Родительскиевечера. Этоформаработы,котораяпрекрасносплачиваетродительскийколлектив.Родительскиевечерапроводятсявклассе2-3разавгодбезприсутствиядетей(можносдетьми).Темыродительскихвечеровмогутбытьсамымиразными.Главное,онидолжныучитьслушатьислышатьдругдруга,самогосебя.[11.С. 98]

Примерныетемыродительскихвечеров:Первыекнижкиребенка,Друзьямоегоребенка,Праздникинашейсемьи,Песникоторыепелимыипоютнашидетиидр.

Методыизучениясемьиученика.Наблюдение.Учительнаблюдаетзародителямивовремяпосещениясемьи,наклассномсобрании,вколлективныхделах.Наблюдениезадетьмиможетдатьдополнительныйматериалдляхарактеристикисемьи.Например,учительзаметил,чтоучениксторонитсяколлективныхдел,неходитсребятаминамероприятия,отказываетсяотобщественныхпоручений.Такоеповедениеучениканасторожитучителяизаставитегопознакомитьсяссемьей.Можноиспользоватьметодвключенногонаблюдения,когдафакты,добытыеучителемдополняютсясведениями,полученнымиактивомродителейилиучителямидругихклассов.

Беседа.Этотметодпоможетучителюуточнитьотдельныеположения,выяснитьобстоятельства,разъясняющиеилиобосновывающиеповедениеребенка.Беседапомогаетпроникнутьвглубьявления,обнажитьосновупоступка,выяснитьегомотивы. Коллективнаябеседанаклассномсобраниеприрешениипедагогическихзадачпомогаетучителювыяснитьмнениеродителейпоотдельнымвопросамвоспитания.

Интервью.Применяетсяучителемтогда,когданужнопровестиизучениемнениянесколькихродителейпоодномуилинесколькимвопросамодновременно.Например,приподготовкеконференцииродителейпорежимудняучителюнадознать,скольковсреднемпотребуетсявременидляприучениямладшихшкольниковксамостоятельномуконтролюзараспределениемвременинаосновныевидыдеятельности.Сэтойцельюучительберетинтервьюуродителейизразличныхсемей,которыетребуютотсвоихдетейчеткоговыполнениярежимадня.

Анкетирование.Этометодисследованияпозволяетучителюодновременнополучитьмассовуюинформацию.Анализируяанкеты,обобщаяих,учительможетсделатьвыводотом,какрешаетсявопросвоспитаниядетейвсемьях,сравнитьполученныеданныепредыдущихлет,увидетьтенденциюразвития.

Ноанкетированиеможетнедатьобстоятельныхрезультатов,таккакневсегдародителиванкетедаютистинныйответ.Иногдаэтиответытребуютуточнения,тогдаучительдаетодновременноанкетудлязаполненияродителямидетям.

Сочинения.Этотметодизученияучительприменяетвтомслучае,когдажелаетполучитьподробные,неоднозначныеответынаотдельныевопросы.Например,наодномизклассныхсобранийможнопопроситьродителейнаписатьсочинениенаопределеннуютему.(Какимбыяхотелвидетьсвоегоребенкапослеокончанияшколы,Какмыотдыхаемввыходныедни,идр.).

Методобобщениянезависимыххарактеристик.Методиспользуетсяучителемтогда,когданеобходимополучитьнаиболееполныезнанияосемье,уровнееедуховногоразвития.Дляэтогоучительбеседуетсродителями,ссоседямипоквартире,спредставителямиобщественныхорганизаций,счленамиродительскогокомитетакласса.Обобщенныесведенияпомогутучителюболееобстоятельнооценитьуровеньдуховногоразвитиясемьииеевлияниенавоспитаниешкольника.Ноэтимметодомнадопользоватьсяоченьтактично.

Дневникнаблюдений.Длявыявлениятенденцииивразвитииотдельныхкачествличностиребенкаможнодоговоритьсясродителямиоведениидневниканаблюденийзаребенком.Этотдневникродителиведутнапротяжениипродолжительноговремени,привстречесучителемобсуждаютрезультатынаблюдений,намечаютновыеперспективыиконкретныезадачинаближайшеевремя.

Итак,разнообразнаяработаучителяссемьейученикатребуетотучителяопределенныхнавыковиумений:

использоватьполученныевпедагогическомучебномзаведениизнаниявпрактическойработесродителями;

хорошовидетьперспективуразвитиякаждогоребенкаипомочьсемьенаметитьпутиееосуществления;

установитьдобрыевзаимоотношенияссемьейученика,уметьподдерживатьделовыеконтактысродителямисучетомихвозрастаииндивидуальныхразличий;

сучетомконкретныхусловийжизникаждойсемьипомочьродителямвыбратьправильныепутиисредствадлядостиженияпоставленнойцели;

спланироватьработусродителямиучащихся,составитьпланнаосновеуровнявоспитанностиучениковсвоегокласса;

видетьвродителяхсвоихпомощников,уметьмобилизоватьихнапомощьучителювшколе;

поддерживатьавторитетродителейвсемье,оказыватьейпомощьвдуховномобщениииукрепленииеенравственныхоснов,вэффективномвлиянииродителейнадетей.[12.С. 99]

Таким образом, успехвработеучителяссемьейученикабудеттогда,когдаотношениясродителямибудутстроитьсянавысокомуваженииинтересовсемьи,родительскогоавторитета,навсемерномсодействиисемьевеедуховномобогащенииитемсамымвеекультурномиморальномвлияниинадетей.




Глава 2. Особенностиработыпедагогаснеблагополучнойсемьей.



2.1. Характеристика неблагополучной семьи



Всвоейработеснеблагополучнойсемьейпедагогдолженопиратьсянаположениеобисключительномвлияниисемьинаребенка.

Подтяжелойнеблагополучнойсемьеймыпонимаемсемью,вкоторойнаблюдаетсясоциальнаянеустроенностьродителейи,какследствиеэтого,постоянныйпсихологическийнадрыв,подкрепленныйалкоголем,асоциальнымповедением,отчуждениемотокружающих,хулиганством,воровствомит.д.

Какправило,втакихсемьях,дети,родители,дедушки,бабушкипроходиличерезсильнуюболь,страдания,переживалифизическоеилисексуальноенасилие,пренебрежение,жестокостьивоспринимаютобразжизнисвоейсемьикакединственнонормальный.

Семьи,переживающиепостоянныйкризис,находятсявособомсостояниистрадания.Вместотогочтобыстановитьсяуязвимымииподвергатьсявлияниюперемен,семьигруппырискаучатсяпосвоемузащищатьсяпристолкновенииструдностями.Парадоксзаключаетсявтом,чтовозбуждение,яростьприносятимопределенныйкомфорт,какдоказательствотого,чтосделатьничегонельзяипоэтомуихсостояниеестественно.Такоесостояниесемьиподдерживаютспомощьюразныхсредств:алкоголь,скандалы,аморальное,вызывающееповедение,хулиганствоит.д.[13.С. 66]

Однаизположительныхсторонкризисасостоитвтом,чтовтакомслучаевсферувлияниянанеблагополучнуюсемьювовлекаютсяпедагогишколы,социальныепедагоги,специалистыразныхцентровит.д.Этотфактявляетсясампосебеуспокаивающим;подключениикситуации,вкоторойоказаласьсемья,новыхсил,осуществляющихконтроль,несколькооблегчаетсостояниеодиночестванеблагополучнойсемьи.Хроническикризисныесемьивсяческистремятсяктому,чтобыихситуациябылаподконтролемсостороны.Когдаоничувствуютугрозупотериконтроля,ониприбегаюткнасилиювотношенииокружающих,усугубляютсвоеасоциальноеповедение,чтоприводиткусилениюконтролянадними.

Постороннемучеловеку,вступающемувконтактснеблагополучнойсемьей,можетпоказаться,чтосемьяпогрязлавтрясинеужасаипостыдныхтрагедий.Нодлясамойсемьичередаэтихтрагедийможетбытьболеечемкомфортной,чемреальныепеременыклучшемуилипротивостояниетрудностямжизни.

Этисемьихарактеризуютсяследующимичертамиповедения[14.С. 126]:

несоблюдаетсядоговоренностьозаранеезапланированнойвстречесоспециалистом;навстречунеявляютсявназначенноевремя,ноиногдазвонят;

унихотсутствуетпонятиевремени(день,месяц,неделя);

насобеседованиесоспециалистомприглашаютдрузей,знакомых;

вовремявстречисоспециалистоммогутсмотретьтелевизорилислушатьрадио;могутзаниматьсяприготовлениемпищииливыполнениемдругойдомашнейработы;

неспособныговоритьсвязнониосебе,ниодругих;

постоянноменяютместожительства;

постоянноссорятся,дерутсясдрузьямиилиродственниками.

Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка.

1. Нарушение поведения в 50% неблагополучных семей.

- бродяжничество.

- агрессивность.

- хулиганство, кражи.

- вымогательство.

- аморальные формы поведения.

- неадекватная реакция на замечания взрослых.



2. Нарушение развития детей в 70% неблагополучных семей.

- уклонение от учебы.

- низкая успеваемость.

- неврастения.

- отсутствие навыков личной гигиены.

Характеристикутакихсемейможнодополнитьследующимипроявлениями:недоверие,подозрительность,отрицаниевсего,импульсивность,нетерпеливость,постояннаянуждавчем-то,взволнованность,быстраявозбуждаемость,недостатокзнанийиумений,непрактичность,несостоятельность,состояниеозлобленностисприпадкамижестокости,насилия,причинениявредасемье.

Поведениеродителейвтакихсемьяхнапоминаетповедениемаленькихдетей,которыенемогутнайтиконтактасовзрослыми.Частородителивтакойсемьеэтолюди,выбитыеизколеижизни,находящиесявглубокойдепрессии.

Подобноесостояниевзрослыхделаетневозможнымформированиевсемьебережныхвзаимоотношениймеждучленамисемьииэмоциональнойподдержки.Отсутствиеэмоциональнойподдержкидетейсостороныродителейимеетглубокиепоследствия,которыевыражаются,вчастности,всниженииуверенностивсебеудетейиподростков. Частоотражаетсянапитаниисемьи,чтоснижаетсопротивляемостьдетейболезням,приводиткослаблениюихорганизма,истощениюит.д.Социальнаяипсихологическаяотстраненностьоборачиваетсяапатичнымотношениемкжизни,пассивностьюсемьи,саморазрушениемличностисемьи.Неблагополучнаясемьяутрачиваетвсякуюверувсамоизменениеипродолжаетпоступательноедвижениекполномукраху.

Можноусловноразделитьнеблагополучныесемьинатригруппы[15.С. 256]:

Превентивныесемьи,вкоторыхпроблемыимеютнезначительноепроявлениеинаходятсянаначальнойстадиинеблагополучия.

Семьи,вкоторыхсоциальныеидругиепротиворечияобостряютвзаимоотношениячленовсемьидругсдругомиокружениемдокритическогоуровня.

Семьи,потерявшиевсякуюжизненнуюперспективу,инертныепоотношениюксвоейсудьбеисудьбесвоихдетей.

Возможнаиследующаяклассификациянеблагополучныхсемей:поколичествуродителейполная,неполная,опекунская,приемная,семьяусыновителей;поколичествудетеймалодетная,многодетная,бездетная;поматериальномублагополучиюмалообеспеченная,среднеобеспеченная,хорошообеспеченная;попроблемамродителейсемьяалкоголиков,наркоманов,безработная,криминогенная,лишеннаяродительскихправ,социальнодезадаптивная.Особовыделяютсясемьипедагогическинесостоятельные;чащевсегоониобнаруживаютсятогда,когдавнихимеютсядетиподростковоговозраста.

Выявлениесемьи,нуждающейсявпомощииреабилитации,должнопроисходитькакможнораньше.За10летжизнивнеблагополучнойсемьеребенокуспеваетприобрестиогромныйопытасоциальногоповедения,психологическисломаться,утвердитьсявтакомвариантежизненногосамоопределения,котороепротиворечитнормамобщества.

Ребенокизнеблагополучнойсемьиобнаруживаетсебявнешнимвидом,одеждой,манеройобщаться,наборомнецензурныхвыражений,неуравновешенностьюпсихики,чтовыражаетсявнеадекватныхреакциях,замкнутости,агрессивности,озлобленности,отсутствииинтересаклюбомувидуобучения.Поведениеребенкаиеговнешнийвиднетолькоговорятоегопроблемах,ноивзываютопомощи.Новместопомощиокружениеребенкачастореагируетнанегоотторжением,разрывомотношений,подавлениемилиугнетениемего.Ребеноксталкиваетсяснепониманиемокружающих,неприятиемивитогеоказываетсявещебольшейизоляции.

Возрастребенкаможетбытьразным,нопроблемытакихдетейпримерноодинаковы.Вниманиедолжнобытьсосредоточенонапроблемеконкретногоребенкаипутяхеепреодоления,аненавозрастномфакторе,которыйтожедолженучитываться,нонеявлятьсяглавным.

Вовремяработыстакойсемьейпедагогсначаласталкиваетсяспервичнымиреакциямипротивостояния.Этоможетбытьотрицание,обвинение,желаниеклеймитького-то,импульсивностьродителей,детей,провоцирование,избеганиевстреч,неприятиепомощи.

Частобываеттрудноопределитьрезультатыработыссемьей.Каждаякатегориянеблагополучныхсемейимеетсвоирезультатывдвиженииктомууровню,прикоторойонамоглабыобойтисьбезпостороннейпомощи.

Показателиоценкифункционированиясемьи[16.С. 100].

Уровеньеежизнидоведендосреднихпоказателей(родителипытаютсявестинормальныйобразжизни,устроилисьнаработу,заботятсяодетяхит.д.).

Восстановленыконтактысемьисокружением,ребенокпосещаетшколу.

Уменьшилосьупотреблениеалкоголя.

Решеныпрочиеспецифическиедляданнойсемьипроблемы.

Улучшениебытовыхусловийоченьважныйположительныймоментсталочищевквартирелегчестроитьвзаимоотношения,дверьсталазакрыватьсянаключбезопаснеедетямивзрослымит.д.

Итак, былобынаивнополагать,чтоосуществлениекоррекционно-реабилитационнойдеятельностиможнопровестисиламитолькоодногоклассногоруководителя.Воказаниипомощинеблагополучнойсемьенеобходимообъединениеорганизацийгорода,района,села.Поэтомустольостростоитвопросмежведомственноговзаимодействияразличныхучрежденийпрямоиликосвенноимеющихотношениекпомощинеблагополучнойсемье.ЭтоУправлениеобразования,Управлениездравоохранения,Управлениевнутреннихдел,Управлениесоциальнойзащитынаселения,КДН,инспекцияподеламнесовершеннолетних,Центрзанятости,Комитетпомолодежнойполитике,социально-психологическиеиреабилитационныецентры,наркологическийипсихоневрологическийдиспансерыит.д.

Ихспециалисты:учителя,социальныепедагоги,психологи,врачи,инспектора,педагогидополнительногообразованияидругиеработникисмогутоказатьпомощьиподдержкунеблагополучнойсемьетолькотогда,когдамеждунимибудетналаженачеткаядоговоренностьотом,кто,какуюпомощьикогдаоказывает.Специалистыдолжнысоставитьобщийпланкомплексногосопровождениянеблагополучнойсемьи,чтобынедублироватьдругдруга,адополнятьиоказыватьконкретнуюпомощь.




2.2. Программа профилактическойработысемейсдетьмисрискомсоциальногонеблагополучия



Внеблагополучнойсемьедети–трудные.Детитонкочувствуютсемейныйразлад.Длянихэтотравма,котораяскажетсянавсейихдальнейшейжизни.Равнодушиеродителейкдетямвызываетунихчувствоодиночества.Детиначинаютискатьпривязанностьнастороне,вразнообразныхзанятиях,компаниях.

Глобальныеизменениявжизнинашегообществаболезненнеевсегоотразилисьнасемье.Всовременныхкризисныхусловияхименносемьяполучилабольшевсегоударов:безработица,низкаязаработнаяплатаипрочее.Несмотрянато,чтовнашейшколе93%родителейимеютработу,90%семейучениковшколыможноотнестикмалообеспеченнымсемьям.[17.С. 179]

Резкиепеременывэкономике,политикеисоциальнойсферевРоссиинегативноотразилисьнетольконаматериальнойсторонесемьи,ноинавзаимоотношенияхмеждуеёчленами,ипреждевсегомеждуродителямиидетьми.Во-первых,увеличилсяразрывмеждужизненнымиценностямиразныхпоколений.Во-вторых,возросуровеньпритязанийсостороныродителейксвоимдетямвусловияхразноуровневогообучениявобразовательныхшколах;инаконец,в-третьих,наблюдаетсявоздействиезавышенныхсоциальныхтребований.

Многолетниенаблюденияпоказывают,чтопроисходитобесцениваниеинститутасемьиибрака:напервомместеуродителей–устройствособственнойличнойжизни,тольконавтором–дети.Родителивступаютвповторныегражданскиебракиивнебрачныеотношения.

Большоеколичествосемеймывынужденыотнестиккатегориинеблагополучных.Такчтожетакоенеблагополучнаясемья?Всовременнойпсихолого-педагогическойлитературеприводятсяразличныеопределенияитипологиинеблагополучнойсемьи.Неблагополучнаясемья–этосемьяснизкимсоциальнымстатусом,несправляющаясясвозложенныминанеефункциямивкакой-либоизсфержизнедеятельностиилинесколькиходновременно.Адаптивныеспособностинеблагополучнойсемьисущественноснижены,процесссемейноговоспитанияребенкапротекаетсбольшимитрудностями,медленноималорезультативно.[18.С. 35]

Разделениесемейпопричинамнеблагополучияотносительно,таккакоднапричинанеразрывносвязанасдругой.Например,всемье,гдезлоупотребляюталкоголем,почтивсегданаблюдаютсяконфликтныеотношениямеждуродителямиидетьми,крометого,такиесемьи,какправило,имеютнестабильноефинансовоеположение,являютсямалообеспеченными.Логичносделатьвывод:причинсемейногонеблагополучияможетбытьнесколько,ионивзаимосвязанымеждусобой.Однакооднаизнихиграетведущуюроль,другая–второстепенную.Авыборформиметодоввоздействиянасемьюзависитотведущейпричинысемейногонеблагополучия.(Приложение №2)

Говоритьосемейномнеблагополучииипросто,исложноодновременно,потомучтоформыегодовольномногообразны,какмногообразныетипыиразновидностисемейныхсоюзов.Внешнереспектабельныесемьисоскрытымнеблагополучиемдемонстрируютдвойнуюмораль,которуюдетидовольнобыстроусваиваютиделаютзакономсвоейжизни.

Каждаявтораясемьявшколетребуетособогопедагогическоговнимания.Определенноевлияниенапедагогическуюфункциюсемьиоказываетеёсостав,образованиеивозрастродителей,материальныеибытовыеусловияжизни.Всеэтифакторынеобходимоучитыватьприпланированиииндивидуальнойработыссемьей.

Составсемейобучающихся:неполныесемьи–42%,внебрачныесемьи–33%,повторныегражданскиебраки–23%,воспитываютбабушки–10%.Хочетсятакжеотметить,чтоневысокиобразовательныйуровеньродителейнашихучеников:37%–высшееобразование,54%среднее–специальное,49%–среднееобразование.Неблагополучныесемьисоставляют12%.(Данные взяты при педагогическом наблюдении)

ОсновнаярольвработеснеблагополучнымисемьямипринадлежитзаместителюдиректорапоВР,класснымруководителям,педагогу-психологу,социальномупедагогу.

Главнойцельюработыявляетсяформированиепозитивногоотношениякдетямкаквысшейценностичеловеческихотношенийиксемьекакнаиболеецелесообразнойформевоспитанияижизнеобеспеченияребёнка.

Задачи программы:

-разработкаиосуществлениедейственныхмерпостабилизациисемьи,формированиюновоговзгляданасемьюкакнаиболееблагоприятнуюсредудляполноценногофизического,интеллектуального,эмоциональногоразвитияличности;

-повышениепедагогическойкультурыродителейучащихсяипривлечениеихксовместнойсподросткамиипедагогамидеятельности;

-определениеролисемьииформированиенравственно-этическихценностейличностиучащегося;

-организацияипроведениесемейногодосугаисовместноготворчества;

-всестороннеепсихолого-педагогическоепросвещениеродителей;

-созданиесистемыоказанияпсихолого-педагогическойпомощиродителямучащихся.

Основнаяжезадача–помочьчленусемьи(независимоотвозрастаисоциальногоположения)осознатьпроблему,котораямешаетегонормальнойжизнедеятельности,посредствомиспользованияметодовсоциально-психологическойисоциально-педагогическойработы.[19.С. 78]

Вследствиевышеизложенноговшколеподаннойпроблемесложилисьследующиенаправленияработы:

1.Изучениепричинсемейногонеблагополучия,отношениявсемьекребенку.

2.Психолого-педагогическоепросвещениеродителейповопросамсемейноговоспитания,знакомствосположительнымопытомвоспитаниядетей.

3.Оказаниепрактическойпомощиипсихологическойподдержкисемье.

4.Диагностированиеиопределениесоциально-педагогическихипсихологическихпроблем,оказывающихнегативноевоздействиенастановлениеиразвитиеличностиребенкавсемье.Выявлениеианализфакторов,обусловливающихсоциальнуюдезадаптацию.

5.Осуществлениепосредничествавкризисныхситуацияхдлясемьииребенка,мобилизацияпотенциальныхвозможностейсемьи,информированиеродителейоправахнесовершеннолетнегоребенка.

6.Изменениеотношенийвсемьеврезультатеанализасемейнойситуации,формированиеновойпозитивнойстратегииитактики.

7.Организацияпросветительскойработыпоовладениюродителямипсихолого-педагогическимизнаниямивобластисемейноговоспитания.

Такимобразом,работассемьейдолжныпроводитсяпоэтапно.Ееэффективностьзависитотстепениустановленияконтактаидоверительныхотношенийсродителями.

1-йэтап.Установлениеконтакта,налаживаниедоверительныхотношенийсродителями,положительныхосновдлядальнейшегосотрудничества.

Средства:

1)беседа,установлениесроковследующейвстречи(родителиприглашаютсявшколу);

2)посещениенадому,знакомствосродителями,родственниками,ближайшимсоциальнымокружениемсемьи.

Еслиродителиидутнаконтактспсихологомисоциальнымпедагогом,можнопереходитько2-муэтапувзаимодействияссемьей.Есликонтактнеустановлен,товоздействиенасемьюмогутоказыватьорганыполиции(ОППН),комиссияподеламнесовершеннолетнихизащитеихправ.

2-йэтап.Изучениесемьи.

1)Социально-педагогическаяипсихологическаядиагностикасемьи.Изучениемикроклиматавсемье,стилейвоспитания.Уточнениеинформацииородителях,ихсоциальномстатусе,одругихближайшихродственникахнесовершеннолетнего.Материальноеобеспечениеижилищно-бытовыеусловия.Изучениевзаимоотношениймеждувзрослымивсемье.Знаниеиприменениеметодовиприемоввоспитательноговоздействия.

2)Диагностикапричинсемейногонеблагополучия.

Средства:

-посещениянадому,актыобследованияжилищно-бытовыхусловий,консультации,беседы,анкетирование,анализинформацииосемьеиздокументации,опрос;

-использованиеметодовпсихологическойдиагностики(тесты,анкеты)

3-йэтап.Обработкарезультатовсоциально-педагогическойипсихологическойдиагностики.Подведениеитогов.Установлениеведущейпричинысемейногонеблагополучия.

4-йэтап.Выборформиметодовработывзависимостиотведущейпричинынеблагополучияипутейихреализации.

5этап.Наблюдениезасемьей.Отслеживаниединамикиразвитиядетско-родительскихотношений.Изучениепсихологическогомикроклиматавсемье.

6-йэтап.Подведениеитоговпсихолого-педагогическоговзаимодействияснеблагополучнойсемьёй.

Длядостижениянаиболееэффективныхрезультатоввработеснеблагополучнымисемьямиосновнойсвоейзадачейполагается на координациюработысоциальногопедагога,классныхруководителей,учителей-предметников,вследствиечегоопределилисьследующиенаправлениямоейработы.

1.Методическаяработа:

1.1.Изучениеновинокметодическойлитературыповопросамкоррекционнойработыснеблагополучнойсемьёй.

1.2.Выявление,изучениеираспространениенаиболееценногоопытаработыповзаимодействиюссемьёй.

1.3.Подготовкапрограммно-метод.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44