- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Работа классного руководителя с неблагополучными семьями
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011047 |
Тема: | Работа классного руководителя с неблагополучными семьями |
Содержание
36 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КЫЗЫЛСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Педагогика» на тему: «Работа классного руководителя с неблагополучными семьями» Выполнила: студентка 2 курса НО-4 Эмилбекова Айида Абдыкадыровна Научный руководитель: Доржу Майя Дадаровна Кызыл 2017 Оглавление Введение 3 Глава 1. Основные направления деятельности классного руководителя с учениками и родителями 6 1.1. Классный руководитель в школе, специфика его работы 6 1.2. Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся. 10 Глава 2. Особенности работы педагога с неблагополучной семьей. 17 2.1. Характеристика неблагополучной семьи 17 2.2. Программа профилактической работы семей с детьми с риском социального неблагополучия 23 Заключение 30 Список используемой литературы 31 Приложение №1 35 Приложение №2 36 Введение Актуальностьисследования.Поднеблагополучноймысклонныприниматьтакуюсемью,вкоторойнарушенаструктура,обесцениваютсяилиигнорируютсяосновныесемейныефункции,имеютсяявныеилискрытыедефектывоспитания,врезультатечегопоявляются«трудные»дети.А«трудный»подросток,какправило,живетв«трудной»семье.Ноневсегданеблагополучныесемьибросаютсявглазаилишькогдасребенкомслучаетсябеда, надо обращать вниманиенаукладсемьи,наеемораль. Педагогическинесостоятельныесемьи,несправляющихсясвоспитаниемдетей,характеризуютсянаиболеетипичнымипедагогическимистилямивоспитания. Подготовкаучителякработеснеблагополучнымисемьями-актуальнаяисложнаязадача.Решениееепредполагаетобеспечениеважногонаправления,выработкупедагогическогоумениямобилизоватьвсефакторы,формирующиеличностьиколлектив,надостижениенеобходимыхвоспитательныхрезультатов,умениеинтегрироватьвсевидывоздействийвцеленаправленныйучебно-воспитательныйпроцесс. Созданиевобществеединогоморальноговлияниянаподрастающеепоколениенадорассматриватьсегоднякакоднуизглавныхпедагогическихзадач.Решениееевзначительнойстепениобеспечиваетсяшколой,аименно:класснойруководительницей,подготовленностьюкаждогоучителякееосуществлениювработесконкретнымдетскимколлективом,ссемьямииродителями. Исходяизактуальноститемы,мыопределилицельнашегоисследования:выявитьметодывдеятельностиклассногоруководителя,влияющиенаорганизациювоспитательнойработы на детей в «трудных» семьях. Объектисследования:психолого-педагогическаядеятельностьучителявработеснеблагополучнымисемьями. Предметисследования: ученик и его родители. Гипотезанашегоисследованияосновываетсянапредположенииэффективнойработыклассногоруководителястакимисемьями:учетасовременныхусловийиподходов;принаправляющейролиучителявдостижениикачествауспеваемостиучащихся. Всоответствиисцельюигипотезойбыливыдвинутыследующиезадачи: 1.Изучить,проанализироватьнаучно-педагогическуюиметодическуюлитературуподаннойпроблеме. 2.Уточнитьтехнологиивоспитанияирольличностиклассногоруководителявработесдетьмиизнеблагополучнойсемьи. 3.Выявитьнаиболееэффективныеформыиметодыорганизациидеятельностиклассногоруководителяпоотношениюкдетямизнеблагополучнойсемьииповышениякачествауспеваемостиучащихся. Дляреализациипоставленныхзадачмыизбралиследующиеметодыисследования: изучениеианализучебно-методическойипсихолого-педагогическойлитературы; педагогическоенаблюдение; анкетирование; разработка программы, профилактической работы семей с детьми с риском социального неблагополучия ТеоретическуюосновуданногоисследованиясоставилиположенияклассиковпедагогическоймыслиР.М. Капралова[1],В.А.Сухомлинского[2],монографийрядасовременныхпедагогов-ученых:Л. Холоднова[3], Н.И. Болдырев[4]идругие,таккаконинацеливаютпедагогов-практиковнагуманизациюпедагогическогопроцессавсложныхсоциокультурныхусловиях. Новизнанашейработысостоитвтом,чтомывнедрилиинновационныеметодывработуклассногоруководителясродителямимладшихшкольниковвсовременныхусловияхисоставилинекоторыерекомендацииродителям. Структураработыобусловленалогикойисследованияисостоитизвведения,двухглав,заключения,спискаиспользованныхисточников. Глава1.Основныенаправлениядеятельностиклассногоруководителясученикамииродителями 1.1. Классный руководитель в школе, специфика его работы Основнаязадачаклассногоруководителя(общаясродителями)–создатьусловиядлясвободногоразвитияфизическихидуховныхсилучеников,руководствуясьинтересамидетейиихвозрастнымипотребностями,защититьотвсехнеблагоприятныхфакторов,мешающихэтому. Классныйруководительдолжензнатьпроблемыфизическогоипсихическогоздоровьяучениковисделатьвсевозможное,чтобыиродителииученикинебоялисьрассказыватьосвоихпроблемах. Напервоеместовработепедагогавыносятсяпроблемыфизическогоздоровьяучащихся,посколькуименнооткачестваздоровьяребенказависятуспехивучебеиуровеньегоразвития. Дляобеспечениянормальногофизическогоздоровьяшкольниковклассныйруководительработаетпоследующимнаправлениям: Привлечениедетей к здоровому образу жизни. Привлечениекэтойдеятельностипреподавателейфизическойкультуры,родителей.Подготовкаипроведениеклассныхмероприятий,направленныхнаосознаниеученикамисамоценностиздоровья.Информированиеродителейоспецификефизическогоразвития,вынесениевопросовсохраненияфизическогоздоровьянародительскиесобрания,привлечениеспециалистов-медиковкпросветительскойработесродителямиисамимиучениками.[5. С. 256] Второенаправлениедеятельностиклассногоруководителя-общение.Общение–этовоздействие,обуславливающеесамоемаксимальноеразвитиеличностиребенка,этопреждевсегоэстетическоевоздействие,направленноенаформированиеобщепризнанныхценностей.Успехуработыклассногоруководителяспособствуеттриличностныхобразования:интерескжизни,интерескчеловеку,интересккультуре. Решениепроблемыобщенияприводитдетейкпониманиюобщечеловеческихценностей,онидолжныстатьнормойдляучащихся. Высшаяценность–человеческаяжизнь.Никтонеимеетправапосягатьнанее. Интерескжизни–этонепременноеусловиеработысдетьми,условиеэффективностивоспитания.[6.С. 111] Воспитаниесэтихпозицийнаправленнонаформированиеспособностибытьсчастливым,восновекоторойпринятиежизникакдараприроды. Пониманиеивосприятиечеловекакакличности,имеющейправонапонимание,способнойсовершенствоваться,обладающейиндивидуальнымиценностями(семья,близкиелюди,увлечения). Классныйруководительдолженвосприниматьдетейкакносителейиндивидуальноговнутреннегомираипоэтомубытьпростымвобщении,добрымвоценке,спокойныминесуетливымворганизациидела.Культурныеценностимира,ихзначениевразвитииистановлениичеловека,формированиепониманияихнеобходимостииважностижизни. Какиеобщечеловеческиеценностимогутпомочьввоспитательномпроцессе–вовведенииребенкавконтекстсовременнойкультуры?Главнаяихроль–статьрегуляторомнормобщениямеждулюдьми,критериямиоценкипоступковчеловека.Задачапедагога–помочьучащимсяпонять,чтобезпринятиякультурныхценностеймира,безихосвоенияонинесмогутсостоятьсявовзрослойжизни. Третьенаправлениедеятельностиклассногоруководителя–этопознавательнаясферажизниребенка.Защитаучениковвэтойобластиозначаетразъяснениевсемучителям–предметникаминдивидуальныхособенностейшкольника.Классныйруководительприэтомзащищаетнеученика,ачеловекавнем,подходяккаждомуребенкус«оптимистической»позиции.[7.С. 198] Длярешенияэтойпроблемынужнообратитьвнимание: -навыработкусовместноссемьейединойтактикивразвитииучебныхуменийученика,егопознавательнойактивности,егобудущегопрофессиональногоопределения; -наосуществлениемероприятий,расширяющихкругозорипознавательныеинтересыученика,стимулирующихлюбознательность,исследовательскоемышление; -напроведениепсихолого-педагогическихконсилиумов,разрабатывающихпрограммыкоррекцииобщеучебныхуменийотдельныхучащихсяивсегокласса; -наорганизациюклассныхчасовпосовершенствованиюуучащихсяучебныхуменийивозможностей,саморазвитию. Четвертоенаправлениедеятельностиклассногоруководителя–этосемья,вкоторойрастет,формируется,воспитываетсяученик.Классныйруководительдолженпомнить,что,воспитываяученика,онвлияетвпервуюочередьнавоспитательныйпотенциалсемьи.Объектомпрофессиональноговниманиявыступаетнесамасемьяинеродителиребенка,асемейноевоспитание.Именновэтихрамкахрассматриваетсяеговзаимодействиесродителями. Педагогунеобходимознать,каковасфераматериальногобытияребенка,каковобразегожизни,каковытрадициииобычаисемьи.Здесьнеобходимоследующее: Изучениесемейнойатмосферы,окружающейученика,еговзаимоотношенийсчленамисемьи.Психолого-педагогическоепросвещениеродителейчерезсистемуродительскихсобраний,консультаций,бесед.Организацияисовместноепроведениесвободноговременидетейиродителей.Защитаинтересовиправребенкавтакназываемыхтрудныхсемьях. Такимобразом,класснымруководителемреализуетсяфункцияродительскогопросвещения(сведенияовоспитательнойконцепциишколы,педагогическойпозицииклассногоруководителя,ометодахвоспитания,оцеляхизадачахличностногоразвитияшкольниковнаданныйпериод,оходедуховногоразвитияребенка,обособенностяхшкольнойдеятельностиученика,овзаимоотношениивгруппе,овыявленныхспособностяхвтекущихделахит.п.)икорректировкасемейноговоспитания–именнотойстоны,котораяимеетотношениекребенку(искусстволюбитьдетей),режимужизниидеятельностиребенка,чтообеспечиваетикоррекциюличностиродителей. 1.2. Формывзаимодействияучителясродителямиучащихся. Впрактическойработесродителямиучащихсяклассныйруководительиспользуетколлективныеииндивидуальныеформывзаимодействия.Причемвтомидругомслучаереализуютсякактрадиционные,такинетрадиционныеформыработы.Традиционныеформыработыс родителями: Родительскиесобрания. Общешкольныеиобщественныеконференции. Индивидуальныеконсультациипедагога. Посещениенадому и т.д.[8.С. 170] Родительскоесобраниедолжнопросвещатьродителей,анеконстатироватьошибкиинеудачидетейвучебе.Темасобранийдолжнаучитыватьвозрастныеособенностидетей.Собраниедолжноноситькактеоретический,такипрактическийхарактер:разборситуаций,тренинги,дискуссииит.д.Собраниенедолжнозаниматьсяобсуждениемиосуждениемличностиучащихся. Родительскиеконференции.Имеютогромноезначениевсистемевоспитательнойработышколы.Родительскиеконференциидолжныобсуждатьнасущныепроблемыобщества,активнымичленамикоторогостанутдети.Проблемыконфликтовотцовидетейипутивыходаизних,наркотики,сексуальноевоспитаниевсемьевоттемыродительскихконференций.Родительскиеконференциидолжныготовитьсяоченьтщательно,собязательнымучастиемпсихолога,социальногопедагога,которыеработаютвшколе.Вихзадачувходитпроведениесоциологическихипсихологическихисследованийпопроблемеконференцииииханализ,атакжезнакомствоучениковконференциисрезультатамиисследований.Активнымиучастникамиконференциивыступаютсамиродители.Ониготовяанализпроблемыспозициисобственногоопыта. Отличительнойособенностьюконференцииявляетсято,чтоонапринимаетопределенныерешенияилинамечаетмероприятияпонамеченнойпроблеме. Индивидуальныеконсультации.Этооднаизважнейшихформвзаимодействияклассногоруководителяссемьей.Особенноонанеобходима,когдапедагогнабираеткласс.Длятогочтобыпреодолетьбеспокойствородителей,боязньразговораосвоемребенке,необходимопровестииндивидуальныеконсультации-собеседованиясродителями.Готовяськконсультациинеобходимоопределитьрядвопросов,ответынакоторыепомогутпланированиювоспитательнойработысклассом. Индивидуальнаяконсультациядолжнаиметьознакомительныйхарактериспособствоватьсозданиюхорошегоконтактамеждуродителемиучителем.Учительдолжендатьродителемвозможностьрассказатьемувсето,счемонихотелибыпознакомитьучителя,внеофициальнойобстановке,ивыяснитьнеобходимоедлясвоейпрофессиональнойработысребенком: Особенностиздоровьяребенка. Егоувлечения,интересы. Предпочтениявобщениивсемье. Поведенческиереакции. Особенностихарактера. Мотивацияучения. Моральныеценностисемьи.[9.С.56] ВходеиндивидуальнойконсультацииможноиспользоватьанкетуМойребенок,котораязаполняетсясовместнос родителем. (Приложение №1) Беседаввоспитательномарсеналеклассногоруководителяимеетогромноезначение.Беседулучшевсегоиспользоватьвцеляхпредупрежденияконфликтныхситуациймеждуотдельнымипедагогамиисемьей.Использоватьбеседувработесродителяминеобходимодлятого,чтобыналадитьдоверительнуюатмосферу,выявитьтрудныеточкисоприкосновениявконфликтныхситуациях.Результатыбеседынедолжныстановитьсягласными,есликто-тоизучастниковбеседыэтогонехочет.Вбеседеклассныйруководительдолженбольшеслушатьислышать,анеувлекатьсяназидательнымисоветами. Посещениеучениканадому. Однойизформвзаимодействияклассногоруководителяисемьиявляетсяпосещениеучениканадому.Педагогдолженпредупреждатьопредполагаемомвизитесуказаниемцелиидня.Посещениевозможнотолькопослеполученияразрешенияродителей.Посещениепедагогомсемьидолжнооставитьвсемьехорошеевпечатление.Дляэтогонеобходимопоговоритьнаотвлеченныетемы,расспроситьотрадициях,обычаях,совместныхделахвсемьеилишьпотомобсуждатьпричинуприходаучителявсемью. Нетрадиционныеформыработысродителями: Тематическиеконсультации. Родительскиечтения. Родительскиевечера.[10.С. 6] Тематическиеконсультации. Вкаждомклассеестьучащиесяисемьи,которыепереживаютоднуитужепроблему,испытываютидентичныезатрудненияличностногопланаиучебного.Иногдаэтипроблемыносятнастолькоконфиденциальныйхарактер,чтоихможнорешитьлишьвкругутехлюдей,которыхэтапроблемаобъединяет,ипониманиепроблемыидругдруганаправленонаеесовместноерешение. Длятого,чтобытематическаяконсультациясостоялась,родителидолжныбытьубежденывтом,чтоэтапроблемаихкасаетсяитребуетбезотлагательногорешения.Родителейприглашаютдляучастиявтематическойконсультацииспомощьюспециальныхприглашений.Втематическойконсультациидолжныучаствоватьспециалисты,которыемогутпомочьнайтиоптимальныйвариантрешенияпроблемы.Этосоциальныйпедагог,психолог,сексолог,представительправоохранительныхоргановит.д.Входетематическойконсультацииродителиполучаютрекомендацииповопросам,которыеихволнуют. Примернаятематикаконсультацийдляродителей: ребенокнехочетучиться.Какемупомочь? Плохаяпамятьребенка.Какееразвить? Единственныйребеноквсемье.Путипреодолениятрудностейввоспитании.Наказаниядетей.Какимиимбыть? Тревожностьдетей.Кчемуонаможетпривести? Застенчивыйребенок.Путипреодоления. Грубостьинепониманиевсемье. Талантливыйребеноквсемье. Друзьядетейдрузьядомаиливраги? Трипоколенияпододнойкрышей.Проблемыобщения. Родительскиечтения. Этооченьинтереснаяформаработысродителями,котораядаетвозможностьнетолькослушатьлекциипедагогов,ноиизучатьлитературупопроблемеиучаствоватьвееобсуждении.Родительскиечтенияможноорганизоватьследующимобразом:напервомсобраниивначалеучебногогодародителиопределяютвопросыпедагогикиипсихологии,которыеихнаиболееволнуют.Учительсобираетинформациюианализируетее.Спомощьюшкольногобиблиотекаряидругихспециалистовопределяютсякниги,спомощьюкоторыхможнополучитьответнапоставленныйвопрос.Родителичитаюткниги,азатемиспользуютрекомендованнуюлитературувродительскихчтениях.Особенностьюродительскихчтенийявляетсято,что,анализируякнигу,родителидолжныизложитьсобственноепониманиевопросаиизменениюподходовкегорешениюпослепрочтенияэтойкниги. Родительскиевечера. Этоформаработы,котораяпрекрасносплачиваетродительскийколлектив.Родительскиевечерапроводятсявклассе2-3разавгодбезприсутствиядетей(можносдетьми).Темыродительскихвечеровмогутбытьсамымиразными.Главное,онидолжныучитьслушатьислышатьдругдруга,самогосебя.[11.С. 98] Примерныетемыродительскихвечеров:Первыекнижкиребенка,Друзьямоегоребенка,Праздникинашейсемьи,Песникоторыепелимыипоютнашидетиидр. Методыизучениясемьиученика.Наблюдение.Учительнаблюдаетзародителямивовремяпосещениясемьи,наклассномсобрании,вколлективныхделах.Наблюдениезадетьмиможетдатьдополнительныйматериалдляхарактеристикисемьи.Например,учительзаметил,чтоучениксторонитсяколлективныхдел,неходитсребятаминамероприятия,отказываетсяотобщественныхпоручений.Такоеповедениеучениканасторожитучителяизаставитегопознакомитьсяссемьей.Можноиспользоватьметодвключенногонаблюдения,когдафакты,добытыеучителемдополняютсясведениями,полученнымиактивомродителейилиучителямидругихклассов. Беседа.Этотметодпоможетучителюуточнитьотдельныеположения,выяснитьобстоятельства,разъясняющиеилиобосновывающиеповедениеребенка.Беседапомогаетпроникнутьвглубьявления,обнажитьосновупоступка,выяснитьегомотивы. Коллективнаябеседанаклассномсобраниеприрешениипедагогическихзадачпомогаетучителювыяснитьмнениеродителейпоотдельнымвопросамвоспитания. Интервью.Применяетсяучителемтогда,когданужнопровестиизучениемнениянесколькихродителейпоодномуилинесколькимвопросамодновременно.Например,приподготовкеконференцииродителейпорежимудняучителюнадознать,скольковсреднемпотребуетсявременидляприучениямладшихшкольниковксамостоятельномуконтролюзараспределениемвременинаосновныевидыдеятельности.Сэтойцельюучительберетинтервьюуродителейизразличныхсемей,которыетребуютотсвоихдетейчеткоговыполнениярежимадня. Анкетирование.Этометодисследованияпозволяетучителюодновременнополучитьмассовуюинформацию.Анализируяанкеты,обобщаяих,учительможетсделатьвыводотом,какрешаетсявопросвоспитаниядетейвсемьях,сравнитьполученныеданныепредыдущихлет,увидетьтенденциюразвития. Ноанкетированиеможетнедатьобстоятельныхрезультатов,таккакневсегдародителиванкетедаютистинныйответ.Иногдаэтиответытребуютуточнения,тогдаучительдаетодновременноанкетудлязаполненияродителямидетям. Сочинения.Этотметодизученияучительприменяетвтомслучае,когдажелаетполучитьподробные,неоднозначныеответынаотдельныевопросы.Например,наодномизклассныхсобранийможнопопроситьродителейнаписатьсочинениенаопределеннуютему.(Какимбыяхотелвидетьсвоегоребенкапослеокончанияшколы,Какмыотдыхаемввыходныедни,идр.). Методобобщениянезависимыххарактеристик.Методиспользуетсяучителемтогда,когданеобходимополучитьнаиболееполныезнанияосемье,уровнееедуховногоразвития.Дляэтогоучительбеседуетсродителями,ссоседямипоквартире,спредставителямиобщественныхорганизаций,счленамиродительскогокомитетакласса.Обобщенныесведенияпомогутучителюболееобстоятельнооценитьуровеньдуховногоразвитиясемьииеевлияниенавоспитаниешкольника.Ноэтимметодомнадопользоватьсяоченьтактично. Дневникнаблюдений.Длявыявлениятенденцииивразвитииотдельныхкачествличностиребенкаможнодоговоритьсясродителямиоведениидневниканаблюденийзаребенком.Этотдневникродителиведутнапротяжениипродолжительноговремени,привстречесучителемобсуждаютрезультатынаблюдений,намечаютновыеперспективыиконкретныезадачинаближайшеевремя. Итак,разнообразнаяработаучителяссемьейученикатребуетотучителяопределенныхнавыковиумений: использоватьполученныевпедагогическомучебномзаведениизнаниявпрактическойработесродителями; хорошовидетьперспективуразвитиякаждогоребенкаипомочьсемьенаметитьпутиееосуществления; установитьдобрыевзаимоотношенияссемьейученика,уметьподдерживатьделовыеконтактысродителямисучетомихвозрастаииндивидуальныхразличий; сучетомконкретныхусловийжизникаждойсемьипомочьродителямвыбратьправильныепутиисредствадлядостиженияпоставленнойцели; спланироватьработусродителямиучащихся,составитьпланнаосновеуровнявоспитанностиучениковсвоегокласса; видетьвродителяхсвоихпомощников,уметьмобилизоватьихнапомощьучителювшколе; поддерживатьавторитетродителейвсемье,оказыватьейпомощьвдуховномобщениииукрепленииеенравственныхоснов,вэффективномвлиянииродителейнадетей.[12.С. 99] Таким образом, успехвработеучителяссемьейученикабудеттогда,когдаотношениясродителямибудутстроитьсянавысокомуваженииинтересовсемьи,родительскогоавторитета,навсемерномсодействиисемьевеедуховномобогащенииитемсамымвеекультурномиморальномвлияниинадетей. Глава 2. Особенностиработыпедагогаснеблагополучнойсемьей. 2.1. Характеристика неблагополучной семьи Всвоейработеснеблагополучнойсемьейпедагогдолженопиратьсянаположениеобисключительномвлияниисемьинаребенка. Подтяжелойнеблагополучнойсемьеймыпонимаемсемью,вкоторойнаблюдаетсясоциальнаянеустроенностьродителейи,какследствиеэтого,постоянныйпсихологическийнадрыв,подкрепленныйалкоголем,асоциальнымповедением,отчуждениемотокружающих,хулиганством,воровствомит.д. Какправило,втакихсемьях,дети,родители,дедушки,бабушкипроходиличерезсильнуюболь,страдания,переживалифизическоеилисексуальноенасилие,пренебрежение,жестокостьивоспринимаютобразжизнисвоейсемьикакединственнонормальный. Семьи,переживающиепостоянныйкризис,находятсявособомсостояниистрадания.Вместотогочтобыстановитьсяуязвимымииподвергатьсявлияниюперемен,семьигруппырискаучатсяпосвоемузащищатьсяпристолкновенииструдностями.Парадоксзаключаетсявтом,чтовозбуждение,яростьприносятимопределенныйкомфорт,какдоказательствотого,чтосделатьничегонельзяипоэтомуихсостояниеестественно.Такоесостояниесемьиподдерживаютспомощьюразныхсредств:алкоголь,скандалы,аморальное,вызывающееповедение,хулиганствоит.д.[13.С. 66] Однаизположительныхсторонкризисасостоитвтом,чтовтакомслучаевсферувлияниянанеблагополучнуюсемьювовлекаютсяпедагогишколы,социальныепедагоги,специалистыразныхцентровит.д.Этотфактявляетсясампосебеуспокаивающим;подключениикситуации,вкоторойоказаласьсемья,новыхсил,осуществляющихконтроль,несколькооблегчаетсостояниеодиночестванеблагополучнойсемьи.Хроническикризисныесемьивсяческистремятсяктому,чтобыихситуациябылаподконтролемсостороны.Когдаоничувствуютугрозупотериконтроля,ониприбегаюткнасилиювотношенииокружающих,усугубляютсвоеасоциальноеповедение,чтоприводиткусилениюконтролянадними. Постороннемучеловеку,вступающемувконтактснеблагополучнойсемьей,можетпоказаться,чтосемьяпогрязлавтрясинеужасаипостыдныхтрагедий.Нодлясамойсемьичередаэтихтрагедийможетбытьболеечемкомфортной,чемреальныепеременыклучшемуилипротивостояниетрудностямжизни. Этисемьихарактеризуютсяследующимичертамиповедения[14.С. 126]: несоблюдаетсядоговоренностьозаранеезапланированнойвстречесоспециалистом;навстречунеявляютсявназначенноевремя,ноиногдазвонят; унихотсутствуетпонятиевремени(день,месяц,неделя); насобеседованиесоспециалистомприглашаютдрузей,знакомых; вовремявстречисоспециалистоммогутсмотретьтелевизорилислушатьрадио;могутзаниматьсяприготовлениемпищииливыполнениемдругойдомашнейработы; неспособныговоритьсвязнониосебе,ниодругих; постоянноменяютместожительства; постоянноссорятся,дерутсясдрузьямиилиродственниками. Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка. 1. Нарушение поведения в 50% неблагополучных семей. - бродяжничество. - агрессивность. - хулиганство, кражи. - вымогательство. - аморальные формы поведения. - неадекватная реакция на замечания взрослых. 2. Нарушение развития детей в 70% неблагополучных семей. - уклонение от учебы. - низкая успеваемость. - неврастения. - отсутствие навыков личной гигиены. Характеристикутакихсемейможнодополнитьследующимипроявлениями:недоверие,подозрительность,отрицаниевсего,импульсивность,нетерпеливость,постояннаянуждавчем-то,взволнованность,быстраявозбуждаемость,недостатокзнанийиумений,непрактичность,несостоятельность,состояниеозлобленностисприпадкамижестокости,насилия,причинениявредасемье. Поведениеродителейвтакихсемьяхнапоминаетповедениемаленькихдетей,которыенемогутнайтиконтактасовзрослыми.Частородителивтакойсемьеэтолюди,выбитыеизколеижизни,находящиесявглубокойдепрессии. Подобноесостояниевзрослыхделаетневозможнымформированиевсемьебережныхвзаимоотношениймеждучленамисемьииэмоциональнойподдержки.Отсутствиеэмоциональнойподдержкидетейсостороныродителейимеетглубокиепоследствия,которыевыражаются,вчастности,всниженииуверенностивсебеудетейиподростков. Частоотражаетсянапитаниисемьи,чтоснижаетсопротивляемостьдетейболезням,приводиткослаблениюихорганизма,истощениюит.д.Социальнаяипсихологическаяотстраненностьоборачиваетсяапатичнымотношениемкжизни,пассивностьюсемьи,саморазрушениемличностисемьи.Неблагополучнаясемьяутрачиваетвсякуюверувсамоизменениеипродолжаетпоступательноедвижениекполномукраху. Можноусловноразделитьнеблагополучныесемьинатригруппы[15.С. 256]: Превентивныесемьи,вкоторыхпроблемыимеютнезначительноепроявлениеинаходятсянаначальнойстадиинеблагополучия. Семьи,вкоторыхсоциальныеидругиепротиворечияобостряютвзаимоотношениячленовсемьидругсдругомиокружениемдокритическогоуровня. Семьи,потерявшиевсякуюжизненнуюперспективу,инертныепоотношениюксвоейсудьбеисудьбесвоихдетей. Возможнаиследующаяклассификациянеблагополучныхсемей:поколичествуродителейполная,неполная,опекунская,приемная,семьяусыновителей;поколичествудетеймалодетная,многодетная,бездетная;поматериальномублагополучиюмалообеспеченная,среднеобеспеченная,хорошообеспеченная;попроблемамродителейсемьяалкоголиков,наркоманов,безработная,криминогенная,лишеннаяродительскихправ,социальнодезадаптивная.Особовыделяютсясемьипедагогическинесостоятельные;чащевсегоониобнаруживаютсятогда,когдавнихимеютсядетиподростковоговозраста. Выявлениесемьи,нуждающейсявпомощииреабилитации,должнопроисходитькакможнораньше.За10летжизнивнеблагополучнойсемьеребенокуспеваетприобрестиогромныйопытасоциальногоповедения,психологическисломаться,утвердитьсявтакомвариантежизненногосамоопределения,котороепротиворечитнормамобщества. Ребенокизнеблагополучнойсемьиобнаруживаетсебявнешнимвидом,одеждой,манеройобщаться,наборомнецензурныхвыражений,неуравновешенностьюпсихики,чтовыражаетсявнеадекватныхреакциях,замкнутости,агрессивности,озлобленности,отсутствииинтересаклюбомувидуобучения.Поведениеребенкаиеговнешнийвиднетолькоговорятоегопроблемах,ноивзываютопомощи.Новместопомощиокружениеребенкачастореагируетнанегоотторжением,разрывомотношений,подавлениемилиугнетениемего.Ребеноксталкиваетсяснепониманиемокружающих,неприятиемивитогеоказываетсявещебольшейизоляции. Возрастребенкаможетбытьразным,нопроблемытакихдетейпримерноодинаковы.Вниманиедолжнобытьсосредоточенонапроблемеконкретногоребенкаипутяхеепреодоления,аненавозрастномфакторе,которыйтожедолженучитываться,нонеявлятьсяглавным. Вовремяработыстакойсемьейпедагогсначаласталкиваетсяспервичнымиреакциямипротивостояния.Этоможетбытьотрицание,обвинение,желаниеклеймитького-то,импульсивностьродителей,детей,провоцирование,избеганиевстреч,неприятиепомощи. Частобываеттрудноопределитьрезультатыработыссемьей.Каждаякатегориянеблагополучныхсемейимеетсвоирезультатывдвиженииктомууровню,прикоторойонамоглабыобойтисьбезпостороннейпомощи. Показателиоценкифункционированиясемьи[16.С. 100]. Уровеньеежизнидоведендосреднихпоказателей(родителипытаютсявестинормальныйобразжизни,устроилисьнаработу,заботятсяодетяхит.д.). Восстановленыконтактысемьисокружением,ребенокпосещаетшколу. Уменьшилосьупотреблениеалкоголя. Решеныпрочиеспецифическиедляданнойсемьипроблемы. Улучшениебытовыхусловийоченьважныйположительныймоментсталочищевквартирелегчестроитьвзаимоотношения,дверьсталазакрыватьсянаключбезопаснеедетямивзрослымит.д. Итак, былобынаивнополагать,чтоосуществлениекоррекционно-реабилитационнойдеятельностиможнопровестисиламитолькоодногоклассногоруководителя.Воказаниипомощинеблагополучнойсемьенеобходимообъединениеорганизацийгорода,района,села.Поэтомустольостростоитвопросмежведомственноговзаимодействияразличныхучрежденийпрямоиликосвенноимеющихотношениекпомощинеблагополучнойсемье.ЭтоУправлениеобразования,Управлениездравоохранения,Управлениевнутреннихдел,Управлениесоциальнойзащитынаселения,КДН,инспекцияподеламнесовершеннолетних,Центрзанятости,Комитетпомолодежнойполитике,социально-психологическиеиреабилитационныецентры,наркологическийипсихоневрологическийдиспансерыит.д. Ихспециалисты:учителя,социальныепедагоги,психологи,врачи,инспектора,педагогидополнительногообразованияидругиеработникисмогутоказатьпомощьиподдержкунеблагополучнойсемьетолькотогда,когдамеждунимибудетналаженачеткаядоговоренностьотом,кто,какуюпомощьикогдаоказывает.Специалистыдолжнысоставитьобщийпланкомплексногосопровождениянеблагополучнойсемьи,чтобынедублироватьдругдруга,адополнятьиоказыватьконкретнуюпомощь. 2.2. Программа профилактическойработысемейсдетьмисрискомсоциальногонеблагополучия Внеблагополучнойсемьедети–трудные.Детитонкочувствуютсемейныйразлад.Длянихэтотравма,котораяскажетсянавсейихдальнейшейжизни.Равнодушиеродителейкдетямвызываетунихчувствоодиночества.Детиначинаютискатьпривязанностьнастороне,вразнообразныхзанятиях,компаниях. Глобальныеизменениявжизнинашегообществаболезненнеевсегоотразилисьнасемье.Всовременныхкризисныхусловияхименносемьяполучилабольшевсегоударов:безработица,низкаязаработнаяплатаипрочее.Несмотрянато,чтовнашейшколе93%родителейимеютработу,90%семейучениковшколыможноотнестикмалообеспеченнымсемьям.[17.С. 179] Резкиепеременывэкономике,политикеисоциальнойсферевРоссиинегативноотразилисьнетольконаматериальнойсторонесемьи,ноинавзаимоотношенияхмеждуеёчленами,ипреждевсегомеждуродителямиидетьми.Во-первых,увеличилсяразрывмеждужизненнымиценностямиразныхпоколений.Во-вторых,возросуровеньпритязанийсостороныродителейксвоимдетямвусловияхразноуровневогообучениявобразовательныхшколах;инаконец,в-третьих,наблюдаетсявоздействиезавышенныхсоциальныхтребований. Многолетниенаблюденияпоказывают,чтопроисходитобесцениваниеинститутасемьиибрака:напервомместеуродителей–устройствособственнойличнойжизни,тольконавтором–дети.Родителивступаютвповторныегражданскиебракиивнебрачныеотношения. Большоеколичествосемеймывынужденыотнестиккатегориинеблагополучных.Такчтожетакоенеблагополучнаясемья?Всовременнойпсихолого-педагогическойлитературеприводятсяразличныеопределенияитипологиинеблагополучнойсемьи.Неблагополучнаясемья–этосемьяснизкимсоциальнымстатусом,несправляющаясясвозложенныминанеефункциямивкакой-либоизсфержизнедеятельностиилинесколькиходновременно.Адаптивныеспособностинеблагополучнойсемьисущественноснижены,процесссемейноговоспитанияребенкапротекаетсбольшимитрудностями,медленноималорезультативно.[18.С. 35] Разделениесемейпопричинамнеблагополучияотносительно,таккакоднапричинанеразрывносвязанасдругой.Например,всемье,гдезлоупотребляюталкоголем,почтивсегданаблюдаютсяконфликтныеотношениямеждуродителямиидетьми,крометого,такиесемьи,какправило,имеютнестабильноефинансовоеположение,являютсямалообеспеченными.Логичносделатьвывод:причинсемейногонеблагополучияможетбытьнесколько,ионивзаимосвязанымеждусобой.Однакооднаизнихиграетведущуюроль,другая–второстепенную.Авыборформиметодоввоздействиянасемьюзависитотведущейпричинысемейногонеблагополучия.(Приложение №2) Говоритьосемейномнеблагополучииипросто,исложноодновременно,потомучтоформыегодовольномногообразны,какмногообразныетипыиразновидностисемейныхсоюзов.Внешнереспектабельныесемьисоскрытымнеблагополучиемдемонстрируютдвойнуюмораль,которуюдетидовольнобыстроусваиваютиделаютзакономсвоейжизни. Каждаявтораясемьявшколетребуетособогопедагогическоговнимания.Определенноевлияниенапедагогическуюфункциюсемьиоказываетеёсостав,образованиеивозрастродителей,материальныеибытовыеусловияжизни.Всеэтифакторынеобходимоучитыватьприпланированиииндивидуальнойработыссемьей. Составсемейобучающихся:неполныесемьи–42%,внебрачныесемьи–33%,повторныегражданскиебраки–23%,воспитываютбабушки–10%.Хочетсятакжеотметить,чтоневысокиобразовательныйуровеньродителейнашихучеников:37%–высшееобразование,54%среднее–специальное,49%–среднееобразование.Неблагополучныесемьисоставляют12%.(Данные взяты при педагогическом наблюдении) ОсновнаярольвработеснеблагополучнымисемьямипринадлежитзаместителюдиректорапоВР,класснымруководителям,педагогу-психологу,социальномупедагогу. Главнойцельюработыявляетсяформированиепозитивногоотношениякдетямкаквысшейценностичеловеческихотношенийиксемьекакнаиболеецелесообразнойформевоспитанияижизнеобеспеченияребёнка. Задачи программы: -разработкаиосуществлениедейственныхмерпостабилизациисемьи,формированиюновоговзгляданасемьюкакнаиболееблагоприятнуюсредудляполноценногофизического,интеллектуального,эмоциональногоразвитияличности; -повышениепедагогическойкультурыродителейучащихсяипривлечениеихксовместнойсподросткамиипедагогамидеятельности; -определениеролисемьииформированиенравственно-этическихценностейличностиучащегося; -организацияипроведениесемейногодосугаисовместноготворчества; -всестороннеепсихолого-педагогическоепросвещениеродителей; -созданиесистемыоказанияпсихолого-педагогическойпомощиродителямучащихся. Основнаяжезадача–помочьчленусемьи(независимоотвозрастаисоциальногоположения)осознатьпроблему,котораямешаетегонормальнойжизнедеятельности,посредствомиспользованияметодовсоциально-психологическойисоциально-педагогическойработы.[19.С. 78] Вследствиевышеизложенноговшколеподаннойпроблемесложилисьследующиенаправленияработы: 1.Изучениепричинсемейногонеблагополучия,отношениявсемьекребенку. 2.Психолого-педагогическоепросвещениеродителейповопросамсемейноговоспитания,знакомствосположительнымопытомвоспитаниядетей. 3.Оказаниепрактическойпомощиипсихологическойподдержкисемье. 4.Диагностированиеиопределениесоциально-педагогическихипсихологическихпроблем,оказывающихнегативноевоздействиенастановлениеиразвитиеличностиребенкавсемье.Выявлениеианализфакторов,обусловливающихсоциальнуюдезадаптацию. 5.Осуществлениепосредничествавкризисныхситуацияхдлясемьииребенка,мобилизацияпотенциальныхвозможностейсемьи,информированиеродителейоправахнесовершеннолетнегоребенка. 6.Изменениеотношенийвсемьеврезультатеанализасемейнойситуации,формированиеновойпозитивнойстратегииитактики. 7.Организацияпросветительскойработыпоовладениюродителямипсихолого-педагогическимизнаниямивобластисемейноговоспитания. Такимобразом,работассемьейдолжныпроводитсяпоэтапно.Ееэффективностьзависитотстепениустановленияконтактаидоверительныхотношенийсродителями. 1-йэтап.Установлениеконтакта,налаживаниедоверительныхотношенийсродителями,положительныхосновдлядальнейшегосотрудничества. Средства: 1)беседа,установлениесроковследующейвстречи(родителиприглашаютсявшколу); 2)посещениенадому,знакомствосродителями,родственниками,ближайшимсоциальнымокружениемсемьи. Еслиродителиидутнаконтактспсихологомисоциальнымпедагогом,можнопереходитько2-муэтапувзаимодействияссемьей.Есликонтактнеустановлен,товоздействиенасемьюмогутоказыватьорганыполиции(ОППН),комиссияподеламнесовершеннолетнихизащитеихправ. 2-йэтап.Изучениесемьи. 1)Социально-педагогическаяипсихологическаядиагностикасемьи.Изучениемикроклиматавсемье,стилейвоспитания.Уточнениеинформацииородителях,ихсоциальномстатусе,одругихближайшихродственникахнесовершеннолетнего.Материальноеобеспечениеижилищно-бытовыеусловия.Изучениевзаимоотношениймеждувзрослымивсемье.Знаниеиприменениеметодовиприемоввоспитательноговоздействия. 2)Диагностикапричинсемейногонеблагополучия. Средства: -посещениянадому,актыобследованияжилищно-бытовыхусловий,консультации,беседы,анкетирование,анализинформацииосемьеиздокументации,опрос; -использованиеметодовпсихологическойдиагностики(тесты,анкеты) 3-йэтап.Обработкарезультатовсоциально-педагогическойипсихологическойдиагностики.Подведениеитогов.Установлениеведущейпричинысемейногонеблагополучия. 4-йэтап.Выборформиметодовработывзависимостиотведущейпричинынеблагополучияипутейихреализации. 5этап.Наблюдениезасемьей.Отслеживаниединамикиразвитиядетско-родительскихотношений.Изучениепсихологическогомикроклиматавсемье. 6-йэтап.Подведениеитоговпсихолого-педагогическоговзаимодействияснеблагополучнойсемьёй. Длядостижениянаиболееэффективныхрезультатоввработеснеблагополучнымисемьямиосновнойсвоейзадачейполагается на координациюработысоциальногопедагога,классныхруководителей,учителей-предметников,вследствиечегоопределилисьследующиенаправлениямоейработы. 1.Методическаяработа: 1.1.Изучениеновинокметодическойлитературыповопросамкоррекционнойработыснеблагополучнойсемьёй. 1.2.Выявление,изучениеираспространениенаиболееценногоопытаработыповзаимодействиюссемьёй. 1.3.Подготовкапрограммно-метод....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: