- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретический анализ проблемы жизненной позиции трудных подростков
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000989 |
Тема: | Теоретический анализ проблемы жизненной позиции трудных подростков |
Содержание
Содержание Введение 3 1 Теоретический анализ проблемы жизненной позиции трудных подростков 8 1.1 Сущность понятий «молодежь», «подростки» и «жизненная позиция» 8 1.2 Психологическая характеристика подростков с девиантным поведением (трудных подростков) 19 1.3 Особенности жизненной позиции трудных подростков 27 2 Эмпирическое исследование, направленное на выявление психологических особенностей жизненной позиции трудных подростков 34 2.1 Предмет, объект, задачи, гипотеза исследования 34 2.2 Анализ полученных результатов диагностики 41 Заключение 55 Список литературы 60 Приложения 64 Введение Актуальность исследования. Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философияс различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Не проходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения. Отклонения от норм могут носить позитивный и негативный характер. В первом случае девиантным поведением может послужить проявление инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений. Во втором же случае последствиями отклоняющегося поведения может послужить вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а так же личности, допускающей негативные отклонения. Процессы, происходящие в России в постперестроечный период, изменили не только экономическую и политическую жизнь общества, но и обыденные представления людей о смысле и ценностях индивидуального и общественного бытия. Трансформировалось понимание сути жизненного успеха, целей и средств их достижения, не только исследователи, но и обыватели все чаще обращают внимание на происходящие процессы духовно-нравственной эрозии общества, отсутствие ярко выраженной жизненной позиции его членов. Наряду с ростом позитивных девиаций (например, политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество) усиливаются девиации негативные - насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, аморальность поведения, подростковая деликвентность. При этом молодежь, безусловно, является наиболее уязвимой и восприимчивой к происходящим изменениям. Первые проявления отклоняющегося поведения часто наблюдаются именно в подростковом возрасте и объясняются незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. Молодое поколение – это особая социальная общность, находящаяся в стадии становления, формирования структуры ценностной системы, выбора профессионального и жизненного пути, не имеющая реального положения на социальной лестнице, поскольку либо «наследует» социальный статус семьи, либо характеризуется «будущим» социальным статусом. Трансформационные процессы в российском обществе оказали мощное влияние на процессы становления целого поколения молодежи. Старая и устойчивая система ценностей была разрушена, назрел «кризис» ценностной системы, что проявляется в подмене ценностей высокой культуры усредненными образцами потребительской культуры, в размытом характере ценностных ориентаций, переориентации молодежи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям. В течение продолжительного времени молодежь оставалась без четких духовно-нравственных ориентиров, процессы социализации протекали хаотично без определенной направленности. Сегодня проблема приспособления молодого поколения россиян к новой социальной реальности является одной из самых актуальных, и в этой связи особую важность приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи, особенностей формирования жизненной позиции несовершеннолетних с девиантным («трудным», отклоняющимся) поведением. Необходимо обладать информацией об отношении молодежи к окружающей действительности и происходящим событиям, о жизненных целях и ориентирах, о насущных проблемах и, самое главное, о способах их решения. Эти данные позволят ученым проанализировать потенциал адаптивности молодых людей, а также с определенной вероятностью спрогнозировать социальные реакции данной многочисленной группы на те или иные последствия государственных преобразований. Несмотря на многочисленные исследования в данной области (А. Айхорн, Д.А. Басалыга, С.В. Боикало, Г.Г. Бочкарева, Е.В. Змановская, В.Т. Кондрашенко,Р.А. Назмутдинови др.), в настоящее время наблюдается дефицит работ, которые разрабатывали бы собственно вопросы особенностей жизненной позиции у подростков с девиантным поведением. В этой связи актуальность темы дипломной работы не вызывает сомнения, так как именно в период подросткового возраста закладываются основные черты характера, стиль поведения человека, его привычки, жизненные ориентации и т.д. И от того, насколько положительно будет пройден этот этап, зависит дальнейшая взрослая жизнь человека. Все сказанное выше и обусловило выбор темы дипломной работы «Особенности жизненной позиции трудных подростков», цельюкоторой явилось выявление особенностей жизненной позиции трудных подростков. Теоретический объект исследования:жизненная позиция. Эмпирический объект исследования:подростки. Предмет исследования: особенности жизненной позиции трудных подростков. Гипотеза исследования:у подростков с девиантным поведением жизненная позиция отличается от жизненной позиции подростков с обычным поведением. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования. 2. Дать психологическую характеристику подросткового возраста. 3. Рассмотреть особенности жизненной позиции современной молодежи 4. Подобрать методики изучения жизненной позиции подросткового возраста. 5. Провести исследование сформированностижизненной позиции у подростков 16-18 лет. 6. Обработать полученные результаты, представить интерпретацию. Методологическую основу исследования составили работы К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева о проблемах исследования общества и личности; концепция психологического развития личности Э. Эриксона; работы отечественных психологов Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, А.А. Реана о психологических особенностях развития Я-концепции у подростков; труды В.И. Добрынина, В.Т. Лисовского, Н.И. Усыниной о ценностных ориентациях в условиях общественных трансформаций. Для комплексного решения поставленных задач применялись следующие методы: • анализ и синтез, обобщение, сравнение для решения первых трех задач исследования по определению теоретических подходов, изучающих особенности жизненной позиции в подростковом возрасте; • методика Е.Б. Фанталовой. Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах(УСЦД); • методика О.Ф. Потемкина. Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере; • методика Е. Хаяйнен. «Кто Я?». Теоретическая значимость работы заключается в углублении представления обособенностях жизненной позиции трудных подростков. Практическая значимость исследованиясостоит в том, что полученные опытные данные и их анализ создают возможность оптимизировать социально-психологическую работу по предупреждению и профилактике подростковой девиантности. Кроме того, данный материал представляет интерес и для самих подростков – он может помочь им полнее представить ценностные установки и ожидания своих сверстников, помочь лучше раскрыть собственный внутренний потенциал личности. Структура дипломной работы Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность темы исследования, поставлена цель работы, показана теоретическая и практическая ценность результатов. В первой главе рассматриваются психологические особенности подросткового возраста и особенности жизненной позиции современной молодежи. Во второй главе обосновывается выбор, описываются методики исследования и ход выполнения работы, приводится интерпретация полученных данных. В заключении подводятся итоги исследования, формируются выводы. 1 Теоретический анализ проблемы жизненной позиции трудных подростков 1.1 Сущность понятий «молодежь», «подростки» и «жизненная позиция» О повышенном внимании общества к молодежи указывает тот факт, что её проблемы изучают такие науки как история, философия, психология, социальная психология, политология и др., каждая из которых дает свою формулировку понятия «молодежь». Социологи рассматривают молодежь как специфическую социокультурную группу, психологи – как группу с присущими ей психофизическими особенностями социализации личности, политологи – как инновационный ресурс развития государства и т.д. Существующие на данный момент описания феномена молодежи отличаются большим разнообразием, многоаспектностью, понятийной пестротой (В.И. Добрынина, И.М. Ильинский, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, Н.И. Усынинаи др.), отчего в науке не удается прийти к достаточно целостномуопределению. В настоящее время сущность понятия «молодёжь» трактуется по-разному: - какпоколение людей в возрасте от 16 до 30 лет, проходящеестадию социализации и усваивающее такие основные социальные функции как образовательные,культурные, профессиональные и др.1; - как социально-демографическая группа, выделяемая наоснове совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения2; - как скрытый ресурс и объективная ценность современного общества3; - как наиболее динамичная часть общества, «проходящая стадию формирования организма и психики, и относящаяся к довольно не окрепшей физически и духовно возрастной группе»4. - как понятие конкретно-историческое, зависящее от характера и уровня развития общества5 Систематизируя приведенные выше определения, В.А. Луков выделяет три принципиально различающихся подхода к определению сущности молодежи: социально-психологический, субкультурный и стратификационный6. В рамах данной работы нас интересует первый из них, согласно которому,молодежь– это социальная группа, выделяемая в структуре общества по периоду возрастных гормональных перестроек организмов большинства людей, которые сопровождаются повышением их активности и социальной мобильности, стремлением к повышению социального статуса. При этом особое внимание уделяется психологическому состоянию человека, которое особым образом сказывается на его социальном поведении. Указанные личностные качества у большинства людей проявляются в возрасте от 14 до 30 лет и могут выступать в качестве группообразующих признаков молодежи7. Нижняя возрастная граница молодежи – 14 лет – может определяться усредненным возрастом наступления половой зрелости и носит название подросткового возраста – «стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение»8. Как подчеркивает И. Кон, подростковый возраст и ранняя юность представляет собой группу повышенного риска, так как сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции; появляются противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли9. У подростков субъективный образ «Я» складывается в большей степени от мнения окружающих, при этом очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Более всего, особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками.Любой подросток мечтает о закадычном друге. Причем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения очень своеобразны: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей10. Как отмечает М.Ю. Кондратьев, у подростков существуют и так называемые референтные группы - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, автор рассматривает как механизм психологической защиты. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться11. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы, формирование мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание,определение своего места в жизни, своей жизненной позиции. В психологических исследованиях жизненная позиция определяется как: - способность личности организовывать свою жизнь по своему замыслу, в соответствии со своими склонностями12; - устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках13; - способ самоопределения личности в жизни, обобщенный на основе ее жизненных ценностей и отвечающий основным потребностям личности14; - обязательная характеристика человека, качество, способствующее формированию личности, субъекта общественных отношений, принадлежность сферы мировоззрения и жизненных отношений, проявляющаяся в деятельности15; - способность к целеполаганию16; - система осознанного отношения к разным сторонам действительности17. Иными словами, содержательная основа жизненной позиции, так или иначе, связывается с ценностными ориентациями личности и с ее смысловымиприоритетами. Жизненную активность уместно рассматривать как меру приобщения индивида к преобразовательной практике, что дает возможность классифицировать уровни ее активности последовательно, определитьграницы ее социальной значимости: - активная жизненная позиция с позитивным духовным потенциалом - социальная инициатива, творческая деятельность, ориентированная на разрешение общественных противоречий, расширение возможностей и развитие сущностных сил человека; - жизненная позиция среднего и гармоничного уровня активности - относительно ответственное отношение к обязанностям, репродуктивная деятельность методом проб и ошибок, которая лишь спонтанным образом ведет к воспроизводству существующих возможностей общественного развития; - пассивная жизненная позиция с позитивным духовным потенциалом - низкий уровень активности, способный нести в себе потенциальную инициативу, не подкрепленную знаниями, умениями, навыками; - пассивная жизненная позиция с негативным духовным потенциалом - низкий уровень активности, скептицизм, конформизм на основе социальных разочарований, жизненной несостоятельности; - активная жизненная позиция с негативным духовным потенциалом - антиобщественная жизненная позиция, ориентированная на разрушительную деятельность, воинствующий конфликт с обществом, что объективно ведет к ограничению возможностей позитивного общественного развития. Жизненная позиция личности не просто характеризует ее внутренний мир, а раскрывает меру участия человека в разрешении общественных противоречий и использования этой активности для собственного всестороннего развития. Следовательно, жизненная позиция – это мотивированнаянаправленностьжизнедеятельностииндивида,егопониманиесмыслажизни,социальныхценностейинорм,положенноевосновувыборалинииповедения;проявляетсячерезрациональноосмысленноеи эмоциональноокрашенноеотношениексложившемусяпорядкувещейвсредеближайшегоокруженияиобществе.Многообразиежизненныхпозицийпринятосводитькдвумвидам:пассивная—смирениеисогласиессуществующим,невмешательствовходсобытий;активная—отрицаниесложившейсясоциальнойситуациииучастиевдеятельностипоееизменениюклучшему18. Подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь наиболее очевидно. Переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности небезразличен подростку и порождает у него различные эмоции. Чувства подростка чрезвычайно напряжены и несут в себе «аффект неадекватности», т.е. бурной, неуправляемой реакции ребенка, не соответствующей по выраженности вызванному ее поводу. В основе этой реакции чаще всего лежит несоответствие самооценки, как правило, низкой у подростков и высокому уровню притязаний: чувствительность подростков к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений, сочетается у них с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих; сентиментальность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьбой с авторитетами, общепринятыми правилами19. Противоречивость в настроениях, побуждениях и желаниях подростка приводит к тому, что у них нередко бывает состояние депрессии. С одной стороны, у подростка уверенность в своих силах иногда большая, чем это отвечает объективному положению вещей и он берется за то, что ему не под силу. А с другой стороны, у него часто возникает состояние неуверенности в себе, сознание своей неполноценности, и это бывает связано с тяжелыми переживаниями, которые далеко не всегда проявляются внешне20. Именно на этот возраст приходится пик суицидов, пик экспериментов с нарушающими и меняющими сознание веществами и другой жизненно опасной активности. Причем подростки, в анамнезе которых неоднократно отмечались мысли о самоубийстве, отвергали мысли о его смертельном исходе21. Среди 13–16летних 20% верили в сохранение сознания после смерти, 60% — в существование души и только 20% — в смерть как прекращение физической и духовной жизни22. В подростковом возрасте ребенок склонен «переходить на личности»: указывать взрослому на мелкие промахи, недочеты в работе, частая тема - необъективность или несправедливость. Подобные особенности не случайны и весьма характерны для периода особой чувствительности ребенка к тому, как его воспринимают окружающие. При всей критичности в адрес учителей дети необыкновенно тревожны и озабочены вниманием к ним окружающих. Нарочитость поведения свидетельствует о стремлении привлечь к себе внимание, узнать, что о нем думают, и в целом составить представление о себе посредством взгляда окружающих – какой я: хороший или плохой23. В этот период роста дети очень болезненно относятся к замечаниям о том, что они неловки, сказали что-то не то или не так. Поскольку такие замечания падают на почву его внутренней неуверенности в себе, то это, по мнению Л.И. Божович, может в зависимости от обстоятельств и обстановки вызвать у подростка аффективную вспышку (грубость, дерзость, плаксивость), или обиду, которую он затаит глубоко в себе, или же чувство тоски от того, что он такой неудачливый и неспособный. И все эти обстоятельства могут привести ребенка в состояние депрессии, заставить «замкнуться», сделать его не общительным24. Для подросткового возраста характерны мысли о суициде, как о мести за обиду, ссоры, нотации со стороны учителей и родителей. Преобладают мысли типа: «Вот я умру назло вам и посмотрю, как вы будете страдать и сожалеть о том, что были несправедливы ко мне». Как отмечает Д.И. Фельдштейн, формирование личности у мальчиков и девочек различны в интеллектуальном и эмоциональном плане. У мальчиков ярче выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг интересов, но наряду с этим, они беспомощнее в реальных жизненных ситуациях. У девочек – болееразвита словесно-речевая деятельность, способность к состраданию и переживанию. Они более чувствительны к критике своей внешности, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей25. Согласно В.С. Мухиной, одним из новообразований подросткового возраста является чувство взрослости - новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически не достиг26. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к «маленькому». Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. «Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и «наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется. Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные с взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым. Отсюда и появляются атрибуты «псевдовзрослости»: курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление «я тоже имею свою личную жизнь»)»27. Как подчеркивает А.М. Прихожан, для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Это проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших - родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Реакция эмансипацииможет распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности28. А. Айхорн замечает, что эта реакция у подростков развертывается под действием социально-психологических факторов (чрезмерная опека со стороны старших, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности и всякой свободы, продолжающееся отношение к подростку как к маленькому ребенку). Причем проявление «взрослости» может быть весьма разнообразным: оно может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать «по-своему» и «самостоятельно». Одной из крайних форм проявления являются побеги из дома и бродяжничество, когда они обусловлены желанием «пожить свободной жизнью»29. Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе, пишет А.М. Прихожан, подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Но лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность30. Внутренне происходит следующее. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Возникает желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смущает, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. Подросток стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях он старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи со стороны взрослых31. Как отмечает Л.И. Божович, подросток постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые заданы степенью самостоятельности и ответственности. Подросток оценивает родительскую любовь и заботу, судя по тому интересу, количеству времени, которое они готовы ему уделить, по степени их готовности и желанию быть рядом с ребенком и при необходимости оказать помощь. Психолого-педагогическая практика показывает, что чаще всего первая реакция взрослого в любой ситуации непонимания – сказать громче, сделать указание жестче, наказать за невыполнение требуемого. Это попытка восстановить равновесие привычным способом. Такая реакция становится условием трудновоспитуемости подростка. Если удается выстроить «понимающие» отношения, то проблемы «трудновоспитуемости» надолго или совсем уходят32. Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. К сожалению, по мнению В.С. Мухиной, не давая себе труда вникнуть в то, какие глубинные психологические потребности личности удовлетворяет то или другое хобби, старшие бездумно и яростно возлагают ответственность за все действительные и мнимые опасности и издержки подростковых увлечений на их предмет, будь то рок-музыка или интерес к мотоциклам. Но главное, отмечает автор, – не предмет увлечения, а его психологические функции, значение для подростка33. Таким образом, подростковый возраст – это остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции социального развития. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. Сдругой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную и жизненную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. 1.2Психологическая характеристика подростков с девиантнымповедением(трудныхподростков) Подросток стремится понять себя, свои возможности и индивидуальные особенности, выяснить свое сходство с другими людьми и свое отличие от них. Общение, прежде всего со сверстниками, помогает становлению адекватного представления о себе. По мнению Э. Эриксона, принадлежность к группе сверстников позволяет подросткам испытывать на себе влияние разных идеологических систем - политических, социальных, экономических и религиозных. Проводя большую часть времени со сверстниками, подростки формируют направленность своего поведения, которое в большинстве случаев оказывается девиантным, отклоняющимся34. Оценивая свое тело, подросток констатирует свое физическое превосходство, норму или неполноценность и делает вывод о своей социальной ценности. Понимание своего тела - это преломление в сознании собственных способностей, а также восприятия и оценок окружающих. Может возникнуть пассивное отношение к физической слабости, либо желание компенсировать свои недостатки в другой сфере, либо попытаться их исправить, быстрый рост во время полового созревания приводит к изменению скелета. Запаздывание формирования нервно-мышечного аппарата при этом может нарушить координацию движений, что проявится в неуклюжести. Намеки или упреки окружающих по поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают поведение. Акселерированные рослые мальчики убеждены в своей мужественности и силе. Они могут не бороться за уважение окружающих. Их уверенности в себе способствует и то, что их воспринимают как толковых. В связи с этим они держатся более естественно, послушнее, и требуют к себе меньше внимания. Отстающие в развитии, худые и низкорослые мальчики окружающим представляются маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они испытывают потребность в опеке, проявляют мятежность. Чтобы изменить неблагоприятное впечатление о себе, они вынуждены постоянно проявлять изобретательность, предприимчивость, «храбрость», находиться на виду, и своими «достижениями» доказывать свою полезность и даже незаменимость в группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям общения и эмоциональному напряжению, которые создают условия для девиантного поведения35. Половое созревание также влияет на поведение. При преждевременном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других - нарушения поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений; особенно сексуального. При задержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления36. Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний, эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных, возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11-13 лет у мальчиков ив 13-15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Старших подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом37. Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и обществавоспитавших его, связано с социально-экономическим положением и полом. Половое созревание у современных подростков завершается раньше наступления социальной зрелости. Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления. При этом социальное созревание происходит неравномерно и зависит от завершения образования, материальной независимости или наступления совершеннолетия. Подросток в некоторых сферах жизни может оказаться неприспособленным и тяжело переживать свою несостоятельность. Например, располагая авторитетом в группе спортсменов, подросток может оказаться совершенно незрелым во взаимоотношениях с лицами противоположного пола38. С другой стороны, В.С. Мухина, рассматривая вопросы социализации и индивидуализации личности в обществе, подчеркивает, что предрасположенность к девиациям различной степени закладывается с детского возраста, причем не в последнюю очередь благодаря родителям. «Идентификационные отношения матери с ребенком организуют у него социальные потребности в положительных эмоциях, притязание на признание и чувство доверия к людям»39. При помощи идентификации как механизма уподобления индивид присваивает из социума все достижения человечества. Однако мать учит ребенка и необходимому для развития его личности обособлению. Этот механизм дает возможность личности «сохранять свою индивидуальность, чувство собственного достоинства и тем самым реализовывать свои притязания на признание»40. Именно обособление индивидуализирует присвоенное поведение, ценностные ориентации и мотивы человека. Так как крайним вариантом обособления является отчуждение от себя, других и мира в целом, причина отклоняющегося поведения может лежать в деперсонализации личности, выражающейся в отсутствии личностной позиции, недоверии, уходе от общения с окружающими и даже суицидальных тенденциях. Таким образом, подчеркивает В.С. Мухина, идентификация и обособление – это и есть два равноценно значимых и одновременно диалектически противоречивых элемента пары единого механизма, развивающего личность и делающего ее психологически свободной. Производные от основной пары (конформность – самостоятельность, сопереживание – зависть и др.) получают свое развитие в специфических социальных ситуациях: из ситуативно возникающего поведения в определенных условиях складываются свойства личности и закрепляется определенная модель поведения. В структуре личности превалирующий член пары определяет личностные характеристики. В крайнем выражении каждый член пары асоциален41. В течение жизни подростка происходит расширение диапазона социальных ролей: ученика, участника самодеятельности, члена спортивной команды и т.д. Однако их освоение происходит с трудом, что может привести к большому эмоциональному напряжению и нарушению поведения, выражающееся в следующем: - гиперкинетическое расстройство поведения характеризуется недо....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: