VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретический анализ проблемы акцентуаций характера у подростков из неполных семей

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002068
Тема: Теоретический анализ проблемы акцентуаций характера у подростков из неполных семей
Содержание
                                              СОДЕРЖАНИЕ
     
     
ВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………2
1. Теоретический анализ проблемы акцентуаций характера у подростков из  неполных семей …………………………………… …………………………… 6
1.1 Развитие представлений о характере в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………… ……....  6 
1.2 Типологии акцентуаций характера ………………………………………10
1. 3  Семейное воспитание как фактор, влияющий на динамику акцентуаций характера…………………………………………………………………………17
1.4. Формирование акцентуаций характера и их особенности у подростков из  неполных семей …………………………………………………………………40
2. Эмпирическое исследование особенностей акцентуаций характера у подростков из  неполных семей ………………………………………………. 47
2.1 Описание выборки и процедуры исследования……….…………………..47
2.2 Анализ результатов исследования …………………………………………52
2.3.Рекомендации по работе с подростками из неполных семей с различными акцентуациями характера……………………………………………………….57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....73
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….77
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………88
     
      
     
     
     
     
     
     


                                            ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальной и требующей глубокого исследования является проблема особенностей, в частности выраженности акцентуаций характера у подростков из неполных семей, где воспитание детей чаще всего ложится на плечи одинокой матери. Как показывают психолого-педагогические исследования подростку необходимы образцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Среди мальчиков из неполных семей акцентуации характера проявляются ярче, так как у них процесс воспитания проходит несколько сложнее, чем у девочек. Это связанно с тем, что с раннего детства они окружены женским влиянием, особенно в неполных семьях, где отсутствуют отцы. Оно доминирует и в среде тех, кто их лечит, учит, воспитывает, зачастую даже в спортивных секциях тренер — женщина.     Мальчики, оставшиеся без мужского примера испытывают трудности адаптации в обществе, что может провоцировать нарушение взаимоотношений с окружающими. Эти факторы, а также стиль семейного воспитания провоцируют усиление акцентуированного поведения у подростков, невротические и психосоматические расстройства, даже психогении. Таким образом, возникает проблема изучения акцентуаций характера у подростков в неполных семьях, а также вопрос об их стиле воспитания и возможности коррекции.
     Цель выпускной квалификационной работы: определить особенности акцентуаций характера у подростков в неполных семьях.
     Объект -  акцентуации характера в подростковом возрасте .
     Предмет - особенности акцентуаций характера у подростков в неполных семьях.
     Гипотеза исследования: мы предполагаем, что  неполная семья, при отсутствии одного из родителей в жизни ребенка негативно сказывается на его развитии, в частности ведет к большей выраженности различных акцентуаций характера в подростковом возрасте, по сравнению с подростками из полных семей.
     В соответствии с целью и гипотезой нами были сформулированы следующие задачи выпускной квалификационной работы:
     1. Проанализировать  исследования по проблеме акцентуаций характера у подростков, выявить и изучить различные подходы в этой области.
     2. Рассмотреть формирование акцентуаций характера и их особенности у подростков.
     4. Исследовать акцентуации характера у подростков из полных и неполных семей.
     5. Выявить особенности акцентуаций характера у подростков из неполных семей, выработать рекомендации по работе с данной категорией акцентуированных подростков.
     Теоретико-методологическую основу исследования составили зарубежные и отечественные исследования акцентуаций характера, таких как К. Леонгард, А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис и др.
      Изучение проблемы акцентуаций характера началось с попытки провести границу между нормой и патологией. В конце 19 века проблема разграничения между психопатией и крайними вариантами нормы начал развивать отечественный психиатр В.М. Бехтерев, который упоминал о «переходных степенях между психопатией и нормальным состоянием». Позже эта проблема изучалась П.Б. Ганнушнкиным, О.В. Кербиковым, Ушаковым Г.К. в отечественной науке и Э. Кречмером и Э. Крепеленым в зарубежной.
      Существенный вклад в изучение этой проблемы внес немецкий психиатр Карл Леонгард, введя термин «акцентуированная личность», что является крайним вариантом нормы. «Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние». В отечественной психологии этим вопросом занимался отечественный психиатр Андрей Евгеньевич Личко. На основе работ К.Леонгарда и элементов типологии Ганушкина  А.Е. Личко уточнил термин «акцентуированная личность», изменив его на термин «акцентуация характера», так как личность, по его мнению, слишком комплексное понятие, скорее подходящее для психопатии. Работы А.Е.Личко в значительной мере способствовали изучению проблемы акцентуаций характера. А.Е. Личко развил ряд концепций об акцентуациях характера, чем оказал большое влияние на решение данного вопроса.
     Работы А. Е. Личко и К. Леонгарда в большей степени направлены на выявление и описание типов личности с учетом их акцентуированных черт.
     Определенное влияние на решение проблемы оказали работы О.А. Ахвердовой, И.В. Боева, где рассматривается концепция пограничной аномальной личности, которая является связующим промежуточным континуальным звеном между акцентуированными личностями (крайние варианты психологической нормы) и различной степенью выраженности патологическими психическими конституциями (психопатии).
     Анализ специальной литературы показывает, что в науке превалируют две классификации типов акцентуаций характеров — первая предложена К. Леонгардом, вторая — А.Е. Личко. При этом в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации. В исследовании мы опирались на взгляды К. Леонгарда.
     В работе были использованы следующие методы и методики исследования:
     - методы теоретического исследования – систематизация, теоретический анализ литературы, синтез, составление библиографии, реферирование, цитирование;
     - эмпирические методы: опросник  Шмишека-Леонгарда–определение типа акцентуации характера.
     - опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» автор И. М. Марковская– определение стиля и типа семейного воспитания.
     - методы презентации полученных данных – таблицы, диаграммы;
     - математические методы – анализ средних значений, критерий различий для выявления различий между подростками из полных и не полных семей , в качестве основного интерпретационного метода выступил сравнительный анализ.
     Теоретическая и практическая значимость работы состоит в систематизации и сравнительном анализе различных подходов к проблеме изучения особенностей акцентуаций характера у подростков в неполных семьях. Материалы выпускной квалификационной работы можно использовать для создания рекомендационных программ работы по работе с подростками с различными акцентуациями характера из неполных семей.
     Этапы исследования:
     I этап: подготовительный. Осуществлялся подбор литературы, постановка целей, задач, определение объекта, предмета исследование, формулировка гипотезы. 
     II этап: основной. Проводилась  систематизация полученной при теоретическом анализе проблемы информации, написание теоретической главы выпускной квалификационной работы, организация и проведение эмпирической части исследования (констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента). 
     III этап: заключительный. Анализировались полученные в эмпирической части данные, разрабатывались рекомендации по работе  с акцентуированными подростками из неполных семой, проводилось литературное оформление выпускной работы.
     Эмпирическая база исследования: всего в исследовании приняло участие 30 подростков учащихся в «СОШ№57» г.Ульяновска.
     Структура работы:  выпускная квалификационная  работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка использованных источников, приложений.

     1. Теоретический анализ проблемы акцентуаций характера у подростков из неполных семей
     
     1.1 Развитие представлений о характере в зарубежной и отечественной психологии
     
     Характер (от греч. charakter –«печать», «чеканка») - общественно-историческая категория, представляющая собой индивидуально-своеобразные сочетания постоянных, существенных свойств личности, проявляющихся в ее поведении.
     Широкое распространение получили конституциональные теории, связывающие особенности характера личности с его внешним видом (Э. Кречмер, У. Шелдон). Поставленная ими проблема связи между соматическим строением и психическим складом личности дала толчок новым исследованиям.
     Ближе к концу XIX - началу XX века термин “характерология” начинают использовать в значении индивидуальной психологии (А. Бине, В. Штерн, Ю. Банзен).
     Позже К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интравертированному типу.
     Эрик Фромм вводит определение социального характера, ключевого для понимания общественных процессов. Социальный характер это совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникает в результате общих для них переживаний и общего образа жизни.
     Характер в динамическом смысле аналитической психологии – это специфическая форма человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определенному образу жизни в определенном обществе. Характер определяет мысли, чувства и действия человека.
     В отечественной психологии под характером понимают совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении, и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).
           Характер человека - это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства.
           Проблемами формирования характера занимались С. Л. Рубинштейн, К. Н. Корнилов, Б. М. Теплов, В. Н. Мясищев. А. Г. Ковалев, Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов, З. У. Кeнeсaринa, A. К. Нургaлиeвa, A. Р. Жумaкaнoв, вопросы формирования морально-волевых черт характера учащихся были предметом исследования А. Темирбекова, А. Адильбекова, А. А. Нечаева, Г. К. Мукатаева. Центральной проблемой для отечественной психологии характера являлось единство формы проявлений характера с жизненным содержанием.
            По мнению Б. Г. Ананьева, каждая черта характера представляет собой определенное отношение личности к окружающей действительности, к жизненным условиям ее развития.   
            Черты характера закрепляются в практической деятельности. В формировании характера большую роль играют взаимоотношения интеллектуальных черт, особенности чувств, воспитание [16,119].
Характер развивается на базе темперамента, который является для него природной основой. Кроме того, образование характера связано с развитием материальных и духовных потребностей и интересов. Практически осуществляемое человеком отношение к действительности становится чертой характера, когда оно укореняется в жизни и переходит в привычку.         Большинство особенностей характера не может быть сведено к типичным особенностям психических процессов: общительность, откровенность, недоверчивость, скромность, трудолюбие, хитрость, осторожность и т. п.
По мнению К. К. Платонова, «все черты характера - это свойства личности, которые выражены отчетливее других, тесно взаимосвязаны. Определяют друг друга и свойственный данному человеку стиль действий и отношений к окружающему»[33,67].
          Характер представляет собой своеобразный, целостный склад или систему свойств личности: направленности, воли, интеллектуальных и эмоциональных свойств, формировавшихся в процессе отражения жизни и деятельности. А также активного взаимодействия личности среды. Характер, отражая образ жизни человека, сам сказывается на его образе жизни.              Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале XX века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял американский коллега У. Шелдон, а уже в наши дни - Э. Фромм, К. Леонгард, А. Е. Личко и ряд других, ученых.
         Существуют ряд классификаций характеров, которые строятся в основном на описаниях акцентуаций характера. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А. Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдения за подростками.
     Так же в отечественной психологии психологическую концепцию индивидуальных различий - «характерологию»- разработал А. Ф. Лазурский. Он рассматривал индивидуальные различия в тесной связи с деятельностью нервных центров. Автор делает выводы о том, что индивидуальная психология или характерология исследует отдельного субъекта. Она устанавливает душевные способности, которыми люди отличаются друг от друга, а также взаимные отношения между способностями. Конечная цель науки заключена в построении возможно полной, естественной классификации характеров (Лазурский,1917 г.).
      «Характер, - писал С. Л. Рубинштейн, - обусловливает определенность человека, как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему».
     Понимание характера как совокупности устойчивых форм, способов поведения, реализующих те или иные побуждения и мотивы можно найти в работах Д. Н. Узнадзе, В. С. Мерлина, Л. С. Выготского и других.[37,71]
     Определяя место характера в структуре личности, А. Г. Асмолов рассматривает его как своеобразный инструмент, фиксированную форму выражения смыслового опыта, актуализирующуюся в присущем данной личности индивидуальном стиле действия, посредством которого достигаются те или иные мотивы.
     К характеру, однако, относятся, не все относительно устойчивые свойства, которые выделяются и закрепляются в человеке. В него включаются только те свойства, которые выражают отношение человека к основным сторонам жизни и деятельности. Наличие у человека характера предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, чего-то, от чего зависят мотивы его поступков, цель его действий, задачи, которые он себе ставит.
     Характер имеет определенную степень выраженности :
     Зона абсолютно нормальных характеров,
     Зона выраженных характеров (они получили название акцентуаций)
     Зона сильных отклонений характеров при психопатии
     Первая и вторая зоны относятся к норме (в широком смысле), третья – к патологии характера.
     Соответственно, акцентуации характера рассматриваются как крайние
     варианты нормы. Они, в свою очередь, подразделяются на явные и скрытые акцентуации.
     Различение между патологическими и нормальными характерами, включающими акцентуации, очень важно.
     Если мы говорим патологический характер, то с обязательностью должна существовать противоположность этому – нормальный. Ю. Б. Гиппенрейтер указывает, что в принципе может существовать представление о норме, которая будет выглядеть так: Человек обладает нормальным характером, если он не излишне живой и не излишне заторможенный, не излишне замкнутый и не излишне открытый, не излишне тревожный и не излишне беззаботный…и здесь, продолжая, пришлось бы перечислять все основные черты, отличающие, например, известные типы акцентуаций друг от друга. Иными словами, нормальный характер – это золотая середина целого ряда качеств.[27,174]
     
     1.2 Типологии акцентуации характера
     
     Определение акцентуаций характера.
     Центральным объектом исследования в данной работе являются акцентуации характера, понятие и типологии которых будут рассмотрены в данном параграфе.
     Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, от чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенетических воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
     Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей. Основные из них следующие:
     Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
     Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.
     Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.
     В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая.
     Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера.
     Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем.
     Исходя из лонгитюдинальных исследований акцентуаций, проведенных лабораторией под руководством А. Е.Личко, были опровергнуты представления об акцентуации характера как о чем-то весьма статичном и были выделены две основные группы динамических изменений при акцентуациях характера.
     Первая группа – это преходящие, транзиторные изменения. По сути дела они по форме те же, что и при психопатиях.
     На первом месте среди них стоят острые аффективные реакции. Встречается несколько видов острых аффективных реакций.
     1. Интрапунитивные реакции представляют собой разряд аффекта путем аутоагрессии. Наиболее часто этот вид реакций встречается при двух типах акцентуаций – сенситивной и эпилептоидной.
     2. Экстрапунитивные реакции подразумевают разряд аффекта путем агрессии на окружающее. Наиболее часто этот вид реакции можно видеть при гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуациях.
     3. Инпунитивная реакция проявляется в том, что аффект разряжается путем безрассудного бегства из аффектогенной ситуации, хотя это бегство никак эту ситуацию не исправляет. Этот вид реакции чаще встречается при неустойчивой, а также при шизоидной акцентуациях.
     4. Демонстративные реакции, когда аффект разряжается в спектакль, в разыгрывание бурных сцен, в изображение попыток самоубийства и т. п. Этот вид реакций весьма характерен для истероидной акцентуации, но может встречаться при эпилептоидной и при лабильной.
     Другой вид транзиторных изменений при акцентуациях характера, наиболее выраженный в подростковом возрасте, – это преходящие психопатоподобные нарушения поведения (пубертатные поведенческие кризы).
     Преходящие нарушения поведения могут проявляться в виде делинквентности, токсикоманического поведения, побегов из дома и бродяжничества, сексуальных девиаций.
     Наконец, еще один вид транзиторных изменений при акцентуациях характера - это развитие на их фоне разнообразных психогенных психических расстройств – неврозов, реактивных депрессий и т. п. Но в данном случае дело уже не ограничивается динамикой акцентуаций: происходит переход на качественно иной уровень – развитие болезни.
     Ко второй группе динамических изменений при акцентуациях характера принадлежат его относительно стойкие изменения. Они могут быть нескольких типов
     Переход явной акцентуации в скрытую и латентную. Под влиянием взросления и накопления жизненного опыта, акцентуированные черты характера сглаживаются, компенсируются.
     Черты определенного типа акцентуации, до этого замаскированные, раскрываются во всей полноте и порою внезапно.
     Формирование на почве акцентуаций характера под действием неблагоприятных условий среды психопатических различий, достигающих уровня среды патологии (краевые психопатии, по О. В. Кербикову) .
     Трансформация типов акцентуаций характера является одним из кардинальных явлений в их возрастной динамике. Суть этих трансформаций состоит обычно в присоединении черт близкого, совместимого с прежним, типа и даже в том, что черты последнего становятся доминирующими. Наоборот, в случаях изначально смешанных типов черты одного из них могут настолько выходить на первый план, что полностью заслоняют черты другого. Это касается обоих видов смешанных типов и промежуточных, и амальгамных.
     Промежуточные типы обусловлены эндогенными факторами и, возможно, особенностями развития в раннем детстве. Примерами их могут быть типы: лабильно-циклоидный, конформно-гипертимный, шизоидно-эпилептоидный, истеро-эпилептоидный.
     Амальгамные типы формируются как напластование черт нового типа на эндогенное ядро прежнего. Эти наслоения бывают обусловлены длительно действующими психогенными факторами, например, неправильным воспитанием.
     Трансформация типов возможна только по определенным закономерностям – только в сторону совместных типов.
     Трансформации типов акцентуаций с возрастом могут быть обусловлены как эндогенными закономерностями, так и факторами экзогенными – как биологическими, так и особенно социально-психологическими.
     Мощным трансформирующим фактором являются продолжительные неблагоприятные социально-психологические влияния в подростковом возрасте, т. е. в период становления большинства типов характера. К ним, прежде всего, относятся разные виды неправильного воспитания.
     Различные подходы к типологии акцентуаций характера
     Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял американский коллега У. Шелдон, а в наши дни — К. Г. Юнг, Э. Фромм, К. Леонгард, А. Е. Личко и ряд других ученых.
     Существует ряд классификаций характеров, которые строятся в основном на описаниях акцентуаций соответствующих черт характера Подробно нами будет рассмотрена типология К. Леонгарда и Е. А. Личко.
     Типологическая модель К. Леонгарда (K Leongard)
     Первым заговорил об акцентуациях характера известный немецкий психиатр Карл Леонгард, опубликовавший в 1964 – 1968 годах серию работ по этой проблеме.
     Акцентуация характера, по определению К.Леонгарда, это скрытые, невыраженные, домашние, компенсированные психопатии, которые в любой момент могут резко заостриться.
     Наиболее интересно изложено в концепции К. Леонгарда положение о том, что в акцентуациях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Динамика акцентуации личности может идти как в сторону психопатии, так и в положительную сторону, которая не приводит к явлениям социальной дезадаптации.
     Жесткой границы между нормальными, средними людьми и акцентуированными личностями нет.
     Черты, определяющие индивидуальность человека, могут быть отнесены к различным психическим сферам: сфере направленности интересов и склонностей, сфере чувств и эмоций, асссоциативно-интеллектуальной сфере.
     Отклонения в ту или иную сторону у личностей не акцентуированных находятся в пределах общечеловеческих норм.
     Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты, не обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние…. При большей выраженности черт они накладывают отпечаток на личность и могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.
     Классификация К. Леонгарда основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров: гипертимный, дистимный, циклоидный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, эмотивный, демонстративный, экстравертированный, интровертированный.
     Самому К. Леонгарду, автору концепции “акцентуированных личностей”, принадлежат обстоятельные клинические описания акцентуированных личностей, у которых имели место комбинированные акцентуации.
     Подробно описание типов акцентуации и их анализ будут представлены при обсуждении результатов исследования.
     Немного остановимся на том, что различные типы могут сочетаться или смешиваться, хотя возможны не любые сочетания.
     Далее мы рассмотрим типологическую модель акцентуаций характера отечественного ученого психиатра Александра Евгеньевича Личко.
     Типологическая модель акцентуаций характера у подростков А. Е. Личко.
     Акцентуация характера, по А.Е. Личко,— это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.
     Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. При взрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).
     В отличие от К. Леонгарда, А.Е. Личко считает, что правильнее говорить не об акцентуациях личности, а об акцентуациях характера. Именно типы характера, а не личности в целом с ее способностями, наклонностями и другими структурными компонентами, описанными в монографиях Леонгарда, отличают эти личности от других.
     А.Е. Личко в своей работе дает разграничение психопатии и акцентуаций характера. Одно из важных отличий автор видит в следующем: при психопатиях нарушения адаптации могут быть следствием любого рода травм или даже возникать без видимых причин, при акцентуациях характера адаптация нарушается только при ударах по «месту наименьшего сопротивления».
     Введение понятия места наименьшего сопротивления(или слабого звена) характера, а также описание этих мест применительно к каждому типу – важный вклад в психологическую теорию характера. Он имеет также неоценимое практическое значение, помогает избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений в семье и на работе, при воспитании детей и т. п. Отличие акцентуаций от психопатий выражается еще и в том, что акцентуированный характер не проходит через всю жизнь. Обычно он обостряется в подростковом возрасте, а с повзрослением сглаживается.
     А. Е. Личко выделил следующие типы характеров (его основные акцентуации): гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психоастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный, смешанный типы.
     Как мы видим из рассмотренного выше параграфа оба автора различных типологических моделей сходятся в том, что на формирование акцентуаций характера влияет помимо генетической предрасположенности еще и среда, а в отдельных рассмотренных случаях в трудах А. Е. Личко только средовой фактор, без биологической предрасположенности.
     Ребенок в своем развитии независимо от смены интересов и смены ведущей деятельности большую часть своей жизни находится в семье. И именно семья оказывает решающее влияние на развитие его личности. В. А.Сухомлинский, изучая подростков – правонарушителей, искал первоистоки преступления и пришел к выводу: – …что моральное лицо подростка зависит от того, как воспитывался человек в годы детства, что заложено в его душу до 10 – 12 лет.[47,211]
     Многие черты характера и поведения детей формируются в результате отклонений в семейных отношениях.
     Имеет смысл более подробно рассмотреть результаты исследований, касающиеся видов “неправильного” воспитания и их влияния на акцентуации подростков.
     
     1.3 Семейное воспитание как фактор, влияющий на динамику акцентуаций характера
     
     Проблемы неполных семей и их влияние на индивидуально психологические особенности подростков
     Неполная семья - это один из основных социально - демографических типов современной семьи.
     Неполная семья - это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать – отец – ребенок.
     Выделяют несколько источников формирования неполных семей. Наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. 
     Накопленная исследователями социологическая информация свидетельствует о том, что наиболее распространенными причинами разводов являются алкоголизм, несхожесть характеров, измена или создание другой семьи. Обращает на себя внимание тот факт, что в подавляющем большинстве случаев инициатором развода выступает женщина.
     Что касается ранних браков, то они оказываются менее жизнестойкими, чем обычные. Этот процесс, несомненно, стимулируется социальной и гражданской незрелостью супругов, их безответственным, легкомысленным отношением к семье, а также увеличением числа вынужденных браков, вследствие беременности и рождения ребенка. Формированию неполных семей в значительной мере также способствует наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственных травмы, военные действия и т. д.).
     В связи с изменением моральных норм в области взаимоотношений полов, распространением добрачных связей, неподготовленности молодежи к браку, завышении требований к брачному партнеру увеличивается число детей, рожденных вне брака. 
     В настоящее время спектр неполных семей пополняется, помимо названных выше, семьями фактически раздельно проживающих супругов; за счет практики усыновления ребенка одинокой матерью, а также установлением опеки или попечительства в случае сиротства. 
     Семья, в которой ребенка воспитывает один родитель, стала столь обыденным явлением, что сегодня психологи и социологи стараются избегать обидного термина «неполная семья», заменяя его политкорректным «нетрадиционная» или «нестандартная».
     Сегодня матери, воспитывающие детей без отца, стали своего рода общественной нормой. Возможно, вследствие новизны термин «матери – одиночки» неоднозначно воспринимается в разных странах. Например, Великобритании, так же как и в нашей стране, его применяют к той категории женщин, которые никогда не были замужем, родили ребенка и в одиночку его воспитывают. 
     Вместе с тем наряду с понятием «одинокая мать», которое включает в себя женщин, не выходивших замуж и в одиночку воспитывающих ребенка, есть и такие неполные семья, где дети проживают вообще без обоих родителей – у дедушек, бабушек и других родственников. Как правило последняя ситуация еще более неблагоприятна для детей. Она связана с полным распадом прежней родительской полной семьи (смерть обоих родителей, их развод, а затем смерть матери) либо лишение одинокого родителя родительских прав, либо с тем, что одинокие матери или отцы сами не хотят воспитывать своих детей, и передают их на воспитание своим родителям.
     Проблема неполной семьи в том, что в не ребенок часто встречается лишь с одной ролью родителя – либо только карающий, либо только поощряющей. Поскольку дети в неполной семье не могут наблюдать отношений между мужчиной и женщиной, то они вырастают, не имея целостной модели этих отношений. В будущем для них более проблематично будет строить собственные отношения. 
     Воспитательные возможности в неполной семье ограниченны: затрудняется контроль и надзор за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечет за собой односторонний характер психического развития. Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было подражать в будущем. На примере авторитетного отца образца для подражания – мальчики формируют мужскую самоидентификацию. Девочки общение с отцом помогает формированию образа мужчины.
     В отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца – в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. Если отца в семье нет, образ мужчины получается искаженным – обедненным или напротив, идеализированным, что приводит впоследствии, либо к упрощенности в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье.
     У детей из неполных семей, в отличие от детей из полных семей, несколько более выражены такие качества, как возбудимость, покорность, мягкосердечность, чувствительность, подавленность, тревожность, они менее беспечны. Частенько они демонстрируют большую неудовлетворенность семейной ситуацией. Сами себя они считают менее смелыми, радостными, спокойными.
     На протяжении многих десятилетий неполная семья служила источником социального неблагополучия. Речь идет о преступности среди несовершеннолетних, расстройстве характера или личности в целом, дурной психологической наследственности.
     Ученные отмечают снижение познавательных установок у детей после развода, низкую успеваемость и слабую выраженность стремления к достижениям.
     Медико-биологические исследования показали, что у детей без отцов чаще бывают задержки развития речи. Выявлено, что такие дети более неустойчивы психически и более упрямы.
     В процессе воспитания могут быть использованы различные стили отношений, многие из которых не способствуют благоприятному развитию личности подростка. В процессе воспитания в характере подростков при данных стилях возможно формирование своеобразных черт характера. Для нас наибольший интерес представляют черты характера подростка из неполных семей. Поэтому более подробно рассмотрим особенности характера именно у подростка из таких семей.
     В неблагополучной неполной семье подросток фактически безнадзорен и, следовательно, на него воздействуют отрицательные примеры. Чаще всего в неполных семьях отсутствует единая твердая линия воспитания, это то, что обычно порождает слабохарактерность, избалованность подростка. «Недостаточная требовательность к подростку, применение физических наказаний - все это приводит к возникновению лживости, трусливости. Отсутствие четкого режима дня в неполной семье вызывает у детей беспорядочность, рассеянность, неаккуратность».
     На возникновение некоторых особенностей характера влияет также неумение учитывать возрастные особенности подростка. Таким образом, неудовлетворение подростком потребности быть или хотя бы казаться взрослым, отношение к нему как к ребенку, часто приводит к появлению и закреплению у него упрямства, капризности, негативизма, грубости. Возможны и более серьезные деформации черт характера. Незнание возрас.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%