VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы изучения психологических особенностей личности подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001408
Тема: Теоретические основы изучения психологических особенностей личности подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ	3
     ГЛАВА 1 Теоретические  основы изучения психологических особенностей личности подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации	7
     1.1  Психологическая  характеристика личности подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации	7
     1.2  Психологический анализ понятия копинг-стратегий личности	18
     1.3 Возрастные особенности копинг-стратегий подростков	28
     ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ	38
     ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИПЛОМ ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ  В МКУСО "СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ" МИАССКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА	40
     2.1 Организация экспериментального исследования	40
     2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования	49
     2.3 Выводы и рекомендации по результатам исследования	57
     ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ	62
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ	64
     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	67
     ПРИЛОЖЕНИЯ	73
     
     

ВВЕДЕНИЕ

     
     Актуальность исследования. Фактические и статистические данные последних лет, приводимые в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации», свидетельствуют о кризисном социально-экономическом положении детей в нашем обществе:
     * резко обозначилось противоречие между миром взрослых и миром детства, возросло непонимание и отчуждение взрослых по отношению к миру подростков. Дети стали самостоятельнее, более независимыми от родителей, в то время как во взрослом обществе отсутствуют реальные возможности и механизмы поэтапного включения подростков в серьезные дела общества;
     * основные качественные показатели жизнеобеспечения подростков остаются низкими: расширение масштабов бедности российских семей; ухудшение здоровья подростков, рост числа социально обусловленных и социально значимых заболеваний подростков; ухудшение показателей физического развития; особо трудное положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов;
     * высок уровень социальной патологии в подростковой среде: наблюдается тенденция роста подростковой преступности, безнадзорность и беспризорность подростков; растет число социальных сирот в связи с ростом числа родителей, злостно не выполняющих свои обязанности.
     Интерес к проблеме поведения в трудных жизненных ситуациях пронизывает все человеческое бытие. Поведение в трудных жизненных ситуациях стало предметом изучения психологической науки сравнительно недавно. Во второй половине XX в. в зарубежной психологии возникло направление, занимающееся проблемой «копинга» (англ. термин — «coping» -справляться, преодолевать, совладать; нем. - «Bewaltigung» - переработка нагрузок) личности с трудными жизненными ситуациями, т.е. выяснением того, каким образом человек ведет себя в трудных жизненных ситуациях различного рода и свойства.
     Как предмет психологического исследования проблема поведение в трудных жизненных ситуациях оформилась сравнительно недавно. В зарубежной психологии в конце XX века возникает направление, занимающееся проблемой «копинга» (англ. термин - «coping» - справляться, преодолевать, совладать; нем. - «Bewaltigung» - переработка нагрузок) личности с трудными жизненными ситуациями, т.е. выяснением того, как, каким образом человек ведет себя в трудных жизненных ситуациях различного рода и свойства.
     Несколько позже (начало 90-х годов XX века) совладающее поведение становится предметом исследования и отечественной психологии.
     В отечественной науке проблема трудных жизненных ситуаций, представлена в работах Дементий Л.И., Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В. и др.). В качестве ресурсов отечественными исследователями рассматриваются когнитивные способности (Бодров В.А.), личностные черты, социальные группы, к которым принадлежит личность, и отношения в них (Гущина Т.В., Куфтяк Е.В., Петрова Е.А. и др.).
     Наиболее известным отечественным исследователем проблемы трудных жизненных ситуаций признан в настоящее время Ф. Е. Василюк. Критическая ситуация, по его мнению, в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). Ф. Е. Василюк в своей работе исходит из общего представления, согласно которому тип критической ситуации определяется характером состояния «невозможности», в котором оказалась жизнедеятельность субъекта. «Невозможность» же эта определяется, в свою очередь, тем, какая жизненная необходимость, оказывается парализованной в результате неспособности имеющихся у субъекта типов активности справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности.
     Даная работа посвящена проблеме изучения копинг-стратегий поведения подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации . 
     Объект исследования – совладающее поведение в подростковом возрасте.
     Предмет исследования – копинг-стратегии подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
     Цель исследования – выявить особенности копинг-стратегий подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
     Гипотеза исследования заключается в том, что у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,  с личностными особенностями   преобладают активные копинг-стратегии.
     Поставленная цель и гипотеза исследования определяют собой необходимость решения следующих задач.
     1. Осуществить теоретический анализ состояния проблемы копинг-стратегий поведения подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации  в научной психологической литературе;
     2. Выявить доминирующие копинг-стратегии у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
     3. Исследовать взаимосвязь личностных особенностей   с копинг-стратегиями подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
     База исследования и характеристики выборки. Исследование проводилось в МКУСО «Социальный приют для детей и подростков»  Миасского городского округа. В исследование приняли участие учащиеся седьмых классов. Общее число испытуемых – 50 человек в возрасте тринадцати и четырнадцати лет.
     Методы исследования. В исследовании применялись:
     во-первых, теоретические методы (анализ, обобщение, сравнение, сопоставление);
     во-вторых, эмпирические методы (метод тестирования), а именно:
     * тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» по С.А. Будасси;
     * проективный тест «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан»;
     * методика Д. Амирхана «Индикатор копинг-стратегий»;
     в-третьих, методы математической обработки данных (описательная статистика, t-критерий Стьюдента, r-критерий корреляции Пирсона).
     Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученного в исследовании материала для создания программы повышения адаптивного потенциала личности подростков, имеющей своими задачами развитие их копинг-ресурсов и коррекцию неадекватной самооценки; а также в консультативной и психопрофилактической работе с подростками и их родителями.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
1.1  Психологическая  характеристика личности подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

     Подростковый период ? период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10?11 до 14?15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии направляется школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость [11 c. 120].
     Основные психологические потребности подростка ? стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, эмансипации от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.
     Чувство взрослости ? это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием гормональная буря. Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка [14 с.10].
     Подростковый возраст как переходный в полной мере разворачивается только в индустриальном обществе, где возникает большая контрастность детства и взрослости, выраженный разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к поколениям взрослых и детей. В современном обществе социальная взрослость не совпадает с моментом полового созревания. 
     Ж.Ж. Руссо первым подростковый возраст выделил как время второго, самостоятельного рождения в жизнь и роста самосознания человека. Основные идеи, которые и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста, были изложены в труде С. Холла «Взросление». Холл сформулировал представление о переходности, промежуточности подростничества, периода бури и натиска. Он разработал содержательно-негативные характеристики данного этапа развития (трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость) и обозначил позитивное приобретение возраста ? чувство индивидуальности.
     К. Левин говорил о своеобразной маргиналъности подростка, выражающейся в его положении между двумя культурами ? миром детей и миром взрослых. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает состояние когнитивного дисбаланса, неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены жизненных пространств.
     3. Фрейдом и А. Фрейд проанализировал развитие личности подростка было в психоаналитическом ключе. В подростковый период половое созревание, прилив сексуальной энергии расшатывает сложившееся ранее равновесие между структурами личности, и детские конфликты возрождаются с новой силой.
     Э. Эриксон рассматривал подростничество и юность как центральный период для решения задачи личностного самоопределения, достижения идентичности.
     В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростничестве заложены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др. Часто весь подростковый период трактуют как кризисный, как период нормальной патологии, подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка и для общающихся с ним взрослых. Д.Б. Эльконин, напротив, само подростничество рассматривает как стабильный возраст и выделяет кризисы (предподростковый и на переходе к юношескому возрасту). Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению. Даже в целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития. Наблюдается как интериндивидуальная неравномерность (несовпадение времени развития разных сторон психики у подростков одного хронологического возраста), так и интраиндивидуальная (например, интеллектуальная сторона развития может достигать высокого уровня, а уровень произвольности сравнительно низок) [15 с.178].
     Отечественные психологи акцентируют внимание также на том негативном обстоятельстве, что в современном обществе нет подходящих для решения задач подросткового возраста «пространств», поэтому кризисные явления имеют тенденцию затягиваться.
     Ведущая деятельность в подростковом возрасте оставаться учебная, она сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода ? настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. 
     Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода ? найти свое место в обществе, быть значимым ? реализуется в сообществе сверстников .У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психологически, и даже буквально. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе; мотив занять определенное место в коллективе сверстников; стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности. В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно-личное общение со сверстниками ? это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики. Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками. В младшем школьном возрасте решение проблемы успеваемости часто вторично приводит и к гармонизации сферы общения со сверстниками, к повышению самооценки и т.д. В подростковом возрасте, скорее,  наоборот ? снятие напряженности в общении, ослабление личностных проблем может повлечь улучшение успеваемости [7 с. 89].
     Д.И. Фельдштейн выявил точку зрения по поводу характера ведущей деятельности подросткового периода. Он считает, что главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность. Просоциальная деятельность может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная или спортивная, но главное ? это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности. Содержание деятельности ? дело, полезное для людей, для общества; структура задается целями взаимоотношений подростков [9 с. 78]. 
     Мотив общественно полезной деятельности подростка ? быть лично ответственным, самостоятельным. Общественно полезная деятельность имеется и в младшей школе, но она недостаточно развернута. Отношение к общественно полезной деятельности на разных этапах подросткового возраста изменяется. Между 9 и 10 годами у ребенка появляется стремление к самоутверждению и признанию себя в мире взрослых. Главное для 10?11 ? летних ? получить у других людей оценку своих возможностей. Отсюда их направленность на занятия, похожие на те, которые выполняют взрослые люди, поиск видов деятельности, имеющих реальную пользу и получающих общественную оценку. Накопление опыта в разных видах общественно полезной деятельности активизирует потребность 12 ?13-летних в признании их прав, во включении в общество на условиях выполнения определенной, значимой роли. В 14?15 лет подросток стремится проявить свои возможности, занять определенную социальную позицию, что отвечает его потребности в самоопределении. Социально значимую деятельность как ведущий тип деятельности в подростковый период необходимо целенаправленно формировать. Специальная организация, специальное построение общественно полезной деятельности предполагает выход на новый уровень мотивации, реализацию установки подростка на систему «я и общество», развертывание многообразных форм общения[8 с. 25].
     Таким образом, основные психологические потребности подростка ? стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, эмансипации от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. 
     Причины оказания в трудной жизненной ситуации определяются неоднозначно. Психологи сосредотачивают свое внимание на личностных, психологических отклонениях и дезорганизациях (неврозы, психозы); социологи – на отклонениях социальных групп от норм культуры. Так, Э.Дюркгейм связывал девиантное поведение со слабостью и противоречивостью социальных норм и ценностей, а Р.Мертон – с разрывом между социокультурными целями и социально одобряемыми институализированными средствами их достижения. 
     Многие западные исследователи (Густав Ле Бон, Э.Фромм, Фестингер, Зиллер, Зимбардо, Дайнер) связывают происходящий сегодня рост девиантного поведения среди подростков с усилением процесса деиндивидуализации, характерного для современного общества потребления и массовой культуры, где многие люди утрачивают свою индивидуальность и сливаются с толпой. 
     Присоединение подростка к группе часто влечет за собой снижение запретов в отношении вовлечения в противонормативные действия. Дело в том, что присоединившись к группе, он отодвигается на второй план и морально «укрывается» в ней, поскольку внимание общества сосредотачивается прежде всего на самой группе, а уж потом – на ее конкретных членах. При этом социальный контроль за личностью конкретного подростка уменьшается, и в ситуации ожидания наказания за какой-либо проступок у него возникает возможность скрыться или рассеять ответственность путем ухода на второй план в группе. Зная, что можно уйти от наказания, подросток в группе становится равнодушным к возможным санкциям со стороны общества, и потому его поведение постепенно перестает подчиняться внешним правилам и нормам. Таким образом, в группе (толпе) у подростка высвобождается поведение, в обычных условиях сдерживаемое запретами. 
     Подростки, утрачивающие индивидуальность и присоединяющиеся к группе, плохо сознают себя в качестве отдельных существ. Результат – неспособность осуществлять текущий контроль или анализ своего поведения и неспособность извлекать соответствующие нормы поведения из хранилища долговременной памяти. Таким подросткам также недостает предвидения, и их поведение страдает дефицитом продуманности или планирования. 
     Чаще всего причиной конкретного девиантного поведения выступает не одна, а несколько причин. Что касается современной России, то специалисты считают, что большинство отклонений в поведении несовершеннолетних, такие, как безнадзорность, правонарушения, употребление ПАВ, агрессия, имеют в своей основе общий источник – социальную дезадаптацию. 
     Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.
      В отечественной литературе выделяются следующие причины подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, лежащие в основе их девиантного поведения:
     - дисфункциональность семьи;
     - личностные особенности (возрастные, характерологические, психические);
     - школьная дезадаптация;
     - воздействие асоциальной неформальной среды;
     - причины социально-экономического и демографического характера.
     Чаще всего причиной выступает не одна из возможных причин, а их комплексная совокупность. Например, подросток плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к нежелательным изменениям в сознании, а затем и в поведении такого подростка.
     Однако большинство отечественных специалистов убежденно, что истинные причины оказания в трудной жизненной ситуации российских подростков следует искать в современной семье, в резком снижении ее воспитательного потенциала. Так, по результатам экспертных опросов, более половины российских специалистов (65,3%), работающих с детьми, склонны объяснять рост девиантного поведения среди современных подростков отсутствием заботы со стороны родителей, и только 12,2% - бедностью семьи.
     Социальная дезадаптация приводит к изоляции, лишению или утрате подростком основной потребности – потребности в полноценном развитии и самореализации. Социальной дезадаптированный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушены. Детство – это период интенсивного физического, психического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. В результате – уход из семьи или из школы, где невозможны реализация внутренних ресурсов, удовлетворение потребностей развития. Другой способ ухода – эксперименты с наркотиками и другими психоактивными веществами, и совершения преступлений.
     Основными причинами социальной дезадаптации являются факторы социального, экономического, психологического и психосоматического характера. Чтобы бороться с ростом социальной дезадаптации и девиантного поведения среди детей и подростков, требуется найти подходы и решения, способные снизить влияние этих факторов.
     К психофизиологическим предпосылкам трудновоспитуемости можно отнести следующие,   изменения,   происходящие   в   психике   и   взаимоотношениях подростка:
           1. ускоренное и неравномерное развитие подростка  в  период  полового созревания;
           2. изменения в характере  взаимоотношений  с  взрослыми,  родителями, учителями;
            3. изменения в характере  взаимоотношений  со  сверстниками,  как  с представителями своего, так и противоположного пола.
            Важно учесть, что  кризисность  подросткового  возраста  может  быть преодолена при условии, если учебно-воспитательный процесс,  воспитательные условия   взрослых   будут   строиться   с   учетом    психофизиологических закономерностей, тех сложных изменений, которые переживает подросток.
     Помимо  психофизиологических  предпосылок,   которые   характеризуют нормальное  развитие  в  этом   возрасте,   существуют   психобиологические предпосылки оказания в трудной жизненной ситуации, которые затрудняют социальную адаптацию подростка. К ним относятся:
           1. нервно-психические заболевания и отклонения;
           2.  социальная   адаптация   умственно-отсталых   детей;   
           3.  пограничные  явления,  проявляющиеся  у  детей  с   отклоняющимся  поведением. 
     Поэтому    эффективная    профилактика    причин оказания в трудной жизненной ситуации    должна предполагать комплекс мероприятий,  как  социально-педагогического,  так  и медико-социального характера, направленных на оздоровление среды, лечение и коррекцию поведения несовершеннолетних правонарушителей.
     Профилактика оказания в трудной жизненной ситуации среди детей и подростков должна обеспечиваться взаимодействием разных факторов: семьи, школы, досуговой среды, неформальных групп, коллективов, других социальных институтов и общества в целом. 
     Все существующие в мире меры по уменьшению масштабов девиантного поведения среди детей и подростков, можно объединить в две общие группы:
     - общие профилактические стратегии, которые устанавливают общие механизмы возможного предотвращения оказания в трудной жизненной ситуации;
     - дифференцированные стратегии, которые направлены на конкретные группы детей и подростков и конкретные виды девиантного поведения. 
     Российская система государственных мер по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних также основывается на такой модели. В ней выделяются меры общей и специальной профилактики.
     Общая профилактика оказания в трудной жизненной ситуации предполагает создание благоприятных социально-экономических, социокультурных, социально-педагогических условий, содействующих: 
     а) выполнению семьями их репродуктивных функций, воспитанию здоровых в физическом социальном отношении детей;
      б) полноценной реализации воспитательных функций общеобразовательных учреждений всех видов, обеспечению развития способностей и позитивных интересов детей, их занятости во внеучебное время полезной деятельностью.
     Таким образом, Основные психологические потребности подростка ? стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, эмансипации от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.
     Причины оказания в трудной жизненной ситуации определяются неоднозначно. Психологи сосредотачивают свое внимание на личностных, психологических отклонениях и дезорганизациях (неврозы, психозы); социологи – на отклонениях социальных групп от норм культуры. Так, Э.Дюркгейм связывал девиантное поведение со слабостью и противоречивостью социальных норм и ценностей, а Р.Мертон – с разрывом между социокультурными целями и социально одобряемыми институализированными средствами их достижения. 
     Специальная профилактика оказания в трудной жизненной ситуации включает координационно-реабилитационные меры в отношении детей группы риска, несовершеннолетних правонарушителей и меры социально-правовой, психолого-медико-педагогической поддержки и помощи непосредственно семьям группы риска. 
     Реализация российской государственной политики профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предполагает дифференцированный подход к различным группам детей, который включает:
     - осуществление комплекса мер, обеспечивающих гуманизацию социума ребенка, гармоничное развитие его личности, профилактику школьной и социальной дезадаптации. В этом процессе задействованы все службы и учреждения: образовательные, социозащитные, социокультурные, правовые, информационные;
     - развитие форм работы, расширяющих применение действенных мер общественного и государственного воздействия с целью коррекции поведения и социальной адаптации детей, находящихся в зоне социального риска (имеющих высокую степень школьной и социальной дезадаптации, не работающих и не учащихся, с отклонениями в психическом и интеллектуальном развитии);
     - принятие чрезвычайных мер, обеспечивающих социальную помощь и реабилитацию, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в кризисной ситуации.

1.2  Психологический анализ понятия копинг-стратегий личности
     
     Копинг, копинговые стратегии (англ. coping, coping strategy) ? это то, что делает человек, чтобы справиться (англ. to cope with) со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Близкое понятие, широко используемое и глубоко разработанное в русской психологической школе, ? переживание. 
     Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году; Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития [11, С.70]. Четыре года спустя, в 1966 году Р. Лазарус в своей книге «Psychological Stress and Coping Process» («Психологический стресс и процесс совладания с ним») обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями.
     Более точно копинг-поведение определяется так: копинг ? это «непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека» [51]. Авторы [9; 20; 25; 29 и др.] подчеркивают, что копинг ? это процесс, который все время изменяется, поскольку личность и среда образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние.
     Психологи, занимающиеся проблематикой копинг-поведения, придерживаются разных точек зрения на эффективность стратегий совладания. С одной стороны многие теории учитывают, что копинг-стратегии по своей сути могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными, дисфункциональными, а с другой стороны существуют авторы, с точки зрения которых неотъемлемой характеристикой копинг-поведения является его полезность; они определяют совладание как «адаптивные действия, целенаправленные и потенциально осознанные» [11].
     Альтернативная точка зрения состоит в том, что копинг не всегда является продуктивным; его эффективность зависит от двух факторов: ответной реакции и контекста, в котором эта стратегия реализуется [38].
     Исследователи копинг-стратегий в попытках систематизировать и создать стройную классификацию выделяют несколько уровней обобщенности того, что предпринимает индивид, чтобы справиться со стрессом: это копинговые действия, копинг-стратегии и копинговые стили. Копинговые действия (то, что индивид чувствует, думает или делает) часто группируются в копинг-стратегии, стратегии, в свою очередь, группируются в копинговые стили (например, группу стратегий, которая представляет собой концептуально похожие действия). Например, таким стилем может быть «Обращение к другим». Иногда термины копинговые действия и копинг-стратегия используются как взаимозаменяемые, в то время как копинговые стили в общем относятся к действиям или стратегиям, которые последовательно используются индивидом, чтобы справиться со стрессом. Другие похожие термины ? это копинговые тактики и копинговые ресурсы.
     Реакции совладания нацелены на то, чтобы повлиять либо на окружающий мир, либо на самого себя, либо на то и другое. Этому соответствует в определенной степени два вида совладающего поведения: копинг, ориентированный на проблему, и копинг, сфокусированный на эмоциях.
     Разными авторами предложены различные типы копинг-стратегий:
     1) Копинг, ориентированный на ситуацию (активное влияние, бегство или уход, пассивность);
     2) Копинг, ориентированный на репрезентацию (поиск информации, вытеснение информации);
     3) Копинг, ориентированный на оценку (переоценка или придание смысла; изменение цели).
     В теории копинг-поведения выделяются следующие базисные копинг-стратегии: копинг-стратегия разрешения проблем, копинг-стратегия поиска социальной поддержки и копинг-стратегия избегания.
     Одной из важнейших копинг-стратегий является копинг-стратегия разрешения проблем – комплекс навыков для эффективного управления ежедневными проблемными ситуациями. Разрешение социальных проблем рассматривается как когнитивно-поведенческий процесс, путем которого личность обнаруживает эффективные стратегии преодоления проблемных ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, как основная копинг-стратегия, целью которой является открытие широкого круга альтернативных решений, способствующих общей социальной компетентности.
     Копинг-стратегия поиска социальной поддержки является одним из самых мощных копинг-ресурсов. Социальная поддержка, смягчая влияние стрессоров на организм, тем самым сохраняет здоровье и благополучие человека. Социальная поддержка может оказать не только позитивный, но и негативный эффект, последний связан с чрезмерным и неуместным оказанием поддержки, что может привести к потере чувства контроля и к беспомощности. При этом очень важно знание субъективной оценки адекватности получаемой социальной поддержки для определения психологического состояния индивида.
     Следующей копинг-стратегией является копинг-стратегия избегания. Она становится одной из ведущих поведенческих стратегий при формировании аддиктивного поведения [52].
     При этом формируется тенденция к немедленному снятию, избеганию возникающего в стрессовой ситуации эмоционального напряжения путем редукции. С другой стороны, копинг-стратегия избегания – это механизм поведения, основанный на недостаточно развитой системе личностно-средовых копинг-ресурсов и активных копинг-стратегий. Это стратегия, направленная на совладание со стрессом, способствующая его редукции, но обеспечивающая функционирование и развитие индивида на более низком функциональном уровне.
     Основным отличием защитных автоматизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых и сознательное, целенаправленное использование последних. Другие авторы считают, что отношение между копинг-поведением и защитными автоматизмами более сложное. Стратегии совладания рассматривают не только как осознанные варианты бессознательных защит, но и как родовое, более широкое понятие по отношению к ним, включающее в себя как бессознательные, так и осознанные защитные техники. В рамках этого второго подхода автоматизмы психологической защиты выступают только как один из возможных способов реализации копинг-поведения. Так, проекцию и замещение можно трактовать как часть стратегии совладания по типу конфронтации, изоляцию и отрицание как часть стратегии по типу отдаления.
     Таким образом, в основе каждой из поведенческих, эмоциональных и интеллектуальных копинг-стратегий может лежать не один, а несколько различных защитных интрапсихических механизмов. Например, когда человек сознательно игнорирует неприятную ситуацию или даже подшучивает над ней, это частично может основываться на отрицании, частично на рационализации. В случае сознательного ухода в работу неосознанно включаются защитные механизмы замещения и/или сублимации. Следовательно, целесообразно рассматривать понятие «копинг» как более широкое по своему содержанию, чем понятие «защитный механизм».
     Копинг-стратегии, или что то же, сознательно сформулированные способы совладания, успешно осуществляются при соблюдении трех условий: достаточно полном осознавании возникших трудностей; знании способов эффективного совладания именно с ситуацией данного типа; умением своевременно применить их на практике [53].
     Фрейд указывал, что существуют два основных способа справляться с тревогой. Первым, более здоровым способом, он считал взаимодействие с порождающим тревогу явлением: это может быть и преодоление препятствия, и осознание мотивов своего поведения, и многое другое. Вторым же, менее надежным и более пассивным способом является способ справиться с тревогой за счет бессознательной деформации реальности (она может быть внешней и внутренней), т. е. способ формирования какого-либо защитного механизма. В современной психологии эта идея обрела новое звучание в виде разделения понятий защитные стратегии и стратегии совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями. Стратегии совладания могут быть различн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%