VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретический анализ проблемы подготовки юных пловцов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001509
Тема: Теоретический анализ проблемы подготовки юных пловцов
Содержание
     ВВЕДЕНИЕ
     Занятия плаванием занимают особое место в физическом воспитании, физическом развитии, укреплении здоровья дошкольников и младших школьников. Благоприятные условия для развития физических качеств и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде ставят плавание на одно из первых мест в занятиях физической культурой и спортом.
     В настоящее время плавательная подготовленность населения России еще очень низка, как среди взрослых, так и среди детей. По данным Госкомстата России, до 15% несчастных случаев на воде происходят с детьми в возрасте до 14 лет. Среди всех несчастных случаев с летальным исходом наибольший процент составляет гибель на воде — до 30%. Причем первый пик несчастных случаев на воде приходится на возраст 5-9 лет.
     Несмотря на предусмотренное государством обязательное обучение плаванию школьников, далеко не все учащиеся овладевают навыком плавания после прохождения курса обучения по школьной программе, и далеко не все приобретают этот навык в последующие годы. В пользу сказанного говорят результаты проверки плавательной подготовленности дошкольников и школьников, проводившейся Центром организационно-методического обеспечения физического воспитания Московского департамента образования. Проверка выявила, что среди старшеклассников, не умеющих плавать, — до 20%, среди 10-12-летних школьников — 40-45%, а в младшем возрасте таких детей — до 90%.
     Одной из причин такой ситуации, наряду с недостаточным количеством бассейнов, является невысокое качество обучения. Таким образом, выбор наиболее эффективной методики обучения плаванию вызывает общий интерес к проблеме со стороны педагогов и тренеров, особенно молодых специалистов, и существует потребность в её разработке.
     Успешность юных пловцов в значительной мере зависит от: разумной стратегией многолетней спортивной подготовки, определения наиболее эффективных средств и методов тренировки, рационального построения тренировочных нагрузок различной направленности и др.
     Современный уровень спортивного плавания исключительно высок, в этой связи подготовка юных пловцов связана с совершенствованием учебно-тренировочного процесса.
     Вопросы построения тренировочных нагрузок, рационального соотношения упражнений различной интенсивности в макро-, мезо-, микроциклах и отдельных занятиях постоянно находятся  в поле зрения исследователей  и до настоящего времени не получили достаточного научного обоснования при организации тренировочного процесса квалифицированных пловцов. В этом и заключает актуальность нашего исследования.
     Проблема исследования заключается в определении влияния тренировочных нагрузок на организм детей-пловцов младшего школьного возраста, как стрессового фактора.
     Объект исследования – индивидуальные психологические особенности детей пловцов младшего школьного возраста.
     Предмет исследования – особенности реагирования на нагрузку, как стрессовый фактор у детей пловцов младшего школьного возраста.
     Цель исследования – изучение проблемы тренировочной нагрузки у детей-пловцов младшего школьного возраста, как стрессового фактора.
     Для решения поставленной цели, предлагается решение следующих задач: 
     1) Провести теоретический анализ проблемы подготовки юных пловцов.
     2) Исследовать индивидуальные психические особенности юных пловцов с разным уровнем переносимости нагрузки.
     3) Выявить психические барьеры в тренировочном процессе у юных пловцов.
     4) Разработать коррекционно-развивающие занятия, направленные на преодоление негативных психологических состояний пловцов. 
     Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1) изучение и анализ научно-методической литературы;
2) анализ и обобщение передового практического опыта;
3) педагогические наблюдения;
4) педагогическое тестирование;
5) педагогический эксперимент;
6) методы математической статистики.
     В исследовании приняли участие 22 человека, состоящие в тренировочных группах спортивной школы, как женского, так и мужского пола. Из них 11 человек – успешные ученики (контрольная группа) и 11 человек – неуспешные учащиеся (экспериментальная группа).
     В рамках данной работы сформирована гипотеза: при увеличении тренировочной нагрузки у юных пловцов и при восприятии ее в качестве  стрессового фактора возникают индивидуальные барьеры,  зависящие от особенностей личности и их индивидуального опыта, и могут подвергаться коррекции методами индивидуального и группового психологического тренинга.
     Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. 
     Общий объем – 108 страниц. Список литературы включает 40 источника. Текст работы проиллюстрирован 10 таблицами, 18 рисунками.
     Теоретическая значимость исследования: данные, полученные в работе, расширяют представления у педагогов, психологов и тренеров о тренировочной нагрузке детей-пловцов младшего школьного возраста, как стрессового фактора. Результаты исследования, направленные на изучение влияния тренировочной нагрузки на детей-пловцов могут быть значимы для психологической и педагогической науки. 
     Практическая значимость исследования: В работе были проведены исследования тренировочной нагрузки у детей-пловцов младшего школьного возраста, как стрессового фактора. Эти знания и рекомендации могут быть использованы практическими психологами и педагогами, а также тренерами спортивных школ.
     Научная новизна исследования состоит в обогащении научных представлений о влиянии тренировочной нагрузки на детей-пловцов младшего школьного возраста, как стрессового фактора.
     
     
     

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ
1.1 Влияние плавания на организм занимающегося
Плавание считается одним из наиболее распространенных видов спорта, включающим в себя несколько спортивных специализаций.
     Во время плавания человек находится в воде. Положение его тела является горизонтальным. Данный факт оказывает влияние на организм, и оно отлично от воздействия других видов спорта [10, с.45].
Условия водной среды отличаются от условий воздушной,
 поэтому спортивная деятельность в такой среде будет иметь некоторые
физиологические особенности:
1) высокая теплоемкость воды;
2) движения, осуществляемые в воде;
3) работа рук;
4) горизонтальное положение тела [1, с.84].
     Передвижение по воздуху и в воде отличаются друг от друга. Чтобы обучить плаванию, необходимо затормозить действие некоторых двигательных рефлексов.
     Раздражители, оказывающие влияние на человека в водной среде, воспринимаются им иначе. Им присущ целый комплекс особенностей поведения в воде, в частности ощущение изменения давления, сопротивления и температуры воды. Это дает пловцам возможность контролировать и изменять свои движения в воде [15, с.92].
     Следует также сказать о вестибулярном аппарате пловцов. Его особенность заключается в том, что на него воздействует температура воды, которая гораздо ниже температуры тела. От этого вестибулярный аппарат раздражается. Особенно это происходит при вдохе и выдохе во время поворотов головы. Холодная вода и движения, совершаемые в ней, могут вызвать расстройства вестибулярного аппарата:
1) потеря равновесия;
2) вегетативные реакции;
3) попадание воды в наружный слуховой проход;
4) головокружение.
     Эти расстройства могут привести к несчастному случаю во время плавания. Поэтому важно повышать устойчивость вестибулярного аппарата. Это делается за счет постоянных тренировок [8, с.85].
     В открытых водоемах температура воды значительно ниже температуры тела. Это может привести к теплопотерям, за счет того, что вода имеет большую теплопроводность и теплоемкость.
     В бассейнах отрегулирована оптимальная температура воды:
     - от 25 до 28 градусов – для взрослых;
     - от 29 до 31 градуса – для детей.
     Это позволяет не нарушать тепловой баланс пловца. При этом у пловцов лучше работает терморегуляционный организм. Это объясняется все той же хорошей тепловодимостью воды. Таким образом, продукты обмена у пловцов выводятся через почки [20, с.59].
     Учет терморегуляции имеет большое значение при занятиях с детьми.
     Попадая в воду, человек включает антигравитационные рефлексы. Это возможно за счет того, что вес человека в воде гораздо ниже, чем на суше. Поэтому пловцу гораздо легче справиться с теми движениями, которые тяжело выполнить на суше. Это связано с тем, что мышцы пловца в водной среде проще расслабить [18, с.37].
     Оздоровительный эффект плавания очевиден:
1)Он укрепляет сердечно-сосудистую систему.
     2) Способствует гармоничному развитию организма.
     3) Оказывает закаливающий эффект.
     4) Укрепляет дыхательную систему.
     5) Способствует укреплению мышечной системы [4, с.62].
     Итак, какое же влияние оказывает водная среда на организм человека?
     Данное воздействие благоприятное и включает в себя следующие аспекты:
     1)Оказывает закаливающий эффект благодаря термическому свойству воды.
     2) Наблюдается уменьшение веса тела.
     3) Наблюдается стимулирование выдоха и небольшое затруднение вдоха, что способствует развитию дыхательной мускулатуры.
     4) При имеющемся невесомом состоянии и горизонтальном положении тела происходит нормальное кровообращение.
     5) Оказание массирующего действия воды на тело пловца.
     Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что плавание является доступным средством для физического воспитания детей [12, с.59].
     Водные условия, близкие к невесомости, позволяют формировать правильную осанку ребенка, развивать ощущение воды, закалять детей и стимулировать процессы обмена веществ. Помимо хорошей осанки формируются четко очерченные своды стопы.
     Учет свойств воды применяется в педагогической практике физического воспитания. Именно химические, физические и биологические свойства оказывают положительное влияние на человека. Данный факт учитывается и в спортивной деятельности [6, с.41].
     Довольно часто применяется лечебное плавание. Оно направлено на исправление деградации позвоночника и осанки. Например, при сколиозе плавание оказывает положительный эффект в отношении следующих параметров:
1) исправления деформации грудной клетки;
2) исправления осанки;
3) увеличения силы;
4) коррекции деформации позвоночника;
5) коррекции плоскостопия;
6) тренировки правильного дыхания;
7) закаливания организма;
8) повышения тонуса мышц (Г.Г.Петренко, 1993). 
     При нарушении осанки применяют следующие эффективные методы:
     1)ассиметрическое плавание;
     2) плавание брассом;
     3) плавание баттерфляем.
     Все они направлены на развитие той группы мышц, которая отстает в своем развитии [14, с.88].
     Таким образом, плавание оказывает положительный эффект на закаливание, улучшение работы различных систем организма, оказание лечебного воздействия. При этом есть и ряд отрицательных моментов, которые заключаются в заболевании лор-органов (Ганчар, 1998).

1.2 Учет возрастных особенностей развития в процессе подготовки юных пловцов младшего школьного возраста
     В младшем школьном возрасте организм ребенка интенсивно растет и развивается. При этом идет формирование скелета. Грудной отдел позвоночника остается достаточно гибким. Кости таза ребенка только начинают срастаться, поэтому важно не повредить данному процессу, чтобы не произошло смещение костей. Поэтому важно исключить упражнения, которые связаны с прыжками с большой высоты на твердую поверхность или с другим подобным сотрясением тела.
     Также в младшем школьном возрасте начинает развиваться мускулатура. Данный процесс отличается неравномерностью. Именно поэтому мышцы рук отстают в развитии от мышц ног, а мышцы-сгибатели – от мышц-разгибателей. В связи с этим детям младшего школьного возраста сложно освоить точные движения руками [7, с.95].
     Двигательная функция организма опережает развитие вегетативной системы. Поэтому к семи-двигательный анализатор ребенка.
     Следует выполнять такие требования при занятиях физической культурой с младшими школьниками:
1) ставить правильное ритмическое дыхание;
2) нагрузки должны быть рациональными;
3) необходимо чередовать нагрузки с отдыхом [26, с.84].
     За счет того, что пика развития достигают двигательная функция и высшая нервная деятельность, дети младшего школьного возраста легко овладевают технически сложными формами движений, которые предполагают быстроту, точность, ловкость, высокую согласованность движений, гибкость.
     Дети могут тренироваться достаточно продолжительное время, если нагрузки будут мало интенсивными. Поэтому для младшего школьного возраста можно рекомендовать непродолжительные упражнения, с применением силы и скорости [19, с.62].
     Развитие костной ткани связано с развитием мышечной ткани. Формирование правильной грудной кривизны позвоночника и его шейного отдела во многом зависит от развития связок и мышц.
     Как уже было сказано выше, развитие мышечной ткани детей отличается неравномерностью. Их развитие должно происходить поэтапно, но при этом следует вносить разнообразие в физическую нагрузку [2, с.48].
     Несмотря на то, что двигательный анализатор младшего школьника достаточно хорошо развит, он не имеет функциональной связи со зрительными и другими анализаторами.
     Некоторые области коры головного мозга еще недостаточно зрелые. Поэтому младшие школьники не контролируют произвольные движения. Поэтому отдельные движения воспроизводятся со смежной двигательной структурой [16, с.67].
     Таким образом, функциональные возможности младших школьников по многим показателям уступают возможностям взрослых, но прогрессирующее развитие отдельных органов и систем позволяет направленно взаимодействовать и влиять на ускоренное их развитие, тем самым, повышая, функциональные возможности организма в целом.
     Занятия плаванием рекомендуется начинать в возрасте от семи до десяти лет. Здесь следует обратить внимание на то, что есть возраст, в котором можно начинать длительные тренировки, и возраст, когда овладение плаванием является жизненно необходимым навыком. Начинать учить ребенка плавать можно уже в младшем дошкольном возрасте. Однако усиленные спортивные тренировки необходимо осуществлять только к 9-ти годам [40, с.115].
     Дети могут рано достичь спортивных успехов. Это обусловлено тем, что они, в отличие от взрослых, обладают лучшей плавучестью, обтекаемостью. 
     Маленькие пловцы не испытывают технических затруднений в овладении сложного спортивного плавания. Элементы спортивного плавания выполняются правильно за счет высокой суставной подвижности и связочной эластичности. Эти же показатели помогают овладеть современной техникой плавания, реализовать быстроту, силовые возможности, выносливость [35, с.71].
     Физическая подготовленность и особенности телосложения играют большую роль в достижении успехов в спортивном плавании. Большое значение имеет рост пловца. Каждые 10 см роста уменьшают величину относительной поверхности тела на 0,13 м, а это, в свою очередь, снижает встречное сопротивление воды на 5 %. Соотношение роста и пропорций тела младших школьников можно сравнить с теми же показателями у взрослого человека, когда ребенок достигает возраста от 8 до 12 лет[31, с.29].
     Отбор детей в спортивное плавание должен осуществляться с учетом следующих параметров:
1) нечетко обозначенный рельеф мускулатуры;
2) высокий рост;
3) легкий костяк без выступающих сглаженных суставов;
4) небольшой вес;
5) большой размер стопы и кисти;
6) тонкие запястья и лодыжки [11, с.57].
     Спортивную подготовку следует начинать только с учетом полового признака: для мальчиков это возраст от 8 до 10 лет, а для девочек – от 7 до 9 лет.
     У детей в возрасте 7-9 лет преобладают процессы созревания тканей и органов при снижении интенсивности их роста. Заканчивается морфологическая дифференциация клеток коры головного мозга, печени, наблюдается усиленное развитие скелетных мышц, умеренное нарастание размеров сердца, заканчивается структурная дифференциация миокарда [29, с.45].
     Самым благоприятным возрастом для освоения новых движений является младший школьный период. 90% движений человек разучивает в возрасте 6-12 лет. Чем больше в данном возрасте ребенок освоит движений, тем успешнее будет проходить его спортивная подготовка в дальнейшем, и тем проще ему будет выполнять сложные технические элементы [37, с.63].
     Младший школьный возраст благоприятен для освоения технически сложных движений. Это обусловлено достаточным уровнем развития мышечной чувствительности, за счет которой происходит распознание мышечных ощущений. 
     Так как в младшем школьном возрасте ребенок имеет неустойчивое внимание, следует использовать игровые формы занятий. При этом нужно поощрять детей за их достижения и оценивать их действия [3, с.71].
     Так как мышление младшего школьника носит конкретно-образный характер, следует применять наглядный и образный метод объяснения.
     Слабо развитые мышечные группы младшего школьника и его достаточно легкий «скелет» позволяют обеспечить хорошую плавучесть тела в воде. В первый год обучения плаванию большую роль играют имеющиеся у детей двигательные способности. При этом важной является способность к расслаблению мышц, умению различать ощущения, чувству ритма. Наличию данных способностей способствует динамичность и лабильность протекания нервных процессов [23, с.114].
     Итак, младший школьный возраст – это благоприятный период для начала занятий плаванием, освоения простых движений и усвоения более сложных технических элементов. За счет различных физиологических особенностей младшие школьники способны ощущать воду, легче передвигаться в ней и овладевать сложным техническим плаванием.
     
1.3 Основные принципы тренировок и их влияние на психологическое состояние юных пловцов
     Работоспособность человека повышается, если он регулярно занимается тренировками и физическими упражнениями. Это возможно за счет того, что нагрузка от тренировки повышает активность различных функций организма. Это, в свою очередь, влечет за собой приспособительные изменения в нашем организме. Прежде всего, такие изменения являются физиологическими, что способствует повышению функциональных возможностей отдельных органов и систем организма[24, с.41]. Так, в плавании на большие дистанции на первое место ставят увеличение функциональных возможностей сердца, так как мышцам во время тренировки требуется больше кислорода, а распавшиеся вещества должны из них вовремя удаляться. Это обеспечивает такую характеристику пловца, как выносливость [13, с.184].
     Итак, дистанционное плавание влияет на увеличение выносливости пловца. Чтобы усовершенствовать его скоростные способности больше подойдет другой вид плавания – спринтерская тренировка. Ее суть заключается в том, чтобы спортсмен мог за достаточно короткое время как можно скорее преодолеть небольшую дистанцию. Это требует немалых мышечных усилий. Поэтому спринтерское плавание дает возможность повысить мощность движений пловца, его скоростно-силовые качества [5, с.44].
     Показать высокие результаты в плавании человек сможет в том случае, если его быт и досуг будут правильно организованы, а работа рационально спланирована, но не менее напряженная. Важным для пловца является:
1) хороший сон и отдых;
2) рациональное питание;
3) отсутствие перегрузок.
     Если пловец жалуется на слабость, утомление или недомогание, стоит выяснить причину такого состояния. Возможно, нарушен сон пловца или рацион его питания. Необходимо исключить наличие стрессовых ситуаций в жизни пловца за последнее время, а также обратить внимание на  его вес [17, с.83].
     Очень часто можно наблюдать, что человек во всех сферах своих жизни стремится быть первым: учится на «отлично», тренироваться в полную силу, затрачивать энергию на другие – личностные потребности. К сожалению, с этим багажом дел невозможно справиться, когда идет интенсивная подготовка к спортивному сезону. Приходится учиться ограничивать себя в чем-то, планировать режим дня и быт согласно тренировкам. Родные спортсмена также должны понимать занятость пловца и не требовать от него большего, чем он может сделать для них в такой ситуации.
     Пловцы, которые умеют организовать свой день, не имеют проблем в других сферах своей жизни. Тем же пловцам, которые не могут это сделать, следует помочь справиться с данной задачей, составив вместе с ними распорядок дня, который будет распланирован поминутно [9, с.58].
     Различают такие виды утомления:
1) Физическое, которое является результатом неправильного питания, недосыпания и напряженных тренировок.
2)  Психическое определяется мыслями о поступлении в учебное заведение или об учебе в частности, о девушке, невесте, доме, а также заботой о том, как получить уважение со стороны тренера.
     Физическое и психическое утомление могут существовать одновременно. Поэтому пловец должен уметь избежать наслоения психологических факторов на другие – физические компоненты своей деятельности. Подобное наслоение может привести к переутомлению, что может повлечь за собой ослабление организма к заболеваниям, таким как, например, простуда.
     Поэтому важно обращать внимание на состояние пловца. И если замечены хоть какие-то признаки переутомления, следует снизить тренировочную нагрузку или освободить пловца от тренировок на некоторое время, чтобы он смог восстановить силы [33, с.34].
     Неспособность пловца справиться с тренировочными нагрузками, чаще всего связана с психическим напряжением, обусловленным конфликтными ситуациями с родными, тренером или друзьями. Поэтому важно создавать доброжелательную рабочую атмосферу, которая характеризуется спокойствием, отсутствием ожидания наказания со стороны тренера, отсутствием нервозности и тревоги. Рабочая обстановка должна выполнять такие задачи:
     1) Придавать уверенности в своих силах.
     2) Действовать успокаивающим образом.
     3) Побуждать к тренировкам с еще большей отдачей, с целью достижения необходимых результатов [25, с.38].
     Регулярные тренировки требуют достаточного количества сна пловца. Однако то, сколько часов требуется спортсмену, чтобы быть бодрым, могут определять некоторые факторы, например, индивидуальные особенности организма. Поэтому кому-то для того, чтобы выспаться, может хватить и шести часов, а кому-то – десять. Нормальный сон пловца должен составлять не менее десяти часов. При напряженных тренировках на сон отводится 12 часов [36, с.92].
     Каждый пловец может сам определить, сколько времени ему нужно отводить на сон, чтобы быть готовым совершать усиленные тренировки. Однако плохо сформированный распорядок дня может стать причиной недосыпаний спортсмена. Это снизит его физическую работоспособность. Поэтому следует обеспечивать полноценный сон.
     Если спортсмен ведет подготовку к какому-либо спортивному мероприятию и это требует от него интенсивных тренировок, участие в других делах следует ограничить. Поэтому не стоит в свободное между тренировками время переключаться на другие заботы. Лучше отвести время для сна или отдыха [15, с.122].
     Таким образом, важным для пловцов является формирование своего распорядка дня. Если он будет составлен правильно, человек не будет испытывать физическое утомление. Важное место следует отводить налаживанию спокойной и доброжелательной атмосфере в бассейне, чтобы спортсмен не испытывал психического утомления. Если переутомление все же наступило, следует выяснить его причину и дать пловцу набраться сил.

     1.4 Анализ основных причин ухода детей-пловцов из спорта
     Изучая зарубежную прессу, можно прийти к выводу, что некоторые юные пловцы покидают спорт по причине «сгорания», так и не достигнув высот. Исследователи объясняют данный факт наступлением утомления у детей из-за многочасовых тренировок и больших физических нагрузок [39, с.81].	
     По мнению X. Кларка, уменьшение числа детей-пловцов и увеличение нагрузок вредят спорту, нанося ему ущерб. Некоторые тренеры считают, что проведя в спортивном плавании несколько лет и не видя больших успехов своей деятельности, у детей теряется интерес к ней, что приводит к прекращению тренировок.  Психологи так объясняют данную ситуацию: потеря интереса к плаванию наступает по той причине, что оно не имеет эмоционального подкрепления от побед и достижений [25, с.90].
     Отдельные исследователи видят причины ухода детей из плавания в раннем начале тренировки. Исследования Б. Габриэлсона и Дж. Шоклея показали, что 31 процент детей начали тренировки с 8-ми лет и ранее, а 28% - с 9-10 лет. Авторами было отмечено, что в современном мире все большее количество детей начинают тренировки с ранних лет. Однако исследователи приходят к выводу, что данный факт является положительным [34, с.68]. Это подтверждают Р. Шлифауер, который пишет об обязательном умении шестилетних детей владеть техниками четырех способов плавания, и М. Робба, утверждающий важность овладения двигательными плавательными навыками в раннем возрасте для воспроизведения сложных двигательных структур [20, с.84].
     Поэтому вывод напрашивается сам собой: причины «сгорания» не в том, насколько рано начали тренироваться дети, а в том, что тренеры имеют недостаточное педагогическое мастерство. Исследование, проведенное Б. Макафферти, показало, что 50% пловцов, ушедших из большого спорта, причиной своего решения называют внешнее давление, а не изнуряющие интенсивные тренировки [30, с.80].
     Что понимается под внешним давлением? Это требования родителей и тренеров, связанные с раздраженностью в отношении неудач спортсменов, с неоправданными надеждами и нерегулярным достижением высоких результатов. У спортсмена происходило поэтапное «сгорание»:
     1) угнетение;
     2) стресс, отрицательно сказывающийся на организме спортсмена;
     3) неудовлетворенность собой и своей деятельностью;
     4) снижение желания проводить тренировки;
     5) решение бросить спорт [38, с.61].
     Мы видим, что данное решение связано с психологическими обстоятельствами и обусловлено мотивами подобного рода. Прежде всего, это зависит от неумения тренера выстраивать психологическую подготовку воспитанников.
     В своей работе «Сгорание: психологическое или физиологическое?» 
Г. Форсита пишет, что ребенок не рождается с проблемой «сгорания» и ее можно разрешить. Тренер должен быть направлен на психологическое подкрепление ребенка при достижении поставленной цели. Отрицательное значения для юного спортсмена играет наказание, упрек и неодобрение со стороны старшего наставника.
     Г. Форсита считает, что тренер должен хорошо знать своего ученика: его характер, настроение, «психологическую сферу». Хороший тренер, пишет автор, может создать такую рабочую обстановку, в которой ребенок не будет уставать от спортивной деятельности. Правильное применение психологических принципов поможет тренеру продлить карьеру юного пловца. Причина «сгорания» не в том, что пловец большую часть времени тренируется, а в том, что он не получает положительного подкрепления.
     Иногда установки пловца бывают выше того, на что он способен. Это обусловлено влиянием тренеров, родителей или товарищей по команде. Данное влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер. Спортсмен должен реально оценивать свои возможности, а его близкие и окружающие его люди заставляют ребенка поверить в то, что он сделать не в состоянии. Это отрицательным образом сказывается на ребенке.
     Г. Форсит обращает внимание на применение поощрений в спортивной деятельности. Он считает, что для того, чтобы удержать ребенка в спорте, необходимо использовать внешние и внутренние поощрения. Внешними поощрениями являются спортивные встречи, медали, поездки, трофеи. Внешние поощрения играют большую роль в желании спортсмена остаться в плавании. Но есть один недостаток внешних поощрений: они требуют материальных затрат. 
     Не ограничены материально внутренние поощрения. Тренер должен организовать рабочую обстановку таким образом, чтобы дети чувствовали ее полезность. Здесь можно использовать различные приемы, например, говорить о преимуществах и значении физической подготовки. Однако самое ценное вознаграждение пловца – это спортивный успех [27, с.81].
     По мнению Г. Форсита, тренер должен применять индивидуальный подход к каждому ребенку. К сожалению, это невозможно при работе с большими группами спортсменов. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на качестве тренировки. Особенно опасной является коллективная тренировка, в которой не учитываются индивидуальные особенности пловцов. Это и является главной причиной ухода из спортивной деятельности [32, с.57].
     Итак, основными причинами, по которым дети-пловцы уходят из спорта, являются психологические аспекты тренировки. Тренер должен уметь организовывать психологически благоприятную рабочую атмосферу. Также важен учет индивидуальных особенностей каждого ученика.
     Итак, в первой главе нами были рассмотрены основные теоретические аспекты подготовки юных пловцов и основные факторы, негативно влияющие на нее. 
     Мы выяснили, что плавание оказывает положительный эффект на закаливание, улучшение работы различных систем организма, оказывает лечебное воздействие. При этом есть и ряд отрицательных моментов, которые заключаются в заболевании лор-органов.
     Младший школьный возраст – это благоприятный период для начала занятий плаванием, освоения простых движений и усвоения более сложных технических элементов. За счет различных физиологических особенностей младшие школьники способны ощущать воду, легче передвигаться в ней и овладевать сложным техническим плаванием.
     Согласно исследованиям Б. Макафферти был сделан вывод, что основной причиной ухода юных пловцов из спорта является «внешнее давление», а не изнурительные интенсивные тренировки. Оно заключается в требованиях родителей и тренеров, связанных с раздраженностью в отношении неудач спортсменов, с неоправданными надеждами и нерегулярным достижением высоких результатов, что приводит к поэтапному сгоранию спортсменов.
     Однако, несмотря на этот факт, очевидно, что чрезмерные нагрузки при тренировках негативно влияют на юных пловцов, и повышают их стрессовый фон. К сожалению, данный вывод не подкреплен практическими исследованиями, чем нам и предстоит заняться в следующей главе.

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цель, задачи, этапы и методики исследования
     В первой главе нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Были рассмотрены особенности влияния плавания на организм человека, основные принципы тренировок и их влияние на психологическое состояние пловца. Также были выделены особенности младшего школьного возраста в отношении спортивного плавания. Были проанализированы основные причины ухода детей-пловцов из спорта.
     Целью нашего исследования стало изучение проблемы тренировочной нагрузки у детей-пловцов младшего школьного возраста, как стрессового фактора.
     Для достижения поставленной цели нами были разработаны следующие задачи: 
        1) Провести теоретический анализ проблемы подготовки юных пловцов.
        2) Исследовать индивидуальные психические особенности юных пловцов с разным уровнем переносимости нагрузки.
        3) Выявить психические барьеры в тренировочном процессе у юных пловцов.
        4) Разработать рекомендации по коррекции психологических состояний пловцов.
     Объектом исследования является индивидуальные психологические особенности детей пловцов младшего школьного возраста.
     В качестве предмета исследования нами были взяты особенности реагирования на нагрузку, как стрессовый фактор  у детей пловцов младшего школьного возраста.
     Гипотеза исследования: при увеличении тренировочной нагрузки у юных пловцов и при восприятии ее в качестве  стрессового фактора возникают индивидуальные барьеры,  зависящие от особенностей личности и их индивидуального опыта, и могут подвергаться коррекции методами индивидуального и группового психологического тренинга.
     Характеристика выборки: 
     В исследовании приняло участие 22 человека, состоящих в тренировочных группах спортивной школы, как женского, так и мужского пола. Из них 11 человек – успешные ученики (контрольная группа) и 11 человек – неуспешные учащиеся (экспериментальная группа). 
     Разделение на успешных и неуспешных учащихся основывалось на показаниях тренера при беседе с ним. Успешные учащиеся показывали хорошие результаты в плавании, были выносливее и могли дольше, чем неуспешные тренироваться без частых перерывов на отдых.
     Этапы эксперимента: 
     Экспериментальная часть нашей работы состояла из трех этапов:
1) Проведение первичной психологической диагностики по выбранным методикам.
 2) Организация коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение стрессового фактора от тренировочных нагрузок детей.
 3) Проверка эффективности проделанной нами работы по снижению стрессового фактора от тренировочных нагрузок у детей младшего школьного возраста.
     Исходя из цели исследования, мы определили, каким будет характер заданий, форма контроля, оценка работы и методы, с помощью которых проводился эксперимент. 
     Мы использовали эмпирические методы:
     1) Констатирующий эксперимент, при котором предполагавший проведение первичной психологической диагностики.
     2) Формирующий эксперимент, включающий в себя составление и проведение психокоррекционной работы, направленной на снижение стрессового фактора от тренировочных нагрузок детей.
     3) Контрольный эксперимент – повторное проведение методик для подтверждения эффективности проделанной коррекционной работы.
     Методики исследования: 
1) «Шкала личностной тревожности» (А.М. Прихожан).
2) Опросник «Уровень тревожности ребенка» Г.П. Лаврентьевой и   Т.М. Титаренко. 
3) Тест «Шкала тревожности» Филлипса.
4) «Теппинг-тест».
5) Цветовой тест М. Люшера.
6) Анкета «Страхи и барьеры».
     Рассмотрим подробнее содержание каждой из методик.
     «Шкала личностной тревожности» (А.М. Прихожан)
     Данная методика направлена на выявление тревоги и социально-ситуативного страха. Ее можно проводить коллективно благодаря тому, что она является бланковой.
     Методика содержит пять шкал:
1) Школьная тревожность.
2) Самооценочная тревожность.
3) Межличностная тревожность.
4) Магическая тревожность.
     Испытуемым дается инструкция: внимательно прочитайте перечисленные на бланках ситуации и обведите ту цифру, которая соответствует степени неприятности названного обстоятельства.
     Каждое обстоятельство оценивается по бальной системе:
     0 баллов –«нет»;
     1 балл – «немного»;
     2 балла – «достаточно»;
     3 балла – «значительно»;
     4 балла – «очень».
     Обработка результатов ведется согласно ключу. После чего подсчитывается общая тревожность младших школьников (см. приложение А). 
     Опросник «Уровень тревожности ребенка» Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко	
     Ме.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44