VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Методика подготовки юных вратарей по хоккею с шайбой

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005280
Тема: Методика подготовки юных вратарей по хоккею с шайбой
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 

«Шадринский государственный педагогический университет»

Факультет физической культуры

Кафедра спортивных дисциплин и физического воспитания 













Методика подготовки юных вратарей по хоккею с шайбой

Курсовая работа по теории и методике физической культуры и спорта 



		















Исполнитель:

Студент заочного отделения 7-31 группы,

Труфанов Тимофей Петрович



Научный руководитель: Доцент

Жавкин Эдуард Батыргалеевич











Шадринск 2017

Содержание

		

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы вратарского мастерства …………………………6

1.1.Физическая подготовка вратаря………………………………...........................6

1.2. Экипировка вратаря ……………………………………………………...……10

Глава II. Методические аспекты технической подготовки юных вратарей-хоккеистов ………………………………………………………………………….14

2.1. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности юных вратарей–хоккеистов………………………………………………………………14

2.2. Характеристика методики технической подготовки юных вратарей-хоккеистов …………………………………………………………………….........21

2.3. Сущность и содержание техники и тактики игры вратаря-хоккеиста……..26

Заключение………………………………………………………………………….35

Список использованных источников……………………………………………...37

Приложение 1……………………………………………………………………….40

Приложение 2……………………………………………………………………….41

Приложение 3……………………………………………………………………….42

Приложение 4……………………………………………………………………….43





















Введение



Хоккей чрезвычайно известен среди детей и служит прекрасным средством обучения и приобщения их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. Большое преимущество хоккея с точки зрения педагогики содержится в его командном характере, что развивает дух коллективизма и творческие возможности.

Вратарь является основой хоккейной команды. От уровня его игры во многом зависит действенность выступления команды. 

Большая значимость и вклад в игру команды предъявляют завышенные запросы к методике его подготовки. 

Современный учебно-тренировочный процесс неосуществим без глубочайшего и вдумчивого исследования не только методической литературы, сделанной опытными спортивными наставниками, но и, в частности, книг, написанных популярными в прошлом мастерами хоккея. Современный хоккей просит, чтобы тренировка вратаря была целенаправленной, систематической и организованной. Этот процесс обязан быть долгим и постоянным [25].

Практика показывает, что вратари хоккея 70-75% времени тренируются в большей степени в составе команды и во многом исполняют ту же работу (по направленности и содержанию), что и полевые игроки. Это существенно понижает размер специфичной деятельности вратарей, плохо отображается на процессе их подготовки и свидетельствует об имеющихся резервах оптимизации процесса подготовки вратарей. Подготовка вратарей является слабым местом в общей системе подготовки хоккеистов, так как недостаток специальных знаний вратарского мастерства у большинства тренеров, отсутствие методического материала по особой тренировке вратаря.

В основе методической работы обязаны лежать книги, принадлежащие перу спортивных профессионалов. Среди наиболее доступных, обладающих доходчивостью изложения и научностью можно назвать учебник для институтов физической культуры «Хоккей» В.П. Савина, который охватывает практически все вопросы, связанные с учебно-тренировочным процессом. 

Таким образом, в настоящее время объективно существует противоречие между потребностью общества в подготовленных вратарях-хоккеистах и недостаточной разработанностью специального методического материала по особой тренировке хоккейного вратаря для тренеров. 

Подготовка вратарей является слабым местом в общей системе подготовки хоккеистов, так как недостаток специальных знаний вратарского мастерства у большинства тренеров, отсутствие методического материала по особой тренировке вратаря.

Данное противоречие обусловило проблему нашего исследования: каков существует методический материал для тренеров по особой тренировке вратаря-хоккеиста?

Актуальность проблемы обусловили выбор темы нашей курсовой работы: «Методика подготовки юных вратарей по хоккею с шайбой».

Объект исследования - учебно-тренировочный процесс, связанный с обучением юного вратаря-хоккеиста.  

Предмет исследования - техническая подготовленность юных вратарей- хоккеистов.

Цель исследования - изучение методики подготовки юных вратарей по хоккею с шайбой.

Объект, предмет и цель обусловили задачи исследования:

	Описать физическую подготовку вратаря.

	Рассмотреть экипировку вратаря. 

	Охарактеризовать анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности юных вратарей-хоккеистов.

	Проанализировать методику технической подготовки юных вратарей-хоккеистов. 

	Изучить сущность и содержание техники и тактики игры вратаря-хоккеиста.

			При написании курсовой работы были использованы методы теоретического исследования: анализ и синтез научной литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация.

Структура курсовой работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы, содержащий 27 источников и 4 приложения. 











































Глава I. Теоретические основы вратарского мастерства



		 Физическая подготовка вратаря



Развитие хоккея предъявляют повышенные требования к физической подготовке хоккеистов. Это свидетельствует о большой значимости физической подготовки для формирования хоккеиста высокой квалификации на современном этапе развития хоккея.  

На сегодняшний день основными задачами физической подготовки хоккеиста являются: 

– всесторонне физическое развитие хоккеиста;

– повышение уровня функциональных возможностей различных систем организма;

– развитие физических качеств хоккеиста (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), в их органическом единстве, отвечающим специфике хоккея [14].

При решении вышеперечисленных задач необходимо, чтобы направленность тренировочного процесса по физической подготовке обеспечивала адаптацию хоккеиста к высоким физическим нагрузкам Эффективность выполнения технико-тактических приемов игры во многом зависит от уровня физических качеств хоккеиста. 

Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Сочетание общей и специальной подготовки обеспечивает высокое развитие функциональных возможностей организма занимающихся, что позволяет выдерживать различные по интенсивности и продолжительности нагрузки. 

По мнению Савина В.П., целесообразнее физическую подготовку вратаря подразделять на общую, специализированную и специальную. 

	1. Общая физическая подготовка направлена на всестороннее гармоничное развитие всех органов и систем. 

	2. Специализированная физическая подготовка направлена на развитие тех двигательных качеств и способностей, которые преимущественно лимитируют соревновательную деятельность вратаря. 

	3. Специальная физическая подготовка (СФП) проводится на льду хоккейного поля в структуре соревновательной деятельности хоккеиста в непосредственной связи с технико-тактической подготовкой [15].

В настоящее время первостепенное значение отводят воспитанию силовых качеств, так как положительно влияет на уровень развития скоростных и координационных качеств, локальной мышечной выносливости и технико- тактическую подготовленность хоккеиста. 

Виды проявления силовых качеств в соревновательной деятельности: 

– собственно-силовые качества (абсолютная и взрывная сила мышц ног, туловища и рук) используется хоккеистами преимущественно в силовых единоборствах;

– скоростно-силовые качества и взрывная динамическая сила – при движении хоккеиста на коньках и выполнении технико-тактических приемов игры с клюшкой и шайбой;

– скоростная и скоростно-силовая выносливость используется преимущественно в повышении темпа атакующих и надежности оборонительных действий.

Хоккеистам предъявлены особые требования к методике воспитания силовых качеств. 

В настоящее время разработана и экспериментально обоснована методика воспитания силовых качеств. Особое внимание уделяется на методику развития взрывной силы, от уровня которой во многом зависит эффективность соревновательной деятельности хоккеистов.  

В качестве средств предполагаются силовые упражнения на специальных тренажерных устройствах или в ледовых условиях. 

Рекомендуемые методы: метод повторных усилий, ударный; методы вариативного и сопряженного упражнения. 

На основе методики воспитания скоростных качеств выделяется формы их проявления, такие как: 

– быстроту простой и сложной реакции;

– быстроту выполнения отдельных двигательных актов; 

– быстроту, проявляемую в темпе движений [10].

В хоккейном спорте выявлена структура основных скоростных качеств хоккеистов:

– быстрота простой и сложной реакции;

– стартовая скорость;

– дистанционная скорость;

– быстрота тормозных движений;

– быстрота выполнения технических приемов;

– быстрота переключений с одного действия на другое. 

Указанные вышеперечисленные скоростные качества относительно независимы друг от друга. В соревновательной деятельности они проявляются комплексно. 

В воспитании скоростных качеств используются следующие средства, такие как: специальные упражнения, выполняемые с максимально скоростью (скоростные упражнения). Данные упражнения должны отвечать следующим требованиям: 

– техника скоростных упражнений должна обеспечивать их выполнение на предельных скоростях;

– упражнения должны быть хорошо изучены и освоены, чтобы при их выполнении основные усилия были направлены не на способ выполнения, а на скорость выполнения;

– продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость, несмотря на утомление не снижалось.

 В настоящее время многие специалисты предлагают следующие методы для повышения скоростных качеств: 

– разновидность метода стандартно-повторяющего упражнения;

– метод вариативного упражнения;

– метод сопряженного упражнения; 

– игровой и соревновательный методы. 

По мнению В.П. Савина наилучшего результата можно достичь лишь в том случае, если в процессе будут использоваться все перечисленные методы в сочетании. Очень важно уметь координировать свои действия, ориентироваться в сложной игровой обстановке, быстро принимать рациональное решение и точно выполнять их. В результате этого во многом обеспечивает успешное ведение игровой деятельности и достижения высоких спортивных результатов. Таким образом, методика воспитания координационных качеств в подготовке хоккеистов имеет немаловажное значение [14]. 

Главными путями воспитания координационных качеств являются: овладение новыми сложно-координационными упражнениями, формирование прочного технико-тактичного навыка; совершенствование способности быстро перестраивать игровую деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Данная задача решается с помощью комплексных игровых упражнений технико-тактической направленности и учебно-тренировочных игр.

В настоящее время в хоккее на основе известных концепций периодизации спортивной тренировки и обобщения существует структура годичного тренировочного цикла. 

Существует три периода согласно концепции годичного цикла тренировки хоккеистов:

1. Подготовительный:

1.1. Обще-подготовительный.

1.2. Специально-подготовленный. 

2.Соревновательный.

3. Переходный. 

3.1.Переходный активный.

3.2. Переходный пассивный. 

Таким образом, на сегодняшний день в хоккее отводится приоритет физической подготовке. Физическая подготовка спортсмена обеспечивает наращивание высокого уровня двигательного потенциала, а технико-тактическая, психическая и интеллектуальная – умение его реализовать в сложных условиях игровой деятельности. Помимо этого, хорошая физическая подготовка ускоряет восстановительные процессы после больших физических нагрузок. 



	1.2. Экипировка вратаря



Экипировка вратаря должна обеспечивать свободу передвижений при ловле шайбы, а также должна защищать вратаря от ударов шайбой или клюшкой соперников. 

Современная вратарская форма обеспечивает вратаря всем необходимым. Вратарское снаряжение определяется правилами и включает следующие элементы: 

– нижнюю и верхнюю одежду;

 – блокер (блин), ловушка;

– шорты вратаря;

– вратарские коньки; 

– вратарские щитки; 

– шлем вратаря;

– вратарская клюшка. 

К нижней одежде вратаря относятся: нижнее белье, носки, гетры. нагрудник, бандаж. Нижнее белье должно хорошо впитывать пот и сохранять тепло. Качественный состав нижнего белья вратаря состоит с тонкого льняного белья и хлопчатобумажного комбинезона. После каждой тренировки и игры белье стирают и высушивают. Требования к носкам хоккеиста такие же, как и к нижнему белью. Кроме всего прочего носки не должны стеснять ногу в ботинке и не должны натирать ее. Обычно надевают терма-носки или хлопчатобумажные носки. Под вратарские щитки надеваются тонкие шерстяные или синтетические гетры длиной выше колен. Они прикрепляются к поясу бандажа при помощи подтяжек.

 Нагрудник вратаря защищает руки, плечи и грудную клетку хоккеиста до пояса. Усиленный нагрудник, у которого совмещены налокотники и сам нагрудник. Локтевая область и область груди усилены дополнительными накладками.

Бандаж представляет собой пластиковую раковину специальной формы. Предназначен для защиты паховой области от попадания шайбы и различных других травм. Надевают его вратари обязательно. Подгонка бандажа индивидуальна и должна обеспечивать свободу движений.

Руки требуют особой защиты, так как на них приходится очень много ударов шайбой и клюшкой, для этого используется блокер (широкая вратарская перчатка с местами для пальцев с внутренней стороны. Предназначена для защиты тыльной стороны кисти руки, в которой вратарь держит клюшку, и одновременно является эффективным инструментом отражения бросков) и ловушка (перчатка, похожая на бейсбольную ловушку, но сконструированная специально для ловли шайбы, с учетом хоккейной специфики).

Снаряжение вратаря должно быть удобно подогнано по фигуре. Защитная форма должна соответствовать размерам вратаря. Если защита маленькая, то часть шеи, плеч и рук будет незащищенной, если большая, то помешает движениям вратаря. Верхний костюм вратаря должен быть удобным в использовании, легким и не затруднять работу. 

Хоккейные шорты предназначены для предотвращения получения травм хоккеистом при падениях, столкновениях, попаданиях шайбы и других случаях. Сшиты из специальной высокопрочной искусственной ткани, с жёсткими вставками на бёдрах, копчике, пояснице и позвоночнике. В шортах вратаря применяются более прочные вставки. 

Коньки вратаря кроме того, что выполняют свое основное предназначение, должны обеспечивать защиту любой части ступни от ударов. У вратарей свои специальные вратарские ботинки, с двойной защитой носка и щитками в виде полосы по всей длине ботинка, не прикрытой голенными щитками. Шнуровать ботинки нужно не слишком туго и не слишком слабо. Степень шнуровки проверяют, став в основную стойку вратаря. При сильном давлении на верхнюю часть стопы шнуровку ослабляют.

Вратарские коньки также отличаются от коньков полевого игрока. Они имеют такую форму, что позволяет вратарю легко отражать шайбу, посланную по льду. Вратарские коньки ниже и шире обычных коньков и имеют лезвие, которое позволяет вратарю удерживать лучшее равновесие на льду.

Заточку коньков и их крепление проверяют перед каждым выходом на лед. В ботинках с коньками вратарь должен чувствовать себя удобно, они не должны затруднять движения во время игры и быть причиной падений.

Вратарские щитки служат для защиты ног от ударов и для дополнительного прикрытия ворот. Размеры щитков не должны быть шире 28 сантиметров, что определяется правилами. Предназначены для отражения бросков. Изготавливаются из полностью искусственных материалов. 

В нижней части щитки должны плотно облегать ногу и прикрепляются к коньку шнурком и ремешками. В верхней и нижней части (над лодыжкой и под коленями) щиток прикрепляется к ноге ремешками. Закреплять ремешки нужно так, чтобы при вратарских движениях они не сдавливали ноги. Перед игрой и во время игры необходимо проверять шнурок (ремешок носовой части щитка) при помощи которого щиток крепится к коньку. При его обрыве возможно получить травму ноги.

Вратарская клюшка тоже не такая как клюшка полевого игрока, она отличается формой и своими размерами. Размеры клюшки вратаря строго прописаны в правилах. Изготавливается из прочного, упругого и легкого материала. Выбор клюшки определяется ростом вратаря. 

Защитный шлем вратаря изготавливается из особо прочного материала. Шлем закрывает всю голову, оставляя открытым лицо. Для защиты лица предусмотрена специальная проволочная маска. Она прикрепляется к шлему крепежными болтами.

Верхняя форма и шлемы игроков одной команды должна быть одинакового цвета (вратарю разрешается иметь шлем, отличный по цвету от шлемов других игроков). На свитерах игроков должны быть нанесены номера и фамилии.

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать следующий вывод, что хоккей серьезная и сложная игра, которая требует ответственного подхода, высокого мастерства, умения ездить на коньках и наличия профессионального обмундирования. Для того, чтобы игрок чувствовал себя комфортно, экипировка должна идеально подходить по размеру и обеспечивать полную безопасность игрока на хоккейной площадке.



















Глава 2. Методические аспекты технической подготовки юных

вратарей-хоккеистов



2.1. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности юных вратарей-хоккеистов



В детском возрасте организм человека находится в стадии роста и быстрого развития. Спортивная тренировка может оказать сильное как положительное, так и отрицательное влияние на рост и строение тела ребенка, на органы и функции организма. Развитие детей в разные возрастные периоды происходит неравномерно; в одни периода быстрее, в другие – медленнее. Непропорционально развиваются отдельные органы и функции. Поэтому для правильного планирования и провидения учебно-тренировочной работы важно учитывать возрастные особенности развития детей, закономерности и этапы развития нервной высшей системы, костно-мышечного аппарата и вегетативных систем [1].

Знакомство с содержанием данного раздела поможет тренерам, и в первую очередь молодым специалистам, не обогащенным большим практическим опытом, правильно строить учебную работу, избегать просчетов и ошибок.

Дети в возрасте 9-12 лет относятся к младшему школьному возрасту – предподростковому. У детей формируется структура тканей, продолжается их рост. Темпы роста тела в длину несколько замедляются по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, а вес тела возрастает более быстрыми темпами. Рост увеличивается ежегодно примерно на 4 см, а вес на 2 кг. Поэтому данный возраст называют периодом «округления» [1]

В возрасте 9-12 лет продолжается развитие скелета. Позвоночный столб – основная часть опорного аппарата туловища – отличается большой гибкостью, неустойчивостью основных изгибов – грудного и поясничного. Происходит частичное окостенение позвонков. Эластичный связочный аппарат, толстые межпозвоночные хрящевые диски и слаборазвитая мускулатура мышц при неправильных физических нагрузках могут вызвать деформацию (искривление) позвоночных изгибов. В этой связи физические упражнения с односторонней нагрузкой (например, ношение тяжестей только в одной руке или двумя руками только с одной стороны) не рекомендуется. В тренировочные занятия необходимо включать комплексы упражнений для формирования крепкого «мышечного корсета», поддерживавшего нормальную осанку [17].

В возрасте 9-12 лет происходит развитие мускулатуры. При этом изменяется абсолютная величина мышечной массы, ее относительный вес, а также морфологическая структура мышц. Тем не менее, удельный вес мышечной массы небольшой – 20-30% (у высококвалифицированных хоккеистов - 51%). Мышцы у детей эластичнее, чем у взрослых. Они больше укорачиваются при сокращении и больше удлиняются при растяжении. Развитие мышц-сгибателей опережает развитие разгибателей. У детей слабо развиты мышцы живота, косые мышцы туловища, отводящие мышцы верхних конечностей, мышцы задней поверхности бедра в приводящие мышцы ног [17].

В связи с этим в занятиях необходимо использовать комплексы общеразвивающих упражнений, избирательно воздействующих на слабые мышцы.

Мышцы у детей имеют тонковолокнистое строение, бедны белком и жирами, содержат много воды. Развивать их надо разносторонне и постепенно. В период от 9 до 12 лет наиболее быстро увеличивается относительная сила мышц (в пересчете на I кг массы тела).

У детей лучше развиты мышцы туловища, чем конечностей. Поэтому сила мышц-разгибателей нижних конечностей, несущих большую нагрузку при катании на коньках, с 11 до 12 лет увеличивается незначительно; под влиянием физических упражнений она быстро возрастает только после 13 лет. Однако в период с 9 до 12 лет отмечается наибольший прирост силы мышц-сгибателей кисти и предплечья, разгибателей предплечья (что является хорошей предпосылкой для обучения технике владения клюшкой), икроножных мышц [27].

Сердце детей младшего школьного возраста находится в стадии развития и сократительная способность его невелика. Только благодаря более частому сокращению и большей скорости кругооборота крови достигается хорошее кровоснабжение тканей. Иннервационный аппарат сердца еще несовершенен, поэтому сердце очень возбудимо. Хотя сердце у детей может быстро приспосабливаться к работе и быстро восстанавливать свою работоспособность после нагрузки, деятельность его неустойчива. Поэтому часто возникают нарушения ритма и темпа сердечных сокращений, резкие изменения кровяного давления [27].

У детей относительный вес сердца на 1 кг веса достигает наименьшей величины в 10-11 лет, что указывает на некоторое отставание веса сердца от общего веса тела. Наряду с этим, просвет кровеносных сосудов по отношению к ёмкости сердца шире, что вызывает пониженное по сравнению со взрослыми артериальное давление. Увеличение объема кровотока при физических нагрузках происходит в основном за счет увеличения частоты сердечных сокращений, в связи, с чем реакция сердечно-сосудистой системы на относительно одинаковую нагрузку выше, чем у взрослых. Максимальная частота сердечных сокращений нередко достигает 240-250 уд/мин. Силовые упражнения статического характера, а также динамические силовые упражнения, связанные с натуживанием, вызывают неблагоприятные сдвиги в деятельности сердечнососудистой системы. Необходимо также помнить, что у детей в этом возрасте недостаточно развиты двигательные мышцы. Их формирование наиболее интенсивно происходит только в 12-13 лет [21].

У детей в возрасте от 7 до 12-13 лет наблюдаются наибольшие изменения в развитии координации движения. По своей структуре мозг 7-8-летнего ребенка уже приближается к структуре мозга взрослого человека. С 7 до 12 лет происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшение дифференцировочной (различительной) способности зрительного анализатора.

Показатели нервно-мышечного аппарата – возбудимость и лабильность – уже к 10-11 годам приближаются к уровню взрослых людей. Время возбуждения отдельных мышечных групп у детей 11-12 лет может быть даже меньше, чем у взрослых. Таким образом, детям можно и нужно давать как можно больше упражнений для воспитания координационных способностей.

При этом важно совершенствовать у них мышечное чувство: различать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц, а также чувство времени и пространства [20].

При организации учебно-тренировочного процесса нужно помнить, что у детей относительная поверхность кожи на 1 кг веса тела превышает поверхность тела взрослых в 1,5 раза. Поэтому теплоотдача у детей значительно больше, чем у взрослых. В связи с этим при занятиях на открытой площадке в холодную и ветреную погоду паузы пассивного отдыха должны быть непродолжительными, а тренировочные костюмы, спортивная одежда достаточно теплыми и хорошо защищающими от ветра. Следует иметь в виду, и то, что охлаждающая сила воды, воздуха, а также ультрафиолетовое и тепловое облучение действуют на детей сильнее, чем на взрослых.

Известно, что суточный основной обмен на I кг веса детей превышает основной обмен взрослого человека в 1,5 раза, в связи, с чем пищевой рацион юных хоккеистов должен быть калорийным и включать достаточное количество белков и витаминов [19].

Для успешного овладения новыми движениями нужно создать оптимальный фон. Следует учитывать, что продолжительность активного внимания с 10 до 12 лет возрастает с 20 до 25 мин. Поэтому обучение технике новых движений не должно превышать 20-25 мин. Тренеру следует применять различные методы активизации внимания и психологической настройки на предстоящую работу. Они повышают возбудимость центральной нервной системы и ее способность к образованию новых условно рефлекторных связей. При обучении нежелательна быстрая смена одних упражнений другими без предварительного их усвоения. У 9-12-летних детей, наряду со способностью вырабатывать сложные дифференцировки, отмечается слабая устойчивость к воздействию внешних сбивающих факторов [17].

Дети хорошо воспринимают новые упражнения. Однако при этом выделяют наиболее запоминающиеся, бросающиеся в глаза движения, а существенные части упражнения нередко упускают.

При обучении предпочтительнее использовать целостный метод, позволявший ребенку усвоить главное в содержании упражнения. После этого отдельные детали движения можно выяснись и исправить.

Тренеру необходимо ставить перед ребенком совершенно конкретные задачи (поймать мяч, догнать партнера, достать предмет и т.п.), чтобы он мог их правильно воспринять и выполнить. Весьма полезным и даже необходимым является использование различных подвижных игр, которые дают обучаемым психологическую разгрузку и в то же время не снижают плотности тренировочного процесса [15].

Для поддержания устойчивого внимания необходимо обеспечить не только высокую эмоциональность, но и умело использовать словесные методы поощрения в оценки действия ребенка. Внимание у детей развито слабо, что особенно проявляемся при разучивании новых движений. Устойчивый интерес к упражнению, которое не может быть выполнено сразу, возникает у ребёнка лишь в том случае, если его первые успешные действия будут немедленно замечены и оценены тренером.

На этапе начального овладения сложными двигательными действиями большую роль играет правильный, красивый показ упражнения, насыщение его конкретными, доступными для ребенка образами. Необходимо добиваться, чтобы словесные объяснения вызывали у ребенка ассоциации с ранее прочувствованными, известными двигательными действиями. Наряду с этим для воздействия на сознательную сферу двигательной деятельности ребёнка тренер должен заставлять его делать словесное описание выполненного движения [15].

Необходимо помнить, что возраст 9-12 лет является наиболее благоприятным для овладения сложными двигательными навыками. Чем больше в этот период ребенок освоит новых движений, тем разнообразнее в дальнейшем у него будет технический арсенал в хоккее. Известно, что при внезапном изменении игровой ситуации происходит перестройка стереотипных форм движений. Эта творческая деятельность характерна в большей мере для юных хоккеистов, обладающих большим запасом двигательных навыков, с разносторонней физической подготовленностью. При обучении детей необходимо учитывать индивидуальные особенности нервной деятельности.

У детей можно выделить четыре основных типа нервной деятельности:

1. Нормально-возбудимый, сильный, уравновешенный, подвижный тип.

2. Нормально-возбудимый, сильный, уравновешенный, медлительный тип.

3. Сильный, повышенно-возбудимый, безудержный тип.

4. Пониженно-возбудимый, слабый тип. 

Для детей, относящихся к первому типу, характерно быстрое овладение техникой движения. Юные хоккеисты легко справляются со сложными двигательными задачами. Однако быстрый успех может сопровождаться потерей желания к дальнейшему совершенствованию движения. В этих случаях тренер должен находить стимул для повторного выполнения упражнений, осуществлять контроль над качеством их выполнения [17].

Для детей, относящихся ко второму типу, характерно успешное овладение сложными по координации движениями. Однако образование условных связей у них замедлено. Поэтому неоднократное выполнение уже знакомых упражнений не только не снижает у таких детей познавательного интереса, а является совершенно оправданным способом освоения техники движений.

Для третьего типа, характерна способность быстро усваивать движения. Однако из-за неуравновешенности и преобладания процесса возбуждения над торможением такой ребенок проявляет избыточную энергию при овладении новыми движениями. Дети с такими типологическими особенностями отличаются повышенной двигательной активностью, неустойчивым вниманием. Воспитание такого ребенка затруднено [17].

Для четвертого типа характерно безразличное отношение к разучиванию новых движений. Сложные двигательные действия у детей с таким типом нервной системы не вызывают интереса, так как требует значительных усилий для овладения ими. Необычные двигательные ситуации вызывают у них состояние запредельного торможения. Обучение детей слабого типа требует большой настойчивости и умения.

Целенаправленные воздействия на типологические свойства нервной системы могут в определенной степени изменить их проявления. Подвижность нервных процессов повышается при воздействии быстро меняющихся раздражителей, на каждый из которых необходима новая форма двигательного ответа. Подвижность нервных процессов хорошо воспитывается в специально подобранных подвижных и спортивных играх.

Длительно действующие раздражители повышают силу нервного процесса.  

  Скоростные упражнения: улучшают способность различать раздражители и повышают возбудимость нервных процессов. Напротив, упражнения, требующие проявления выносливости, чаще всего приводят к ухудшению этих показателей у детей [17].

Тренируемость типологических свойств нервной системы носит ограниченный характер, ориентируясь на них, можно производить отбор. Для занятий хоккеем можно отбирать детей первых трех типов. 

Все сказанное выше представляет обобщенную характеристику наиболее важных анатомо-физиологических и психолого-педагогических особенностей детей в возрасте 9-12 лет.

Наряду с общими, возрастными закономерностями развития организма детей, существуют индивидуальные особенности, и тренеры в своем общении с детьми обязаны их учитывать [10].



Характеристика методики технической подготовки юных вратарей-хоккеистов



Правильная методика обучения требует выбора соответствующих средств и упражнений, правильной рабочей последовательности. Исходная точка рабочей последовательности при отработке и совершенствовании игры – понятие об игре как едином целом. Из этого надо исходить и к этому возвращаться. Рациональный методический процесс должен быть всегда связан с самой игрой. Игра, ее основные фазы и игровые ситуации – основа и исходный пункт для отработки любой деятельности. 

В системе многолетней подготовки вратаря обучение и тренировка органически взаимосвязаны и составляют единый педагогический процесс. Они различаются конечной целью. Целью обучения является сформирование системы знаний, умений и навыков. Тренировочный процесс направлен на достижение высоких спортивных результатов на основе совершенствования двигательных навыков и волевых качеств [15].

Тренировка вратаря обычно строится, исходя из потребностей других игроков команды и меньше всего из интересов самого вратаря. В связи с этим большое значение имеет самотренировка. Бытует мнение, что вратарь, как правило, делает себя хорошим игроком сам. Это не значит, что роль тренера незначительна. Практика показывает, что сильные вратари появляются при наличии природного таланта, трудолюбия, аналитического склада ума и при умелом тренерском руководстве подготовкой.

Методика подготовки вратарей существенно отличается от методики подготовки полевого игрока. Основой обучения и тренировки юных вратарей является разносторонняя физическая подготовка и на этой основе постепенное развитие специальных физических качеств, а также освоение техники и тактики игры [15].

Структура и содержание игровой деятельности вратаря, связанные с его функциональными обязанностями, значительно отличаются от деятельности полевого игрока. В отличие от полевых игроков вратарь постоянно участвует в игре и в течение 60 мин чистого игрового времени находится в состоянии высокого физического и особенно психического напряжения.

Основными техническими приемами игры вратаря являются передвижение на коньках, ловля и отбивание шайбы, ее накрывание, игра клюшкой и обманные движения.

Воспитание, закрепление и совершенствование игровых навыков вратаря является содержанием его технико-тактической подготовки. Игровой навык – это сознательная деятельность вратаря, направленная на разрешение конкретной игровой ситуации.

Техническая подготовка направлена на обучение технике передвижения на коньках, ловли и отбивания шайбы, выбора позиции. 

Из-за дефицита времени на отражение угрозы воротам в игре ответная реакция на атаку должна быть доведена до автоматизма на тренировках. Должны вырабатываться стандартные действия в ответ на типичные ситуации. Хоккей и стандарт несовместимы, но, как ни странно, при большом количестве игровых нюансов стержень игровой ситуации остается.

Особое внимание технической подготовке необходимо уделять на начальной стадии обучения, внимательно следить за правильностью выполнения того или иного технического приема, за структурой движения. От того, как юный вратарь освоит и выполнит тот или иной прием, будет зависеть его мастерство в дальнейшем. Неправильно освоенный прием исправлять всегда труднее, чем разучивать заново. 

Техническая подготовка проводится на командных, групповых (вратарских) и индивидуальных занятиях. Вратари отрабатывают серию специальных упражнений на технику. Занятия вратарей лучше проводить вечером. На первой тренировке (зарядке) в условиях спортивного лагеря следует развивать ловкость, заниматься технической подготовкой. Вторая тренировка проводится совместно с командой, но со специализированной направленностью [18].

Особенно важен принцип постепенности – вначале следует ознакомиться со всеми техническими приемами на земле, затем отрабатывать их на льду. Необходимо предостеречь молодых игроков от желания быстро узнать все. Обучение технике должно проводиться планомерно и последовательно, как и в обычной школе. 

Юный вратарь вначале .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44