VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Ведущие факторы подготовки юных легкоатлетов к бегу на выносливость

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004967
Тема: Ведущие факторы подготовки юных легкоатлетов к бегу на выносливость
Содержание
39







ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ

ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»





Кафедра теории и методики легкой атлетики





КУВЕРИН АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

ПОДГОТОВКА К БЕГУ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ



Выпускная квалификационная работа

(квалификационная работа бакалавра)





Направление подготовки 49.03.01 – Физическая культура

Направленность (профиль)  

Спортивная тренировка в легкой атлетике







Представляется для защиты 	

Зав. кафедрой__________________

	Защищена на ГИА___(        )________________

С оценкой_____________________

Председатель ГЭК______________	



Научный руководитель:













Санкт–Петербург

 2017

Оглавление





Введение …………………………………………………………………..

Глава I Научно-методические предпосылки подготовки спортивного резерва в легкой атлетике………………………………………………...

1.1Эволюция системы подготовки бегунов на средние дистанции………………………………………………………….

1.2.  Цели и задачи этапа начальной спортивной специализации……………………………………………………..

1.3.  Характеристика выносливости как «физического качества»……………………………………………………………

1.4.  Ведущие факторы подготовки юных легкоатлетов к бегу на выносливость……………………………………………………

1.5.  Основные аспекты совершенствования качественной стороны тренировочного процесса на этапе начальной специализации в беге на выносливость…………………………..

Глава 2  Методы и организация исследования………………………….

2.1. Методы исследования………………………………………...

2.2. Организация исследования…………………………………...

Глава 3  Построение годичного цикла подготовки бегунов на средние и длинные дистанции на этапе начальных занятий спортом………….

3.1.  Планирование  тренировочного процесса юных бегуний в годичном цикле…………………………………………………….

3.2.  Учет особенностей  женского организма в построении тренировочного процесса с юными спортсменками, специализирующимися в беге на выносливость…………………

3.3.  Педагогический контроль динамики специальной подготовки юных бегунов, специализирующихся в беге на выносливость……………………………………………………….

Выводы…………………………………………………………………….



Практические рекомендации…………………………………………….



Список литературы ………………………………………………………



Приложение……………………………………………………………….





















ВВЕДЕНИЕ

В целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016-2020г.г.» ставится задачей достичь показателя занимающихся спортом на уровне 30% от общего населения страны. В развитых странах эти цифры достигают 40-50%. В настоящее время лишь 11% в РФ приобщены к систематическим занятиям ФКиС. Целевая программа в решении этой задачи базовыми для общего фундамента закладки здоровья станут плавание, легкая атлетика, лыжный спорт.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. На современном этапе теория и методика юношеского спорта развивается стремительными темпами, постоянно пополняясь новыми научными данными и приобретая все большее практическое значение. Главную роль в системе подготовки спортивного резерва играют спортивные школы различного типа, училища олимпийского резерва, ШВСМ, задачами которых является подготовка дальнего и ближнего резерва сборных команд РФ, укрепление здоровья, гармонического физического развития подрастающего поколения. (Никитушкин В.Г. и др., 2005).

Из года в год развивается у нас в стране легкоатлетический спорт среди молодежи.

Многие выдающиеся легкоатлеты пришли в большой спорт, получив разностороннюю подготовку и ознакомившись с основами легкой атлетики в детских спортивных школах.

Вместе с тем организация и содержание учебно-тренировочного процесса в большинстве наших ДЮСШ еще, к сожалению, не отвечают требованиям подготовки высококвалифицированных юных спортсменов. Только 40% занимающихся оканчивают ДЮСШ с I и II спортивными разрядами взрослых. Во многих школах при проведении занятий не учитываются возрастные особенности юных спортсменов, ведется форсированная подготовка, зачастую в ущерб физиологическим возможностям растущего организма.

Нередко нарушаются и требования о правильном соотношении общей и специальной физической подготовки. Средства и методы спортивной тренировки взрослых механически переносятся на работу с подростками, особенно при определении тренировочных и соревновательных нагрузок.

Чтобы избежать указанных выше недостатков, в последние годы принимаются меры к дальнейшему улучшению качества подготовки юных легкоатлетов, повышению эффективности работы ДЮСШ.

Особую значимость имеет построение тренировочного процесса на этапе начальной спортивной специализации (1, 2 год учебно-тренировочной группы ДЮСШ), где закладываются основы специальной  подготовки в избранном виде легкой атлетики.

Учитывая современные тенденции спорта, где особая роль отводится эффективности тренировочного процесса, можно говорить о необходимости дальнейшего  научно-методического обоснования этапа начальной специализированной подготовки юных спортсменов, с учетом возрастных возможностей их организма.

и содержания у них учебно-тренировочного процесса.

ОБЬЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Подготовка спортивного резерва в легкой атлетике.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Построение тренировочного процесса юных бегунов на этапе начальной спортивной специализации.

НАУЧНАЯ НОВИЗА. Акцентирование внимания на особенности построения учебно-тренировочного процесса с юными спортсменками, более четкого обоснования организации

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ.  Выдвинуто предположение о том, что выявление особенностей построения тренировочного процесса детей в беге на выносливость на этапе начальной спортивной специализации позволяет повысить его эффективность.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Повышение эффективности тренировочного процесса на этапе начальной спортивной специализации юных бегуний на выносливость.

ЗАДАЧИ:

		Изучить и оценить состояние проблемы подготовки юных бегунов на выносливость на этапе начальной спортивной специализации.

		Определить особенности построения тренировочного процесса в годичном цикле подготовки юных бегунов на выносливость.

		Разработать практические рекомендации для этапа начальной спортивной специализации юных бегунов на выносливость.


ГЛАВА 1

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

1.1 Эволюция системы подготовки бегунов на средние дистанции

Бег на средние дистанции очень популярен среди всех любителей легкой атлетики в мире .

Внимание к вопросам подготовки профессиональных спортсменов со стороны ученых и тренеров вполне понятны , так как в этих видах разыгрываемся большое количество Олимпийских медалей. Сейчас имеется большой запас знаний , который может быть основой при составлении тренировок бегуна на средним дистанции.

Основоположники системы подготовки в беге на средние дистанции, английски атлеты, делали акцент на развитие общей выносливости и поэтому тренировочный процесс проходил на невысоких скоростях и средних темповых. Около 60 процентов бегового объёма был медленный бег и 40 процентов - темповый . Значительная часть темпового бега проходила в форме контрольного бега на какой-либо из соревновательных дистанций.

Американские бегуны также разделяли основные правила английской беговой школы, но в отличии от Англии, в США большей распространенностью пользовался бег на коротких дистанциях от 100 до 800 метров. И не случайно, что методику подготовки американские средневики взяли у спринтеров. 

Эксперты считают , что дистанция 800 метров по методам тренировки ближе к 400 метров , нежели к 1500. В связи с этим специалисты рекомендовали для развития скорости использовать короткие отрезки на максимальных скоростях, а для повышения выносливости - дистанции более длинные, чем соревновательная.

И Американская ориентация на скорость, и английская  на выносливость оказали большое влияние на развитие методики в беге на выносливость в Европе.

Значительная часть Европейских тренеров во все времена полагали, что результаты на средних дистанциях в основном зависят не от скорости, а от выносливости.

Австралийские тренера после научных исследований выявили , что основной задачей является развитие специальной выносливости, но только через общую выносливость. Данная методика является более лучшим средством развития внутренних органов систем организма. 

Если использовать данную методику, то общее количество микроскопических кровеносных сосудов( капилляров) повышается в несколько раз. Данная система подготовки имеет три этапа подготовки. Первые 4 месяца объём бега должен составлять 2560 км ( 160 км в 1 неделю). Далее 3 месяца развития специальной выносливости и 1 месяц - скорости. 

Шведские специалисты разработали и использовали свой метод тренировки , получивший название фартлек, то есть бег по пересечённой местности с периодическим изменением скорости. 

Смена одной формы работы на другой , а также изменение скоростей позволило исполнить большие нагрузки с меньшей утомляемостью нервной системы.

Немецкие ученые так же сделали значительный вклад в развитие современного метода тренировки , применительно к средним дистанциям , которые исследовали и обосновали интервальный метод ( продолжительный переменный бег на коротких отрезках). Но бессистемное применение данного метода некоторыми бегунами привело в конечном итоге к отрицательным результатам. 

Более того, стало понятно, что в большом объеме и с высокой интенсивностью интервальный метод пойдёт на пользу только бегунам имеющим хорошую подготовку, да и то недолго. Так же стало известно, что связанное с гипоксией , нарушение белкового обмена было причиной значительной части травм опорно-двигательного аппарата. 

Отечественные специалисты пришли к выводу , что данное мнение не соответствует истинному значению интервального метода для бегунов на выносливость. Практика показала, что лучших результатов можно достичь , лишь используя комплекс методов, в котором определенное место занимает интервальный бег. 

Все эти исследования и методики зарубежных специалистов 30-60 годов оказали большое влияние на развитие отечественной школы среднивиков. Делаются предположения о том , что специализация в беге должна предшествовать многоборная подготовка, кругло годичность в тренировочном процессе. Делается большой акцент на бег с соревновательной скоростью, как лучшему средству выработки чувства темпа специальной выносливости.

Исходя из этого, эволюцию методов тренировки можно разделить на три периода.

Первый период характеризуется сравнительно небольшим объемом тренировочных нагрузок и преимущественным применением непрерывного бега, бега на соревновательной дистанции несколько превышающей соревновательную.

Во втором периоде произошла дифференциация методов тренировки, появилось понятие "объем" и "интенсивность" нагрузок, было разработано большинство средств и методов тренировки, которые взяты на вооружение современной системой подготовки высококвалифицированных бегунов на средние дистанции. И в тоже время разрозненность в использовании передовых методов доказано их однобокость.

Третий период - период совершенствования методов в беге на средние дистанции, комплексность их использования. Это период научного обоснования методов тренировки, интернационализации и унификации различных тренировочных систем. Он начался в конце 60-х годов и продолжается по настоящее время.

К настоящему моменту специалисты высказывают мнение, что дальнейший путь повышения спортивного мастерства бегунов на средние дистанции будет тесно связан с варьированием средств и методов подготовки.

Однако в этом направлении имеются немногочисленные научные данные. Для выработки стройной и более четкой системы подготовки бегунов на средние дистанции необходимо проводить дополнительные исследования.



 Цели и задачи этапа начальной спортивной специализации.

Целью этапа начальной спортивной специализации является создание базовой основы разносторонней физической и психической подготовленности для выполнения объемных тренировочных нагрузок, предусмотренных программными требованиями этапа подготовки в беге на выносливость.

Этап начальной спортивной специализации – один из наиболее важных, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения спортивным мастерством в выбранном виде. Однако здесь, как ни на каком этапе подготовки, имеется опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма. Дело в том, что у детей этого возраста существует отставание в развитии отдельных вегетативных функций организма.

В последние годы все больше приверженцев находит точка зрения, в которой выражается мысль, что уже на этапе начальной спортивной специализации наряду с применением различных видов спорта, подвижных и спортивных игр следует включать в программу занятий комплексы специально-подготовленных упражнений, близких по структуре к легкоатлетическим видам. Причем воздействие этих упражнений должно быть направлено на дальнейшее развитие физических качеств, имеющих важное значение в избранном виде легкой атлетики.

Задачи этого этапа: 

Укрепление здоровья и всесторонне развитие детей;

		Постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде легкой атлетики;

Обучение технике видов легкой атлетики;

		Повышение уровня физической подготовки на основе проведения многоборной подготовки в легкой атлетике;

		Отбор перспективных юных легкоатлетов для дальнейших занятий спортом.

Факторы, ограничивающие нагрузку:

Недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;

Возрастные особенности физического развития;

Недостаточный общий объем двигательных умений.

Основные средства:

Бег на различные дистанции с различной интенсивностью;

Подвижные игры и игровые упражнения;

Общеразвивающие упражнения;

Элементы акробатики (кувырки, повороты и др.);

Всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;

Метание (легкоатлетических снарядов, набивных мячей и др.);

Скоростно-силовые упражнения (отдельные и в виде комплексов);

		Гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки;

Упражнения с использованием тренировочных устройств;

		Комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (задание на дом).

Основные методы выполнения упражнений:

Игровой;

Повторный;

Равномерный;

Круговой;

Контрольный;

Соревновательный.


 Специализированные двигательные навыки юных легкоатлетов должны формироваться параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха в избранном виде легкой атлетики. С самого начала занятий юным спортсменам необходимо овладевать основами техники целостного упражнения, а не отдельных его частей. Обучение основам техники видов легкой атлетики целесообразно проводить в облегченных условиях.

Одной из задач занятий спортом на первом году является овладение основами техники, а также освоение специальных подготовительных упражнений, способствующих более эффективному обучению технике отдельных видов легкой атлетики. При этом процесс обучения должен проходить концентрированно, без больших пауз, то есть перерыв между занятиями не должен превышать трех дней. Всего на обучение каждому виду легкой атлетики нужно отдавать 15-20 занятий (30-35 минут в каждом).

Эффективность обучения легкоатлетическим упражнениям находится в прямой зависимости от уровня развития физических качеств детей. Применение на начальном этапе занятий легкой атлетикой в значительном объеме упражнений скоростно-силового характера, направленных на развитие быстроты и силы, способствует более успешному формированию и закреплению двигательных навыков, развитию необходимых для легкоатлета физических качеств. Игровая форма выполнения упражнений соответствует возрастным особенностям детей 11-13 лет и позволяет успешно осуществить начальную спортивную подготовку юных легкоатлетов.

Контроль на этапе начальной спортивной специализации используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Он должен быть комплексным, проводиться регулярно и своевременно, основываться на объективных и количественных критериях.

Контроль эффективности технической подготовки осуществляется, как правило, тренером.

Для определения технической подготовки целесообразно ввести в практику контрольные упражнения, посредством которых следует оценивать выполнения техники отдельных видов легкой атлетики по элементам.

Контроль за эффективностью физической подготовки проверяется с помощью специальных контрольных упражнений – тестов, характеризующих уровень развития физических качеств. Исходя из результатов научных исследований ВНИИФКа и личного опыта автора, можно рекомендовать следующий комплекс упражнений:

		Бег на 30 и 60 м с низкого старта (для определения быстроты);

			Прыжки в длину с места, пятерной с места, в высоту с места (контроль за скоростно-силовыми способностями);

		Измерение становой силы и силы отдельных мышечных групп (для определения силы);

		Бег на 200 или 300 м (для определения выносливости).

При планировании контрольных испытаний рекомендуется следующий порядок: в первый день – испытания на скорость, во второй на силу и выносливость.

Особое внимание уделяют соблюдению одинаковых условий в контроле. Имеется в виду время дня, прием пищи, предшествующая нагрузка, погода, разминка, и т.д.

Контрольные испытания лучше проводить в торжественной соревновательной обстановке.


 Врачебный контроль за юными легкоатлетами предусматривает:

Углубленное медицинское обследование (2 раза в год);

Медицинское обследование перед соревнованиями;

Этапное медицинское обследование;

			Врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочных занятий;

			Санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами тренировок и соревнований, одеждой, обувью;

			Контроль за выполнением юными легкоатлетами рекомендаций врача по состоянию здоровья, режима тренировок и отдыха.

Врачебный контроль предусматривает главное и принципиальное положение – допуск к тренировкам и соревнованиям здоровых детей.

Определение функционального состояния и работоспособности юных спортсменов выясняется на основе функциональных проб с точным дозированием нагрузок. К ним относятся: степ-тест, бег по тредбану, велоэгрометрическая нагрузка, бег на различных отрезках с определенными интервалами отдыха и т.д.

Невозможно достигнуть в будущем высоких стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. На данном этапе тренировки значительно увеличивается число соревнований в году. Кроме контрольных соревнований (в виде контрольно-педагогических испытаний) и участие в других видах спорта, юные спортсмены должны соревноваться в видах легкой атлетики.

Программа соревнований, их периодичность, возраст участников должны строго соответствовать действующим правилам соревнований по легкой атлетике и допустимым нормам нагрузки.

Соотношение средств на физическую и психическую подготовку юных бегуний на выносливость на учебно-тренировочном этапе представлена в таблице 1.







Таблица 1.

Соотношение средств на физическую и техническую подготовку на учебно-тренировочном этапе (в %)

№

п/п



Средства подготовки

Учебно-тренировочный этап





1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

1.

Специальная физическая подготовка

20-25

25-30

30-50

50-60

2.

Техническая подготовка

5-10

5-15

5

5

3.

Общая физическая подготовка

65-75

55-70

45-65

35-45



Виды соревнований и их количество по годам обучения юных бегуний на учебно-тренировочном этапе представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле (количество соревнований)

№

п/п



Виды соревнований

Учебно-тренировочный этап





1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

1.

Основные 

4-6

4-6

8-10

8-10

2.

Смежные 

6-8

6-8

6-10

6-10

3.

Кроссовые 

4-6

4-6

6-8

6-8











Для достижения высоких результатов в беге на средние и длинные дистанции спортсмены должны обладать высокой скоростью бега и хорошей технической и функциональной подготовленностью. Кардио-респираторная система должна обеспечивать огромную работоспособность спортсмена. Потребление кислорода доходит до 6 л/мин (льготная вентиляция 180-190 л/мин), ЧСС достигает 240 уд/мин. сердце перекачивает в минуту 35-40 литров крови. Для такой производительности кардио-респираторной системы необходимо 7-9 лет целенаправленной работы с постепенным повышением нагрузки как аэробного, так и анаэробного характера. Важно помнить, что бег умеренной мощности в аэробном режиме ведет к увеличению объема сердца и улучшению периферического кровоснабжения, работа большей мощности – темповые кроссы, отрезки свыше 800 м в смешанном режиме развивают экономизацию обменных процессов; работа субмаксимальной мощности в анаэробном режиме (отрезки до 400 м) развивает капилляризацию, ведет к разрастанию мелких сосудов и капилляров. (В.Ф. Костюченко, 1996).

Подготовительный процесс девушек имеет свое различите из-за биологических особенностях женского организма, в частности , особенностями прохождения овариально-менструального цикла (ОМЦ), и тренеру нужно учитывать и вносить изменения в план подготовки. Поэтому при определение направленности , объёма и интенсивности тренировочных нагрузок нужно знать динамику функционального и психо-эмоционального состояния бегуньи, а так же уровень изменения физической работоспособности в период протекания ОМЦ.

В этой связи бегуньи на выносливость подразделяются на три характерные группы.

Первая группа-физические показатели во время менструальной фазы повышены по отношению к другим фазам цикла. Бегуньи, которые относят к этой группе , хорошо переносят тренировочные нагрузки, поэтому нет необходимости ограничивать их в тренировочном процессе. Участвуя в состязаниях, они могут показать лучшие , порой и рекордные для себя результаты. 

Вторая группа - физические показатели относительно стабильны вовремя менструальной фазы, из-за этого можно проводить тренировки без особых изменений. Но все таки нужно ограничить работу скоростно-силового характера (прыжковые упражнения с отягощениями, спринт ) 

Третья группа- физические показатели во время менструального цикла резко снижается. 

Спортсменки данной группы в этот период отличаются неуравновешенностью поведения, обидчивы, впечатлительны, в тренировочном процессе этих спортсменок необходимо ограничивать работу скоростно-силового характера (прыжковые упражнения, упражнения с отягощениями, спринт) либо полностью, либо большей частью исключать первый и второй день фазы менструации. Основу тренировочного процесса в этот период составляют нагрузки в аэробном режиме.

 

	Для полноценной и качественной организации тренировочного процесса в беге на выносливость необходимо иметь четкое представление, характеризующее выносливость.


 Характеристика выносливости как «физического качества».

Под выносливостью понимают возможности человека, обеспечивающие ему длительное выполнение какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности. Видов выносливости очень много: скоростная, силовая, локальная, региональная и глобальная, статическая и динамическая, сердечно-сосудистая и мышечная, а также общая и специальная, эмоциональная, игровая, дистанционная, координационная, прыжковая и т.д. (В.И. Лях, 2000).

Факторы, определяющие развитие выносливости:

- биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которыми располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы;

- факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. С точки зрения биомеханики, экономичность выполнения работы зависит от уровня владения техникой (например, бега на лыжах, плавания), а также выбора рациональной тактики преодоления дистанции;

- факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде. От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление;

- личностно-психические факторы оказывают сильное влияние на выносливость человека. К ним можно отнести мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, такие  волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма.

Исследования отечественных и зарубежных авторов показывают, что аэробная (общая) выносливость средне-сильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициенты наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор явно воздействует на развитие анаэробных возможностей организма.

Поэтому качество выносливости по своей структуре, методам измерения и методикам тренировки является более сложным в сравнении с такими двигательными способностями, как скоростные, силовые, гибкость.

В теории и методике спортивной тренировки понятие общей выносливости тесно связано с аэробными возможностями организма спортсмена. Повышение их у начинающих спортсменов позитивно сказывается на росте их квалификации, причем не только у тех, кто специализируется на средних и длинных дистанциях циклических видов спорта, где высокий уровень аэробных возможностей – одна из главных предпосылок успеха.

Следует различать два вида выносливости: общую и специальную. Прирост общей выносливости у девочек прекращается значительно раньше, чем у мальчиков, соответственно в 12-13 и 16-17 лет. Следует, однако, подчеркнуть, что эти естественные возрастные предпосылки развития общей выносливости, у детей, не занимающихся спортом.

Уровень аэробных возможностей уже в подростковом возрасте приближается к показателям взрослых, а уровень анаэробных – лишь к верхней границе юношеского возраста.

Общей называют выносливость, проявляемую во время относительно длительной работы умеренной интенсивности с использованием всего мышечного аппарата. Она может складываться как итоговый результат развития конкретных типов специальной выносливости и определяется функциональными возможностями вегетативных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.), поэтому ее еще называют общей аэробной. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости. Под специальной выносливостью понимают выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности (Ф.П. Суслов, 1997).

Как известно, общая выносливость преимущественно зависит от функциональных возможностей вегетативных систем организма, в особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Иначе говоря, физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности человека.

Выносливость – комплексное качество, большинство составляющих ее компонентов являются общими для всех проявлений в различных спортивных дисциплинах. При этом долевое соотношение различных компонентов между собой и определяет специфику выносливости в каждой спортивной дисциплине. В видах спорта на выносливость проявляются возможности всех энергосистем, экономизация и личностные качества. Специальная (специфическая) выносливость - это способность человека противостоять утомлению в условиях специфических нагрузок, особенно при максимальной мобилизации функциональных возможностей организма для достижения в избранном виде спорта. Эту способность спортсмен проявляет на тренировке при выполнении специфических тренировочных упражнений (Л. П. Матвеев, 1977).

Специальная выносливость - способность противостоять утомлению в условиях специфических нагрузок, особенно при максимальной мобилизации функциональных возможностей организма.

Под специальной выносливостью понимают выносливость по отношению к определённой двигательной деятельности. Развитие выносливости этого вида обеспечивается специфическими изменениями в организме при длительном выполнении специальных физических упражнений (В.И. Лях, 1998) .

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей (например, силовых, координационных). Понижая или увеличивая интенсивность в том или ином виде двигательной деятельности, мы тем самым задаём необходимую длительность работы и воздействуем на системы организма, обеспечивающие проявление общей и специальной выносливости. Например, с помощью бега со скоростью, не превышающей  60%  от индивидуально максимальной, и длительностью более 10 мин., добиваются преимущественно развития общей, а при интенсивности бега  65-95%  от максимальной и длительностью от 8 до 45сек. - специальной (скоростной) выносливости (В. И. Лях, 1998).

Типами специальной (специфической) выносливости, на развитие которых тренеру необходимо обратить особое внимание, являются скоростная, силовая, координационная (В. И. Лях, 1998).

Н. Г. Озолин (2002) считает, скоростная выносливость, проявляется в двигательной деятельности, когда от человека требуется удержать максимальную или субмаксимальную интенсивность работы (скорость или темп движений), либо такое соотношение скоростей, например, на первой и второй половине дистанции, при котором дистанция преодолевается в полную силу. Физиологической основой скоростной выносливости являются анаэробные возможности организма с обеими их фазами - алактатной и гликолитической. Мощность упражнений при такой работе достигает 85-98% от максимальной. Продолжительность работы может быть 8-45 секунд (максимальная интенсивность) или 45-120 секунд (субмаксимальная интенсивность).

Например максимальная скорость бега у юных спортсменов 13-14 лет равна в среднем 6,3 - 6,5 м/сек., то скорость бега в зоне субмаксимальной нагрузки будет 5,4 м/сек. Разновидностью скоростной выносливости является спринтерская выносливость, проявляемая в беге на средние дистанции.

Силовая выносливость по мнению Ляха (1998), представляет собой способность противостоять утомлению в мышечной работе, требующей значительных силовых напряжений. Например, о проявлении силовой выносливости можно говорить, если юный спортсмен совершает упражнения «до отказа» с внешним отягощением, составляющим не менее 30% от индивидуально максимального.

Под координационной выносливостью понимают способность противостоять утомлению в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требования к координационным способностям человека. Например, юный спортсмен её проявляет при неоднократном выполнении координационно-сложных технико-тактических действий в спортивных играх или единоборствах, в процессе длительного выполнения гимнастических упражнений, требующих от него индивидуально высокого уровня координационных возможностей (игровые упражнения и игры) (Л. П. Матвеев, 1977).

Методические аспекты повышения координационной выносливости разнообразны. Например, практикуют удлинение комбинации, сокращают интервалы отдыха, повторяют комбинации без отдыха между ними (Ж. К. Холодов, 2001).

Ж. К. Холодов и В. С. Кузнецов (2000) классифицируют специальную выносливость по следующим признакам:

- двигательное действие, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость, статическая выносливость);

- двигательная деятельность, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость);

- взаимодействие с другими физическими качествами (способностями), необходимое для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).

Различные виды и типы выносливости независимы или мало зависят друг от друга (Н. Г. Озолин, 1979). Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной. Высокая выносливость в плавании не гарантирует такую же выносливость в гимнастике. Другое дело - аэробные возможности организма, которые малоспецифичны и от внешней формы движения не зависят явно. Повысил юный спортсмен уровень своих аэробных возможностей, допустим, в беге, и это улучшение скажется на выполнении других движений - в ходьбе, гребле, передвижении на лыжах или коньках (В. И. Лях, 1998).


 1.4	Ведущие факторы подготовки юных легкоатлетов к бегу на выносливость.

Структура спортивной деятельности весьма сложна и многообразна, так как каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям юных спортсменов. Поэтому необходимо комплексное изучение существенных для определенного вида спорта факторов, определяющих успех спортивной специализации на этапах многолетней подготовки (В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, В.Г. Бауэр, 2005).

Вопрос о том , на чем должна основываться система многолетней подготовки, методологически очень важен. Очевидно, что это положение в равной степени принадлежит к любому методическому подхожу, реализуемому в тренировочном процессе- унифицированному, дифференцированному или индивидуальному. 

Из множественных критериев эффективной спортивной подготовки, предлагаемых профессионалами, целями юношеского спорта соответствуют следующие положения:

приобретение высокой спортивной результативности в оптимальные возрастные периоды; 

Выявление и учёт ведущих факторов, определяющих уровень спортивного мастерства на этапах многолетней подготовки;

Адекватность тренирующих воздействий адаптационным возможностям организма юного спортсмена

Второе и третье положения несут информационную нагрузку и имеют большее значение при реализации дифференцированного подхода - универсального метода построения тренировочного плана, позволяющего учесть как типологические особенности юных бегунов, так и индивидуальные двигательные возможности. 

В ходе выявления функционирования сложных многокомпонентных систем экспериментатор часто не может проследить взаимовлияние различных показателей. При большой информации возникает найти  главные параметры, выявляющие суть изучаемого явления. Эту задачу решают методы фактурного анализа, позволяющие найти подходящую структуру факторов и в компактной форме показать более важные стороны объекта.

Первые результаты тестирования спортсменов дают лишь некоторую информацию о свойствах систем организма, обеспечивающих специфическую работу. При этом часть показателей иногда бывает взаимно обусловлена, что влечёт их информационное дублирование. 

Перестановка схожих признаков и объединение в отдельные компоненты позволяет не только применять их в к.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%