VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретический анализ проблемы межличностных отношений и профессионально – деятельностного общения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000795
Тема: Теоретический анализ проблемы межличностных отношений и профессионально – деятельностного общения
Содержание
     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность. Пожары, вызванные стихийными бедствиями, техногенными катастрофами, межнациональными конфликтами и прочими происшествиями, к сожалению все чаще становятся реалиями современной жизни. Общество ощущает потребность в росте числа специалистов, способных работать в экстремальных условиях. Ответом на этот социальный заказ стало, наряду с деятельностью пожарно-спасательных отрядов МЧС, возникновение команд добровольных пожарных формирований (ДПК).
     Деятельность специалистов ДПК весьма специфична. Во многом ее успешность зависит от умения участников ликвидации пожара эффективно взаимодействовать в команде. Под взаимодействием в психологии обычно понимают «процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь» [23]. Существенное влияние на эффективность совместной деятельности оказывают особенности профессионально-делового взаимодействия, которые в значительной мере определяются деятельностной взаимосвязанностью членов ДПК, своеобразием сочетания их психологических характеристик, а также уровнем подготовки сотрудников добровольных пожарных формирований.
     Интенсивные исследования деятельности человека в трудных ситуациях начались со второй половины 50-х годов. Объектом исследования становится психика в «экстремальных ситуациях», «проблемных ситуациях», «напряженных ситуациях», «ситуациях стресса» (В. Вилюнас, Б. Вяткин, Ф. Горбов, М. Дьяченко, В. Марищук, В. Мерлин, М. Матова, Н. Наенко, С. Съедин, Б. Шведин).
     В настоящее время существует большое количество психологических исследований, посвященных различным аспектам проблемы межличностных отношений. Изучением межличностных отношений на межэтническом уровне занимались Л. Анерт, М.И. Воловикова, Л.Р. Голдберг, В.В. Знаков, А.Г. Шмелев, А.И. Егорова и другие, которые в своих исследованиях обратили внимание на влияние межнациональных различий на характер межличностных отношений.
     Роль и место межличностных отношений в образовательном пространстве подчеркивали А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Н.Е. Колызаева, И.С. Кон, В.А. Лосенков, Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко, Т.С. Кошманова, Н.В. Кузьмина и другие.
     Стилевые особенности межличностного взаимодействия исследовали Т.Е. Аргентова, Г.А. Берулава, Л.И. Вассерман, В.А. Горянина,Е.А. Климов, В.Н. Куницына, В.В. Латынов, В.С. Мерлин и другие.
     Анализ межличностных семейных отношений проводили А.Н. Волкова, В.П. Левкович, А.Е. Личко, Т.М. Мишина, А.Н. Обозова, Т.Г. Рыбакова, В.А. Смехов, Т. М. Трапезникова, А.М. Шершевский, Э.Г. Эйдмиллер, В.В. Юстицкий и другие.
     Исследование межличностных отношений на основе деятельностного подхода осуществляли Е.В. Залюбовская, Н.В. Кузьмина и другие.
     Разработку и экспериментальное решение проблем межличностных отношений на стыке философии и общей психологии проводил Б.Ф. Ломов, в области общей и социальной психологии Г.М. Андреева и А.В. Петровский, общей психологии, психолингвистики - А.А. Леонтьев, социальной и дифференциальной психологии – А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, межличностное восприятие исследовали А.А. Бодалев, Г. А. Ковалев и др. 
     Влияние чувств и эмоций на характер взаимоотношений между людьми изучали Д.И. Джидарьян, К.Е. Изард, И.С Кон, В.А. Лабунская, Н.Д. Левитов, К.С. Льюис, Ю.А. Менджерицкая, К. Муздыбаев, И.М. Палей и другие.
     В исследовании различных проблем психологии управления (Е.Е. Вендров, Ф. Генов, Б.Ф. Ломов, В.М. Шепельи и другие), также отмечается большая роль межличностных отношений в достижении конечного результата профессиональной деятельности, при этом психологические особенности таких отношений, в основном, обуславливается целями, задачами, и структурой конкретной профессиональной деятельности.
     Актуальность изучения проблемы профессионального взаимодействия неоднократно подчеркивалась в работах Гавриловой Т.Н., Журавлева А.Л., Ломова Б.Ф., Обозова Н.Н., Фроловой Н.П., Шороховой Е.В. и др. В то же время, вопросы, касающиеся профессионального взаимодействия в командах экстренного реагирования, остаются мало изученными. В исследованиях Т.В. Абрамова, Е.В. Бобринева, В.И. Дутова, И.Н. Ефанова, И.О. Котенёва, А.А. Кучера, СИ. Ловчан, И.В. Леви, М.И. Марьина, А.В. Матюшина, М.Н. Полякова, А. П. Самонова, О.Г. Фатхи, С.К. Шойгу  психологические особенности профессиональной деятельности пожарных, рассматривались в основном в связи с различными аспектами адаптации личности к экстремальным условиям деятельности. В связи с этим возникает потребность в изучении особенностей профессионального взаимодействия пожарных, в частности сотрудников добровольных пожарных формирований. Так как изучение особенностей профессионального взаимодействия сотрудников ДПК даст возможность определить пути оптимизации их деятельности и повысить ее эффективность.
     Исходя из этого, цель исследования заключается в изучении особенностей межличностных отношений, ориентационного стиля профессионально-деятельностного общения и стиля межличностного взаимодействия у сотрудников добровольных пожарных формирований.
     Объектом исследования является команда добровольных пожарных-спасателей ДГТУ в количестве 16 человек со стажем работы в отряде спасателей от 3 – 3,5лет. И группа студентов инженерно-технических специальностей ДГТУ, не имеющие опыта работы в отряде  пожарных-спасателей  в количестве 16 человек.
     Предметом выступают особенности межличностных отношений, ориентационного стиля профессионально-деятельностного общения и стиля межличностного взаимодействия у сотрудников добровольных пожарных формирований.
          Гипотеза исследования основана на предположении, что существуют специфические особенности в межличностных отношениях, ориентационном стиле профессионально-деятельностного общения и стиле межличностного взаимодействия характерные для сотрудников добровольных пожарных формирований.
     В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены его задачи:
     Теоретические задачи:
     1. Проанализировать проблему изучения межличностных отношений в зарубежной и отечественной науке.
     2. Провести анализ психологических подходов к изучению проблемы социально-психологического взаимодействия.
     3. Изучить специфику социально-психологического взаимодействия в экстремальных условиях деятельности пожарных.
     Эмпирические задачи:
1. Провести эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений у сотрудников добровольных пожарных формирований и у студентов, не работающих в отряде.
2. Изучить ориентационные стили профессионально-деятельностного общения у сотрудников добровольных пожарных формирований и у студентов, не работающих в отряде.
3. Провести эмпирическое исследование стилей межличностного взаимодействия у сотрудников добровольных пожарных формирований и у студентов, не работающих в отряде.
4. Провести сравнительный анализ полученных эмпирических данных с целью выявления особенностей межличностных отношений, ориентационного стиля профессионально-деятельностного общения и стиля межличностного взаимодействия сотрудников добровольных пожарных формирований.
     Для решения поставленных задач в работе использовались следующие стандартизированные тестовые методики:
1. Опросник Т. Лири «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) адаптация Собчик Л.Н.;
2. Опросник «Ориентационные стили профессионально-деятельностного общения» Фетискин Н.П. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.;
3. Опросник «Определение стиля межличностного взаимодействия» Максимов С.В., Лобейко Ю.А.



















1 Теоретический анализ проблемы межличностных отношений и профессионально – деятельностного общения                                                  

1.1  Проблема межличностных отношений в зарубежной и отечественной науке

     В настоящее время существует большое количество психологических исследований, посвященных различным аспектам проблемы межличностных отношений. Изучением межличностных отношений на межэтническом уровне занимались Л. Анерт, М.И. Воловикова, Л.Р. Голдберг, В.В. Знаков, А.Г. Шмелев, А.И. Егорова и другие, которые в своих исследованиях обратили внимание на влияние межнациональных различий на характер межличностных отношений.
     Роль и место межличностных отношений в образовательном пространстве подчеркивали А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Н.Е. Колызаева, И.С. Кон, В.А. Лосенков, Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко, Т.С. Кошманова, Н.В. Кузьмина и другие.
     Стилевые особенности межличностного взаимодействия исследовали Т.Е. Аргентова, Г.А. Берулава, Л.И. Вассерман, В.А. Горянина,Е.А. Климов, В.Н. Куницына, В.В. Латынов, В.С. Мерлин и другие.
     Анализ межличностных семейных отношений проводили А.Н. Волкова, В.П. Левкович, А.Е. Личко, Т.М. Мишина, А.Н. Обозова, Т.Г. Рыбакова, В.А. Смехов, Т. М. Трапезникова, А.М. Шершевский, Э.Г. Эйдмиллер, В.В. Юстицкий и другие.
     Исследование межличностных отношений на основе деятельностного подхода осуществляли Е.В. Залюбовская, Н.В. Кузьмина и другие.
     Влияние чувств и эмоций на характер взаимоотношений между людьми изучали Д.И. Джидарьян, К.Е. Изард, И.С Кон, В.А. Лабунская, Н.Д. Левитов, К.С. Льюис, Ю.А. Менджерицкая, К. Муздыбаев, И.М. Палей и другие.
     В исследовании различных проблем психологии управления (Е.Е. Вендров, Ф. Генов, Б.Ф. Ломов, В.М. Шепельи и другие), также отмечается большая роль межличностных отношений в достижении конечного результата профессиональной деятельности, при этом психологические особенности таких отношений, в основном, обуславливается целями, задачами, и структурой конкретной профессиональной деятельности.
     В основе разработок отечественных психологов лежат идеи Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева о природе межличностных отношений, в которой можно выделить три составляющие: познание людьми друг друга, отношение друг другу в виде эмоционального отклика и обращение человека с человеком в процессе общения.  
     Б. Г. Ананьев рассматривает межличностные отношения как социальное и индивидуальное явление, одновременно проявляющееся в информации, коммуникации и преобразовании внутреннего мира человека, что происходит в различных конкретных ситуациях межличностных отношений. При этом он устанавливает взаимосвязь между внешними условиями и межличностным общением, а также делает попытку определить оптимальное количество общения, которое необходимо для развития личности в целом. Он рассматривал основные направления влияния отношений на формирование психического мира личности и соотношение общения с другими видами профессиональной деятельности личности   [3].
     В.Н. Мясищев рассматривал межличностные отношения как процесс взаимодействия конкретных индивидов, определенным образом влияющих друг на друга. В своих работах он проанализировал влияние условий, которые могут способствовать или препятствовать межличностным отношениям, а также их роль в развитии личности [30].
     В своих работах К.А. Альбуханова-Славская подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности [1].
     Разработку и экспериментальное решение проблем межличностных отношений на стыке философии и общей психологии проводил Б.Ф. Ломов, в области общей и социальной психологии Г.М. Андреева и А.В. Петровский, общей психологии, психолингвистики - А.А. Леонтьев, социальной и дифференциальной психологии – А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, межличностное восприятие исследовали А.А. Бодалев, Г. А. Ковалев и др. 
     В исследованиях А.А. Бодалева рассматриваются межличностные отношения, которые происходят в процессе совместной деятельности и являются ее средством. Отмечается, что в процессе официально-деловых отношений присутствуют все компоненты межличностного общения, но они приобретают характер важнейшего фактора эффективности профессиональной деятельности [10].
     В зарубежной психологии сложилось более десятка крупнейших направлений, занятых изучением межличностных отношений. Х. Блэкок и П. Уилкин разработали бихевиорильный подход, основанный на теории диадического взаимодействия.
     В работах С.Л. Рубинштейна [42] через отношения к окружающему миру выявляется сама сущность психического, выявляется родовая сущность человека. Психолог рассматривает отношения человека к человеку в двух аспектах: объективном аспекте отношения человека к человеку: «Через отношение к вещам, к человеческим предметам осуществляются взаимоотношения между людьми» [42,с.336]; субъективно-личностном аспекте — поведения по отношению к другому: «... Всегда существуют те или иные отношения, которые этот поступок реализуют» [42, с. 366].
     Для представителей субъективно-идеалистического подхода (Дж. Морено, Е. Дженнингс) в исследовании межличностных отношений характерно: психологизация внутригрупповых процессов; стремление объяснить групповые процессы индивидуально-психологическими особенностями общающихся, удовлетворенностью общением; игнорирование особенностей деятельности и вытекающих из нее межличностных связей.
     Дж. Морено считал, что в основе человеческих отношений лежит простейшая эмоциональная единица чувства — частица «теле», мощность испускания потока которой и определяет приемлемость личности для окружающих. Наличие частиц «теле» в человеке определяет его место в малой группе. Экспериментальный факт устойчивости социометрического статуса Дж. Морено объясняет свойствами личности, природу которых он сводит к частицам.
     Представители необихевиористской ориентации А. Бандура, Доллард, Г. Кели, Миллер, Д. Тибо рассматривают межличностные отношения как взаимодействие [27].
     В рамках психоаналитической ориентации 3. Фрейд, В. Байон, В. Беннис, Г. Шепард, В. Шутц понимают межличностные отношения как сущность человека, формируются под влиянием «комплекса Эдипа» [27]. В. Шутц  рассматривает межличностные отношения в своей теории «Фундаментальная ориентация межличностных отношений». Существо межличностных отношений автор раскрывает в четырех аспектах:
     — межличностные отношения имеют три потребности (потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви), эти межличностные потребности во многих отношениях аналогичны биологическим потребностям;
     — индивид во взаимоотношениях с другими реализует опыт межличностных отношений своего детства, и в зависимости от характера удовлетворения потребности в детстве взрослый человек в межличностных отношениях склонен к проявлению недостаточно социального поведения, сверхсоциального или социального поведения;
     — межличностные отношения имеют такой феномен, как совместимость;
     — в рамках группового развития межличностные отношения в своем становлении проходят ряд этапов: включения, контроля и любви.
     По мнению В. Шутца, межличностные отношения «устанавливают связь личности с ее человеческим окружением» [46, с. 168]; Сторонники символического интеракционизма (Г. Блуммер, Н. Дензин, М. Кун, Дж. Мид, А. Роуз, А. Стросс, Т. Шибутани) социальные отношения сводят к межличностным отношениям [27]. Главным для интеракционизма является не индивид, а процесс символического взаимодействия (интеракции) индивидов в обществе, которое понимается интеракционистами как система коммуникаций и межличностных отношений.
     Когнитивистское направление рассматривает межличностные отношения с точки зрения их «сбалансированности». «Деятельность» группы по приведению в «соответствие» межличностных отношений повторяет идею разрыва эмоционально-контактных отношений, складывающихся по поводу собственно деятельности группы. При рассмотрении межличностных отношений основной упор делается на когнитивную структуру (Р. Абельсон, Т. Ньюком, Ч. Осгут, М. Розенберг, П. Танненбаум, Л. Фестингер, Ф. Хай-дер). Теории С. Аша, Д. Креча, и Р. Крачфилда, использующие основные понятия когнитивизма, но не принимают идеи не соответствия.
     Д. Картрайт, Г. Харрари расширили модель межличностных отношений Ф. Хайдера и включили в модель не две личности и один объект, а любое число личностей. Они сформулировали специальную математическую теорему относительно системы межличностных отношений и определенного распределения в ней позитивных и негативных отношений. Взяв за основу теорию Ф. Хайдера, Т. Ньюком пытался перенести ее на свою теорию, где автор сводит межличностные отношения к области межличностной коммуникации [47].
     В работах У. Дуаза, Г. Джерарда, М. Хойт, Г. Тэджфел, Д. Тернер выявили очень важные механизмы межличностных отношений, основанные на формировании чувства идентичности индивида с группой.
     Проблема межличностных отношений в малой группе была в центре внимания Р. Бейлза, С. Милгрема, С. Московией, Ф. Шамбо, М. Шоу и других авторов. Большой вклад в осмысление особенностей межличностных отношений внесли: теория структурного баланса Ф. Хайдер, теория конгруэнтности Ч. Осгуд.
      Отношения между людьми склоняют исследователей к анализу межличностных отношений с использованием физических понятий Д. Хоманс и доктрине экономического человека Д. Тибо и Г. Кели [47]. Чтобы приблизиться к реальной картине мира, некоторые ученые начинают проходить обратный путь – путь усложнения модели межличностных процессов за счет включения в них все большего количества как внешних, так и внутренних переменных, влияющих на поведение людей.
     Т. Уайлдер, описывая межличностные отношения, ввел выражение «созвездие значимых»: каждый человек должен иметь 2*9 духовно близких ему людей (мужчин и женщин, среди которых старше его по возрасту, его ровесники и младше его по возрасту). Редко, а может быть никогда, эти 18 вакансий бывают, заняты одновременно: остаются незаполненные места – у некоторых многие годы, у некоторых всю жизнь есть старший или младший друг, а бывает ни одного. Чем больше вакантных мест в этом созвездии межличностных отношений, тем больше человек страдает от одиночества [23].
     Существенное влияние на развитие теории межличностного взаимодействия оказали идеи одного из основателей гуманистической психологии К. Роджерса, выделившего три основных условия диалогического общения:
     а) естественность и  спонтанность в выражении чувств и ощущений, которые возникают между партнерами в каждый конкретный момент взаимодействия;
     б) безусловно, положительное отношение к другим людям и к самому себе, забота о другом и принятие его как равноправного партнера по общению;
     в) эмпатическое понимание, умение точно и адекватно сопереживать чувствам, настроениям, мыслям другого в ходе контактов с ним [23].
     Большой вклад в осмысление особенностей межличностного общения внесли: теория структурного баланса, теория коммуникативных актов, теория конгруэнтности, теория каузальной атрибуции
     Основная идея, которая разрабатывается в первых трех теориях (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Ч. Осгуд, П. Танненбаум), в самом общем виде может быть сформулирована следующим образом: когнитивная структура воспринимающего субъекта будет сбалансированной, если она подчиняется обыденному житейскому правилу: «мы любим то, что любят наши друзья», «мы не любим то, что нравится нашим врагам».
     По мнению Ф. Хайдера [47], одного из авторов теории структурного баланса, в этих суждениях выражены представления о стремлении человека к сбалансированной когнитивной структуре. Именно потому, что аналитическая модель названных теорий включает три обязательных элемента, а именно – познающего субъекта, другого субъекта, к которому первый относится определенным образом и, наконец, объекта, по поводу которого и воспринимающий, и его партнер имеют какое-то мнение, то исследовательские ситуации по существу оказываются ситуациями межличностного взаимодействия, а задача исследователя, согласно этой теории, состоит в том, чтобы определить, какой тип отношений  между тремя обозначенными элементами дает устойчивую сбалансированную структуру, а какой вызывает ситуацию дискомфорта.
     По мнению Т. Ньюкома [46], в соответствии с теорией коммуникативных актов, сходство отношений будет порождать между ними неприязнь. Чтобы привести систему в состояние баланса, необходимо проведение переговоров, целью которых будет сближение позиции А и Б по отношению к предмету разногласий. Эта модель нашла свое применение при исследовании процессов малой коммуникации, а именно – при выяснении условий эффективности убеждающего речевого воздействия на потребителя информации.
     Важным вкладом когнитивизма в изучение межличностных отношений является исследование такого явления, как каузальная атрибуция, то есть каким образом люди интерпретируют причины поведения других людей в условиях недостаточной информации об этих причинах, а в теории межличностных отношений особое значение при этом,  придается атрибуции относительно поведения партнера по взаимодействию (Э.Джонс, К.Дэвис,  Д.Келли и др.).
     Серьезное воздействие на развитие теории межличностных отношений оказала так называемая «вторая когнитивная революция». Р. Харре и К. Герген в своих исследованиях по дискурсивной психологии и теории социального конструктивизма обратили внимание на то, что основным полем исследования становится язык, то есть изучение устной и письменной языковой коммуникации, протекающих в нормальных, естественных условиях. Основным объектом исследования становятся  участники разговора, «сообщества собеседников», при этом утверждается, что речь не просто обслуживает человеческую деятельность, но конструирует как виды деятельности, так и межличностные отношения [46].
     Особое внимание уделяется проблеме межличностной привлекательности, исследование которой представлено в работах Е. Аронсон, Е. Бершильд, Л. Ли, К. Либертан, Л. Пеплоу, Е. Уолстер и др.
     С. Дак в своих работах по социальной психологии уделял значительное внимание взаимоотношениям людей. Б.Т. Джонсон и А.Х. Игли занимались изучением причин проявления агрессивности в отношениях между людьми. А. Фейнгольд придавал большое значение анализу межличностных отношений. Р. Хоган, Г. Курфи, Д. Хоган анализировали проблему лидерства в межличностных отношениях. Х. Ким, С. Фалбе, Г. Юкл разрабатывали проблемы субординации в межличностных отношениях.
     Привлекают внимание исследования, выполненные в русле теории привязанности (Д. Боулби и М. Эйнсворт), согласно которой, в результате интериоризации отношений с объектом первичной привязанности (сначала мать, затем педагог, в дальнейшем сверстник, возлюбленный и т.д.) складываются устойчивые формы, межличностные взаимоотношения.
     К особенно интересным работам подобного рода можно отнести фундаментальный труд Х. Блэлока и М. Уилкина по формальному описанию межличностных процессов [46]. Специалист в области семейной психотерапии В. Сатир выделяет важнейшие составляющие межличностных взаимоотношений между членами семьи [46].
     В проявлениях межличностных отношений выделяют три компонента: а) когнитивный (гностический, информационный) — отражающий осознание того, что нравится или не нравится субъекту в этих отношениях; б) аффективный — выражающийся в различных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними (эмоциональные состояния, конфликтность, чувство удовлетворенности и т. п.), которые изменяются в пределах от позитивных, сближающих до индифферентных и негативных, разделяющих; в) поведенческий — реализующийся в конкретных действиях (при положительных отношениях — поведение доброжелательное, направленное на оказание помощи и продуктивное сотрудничество, при негативных — общение будет затруднено).
     Межличностные отношения не существуют вне конкретных особенностей (структуры, цели и т. п.) той или иной организации, но регулируются они в большей степени личными особенностями взаимодействующих людей. Их взаимосвязь может быть непосредственной или опосредованной и всегда сопровождается чувством удовлетворенности — неудовлетворенности друг другом. При этом если когнитивная взаимосвязь может не сопровождаться поведенческим взаимодействием, то эмоциональная взаимная зависимость — неотъемлемое условие любой связи (отношений) людей.
     При официальной организации отношений поведенческий компонент играет ведущую роль в регулировании межличностных отношений; при неофициальной организации основную регулирующую функцию выполняет эмоциональный компонент.
     Основными условиями (факторами), определяющими содержание межличностных отношений, являются: во-первых, дистанция или степень психологический близости партнеров; во-вторых, валентность или оценка отношений (позитивная, негативная, противоречивая, безразличная); в-третьих, позиция партнеров по взаимодействию (доминирование, зависимость, равенство); в-четвертых, степень знакомства (отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, родственные и др.).
     Важная роль в формировании межличностных отношений принадлежит конкретным условиям, в которых люди общаются. Прежде всего, это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), характером ситуаций (обычная или экстремальная), этнической средой, материальными ресурсами и т. д.
     Межличностные отношения могут быть оценочными (восхищение и популярность) и действенными (связанными со взаимодействием). Они детерминированы не столько объективными условиями, сколько субъективной потребностью в общении и ее удовлетворением.
     Одним из главных механизмов формирования межличностных отношений является эмпатия — способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей, сочувствовать, сопереживать им. Регулятором устойчивости, глубины, интимности межличностных отношений является взаимная привлекательность партнеров. Восприятие и понимание людьми друг друга, их поведение могут иметь широкий диапазон вариаций, но состояние удовлетворенности—неудовлетворенности является основным критерием оценки межличностных отношений.
     Развитие межличностных отношений во многом обусловливается особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики. В частности, обнаружены взаимосвязи между способностями человека и его поведением в малой группе: лица, имеющие более высокие показатели по тестам интеллекта, обычно наиболее уважаемы сверстниками, имеют более высокий социометрический статус; лидерами в малой группе, как правило, становятся люди, имеющие более высокий интеллект, чем большинство членов группы, но слишком высокая разница (свыше 30 ед. IQ) снижает вероятность доминирующего положения. Черты личности, влияющие на поведение человека в группе, довольно многообразны, — к основным из них относятся социальная чувствительность, добросовестность, межличностная ориентация, социальная и профессиональная надежность, эмоциональная устойчивость и другие [29].
     Социометрический статус является одним из самых существенных параметров положения человека в группе. Установлено, что на положение человека в группе влияют, прежде всего, приятный и аккуратный внешний вид, умственная одаренность и успехи в профессиональной деятельности; позитивно влияют такие проявления экстравертированности личности, как эмоциональная экспансивность, общительность, и негативно — интровертированность и явно выраженный нейротизм.
     Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера по общению, с ситуацией, а также выбирать соответствующий стиль отношений и корректировать его в случае необходимости.
     Изучение взаимосвязи межличностных отношений и эффективности групповой (совместной) деятельности показало, что ее характер зависит от уровня развития трудового коллектива. В высоко развитом коллективе выявлена положительная связь между коммуникативностью членов коллектива и успешностью их совместной работы, в среднеразвитых коллективах значимая связь между интенсивностью общения и групповой эффективностью отсутствует, а в слаборазвитых коллективах эта связь отрицательная.
     С позиций теории деятельностного опосредования межличностных отношений, рассматривающей их закономерности в совместной деятельности, определено, что эта деятельность, во-первых, порождает межличностные отношения ее участников; во-вторых, является средством, орудием преобразования межличностных отношений; в-третьих, реализация межличностных отношений в ходе совместной деятельности представляет собой движущую силу развития социальной группы.
     Межличностные отношения, складывающиеся в трудовом коллективе, влияют на мотивы, цели, особенности планирования, реализации и другие компоненты совместной деятельности и определяют ее важнейшие внутренние факторы, такие как сотрудничество (взаимное содействие), соперничество (соревнование), подражание, внушение, эмоциональное взаимодействие.
     В заключении следует сказать, что проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологической науке в определенной степени исследована. В настоящее время существует большое количество психологических исследований, посвященных различным аспектам проблемы межличностных отношений (межличностные отношения в образовательном пространстве, роль и место межличностных отношений, стилевые особенности межличностных отношений, влияние чувств и эмоций на межличностные отношения, межличностные отношения на межэтническом уровне, межличностные отношения в психологии управления и др.). За рубежом эта проблема анализируется в справочниках по социальной психологии. Сейчас в печати появляется много работ, в которых рассматриваются проблемы межличностных и деловых контактов (деловое общение), и даются практические рекомендации по их оптимизации. Согласно современным представлениям, социально-психологический феномен межличностных отношений оказывает существенное влияние на индивидуальную и особенно совместную деятельность, их состояние и степень развития определяются психологическими, социальными и профессиональными факторами; и, наконец, профессиональная пригодность субъекта труда обусловливается теми индивидуально-психологическими особенностями его личности, которые формируют и отражаются в характеристиках межличностных отношений.

1.2   Анализ психологических подходов к изучению проблемы социально-психологического взаимодействия

     Современная наука уделяет большое внимание вопросам, связанным с исследованием контактов между людьми. Жизнедеятельность современного общества невозможна без активного взаимодействия его членов друг с другом. Качественные и количественные характеристики взаимодействия влияют на эффективность работы во всех сферах общественной жизни. Простое и понятное на уровне обыденного сознания социальное взаимодействие теряет свою простоту на уровне теоретического осмысления его сущности, что и отражается в разнообразных концепциях социального взаимодействия.
     В различных теоретико-методологических подходах к пониманию социального взаимодействия, часто претендующих на общезначимость, акцент делается на отдельных аспектах социального механизма и структуры взаимодействия.
     Рассмотрим те концепции социального взаимодействия, которые явились теоретическим основанием понимания взаимодействия в процессе делового общения. К ним относятся символический интеракционизм, теория обмена, теория управления впечатлениями и трансактный анализ.
     Символический интеракционизм исходит из утверждения первичности межличностных взаимодействий. Основоположник символического интеракционизма, американский социолог Дж. Г. Мид выделял две ступени социального взаимодействия (интеракциоиизма):1) общение при помощи жестов; 2) символически опосредованное общение [47].
     Общение посредством жестов представляет собой как бы сокращенную, свернутую схему действия, когда по отдельному жесту (движению) можно восстановить действие в целом. Это своеобразный прообраз языка.
     Символически опосредованное взаимодействие осуществляется в основном при помощи языка и порождает примерно одинаковые реакции при общении с любым индивидом; позволяет ставить себя на место другого; позволяет видеть себя глазами другого человека.
     Дж. Г. Мид считал, что возникновение символического интеракционизма между людьми можно объяснить функционально (необходимостью координировать поведение людей, так как у них нет надежных инстинктов), а также антропологически (способностью человека к созданию и использованию символов).
     Однако значимые символы, прежде всего язык, могут выполнять свою координирующую функцию только в том случае, если они становятся достоянием группы. Однако следует учитывать, что на самом деле партнеры по общению никогда не говорят на совершенно одинаковом языке. Это часто приводит к ситуации недопонимания или ошибочного понимания и в результате – к нарушению взаимодействия.
     Подобное нарушение можно исправить с помощью метакоммуникации или такого общения, в процессе которого партнеры сравнивают смысл употребляемых ими понятий и вырабатывают общую систему значений.
     Центральная идея данной концепции заключается в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями. Механизмом этого формирования является установление контроля действий личности над теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих.
     Отметим основные положения символического интеракционизма, значимые для понимания взаимодействия в деловом общении:1) взаимодействие между людьми представляет собой непрерывный диалог, в процессе которого участники взаимодействия наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них; 2) в процессе взаимодействия люди ставят себя на место другого человека, приспосабливают свое поведение к ожиданиям и действиям других людей [47].
     Слабость концепции символического интеракционизма заключается в том, что она по существу не различает в общении двух таких сторон, как обмен информацией и организация совместной деятельности. Неслучайно многие приверженцы этой школы употребляют понятие «коммуникация» и «интеракция» как синонимы.
     Сторонники символического интеракционизма стремились в основном раскрыть ментальные основы механизма общения и взаимодействия, т.е. дать ответ на вопрос, как осуществляется взаимодействие, какова его психико-символическая основа.
     Для социологических и социально-психологических исследований не меньшее значение имеют и вопросы о том, что заставляет людей вступать во взаимодействие и чем определяется ценность и необходимость самого взаимодействия. На эти вопросы обратили внимание сторонники концепции обмена, которые рассматривают процесс межличностного взаимодействия как процесс обмена ценностями в структуре малой группы.
     Теория обмена представляет попытку применить принципы бихевиоризма в совокупности с другими идеями к задачам социологии. Хотя теория обмена зародилась довольно давно, пик ее в 1950–1960-х гг. был связан с именем Дж. Хоманса. Ученый попытался дать психологическо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.