VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психологические особенности самооценки подростков из полных и неполных семей

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W009102
Тема: Психологические особенности самооценки подростков из полных и неполных семей
Содержание
Суходолова Е.В.,

г. Оренбург;

 Николаева Наталья Анатольевна,

к. пс. н., доцент кафедры возрастной

 и педагогической психологии



Психологические особенности самооценки подростков из полных и неполных семей

Аннотация. Данная статья посвящена изучению самооценки подростков из полных и неполных семей. В статье рассматриваются уровневые характеристики самооценки подростков из семей разного типа.

Проблема изучения личностного развития детей подросткового возраста всегда вызывала интерес исследователей, поскольку этот период является  переходным от детства к взрослости. В настоящее время вопрос о личности подростков, воспитывающихся в неполных семьях приобретает все большую актуальность. Как утверждают специалисты, у детей из  неполных семей чаще встречается неадекватный  уровень самооценки,  как  правило  – заниженный, что может способствовать в дальнейшем искажению личностного развития. 

Самооценка – это отношение к себе, представление человека о себе. Различают адекватную, завышенную и заниженную самооценку [2, с. 348].  Многими авторами отмечается, что подростковый возраст является напряженным в формировании самооценки. Особую роль они отводят семье, как главному институту воспитания, указывая, что семейные отношения влияют на становление личности ребенка. В психологической литературе (И.В.Дубровина, К. Левин, К. Роджерс, В.В.Столин и др.) рассматриваются проблемы самооценки подростков из семей разного типа  [7]. 

Неполная семья характеризуется наличием одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Можно выделить несколько разновидностей неполных семей: разведенная семья, осиротевшая семья, мать-одиночка с ребенком [1]. Для полноценного развития ребенку необходим пример обоих родителей. По мнению французских психологов, функцией матери является любовь к ребенку, отец представляет собой авторитетную фигуру [4]. 

Установлено, что эмоциональный климат неполных семей часто отличается конфликтностью и эмоциональной нестабильностью. Для многих типов неполной семьи характерны нарушения гармоничного развития интеллектуальной сферы подростков, затрудняется общение подростков с противоположным полом, формируется избыточная привязанность к матери или отцу [5, с. 40].

Из рассмотренного выше следует, что подросткам из полных семей характерно позитивное отношение к себе, ощущение ценности собственной личности, положительная оценка себя [6, с.112]. Заметим так же, если отношения в семье хорошие, родители всегда поддерживают детей, тогда у детей наблюдается адекватная или даже завышенная самооценка.  Если же отношения в семье плохие, родители упрекают детей, указывают на их ошибки, то уровень самооценки детей, соответственно, будет низким [3, с. 290].

Таким образом, большинство исследователей говорит о том, что существует тесная связь уровня самооценки подростка и типа семьи.

Нами было проведено исследование на базе средней школы №31 г. Оренбурга. Диагностика проводилась при помощи методики Дембо-Рубинштейн, модификация А. М. Прихожан [8]. В исследовании приняло участие 40 подростков – 18 девочек и 22 мальчика, в возрасте 12-13 лет. Из них 18 человек – это ребята из неполных семей. 

Результаты диагностики самооценки обучающихся представлены в таблице (таблица 1). 

Таблица 1

Результаты методики Дембо-Рубинштейн (в процентах от общего количества детей в каждой группе)

Баллы, соответствующие критериям методики

Подростки из полных семей

Подростки из неполных семей

Ниже 45 (заниженная самооценка)

3 (13,6 %)

11 (61, 2 %)

От 45 до 74 (адекватная самооценка)

14 (63,7 %)

5  (27,7 %)

От 75 до 100 (завышенная самооценка)

5 (22,7 %)

2 (11,1 %)

В ходе исследования было выяснено, что практически 61 % детей из неполных семей имеют заниженный уровень самооценки. Однако не у всех детей из полных семей выявлены показатели адекватной или завышенной самооценки. У 14 % ребят уровень самооценки оказался заниженным. На наш взгляд, это, в целом, подчеркивает кризисность подросткового возраста. 

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что наше предположение о заниженном уровне самооценки подростков из неполных семей подтвердилось. Вместе с тем, причиной заниженной самооценки служит, прежде всего, педагогическая несостоятельность семьи в решении воспитательных задач, что может быть вызвано, в частности, как отсутствием в семье одного из родителей, так и многими другими причинами.

Мы согласны с мнением специалистов (А.И Захаров, Л.А.Кулик, А.С.Новоселова и др.) о том, что родителям следует проявлять больше внимания по отношению к подростку, укреплять его веру в себя, чаще хвалить и осуществлять родительский контроль ненавязчивыми средствами, так, чтобы ребенок чувствовал уверенность в себе и учился понимать свою ответственность. При соблюдении этих правил можно повысить уровень самооценки подростка, тем самым способствуя его дальнейшему личностному развитию.

Литература

Дальто Ф. У. На стороне подростка. – М.: Аграф, 1997. – 278 с.

Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Зерцало, 2006. – 348 с.

Кулик Л. А. Семейное воспитание. – М.: Просвещение, 2005.– 290 с.

Лысогорская М. В. Типы родительской семьи и особенности внутриличностного ценностного конфликта у подростков: автреф. дис.... канд. психол. наук / М. В. Лысогорская. - Ярославль, 2001 - 18 с.

Новоселова А. С. Внушение как один из способов ранней профилактики педагогической запущенности подростков // Ранняя профилактика правонарушений несовершеннолетних. –М.: БЕК, 2007.– с. 39-45.

Михеева И.Н. Я - концепция и конфликт в сфере нравственной жизни личности. Самосознание и защитные механизмы личности/ И.Н. Михеева. – Самара: Дом «Бахрах», 2003. - 112 с.

Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб.: Речь, 2000.

Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И. В. Дубровина (отв.ред.) и др. — М.: изд. АПН СССР, 1988........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%