- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности девиантного поведения у подростков с различным типом акцентуаций характера
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001642 |
Тема: | Особенности девиантного поведения у подростков с различным типом акцентуаций характера |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Хмелева Ксения Александровна ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Особенности девиантного поведения у подростков с различным типом акцентуаций характера. Допущен к защите: Научный руководитель: зав. кафедрой педагогики и кандидат педагогических наук, педагогической психологии, доцент к.психол.наук, доцент Сунцова А.С. Вострокнутова Т.Ф. _______________________ ________________________ Ижевск 2016 Содержание Введение Глава 1. Характеристика и особенности подросткового возраста 1.1 Подростковый возраст и его особенности 1.2. Предпосылки девиации в подростковом возрасте 1.3. Акцентуации – временные изменения характера в подростковом возрасте. 1.4. Классификация типов акцентуаций характера. Глава 2. Исследование выявления особенности девиантного поведения у подростков с различным типом акцентуаций характера. 2.1. Постановка задачи и методы исследования 2.2. Анализ результатов исследования. Заключение Список литературы Приложение Введение В любом социальном обществе существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, правила, по которым это общество живет. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда будет присутствовать в человеческом обществе. Всегда будут существовать люди, называемые девиантами, те, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут. Разные социальные общества отличаются друг от друга степенью социального отклонения, в разных социальных обществах может быть разное количество индивидов попадающих под определение «девианты». Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Социальная норма – необходимый, устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Немаловажную роль играет диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние. У большинства подростков отдельные черты характера чрезмерно усилены (психологи говорят о таких особо усиленных чертах вслед за Леонгардом как акцентуация характера), появляется избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Иными словами, для человека, имеющего определённую акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствует растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже испытывает прилив сил и бодрости. Нарушения поведения у подростков стали чрезвычайно актуальной проблемой в последние десятилетия. Их относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретающие патологический характер, обусловлены наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилeны, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Проблема акцентуации характера у подростков является актуальной научно-практической проблемой социальной психологии. Это обусловлено, во-первых, тем, что формирование новых рыночных отношений в нашей стране ведет к преобразованию важнейших институтов социализации – семьи, школы, прежде всего, отражаясь на вступающем в жизнь поколении, от которого зависит будущее нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие. Молодое поколение особенно остро и болезненно реагирует на конфликтную социальную обстановку. В этой ситуации молодежи нужна особая психологическая и педагогическая поддержка. Психологу необходимо владеть фактическим материалом о причинах, последствиях и особенностях протекания девиантного поведения у школьников разного возраста и на его основе реализовать технологии по формированию конфликтной культуры молодого поколения. Во-вторых, это обусловлено малым количеством работ среди отечественных исследователей, посвященных теме акцентуации характера у подростков, причин их возникновения и способов преодоления. Объект исследования: характерологические особенности подростков. Предмет исследования: особенности девиантного поведения подростков с различным типом акцентуаций характера. Цель работы: выявить особенности девиантного поведения у подростков с различным типом акцентуаций характера. Гипотеза: у подростков с различным типом акцентуаций характера можно выявить разные особенности девиантного поведения. Мы предполагаем, что подростки с гипертимным и эпилептоидным типом акцентуаций более склонны к девиантному поведению. Задачи исследования: 1. Теоретичекий анализ проблемы девиантного поведения и акцентуаций характера подростков. 2. Провести исследование на выявление типов акцентуаций характера у подростков с девиантным поведением и интерпретировать полученные данные. Методы и методики получения информации: 1. Библиографические методы (изучение исследований, сравнение источников, работ авторов и исследователей, которые занимались этой проблематикой или подобными проблемами). 2. Наблюдение. 3. Патохарактерологичекий диагностичекий опростик А. Е. Личко (ПДО) 4. Методика склонности к отклоняющемуся поведению А. Н. Орел. Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе выявлены различные типы акцентуаций характера, которые во многом определяют особенности поведения подростков. Практическая значимость исследования заключается в том, что данные этой работы могут использоваться при подготовке практических психологов и в реальной педагогической практике. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего источников и приложений. Глава 1. Характеристика и особенности подросткового возраста 1.1 Подростковый возраст и его особенности Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей. Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет (± 2 года), характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии. Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.[1]. Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. На этой почве подростки могут вступить в глубокий конфликт с обидчиком. На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д. Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении [5]. Э. Шпрангер – подростковый возраст это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие – есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Э. Шпрангер описал 3 типа развития отрочества. Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я". Второй тип развития – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины. Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков, а также попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека – любовь и ее проявления в подростковом возрасте [27]. Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью и подбирает для него новое понятие "серьезная игра". Примером "серьезной игры" могут служить занятия спортом и участие в юношеских организациях, выбор профессии и подготовка к ней, игры любовного характера (флирт, кокетство) [28]. В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса "Кто я?" может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах: 1. Возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, уход из школы, т.к. главное для подростка происходит теперь вне её. 2. Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять). 3. Подросток начинает вести дневник. Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходи к заключению, что между ним и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает свое равноправие. Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как "не о ребенке". Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими [25]. Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности подростка, т.к. в ней формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание, это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Подросток учится контролировать свое поведение, проектировать его на основе моральных норм [5]. Современная социальная жизнь предъявляет к психике подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. Поток информации стал обильнее, жизненные впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни ускореннее, а образование – более сложным. Введены новые программы компьютеризации обучения. Все это требует развития интеллекта и способностей. А если к этому прибавить крушение идеалов, то становится понятно, почему нарушения поведения у подростков стали актуальной проблемой. 1.2 Предпосылки девиации в подростковом возрасте. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых [20]. В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями. В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др. Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка [9]. У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Подросток – это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы, считаться взрослой, и в то же, время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил. 1.3 Акцентуации - временные изменения характера в подростковом возрасте. Характер (от лат. «character») — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название “характер”) [4]. Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те, или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств, и управляется ими [18]. Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается. Два человека с натурами первоначально сходными, могут впоследствии иметь весьма мало общего между собой, а с другой стороны, сходство жизненных обстоятельств может выработать сходные черты. Реакции у людей в корне различные. Люди отличаются друг от друга независимо от того, каким путем такое отличие возникает. Точно так же как по внешности один человек отличается от другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей [12]. Однако, индивидуальных черт не так много, как кажется. Черты, определяющие индивидуальность человека, могут быть отнесены к различным психическим сферам: 1) сфера направленности интересов и склонностей 2) чувств и воли 3) ассоциативно-интеллектуальная сфера. Чтобы понять сущность человека, необходимо пристально присмотреться к свойственным ему различным чертам названных сфер. Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека [12]. Еще на заре учения об акцентуациях возникла проблема отграничения их от крайних вариантов нормы. В. М. Бехтерев (1886) упоминал о "переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием" [29]. П. Б. Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как "латентную психопатию", М. Фрамер (1949) и О.В. Кербиков (1961) – как "предпсихопатию", Г.К. Ушаков (1973) – как "крайние варианты нормального характера" [30]. Наибольшую известность получил термин Карла Леонгарда, немецкого психиатра и психолога, профессора клиники Берлинского университета (1968) – "акцентуированная личность". правильнее говорить об "акцентуациях характера" (Личко; 1977). – понятие гораздо сложное, чем характер. Она интеллект, способности, наклонности, и т. д. В К. речь идет о типах [12]. В К. используется как сочетание "акцентуированная личность", так и "акцентуированные черты характера". К. заменил "психопат" на термин "акцентуированная личность". характера, по Леонгарду, это нечто между и нормой. По его мнению, акцентуированные личности – это не люди, это индивиды со индивидуальными особенностями. На вопрос, где же границы, акцентуантов, с одной стороны, от психопатов, а с – от неакцентуантов, К. не дает четкого [12]. Акцентуация в предполагает степени определенной черты. Эта личности, образом, акцентуированной. Акцентуированные далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. – это, в сущности, те же черты, но обладающие к в состояние. При выраженности они отпечаток на как и, наконец, приобретать патологический характер, структуру личности. В стране распространение классификация акцентуаций, была известным психиатром А. Е. Личко. Он полагает, что характера сходство с психопатиями. Главное их от заключается в признака социальной дезадаптации. Они не основными патологического формирования личности, но стать из в пограничных состояний. По А. Е. Личко, можно как дисгармоничность характера, выраженность отдельных его черт, что повышенную личности в отношении определенного рода и её в некоторых специфичных ситуациях. Все Личко как изменения характера, при повзрослении. В то же многие из них переходят в заболевания или же на всю жизнь. Акцентуации собой хотя и крайние, но варианты нормы. "акцентуация характера" не быть психиатрическим диагнозом. По А. Е. патохарактерологические реакции, на фоне акцентуаций, как правило, 80% из них с возрастом сглаживаются, и наблюдать социальную адаптацию. прогноз или зависит от и вида акцентуаций – она или явная, а от условий [13]. Явная – эта относится к крайним вариантам нормы. выраженность черт типа не препятствует социальной адаптации. положение, как правило, соответствует способностям и возможностям. С особенности либо остаются достаточно выраженными, но и не адаптации, либо настолько сглаживаются, что акцентуация в скрытую. Скрытая – эта относится не к крайним, а к вариантам нормы. В обыденных, условиях какого-либо типа выражены или не совсем. Даже при продолжительном наблюдении, при контактах и знакомстве трудно составить об типе. черты этого типа неожиданно и ярко под тех и психических травм, адресованы к наименьшего сопротивления. Наиболее прогноз при гипертимической акцентуации, прогноз – при неустойчивой акцентуации. Различают видов стойких изменений: 1) переход акцентуации в скрытую, когда с акцентуированные стираются или компенсируются, т. е. заменяются и под некоторых факторов, адресованных уязвимому месту, этого типа уже скрытого, замаскированного, вдруг проявятся неожиданно, в силе; 2) формирование на акцентуаций психопатических развитий, роль среда и в может наблюдаться состояние, а заболевание; 3) трансформация акцентуаций характера, к типу близких, с этим типом других акцентуаций. В случаях, вновь приобретенных могут даже над основной, черты одной могут «вытеснить», «заслонить» других акцентуаций. В К. специально подчеркивалось, что акцентуированные люди не ненормальными. В случае нормой следовало бы только посредственность, а отклонение от неё рассматривать как патологию. К. даже полагал, что без намека на акцентуацию, конечно, не развиваться в сторону, но столь же маловероятно, что он как-нибудь в сторону. Акцентуированным личностям, напротив, готовность к особенному, т. е. как к положительному, так и отрицательному развитию. Обобщая всё сказанное, очевидно, заключить, что является не патологией, а вариантом [12]. В школьной и жизни на характер – рода вечный стрелочник, на так сбрасывать ответственность. «Такой вот у меня характер», - подросток. «Ну-ну, решил показать»,- вторит взрослый. То есть сам-то ни в чём не – с не повезло. данность, цвета глаз или на носу. [13]. Зависимость от «наименьшего сопротивления» портит молодым людям. В значительной особенности их связаны как с психофизиологическими организма, так и со воспитания в семье, со средой, стереотипы и поведения. Известно, например, что в для приходят дети с характерами, а у выпускников тип характера, как правило, – застревающий, вязкий, ибо сама обучения, слепых такое поведение. Взрослея, подростки понимают, что характер трудно, но делают, как правило, два разных вывода. Один сформулировать так: «Теперь я знаю, кто во всех моих ошибках. Я не могу изменить, что характер по наследству. Я – неудачник». же вывод совершенно иной: «Я больше, чем мой характер. Мой – часть меня». того, что нельзя и того, что можно, процесс заключения договора со характером – составляющая кризиса идентичности. «Мой – лишь инструмент, которого я могу или не знать, их или не ими. Я могу использовать этот по для моих задач, которые не характер, я большее – я сам». [19]. 1.4. Классификация типов акцентуаций характера. Задача классификации акцентуаций (направленностей характера) возникала в психологии. Карл Леонгард (1903—1988) — выдающийся немецкий психиатр, специалист в психологии личностей типологию акцентуированных личностей. Он десять типов и ряд промежуточных. По происхождению типы разную локализацию. К темпераменту, как образованию, были такие типы, как: 1) гипертимный (желание деятельности, за переживаниями, оптимизм, на удачи); 2) дистимический (заторможенность, этических сторон, и опасения, ориентированность на неудачи); 3) аффективно-лабильный (взаимная черт, на эталоны); 4) тревожный (боязливость, робость, покорность); 5) аффективно-экзальтированный (воодушевление, чувства, эмоций в культ); 6) эмотивный (мягкосердечие, боязливость, сострадание). К характеру, как обусловленному образованию, были такие типы, как: 1) демонстративный (самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, на собственное Я как на эталон); 2) педантичный (нерешительность, совестливость, ипохондрия, несоответствия Я идеалам); 3) застревающий (подозрительность, обидчивость, тщеславие, от к отчаянию); 4) возбудимый (вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, на инстинкты). Наконец, к уровню были типы: 1) экстравертированный; 2) интровертированный [12]. В 1933 году Ганнушкин Пётр — психиатр разработал о патологических характерах. В «Клиника психопатий: их статика, и систематика» им была следующая классификация: 1) циклоиды; 2) астеники; 3) неустойчивые; 4) антисоциальные; 5) конституционально-глупые. Также были дополнительные подгруппы: 1) депрессивные; 2) возбудимые; 3) эмоционально-лабильные; 4) неврастеники; 5) психастеники; 6) мечтатели; 7) фанатики; 8) лгуны[30]. В 1977 году Андрей Личко (1926-1996) — деятель РФ, профессор, медицинских наук, заместитель Психоневрологического им. В.М.Бехтерева, опираясь на Ганнушкина и Леонгарда, создал типологию личностей [18]. В книге «Психопатии и характера у подростков» говорит о том, что типы акцентуаций характера сходны и совпадают с психопатий. между акцентуациями и основываются на критериях П. Б. (1933) – О. В. (1962). При характера может не быть ни из этих признаков: ни стабильности характера на жизни, ни эгопроявлений во всех ситуациях, ни дезадаптации как тяжести характера. Во всяком случае, не соответствия всем этим трем психопатии сразу. акцентуации в становления и сглаживаются в взросления. характера при акцентуациях могут не постоянно, а лишь в ситуациях, в определенной обстановке, и не в условиях. Социальная дезадаптация при либо отсутствует, либо бывает непродолжительной. При декомпенсации, аффективные и психопатические реакции, дезадаптация от психических травм, в разнообразных ситуациях, от поводов и даже без причины. При нарушения только при определенного рода травмах, в трудных ситуациях, а именно, лишь тогда, они к "месту сопротивления", к "слабому звену" типа характера. При типе имеются ему, от других типов, "слабые места". На основаниях дает следующее акцентуации характера. характера – это крайние нормы, при отдельные характера чрезмерно усилены, чего избирательная в отношении определенного рода воздействий при и даже повышенной устойчивости к другим. А. Е. Личко выделяет типы акцентуаций: * Гипертимный тип * Циклоидный тип * Лабильный (аффективно-экзольтированный) тип * Астеноневротический (неконцентрированный, неврастенический) тип * Сенситивный (боязливый) тип * Психастенический (тревожный, сверхпункутуальный) тип * Шизоидный (аутитстический) тип * Эпилептоидный тип * Истероидный (демонстративный) тип * Неустойчивый (слабовольный) тип * Конформный (экстравертированный) тип Гипертимный тип Сведения от свидетельствуют, что с гипертимные отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, самостоятельностью, склонностью к озорству, чувства в ко взрослым. С лет они вносят шума, компании и стремятся ими. детских жалуются на их неугомонность. лишь в редких возбудимость в бывает столь сильной, что обратиться к врачу. Первые трудности выявиться при в школу. При способностях, живом уме, все на лету неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность. поэтому неровно — то блеснут пятерками, то «нахватают» двоек. Главная черта подростков — всегда хорошее, приподнятое настроение. Лишь и эта омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии. негодования служат противодействие со окружающих, со последних слишком круто желания и подростка, его воле. Реакция группирования не под постоянного к компаниям сверстников, но и к в этих компаниях. Это стремление обнаруживается, как гипертимный хоть освоился в обществе, куда он попал. В лидерства в группах сверстников обычно успеха. Неудержимый интерес ко вокруг гипертимных неразборчивыми в выборе знакомств. со встречными не для них проблемы. Устремляясь туда, где «кипит жизнь», они могут в неблагоприятной среде, в группу. они быстро осваиваются, манеры, обычаи, поведение, одежду, хобби. Однако энергия и не гипертимным замкнуться только в интересов и одной [19]. Гипертимные подростки к формам поведения. они сами становятся групповых правонарушений, на их не только развлечений или заполучить для удовольствий,— элемент также для них [4]. Еще значение «престиж» асоциальных сверстников. Алкоголизация для представляет опасность с возраста. Выпивают они в с приятелями. неглубокие эйфорические опьянения, но становятся на путь и даже регулярных выпивок. Реакция увлечения у подростков богатством и разнообразием проявлений, но — непостоянством хобби. сменяются азартными играми, одно увлечение другим, один на другой. Аккуратность отнюдь не их чертой ни в занятиях, ни в выполнении обещаний, ни, что бросается в глаза, в делах. Незаконная сделка, кража в их нередко не характера серьезного проступка. Всегда хорошее и жизненный создают условия для переоценки способностей и возможностей. уверенность в своих силах показать себя, перед в свете, прихвастнуть. не сама по себе им чертой. Их ложь диктуется извернуться в ситуации или на смешении оптимистических с реальной действительностью. Самооценка гипертимных отличается искренностью. В случаях акцентуации не выраженными поведения, большинство черт хорошо подмечается. гипертимные — общительность, приподнятое и т. п., одиночества и критических замечаний в свой адрес, рисовать свое в красках, страсть к и привлекательность «первой роли» в опасной ситуации. Циклоидный тип Исследования позволили в возрасте два циклоидной акцентуации — и циклоиды. Типичные циклоиды в ничем не от или производят впечатление гипертимов. С пубертатного периода, а еще чаще в 16-19 лет, половое завершается, первая субдепрессивная фаза. Чаще она апатией и раздражительностью. С утра ощущается упадок сил, все из рук. То, что давалось и просто, теперь требует усилий. становится учиться. общество начинает тяготить. компании сверстников, привлекавшие, теперь избегаются. и риск всякую привлекательность. бойкие подростки становятся домоседами. аппетит, любимые кушанья вызывать удовольствие. настроению все приобретает пессимистическую окраску. неприятности и неудачи, обычно начинают из-за трудоспособности, крайне тяжело. На и могут раздражением, даже и гневом, но в глубине души от них в еще уныние. неудачи и нарекания окружающих углубить состояние или острую аффективную интрапунитивного типа с попытками. лишь в этом подростки в поле психиатра [14]. В фазе пятой коренная ломка стереотипа. Этим, видимо, присущие циклоидам затяжные состояния на курсах учебных заведений. Резкое характера процесса, легкость первых студенческих дней, ежедневного со преподавателей, сменяющиеся усвоить в срок зачетно-экзаменационной сессии большего, чем в школе, — все это привитый предшествующим десятилетием стереотип. приходится усиленными занятиями, а в фазе это не к результатам. Переутомление и затягивают фазу, отвращение к и занятиям вообще. Лабильные циклоиды в от во приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному) типу. Фазы гораздо — два-три «хороших» дня несколькими «плохими» «Плохие» дни отмечены настроением, чем вялостью, сил или самочувствием. В пределах одного возможны перемены настроения, вызванные соответствующими или событиями. Но в от далее лабильного типа нет эмоциональной реактивности, постоянной готовности легко и меняться от причин. Как у типичных, так и у циклоидов реакции эмансипации и со усиливаются в подъема. Увлечения отличается нестойкостью—в периоды их забрасывают, в период подъема — к ним, или новые. нарушения поведения (делинквентность, из дому и т. п.) не свойственны. Но в периоды они обнаруживать к в компаниях. Самооценка у формируется постепенно, по мере того, как опыт «хороших» и «плохих» периодов. У подростка такого еще не быть и самооценка оказаться несовершенной. Циклоидная лишь попадает под наблюдение психиатра (обычно это суицидных попыток). Лабильный тип Главная черта типа — изменчивость настроения. Как известно, изменчивость вообще подросткам. В какой-то мере все они эмоциональной лабильностью. диагностика типа в подростковом представляет трудную, но все же задачу. О формировании типа говорить, настроение слишком часто и круто, а для этих перемен ничтожны. Настроению присущи не частые и перемены, но и их глубина. От настроения момента и самочувствие, и сон, и аппетит, и трудоспособность, и побыть или вместе с человеком или же в общество, в компанию, на люди. Соответственно настроению и к будущему — оно то расцвечивается самыми красками, то серым и унылым. И....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: