VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретический анализ особенностей синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000025
Тема: Теоретический анализ особенностей синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников
Содержание
Содержание
     
Глава 1. Теоретический  анализ  особенностей синдрома эмоционального выгорания у медицинских  работников.
1.1 Понятия синдром эмоционального выгорания. Фазы  синдрома эмоционального выгорания.
1.2 Факторы, способствующие возникновению симптомов эмоционального выгорания.
1.3 Особенности и специфика возникновения и проявления эмоционального выгорания у медицинских работников.
Глава 2. Теоретический анализ взаимосвязи адаптивных способностей личности и эмоционального выгорания у медицинских работников участковой службы
2.1 Понятия адаптивные способности.
2.2 Взаимосвязь адаптивных способностей и синдрома эмоционального выгорания медицинских работников участковой службы.
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи адаптивных способностей и синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников участковой службы.
3.1 Методы и методики исследования.
3.2 Анализ и обсуждение результатов исследования.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения 
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. 
    В наше время, обществом предъявляются высокие требования  и ожидания к личности работников медицинской сферы, и к помощи которую пациентам оказывают врач и медицинские сестра. Следовательно, синдром эмоционального выгорания работников медицинской сферы связан непосредственно с их профессиональной деятельностью. Ведь на медицинских работников возлагается колоссальная ответственность и эмоциональная нагрузка. Профессионализм медицинских работников очень важен, ведь у них в  руках  здоровье пациента, который доверил им свою жизнь. Так же они ответственны за  психическое здоровье и социально-психологическую адаптацию пациента.
     Следовательно, «Синдром эмоционального выгорания – это сложный психологический феномен, который часто затрагивает профессиональную деятельность специалистов, работа которых, так или иначе, требует вовлечение в непрерывный прямой контакт с людьми, и оказания им психологической поддержки»[3]. Общение  с пациентами и  оказываемая им помощь – это важные инструменты в работе медицинского работника. Но именно общение и огромная эмоциональная нагрузка приводят всё к чаще встречающемуся эмоциональному истощению медицинских работников.
   В связи с эмоциональным  истощением медицинские работники могут разочаровываться в  выбранной профессии, и даже могут думать о смене профессии. Эмоциональное истощение может привести к ухудшению психического здоровья, к формированию «вредных» привычек таких как, курение и употребления алкоголя.
      Винокур В.А. и Рыбина О.В. в своих исследованиях выделяют  медицинских работников в группу «помогающих профессий». В связи с их деятельностью со временем  у медицинских работников снижается уровень проявлений заботы о пациентах. Они больше не могут выдерживать необходимость персональной заботы, обязательств и ответственности, требуемые от их профессии. Именно здесь и появляются первые признаки эмоционального истощения.
     Деятельность медицинских работников ярко  насыщена эмоциями. В течение рабочего дня, медицинские работники  постоянно контактируют с  пациентами, которые приходят с различными, в том числе, и психологическими проблемами, требуют  к себе внимания и заботы.
 « Сталкиваясь часто с негативными эмоциями, которые пациенты выражают отношение к своему состоянию, медицинская сестра и врач начинают и сами испытывать повышенное эмоциональное напряжение»[14].
      К. Маслач, описывает данное явление так - «Профессиональное выгорание - это эмоциональное истощение, возникшее как следствие стресса межличностного взаимодействия, утрата позитивных чувств, сострадание и уважение пациентам»[1]
     Чем больше прогрессирует синдром эмоционального выгорания, тем больше страдает качество услуг, которые оказывают медицинские работники, а значит, не только пациенты, но и сам врач и медицинская сестра будут не довольны результатами  своей работы.
       Синдром эмоционального выгорания – это признаки  физического и психологического истощения, приводящие  к  занижению  самооценки, негативному отношению к работе и утрате сочувствия и понимания  по отношению к людям, с которыми контактируют медицинский работник. 
          Проблема и исследования заключается в нехватке информации о  синдроме эмоционального выгорания  и его проявлениях у работников медицинской сферы.
         Исследованием данной проблемы занимались
     Теоретические работы, по вопросам анализа социально-психологических явлений: В.В. Новиков, Б.Д. Парыгин; современные концепции профессионального становления личности и его феноменов А.К.. Маркова, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников, Н.П. Фетискин; теоретические и практические исследования феномена эмоционального выгорания Т.В. Форманюк, B.E. Орел, А.А. Рукавишников. С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, Е.А. Климов В.В.  Знаков, Д.Н. Завалишина составили методологическую основу исследования  субъектно - деятельностный подход; системно–структурный подход к исследованию психических явлений и процессов (В.А. Барабанщиков, А.В. Карпов, Б.Ф. Ломов, М.С. Роговин, В.Д. Шадриков).
       Цель исследования: Выявить взаимосвязь между стадиями эмоционального выгорания у медицинских работников и стадиями адаптивных способностей.
          Объект исследования:  Синдром эмоционального выгорания  у медицинских работников.
     Предмет исследования: Взаимосвязь эмоционального выгорания и адаптивных способностей медицинских работников.
     Задача:
     1. Раскрыть сущность  понятия эмоциональное  выгорание  на основе теоретического анализа, определить  факторы  и механизмы  возникновения эмоционального выгорания.
     2. Провести исследование для выявления эмоционального выгорания медицинских работников.
     3. Определить  взаимосвязь эмоционального выгорания и адаптивных способностей у медицинских работников.
     4. Выявить особенности проявлений адаптивности у медицинских сестер и врачей.
     Гипотеза:
     Гипотеза 1:при повышении уровня развития адаптивных способностей,  менее выражен синдром эмоционального выгорания у медицинских работников.
     Гипотеза 2: у врачей и медицинских сестер существуют различия в проявлении синдрома эмоционального выгорания.
     
     
     Методики исследования:
- Методика по В.В. Бойко. Диагностика уровня эмоционального выгорания
 -  Адаптивность методика А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина.
     В изучении синдрома эмоционального выгорания и взаимосвязи адаптивных способностей, связанных со специфической деятельностью врачей терапевтов и медицинских сестер заключается практическая значимость исследования.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Глава 1. Взаимосвязь адаптивных способностей и синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников.
     1.1Понятие синдрома эмоционального выгорания. Фазы синдрома эмоционального выгорания.
        В 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом был предложено понятие «эмоциональное выгорание». «Синдром выгорания» проявляется чувством эмоционального истощения, дегуманизации, деперсонализацией (склонностью  к развитию негативного отношения к пациенту). Негативного для описания психологического состояния здоровых людей, находящихся в непосредственном интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи «[39]. 
     Под эмоциональным истощением чаще понимается чувство опустошенности и усталости, эмоциональной неудовлетворенности, , связанное с работой.
     «Эмоциональное выгорание - трехмерный синдром, характеризующийся истощением, деперсонализацией и понижением профессиональной самооценки» [12]. 
     К. Чернисс в 1980  году определил синдром эмоционального выгорания, как «потерю мотивации в работе в ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом уходе и эмоциональном истощении» [14].
     В.В Бойко дает следующее определение: «эмоциональное выгорание это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (положение их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия»[15]
     Синдром эмоционального выгорания - синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры [26].
     Эмоциональное выгорание, чаще всего, представляет собой приобретенный стереотип  эмоционального, профессионального, поведения. Эмоциональное выгорание - функциональная особенность, так как  позволяет дозировать и экономно распоряжаться  энергетическими ресурсами человека. 
     «Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности»[17].
     Эмоциональное выгорание возникает в течение какого-то не определенного времени. Поэтому медицинским работникам необходимо проводить диагностику для выявления  первых симптомов этого состояния.
     Развитие синдрома эмоционального выгорания тесно связанно  с личностными особенностями и эмоциональными затруднениями во взаимоотношении с коллегами и пациентами.
     Наиболее популярная модель выгорания разработана К. Носач и 
     С. Джексон, она описана В.В. Бойко [28]. Она включает в себя 3 группы симптомов. 
     I. Фаза «Тревожное напряжение». Нервное напряжение — этот запускающий механизм — обнаруживается в четырех симптомах. 
     1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности. 
     2. Неудовлетворенность собой: проявляется в чувстве недовольства собой, избранной профессией, занимаемой должностью; развивается при невозможности конструктивно разрешить ситуацию. 
     3. Загнанность в клетку: проявляется в чувстве безысходности, остро переживается, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно. Развивается при тщетных попытках устранить нажим психотравмирующих обстоятельств. Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика.
     4. Тревога и депрессия: обнаруживается в тревожно-депрессивной симптоматике, касающейся профессиональной деятельности в особо осложненных обстоятельствах. Чувство неудовлетворенности деятельностью и собой порождает мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги. 
     Фаза «Тревожного напряжения» является предвестником и «запускающим механизмом» в формировании эмоционального выгорания. 
     Напряжение имеет динамический характер что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов [19]. 
     II. «Фаза «Резистенция» (сопротивление нарастающему стрессу). Формирование защиты на данной фазе проявляется в следующих симптомах выгорания. 1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: наблюдается в случаях, когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. То есть профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации субъектов деятельности; эмоциональный контакт устанавливается не со всеми субъектами, а по принципу «хочу — не хочу» — неадекватным или избирательным образом» [10]. 
     2. Эмоционально-нравственная дезориентация: проявляется в том, что работника эмоции не недостаточно стимулируют нравственные чувства. Не проявляя должного эмоционального отношения к своему подопечному (ученику, клиенту, покупателю и др.), он защищает 
     свою стратегию: оправдаться перед собой за допущенную грубость или отсутствие внимания к субъекту, рационализируя свои поступки или проецируя вину на субъект, вместо того чтобы адекватно признать свою вину. В эмоционально сложных ситуациях используются суждения: «Это не тот случай, чтобы переживать», «Таким людям нельзя сочувствовать». 
     3. «Расширение сферы экономии эмоций: проявляется вне профессиональной деятельности — дома, в общении с приятелями и знакомыми. На работе специалист так устает от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что ему не хочется общаться даже с близкими» [10].
     4. Редукция профессиональных обязанностей: обнаруживается в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. 
     III. Фаза «Истощение». Характеризуется более или менее выраженным снижением общего тонуса и ослаблением нервной системы. 
     Эмоциональная защита становится неотъемлемым атрибутом личности. Данная фаза также проявляется в ряде симптомов: 
     1. Эмоциональный дефицит: заявляет о себе в ощущении, что эмоционально профессионал уже не может помочь субъектам своей деятельности. 
     2. Эмоциональная отстраненность: работник почти полностью исключает эмоции из сферы своей профессиональной деятельности. Его почти ничто не волнует, не вызывает эмоционального отклика: ни позитивные, ни отрицательные обстоятельства. 
     3. Личностная отстраненность, или деперсонализация: проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в сфере 
     общения. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку	—	субъекту	профессиональной деятельности. 
     4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: обнаруживаются на уровне психического и физического самочувствия. Данный симптом обычно образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических и психических состояниях [21]. 




      Таблица 1. Фазы стресса и симптомы выгорания по В. В. Бойко. 
      Фаа 
Симптом 
      Переживание психотравмирующих обстоятельств 
Тревожное напряжение
        
        
      
Неудовлетворенность собой 
Ощущение «загнанности в клетку» 
Тревога и депрессия 
Неадекватное (избирательное) эмоциональное реагирование 
        
      Резистенция
        
        
      
Эмоционально – нравственная дезориентация 
Экономия эмоций 
Редукция профессиональных обязанностей 
Эмоциональный дефицит 
      Истощение
Эмоциональная отстраненность
Деперсонализация
Психосоматические и психофизиологические          нарушения
Синдром эмоционального выгорания включает следующие  фазы:
     - «тревожное напряжение»
     -«резистенция»
     - «истощение». 
     Оценка степени выгорания позволяет предотвратить или оказать психотерапевтическую помощь эмоционально-выгорающему работнику. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     1.2. Факторы, способствующие возникновению симптомов эмоционального выгорания.
     
     Скорость  возникновения «выгорания»  зачастую зависит от личностных особенностей медицинского работника . Такие качества как, замкнутые,  необщительные, застенчивые, эмоциональная неустойчивые, импульсивные  и нетерпеливы , с  низкой  самодостаточностью, высокой эмпатией и реактивность в большей степени склонны к развитию выгорания.
     Имеют значение и следующие факторы. 
     Выгорание развивается раньше, если работник: 
а) оценивает свою работу как незначимую; 
б) не удовлетворен профессиональным ростом; 
в) испытывает недостаток самостоятельности, считает, что его излишне контролируют; 
г) полностью поглощен своей работой (трудоголик); 
д) испытывает ролевую неопределенность вследствие нечетких к нему требований; 
е) испытывает перегрузку или, наоборот, недогрузку (последнее порождает чувство своей ненужности). 
      
     Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как профессиональную деформацию личности, которая возникает под воздействием ряда факторов — внешних и внутренних. 
      
      
     Внешние факторы, провоцирующие выгорание: 
     1. Постоянная,  напряженная психоэмоциональная работой. Такая деятельность связана с  постоянным общением, точнее, с целенаправленным восприятием пациентов и воздействием на них. Профессиональному человеку , работающему с людьми, приходится постоянно применять эмоции в  разных аспектах общения: активно решать проблемы и ставить задачи, внимательно выслушивать, усиленно запоминать и быстро принимать решения, интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, взвешивать альтернативы. 
     Признаками дестабилизирующей организации деятельности являются: 
     Неслаженная организация и планирование процесса  труда, нехватка оборудования и плохо отлаженная и расплывчатая информация, о  наличие в ней                                                                                                               ««бюрократического шума» — мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность», например, учащихся в классе, пациентов, принимаемых за рабочую смену, клиентов, обслуживаемых за день [12]. При этом следует учитывать, что дестабилизирующая обстановка вызывает негативные проявления как со стороны самого пациента , так и со стороны руководителя. Что ведет к утрате доверительных отношений с обеих сторон.
     2. Повышенная ответственность медицинских работников за исполняемые функции и операции. Осуществляют свою деятельность обычно в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается медиков, педагогов, воспитателей, блюстителей общественного порядка, обслуживающего персонала. Материальное содержание их деятельности заключается в том, что необходимо постоянно  входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется динамическая , совместная деятельность. Надо всматриваться, выслушиваться, чувствовать его; сопереживать, сострадать, сочувствовать; предвосхищать его слова, настроения, поступки. А главное, постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров [13]. 
     За всех тех, у кого вся профессиональная деятельность связана с людьми лежит юридическая и нравственная ответственность за благополучие людей-пациентов. Особенно высока ответственность за жизнь и здоровья человека. А плата за это высока — нервное и психическое перенапряжение. Например, врач скорой помощи работают «на износ»,-неусыпная  ответственность и самоконтроль столь велики, что, по данным исследований, врачи этой медицинской специализации уходят из жизни раньше других своих коллег.
     3. Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. 
     «Таковая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью, в системе «руководитель — подчиненный», в системе «коллега — коллега».[14]  Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других — искать способы экономии своих психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы. 
     4. Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения. 
     У врачей это тяжелые и умирающие больные а также больные, требующие чрезмерного к себе внимания, конфликтные пациенты или старики с дегиниративными заболеваниями нервной системы и психического растроиствами.  У руководителя или командира — подчиненные с акцентированными характерами, неврозами, признаками психопатизации, нарушители дисциплины, безответственные работники, неумеренно пьющие. У обслуживающего персонала — капризные и грубые клиенты.. Работнику социальной профессии почти ежедневно попадается пациент, который «попортит вам нервы» или «доведет до белого каления». 
     Невольно каждый человек начинает исключить подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи: 
«не следует обращать внимания...» . В зависимости от статистики своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: 
невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнравственных. 
     «Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда он не включается в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению». На этой почве возникают недоразумение и конфликт — эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной [15]. 
     Внутренние факторы, обусловливающие эмоциональное выгорание. 
     1. Склонность к эмоциональной ригидности.
     Естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической 
защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко случается так, что, проработав «с людьми» до пенсии, человек тем не менее не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию. 
     2. Интенсивная восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности. 
     Данное психологическое явление чаще всего  возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемое  поручение. Довольно часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. «Постепенно эмоционально энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты» [16]. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых медицинских работников покидает учреждение здравоохранения в первые пять лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов — эмоциональное выгорание. Медицинские работники спустя 11 — 16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности. 
     Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной восприятие и переживание и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. К примеру, врач, который, казалось бы, привык проявлять выдержку, наблюдая смерть больных, периодически переживает сильные отрицательные эмоции. Вместе с тем нередки моменты, когда он ловит себя на мысли, что ему все безразлично и ничто уже не волнует. Педагог, научившийся спокойно реагировать на аномалии характеров подросткового возраста, вдруг «срывается» в общении с определенным ребенком, возмущен его бестактными выходками и грубостью. Но случается - тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание обернулось безразличием и апатией. 
      
     3. Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. В этом случае вероятны два варианта: 
* профессионал не считает для себя необходимым или по какой-то причине не заинтересован проявлять сопереживание к объекту деятельности;
* человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые к субъектам деятельности.).
     4. Нравственные дефекты и дезориентация личности. 
     Таким образом, выгорание обычно оказывается следствием профессиональных стрессов (особенно длительных и хронических), но его развитие может не ограничиваться только профессиональной сферой, а проявляться в различных ситуациях бытия человека. 
     
     1.3.Специфика возникновения и проявления эмоциональное выгорание медицинских работников.
     
     Медицинские работники — социальная группа населения, с одной 
стороны, испытывающая на себе все реальные проблемы современной общественной жизни, с другой — призванная смягчать эти проблемы в процессе контакта населения с системой здравоохранения. Таким образом, медики находятся в кругу как своих собственных проблем, так и проблем своих пациентов, неся при этом двойную социально-психологическую нагрузку. Зачастую они, как ни парадоксально, отличаются худшим состоянием здоровья, чем представители других специальностей. Такое положение вещей обусловлено значительными физическими и эмоциональными нагрузками, постоянной суперинфекцией. 
     Профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и большое количество факторов, вызывающих стресс. 
     Ответственная работа медика с большим количеством нездоровых людей может привести к возникновению своеобразного расстройства — «отравления людьми». Для него характерны такие симптомы, как раздражительность, вспыльчивость (часто без всякой видимой причины), холодность и равнодушие как защитное поведение. 
     По роду своей деятельности медицинские работники подвергаются воздействию различных неблагоприятных факторов рабочей среды и самого трудового процесса, к которым относятся вредные химические вещества и биологические агенты, ионизирующие излучения, шум, вибрация, канцерогены, высокое нервно-психическое напряжение, вынужденное положение тела во время работы, перенапряжение анализаторных систем и др. [17] 
     Загрязнение воздуха рабочих помещений медицинских учреждений 
лекарственными веществами может быть причиной развития у медицинского персонала аллергических заболеваний, токсических поражений различных органов, дисбактериозов. Многие лекарственные препараты — это промышленные яды (например, бром, йод, мышьяк, камфора) и при определенных условиях способны вызвать острые и хронические интоксикации. Также существует угроза заражения медработников инфекционными заболеваниями. 
     Среди физических факторов, оказывающих вредное воздействие на здоровье медицинских работников, следует назвать различные виды ионизирующего и неионизирующего излучения. Например, СВЧ, широко применяемые в медицинской практике, неблагоприятным образом влияют на кровь, сердечно-сосудистую систему, на центральную и периферическую нервную систему. 
     Труд большинства медицинских работников осуществляется в таких 
условиях, что на них воздействует комплекс неблагоприятных производственных факторов различной природы, нервно-эмоционального перенапряжения, высокой ответственности. К числу психологических стресс факторов, эффект которых сказывается на медицинском персонале, относятся: 
* большое количество контактов с больными людьми и их родственниками, постоянное соприкосновение с чужими проблемами и чужой болью, с негативными эмоциями, которые несут отрицательную энергию; 
* повышенные требования к профессиональной компетентности врача и к служению другим, самоотдаче; 
* ответственность за жизнь и здоровье других людей; 
* производственная среда с новыми факторами социального риска, такими как преступность, наркомания, бездомность и др 
     По мнению Г. Робертса, существует общая обеспокоенность относительно того, что сама по себе специальность врача способствует развитию болезненных состояний [18]. Согласно данным Британской медицинской ассоциации, это проявляется как разочарование в профессии и деморализация, нарастающая склонность к размышлению о том, чтобы оставить эту профессию, а также в ухудшении состояния психического здоровья практикующих врачей, снижении устойчивости браков среди медиков, развитии склонности к употреблению психоактивных веществ и алкоголя. Такие тенденции приписывались, по крайней мере частично,пролонгированному (продолжительному) рабочему стрессу и неудовлетворенности работой, которые, в свою очередь, могут быть главной детерминантой качества медицинской помощи. В течение определенного времени данные проблемы умалчивались, и только понятие выгорания открыло простор для их выявления и творческого обсуждения. 
     «Предложив термин выгорание для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений, Фрейденбергер (1974) разработал новую модель для рассмотрения дистресса и функциональных нарушений, связанных с работой. Оказалось, что она удобна и подходит для всех врачей и многих других специалистов, занятых в системе здравоохранения. Она сфокусирована на патологии профессиональной деятельности и оказывается средством разрушения табу, которого врачи обычно придерживались, обсуждая друг с другом свою внутреннюю жизнь, личную борьбу и уязвимость» [19]. 
     Созданы специальные модели для объяснения низкой самооценки, стресса, тревоги и депрессии у больных, но врачи неохотно применяют их к себе. Накопление наблюдений и идей о состоянии выгорания позволило представителям профессий, предполагающих оказание медицинской помощи, рассмотреть скрытые механизмы собственной лечебной работы, способные привести к тому, что на более поздней стадии медики не справляются с профессиональными отношениями, ролями и стрессами. 
     Одним из выводов, которые сделал Кинг при изучении эмоционального дистресса у врачей: «Врачи, работающие в медицинском учреждении, подвержены значительному личностному дистрессу... им трудно раскрыться перед кем-нибудь за пределами своей непосредственной семьи и круга друзей... Преобладающая особенность врачебной профессии — отрицать проблемы, связанные с личным здоровьем» [20]. 
     Существует явная обеспокоенность, вызванная патогенностью медицинской работы для практикующих врачей, и, поскольку их здоровье жизненно важно для безопасности и качества оказываемой ими помощи, необдимо проявить серьезную озабоченность психическим и физическим благополучием медиков. Особенно это касается психиатров, психотерапевтов, невропатологов, к которым часто обращаются за помощью, когда лечат других врачей или пытаются найти ответы на вопросы о профессиональном стрессе у коллег. Поэтому особенно важно для медицинских работников вначале позаботиться о себе и «содержать собственный дом в порядке». 
     Причины выгорания медиков западные исследователи видят в социальной сфере и культуре. Фрагментарность и расслоение общества, снижение доступа к общественным и семейным ресурсам предъявляют все более высокие требования к работе специалистов, диктуя вместе с тем необходимость помощи и изменений. В то же время специалисты здравоохранения находятся под неусыпным общественным вниманием. Они пребывают в трудном положении, обладая все меньшей властью, становясь одновременно все более подотчетными. 
     В целом существует общая тенденция — ожидания и требования все больше и больше увеличиваются, а ресурсы уменьшаются. Кроме этого, здравоохранению навязывается примитивный бизнес — культура, которая изображает персонал как «анонимные единицы производства», а отделения как «единицы извлечения доходов», лишает привилегий тех, кто лично предан своей работе [21]. 
     Изменения в общественном сознании отражаются в сдвиге установок к пациентам, к профессиональным обязанностям, к себе как специалисту. 
     В настоящее время существует много исследований, документально подтверждающих широко распространенную неудовлетворенность профессией и чувство сожаления в связи с выбором медицинской карьеры. 
     Изменения в поведении: врач часто смотрит на часы; усиливается его 
сопротивление выходу на работу; откладывает встречи с больными; часто опаздывает (поздно приходит и поздно уходит); утрачивает творческие подходы к решению проблем; работает усерднее и дольше, а достижения становятся меньше; уединяется и избегает коллег; присваивает собственность учреждения; увеличивает употребление меняющих настроение психоактивных веществ (включая кофеин и никотин); утрачивает способность удовлетворять свои потребности в развлечениях и восстановлении здоровья; подвержен несчастным случаям. 
     Изменения в чувствах: утрата чувства юмора или юмор «висельника»; постоянное чувство неудачи, вины и самообвинения; часто испытывает гнев, чувство обиды и горечи; повышенная раздражительность, проявляемая на работе и дома; ощущение как будто к нему придираются; чувство обескураженности и равнодушия; бессилие; снятие стресса, а не творческая деятельность. 
     Изменения в мышлении: все более упорные мысли о том, чтобы оставить работу; не способен концентрировать внимание; ригидное мышление, сопротивляющееся изменениям; усиление подозрительности и недоверчивости; циничное, порицающее отношение к больным; негуманное отношение к больным, менталитет жертвы; озабоченность собственными потребностями и личным выживанием. 
     «Изменения в здоровье: нарушенный сон; частые, продолжающиеся длительное время незначительные недуги; повышенная восприимчивость к 
инфекционным заболеваниям; утомляемость — усталость и истощение на протяжении целого дня; ускорение нарушений психического и соматического здоровья» [22]. 
     Известна эмблема медицинской деятельности, предложенная еще в XVII веке голландским врачом Николасом ван Тульпиусом — горящая свеча, и под ней девиз: «Светя другим, сгораю сам». Безусловно, «выгорание» не предполагает смерть или моральное опустошение, но профессиональная деформация личности, проявляющаяся негативными ее изменениями, часто создает трудности в дальнейшей работе врача. Среди причин профессиональной деформации называют социальные факторы и факторы среды (место работы, психологическая атмосфера в коллективе), а также личностные факторы [23]. 
     Рассмотрим социально-средовые факторы, отрицательно влияющие на личность медицинского работника. Среди них: низкая материально-техническая база, отсутствие медикаментов, нехватка врачей, напряженный график дежурств, непризнание истинных заслуг врача, ограничения его права на свободу выбора (стиля жизни, направления научного исследования), несоответствие нравственно-этических требований к профессии реальной ситуации на рабочем месте (конфликтность или равнодушие в коллективе) и т.п. 
     Личностные факторы, предрасполагающие к появлению у врача симптомов эмоционального выгорания: завышенный уровень притязаний, идеализм и недостаточная связь с реальностью, неумение критически оценивать неблагоприятные внешние факторы, низкая устойчивость к стрессу. 
     «Симптомы эмоционального выгорания включают: чрезмерную усталость, переутомление, истощение (после активной профессиональной деятельности), психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства), бессонницу, негативное отношение к пациентам (после прежнего позитивного), отрицательный настрой к работе (вместо прежнего «это дело на всю жизнь»), стереотипизацию личностной установки, стандартизацию общения, деятельности, принятие готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действий, ригидност.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%