- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретический анализ особенностей синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000025 |
Тема: | Теоретический анализ особенностей синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников |
Содержание
Содержание Глава 1. Теоретический анализ особенностей синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. 1.1 Понятия синдром эмоционального выгорания. Фазы синдрома эмоционального выгорания. 1.2 Факторы, способствующие возникновению симптомов эмоционального выгорания. 1.3 Особенности и специфика возникновения и проявления эмоционального выгорания у медицинских работников. Глава 2. Теоретический анализ взаимосвязи адаптивных способностей личности и эмоционального выгорания у медицинских работников участковой службы 2.1 Понятия адаптивные способности. 2.2 Взаимосвязь адаптивных способностей и синдрома эмоционального выгорания медицинских работников участковой службы. Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи адаптивных способностей и синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников участковой службы. 3.1 Методы и методики исследования. 3.2 Анализ и обсуждение результатов исследования. Заключение. Список использованной литературы. Приложения ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. В наше время, обществом предъявляются высокие требования и ожидания к личности работников медицинской сферы, и к помощи которую пациентам оказывают врач и медицинские сестра. Следовательно, синдром эмоционального выгорания работников медицинской сферы связан непосредственно с их профессиональной деятельностью. Ведь на медицинских работников возлагается колоссальная ответственность и эмоциональная нагрузка. Профессионализм медицинских работников очень важен, ведь у них в руках здоровье пациента, который доверил им свою жизнь. Так же они ответственны за психическое здоровье и социально-психологическую адаптацию пациента. Следовательно, «Синдром эмоционального выгорания – это сложный психологический феномен, который часто затрагивает профессиональную деятельность специалистов, работа которых, так или иначе, требует вовлечение в непрерывный прямой контакт с людьми, и оказания им психологической поддержки»[3]. Общение с пациентами и оказываемая им помощь – это важные инструменты в работе медицинского работника. Но именно общение и огромная эмоциональная нагрузка приводят всё к чаще встречающемуся эмоциональному истощению медицинских работников. В связи с эмоциональным истощением медицинские работники могут разочаровываться в выбранной профессии, и даже могут думать о смене профессии. Эмоциональное истощение может привести к ухудшению психического здоровья, к формированию «вредных» привычек таких как, курение и употребления алкоголя. Винокур В.А. и Рыбина О.В. в своих исследованиях выделяют медицинских работников в группу «помогающих профессий». В связи с их деятельностью со временем у медицинских работников снижается уровень проявлений заботы о пациентах. Они больше не могут выдерживать необходимость персональной заботы, обязательств и ответственности, требуемые от их профессии. Именно здесь и появляются первые признаки эмоционального истощения. Деятельность медицинских работников ярко насыщена эмоциями. В течение рабочего дня, медицинские работники постоянно контактируют с пациентами, которые приходят с различными, в том числе, и психологическими проблемами, требуют к себе внимания и заботы. « Сталкиваясь часто с негативными эмоциями, которые пациенты выражают отношение к своему состоянию, медицинская сестра и врач начинают и сами испытывать повышенное эмоциональное напряжение»[14]. К. Маслач, описывает данное явление так - «Профессиональное выгорание - это эмоциональное истощение, возникшее как следствие стресса межличностного взаимодействия, утрата позитивных чувств, сострадание и уважение пациентам»[1] Чем больше прогрессирует синдром эмоционального выгорания, тем больше страдает качество услуг, которые оказывают медицинские работники, а значит, не только пациенты, но и сам врач и медицинская сестра будут не довольны результатами своей работы. Синдром эмоционального выгорания – это признаки физического и психологического истощения, приводящие к занижению самооценки, негативному отношению к работе и утрате сочувствия и понимания по отношению к людям, с которыми контактируют медицинский работник. Проблема и исследования заключается в нехватке информации о синдроме эмоционального выгорания и его проявлениях у работников медицинской сферы. Исследованием данной проблемы занимались Теоретические работы, по вопросам анализа социально-психологических явлений: В.В. Новиков, Б.Д. Парыгин; современные концепции профессионального становления личности и его феноменов А.К.. Маркова, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников, Н.П. Фетискин; теоретические и практические исследования феномена эмоционального выгорания Т.В. Форманюк, B.E. Орел, А.А. Рукавишников. С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, Е.А. Климов В.В. Знаков, Д.Н. Завалишина составили методологическую основу исследования субъектно - деятельностный подход; системно–структурный подход к исследованию психических явлений и процессов (В.А. Барабанщиков, А.В. Карпов, Б.Ф. Ломов, М.С. Роговин, В.Д. Шадриков). Цель исследования: Выявить взаимосвязь между стадиями эмоционального выгорания у медицинских работников и стадиями адаптивных способностей. Объект исследования: Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников. Предмет исследования: Взаимосвязь эмоционального выгорания и адаптивных способностей медицинских работников. Задача: 1. Раскрыть сущность понятия эмоциональное выгорание на основе теоретического анализа, определить факторы и механизмы возникновения эмоционального выгорания. 2. Провести исследование для выявления эмоционального выгорания медицинских работников. 3. Определить взаимосвязь эмоционального выгорания и адаптивных способностей у медицинских работников. 4. Выявить особенности проявлений адаптивности у медицинских сестер и врачей. Гипотеза: Гипотеза 1:при повышении уровня развития адаптивных способностей, менее выражен синдром эмоционального выгорания у медицинских работников. Гипотеза 2: у врачей и медицинских сестер существуют различия в проявлении синдрома эмоционального выгорания. Методики исследования: - Методика по В.В. Бойко. Диагностика уровня эмоционального выгорания - Адаптивность методика А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина. В изучении синдрома эмоционального выгорания и взаимосвязи адаптивных способностей, связанных со специфической деятельностью врачей терапевтов и медицинских сестер заключается практическая значимость исследования. Глава 1. Взаимосвязь адаптивных способностей и синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. 1.1Понятие синдрома эмоционального выгорания. Фазы синдрома эмоционального выгорания. В 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом был предложено понятие «эмоциональное выгорание». «Синдром выгорания» проявляется чувством эмоционального истощения, дегуманизации, деперсонализацией (склонностью к развитию негативного отношения к пациенту). Негативного для описания психологического состояния здоровых людей, находящихся в непосредственном интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи «[39]. Под эмоциональным истощением чаще понимается чувство опустошенности и усталости, эмоциональной неудовлетворенности, , связанное с работой. «Эмоциональное выгорание - трехмерный синдром, характеризующийся истощением, деперсонализацией и понижением профессиональной самооценки» [12]. К. Чернисс в 1980 году определил синдром эмоционального выгорания, как «потерю мотивации в работе в ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом уходе и эмоциональном истощении» [14]. В.В Бойко дает следующее определение: «эмоциональное выгорание это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (положение их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия»[15] Синдром эмоционального выгорания - синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры [26]. Эмоциональное выгорание, чаще всего, представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, профессионального, поведения. Эмоциональное выгорание - функциональная особенность, так как позволяет дозировать и экономно распоряжаться энергетическими ресурсами человека. «Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности»[17]. Эмоциональное выгорание возникает в течение какого-то не определенного времени. Поэтому медицинским работникам необходимо проводить диагностику для выявления первых симптомов этого состояния. Развитие синдрома эмоционального выгорания тесно связанно с личностными особенностями и эмоциональными затруднениями во взаимоотношении с коллегами и пациентами. Наиболее популярная модель выгорания разработана К. Носач и С. Джексон, она описана В.В. Бойко [28]. Она включает в себя 3 группы симптомов. I. Фаза «Тревожное напряжение». Нервное напряжение — этот запускающий механизм — обнаруживается в четырех симптомах. 1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности. 2. Неудовлетворенность собой: проявляется в чувстве недовольства собой, избранной профессией, занимаемой должностью; развивается при невозможности конструктивно разрешить ситуацию. 3. Загнанность в клетку: проявляется в чувстве безысходности, остро переживается, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно. Развивается при тщетных попытках устранить нажим психотравмирующих обстоятельств. Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. 4. Тревога и депрессия: обнаруживается в тревожно-депрессивной симптоматике, касающейся профессиональной деятельности в особо осложненных обстоятельствах. Чувство неудовлетворенности деятельностью и собой порождает мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги. Фаза «Тревожного напряжения» является предвестником и «запускающим механизмом» в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов [19]. II. «Фаза «Резистенция» (сопротивление нарастающему стрессу). Формирование защиты на данной фазе проявляется в следующих симптомах выгорания. 1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: наблюдается в случаях, когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. То есть профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации субъектов деятельности; эмоциональный контакт устанавливается не со всеми субъектами, а по принципу «хочу — не хочу» — неадекватным или избирательным образом» [10]. 2. Эмоционально-нравственная дезориентация: проявляется в том, что работника эмоции не недостаточно стимулируют нравственные чувства. Не проявляя должного эмоционального отношения к своему подопечному (ученику, клиенту, покупателю и др.), он защищает свою стратегию: оправдаться перед собой за допущенную грубость или отсутствие внимания к субъекту, рационализируя свои поступки или проецируя вину на субъект, вместо того чтобы адекватно признать свою вину. В эмоционально сложных ситуациях используются суждения: «Это не тот случай, чтобы переживать», «Таким людям нельзя сочувствовать». 3. «Расширение сферы экономии эмоций: проявляется вне профессиональной деятельности — дома, в общении с приятелями и знакомыми. На работе специалист так устает от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что ему не хочется общаться даже с близкими» [10]. 4. Редукция профессиональных обязанностей: обнаруживается в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. III. Фаза «Истощение». Характеризуется более или менее выраженным снижением общего тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита становится неотъемлемым атрибутом личности. Данная фаза также проявляется в ряде симптомов: 1. Эмоциональный дефицит: заявляет о себе в ощущении, что эмоционально профессионал уже не может помочь субъектам своей деятельности. 2. Эмоциональная отстраненность: работник почти полностью исключает эмоции из сферы своей профессиональной деятельности. Его почти ничто не волнует, не вызывает эмоционального отклика: ни позитивные, ни отрицательные обстоятельства. 3. Личностная отстраненность, или деперсонализация: проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в сфере общения. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку — субъекту профессиональной деятельности. 4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: обнаруживаются на уровне психического и физического самочувствия. Данный симптом обычно образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических и психических состояниях [21]. Таблица 1. Фазы стресса и симптомы выгорания по В. В. Бойко. Фаа Симптом Переживание психотравмирующих обстоятельств Тревожное напряжение Неудовлетворенность собой Ощущение «загнанности в клетку» Тревога и депрессия Неадекватное (избирательное) эмоциональное реагирование Резистенция Эмоционально – нравственная дезориентация Экономия эмоций Редукция профессиональных обязанностей Эмоциональный дефицит Истощение Эмоциональная отстраненность Деперсонализация Психосоматические и психофизиологические нарушения Синдром эмоционального выгорания включает следующие фазы: - «тревожное напряжение» -«резистенция» - «истощение». Оценка степени выгорания позволяет предотвратить или оказать психотерапевтическую помощь эмоционально-выгорающему работнику. 1.2. Факторы, способствующие возникновению симптомов эмоционального выгорания. Скорость возникновения «выгорания» зачастую зависит от личностных особенностей медицинского работника . Такие качества как, замкнутые, необщительные, застенчивые, эмоциональная неустойчивые, импульсивные и нетерпеливы , с низкой самодостаточностью, высокой эмпатией и реактивность в большей степени склонны к развитию выгорания. Имеют значение и следующие факторы. Выгорание развивается раньше, если работник: а) оценивает свою работу как незначимую; б) не удовлетворен профессиональным ростом; в) испытывает недостаток самостоятельности, считает, что его излишне контролируют; г) полностью поглощен своей работой (трудоголик); д) испытывает ролевую неопределенность вследствие нечетких к нему требований; е) испытывает перегрузку или, наоборот, недогрузку (последнее порождает чувство своей ненужности). Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как профессиональную деформацию личности, которая возникает под воздействием ряда факторов — внешних и внутренних. Внешние факторы, провоцирующие выгорание: 1. Постоянная, напряженная психоэмоциональная работой. Такая деятельность связана с постоянным общением, точнее, с целенаправленным восприятием пациентов и воздействием на них. Профессиональному человеку , работающему с людьми, приходится постоянно применять эмоции в разных аспектах общения: активно решать проблемы и ставить задачи, внимательно выслушивать, усиленно запоминать и быстро принимать решения, интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, взвешивать альтернативы. Признаками дестабилизирующей организации деятельности являются: Неслаженная организация и планирование процесса труда, нехватка оборудования и плохо отлаженная и расплывчатая информация, о наличие в ней ««бюрократического шума» — мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность», например, учащихся в классе, пациентов, принимаемых за рабочую смену, клиентов, обслуживаемых за день [12]. При этом следует учитывать, что дестабилизирующая обстановка вызывает негативные проявления как со стороны самого пациента , так и со стороны руководителя. Что ведет к утрате доверительных отношений с обеих сторон. 2. Повышенная ответственность медицинских работников за исполняемые функции и операции. Осуществляют свою деятельность обычно в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается медиков, педагогов, воспитателей, блюстителей общественного порядка, обслуживающего персонала. Материальное содержание их деятельности заключается в том, что необходимо постоянно входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется динамическая , совместная деятельность. Надо всматриваться, выслушиваться, чувствовать его; сопереживать, сострадать, сочувствовать; предвосхищать его слова, настроения, поступки. А главное, постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров [13]. За всех тех, у кого вся профессиональная деятельность связана с людьми лежит юридическая и нравственная ответственность за благополучие людей-пациентов. Особенно высока ответственность за жизнь и здоровья человека. А плата за это высока — нервное и психическое перенапряжение. Например, врач скорой помощи работают «на износ»,-неусыпная ответственность и самоконтроль столь велики, что, по данным исследований, врачи этой медицинской специализации уходят из жизни раньше других своих коллег. 3. Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. «Таковая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью, в системе «руководитель — подчиненный», в системе «коллега — коллега».[14] Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других — искать способы экономии своих психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы. 4. Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения. У врачей это тяжелые и умирающие больные а также больные, требующие чрезмерного к себе внимания, конфликтные пациенты или старики с дегиниративными заболеваниями нервной системы и психического растроиствами. У руководителя или командира — подчиненные с акцентированными характерами, неврозами, признаками психопатизации, нарушители дисциплины, безответственные работники, неумеренно пьющие. У обслуживающего персонала — капризные и грубые клиенты.. Работнику социальной профессии почти ежедневно попадается пациент, который «попортит вам нервы» или «доведет до белого каления». Невольно каждый человек начинает исключить подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи: «не следует обращать внимания...» . В зависимости от статистики своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнравственных. «Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда он не включается в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению». На этой почве возникают недоразумение и конфликт — эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной [15]. Внутренние факторы, обусловливающие эмоциональное выгорание. 1. Склонность к эмоциональной ригидности. Естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко случается так, что, проработав «с людьми» до пенсии, человек тем не менее не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию. 2. Интенсивная восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности. Данное психологическое явление чаще всего возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемое поручение. Довольно часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. «Постепенно эмоционально энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты» [16]. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых медицинских работников покидает учреждение здравоохранения в первые пять лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов — эмоциональное выгорание. Медицинские работники спустя 11 — 16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности. Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной восприятие и переживание и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. К примеру, врач, который, казалось бы, привык проявлять выдержку, наблюдая смерть больных, периодически переживает сильные отрицательные эмоции. Вместе с тем нередки моменты, когда он ловит себя на мысли, что ему все безразлично и ничто уже не волнует. Педагог, научившийся спокойно реагировать на аномалии характеров подросткового возраста, вдруг «срывается» в общении с определенным ребенком, возмущен его бестактными выходками и грубостью. Но случается - тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание обернулось безразличием и апатией. 3. Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. В этом случае вероятны два варианта: * профессионал не считает для себя необходимым или по какой-то причине не заинтересован проявлять сопереживание к объекту деятельности; * человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые к субъектам деятельности.). 4. Нравственные дефекты и дезориентация личности. Таким образом, выгорание обычно оказывается следствием профессиональных стрессов (особенно длительных и хронических), но его развитие может не ограничиваться только профессиональной сферой, а проявляться в различных ситуациях бытия человека. 1.3.Специфика возникновения и проявления эмоциональное выгорание медицинских работников. Медицинские работники — социальная группа населения, с одной стороны, испытывающая на себе все реальные проблемы современной общественной жизни, с другой — призванная смягчать эти проблемы в процессе контакта населения с системой здравоохранения. Таким образом, медики находятся в кругу как своих собственных проблем, так и проблем своих пациентов, неся при этом двойную социально-психологическую нагрузку. Зачастую они, как ни парадоксально, отличаются худшим состоянием здоровья, чем представители других специальностей. Такое положение вещей обусловлено значительными физическими и эмоциональными нагрузками, постоянной суперинфекцией. Профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и большое количество факторов, вызывающих стресс. Ответственная работа медика с большим количеством нездоровых людей может привести к возникновению своеобразного расстройства — «отравления людьми». Для него характерны такие симптомы, как раздражительность, вспыльчивость (часто без всякой видимой причины), холодность и равнодушие как защитное поведение. По роду своей деятельности медицинские работники подвергаются воздействию различных неблагоприятных факторов рабочей среды и самого трудового процесса, к которым относятся вредные химические вещества и биологические агенты, ионизирующие излучения, шум, вибрация, канцерогены, высокое нервно-психическое напряжение, вынужденное положение тела во время работы, перенапряжение анализаторных систем и др. [17] Загрязнение воздуха рабочих помещений медицинских учреждений лекарственными веществами может быть причиной развития у медицинского персонала аллергических заболеваний, токсических поражений различных органов, дисбактериозов. Многие лекарственные препараты — это промышленные яды (например, бром, йод, мышьяк, камфора) и при определенных условиях способны вызвать острые и хронические интоксикации. Также существует угроза заражения медработников инфекционными заболеваниями. Среди физических факторов, оказывающих вредное воздействие на здоровье медицинских работников, следует назвать различные виды ионизирующего и неионизирующего излучения. Например, СВЧ, широко применяемые в медицинской практике, неблагоприятным образом влияют на кровь, сердечно-сосудистую систему, на центральную и периферическую нервную систему. Труд большинства медицинских работников осуществляется в таких условиях, что на них воздействует комплекс неблагоприятных производственных факторов различной природы, нервно-эмоционального перенапряжения, высокой ответственности. К числу психологических стресс факторов, эффект которых сказывается на медицинском персонале, относятся: * большое количество контактов с больными людьми и их родственниками, постоянное соприкосновение с чужими проблемами и чужой болью, с негативными эмоциями, которые несут отрицательную энергию; * повышенные требования к профессиональной компетентности врача и к служению другим, самоотдаче; * ответственность за жизнь и здоровье других людей; * производственная среда с новыми факторами социального риска, такими как преступность, наркомания, бездомность и др По мнению Г. Робертса, существует общая обеспокоенность относительно того, что сама по себе специальность врача способствует развитию болезненных состояний [18]. Согласно данным Британской медицинской ассоциации, это проявляется как разочарование в профессии и деморализация, нарастающая склонность к размышлению о том, чтобы оставить эту профессию, а также в ухудшении состояния психического здоровья практикующих врачей, снижении устойчивости браков среди медиков, развитии склонности к употреблению психоактивных веществ и алкоголя. Такие тенденции приписывались, по крайней мере частично,пролонгированному (продолжительному) рабочему стрессу и неудовлетворенности работой, которые, в свою очередь, могут быть главной детерминантой качества медицинской помощи. В течение определенного времени данные проблемы умалчивались, и только понятие выгорания открыло простор для их выявления и творческого обсуждения. «Предложив термин выгорание для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений, Фрейденбергер (1974) разработал новую модель для рассмотрения дистресса и функциональных нарушений, связанных с работой. Оказалось, что она удобна и подходит для всех врачей и многих других специалистов, занятых в системе здравоохранения. Она сфокусирована на патологии профессиональной деятельности и оказывается средством разрушения табу, которого врачи обычно придерживались, обсуждая друг с другом свою внутреннюю жизнь, личную борьбу и уязвимость» [19]. Созданы специальные модели для объяснения низкой самооценки, стресса, тревоги и депрессии у больных, но врачи неохотно применяют их к себе. Накопление наблюдений и идей о состоянии выгорания позволило представителям профессий, предполагающих оказание медицинской помощи, рассмотреть скрытые механизмы собственной лечебной работы, способные привести к тому, что на более поздней стадии медики не справляются с профессиональными отношениями, ролями и стрессами. Одним из выводов, которые сделал Кинг при изучении эмоционального дистресса у врачей: «Врачи, работающие в медицинском учреждении, подвержены значительному личностному дистрессу... им трудно раскрыться перед кем-нибудь за пределами своей непосредственной семьи и круга друзей... Преобладающая особенность врачебной профессии — отрицать проблемы, связанные с личным здоровьем» [20]. Существует явная обеспокоенность, вызванная патогенностью медицинской работы для практикующих врачей, и, поскольку их здоровье жизненно важно для безопасности и качества оказываемой ими помощи, необдимо проявить серьезную озабоченность психическим и физическим благополучием медиков. Особенно это касается психиатров, психотерапевтов, невропатологов, к которым часто обращаются за помощью, когда лечат других врачей или пытаются найти ответы на вопросы о профессиональном стрессе у коллег. Поэтому особенно важно для медицинских работников вначале позаботиться о себе и «содержать собственный дом в порядке». Причины выгорания медиков западные исследователи видят в социальной сфере и культуре. Фрагментарность и расслоение общества, снижение доступа к общественным и семейным ресурсам предъявляют все более высокие требования к работе специалистов, диктуя вместе с тем необходимость помощи и изменений. В то же время специалисты здравоохранения находятся под неусыпным общественным вниманием. Они пребывают в трудном положении, обладая все меньшей властью, становясь одновременно все более подотчетными. В целом существует общая тенденция — ожидания и требования все больше и больше увеличиваются, а ресурсы уменьшаются. Кроме этого, здравоохранению навязывается примитивный бизнес — культура, которая изображает персонал как «анонимные единицы производства», а отделения как «единицы извлечения доходов», лишает привилегий тех, кто лично предан своей работе [21]. Изменения в общественном сознании отражаются в сдвиге установок к пациентам, к профессиональным обязанностям, к себе как специалисту. В настоящее время существует много исследований, документально подтверждающих широко распространенную неудовлетворенность профессией и чувство сожаления в связи с выбором медицинской карьеры. Изменения в поведении: врач часто смотрит на часы; усиливается его сопротивление выходу на работу; откладывает встречи с больными; часто опаздывает (поздно приходит и поздно уходит); утрачивает творческие подходы к решению проблем; работает усерднее и дольше, а достижения становятся меньше; уединяется и избегает коллег; присваивает собственность учреждения; увеличивает употребление меняющих настроение психоактивных веществ (включая кофеин и никотин); утрачивает способность удовлетворять свои потребности в развлечениях и восстановлении здоровья; подвержен несчастным случаям. Изменения в чувствах: утрата чувства юмора или юмор «висельника»; постоянное чувство неудачи, вины и самообвинения; часто испытывает гнев, чувство обиды и горечи; повышенная раздражительность, проявляемая на работе и дома; ощущение как будто к нему придираются; чувство обескураженности и равнодушия; бессилие; снятие стресса, а не творческая деятельность. Изменения в мышлении: все более упорные мысли о том, чтобы оставить работу; не способен концентрировать внимание; ригидное мышление, сопротивляющееся изменениям; усиление подозрительности и недоверчивости; циничное, порицающее отношение к больным; негуманное отношение к больным, менталитет жертвы; озабоченность собственными потребностями и личным выживанием. «Изменения в здоровье: нарушенный сон; частые, продолжающиеся длительное время незначительные недуги; повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; утомляемость — усталость и истощение на протяжении целого дня; ускорение нарушений психического и соматического здоровья» [22]. Известна эмблема медицинской деятельности, предложенная еще в XVII веке голландским врачом Николасом ван Тульпиусом — горящая свеча, и под ней девиз: «Светя другим, сгораю сам». Безусловно, «выгорание» не предполагает смерть или моральное опустошение, но профессиональная деформация личности, проявляющаяся негативными ее изменениями, часто создает трудности в дальнейшей работе врача. Среди причин профессиональной деформации называют социальные факторы и факторы среды (место работы, психологическая атмосфера в коллективе), а также личностные факторы [23]. Рассмотрим социально-средовые факторы, отрицательно влияющие на личность медицинского работника. Среди них: низкая материально-техническая база, отсутствие медикаментов, нехватка врачей, напряженный график дежурств, непризнание истинных заслуг врача, ограничения его права на свободу выбора (стиля жизни, направления научного исследования), несоответствие нравственно-этических требований к профессии реальной ситуации на рабочем месте (конфликтность или равнодушие в коллективе) и т.п. Личностные факторы, предрасполагающие к появлению у врача симптомов эмоционального выгорания: завышенный уровень притязаний, идеализм и недостаточная связь с реальностью, неумение критически оценивать неблагоприятные внешние факторы, низкая устойчивость к стрессу. «Симптомы эмоционального выгорания включают: чрезмерную усталость, переутомление, истощение (после активной профессиональной деятельности), психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства), бессонницу, негативное отношение к пациентам (после прежнего позитивного), отрицательный настрой к работе (вместо прежнего «это дело на всю жизнь»), стереотипизацию личностной установки, стандартизацию общения, деятельности, принятие готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действий, ригидност....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: