VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Синдром эмоционального выгорания у работников детских дошкольных учреждений

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005399
Тема: Синдром эмоционального выгорания у работников детских дошкольных учреждений
Содержание
3



Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тверской государственный технический университет»

(ФГБОУ ВПО «ТГТУ»)

		

Факультет: ИДПО и ЗФ 

Кафедра: Психологии и Философии

Направление бакалавриата: 37.03.01 «Психология»

Профиль: Организационная психология



Председатель ГАК                                                             Допустить к защите:

Нач. медико-псих. службы                                                   Зав.каф. ПиФ:

ФГКУ «Специальная пожарно-спасательная                                  д.ф.н., профессор

часть федеральной противопожарной                                                службы по Тверской области» 

Богданов Д. В.                                                                       Евстифеева Е.А.

«___»_________2017 г.                                                 «____»__________2017 г.

___________________                                                   ______________________     





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



Студента:  Ярославцева Елена Александровна



На тему: « Синдром эмоционального выгорания у работников детских дошкольных учреждений»



Состав дипломной работы:

1. Расчетно-пояснительная записка на 67 стр.





Руководитель дипломной работы: к.биол.н., доцент Власенко Н.Ю.



	«___»________________2017 г.	

__________________________



Дипломник_______________

«____»____________2017г.



Оценка___________________



Тверь, 2017

 



 СОДЕРЖАНИЕ

	ВВЕДЕНИЕ	3

	ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ЧЕЛОВЕКА И ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ	 8

	1.1.  Роль эмоциональной сферы в формировании профессионального стресса	 8

	1.2. Выявление и разработка проблемы эмоционального выгорания и его симптомов в профессиональной сфере	 15

	Выводы к главе I	 20

	ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДДЕНИЙ	23

	2.1. Синдром эмоционального выгорания с точки зрения разных психологических подходов	23

	2.2. Проблема эмоциональное выгорание у работников детских учреждений и факторы, оказывающие влияние на процесс выгорания	 32

	Выводы к главе II	 37

	ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ИЗУЧЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У РАБОТНИКОВ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ	 39

	3.1. Методы исследования и этапы проведения эксперимента	 39

	3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования	 41

	3.3. Методы профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания работников детских учреждений	 55

	Выводы по главе III	60

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	 63

	СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:	 65

	ПРИЛОЖЕНИЯ	 

 ВВЕДЕНИЕ

        Проблема стрессоустойчивости человека различных профессий давно интересует психологов. Существует большой ряд профессий, где человек в силу постоянного общения с людьми подвержен синдрому эмоционального выгорания. Это и врачи, и педагоги, и социальные работники, а также работники детских учреждений, которых мы будем рассматривать. Каждый человек по-своему адаптируется к различным условиям труда, причем это зависит не только от условий работы, но и от личностных качеств индивида. 

Отсюда возникает вопрос, каким должен быть современный педагог дошкольного учреждения? Прежде всего, ориентированным на личностное взаимодействие с каждым воспитанником, исключающим авторитарную модель построения воспитательно-образовательного процесса. Дошкольное образование целиком и полностью выстроены на процессе взаимодействия педагога с детьми, а поскольку педагог для ребенка является достаточно значимой фигурой, то именно на воспитателя ложится ответственность за качество данного процесса. Поэтому рядом с детьми должны находиться высокопрофессиональные педагоги, потому что если ребенок и педагог являются партнерами и общаются на равных, то это обеспечивает необходимый для полноценного развития детей психологический комфорт.

Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Становление профессиональной карьеры педагога проходит на протяжении многих лет, за время которых происходят значительные изменения в личности как в сторону развития (профессионализм, мастерство, самоактуализация), так и некоторой неконструктивной интеграции (соматические заболевания, профессиональное выгорание).

 Актуальность вопроса эмоционального выгорания педагогов обусловлена быстрым темпом развития различных инновационных систем в образовательных системах в России, несомненно, повлекшее повышение требований внедрения инновационных технологий в дошкольном образовательном учреждении. Учитывая падение рейтинга социально значимых профессий, низкий уровень заработной платы можно предположить, что у педагогов появляется неудовлетворенность профессией, теряется уверенность в стабильности своего социального и материального положения, падает интерес к профессиональному совершенствованию. 

Наряду с этим в современное время проблема сохранения психического здоровья педагога в дошкольном образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание» [6, c. 163]. 

Степень научной разработанности: Фактически термин «эмоциональное сгорание» ввел американский психиатр Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г., чтобы охарактеризовать психологическое состояние здоровых людей, которые находятся в тесном и интенсивном общении с пациентами, клиентами при оказании профессиональной помощи при условии эмоционально нагруженной атмосферы. Первоначально данный термин означал состояние истощения, изнеможения, которое было сопряженно с ощущением собственной бесполезности [30, c. 162]. Изучения данного состояния в 1981 г. продолжила К. Маслач, которая была одной из ведущих специалистов, изучающих феномен «эмоционального сгорания», она детализировала его как особое состояние, которое включает чувство эмоционального изнеможения, истощения, а также симптомы деперсонализации, дегуманизации; негативное самовосприятие, тогда как в профессиональном

Цель работы заключается в исследовании  синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) и выявление факторов его возникновения у работников детских образовательных учреждений. 

Осуществление цели исследования возможно при условии выполнения следующих задач: 

 Теоретические задачи:

Рассмотреть представления об эмоциональной сфере человека;

Проанализировать проблему эмоционального выгорания;

Выявить особенности эмоционального выгорания у работников детских учреждений;

           Практические задачи:

Провести диагностику уровня эмоционального выгорания у работников детского учреждения;

Проанализировать полученные результаты, сделать корреляционный анализ;

Обучить работников детских учреждений методам профилактики и коррекции эмоционального выгорания.

         Объект исследования – эмоциональное выгорание.

Предметом исследования является влияние личностных, индивидуально-психологические  и социально-демографических факторов на формирование синдрома эмоционального выгорания. 

Гипотезой исследования является предположение о том, что у работников детских учреждений степень формирования синдрома эмоционального выгорания  находится в зависимости от индивидуально-психологических и личностных качеств.  

Экспериментальная база исследования: работники детских учреждений, а именно воспитатели МБДОУ детский сад № 92 г. Тверь.

Методы исследования: 1) Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; 2) Пятифакторный личностный опросник Р. МакКрае, П. Коста.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты можно использовать для разработки психокоррекционных и профилактических мероприятий и рекомендаций, которые обеспечивают укрепление и сохранение психического здоровья работников детских учреждений, а также предотвращения возникновения синдрома эмоционального выгорания.



	? Структура дипломной работы:

Дипломная работа состоит из введения, трех глав (одна из них – эмпирическая), заключения, библиографического списка, приложений.

Во введении описывается актуальность исследования, цель работы, теоретические и практические задачи, объект и предмет исследования, описание психодиагностических методик, используемых в ходе исследования.

 В первой главе рассматриваются теоретические представления об эмоциональной сфере в формировании профессионального стресса и эмоциональном выгорании и его симптомах.

Вторая глава посвящена изучению психологических особенностей СЭВ и закономерностей его развития в профессиональной деятельности работников детских учреждений.

Третья глава представляет собой эмпирическое исследование посвященное выявлению степени эмоционального выгорания у выборки испытуемых воспитателей, а также поиску эффективных методов профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания работников детских учреждений. 



 В работе приведен анализ интерпретации результатов исследования.  В заключении подводятся итоги работы, формулируются общие выводы .Дипломная работа снабжена библиографическим списком, приложениями.  .  


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ЧЕЛОВЕКА И ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ	 

 1.1.  Роль эмоциональной сферы в формировании 

профессионального стресса

Человек в повседневной жизни сталкивается с множеством явлений, которые вызывают у него определенное отношение. Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Радость, удовольствие, любовь, горе, гнев, страх – это все формы переживания человеком своего отношения к различным явлениям, объектам, это так называемые чувства и эмоции.

Эмоции (от лат. emoveo – волную, потрясаю) – психические состояния, которые протекают в форме переживаний и отражают личную значимость и оценку внутренних и внешних ситуаций в жизнедеятельности человека. 

Чувства – это более устойчивые, чем эмоции психические процессы, с четко выраженным предметным характером, а именно устойчивым отношением к каким-то конкретным объектам [2, c. 14].

 Эмоции и чувства включаются во все психические состояния и процессы человека. Это тождественные процессы, которые создают единую подструктуру личности, ее эмоциональную сферу. Однако стоит учесть, что они различаются по нескольким параметрам: 

	Эмоции в эволюционном контексте – более древняя форма. Возникновение и формирование чувств у человека происходило в процессе его культурно-исторического развития. 

	Эмоции характеризуются ориентировочной реакцией, несут первичную информацию об избытке или недостатке чего-либо, по этой причине они часто бывают недостаточно осознаваемыми и неопределенными. Чувства являются предметными и конкретными.

	Эмоции связаны в большей степени с биологическими процессами, а чувства – с социальной сферой.

	Эмоции связаны в большей степени с бессознательными процессами, а чувства максимально ориентированы на наше сознание.

	Чувства характеризуются длительностью в отличие от эмоций, и имеют четко выраженный характер, отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам. Переживание чувства человеком вообще не может быть безотносительным, оно распространяется только на кого-нибудь или что-нибудь. Предположим, человек не может испытывать чувство любви, если он не имеет объект поклонения или привязанности. Соответственно человек не в состоянии испытывать чувство ненависти, если нет объекта ненависти [2, c. 15].

	П.К. Анохина, определил эмоции, как физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды переживаний и чувствований человека – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости [2, c. 17].

	Многие авторы связывают эмоции именно с переживаниями. По мнению Л.С. Выготского, эмоции являются одной из важнейших сторон психических процессов, которая характеризует переживание человеком действительности. Эмоции представляют интегральное выражение изменённого тонуса нервно-психической деятельности, которое отражается на организме человека и всех сторонах его психики [3, c. 62]. 

	Главным свойством эмоций является тот факт, что они характеризуют потребности человека и предметы, на которые эти потребности направлены. В ходе эволюции эмоциональные состояния и ощущения биологически закрепились в качестве способа поддержания жизненных процессов в их оптимальных границах. Значение эмоций для организма в целом заключается в предупреждении о разрушающем влиянии каких-то факторов. Поэтому именно эмоции представляют собой один из основополагающих механизмов регуляции деятельности человека и функционального состояния организма. 

	Эмоции и чувства, как и все психические процессы – это результат деятельности мозга. Основой простейших эмоций являются сложные процессы, безусловные рефлексы, которые происходят в подкорке, деятельность ее находится под контролем коры больших полушарий мозга. В этом процессе огромную роль играет вторая сигнальная система. Слово дает возможность человеку подавлять эмоции, управлять чувствами, обеспечивает сознательное отношение к тому или иному явлению, которое может быть причиной нежелательным эмоциям [8, c. 9]. 

	В основе эмоций лежат как физиологические процессы, отличающиеся большой сложностью, так и психические, имеющие рефлекторную природу и возникающие при воздействии раздражителей. Также эмоциям свойственно появляться как результату внутренних раздражений, которые возникают в организме человека. Сильные эмоции, как правило, связаны с рядом физиологических изменений, а именно: деятельности сердечнососудистой системы, ритма дыхания, работы слезных, потовых желез и слюнных. С точки зрения физиологии это означает, что процесс возбуждения (восприятие какого-либо объекта человеком), возникающий в коре больших полушарий головного мозга в определенных условиях распространяется и на подкорку, где расположены центры, которые управляют работой внутренних органов, что обеспечивает такие изменения в организме [8, c. 10].

	Классифицируя эмоции, очевидным является разделение их на положительные и отрицательные. Однако учитывая определенные критерии, эмоции можно также классифицировать следующим образом:

	- по мобилизации ресурсов организма эмоции бывают стенические и астенические;

	- по потребностям различаются низшие эмоции (удовлетворение таких потребностей организма, как голод, жажда и т.д.) и высшие эмоции (чувства), которые являются социально обусловленными, связанными общественными отношениями;

	- по длительности проявления и силе существует несколько видов эмоций: настроения, аффекты, страсти, фрустрация, стресс (рисунок 1 – Приложение 1) [6, c. 102].

	Стенические эмоции – это эмоции, повышающие энергию, активность, вызывающие возбуждение, бодрость, подъём. Физиологические особенности эмоций – усиленная работа сердца, повышение кровяного давления, учащение темпа и глубины дыхания. Это такие эмоции, как радость, гнев, ненависть, боевое возбуждение и т. п. 

	Астенические эмоции напротив уменьшают энергию, активность, жизнедеятельность. Физиологически эти процессы выражаются более редким дыханием, слабым и редким сердцебиением. Это такие эмоции, как подавленность, тоска, печаль, уныние. По опыту работы многих врачей можно услышать подобные высказывания: «Веселые люди быстрее и чаще выздоравливают, чем печальные», «У победителей раны заживают лучше и быстрее, чем у побежденных». Волевые качества человека лежат в основе индивидуальных различий в проявлении эмоций, т.к. именно волевые личности всегда стремятся держать под контролем свои эмоции.

	Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, которое захватывает на протяжении какого-то времени всю личность и отражается на поведении и деятельности человека. Настроение зачастую характеризуется длительностью и устойчивостью, поэтому ему свойственно продолжаться в течение нескольких дней, недель, месяцев, а бывают случаи, когда определенное настроение длится какой-то более длительный период жизни. Как и эмоции, настроение может быть стеническим или астеническим, т.е. радостным и печальным, сердитым и добродушным, жизнерадостным и вялым.

	Аффект (с латинского – возбуждение, душевное волнение) – это эмоциональная реакция, характеризующаяся кратковременностью, бурно протекающим процессом, своего рода эмоциональный взрыв. Это как пример, вспышки радости, гнева, горя. Для более подробного объяснения проявления эмоций в столь бурной степени, употребляют специальные оттенки слова (страх – ужас; гнев – ярость; радость – восторг; горе – отчаяние). Аффекты очень часто сопровождаются двигательным перевозбуждением, однако довольно часты случаи, при которых возникают заторможенность речи, оцепенение и полное безучастие (страх, отчаяние). Аффекты вызывают сильные раздражители (поведение, слова, обстоятельства), при этом именно неуравновешенные люди более подвержены возникновению аффектов.

	Широко известна десятикомпонентная теория К. Изарда. Он, как один из наиболее авторитетных исследователей эмоций, предложил перечень из десяти фундаментальных эмоций: удовольствие – радость, горе – страдание, интерес – возбуждение, и т.д. Использование двух слов для обозначения большинства фундаментальных эмоций объясняется стремлением показать полюса интенсивности той или иной эмоции [15, c. 231].

	Страсти представляют собой в большей степени чувства, чем эмоции. Страсть – это устойчивое, длительное и глубокое чувство, которое уже стало характеристикой человека. Страсть связывают с какими-либо интересами, деятельностью, стремлениями, она дает направление всем действиям и замыслам личности. Страсть по направленности также может быть положительной и отрицательной. Положительной является страсть к спорту, музыке, театру, стремление к науке. Отрицательные страсти зачастую направленны на мелкие цели, ослабляющие волю и подавляющие психику личности. Так, например, страсть к азартным играм на деньги, к употреблению алкогольных напитков, к обогащению (жажда наживы), они характеризуются общественно вредным характером. Существует необходимость бороться с отрицательными страстями как порождением с социального зла и неблагополучия общества в целом.

	Фрустрация – (от лат. frustatio – разрушение планов, обман) это, с точки зрения психологии, психическое состояние, которое возникает как реакция (ответ) на появление объективно или субъективно непреодолимого препятствия, возникшего на пути достижения цели, решения задачи, или удовлетворения какой-либо потребности. Тип реакции фрустрационного характера находится в зависимости от множества обстоятельств, хотя часто есть особенностью личности определенного человека. Это такие состояния, как чувство вины гнев, отчаяние, досада.

	Напряженность, или стресс, (от англ. stress – напряжение, давление) является общей неспецифической реакцией организма как ответ на интенсивное воздействие любой модальности (стрессор). Понятие «стресс» был введен канадским врачом и биологом Гансом Селье (1907-1982), под которым он подразумевал, общий адаптационный синдром, который обеспечивает мобилизацию организма, с целью приспособится к затруднительным условиям [6, c. 103-105]. 

	Г. Селье характеризует стресс тремя стадиями развития: 

	Особенностью первой стадии является активизация симпатической нервной системы в результате воздействия стрессора. При этом человек будет переживать тревожное эмоциональное состояние (стрессор имеет угрожающий характер) или душевный подъем (стрессор связан с позитивным прогнозом). 

	Вторая стадия («стадия борьбы») характеризуется мобилизацией организма, а именно, выделением надпочечниками в кровь гормона кортизола. Такие физиологические особенности обеспечивают человеку максимально эффективное решение задач, которые требуют значительных усилий, выходящие за рамки обычных. 

	В результате продолжающихся действий стрессора, наступает стадия истощения, т.е. последняя третья стадия. Поскольку возможности мобилизации организма уже исчерпались на второй стадии, то возникает явление дистресса, которое ведет к значительным нарушениям, как физического здоровья, так и психической активности человека [26, c. 97].

	Психологическая проблематика стресса набирает большую популярность, т.к. она непосредственно связана с жизненно важными требованиями современной жизни. Формируется и увеличивается перечень проблем, воспринимающийся обществом как непосредственная угроза психическому здоровью и качеству жизни человека, это различные формы личностного неблагополучия, трудности в адаптации, неспособность выносить повышенные профессиональные нагрузки. Как результат профессиональный стресс внесен на сегодняшний день в отдельную рубрику в Международной классификации болезней. 

	Профессиональный стресс представляет собой многообразный феномен, который выражается в физических и психических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека [4, c. 122]. 

	Специфика понятия «профессиональный стресс» заключается в том, что оно отражает особенности стрессового состояния (в его проявлениях, причинах и последствиях), возникающее в процессе осуществления разных видов профессиональной деятельности. Следует учесть, что важной задачей становится не только изучение условий осуществления деятельности и организационных форм определенных профессий, но и анализ характерных особенностей проявлений стресса в зависимости от содержательной специфики занимаемой должности. Поэтому функции профессиональной деятельности и в целом профессиональная среда, представляют собой те ключевые образованиями, во взаимосвязи с которыми находится развитие стресса в профессиональной деятельности. Понятие «профессиональный стресс» соотносится с рядом терминов «трудовой стресс», «рабочий стресс», «организационный стресс», принадлежит к уровню анализа деятельности работника как члена какого-либо профессионального сообщества [4, c. 125]. 

Профессиональный стресс тесно связан с явлением, обозначающимся в разных источниках как «эмоциональное выгорание», «синдром эмоционального выгорания», «феномен профессионального выгорания», явление «психического выгорания» и т.п.



1.2. Выявление и разработка проблемы эмоционального выгорания и его симптомов в профессиональной сфере

Первое упоминание об эмоциональном выгорании появилось как явление социальной проблемы, а не в качестве исследовательского конструкта. Формулировка его первоначального определения основывалась на клинической терминологии. В процессе наблюдения за большим количеством работников некоторых профессиональных сфер, выяснилось, что они находятся в постоянном эмоциональном истощении, теряют работоспособности и мотивацию. Подобный процесс мог длиться на протяжении года, сопровождаясь некоторыми физическими и умственными симптомами. Этот феномен назвали термином «burnout» (выгорание), был введен H. Freudenberger, заимствованный им для обозначения хронической зависимости от наркотиков в разговорной речи [30, c. 68]. 

Параллельно с клиническими наблюдениями явления выгорания    H.Freudenberger, C. Maslach (социальный психолог) занималась исследованиями когнитивных стратегий людей, которые используют с целью борьбы с эмоциональным возбуждением. Ею было установлено, что исследуемые феномены влияют на поведение работников и их профессиональную идентификацию. Также случайности C. Maslach обнаружила, что юристы называют такое явление «выгоранием» [33, c. 38].

Обращаясь к отечественной психологии, впервые о феномене выгорания упоминался в работах Б.Г. Ананьева, употребивший понятие «эмоциональное сгорание» (аналогичный термину «выгорание»), с целью обозначить некоторые отрицательные явления, которые возникают в профессиональной сфере типа «человек-человек» и связаны с межличностными отношениями. Однако стоит учесть, что этот феномен был только зафиксирован, и не подтвержден последующим эмпирическим разработкам [1, c. 162].

Исследования А. Пайнса показали, что, если профессиональная деятельность в собственных глазах оценивается как незначимая, то синдром выгорания развивается быстрее. Х.Дж. Фрейденбергер считает, что «сгорающие» люди – это люди сочувствующие, гуманные, идеалисты, неустойчивые, интровертированные [30, c. 163]. По определению К.Кондо СЭВ представляет собой дезадаптированность к рабочему месту вследствие неадекватных межличностных отношении и чрезмерной рабочей нагрузке [31, c. 11]. 

В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки» [20, с. 49].

Е. Махер уже в 1983 г. обобщил в своем обзоре перечень симптомов «эмоционального выгорания»: утомление, усталость, истощение; бессонница, психосоматические недомогания; негативное отношение к самой работе; негативное отношение к клиентам; скудность репертуара рабочих действий; злоупотребление химическими агентами: кофе, алкоголем, табаком, наркотиками; отсутствие аппетита или переедание; агрессивные чувства (напряженность, раздражительность, беспокойство, тревожность, гнев, взволнованность до перевозбуждения,); негативная «Я-концепция»; переживание чувства вины; упадническое настроение и связанные с этим эмоции (пессимизм, цинизм, апатия, чувство безнадежности) [20, c. 50].

Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, как отмечает А.Б. Бизункова, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.

К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:

- чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); 

- ощущение эмоционального и физического истощения; 

- снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); 

- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); 

- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; 

- резкая потеря или резкое увеличение веса; 

- полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 часа утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 часов ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу); 

- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; 

- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; 

- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений; 

- возможно, профессиональное выгорание является одной из причин снижения продолжительности жизни в России, особенно у мужчин [7, c. 2-3]. 

Н.В. Гришина к социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относит такие неприятные ощущения и реакции, как:

- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); 

- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; 

- частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»); 

- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности); 

- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); 

- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»; 

- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится») [11, с. 143-144]. 

К поведенческим симптомам профессионального выгорания Н.В.Самоукина относит следующие поступки и формы поведения работника:

- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее; 

- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит); 

- вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает; 

- руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим; 

- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; 

- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; 

- дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; 

          - злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день

сигарет, применение наркотических средств [25, с. 22]. 

Замечено, что симптоматика профессионального выгорания может быть «инфекционной» и проявляться не только у отдельных работников. Нередко встречается профессиональное выгорание организаций, которое проявляется в том, что у подавляющего большинства сотрудников присутствует внутреннее физическое или эмоциональное состояние с одними и теми же симптомами, а также одни и те же формы поведения. В таких случаях заметно «стираются» индивидуальные различия между работниками, они становятся неестественно похожими и одинаковыми, как бы «на одно лицо». Люди становятся пессимистами, у которых нет веры в позитивные изменения на работе и возможность что-то изменить собственными усилиями [24, c. 42].

Причинами профессионального выгорания организации, как отмечает Ю.А. Юдчиц, выступают постоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве; чрезмерные, невыполнимые требования к работникам; передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий; отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда; неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала.

Симптомы профессионального выгорания организаций: неадекватно повышенная текучесть кадров (от 100% и более в год, т. е. в течение года увольняются практически все сотрудники, а некоторые работают меньше года); сниженная мотивация к труду, слишком частые «перекуры» и «чайные» перерывы (более 30% от общего объема рабочего времени); профессиональная зависимость персонала от руководителей, которая проявляется либо в повышенном и неадекватном критическом отношении к управлению, либо в чувстве беспомощности без активной помощи со стороны руководства; слишком высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера в компании [29, с. 52]. 

За последние годы теоретические и эмпирические разработки данной проблемы возросли и достигли некоторого прогресса. Это формулировка единой точки зрения исследователей касаемо операциональной структуры выгорания, исследование различных определяющих его факторов, появление валидных методик его диагностики. В конце 90-х гг. XX века и начиная с XXI века исследования выгорания стали популярными как в России, так и в постсоветских странах (Белоруссия, Украина). Благоприятной тенденцией в исследовательских и диагностических аспектах выгорания стало подкрепление его коррекции практическими разработками исследователей.

Синдром эмоционального выгорания становится частым проявлением в процессе профессиональной деятельности личности, который имеет свойство снижать эффективность ее труда, вносить дискомфорт в ход ее  естественной обыденной жизни и т.п. Интересным является тот факт, что североамериканские и западноевропейские специалисты намного раньше, чем русские заметили этот феномен, что, без сомнения, свидетельствует об имеющихся, не только физиологических и психологических причин эмоционального выгорания, но влиянии на этот процесс социально-экономических факторов [10, c. 173].  



Выводы к главе I

Синдрома эмоционального выгорания, как видно из его названия – это эмоциональное состояние человека, поэтому именно эмоциональной сфере и ее влиянию на формирование профессионального стресса была посвящена большая часть главы. Говоря о том, для чего человеку нужны эмоции, следует различать их функции и роль. Функция эмоций – это узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организме, а их роль – это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения. 

Роль эмоций может быть положительной и отрицательной. Отрицательная эмоция – это сигнал тревоги, опасности для организма. Положительная эмоция – это сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться только “отрицательные” эмоции. При этих условиях здоровье человека действительно страдает. Отрицательные эмоции вредны лишь в избытке, как вредно все, что превышает норму ( в том числе и положительные аффекты).

Впервые термин burnout (выгорание, сгорание) был введен американским психиатром Х. Фреденбергом в 1974 г. Под выгоранием подразумевалось состояние изнеможения в совокупности с ощущением собственной бесполезности, ненужности. А уже к 1982 г. в англоязычной литературе были опубликованы свыше тысячи статей по «эмоциональному сгоранию». Представленные в них исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер [30, c. 68].

С термином «выгорания» связывали состояния изнеможения организма, подкрепленного ощущением собственной беспомощности, бесполезности. Уже позже исследователи описали и другие переживания, которые также характеризуют феномен эмоционального выгорания. Первые попытки исследовать выгорание личности были затруднительны по причине его многокомпонентности и содержательной неоднозначности, а именно, само понятие «выгорание» не было тщательно определено, по этой причине определение выгорания не могло носить достоверный характер. Также ввиду отсутствия соответствующего измерительного инструментария этот феномен трудно было детализировать и эмпирически описать [10, c. 1.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44