VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы синдрома профессионального выгорания

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000783
Тема: Теоретические основы синдрома профессионального выгорания
Содержание
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 
Глава 1. Теоретические основы синдрома профессионального выгорания…7
1.1.Сущность и основные причины синдрома эмоционального выгорания…7
1.2. Особенности синдрома эмоционального выгорания……………………17
1.3.Методики исследования профессионального выгорания педагогов в работах зарубежных исследователей…………………………………………24 
1.4. Основы саморегуляции  в профессиональной деятельности педагога…30 
Выводы по главе…………………………………………………………………39
Глава 2. Исследование особенностей эмоционального выгорания у работников общеобразовательных учреждений (на примере г. Чебоксары и Москвы)………………………………………………………………………….40
2.1. Организация и методики исследования…………………………………40 
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………42
2.3. Рекомендации по снижению и профилактике эмоционального выгорания у работников общеобразовательных учреждений……………………………..47
Выводы по главе…………………………………………………………………67
Заключение………………………………………………………………………68 
Список использованной литературы…………………………………………71
Приложения……………………………………………………………………..76








Введение
     
     В настоящее время результаты зарубежных и отечественных исследований показывают, что представители профессий «человек-человек» подвержены влиянию выгорания, характерными чертами которого являются чрезмерное утомление, потеря жизненных идеалов, безразличие к работе, эмоциональное, физическое и психическое истощение, цинизм, проявления агрессии и др. Современные исследователи связывают синдром выгорания с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. В Международной классификации болезней (МКБ-Х) синдром эмоционального выгорания отнесен к рубрике Z73 – «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни». В настоящее время синдром выгорания в некоторых странах Европы признан клиническим диагнозом. В случае если у человека каждый день фиксируют симптомы эмоционального выгорания в течение 6 месяцев, то возможна постановка клинического диагноза «выгорание». Явление «выгорания» характерно для очень широкого круга представителей профессий «субъект-субъектного» типа. Риск возникновения синдрома эмоционального выгорания в настоящее время установлен у представителей примерно 60 профессий и профессиональных групп типа «человек-человек». Уровень выгорания в странах Европы у представителей социальных профессий располагается в пределах 25% - 35 % профессионалов[18]  . Среди профессий, в которых синдром эмоционального выгорания встречается наиболее часто (от 30 % до 90 % работающих), следует отметить врачей, медсестер, учителей, психологов, социальных работников, менеджеров, спасателей, работников правоохранительных органов [12]. Особое внимание исследователями уделено изучению синдрома эмоционального выгорания у педагогов.  Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как учитель несет ответственность за процесс обучения, взаимоотношения с учащимися, их родителями, с администрацией, выполнение своих профессиональных обязанностей, а также за собственное психическое здоровье. Особенностью учительского труда является его многоаспектность: учитель выполняет более 300 видов деятельности. Полностью удовлетворены собственным психологическим состоянием лишь 14,8 % учителей, состоянием физического здоровья – 50,3 %; высок процент распада учительских семей; в 25% семей мужья негативно относятся к профессии жены-учительницы[7]. Между тем возрастают требования со стороны общества и государства к личности учителя, его роли в учебно-воспитательном процессе, профессиональной эффективности. Общество ожидает от учителя умения корригировать возрастающие социальные проблемы, создавать условия для обучения учащихся знаниям и умениям, способствовать моральному и этическому развитию учащихся, а также требует высокой коммуникативной и психологической культуры в межличностном взаимодействии. Профессиональный труд школьного педагога отличает высокая эмоциональная напряженность[17]. Результаты европейских исследований показывают, что 60–70 % учителей находятся в состоянии хронического эмоционального напряжения. Существенной специфической особенностью педагогической деятельности является то, что эта деятельность требует включения личности в целом[5].
     Актуальность темы исследования определена самой спецификой повышенной стрессогенной деятельности преподавателя высшей школы. Рост требований со стороны общества к профессиональным качествам преподавателя высшей школы, объективное увеличение учебной нагрузки, интенсивность труда, психоэмоциональные перегрузки, высокие нагрузки на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, большое количество контактов в течение рабочего дня, делают названную группу специалистов еще более уязвимой в отношении развития синдрома эмоционального выгорания.
          Объектом исследования является синдром эмоционального выгорания.
     Предмет исследования – особенности формирования профессионального стресса и выгорания у педагогов в межрегиональном контексте.
     Цель исследования – сравнить уровень выраженности  синдрома эмоционального выгорания  у педагогов старших и младших классов  средних общеобразовательных учреждений разных городов.
     Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 
     1.Изучить сущность и основные причины синдрома эмоционального выгорания. 
     2.Организовать и провести исследование особенностей эмоционального выгорания у работников общеобразовательных учреждений г. Чебоксары и Москвы. 
     3.Проанализировать результаты исследования.
     4.Разработать рекомендации по снижению и профилактике эмоционального выгорания у работников общеобразовательных учреждений.
     Гипотеза исследования: существуют значимые различия эмоционального выгорания у педагогов в межрегиональном контексте.
     Теоретико-методологическую основу исследования составили:   принцип детерминизма, сформулированный в работах С.Л. Рубинштейна;   принцип системного изучения личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов и др.);  субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев, А.В. Брушлинский, Л.Г. Дикая, и др.);   современные теоретические подходы и исследования эмоционального выгорания и сопутствующих ему психологических особенностей, сформулированные в работах В.В. Бойко, Н.В. Гришиной, Н.В. Клюевой, Н.. Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой и др. 
     В исследовании применялись следующие группы методов:  1)теоретические: анализ литературы; 2)эмпирические: диагностическая методика Бойко. 3)статистические: ранжирование, математическая оценка, статистическая обработка полученных в ходе исследования данных.
     Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных теоретических и экспериментальных результатов в процессе коррекции психического выгорания  педагогов  и специалистов смежных профессий. 
     База исследования. Исследование проводилось в средних образовательных учреждений г. Москва и г. Чебоксары. В исследовании приняли участие 40 педагогов, по 20 педагогов г. Москвы  и 20 педагогов г. Чебоксары.  
     Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Глава 1. Теоретические основы синдрома профессионального выгорания
1.1.Сущность и основные причины синдрома психического выгорания


     Синдром эмоционального  выгорания представляет собой процесс постепенной утраты когнитивной, эмоциональной и физической энергии, которая проявляется в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат истощения и  стресса на рабочем месте.  В литературе в качестве синонима термина «синдром эмоционального выгорания» используется термин «синдром психического выгорания». Синдром эмоционального выгорания -  это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Он представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Выгорание — отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, в этом случае выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами [26]. 
     Рядом авторов СЭВ (в зарубежной литературе известен под термином «burnout») обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов.
     Первые работы по выгоранию появились в 70-е годы в США. Основоположник идеи по выгоранию, один из которого, является H. Frendenberger. Он был американским психиатром, и работал в альтернативной службе медицинской помощи. В 1974 году он описал феномен и дал ему название «burnout» для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Так же другой основоположник идеи выгорания — K. Maslac (1976). Она определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения,  которая включает развитие отрицательной самооценки, негативного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. Изначально  под синдромом эмоционально выгорания считалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше стали связывать синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. В настоящее время СЭВ входит в рубрику Международной классификации болезней [25].
     Таким образом, синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году, которая проявляется в нарастании эмоционального истощения.
      Синдром эмоционально выгорания наблюдается  у людей, чья работа связана с контактом в общении с людьми: в данную группу, можно отнести такие профессии как психолог, летчики, учителя, врачи, работников социальных служб и т.д.  СЭВ проявляется в виде нарастающего равнодушия к своим обязанностям, безраличие к происходящему на работе, дегуманизации в форме растущего негатива по отношению как к пациентам, или клиентам, так и к коллегам, в ощущении собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой, явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. Через некоторое время может развиться невротические расстройства и психосоматические заболевания.
      Сидорова П.И. в своих исследованиях выделяла, что среди профессий, при которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), можно отметить врачей, психологов, социальных работников, учителей, работников правоохранительных органов, спасателей. Почти 80% врачей-психиатров, психиатров-наркологов, психотерапевтов имеют различной степени выраженности признаки СЭВ, 7,8% — резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениями. По другому исследованию, среди психологов-консультантов и психотерапевтов признаки СЭВ различной степени выраженности выявляются у 73%. Выраженную фазу истощения имеют 5%, что проявляется эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями [50].
     Те или иные симптомы выгорания имеют 85% социальных работников. Сложившийся синдром отмечается у 19% респондентов, в фазе формирования — у 66% опрошенных. По данным английских исследователей, среди врачей общей практики обнаруживается высокий уровень тревоги в 41% случаев, клинически выраженная депрессия — в 26% случаев. Треть врачей принимает медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышает средний уровень. В исследовании, проведенном в нашей стране среди врачей-терапевтов, у 26% отмечен высокий уровень тревожности и у 37% — субклиническая депрессия. СЭВ обнаруживается у одной трети сотрудников уголовно-исполнительной системы, непосредственно общающихся с осужденными, и трети сотрудников правоохранительных органов.
     Данные о распространенности СЭВ подчеркивают его медико-социальную значимость, поскольку СЭВ снижает качество профессиональной деятельности работников.
     Л.В.Куликов и О.А.Михайлова описывают профессиональное эмоциональное выгорание как форму профессионального стресса, которая постепенно начинает проявляться в развитии негативных установок по отношении к себе, к работе, и тех, с кем приходится работать [41].  Взаимодействие с ними становятся более «бездушными», «обезличенными», иногда формальными. Возникающие негативные или жесткие установки по отношению к «клиентам» (пациентам, больным, ученикам и т.д.) могут иметь скрытый характер и поначалу проявляться во внутреннем раздражении, чувстве неприязни, которое сдерживается, но постепенно могут возникать и эмоциональные вспышки, прорываться раздражение, несдержанность.
     Важное проявление эмоционального выгорания – это то, что человек начинает постепенно проявлять недовольство собой, уменьшается чувства личной успешности, безразличие и равнодушие, снижается ценность своей деятельности. Человек, замечая за собой негативные чувства и проявления, начинает винить себя, в результате которого снижается как профессиональная, так и личностная самооценка. Он начинает переживать чувство собственной неудовлетворенности, равнодушие к работе, иногда и утрату прежде значимых для него жизненных ценностей.
     Поглощенность работой делает значительный вклад в профессиональное выгорание. Большинство людей формирует основные представления о себе на основе той работы, которую он выполняет. Слишком сильная поглощенность работой означает то, что, выполняя ее, человек становится высокочувствительным ко всему, что бросает тень на его профессиональную компетентность. Стресс в профессиональной жизни усиливается еще больше, если он дополняется домашними и социальными стрессами. Не следует забывать и о давлении социальных образцов и норм поведения. 
     Механизм развития выгорания схематично представлен Л.А.Китаев-Смыком и Э С.Бобровой [18,c. 25-45]. Они считают, что общие закономерности социально-психологических проявлений стресса проистекают из того, что каждый человек, как элемент человеческой популяции, является воплощением противоречий между личным и общественным. Как недостаток общения, так и превышение эволюционно установившихся норм скученности людей вызывает у них дистресс.
     Проявление стресса, получившее название «выгорание личности», по мнению Л.А.Китаев-Смыка представляет собой симптомокомплекс, в котором выделяется ряд компонентов: 
     1) нарушение эмоциональной сферы в виде «уплощения» эмоций; 
     2) тенденция к «конфронтации с клиентом»; 
     3) потеря ценностных ориентаций и др. 
     «Выгоранию» больше подвержены те лица, кто по роду своей профессиональной деятельности должны, общаясь с людьми, как бы «дарить им тепло своей души» (медицинские работники, продавцы, работники службы быта, милиционеры, юристы и т.д.). Авторы данного сообщения проводили сравнительные исследования социально-психологических проявлений стресса и «выгорания личности» у представителей некоторых из указанных профессий и обнаружили соответствия между этими синдромами, что позволило им говорить о синдроме выгорания как составляющей социально-психологического субсиндрома стресса [18,c. 25-45]. 
     С этой точки зрения, К характеристике выгорания можно отнести все те изменения общения, которые  Л.А.Китаев-Смык описывает в монографии «Психология стресса» [17]. В своей работе он неоднократно подчеркивал, что общение при хроническом стрессе сопряжено с характерологическими и личностными особенностями общающихся. В ходе общения при длительном стрессе обнаруживается ряд закономерностей, в значительной мере общих для многих людей и для разных стрессогенных ситуаций. Именно поэтому изменения общения при стрессе можно отнести к проявлениям собственно стресса, т.е.выделить в субсиндром стресса. Общие закономерности общения при стрессе выявлены, в частности, в структуре развития межличностных взаимоотношений. 
     Негативные изменения в общении при хроническом стрессе Л.А.Китаев-Смык представил в виде трех компонентов. Первый – возникновение у людей склонности к конфронтации с лидирующим концептом, с его носителями. Это может проявляться в активизации непризнания авторитета руководителя, в нежелании подчиняться приказам, в раздражительности, грубости, вспыльчивости, в нетерпимости к казавшимся ранее несущественными неоптимальным действиям и личностным особенностям партнеров по общению.
     Второй компонент социально-негативных изменений общения при стрессе – возникновение неприязни к психологическим нагрузкам, связанным с ответственностью за других людей или перед другими людьми. Это ведет к уклонению от ответственности за любое дело, не рассматриваемое как личное.
     Третий компонент – это отчуждение от интересов группы, возникновение представления о снижении значимости общих целей, возрастание склонности замыкаться в кругу личных интересов и дел. Следует отметить характерные для такой формы общения при стрессе застойность собственных негативных социально-психологических установок, снижение критичного к ним отношения. «Забываются» хорошие качества окружающих людей, недооценивается перспектива положительной переоценки сиюминутных обид. Отношения окружающих людей могут представляться субъекту при таком течении стресса опасными для него, требующими защитных или «ответных» агрессивных действий.
     Хронический стресс вызывает стрессовое уменьшение активности общения, возникающее за счет значительного ухудшения функционального состояния и самочувствия. В результате симптоматики дистресса (апатия, адинамия, снижение умственной и физической активности, чувство дискомфорта и т.п.) снижается мотивация и способность к общению.
     Склонность к общению может снижаться при стрессе и при сравнительно  удовлетворительном физическом состоянии и самочувствии. Это бывает при стрессовой самоотчужденности субъекта, когда для него снижается значимость собственной персоны и отношения к себе окружающих людей. Человек пренебрегает своим внешним видом, гигиеной своего тела. Регулярным питанием и т.д. Некоторыми  исследователями подобное самоотчуждение интерпретируется как форма протеста против стрессогенного социального давления, не всегда полностью осознаваемая субъектом.
     Кроме перечисленных форм, снижение активности общения при стрессе возможно при сохранности активности поведения. В исследованиях Л.А.Китаев-Смыка был отмечен феномен «когнитивного нигилирования» партнеров. Причиной нарастающей неприязни к партнерам было главным образом своего рода «переполнение», «перегрузка» субъекта информацией разного рода, исходящей от окружающих людей. Партнеры становятся не столько ненавистны, сколько нежелательны, вплоть до того, что начинают избегать встречаться взглядами и даже смотреть друг на друга. Действует принцип: «Глаза б мои на тебя не смотрели!». Л.А.Китаев-Смык отмечает, что подобный феномен был обнаружен также М.А.Новиковым [17]. Дальнейшее развитие такой тенденции чревато возникновением склонности к агрессии как выражению побуждений к реальному нигилированию партнера. Причем агрессия может быть направлена как на него, так и на себя (суицид). Автор обращает внимание на то, что актуализация в сознании при стрессе возможности или необходимости крайних форм агрессии или самоагрессии может возникнуть неожиданно для субъекта. Причем субъект может либо осознавать абсурдность этих действий, либо ошибочно признавать их необходимыми, неизбежными. Внутреннее побуждение к агрессии может внезапно возникнуть в состоянии аффективной конфронтации с партнером [17].
     Если сосредоточится на основных причинах  возникновения эмоционального выгорания, то их можно объединить в три группы факторов: 
     Личностные. В целом, можно говорить о некой предрасположенности личности к эмоциональному выгоранию. Так, например, интроверты, пессимисты, люди с заниженной самооценкой чаще подвержены эмоциональному истощению и депрессиям. Люди с высоким уровнем самоуважения и чувством юмора более позитивны и устойчивы к негативному влиянию стрессов. Исследователи обнаружили важную взаимосвязь между эмпатией и устойчивостью к эмоциональному выгоранию. Способность к сопереживанию, искренняя заинтересованность в оказании помощи – это отличный буфер, препятствующий выгоранию. Это определенная подпитка, ресурс для ровного «горения» надолго. Мотивация на избегание неудач, страх оказаться отверженным, перфекционизм, трудоголизм – распространенные причины профессиональной болезни. 
     Организационные. Доказана взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и организационных условий, в которых работают люди. Неопределенное содержание работы, переход к новым технологиям, изменение требований к персоналу, изменения ритма работы, организационной структуры – все это может запустить реакцию. 
     Спусковым механизмом служат два условия [12]: 
     1. наличие внутреннего конфликта между требованиями организации и привлекательностью работы в ней 
     2. несоответствие между новыми требованиями, ожиданиями и реальными возможностями сотрудника (страх несоответствия).
     Примечателен тот факт, что во времена серьезных перемен в организации помощь и поддержка коллег более эффективно снижает риск выгорания, чем поддержка непосредственного руководителя. Неопределенность любого сорта: в перспективах, целях, в содержании деятельности, в критериях оценки, в круге полномочий, ответственности и т.п. – типичная причина неудовлетворенности персонала, которая приводит к снижению лояльности и апатии. Корпоративная культура компании также влияет на эмоциональное благополучие сотрудников: чем жестче конкуренция в отношениях, тем серьезнее эмоциональное истощение. Наиболее четко это проявляется в торговых подразделениях, где сотрудники конкурируют друг с другом за клиентов, за объем продаж и т.п. 
     Ролевые. Противоречивые требования к сотруднику, неопределенность его статуса и роли в организации, ролевая перегруженность (отсутствие права на ошибку, необходимость соответствовать недосягаемым стандартам, конфликт между несколькими ролями и т.п.) – накопление этих стрессоров напрямую связано со всеми компонентами выгорания. 
     Учитывая выше сказанное, можно отметить, что все мы подвергаемся влиянию одних и тех же факторов, поэтому те сотрудники, которые попали в состояние эмоционального выгорания, в состоянии распространить негативизм, циничное отношение или упадническое настроение на своих коллег. А главное, если «сгорел» руководитель компании - под ним начинают «болеть» другие руководители, а затем и рядовые сотрудники. Отсутствие боевого духа в компании чаще всего результат эмоционального истощения руководителя. 
     Есть возможность снизить вероятность эмоционального выгорания персонала на этапе найма. Для этого при выборе сотрудника как минимум необходимо оценить: наличие активной жизненной позиции, чувства юмора, оптимистичность жизненных установок и позитивное отношение к трудностям/неудачам, соответствие профессиональной компетентности предполагаемой должности, а также креативность в ситуациях межличностного общения (уменьшается риск пресыщения и утомления в деловом общении). 
     Инструменты профилактики эмоционального выгорания есть. Надежная социальная и профессиональная поддержка, дружелюбный, сплоченный коллектив, поощрение личной инициативы, повышение значимости, привлекательности работы в организации, правильное планирование и распределение нагрузки и др. – факторы, которые снижают вероятность поражения синдромом выгорания. 
     Игнорирование факта эмоционального выгорания приводит к снижению эффективности и потере сотрудника.
     Фрейденберг указывал, что подобное состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивым, склонным к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. В этом случае синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
     Исследователи синдрома выгорания отмечают, что его развитие носит стадиальный характер. Польский психолог Т.И.Ронгинская приводит концепцию М.Буриша, согласно которой в развитии синдрома профессионального выгорания можно выделить несколько главных фаз [44,c. 85-95]. Первая, предупреждающая фаза, проявляется чрезмерным участием в деятельности, повышенной активностью, чувством незаменимости и, последующими за этим, чувством усталости, бессонницы. Далее следует вторая фаза, во время которой происходит снижение уровня собственного участия по отношению к ученикам, сотрудникам, пациентам и остальным окружающим, профессиональной деятельности при возрастании требований к другим людям. Третья фаза сопровождается эмоциональными реакциями депрессивного (апатия, чувство вины. Снижение самооценки) или агрессивного характера (обвинение других, несогласие идти на компромисс. Подозрительность, конфликтность). Четвертая фаза – фаза деструктивного поведения, когда заметными становятся изменения в сфере интеллекта (ригидность мышления, отказ от воображения, снижение концентрации внимания), мотивационной сфере (отсутствие инициативы, заинтересованности в эффективности деятельности) и сфере социальных эмоций (безразличие к проблемам других людей, избежание неформальных контактов, одиночество, скука). Пятая фаза развития синдрома выгорания дает о себе знать психосоматическими изменениями, такими как снижение иммунитета, неспособность к релаксации, бессонница, сексуальные расстройства, повышенное давление, тахикардия, головные боли, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, кофеина, алкоголя. И шестая фаза – фаза разочарования, вызывающая отрицательную жизненную установку, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, отчаяние.
     Развитию данного состояния способствует необходимость работы в одном и напряженном ритме, с большой эмоциональной нагрузкой личностного взаимодействия с трудным контингентом. Вместе с этим развитию синдрома способствует отсутствие должного вознаграждения (в том числе не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности для общества.

1.2. Особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов
     
     Первые упоминания  в отечественной психологии  о явлении выгорания можно найти в работах Б. Г. Ананьева, который употреблял термин «эмоциональное выгорание». Он использовал данные для обозначения  отрицательных действий, проявляющегося у людей, чьи профессии имеют тип «человек-человек» и связанного с межличностными взаимоотношениями[2]. Данное явление, однако, было только замечено, и не подтверждено дальнейшими эмпирическими разработками. В последние годы интерес к исследованию феномена снова возрос благодаря работам, которые посвященны исследованию стресса, в том числе и профессионального (Л. А. Китаев-Смык, В.А.Бодров, А. Б. Леонова, и др.). И хотя термин «выгорание» долгое время не употреблялся, однако его содержание было определено довольно ясно. Данный синдром, называемый «болезнью общения», возникал вследствие душевного переутомления, как своего рода плата за сочувствие, и сопровождался такими проявлениями, как приглушение эмоций, исчезновение остроты чувств, возникновение конфликтов с партнерами по общению, безразличие, потеря жизненных идеалов. Аналогичные феномены, напоминающие в содержательном плане выгорание, были зафиксированы в ряде профессиональных областей: феномен «отравления людьми» в медицинской сфере (И. Харди), «излетанность» у летчиков (В. А. Пономаренко) и некоторые другие. В частности, «излетанность» понималась, как потеря направленности пилота на выполнение своей профессиональной деятельности, сопровождающаяся снижением мотивации к летному делу, потерей ответственности за исход полета, физическим и эмоциональным истощением. У летчиков появлялась полетобоязнь, желание переменить профессию, списаться на нелетную работу. Данное определение «излетанности» представляет собой конкретное воплощение психического выгорания в профессии авиатора[13].
     В конце 90-х годов этот термин в его первоначальном смысле вновь стал предметом самостоятельного исследования в отечественной психологии (Т. В. Форманюк, Н. В. Гришина, В. Е. Орел, А. А. Рукавишников, Н. Е. Водопьянова и пр.). Указанные работы в основном носили либо постановочный характер, либо имели узкую эмпирическую направленность. При этом содержание понятия полностью заимствовалось из зарубежной литературы.
     Представители профессий «человек-человек» по результатам зарубежных и отечественных исследований подвержены влиянию выгорания, характерными чертами которого являются чрезмерное утомление, потеря жизненных идеалов, безразличие к работе, эмоциональное, физическое и психическое истощение, цинизм, проявления агрессии и др[7]. Современные исследователи связывают синдром выгорания с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. Последние десятилетия ознаменовались повышением интереса к проблеме выгорания и со стороны отечественной науки (В. В. Бойко, Н. В. Гришина, Н. Е. Водопьянова, А. А. Рукавишников, М. М. Скугаревская, В. Е. Орел, Т. В. Форманюк и др.). Однако сфера изучения характеризуется сравнительно небольшим количеством работ постановочного характера, или рассматривающих выгорание в русле более широкой проблематики. В данной работе нами предпринята попытка осуществить анализ эмпирических данных, полученных в ходе отечественных исследований синдрома эмоционального выгорания у педагогов, с целью выяснения степени выраженности синдрома и его отдельных симптомов у педагогов.
     Явление «выгорания», как уже говорилось выше, характерно для очень широкого круга представителей профессий «субъект-субъектного» типа, к которым относится и профессия педагога. 
     Современная ситуация в образовании характеризуется снижением престижа педагогического труда, его общественной значимости, феминизацией учительского состава, сильной подверженностью стрессовым факторам, вызываемым не только профессиональными, но и бытовыми проблемами, сложностью условий работы педагогов, текучестью кадров, уходом молодых специалистов после нескольких лет работы в школе, высокой заболеваемостью учителей.
     Таким образом, действие многочисленных эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, вызывает у педагога стресс, нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, способствует возникновению нервно-психических расстройств, ухудшению физического здоровья, закреплению социально нежелательных поведенческих и эмоциональных реакций и в итоге эмоциональному выгоранию[13].
     В последние годы теоретическая разработка проблемы достигла определенного прогресса, выразившегося в едином соглашении исследователей относительно операциональной структуры выгорания, появлении валидных методик его диагностики. Вместе с тем нет однозначной точки зрения на само определение выгорания, основные симптомы и механизмы возникновения; имеются противоречивые взгляды относительно динамики возникновения выгорания; недостаточно проработаны вопросы связи и выгорания и его влияния на различные подструктуры личности [9]. Остановимся на изучении степени выраженности синдрома эмоционального выгорания у педагогов, а также основных симптомах, сопровождающих данный синдром у педагогов в отечественных исследованиях.
     Результаты исследований отечественных психологов подтверждают факт наличия высокого уровня представленности синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Так, К. С. Малевич отмечает, что анализ статистики свидетельствует о том, что все педагоги (100 %) подвержены эмоциональному выгоранию в той или иной степени. М. В. Борисовой в результате психодиагностического обследования педагогов выявлен достаточно высокий уровень эмоционального выгорания[4].
     Ряд результатов отечественных исследований в области синдрома эмоционального выгорания у педагогов свидетельствуют о различной степени выраженности симптомов эмоционального выгорания. В частности, В. Е. Орел, рассматривая средние значения основных характеристик выгорания у представителей различных профессиональных групп, указывает на то, что у 21,25 % учителей выражено эмоциональное истощение, у 11 % испытуемых выражена деперсонализация, у 33,54 % представлена редукция профессиональной эффективности.
     В результате сравнительного анализа различных профессиональных групп Н.Е. Водопьяновой были обнаружены отличия между ними как по типу выгорания, так и по количеству «сгоревших на работе». Наибольшее количество последних наблюдается среди учителей средних школ: 71 % педагогов имеют высокое эмоциональное истощение, у 14 % учителей представлена деперсонализация, у 64 % респондентов отмечается редукция личных достижений.
     В исследовании М.С. Дроздовой, Т.Н. Кичигиной, посвященном эмоциональному выгоранию у педагогов как фактору риска психосоматических заболеваний, синдром эмоционального выгорания выявлен в фазе напряжения у 66,7 % педагогов колледжа, 50 % учителей, 23,1 % преподавателей вуза. Фаза резистенции выявлена как сформированная у 25 % учителей, у 40 % педагогов колледжа, у 30,8 % преподавателей вуза. Полностью сформированной фаза истощения оказалась у 13,3 % педагогов колледжа. У преподавателей вуза и учителей данная стадия не выявлена[8].
     В результате исследования, проведенного Н.С. Пряжниковым, Е.Г. Ожоговой были получены эмпирические данные, свидетельствующие об уровне развития «психического выгорания», сформированности фаз и компонентов[14].Такой компонент, как «эмоциональное истощение», в высокой степени выражен у 17,5 % испытуемых, что указывает на чувство эмоциональной напряженности и наличие ярко выраженного переутомления, вызванного собственной работой. По компоненту «деперсонализация» степень выраженности у 20 % – высокая, что указывает на умеренную выраженность таких явлений, как дегуманизация, циничное отношение к труду и его субъектам, а также негуманное отношение к ученикам. И, наконец, доминирующее значение наблюдается по компоненту «редукция профессиональных обязанностей» – у 42,5 % обследованных педагогов можно отметить среднюю и у 40 % высокую степень выраженности. Данные результаты получены с помощью опросника на выгорание MBI. Диагностика сформированности фаз (В. В. Бойко) эмоционального выгорания показала, что фаза напряжения проявилась у 25 % испытуемых, фаза резистенции проявил.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44