- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретический анализ литературы по проблеме агрессии в современных психологических исследованиях
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000233 |
Тема: | Теоретический анализ литературы по проблеме агрессии в современных психологических исследованиях |
Содержание
Введение. Подростковый возраст - это период развития детей от 11-12 до 15 лет, который отличается крепким подъемом жизнедеятельности организма и является одним из сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период не только происходит существенное преобразование психологических структур, сложившихся ранее, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. По мнению Мухиной, подростковый период онтогенеза - это переход от детства к взрослости, что остро проходит, где выпукло переплетаются тенденции развития. Она (В.С. Мухина) определяет подростковый возраст периодом тяжелых «катастроф», говорит об атмосфере отчаяния и безнадежности, об историзме, жестокости подростков, даже о «характерной» для этого возраста мании разрушения, склонности к преступности, дегенерации, о росте количества самоубийств. При этом тревожные моменты в поведении части подростков, такие как жестокость, повышенная тревожность, приобретают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, которое складывается в разных компаниях. Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. Даже в первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. Психологический портрет подростка был бы неполным, если бы в нем не хватало такой важной детали, как агрессия. К сожалению, в последнее время заметен значительный рост, как агрессивности подростков, так и проявлений ими противоправного поведения. Агрессивное поведение подростков становится источником душевных страданий не только родителей, но и подростков, которые нередко сами становятся ее жертвами со стороны сверстников. Она вызывает глубокую озабоченность у педагогов и работников правоохранительных учреждений. Практически такое поведение затрагивает всех, кто так или иначе встречается с подростками. Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с ее распространением и дестабилизирующим влиянием. Бертран Рассел, выдающийся философ XX в., считает, что в последнее время тема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Ей посвящено большое количество статей и книг. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. По мнению автора, в этой интересной и сложной области существует еще много нерешенных проблем. В наше бурное время мало, кто способен реально управлять собственной агрессивностью. Раздражительность и нетерпеливость, которые всегда сопровождают непроизвольные проявления агрессивности, имеют неестественный, навязчивый, компульсивный характер. Фактически преобладающее большинство людей являются рабами собственной агрессивности, особенно если от рождения они наделены ею в значительной степени. Сегодня мир отличается большой жестокостью и насилием. На первом месте среди дестабилизирующих факторов стоит эскалация агрессии в разнообразных формах. Развитие технологической цивилизации привело к пересмотру основных ценностей и идеалов, которые в прошлом выступали в качестве ограничителей агрессивных эксцессов и способствовали упорядочению человеческих отношений. Нельзя закрывать глаза на такую серьезную проблему, которой является агрессивность. Поэтому так важно понять причины неадекватного поведения подростков, условий ее становления. Данную проблему в отечественной и зарубежной психологии изучали З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм, А. Бандура, К. Миллер, Дж. Доллард, Л. Берковиц, А.О. Реан, Л.М. Семенюк. На основе их исследований и с учетом того факта, что проблема точно не изучена, нами сформулирована тема, цель, задачи, объект, предмет данного исследования. Целью нашей работы является изучение особенностей проявления агрессии в подростковом возрасте. Объект исследования: агрессивное поведение в подростковом возрасте. Предмет исследования: проявление агрессии в подростковом возрасте. Гипотеза исследования: в подростковом возрасте агрессивность выступает, как относительно устойчивое личностное образование. Задачи: 1. Теоретический анализ литературы по проблеме агрессии в современных психологических исследованиях. 2. Подбор адекватных методов и методик для исследования данной проблемы. 3. Проявление особенностей влияния личностных характеристик на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте. 4. Провести экспериментальное исследование по изучению проявления агрессии в подростковом возрасте, используя проективные методики Басса-Дарки, А.Ассингера и Р.Кеттела Методики исследования: 1. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки и Р.Кеттела. 2. Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности /В.В. Бойко/. 3. Определение склонности к отклоненному поведению /А.М. Орел/. 4. Методика определения уровня притязаний /Шварцладера/. 5. Тест «Психогеометрична типология» /Сьюзен Деллингер/. Научная новизна исследования содержится в уточнениях, данных об агрессивном поведении в подростковом возрасте. Практическая значимость исследования - в разработке системы рекомендаций по снижению уровня агрессивности поведения личности. 1.1. Природа агрессии в отечественной и зарубежной литературе. Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Ежегодно в свет выходят сотни статей, десятки монографий, посвященных различным вопросам стимуляции и обуздания агрессии с использованием различных методов: от психотропных препаратов до психотехнологий скрытого управления идеологическими ориентациями определенных групп населения. Невозможно представить себе такую программу радио - или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, как часто люди убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим близким. Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьезной и противоречивой задачей: как найти выразительное и правильное определение основного понятия. Ближайшими по смыслу словами к термину «агрессия» являются следующие: нападение, захват, переход границ, насилие, проявление враждебности, угроза и реализация враждебности. О.О. Реан считает, что термин «агрессия» следует использовать в тех случаях, когда жертва стремится избежать задачи физического или морального вреда. Согласно А. Басса, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Г. Бэрон считает, что агрессия связывается с умышленным нанесением вреда живым существам. Он подчеркивает, что только действия, которые вредят живым существам, могут рассматриваться как агрессия . Существует и более общая точка зрения. Э. Фромм определяет агрессию широко, как умышленное нанесение ущерба не только человеку или животному, но и вообще любому живому объекту, то есть нанесение телесных повреждений реципиенту не является обязательным. Агрессия имеет место, если результатом действия являются любые негативные последствия. Таким образом, помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, клевета или публичный глум, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности могут быть при определенных обстоятельствах названы агрессивными. По мнению К. Лоренца, Л. Берковитца, Г. Берона, А. Басса, идея причинения вреда другому индивиду присутствует практически всегда . Итак, под агрессией понимают любые умышленные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Как мощный прорыв вперед в решении проблемы агрессии необходимо рассмотреть модель структуры агрессии. В ней предлагается различать два вида агрессии - доброкачественную и злокачественную. Доброкачественная агрессия является биологически адаптивной, способствует поддержанию жизни и связана с защитой витальных интересов, представляя собой реакцию на угрозу этим интересам. Злокачественная агрессия не является биологически адаптивной, не связана с сохранением жизни, не является защитой от нападений или угроз, то есть не граничит с защитой витальных интересов. Злокачественная агрессия, деструктивное поведение, в котором выступают составными частями асоциального или антисоциального поведения. По мнению К. Ясперса, совершенно иной тип асоциальности развивается, как неспособность общаться с другими и приспосабливаться к ситуациям (из-за сниженной способности к эмпатиям). Субъективно эта неспособность ощущается, как нечто совсем болезненно. Любой контакт превращается в пытку, и потому человек стремится их избегать, предпочитая уединение. Это и является причиной страданий индивида, ибо подавляя в себе социальные инстинкты, он испытывает тоску за общением и любовью. Его асоциальность становится заметной окружающим, которым надоедает его неуклюжесть. Застенчивость переплетается с бесцеремонностью, все его внешние проявления неуверенные, поведение противоречит принятым нормам. Человек чувствует реакцию окружающих и поэтому все больше и больше замыкается. Термин «агрессия» часто ассоциируется с негативными эмоциями (злость, гнев); с мотивами (стремление оскорбить или навредить) и даже с негативными установками (расовые или этнические предрассудки). Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость вовсе не выступает необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается, как в состоянии полного хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совсем не обязательно, чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно. Случаи насилия в семье или агрессивного поведение у бушменов, которые за миролюбие и желающие сотрудничество, обычно называли «безопасными людьми», могут быть в этом примером. Ввиду того, что проявления агрессии у людей многообразны, весьма полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенными А. Басса. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий. Таблица 1.1. Шкалы описания агрессивных действий А. Басса № тип агрессии примеры 1 ФИЗИЧЕСКАЯ Активная - прямая Применение силы по отношению к другому человеку, нанесение телесных повреждений, избиение, нанесение ударов холодным оружием, ранение при помощи огнестрельного оружия. 2 Активная - непрямая Агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо . 3 Пассивная - прямая Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью. 4 Пассивная - прямая Отказ от выполнения необходимых задач: отказ освободить территорию во время демонстрации. 1 ВЕРБАЛЬНАЯ Активная - прямая Словесное оскорбление, критика, унижение другого человека. 2 Активная - непрямая Распространение злостной клеветы, сплетен о другом человеке. 3 Пассивно - прямая Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на вопросы. 4 Пассивная - непрямая Отказ дать определенные словесные пояснения, объяснения. Согласно определению, Г. Берона только те действия, которые причиняют вред или ущерб живым существам, могут рассматриваться как агрессивные по своей природе. При всей очевидности того, что люди часто теряют контроль над собой, что-то разбивают или наносят удары, например, по мебели, посуде, подобное поведение не может рассматриваться, как агрессивное до тех пор, пока не будет причинен вред живому существу. Если вы тяжелым молотком повредили автомобиль, такое поведение не будет считаться агрессивным при условии, что вы заплатили пятьдесят центов за участие в этом аттракционе на ярмарке. С другой стороны, в соответствии с нашим определением идентичное поведение можно было бы считать агрессивным, если бы этот автомобиль представлял собой раритет, принадлежавший вашему врагу. Хотя такие действия действительно могут иметь большое сходство с агрессивным поведением, все-таки лучше расценивать их как явно эмоциональные или экспрессивные по природе и поэтому не являются примерами агрессии. Во время характеристики агрессии чаще всего используют два основных понятия - агрессивное поведение и агрессивность. Понятие агрессия и агрессивность не синонимичны. Согласно О.О. Реаном, агрессивность - это свойство личности, которое выражается готовностью к агрессии. Агрессия – это определенные действия, которые вредят другому объекту, а агрессивность - это готовность к агрессивным действиям по отношению к другим, которое обеспечивает готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом. В этом смысле, очевидно, можно говорить о потенциально агрессивном восприятии и потенциально агрессивной интерпретации, как об устойчивой личностной особенности мировоззрения и миропонимания. Итак, если агрессивное поведение и агрессивность - это разные, хотя и связанные между собой понятия, то и природа их должна быть разной. Факт агрессивного поведения - это всегда целостный акт, который требует проявления целостности на уровне всего человека. Исходя из этого, природа агрессивных форм поведения содержится не в отдельных психологических образованиях, качествах или свойствах, а в рамках единой структурно-организованной и целостной системы человека. Человек, который демонстрирует устойчивое агрессивное поведение, должен отличать специфический набор установок и ценностных ориентаций, специфическую структуру его самосознания. По мнению З. Фрейда, источники агрессивного поведения надо искать на уровне сформированности личности человека и прежде всего ее самосознания. Относительно природы агрессивности, то ее источники находятся на уровне нейродинамических и психодинамичных качеств, темперамента и некоторых видов акцентуаций характера. К ним можно отнести эмоциональную чувствительность и раздражительность, уровень тревожности, некоторые эмоции, входящих в так называемый комплекс враждебности - гнев, отвращение и пренебрежение, а также эмоция страха. Совокупное действие этих характеристик обусловливает готовность человека к агрессивным действиям. Представители гуманистической психологии - А. Маслоу, В. Франл, К. Роджерс, Э. Фромм - выдвигают идею свободного развития личности, наиболее полной самоактуализации, которая выражается в осуществлении индивидуальных смыслов личности, а также создания «помогающих отношений» для достижения этих целей. Провозглашение таких постулатов было бы невозможным, если бы гуманистическая психология исходила из утверждения о первоначально агрессивной природе человека. В. Франл утверждает, что необходимо не отрицать наличие агрессивных импульсов, но следует видеть принципиальную разницу между: (1) агрессивными импульсами, (2) агрессивным импульсивным поведением и (3) свободным (зрелым) поведением личности. Отсутствие такого разграничения, игнорирование относительной свободы личности, ее поведения от собственных импульсивных влечений приводит к агрессии. В этом случае агрессивные импульсы оправдывают агрессивное поведение, превращаясь в своеобразное алиби. А.А. Реан считает, что не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека не всегда проявляется в агрессивных действиях. Проявление (или не проявление) агрессивности, как личностного свойства в определенных актах поведения всегда является результатом сложного взаимодействия ситуационных факторов. В случае агрессивных действий неагрессивной личности, в основе генеза, первопричиной этих действий заключается фактор - ситуации. В случае же агрессивных действий агрессивной личности, взаимодействие трансситуативних и ситуационных факторов принадлежит личностным качествам. Г. Барон утверждает, что подростковый период - это время максимального проявления агрессивности. Максимального в том, что агрессивность проявляет себя спонтанно, самопроизвольно, потому что отсутствуют развитые механизмы контроля и самоконтроля (сформировано самосознание). Именно поэтому подростковый период - это период преимущественного проявления агрессивности, чем агрессивного поведения. 1.2. Структура агрессии. Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах И.К. Заградова, Н.Д. Левитов, А.К. Осинский : Таблица 2. Структура агрессивного проявления По направленности: Агрессия, направленная вовне; Аутоагрессия - направленная на себя. По цели: Интеллектуальная агрессия; Враждебная агрессия; По методу выражения: Физическая агрессия; Вербальная агрессия. По степени выраженности: Прямая агрессия; Косвенная агрессия. По наличию инициативы: Инициативная агрессия; Оборонительная агрессия. Агрессивность ? это неотъемлемая характеристика активности и адаптивности человека, поэтому каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам. Р.С.Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости. Реан А.А., Бютнер К. и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления, как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги. Состояние фрустрации - это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности не нашедшей своего удовлетворения. Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями. Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей. Важную роль в становлении агрессивного поведения играют обучение и воспитание. Р. Кратчфилд и Н. Левинсон признают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации. Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации. В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные требования и прочее. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии. Таким образом, податливость к агрессивным действиям формируется при недостаточно сбалансированной социализации. Классифицировать проявления детской агрессивности можно по-разному - можно применить общие схемы (см. таблицу 3), но удобнее использовать специальные классификации, отражающие возрастные особенности проявлений агрессии. Таблица 3. Классификация видов агрессии Разделение по направленности на объект Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д. Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания. Разделение по причине появления Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.). Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях). Разделение по целенаправленности Инструментальная агрессия - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр. Целевая (мотивационная) агрессия - выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр. Разделение по открытости проявлений Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр. Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы не в духе, срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр. Разделение по форме проявлений Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику. Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику. Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику. Изучив структуру агрессивности, следует умозаключение, что, вероятно, гармонично развитая личность должна иметь определенную степень агрессивности и стремление к самоутверждению и соревновательность, и вообще активность во взаимодействии. Отсутствие агрессивности приводит к податливости, неумению отстаивать свои интересы, неспособности преодолевать препятствия. Чрезмерное ее развитие тоже ничего хорошего не обещает. Такой человек становится неспособным на кооперацию, сотрудничество и вообще на эффективное взаимодействие. 1.3 Проявление агрессивности в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста Рассмотрение подросткового возраста требует четкого разграничения его границ. Существует несколько определений рубежей данного возраста. Например, Г. Гримм ограничивает подростковый период возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а по Дж. Бирреном этот период охватывает 12-17 лет. В классификации Д.Б. Бромлей данный возраст определяется 11-15 годами. На эту же продолжительность, с 11 до 15 лет, указывают авторы исследования Института развития человека Калифорнийского университета. Ж. Паже относит к подростковому возрасту от 12 до 15 лет. Подростковый возраст необходимо рассматривать не как отдельно взятый этап, а в динамике развития, поскольку без знания закономерностей развития ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих движущую силу этого развития, невозможно выявить психические особенности подростка, и тем самым выработать психологические рекомендации по его воспитанию. По мнению отечественных психологов, в подростковом возрасте начинают господствовать половые инстинкты и связанные с ними влечения и стремления, которые и определяют всё поведение подростка, лежат в основе его поступков, чувств, интересов, мыслей и желаний. Подобные теории с научной точки зрения совершенно безосновательны. Половое созревание, как и все другие стороны физического развития, не оказывает определяющего влияния на психическое развитие подростка, хотя и является фактором, который нельзя игнорировать. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток - это уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это развитие завершается около 16 лет превращением подростка в юношу или девушку. Для подростка характерна повышенная возбудимость, некоторая неуравновешенность с преобладанием возбуждения над торможением. Эта особенность оставляет определенный отпечаток на характере протекания эмоций у подростка. Повышенная возбудимость объясняет склонность последнего к аффектации - страстному, резкому и бурному выражению радости, печали, гнева, возмущения, жестокости, агрессии. Нередко именно в такой форме подросток реагирует на надуманную или истинную несправедливость учителя, родителей, несправедливую оценку, выговор, несправедливое подозрение, а также на грубое отношение к нему, ущемления его личного достоинства. Критически осмысливая себя и окружающих, подросток протестует против ханжества взрослых, их надуманной праведности при частой лживости поступков. Он требует не просто внимания, но понимания, доверия взрослых; стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом обществе, наоборот, утвердилась позиция, которая препятствует развитию социальной активности подростка - он ребенок и должен слушаться. Как следствие, между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие последние прибегают к агрессивным формам поведения. Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков дает анализ ее мотивации. Заметную роль в ней играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т. п. Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, избиениях, оскорблениях, телесных повреждениях, изредка в изнасиловании, в повреждении или уничтожении имущества. Таким образом, агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за недовольства своей позицией в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять, бесспорно, природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани и т. д. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя. По словам А. Бандуры, агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относятся бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие страстей, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У таких детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, злость, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка. Жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (порой без правил) за сферы влияния между разными группами подростков, и так называемая «немотивированная агрессия», направленная часто не совсем невинных, посторонних лиц - вот далеко не полный перечень форм группового поведения. Как считает М.И. Лисина, подростковая агрессия - чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, и т.п.). Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы, изнеженные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможностей свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки. Жестокость для них - своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: меня все считают слабым, а я вот что могу! Подростковые и юношеские акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого по отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность ликвидируется («А я что? Я - как все!»). Антисоциальные действия, которые выполняются совместно, укрепляют чувство групповой солидарности, которое доходит в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить. Характерно, что потребность в стихийно-групповом общении отмечается только у 14,5% подростков, в то время, как реальное наличие этой формы зафиксировано у 56% 11-15-летних. По мнению Д.И. Фельдштейна, данное обстоятельство связано с тем, что если потребность подростка в интимно-личном общении в основном удовлетворяется, то его потребность в социально-ориентированной форме в 38,5% случаев остается неудовлетворенной, определяя преимущество стихийно-группового общения. В современной психологии показано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным, атеистом или религиозным. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека, как личности возникают, как социально- полезные, так и социально- вредные черты. В этом уверяет и практика отечественной школы. Так, уже опыт А.С. Макаренко по формированию нравственной сферы личности трудных подростков установил, что ни состав, ни специфические качества фактов асоциального поведения не определяются «прирожденными механизмами», что «никаких природных сложных характеров нет». 1.4 Различия в проявлении агрессивности мальчиков и девочек Особое место занимает подростковая агрессивность. Как известно, некоторые ученые рассматривают период с 13 до 16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность. Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки. Это очень сложный момент в жизни семьи. И специалист должен разъяснять родителям, что, как бы им ни хотелось, чтобы ребенок оставался при них, наступает время, когда нужно потихоньку отдаляться от ребенка - конечно, не сразу и не резко. Взрослые должны понять, что подросток, для того чтобы обучиться науке коммуникативности, должен большую часть времени проводить среди сверстников. Для взрослеющего человека родители должны оставаться только добрыми советчиками, утешителями, надежным тылом. Подросток должен знать, что ему есть с кем разделить тревоги, обсудить сложные ситуации, спросить совета - но действовать он должен сам. Развитию подростковой агрессии родители способствуют двумя основными способами. А. Эмоциональное отвержение. Отцы чаще отвергают своих детей, особенно сыновей. Эти папаши страдают повышенной тревожностью, неуверенностью в себе и большими переживаниями по поводу своей маскулинности и сексуальных возможностей. Матери провоцируют развитие агрессивности подростков реже. Обычно это происходит, когда они либо считают, что дети выросли и должны решать свои проблемы самостоятельно, либо когда "переживают вторую молодость" и занимаются устройством своих личных дел. Б. Ужесточение контроля. Родители (чаще мамы и бабушки), напуганные сообщениями о росте подростковой преступности, наркомании, разврате и пр., стремятся контролировать каждый шаг своего ребенка. Особенно достается при этом девочкам. Нормальные юноши и девушки, которым не дают превратиться в самостоятельную личность, превращаются в бунтарей. А поскольку ума и опыта для конструктивного бунта недостаточно, то молодые люди совершают асоциальные или вообще абсурдные поступки, алкоголизируются, наркотизируются и вообще творят именно то, чего так боятся заботливые мамы и бабушки. Кстати, интересно, что наказывают агрессивных подростков чаще матери, чем отцы. Конфликтуя с родителями, молодежь обычно переносит свою агрессивность на лиц, архетипически им соответствующих, - учителей, врачей, психологов и других специалистов. Это важно учитывать всем профессионалам, к которым родители приводят своих детей, не имея уже возможности с ними справиться. Некоторые особо впечатлительные юноши и девушки распространяют этот перенос и на своих сверстников, поведение которых, по их мнению, сходно с поведением взрослых. А поскольку со временем все их сверстники взрослеют, то они сужают круг общения до более молодых ребят (тем более что проявлять свою агрессию среди них более безопасно). А в чем же различие агрессивности между мальчиками и девочками? Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это не совсем так, просто агрессия у девушек выглядит несколько иначе. Как отмечает большинство ученых, сейчас разница в агрессивном поведении между девушками и юношами уменьшается. Мальчиковая агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема и контролировать ее ребята начинают позже, чем девушки. Кроме того, до сих пор сохраняется стереотипный взгляд общества на то, что девочкам не пристало проявлять свою агрессивность, и поэтому их гораздо раньше начинают учить сдерживать ее. Например, мальчику в ответ на жалобу о том, что его обидели, побили, говорят "пойди и дай сдачи", девочке же такой совет дается гораздо реже: обычно ей рекомендуют не связываться и отойти в сторону. Еще одно отличие. Девочки более сензитивны и впечатлительны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, а некоторые искусницы сызмальства приучаются камуфлировать агрессивность иронией и сарказмом. Это выглядит мягче, зато бьет больнее. Женский пол раньше обучается контролировать свою агрессивность, поэтому она рано становится у них избирательной, бьющей точно в цель. Девочки четко направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем точно в его психологически уязвимое место. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна. Мальчики контролируют свою агрессию плохо, она носит у них более генерализованный характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора. Стоит отметить один интересный факт, выявленный современным психологом Аланом Пиз. Он в своей книге « Язык взаимоотношений мужчины и женщины» пишет, что мальчики в детстве более агрессивны, чем девочки. Это объясняется тем, что родители в основном отдают детей в школу, в первый класс, и мальчиков и девочек, в один возрастной период (от 6 лет до 8 лет). Так как дево....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: