VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ литературы по проблеме физического самовоспитания школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000476
Тема: Анализ литературы по проблеме физического самовоспитания школьников
Содержание
     ВВЕДЕНИЕ.
     Закономерности социального и научно-технического прогресса предполагают, что успешное развитие общества возможно лишь при условии, когда каждое подрастающее поколение поднимается на новый, более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Происходящие в нашей стране социально-культурные и экономические преобразования повлекли за собой изменения целевых и содержательных характеристик системы образования и воспитания. Одной из важных задач современного образования является побуждение личности к саморазвитию, поиску внутренних резервов, раскрытию интеллектуальных и физических способностей, реализации творческого и личностного потенциала в целом.
     Особая роль в процессе развития личности школьника принадлежит физическому воспитанию. Оно обеспечивает внутренние гарантии продуктивности учебно-познавательной деятельности и общения в сложной социально-экономической и экологической обстановке, закладывает фундамент здоровья для развития культуры человека в целом. Физическое воспитание способствует успешной адаптации будущего специалиста к условиям рыночных отношений. Такая адаптация является объективно необходимой, так как рынок сопряжен с физической и психической напряженностью, с конкуренцией, с риском, с мобильностью и высоким профессионализмом, с ответственностью, со способностью к конструированию адекватной системы отношений и поведения.
     Проблеме осмысления целей, задач и функций современного физического воспитания школьников посвящен ряд публикаций и работ, направленных на теоретическое оформление содержания «общественного заказа» по развитию личности средствами физической культуры. Это исследования А.Г.Барабанова, П.К.Доронина, В.В.Зайцевой, В.Н.Казанцева, А.И.Михеева, О.А.Сиротина, Н.Н.Чеснокова и др. В этих работах отражены научные представления о сущности физического воспитания, которые опираются на понимание индивидуализации этого процесса как способа и условия развития человеческой личности в единстве социального и биологического, духовного и телесного, сознания и деятельности (В.А.Ермаков).
     В результате исследования учеными был обоснован принцип индивидуализации физического воспитания учащихся как один из ведущих принципов как теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры, так и общей педагогики.
      11июня 2014 года Правительство Российской Федерации утвердило Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) [63]. В соответствии с этим  документом в субъектах Российской Федерации должны создаваться центры тестирования ГТО, оценивающие  как уровень знаний в области физической культуры и спорта, так и общий уровень физической подготовленности населения. Важность теоретических знаний обусловлена тем, что они способствуют эффективности процесса физического воспитания и самовоспитания, хотя и не оказывает прямого и непосредственного воздействия на физическое совершенствование человека. 
     В. П. Лукьяненко считает, что «без усвоения знаний ни один акт сознательной деятельности человека по освоению двигательных умений, практическому использованию их с целью укрепления здоровья и физического развития невозможен» [46]. Ведущая роль знаний как компонента содержания физкультурного образования школьников обозначена в специальной литературе (В. П. Лукьяненко, Л. К. Васькова, А. П. Матвеев, К. К. Завьялов, Н. Н. Чесноков и др.). Подчеркивается, что без освоения теоретического материала невозможно решить задачу общего физкультурного образования, составляющего сущность общеобразовательного предмета «Физическая культура» [82]. 
     Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) устанавливает требования к оценке уровня знаний и умений по следующим разделам:
      - влияние занятий физической культурой на состояние здоровья, повышение умственной и физической работоспособности; 
     - гигиена занятий физической культурой;
     - основные методы контроля физического состояния при занятиях различными физкультурно-оздоровительными системами и видами спорта; 
     - основы методики самостоятельных занятий; 
     - основы истории развития физической культуры и спорта; 
     - овладение практическими умениями и навыками физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности, овладение умениями и навыками в различных видах физкультурно-спортивной деятельности [86]. Все это диктует необходимость разработки и внедрения в школьной практике современной технологии организации физического воспитания и самовоспитания учащихся.
     Анализ современной теории и практики физического воспитания школьников позволил выявить три основных противоречия:
     - между существующим содержанием образовательной области «физическая культура», реализуемой в соответствии с принятыми стандартами, и новым содержанием понятия «физическое образование» как интегрированного процесса физического обучения, физического воспитания и развития физической индивидуальности школьника;
     - между существующей практикой обезличенного преподавания, направленного на подготовку учащихся к выполнению определенных нормативов (стандартов) и осуществляемого в типовых формах и новыми ценностями личностно ориентированного физического воспитания, которое способствует развитию и саморазвитию личности современного школьника средствами физической культуры и направлено на выявление его индивидуальных особенностей как субъекта познания и освоения исторического опыта физической культуры, общения и соревновательной деятельности;
      - между существующими представлениями о физическом воспитании как воздействия педагога физической культуры на воспитанника, обусловливающими и порождающими поведение ребенка активными действиями взрослого, а также представлениями о воспитуемости как готовности ребенка (подростка) принять воспитывающее воздействие взрослого (авторитарная парадигма), и новыми представлениями о физическом воспитании как взаимодействии, согласованной деятельности педагога и ученика по достижению совместных целей и результатов, ведущей к поиску способов самовоспитания, саморазвития и самоактуализации ребенка (подростка).
     Указанные противоречия очерчивают актуальную проблемную область, позволяют обозначить направление нашего исследования и его проблему: каковы структура и технологические основы стимулирования физического самовоспитания школьников?
     Объект исследования - физическое самовоспитание как процесс, обусловленный внешними и внутренними закономерностями физического становления старшеклассников.
     Предмет исследования - структура и технологические основы стимулирования	физического	самовоспитания	учащихся
     общеобразовательной школы.
     Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование структуры и педагогической технологии стимулирования физического самовоспитания учащихся, направленной на развитие их физической индивидуальности.
     Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс физического самовоспитания школьников будет действенным, если:
     -опирается на знание сущности понятия физического самовоспитания и практических механизмов его реализации;
     -основан на реализации педагогической технологии стимулирования физического самовоспитания школьников.
      Задачи исследования:
     1. Раскрыть сущность физического самовоспитания учащихся;
     2.Определить теоретико-методологические основы стимулирования физического самовоспитания школьников;
     3.Разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию стимулирования физического самовоспитания учащихся, определить условия ее реализации.
     Методы исследования: теоретический анализ проблемы и предмета исследования; анализ реальной педагогической практики, изучение передового педагогического опыта; включенное и опосредованное наблюдения; педагогические измерения (опросы, анкетирование, рейтинг); опытно-экспериментальная работа.
     Научная новизна и теоретическая значимость работы:
     1. Дан анализ сущности физического самовоспитания школьников и основ стимулирования этого процесса;
     2. Определены и обоснованы технологические подходы к процессу стимулирования физического самовоспитания старшеклассников;
     3. Разработаны методические рекомендации для преподавателей физической культуры в школе.
     Структура дипломной работы.
     Работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка используемой литературы и приложений. 
     Глава 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
     1.1	Анализ литературы по проблеме физического самовоспитания школьников 
     При определении сущности физического самовоспитания школьников следует учитывать характеристики учеными процесса самовоспитания в целом, его взаимосвязи с саморазвитием личности.
     Анализу проблемы самовоспитания школьников посвятили свои труды видные ученые, такие как В.И.Андреев, А.Я.Арет, А.И.Донцов, А.Г.Ковалев, А.И.Кочетов, П.Н.Осипов, Л.И.Рувинский и другие. Анализ литературы показал, что сущность самовоспитания наиболее ярко выражена в определении, сформулированном Кочетовым А.И. Ученый полагает, что самовоспитание - это осознанное, управляемое самой личностью саморазвитие, в процессе которого в интересах общества и самой личности планомерно формируются качества, силы и способности человека, причем функции воспитателя постоянно передаются воспитуемому (переход воспитания в самовоспитание) [37]. В данном определении в качестве стержневых выделены признаки самовоспитания как самоуправляемого процесса, подчеркнута единая природа воспитания и самовоспитания.
     Существенным признаком самовоспитания является его целенаправленный и волевой характер. 
     Каковы основные признаки самовоспитания? Изменения в физическом и психическом состояниях человека зависят от его жизнедеятельности. Поэтому самовоспитание прежде всего носит деятельностный характер. 
     Эффективность самовоспитания, как и любой другой деятельности, зависит от степени заинтересованности личности в собственном саморазвитии. 
     Самовоспитание - закономерное явление в развитии личности. Оно возникает на определенном этапе ее развития и является результатом воспитания. В юношеском возрасте самовоспитание становится самостоятельным и доминирующим процессом. 
     Следует отметить, что самовоспитание - волевой по своей природе процесс. Чем сильнее у человека развита воля, тем эффективнее и самовоспитание. В свою очередь с помощью самовоспитания можно развить в себе волю. Эти процессы тесно взаимосвязаны между собой.
     Анализ литературы по проблеме самовоспитания позволил выделить ряд аспектов, характеризующих сущность и структуру самовоспитания. Этот процесс является: высшей стадией саморазвития, когда человек целенаправленно управляет собственным развитием; проявлением самостоятельного целеполагания, волевых усилий, рефлексивных умений, соотнесение знаний о себе, своих возможностях, предполагаемого самоизменения с требованиями деятельности и решаемыми при этом задачами; средством самоутверждения, самореализации своей индивидуальности; результатом и одновременно условием воспитания; управляемым процессом, поскольку порожден человеком с конкретной целью, достижение которой требует регулирующих условий.
     Для определения сущности физического самовоспитания школьников важное значение имеет правильное понимание физического воспитания как процесса развития физической культуры личности.
     Физическое воспитание - вечная категория. Оно существует со времен возникновения человеческого общества и будет существовать в дальнейшем как одно из наиболее необходимых условий общественного производства и жизни человека. Понятие «физическое воспитание» определяется как - «руководство физическим развитием личности человека» (Н.И.Пономарев); - «общественно организованный процесс формирования личности и подготовки рабочей силы общества посредством физических упражнений» (Г.Г.Наталов); - «педагогическая система физического совершенствования человека» (Б.А.Ашмарин); - «высшая форма педагогически организованного процесса физической подготовки, направленного на всестороннее совершенствование физических и духовных способностей человека» (С.М.Дедковский).
     Физическое воспитание представлено в трудах ученых как педагогическая система физического совершенствования человека, часть общего воспитания; органический социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производственной деятельности. Основными средствами физического воспитания являются занятия физическими упражнениями, различными видами спорта и туризма, закаливание организма, соблюдение гигиенических требований труда и быта, овладение специальными знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и общественной гигиены в целях физического развития и совершенствования.
     Нередко физическое воспитание характеризуют в качестве одной из частей физической культуры. Такая трактовка соотношений физического воспитания и физической культуры не лишена смысла, но, по-видимому, недостаточно корректна. На наш взгляд, физическое воспитание является по отношению к физической культуре не столько частью, сколько одной из основных форм ее направленного функционирования в обществе, а именно педагогически организованным процессом передачи и усвоения ее ценностей в рамках системы образования-воспитания.
     В физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств (двигательных способностей), придавая этому понятию следующее определение.
     Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям и воспитание (управление развитием) физических качеств человека. В целостной, рационально организованной системе физического воспитания это его специфическое содержание органически взаимосвязано с другими компонентами воспитания в широком смысле слова. Физическое воспитание в единстве с нравственным, эстетическим и интеллектуальным воспитанием приобретает значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.
     В.М.Выдрин [15] определяет физическое воспитание как «процесс, обеспечивающий направленное формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность или вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям и воспитание (направленное развитие) физических качеств человека».
     Выделяя особенности физического воспитания, А.А.Гужаловский [21] дает следующее определение. Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а также на развитие разносторонних физических способностей человека.
     Под физическим воспитание (в широком смысле слова) В.И.Столяров понимает процесс сознательного, целенаправленного воздействия воспитателя (на основе использования педагогических средств) на физические способности (а следовательно, на соответствующие умения и навыки) воспитуемого, на непосредственно связанные с ними знания, а также потребности, интересы, мотивы. В более узком смысле под физическим воспитанием автором понимается процесс целенаправленного воздействия лишь на мотивационную подсистему личности, связанную с реализацией физических способностей человека [70].
     Даны и другие определения, рассматривающие:
     -	физическое воспитание как процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующий направленное развитие базирующихся на них способностей;
     -	физическое воспитание как педагогическую систему физического совершенствования человека.
     В комплексе социальных факторов, направляющих в той или иной мере развитие человека, физическому воспитанию принадлежит особая роль. В общей системе воспитания именно физическое воспитание призвано вносить главный вклад в улучшение по качественным и количественным критериям физического развития индивида, придавать тем самым индивидуальному физическому развитию черты целесообразно направленного процесса.
     Основным фактором практического воздействия в процессе физического воспитания на функциональные свойства организма, а через них и на структурно-телесные свойства служат потребности и мотивы в двигательной деятельности. Системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний легло в основу содержания понятия «физическое образование» (термин, впервые введенный на научной основе П.Ф.Лесгафтом). Но термин «физическое образование» так и не нашел места в понятийном лексиконе основ теории физической культуры.
     Все сказанное подводит к уяснению специфики тех задач, на решение которых направлено физическое воспитание. Вместе с тем, очень важно, что в процессе физического воспитания, как и в любом целостном педагогическом процессе, решаются не только задачи, замыкающиеся на особенностях отдельного вида воспитания, но и общие задачи, преследуемые в социальной системе воспитания в целом. Единство физического и духовного развития человека, выражающееся, кроме прочего, в том, что нормальное развитие личности невозможно без двигательной деятельности и что она приобретает значение одного из самых действенных факторов подлинно человеческого развития лишь при условии одухотворенности, развития мотивов и потребностей, объективно предопределяет взаимосвязь всех видов воспитания, в том числе физического, умственного, нравственного, эстетического. Строго говоря, рассматривать их как отдельные виды воспитания допустимо лишь в абстракции, в жизни же они тесно взаимосвязаны как единые стороны целого.
     Потребность в здоровье и высокой работоспособности является базовой потребностью человечества. Именно поэтому на протяжении многих тысячелетий складывались представления о физическом совершенстве. Их отличительные черты - разносторонность и высокий уровень физического развития в сочетании с высокими моральными качествами. К данному понятию в разные времена относились по- разному: физическое совершенство – это:
      - исторически обусловленный уровень всестороннего физического развития и дееспособности, обеспечивающий возможность приспособления к условиям производства, военного дела, бытия, предусматривающий высокую дееспособность и долголетие;
     -	мера гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека по отношению к требованиям трудовой и других сфер его жизни;
     -	состояние человека, соответствующее требованиям сфер его жизнедеятельности.
     С учетом современных подходов к процессу воспитания «физическое совершенство» понимается нами как культурная потребность в здоровье, здоровом образе жизни, как мотив физкультурной деятельности личности, предполагающий собственный образ физического совершенства.
     Проведенный анализ позволил нам сделать вывод о том, что «физическое воспитание» - это педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства путем развития готовности личности к использованию духовных, социальных и материальных ценностей физической культуры для укрепления собственного здоровья, высокой работоспособности и конкурентоспособности в современных условиях общества.
     Воспитание и образование, а также самовоспитание предопределяют развитие личности и превращение ее в конкурентоспособную с индивидуальными чертами поведения, знаниями, умениями, позволяющими ей принимать активное участие в общественной жизни. На основе психолого-педагогического анализа качеств, определяющих и характеризующих конкурентоспособность личности, В.И.Андреев выделил ряд системообразующих, в высшей степени определяющих конкурентоспособность личности: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, желание к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта [3]. Исследования психологов и педагогов показывают, что успех этого дела зависит от следующих условий и факторов:
     -	физиологических (т.е. состояние здоровья, общее настроение, степень утомляемости);
     -	социокультурных (окружающая среда, друзья, микроклимат в семье, коллективе);
     -	педагогических (наличие грамотного, талантливого наставника);
     При этом процесс социализации личности включает в себя развитие физической культуры личности, выражаемой в личных достижениях, физическом совершенстве, с одной стороны, в высоком уровне здоровья, культуре здорового образа жизни - в другой. Достижение такой физической культуры возможно путем развития потребности в физическом развитии, приобретении знаний и самовоспитании. Известно, что возможности физического самовоспитания для всестороннего физического развития личности более многогранны, чем возможности воспитания.
     Физическое самовоспитание - процесс целенаправленной, сознательной и планомерной работы личности над собой с целью укрепления здоровья, всестороннего физического развития, повышения спортивного мастерства, совершенствования личностных качеств и достижения успеха в профессиональной деятельности.
     Нам также близко определение В.С.Быкова, который рассматривает физическое самовоспитание как процесс, в результате которого происходит осознание школьником собственных социально значимых интегральных физических способностей, адекватное и активное проявление их в учебно-познавательной деятельности, в мышлении и общении, в овладении опытом физической культуры с учетом требований, которые предъявляются школьнику в процессе реализации программ общего образования [12].
     Цель физического самовоспитания - достижение физического совершенства путем формирования готовности к самостоятельному использованию духовных, социальных, материальных ценностей физической культуры. Для ее осуществления необходимо решение следующих задач:
     -	освоение знаний в формировании навыков и умений использования средств физической культуры для сохранения здоровья, физической самоподготовки, самовоспитания, организации здорового образа жизни;
     -	эффективное естественное развитие форм и функций организма с учетом сензитивных периодов развития для обеспечения физической дееспособности, высокой работоспособности;
     -	воспитание двигательных способностей на основе спортивно- игровой деятельности с учетом индивидуального физического развития, личностно-характерологических особенностей;
     -	формирование двигательных навыков и умений, воспитание навыков самостоятельных занятий, необходимых для жизненно важных видов деятельности, физического самосовершенствования.
     Физическое самовоспитание содействует формированию личностных качеств, создает предпосылки для самостоятельной работы по физическому самосовершенствованию личности, решает и углубляет задачи физического воспитания.
     Физическое самовоспитание - важная и неотъемлемая часть педагогического процесса школы.
     Здоровье человека, его нормальное физическое развитие являются главным условием функционирования общества. Только здоровый и физически развитый человек может воспитать в себе все другие полезные для общества и самого себя качества. Человек как личность представляет собой единство физической и духовной сторон, развитие которых взаимосвязано, взаимообусловлено.
     Состояние оптимальной работоспособности школьника неразрывно связано с хорошим самочувствием, с наилучшим функционированием всех систем организма. Здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, физкультурную, игровую. Он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. А это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. Это и возможность самоактуализации как цели воспитания.
     Физические упражнения помогают закалять организм, способствуют формированию целеустремленности, твердой воли, бодрости духа, храбрости, физической силы, столь необходимых для поддержания нормального состояния всех систем человеческого организма (особенно сердечно-сосудистой, органов дыхания), для обеспечения мозга и нервной системы кислородом и питательными веществами. Регулярные занятия физкультурой, спортом нормализуют эмоциональную сферу человека, помогают выработке правильной, красивой осанки, содействуют повышению эстетической культуры, формированию сознательной дисциплины и самодисциплины, организованности, высоких нравственных качеств личности. Физическая активность стимулирует интеллектуальную деятельность. Недаром Аристотель обучал своих учеников, совершая с ними прогулки, и его школа называлась школой перипатетиков - "гуляющих". Он утверждал, что мысль становится живее, когда тело разогрето прогулками.
     Главная задача педагога, учителя физкультуры - сформировать у каждого школьника потребность в физическом самовоспитании и обучить правильным его приемам, без чего немыслимо формирование хороших физических качеств.
     Нами было проведено небольшое исследование среди старшеклассников ГОУ СОШ №18 г.Павлово-Посада Московской области, раскрывающее содержание их работы над собой. Было выявлено, что характерной особенностью их самовоспитания является направленность на физическое развитие личности. Стремление учащихся стать сильными, ловкими, выносливыми, занятия спортом находятся в структуре их интересов на третьем месте (более высокий ранг заняли нравственный и волевой аспект в самовоспитании). Не случайно, что наибольшее значение школьники придают именно физическому самосовершенствованию. Во-первых, спортивные занятия для большинства из них являются наиболее интересной формой проведения досуга. Во-вторых, они необходимы для того, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно со своими сверстниками. Кроме того, занятия спортом, физическим самосовершенствованием положительно сказывается и на учебе - ученик становится более собранным, работоспособным, дисциплинированным.
     Занятия физкультурой и спортом формируют характер учащихся. В процессе физического самовоспитания развиваются и закрепляются многие ценные психологические черты личности. Особое влияние оно оказывает на развитие воли. Это объясняется тем, что любое физическое упражнение всегда связано с преодолением трудностей: взять высоту в прыжке, пробежать дистанцию и выполнить временной норматив и пр. Их преодоление требует проявления определенных волевых качеств.
     Чтоб успешно воспитывать школьнику у себя такое волевое качество, как целенаправленность, необходимо всякий раз, приступая к какому-либо действию, отчетливо осознать, какую задачу предстоит решать, и ясно представить, как это делать. Целенаправленность действий организует поведение и поступки учащихся, делает их осмысленными.
     Инициативность учащихся выражается в активном, самостоятельном выполнении определенного задания, в ответственном отношении к решению поставленной задачи, в стремлении к новым достижениям.
     Дисциплинированность как волевое качество личности заключается не только в выполнении требуемых действий, но и в сознательном воздержании от определенного действия или поступка. Уроки физического воспитания, спортивно-тренировочные занятия и участие в соревнованиях требуют от учащихся сознательного исполнения указаний, команд, распоряжений преподавателя, сознательной дисциплины, большой инициативы и самостоятельности в принятии решений.
     Выполнение многих физических упражнений связано с определенным риском и проявлением смелости для достижения успеха. Это упражнения с высокими скоростями перемещения в пространстве, гимнастике, акробатике; легкоатлетические прыжки в высоту. Тренируясь в подобных условиях, обучающийся учится подавлять отрицательные эмоции, укрепляет у себя чувство уверенности, развивает смелость.
     В процессе физического самовоспитания укрепляются и развиваются такие важные волевые черты личности, как настойчивость и упорство. Они выражаются в том, что учащийся длительно и повторно направляет свои усилия на достижение сознательно поставленной цели.
     Поведение школьника, его работоспособность во многом зависят от такого качества личности, как эмоциональная устойчивость. Это способность действовать в напряженных или особо сложных условиях, противостоять отрицательным влияниям переживаемых при этом чувств. Выполнение физических упражнений, особенно в условиях соревнований, всегда вызывает сильные и яркие переживания: предсоревновательное волнение, тревогу за исход соперничества, торжество победы, огорчение при поражении и пр. Переживая большие эмоциональные напряжения, учащиеся приобретают способность сохранять сознательный контроль над своим поведением, действовать расчетливо и обдуманно, не терять самообладания в трудных условиях.
     Чтобы избавиться от излишнего волнения или перенапряжения и вызвать состояние эмоциональной устойчивости к неблагоприятным раздражителям, педагог может рекомендовать ребятам использовать некоторые специальные упражнения, которые можно отнести к одному из приемов самовоспитания. К ним относится аутогенная тренировка: последовательное и постепенное расслабление разных групп мышц (рук, плечевого пояса, ног, спины, лицевых мышц); активизация мышечных напряжений, концентрация внимания, самовнушение. Эти упражнения сочетаются с дыхательными (успокаивающими или возбуждающими - в зависимости от состояния), а также с приемами самомассажа.
     Итак, достаточно полное и всестороннее развитие качеств личности учащихся происходит при непременном условии активной работы человека над собой, постоянном самовоспитании, физическом самосовершенствовании.
     Учащемуся, который становится на путь самовоспитания, следует хорошо разбираться в его особенностях. Можно ли назвать самовоспитанием такое изменение своей личности, которое противоречит ценностям общества? Например, подросток развивает у себя грубую силу для физического подавления более слабых, внушения им страха, подчинения их своим эгоистическим устремлениям. Его "успехи" в наращивании данного физического качества нельзя считать продуктом самовоспитания, так как они противоречат нравственным нормам.
     Самовоспитание не следует понимать как какую-то особую деятельность, отличную от учебы, труда, общения, занятий физической культурой и спортом. Человек воспитывает себя, активно участвуя во всех сферах общественно-полезной деятельности. Когда школьник приходит в спортивный зал, на стадион, на игровую площадку, когда он делает утреннюю зарядку, он уже располагает необходимыми средствами для самовоспитания.
     По каким признакам можно судить, занимается ли учащийся самовоспитанием, физическим самосовершенствованием? Ученые выделили ряд общих признаков, к которым отнесли следующие:
     -	осознание учащимися своего образа жизни, своих достоинств и недостатков;
     -	требовательность к себе, недовольство собой, стремление стать лучше;
     -	умение самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи и достигать их;
     - направленность личности - развитие таких качеств, как целеустремленность, убежденность, принципиальность, самостоятельность, активность, наличие идеалов;
     -	наличие определенной программы или плана по достижению поставленных перед собой целей и задач;
     -	знание средств и способов работы над собой, владение ими;
     -	конкретная деятельность в одном или нескольких направлениях своего развития.
     Осипов П.Н. выделил конкретные критерии физического самовоспитания школьников:
     Если учащийся:
     -	делает утреннюю зарядку, бегает по утрам;
     -	стремится стать физически сильным, крепким, здоровым, занимается в спортивной секции;
     -	самостоятельно занимается каким-либо видом спорта, физической самоподготовкой;
     -	с удовольствием участвует в спортивных соревнованиях;
     -	читает спортивную литературу;
     -	сознательно развивает в себе определенные группы мышц, психологические и физические качества, то налицо стремление к физическому самосовершенствованию [60, с.115].
      Структура физического самовоспитания представлена такими компонентами, как самопознание, целеполагание, методы организации деятельности и способы самоуправления.
     Итак, физическое самовоспитание — важнейшая составляющая становления физической культуры личности школьника. Физическое самовоспитание, став внутренней потребностью личности учащегося, может значительно влиять на его облик, расширять образовательный кругозор, воспитывать	организованность, формировать целеустремленность.
      
     1.2 Стимулирование процесса физического самовоспитания школьников 
     Рассмотрение вопроса педагогического стимулирования физического самовоспитания необходимо начать с определения его основных понятий и терминов (стимулы, мотивы).
     Определение стимулов и мотивов были даны Н.Д.Левитовым и К.К.Платоновым еще в начале 60-х годов ХХ века. Стимул – это общественно значимый объективный побудитель действия, мотив – личностное обоснование действия, вызванного стимулом, то есть побудитель субъективного характера.
     Педагогическое стимулирование деятельности по самовоспитанию Л.И.Рувинский и А.Е.Соловьев представляют как сообщение учащимся знаний о самовоспитании, организацию самовоспитания, постановку перспективы по достижению конкретных практических результатов и применение поощрения [65, c.87-99].
     Систему стимулирования самовоспитания учащихся образует совокупность таких элементов, как диагностика самовоспитания, проектирование личностного развития учащихся и организация их разносторонней жизнедеятельности.
     Практика показывает, что результативность самовоспитания учащихся находится в прямой зависимости и от степени их активности в работе над собой. Чем активнее они занимаются самовоспитанием, тем выше его результаты. Если эту активность не поддерживать и не развивать, то самовоспитание может приобрести эпизодический характер. В свою очередь, чтобы этого не получилось, необходимо постоянно выявлять и учитывать его особенности.
     Важнейшим требованием к стимулированию самовоспитания является желание учащихся получить определенную помощь в самовоспитании от педагогов. Нелепо заставлять учащихся заниматься самовоспитанием или упрекать их в том, что они им не занимаются. Самовоспитание хотя и имеет социально обусловленный характер, в определенной мере - личное дело каждого человека. Оно возникает и усиливается лишь по мере осознания самого себя, своих отношений с окружающим миром, т.е. с развитием самосознания. Задача педагога состоит лишь в создании необходимых условий для самовоспитания, показе его возможностей, личного примера самосоверш.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%