- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические представления о психологических аспектах пищевого поведения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009531 |
Тема: | Теоретические представления о психологических аспектах пищевого поведения |
Содержание
ГЛАВА 1. Теоретические представления о психологических аспектах пищевого поведения 1.1. Исследования проблемы нарушений пищевого поведения в отечественных и зарубежных источниках. Стиль питания является отражением эмоциональных потребностей и душевного состояния личности. Все прочие биологические функции человека, особенно в ранние годы жизни, не играют столь важной роли, как питание. Еще одним крайне значимым эмоциональным аспектом, связанным с процессом приема пищи и чувством голода с первых дней жизни, является установка на собственничество и все подразумеваемое под ним, а именно жадность, ревность и зависть. При столкновении тенденции к собственничеству и желания поглощать с препятствиями, закономерно возникают агрессивные импульсы: стремление получить силой то, что не дают. Таким образом, по мере развития осознанности, данные импульсы собственничества и агрессии, базирующиеся на оральной инкорпорации, становятся первым источником чувства вины. В связи с этим становится ясно почему в процессе психоанализа у невротиков, страдающих различными нарушениями пищевого поведения, основной эмоциональной проблемой как правило является обостренное чувство вины.»Так, пищевое поведение человека направлено на удовлетворение не только биологических и физиологических, но также психологических и социальных потребностей» [29 с.144]. В психологии имеется четырехкомпонентная модель, согласно которой описывается мотивации того или иного пищевого поведения. Данная модель базируется на аналогичной модели, описывающей мотивацию на употребление алкоголя и включает в себя следующие компоненты: преодоление негативных эмоций, социализация, соответствие ожиданиям других людей, получение удовольствия. В настоящий момент проблема пищевого поведения изучается независимо от проблем изучения пищеварения, имея самостоятельное научное значение в психологии. Употребление пищи с целью получения питательных веществ и удовлетворения потребности в них является наиболее простой формой пищевого поведения. Пища здесь выступает в роли средства поддержания энергетического и пластического равновесия. Но в отличие от пищевой потребности животных, для которых еда имеет чисто биологическое значение, у человека она предстает в более сложном виде. Для человека прием пищи может являться средством снижения психоэмоционального напряжения. Здесь как самоцель выступает состояние чувственного наслаждения от приема пищи. Кроме того, еда зачастую связана с нахождением в коллективе, может выступать средством самоутверждения, в ситуации, когда основной смысл от еды как таковой переходит к представлениям о престижности пищи и о соответствующей»солидной» внешности. Кроме того, приему пищи могут отводиться функции поддержания определенных ритуалов или привычек (религиозные, национальные, семейные традиции), компенсации неудовлетворенных потребностей (потребность в общении, родительской заботе и т. д.), награды или поощрения за счет вкусовых качеств пищи. Немаловажную роль играет и процесс удовлетворения эстетической потребности. Известно, что присутствует тесная взаимосвязь между эмоциональными, психическими и вегетативными процессами, на которых базируется процесс адаптации организма к различным раздражителям внешней и внутренней среды. В условиях дефицита позитивных эмоций в совокупности с выработанными за годы жизни определенных семейных поведенческих паттернов, таких как культ еды, индивид может использовать в качестве компенсаторного способа нормализации психоэмоционального состояния прием пищи. В этом случае переедание превращается в источник позитивных переживаний, становится способом адаптации при неблагоприятных социальных условиях или психическом неблагополучии. Зачастую прибавление в весе является следствием тех или иных негативных жизненных событий или психологических травм. Ряд клинических исследований и наблюдений подтверждают наличие этой связи. Было установлено, что нарушения пищевого поведения могут иметь функциональную ценность в преодолении стресса.»Например, булимия может облегчать эмоциональное состояние, являющееся результатом стресса, тогда как аноректическое поведение может быть способом редуцирования напряжения путем повышения контроля над другими сферами жизни» [35,с.23]. Характерные особенности совладающего со стрессом поведения индивида и многокомпонентная природа стресса как такового являются важным фактором для лучшего понимания взаимоотношений между рзнообразными формами психопатологий пищевого поведения и стресса. Одним из общих определений стресса является следующее:» Стресс – это такое психологическое состояние организма, когда существует несоответствие между его способностью удовлетворительно справиться с требованиями окружающей среды и уровнем таких требований» [47,с.34]. Введенные Г. Селье понятия»Эустресса» и»Дистресса» уточняют данное понятие. Согласно данному автору,»Эустрессом называется состояние потери равновесия, которое субъект переживает при соответствии выдвинутых ему требований имеющимся в его распоряжении ресурсам по их реализации». Понятие»дистресс» относится к таким психическим процессам и состояниям,»при которых постоянно или временно нарушается равновесие между требованием к индивиду и его ресурсами вследствие недостаточности последних». Благодаря первому происходит активизация и мобилизация х резервов человека, характер протекания психофизиологических функций здесь улучшается. Второй же напротив представляет собой разрушительный процесс, снижающий уровень организации поведения человека. Дистресс ухудшает протекание психофизиологических функций. Эустресс носит кратковременный характер, ему сопутствует интенсивная трата» поверхностных» адаптирующих резервов, далее происходит мобилизация» глубоких», возникает субъективное ощущение подъема внутренних сил. Дистресс же относится к длительному стрессу, при котором происходят мобилизация и расходование и» поверхностных», и»глубоких» адаптационных резервов. Стресс с точки зрения более диффернцированного подхода представляет собой многозначное понятие, включающее четыре основных значения. • Стресс как событие, несущее дополнительную нагрузку. В этом случае стресс является ситуативным, раздражающим феноменом, который отягощает, усложняет течение событий. • Стресс как реакция. Стресс может быть реакцией на определенное событие и в этом случае называется эмоциональной реакцией, связанной со стрессом (стрессовым переживанием). • Стресс как промежуточная переменная. В этом случае стресс рассматривается в виде промежуточного процесса между раздражителем и реакцией на него. • Стресс как процесс взаимодействия. Стресс может быть представлен процессом столкновения индивида с окружающим миром. Ответные воздействия организма на стресс (стрессовые реакции) могут иметь следующую природу: - физиологические (автономное возбуждение, нейроэндокринные изменения), - Поведенческие (агрессия, бегство, дезорганизация), - когнитивные (нарушения концентрации внимания, памяти, неверное истолкование) - эмоциональные (страх, гнев, тоска). Стрессоры в зависимости от происхождения делятся на внешние и внутренние. О характеристике стрессора и особенностей его восприятия организмом человека зависит природа нарушений гомеостаза. В ответ на полученное расстройство организм реагирует автоматическими адаптивными ответами или (в зависимости от типа и продолжительности расстройства) адаптивными действиями, которые являются целенаправленными и потенциально осознанными. Под стрессовым эпизодом понимают определенную последовательность»ситуация – поведение» или»ситуация – действие», которая включает непосредственный положительный или отрицательный результат. Основными субъективными параметрами стрессовой ситуации являются: 1. Валентность – субъективное значение ситуации, которое влияет на ее стрессогенность, что индивидуально обусловлено. 2. Контролируемость – субъективная оценка личной способности контролировать стрессовую ситуацию. 3. Изменчивость – субъективная оценка того, что стрессовая ситуация изменится самостоятельно, без участия субъекта. 4. Неопределенность – субъективная оценка неопределенности и неясности ситуации. 5. Повторяемость – субъективная оценка повторяемости стрессовой ситуации. 6. Осведомленность – степень личного опыта переживания подобных ситуаций. Кроме указанных характеристик стрессовых жизненных событий, влияние, оказываемое ими на самочувствие и здоровье человека, определяется и рядом других показателей. Из них на текущий момент к наиболее значимым относят следующие взаимосвязанные измерения: 1) интенсивность и длительность стрессового события; 2) отдельный стресс либо кумуляция стрессовых событий; 3) объем изменений, которые влечет за собой стрессовое событие, и затраты на новое приспособление; 4) предсказуемость и вероятность наступления (уверенность или неуверенность в стрессовом событии и времени его наступления) события и связанная с этим возможность превентивного приспособления к нему и подготовки к преодолению. Расстройства пищевого поведения, как было сказано ранее, представляют собой один из множества видов паталогического адаптивного поведения. Как и другие, они поддаются анализу с точки зрения поведенческих теорий в рамках транзактной модели стресса и совладающего поведения (coping) Р. Лазаруса. Данная теория оформилась в психологии во второй половине ХХ в. Термин введен американским психологом Абрахамом Маслоу. Под совладанием (или» копингом», от англ.» to cope» – справиться, совладать) подразумеваются»постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними» [12]. Новый подход к совладающему поведению как к транзактному, контекстуальному и центрированному на процессе понятию берет начало в 1970-х годах под влиянием теорий отношений и когнитивных теорий стресса и эмоций, появившихся в рамках когнитивного направления в психологии, которое формировалось с 1960 годов. При рассмотрении стресса как транзактного процесса структуру стрессового эпизода (как микрособытия повседневной жизни после воздействия стрессора) можно представить в виде последовательности его элементов: осознание стрессора и его оценка, нарушение гомеостаза, связанные со стрессом эмоции и процессы познания, совладающее действие (реакция), результат совладания и новая оценка ситуации (с возвращением к первому элементу данной структуры при неуспехе). Поведение, целью которого является устранить или снизить интенсивность влияния стрессора, изменить стрессовую связь с собственной физической или социальной средой, называется активным совладающим поведением. Пассивное совладающее поведение - это интрапсихические формы преодоления стресса, являющиеся защитным механизмом, направленные на снижение эмоционального напряжения прежде, чем изменилась ситуация. Совладающее поведение осуществляется на базе соответствующих стратегий совладания, которые являются актуальной реакцией личности на воспринимаемую угрозу.» Ресурсами тут являются характеристики личности и социальной среды, облегчающие успешную адаптацию к стрессу. Эмпатия, аффилиация, восприятие социальной поддержки, интеллект, локус контроля и другие психологические конструкты относятся к личностным ресурсам совладания». [4] Независимо от того, находятся ситуационные элементы внутри или вне личности, реакции могут быть направлены, во- первых, на изменение компонентов стрессовой ситуации; во-вторых, на изменение когнитивных репрезентаций стрессора; в-третьих, на изменение волевой ориентации или оценки. Общей функцией ответа совладания является облегчение субъективного дискомфорта и восстановление гомеостаза. Но в случае повышения вероятности достижения отдаленной цели субъект может выбрать и выраженный дискомфорт. Кроме того,» более уязвимы для стрессовых ударов люди, которые придерживаются иррациональных убеждений по поводу происшедшего, тогда как рациональные убеждения выступают в качестве своеобразного буфера против несчастий». [18] Психологическая защита нередко рассматривается как понятие близкое к совладающему поведению. Как отмечают многие авторы, существуют значительные сложности в разграничении механизмов защиты и совладания. Согласно наиболее распространенной точке зрения, для психологической защиты характерен отказ от решения проблемы и от соответствующих конкретных действий ради сохранения комфортного состояния. В то же время механизмы совладания подразумевают необходимость проявить конструктивную активность, пройти через ситуацию, пережить событие, не уклоняясь от неприятностей. Защитные процессы направлены на избавление от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств, на предохранение от осознания нежелательных или болезненных эмоций, а главное – на устранение тревоги и напряженности. Результативный максимум защиты одновременно является минимумом того, на что способно удачное совладание.»Успешное совладающее поведение повышает адаптивные возможности субъекта, оно реалистично, гибко, большей частью осознанно, активно и включает в себя произвольный выбор. Тем не менее, в последние десятилетия предпринимаются попытки объединить в единое целое защитные механизмы и механизмы совладания» [28,с.107]. С точки зрения большого числа авторов, набор защитных механизмов уникален и характеризует уровень адаптированности личности.»Защитные механизмы действуют в подсознании, искажают, отрицают или фальсифицируют действительность, они активизируются в ситуации фрустрации, стресса или конфликта. Цель психологической защиты – снижение эмоционального напряжения, редукция тревоги и обеспечение регуляции направленности поведения» [35,с.27]. Концепция психологической защиты впервые появилась в психоаналитическом направлении, где, как известно, и было введено понятие защитных механизмов, служащих защитой от тревоги и страха, и описаны их различные формы.» Психологической защитой называется специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Каждый человек предпочитает определенные защиты, которые становятся неотъемлемой частью его индивидуального стиля борьбы с трудностями» [45, с.91]. Предпочтительное и автоматическое использование определенной защиты или набора защит является результатом, по меньшей мере, четырех факторов: 1) врожденного темперамента; 2) природы стрессов, пережитых в раннем детстве; 3) защит, образцами для которых (а иногда и сознательными учителями) были родители или другие значимые фигуры; 4) усвоенные опытным путем последствия использования отдельных защит. Механизмы психологической защиты близки к понятию совладающего поведения, но между ними есть существенные отличия по степени активности (конструктивности) или пассивности (неконструктивности). Соотношение между совладающими и защитными типами поведения отражает шкала иерархии типичных реакций или техник жизни, предложенной немецким ученым Гансом Томэ. К»высшим» техникам, которые можно назвать совладанием, относятся такие как»поведение, направленное на достижение успеха»,»размышление над ситуацией»,»поощрение себя» и др., а к»низшим», характерным для защитного поведения, наряду с пассивными действиями относятся также» уклончивое поведение»,»обесценивание значимости других»,»жалобы на состояние здоровья». Предложенная Г. Томэ схема помогает анализировать поведение в реальных жизненных ситуациях. Чем ближе человек к нижней части шкалы, тем менее вероятно успешное решение значимых проблем. Чем он ближе к верхней части шкалы, тем сильнее выражены у него готовность к принятию возможных изменений в жизни и тенденция использовать совладающие стили. Это позволяет человеку расширять репертуар поведенческих стратегий за счет оптимального использования навыков, приобретаемых в его индивидуальном жизненном опыте. Одним из факторов, который способствует формированию аддиктивного поведения, в том числе и нарушений пищевого поведения, является неадаптивность стратегий совладания.»При исследовании пищевой аддикции стратегии совладания делят на адаптивные, неадаптивные и относительно адаптивные, при этом принимают во внимание их поведенческий, когнитивный и эмоциональный аспекты» [19,с.11]. К адаптивным вариантам стратегий совладания в поведенческой сфере относятся» сотрудничество»,»обращение»,»альтруизм». Эти качества отражают такое поведение, при котором человек вступает в сотрудничество со значимыми людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сам предлагает ее людям для преодоления трудностей. К относительно адаптивным вариантам стратегий совладания в поведенческой сфере относятся»компенсация»,» отвлечение»,»конструктивная активность» – формы поведения, характеризующиеся стремлением к временному уходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело. К неадаптивным вариантам относятся»активное избегание»,»отступление», которые предполагают избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, изоляцию, стремление уйти от активных межличностных контактов, отказ от решения проблемы. Исследования преобладающих механизмов психологической защиты у пациентов с пищевой аддикцией позволили выделить следующие особенности: преобладание механизмов отрицания, регрессии, компенсации, смещения; степень напряженности по этим шкалам была достоверно выше нормы и указывала на дезадаптацию. Менее выражены у этих пациентов такие защиты, как реактивное образование, интеллектуализация, проекция и вытеснение. Выраженность радикала регрессии свидетельствовала о дезадаптации, связанной с возвращением в условиях стресса к инфантильным формам поведения с привычкой»заедать стрессы». Используя регрессию и прибегая к приему пищи часто без чувства голода, пищевые аддикты в ситуации повышенного эмоционального напряжения возвращаются на более раннюю (оральную) стадию психосексуального развития. Переедание в данном случае может замещать неудовлетворенные потребности и служить»спасением» от житейских проблем. Гиперфагические реакции направлены на нейтрализацию эмоционального напряжения, возникшего вследствие неудовлетворенной сексуальной или родительской потребности, сниженной общественной или профессиональной компетентности, невозможности достичь цели. Повышенные относительно нормы показатели по шкале смещения могут указывать на неудовлетворенность социальными контактами и подмену эмоционального общения с окружающими людьми процессом принятия пищи с последующей деформацией пищевого поведения (чередование гипералиментации и гиперфагии с очистительным поведением). Возможно, эти данные свидетельствуют о подавлении агрессивных эмоций (гнева, враждебности) и перемещении их на объект, представляющий меньшую опасность или более доступный (собственное тело), а очистительное поведение выражает аутоагрессию. Выраженность компенсации свидетельствует о попытке восполнить недостатки внешности (избыточный вес) социальной активностью, продвижением по службе и профессиональной компетентностью.» Используя отрицание, пациенты с пищевой аддикцией отрицают факт повышения аппетита, тяжесть ожирения и степень диспластичности. Большинство из них в беседе с врачом подсознательно стремятся уйти от темы переедания и начинают говорить о других причинах ожирения: о болезнях желез внутренней секреции, нарушенном обмене веществ, гиподинамии. Вытеснение не превышает нормативных показателей и реже используется этими пациентами» [19, с.7]. 1.2. Психологические особенности нарушения веса у женщин Известно, что когда у человека возникают проблемы с одним из органов чувств, то обостряется работа другого органа чувств или нескольких органов. Например, у того, кто потерял слух, может обостриться зрение или обоняние. Так работает физиология. Нехватка информации от одного из органов мировосприятия, компенсируется дополнительной информацией от других. Примерно тоже можно сказать и про основные потребности человека, - неудовлетворенность одной из потребностей мы подсознательно компенсируем повышенным удовлетворением другой. К основным потребностям человека относят секс и любовь (ощущение жизни, стремление к продлению жизни, получение удовольствия), еда (средство поддержания жизни), безопасность, стабильность (сохранение жизни, уверенность в завтрашнем дне) и некоторые другие. И, как и в предыдущем примере, одна неудовлетворенная потребность компенсируется стремлением в большей степени удовлетворить другую. В результате мы можем недополучать то, что нам необходимо, или получать не совсем то, что хотели. Чувство стабильности и спокойствия в быстро меняющемся мире тоже доступно не всегда. Но осталась еще потребность в еде - здесь уже больше зависит от человека, и потребность в еде удовлетворяется без особых помех и заодно с помощью еды начинается удовлетворение потребностей в удовольствии, стабильности и во всем остальном, что человек недополучил. В том числе и потребность в нежности, любви и заботе, потому что еда и любовь имеют некоторую взаимосвязь с самого детства. В стрессовые моменты жизни подсознательно хочется ощутить беззаботное спокойствие и отсутствие проблем - увеличение аппетита и потребности в еде. У молодых женщин прибавка веса была выявлена после таких событий как: • замужество; • смена места работы или места жительства; • психическая травма, связанная со значимым окружением; • роды; • развод. Результаты других исследований показали, что женщины с нарушениями пищевого поведения используют эмоционально-фокусированный тип совладания или стратегию избегания и не склонны обсуждать свои проблемы с другими [23,с.45]. У женщин с нарушениями пищевого поведения были обнаружены высокие показатели восприятия психологического стресса и использования таких стратегий совладания, как» надежда на лучшее»,» самообвинение»,»редукция напряжения» и»уход в себя». Принимая во внимание роль неудовлетворенности весом в развитии нарушений пищевого поведения, считается, что стресс и попытки его преодоления необязательно предшествуют нарушениям пищевого поведения, а скорее сосуществуют, тесно переплетаясь. В обществе, где постоянно рекламируют идеал стройности, женщины, неудовлетворенные своим весом, могут испытывать стресс. Интернализированный стресс и самообвинение не являются адаптивными стратегиями. Женщины, применяющие эти стратегии, могут искать другие средства для того, чтобы редуцировать напряжение или контролировать состояние стресса. Нарушения пищевого поведения могут, таким образом, развиваться в качестве стратегий совладания у женщин, использующих самофокусированные стратегии и переживающих стресс по поводу своего веса. При исследовании стратегии преодоления стресса у переедающих и не переедающих было обнаружено, что переедающие испытуемые чувствительнее к стрессу в своем восприятии. У больных ожирением была выявлена повышенная чувствительность к негативным эмоциональным стимулам. Была также обнаружена взаимосвязь использования эмоционально ориентированных стратегий совладания и неудовлетворенности своим телом. Эмоционально-ориентированные стратегии являются фактором риска возникновения нарушений пищевого поведения и, таким образом, дефицит навыков совладания или использование избегания связаны с повторяющимися эпизодами переедания. Например, эпизоды переедания чаще провоцируются отрицательными эмоциями, когда человек находится в одиночестве, и положительными эмоциями, когда человек находится в социальной ситуации. Таким образом, определенные эмоциональные состояния предшествуют эпизодам переедания, и способность справляться с сильными эмоциями альтернативными и более адаптивными способами может уменьшить вероятность переедания. [32] В результате проведенного корреляционного анализа между различными реакциями на стресс были выделены два основных паттерна реагирования при нарушениях пищевого поведения. Первый паттерн представляет собой сочетание избыточного потребления пищи и жидкости, приема алкоголя, курения (повышение оральной активности), повышенной сонливости и повышенного полового влечения. Второй – отказ от еды, тошнота, рвота, прием алкоголя, бессонница, снижение полового влечения, повышенная моторная активность, бурные эмоциональные реакции. Женщинам с проблемами веса наиболее свойственен первый симптомокомплекс реагирования на стресс. Такое патологическое изменение пищевой мотивации, как гиперфагическая реакция на стресс, встречается у 30 % представителей популяции. У 70 % наблюдается» более адаптивная аноректическая реакция на стресс». Некоторые исследования показали, что при нарушениях пищевого поведения относительно чаще используется избегание и относительно реже – активные стратегии совладания, кроме того, чаще используются эмоционально-фокусированные стратегии. Другие же исследования не обнаружили связи между формами совладания и различными типами нарушений пищевого поведения [23,с.117]. Для женщины очень важно чувствовать себя привлекательной. Привлекательной для любимого человека, привлекательной для самой себя, и чтобы окружающие тоже считали ее внешность заслуживающей внимания. Конечно, отношение к человеку во многом зависит от личных качеств, - от обаяния, интеллекта, чувства юмора и т.д. Но все эти качества можно проявить со знакомыми людьми. А хочется нравиться всем. Хочется ловить восхищенные взгляды, чувствовать себя красивой, притягательной, сексуальной. И лишний вес для достижения этой цели точно не помощник. Да и знакомым приятней было бы общаться не только с остроумным и обаятельным, но еще и с красивым, подтянутым собеседником. И что самое печальное, лишний вес может отрицательно сказаться вообще на отношении женщины к самой себе. Когда количество килограммов растет, уверенность в себе и самооценка падают. А если падает самооценка, то проявить свои лучшие человеческие качества сложнее. Появляется нерешительность, скованность и прочие качества, которые точно не повышают интерес к вам в глазах окружающих. Если женщина перестает нравиться самой себе, она через какое-то время все меньше восторгов вызывает и у окружающих. Это естественно. Неуверенность в себе иногда можно заметить по внешним проявлениям, - сутулость, напряженность, зажатость, скованность, закрытость поз. А мышечные зажимы влияют и на кровообращение, и на энергетику человека, и на обменные процессы. Наша внешность очень хорошо сообщает окружающим о нашем внутреннем состоянии. И мало кто испытывает сильное желание общаться с тем, кто находится в унынии. Потому что когда мы общаемся с уверенным и жизнерадостным человеком, мы сами становимся энергичнее и веселее, а, соприкасаясь с теми, кто подавлен и тревожен, и мы перенимаем часть его подавленности. Вот и тянутся люди к уверенным, раскрепощенным, жизнерадостным и сексуальным. Значит, если хочется, чтобы приятные вам люди испытывали непреодолимое желание с вами общаться, и вы должны стать позитивнее. Всем давно известно, что люди вообще, а женщины в особенности очень нуждаются в любви. Любовь для женщины одна из основных потребностей. Когда человек полюбит себя, полюбит по-настоящему, то сможет почувствовать и любовь к другим. Для того чтобы снижение веса у женщин проходило комфортно, чтобы женщины ощущали искреннюю поддержку, чтобы все они смогли осознанно и правильно построить свои отношения с едой, специалисты по пищевому поведению и врачи психотерапевты в своей работе учитывают все особенности психологии женщин, ее тип нарушения пищевого поведения, личностные особенности каждой из них. Подобранное диетологом питание – это только половина того, что необходимо женщине, решившей повысить качество своей жизни, нормализовать свой рацион и свой вес. Особенности, которые учитываются психологами при лечении избыточного веса у женщин: 1. Oпытный психолог поможет женщине не только правильно выстроить цель, понять вторичную выгоду лишнего веса, достичь результата, но и научит тем приемам, которые помогут сохранить комфортную массу тела в течение продолжительного времени. 2. В связи с тем, что женщина более чувствительна к различным стрессовым факторам жизни – психологи учат разнообразным приемам релаксации, которые позволяют нормализовать настроение в считанные минуты. 3. Учитывая повышенную эмоциональность женщин, их разнообразный и резко колеблющийся фон настроения, более личное отношение к событиям, психологи учат распознавать свои эмоции и правильно удовлетворять те потребности, которые скрываются за ними, вскрывая и разрывая патологическую связь – негативное чувство и еда. Помогают понять и справиться с особой привязанностью женщины к тому или иному любимому блюду или продукту. 4. Психолог помогает комфортно проходить периоды» плато», которые часто встречаются у женщин при снижении веса, помогает определить и использовать нереализованные возможности и ресурсы в жизни женщины. 5. Психологи анализируют причину срывов, помогая понять причины пищевой зависимости и проработать возможное альтернативное поведение. 6. В то особенное время для каждой женщины – беременность, послеродовый период, климакс, психолог учит, каким образом можно гармонично сочетать все социальные роли, с тем, чтобы у женщины не копилось внутреннее напряжение, проявляющее в виде депрессии, тревоги и раздражительности, так чтобы у нее в семье и на работе был мир и радостное настроение. На основании вышеизложенного в главе моно сделать вывод, что на расстроиства аппетита и изменение пищевого поведения, в частности у женщин, влияют различные факторы. Среди социокультурных факторов, связанных с распространенностью ожирения можно выделить семейные и национальные привычки, условия цивилизации, низкие денежные доходы, образовательный и профессиональный статус. Помимо косметического существует и медицинский аспект ожирения. В современную эпоху происходит формирование символического значения ожирения как признака нездоровья. Ожирение является фактором риска для атеросклероза, гипертензии, варикозной болезни и тромбофлебита, артритов, остеохондроза, плоскостопия, подагры. У мужчин с ожирением чаще встречаются рак предстательной железы и толстой кишки, снижение потенции, у женщин - рак эндометрия, яичника, шейки матки, желчного пузыря и молочной железы. Женщины с ожирением входят в группу риска по развитию осложнений во время беременности и родов. У тучных людей смертность в среднем увеличивается на 50%, они живут на 10 - 15 лет меньше, чем люди с нормальным весом. Проблема изучения потребления пищи приобрела самостоятельное значение, она была отделена от проблем изучения процесса пищеварения. Самой простой формой пищевого поведения является прием пищи с целью удовлетворения потребности в питательных веществах, когда еда является средством поддержания энергетического и пластического равновесия. Однако пищевая потребность, будучи чисто биологической по своей природе у животных, у человека предстает в более сложном виде, являясь средством: разрядки психоэмоционального напряжения, чувственного наслаждения, выступающего как самоцель, общения, когда еда связана с пребыванием в коллективе, самоутверждения, когда первостепенную роль играют представления о престижности пищи и о соответствующей» солидной» внешности, поддержания определенных ритуалов или привычек (религиозные, национальные, семейные традиции), компенсации неудовлетворенных потребностей (потребность в общении, родительской заботе и т. д.), награды или поощрения за счет вкусовых качеств пищи, удовлетворения эстетической потребности. Существует тесная взаимосвязь между психическими, эмоциональными и вегетативными процессами, лежащими в основе адаптации организма к различным раздражителям внешней и внутренней среды. В ситуации выработанных семейных стереотипов пищевого поведения (культ еды) при недостатке положительных эмоций человек может использовать прием пищи в качестве компенсаторного способа нормализации эмоционального фона. Переедание становится источником положительных эмоций, вариантом адаптации при неблагоприятных социальных условиях или психическом неблагополучии. [26] Нередко прибавление в весе является последствием различных жизненных событий и психологических травм. Связь между стрессом и нарушениями пищевого поведения подтверждается рядом клинических наблюдений и исследований. Было установлено, что нарушения пищевого поведения могут иметь функциональную ценность в преодолении стресса. Например, булимия может облегчать эмоциональное состояние, являющееся результатом стресса, тогда как аноректическое поведение может быть способом редуцирования напряжения путем повышения контроля над другими сферами жизни [35, с.23]. Для понимания отношения между стрессом и различными формами психопатологии, включая нарушения пищевого поведения, важно учитывать многокомпонентность стресса и особенности совладающего поведения личности. Одним из общих определений стресса является следующее:» Стресс – это такое психологическое состояние организма, когда существует несоответствие между его способностью удовлетворительно справиться с требованиями окружающей среды и уровнем таких требований» [42,с.34]. Понимание стресса уточнил Г.Селье, который ввел понятия»эустресс» и» дистресс». Эустрессом называется состояние потери равновесия, которое субъект переживает при соответствии выдвинутых ему требований имеющимся в его распоряжении ресурсам по их реализации. Понятие»дистресс» относится к таким психическим состояниям и процессам, при которых постоянно или временно нарушается равновесие между требованием к индивиду и его ресурсами вследствие недостаточности последних. Эустресс мобилизует, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Дистресс – разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, он ухудшает протекание психофизиологических функций. Эустресс является кратковременным, он сопровождается интенсивной тратой» поверхностных» адаптирующих резервов и началом мобилизации» глубоких». Он может давать ощущение подъема внутренних сил. Дистресс чаще относится к длительному стрессу, при котором происходят мобилизация и расходование и» поверхностных», и»глубоких» адаптационных резервов. Согласно более дифференциацированному подходу, стресс – это многозначное понятие, включающее четыре основных значения. • Стресс как событие, несущее дополнительную нагрузку. В этом случае стресс является ситуативным, раздражающим феноменом, который отягощает, усложняет течение событий. • Стресс как реакция. Стресс может быть реакцией на определенное событие и в этом случае называется эмоциональной реакцией, связанной со стрессом (стрессовым переживанием). • Стресс как промежуточная переменная. В этом случае стресс рассматривается в виде промежуточного процесса между раздражителем и реакцией на него. • Стресс как процесс взаимодействия. Стресс может быть п....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: