- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы исследования психологических особенностей профессионального самоопределения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007337 |
Тема: | Теоретические основы исследования психологических особенностей профессионального самоопределения |
Содержание
2 Тема: Психологические особенности профессионального самоопределения формирования мировоззрения в юношеском возрасте. Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические основы исследования психологических особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте 5 1.1. Подходы к исследованиям психологических особенностей профессионального самоопределения 5 1.2. Методы изучения профессионального самоопределения 8 Глава 2. Эмпирические исследования особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте 12 2.1 Организация, база и методы исследования 12 2.2. Анализ результатов исследования психологических особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте 14 Глава 3. Практические рекомендации по результатам исследования смысложизненных ориентаций курсантов 23 3.1.Рекомендации по результатам исследования смысложизненных ориентаций курсантов 23 3.2. Программа тренинга развития навыков профессионального самоопределения 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30 Приложение 32 ВВЕДЕНИЕ Актуальность изучения проблемы выбора подходящей профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, всегда были одной из важнейших забот и проблем каждого обучающегося школы и его родителей. От данного решения зависит вся дальнейшая жизнь человека. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а удовлетворенность процессом труда и его результатами дает возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом. Однако проблема выбора профессии зачастую решается на уровне здравого смысла, интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, воли родителей, путем проб и ошибок. Имеющие место быть изменения в образовании, в том числе в высшем и в ведомственных вузах, говорят о том, что существует острая потребность в работе профориентационной направленности на протяжения всего курса обучения. И профориентационную направленность составляют не только психологические тесты и просветительская работа, но и воспитание патриотизма, чести, ответственности, самостоятельности собственных решений. Таким образом, профориентационная работа в ВУЗах МВД носит немаловажный характер и является разноплановым системным проектом. Анализ проблемы указывает на то, что для повышения эффективности руководства самостоятельной работой курсантов военных вузов важно развивать мотивацию курсантов. Важный вклад в разработку военных аспектов исследуемой проблемы в соответствии с запросами военной практики осуществляли: Г.Д. Луков, А.В. Барабанщиков, Н.Ф. Феденко, Д.Ф. Железняк, В.В. Богуславский, В.И. Ковалев, В.А. Тубальцева, Ю.М. Якимов, и др. Исследование проблемы формирования мотивации учения и учебной деятельности студентов вузов были представлены в работах: Г.В. Коган, В.Н. Кругликова, А.И. Капичникова, Л.Ф. Плеуховой и др. В связи с выше сказанным тема исследования «Психологические особенности формирования профессионального самоопределения в юношеском возрасте» является актуальной. Цель работы: выявить психологические особенности формирования профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Объект исследования: профессиональное самоопределение в юношеском возрасте. Предмет исследования: психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Гипотеза исследования: формирование профессионального самоопределения в юношеском возрасте зависит от психологических особенностей личности. Исходя из поставленной цели, были определены задачи исследования: - изучить теоретические основы исследования психологических особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте; - провести эмпирические исследования особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте - разработать и предложить практические рекомендации по результатам исследования. Вопросами профессионального самоопределения занимаются многие современные научные работники и целые центры, методисты, педагоги и психологи. Среди них особый вклад внесли: Е.Климов. Ю.Забродин, Б.Теплов, Н.Пряжников и многие другие. В своих работах они представляют теоретические разработки профессионального самоопределения, принципы организации работы в образовательных учреждениях в данном направлении. Исследование проводилось на базе «Московского Университета МВД России имени В.Я.Кикотя». Исследование проводилось среди курсантов 1-5 курсов, в количестве 109 человек. Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования материала при организации работы по профессиональному самоопределению курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, планированию данной деятельности. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В введении отражены цели, задачи стоящие пред работой, основные методы работы и база исследования. Первая глава представляет собой теоретический анализ изучаемого вопроса. Вторая глава – экспериментальная, направленна на изучение личностных особенностей слушателей ВУЗа, их профессиональные приоритеты. На основе полученных результатов были сделаны выводы о возможности и направлениях дальнейшей воспитательной работы в рамках образовательного учреждения. В третьей главе представлены рекомендации и программа тренинга, цель которого является формирование мировоззрения при профессиональном самоопределении. В заключение представлены основные выводы по итогам работы. Приложение содержит описание используемых методик в практической части работы. Также здесь отражены основные расчеты, полученные при использовании выбранных нами методик в исследовательской части работы. Глава 1. Теоретические основы исследования психологических особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте 1.1. Подходы к исследованиям психологических особенностей профессионального самоопределения В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют личностные свойства, такие как: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; а также комплекс ценностных ориентаций, личностных характеристик и черт характера юношеского возраста. Эти факторы часто относятся к субъективным [23, с.53]. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости); состояние здоровья; информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности. Часто проблему способностей связывают с одарённостью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий [2, с.55]. К.М. Гуревич выделил 3 типа профессий в связи с определением требований, предъявляемых к работнику: - профессии, где каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности; - профессии, в которых далеко не каждый человек может добиться нужной эффективности; - профессии, которые по своей сущности требуют достижения высших степеней мастерства, они предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека (профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности) [10, с.71]. Характер тесно связан с другими сторонами личности юноши, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления. Характер человека как социального существа детерминирован его общественным бытием. Он представляет собой единство индивидуального и типического. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений характера. С другой стороны, общие, типические обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых условиях, формируют общие стороны и черты характера. Типичные характеры являются продуктом общественно-исторических условий – отмечает Э.Фромм [12,с. 20]. Характеры, в целом различают по их определенности и цельности. Определенный характер – это характер с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт. У людей с неопределенным характером подобные черты отсутствуют или выражены очень слабо. Выделяют цельные и противоречивые характеры. Цельные характеры отличаются отсутствием противоречий между осознанием целей и самой деятельностью, единством мыслей и чувств. Противоречивому характеру свойственен разлад убеждений и деятельности, наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений [22, с.61]. И. В. Бесстужев-Лада в своём выступлении на Всесоюзном симпозиуме "Актуальные проблемы теории и практики профессиональной ориентации молодых людей в условиях реформы общеобразовательных и профессиональных школ", подчёркивал, что одной из причин инфантильности молодежи является отсутствие серьезного представления старшеклассников о дальнейшем жизненном пути. Без серьезного отношения к своему будущему не может быть и ответственного отношения к настоящему. Однако трудно судить о серьезности отношения к будущему юношей и девушек, пока нет достаточно четких критериев оценки жизненной перспективы с точки зрения ее соответствия требованиям общественного прогресса и развития самой личности. Вопрос этот сложен и вряд ли можно претендовать на "окончательное его решение», которое всегда будет зависеть от каких- либо общественных условий, определяющих особенности жизненного самоопределения каждого нового поколения. Для успешного профессионального самоопределения является формирование определённых физических, психических свойств, которые в полной мере отвечают требованиям выбранной профессии.. Жизненная перспектива не ограничивается одной жизненной целью, а предполагает собой иерархическую структуру содержаний. Смысложизненные ориентации – регуляторы, либо механизмы сосредоточенной работы человека равно как субъекта и равно как личности. Именно они представляют собой общую структурно-иерархическую и динамическую концепцию взглядов, представленных индивидуальными элементами феномена значения существования. Исследования понятия, ключевых свойств и черт деятельности, а также изучение особенностей человека как субъекта деятельности и жизни нашли широкое распространение в отечественной психологии. Общепсихологическая теория деятельности, сформированная в трудах отечественных ученых (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), раскрывает деятельность, во- первых, как сложный процесс, несущий в себе те внутренние противоречия, которые являются движущими силами развития психики человека, его активности и движения самой деятельности. Во-вторых, определяет механизмы развития деятельности, как условий формирования интеллектуальной, аффективной и потребностно-мотивационной сфер личности. Поэтому изучение особенностей движения, изменения деятельности выступает условием определения путей и механизмов становления профессионального самоопределения. Ф. Ломов отмечает, что в широком значении слова термин «деятельность» эквивалентен термину «активность». При этом, проблема психической активности человека является чрезвычайно сложной, имеющей философские и психологические корни, как в отечественной, так и в мировой науке. Выделение различных видов деятельности в качестве структур жизненного пути (Б.Г. Ананьев и др.), иногда граничащее с социализацией, психологизация других психических явлений (способностей, мотивов, целей, направленности личности, управления поведением и др.) потребовали раскрытия отношений личности и деятельности. Это стало возможным с введение нового понятия – активности человека, которое связало изучение личности, ее качества структуры с тем процессом, в котором происходит развитие и изменение. Понятие активности позволило рассмотреть, как личность объективирует себя в деятельности, общении, познании и жизненном пути в целом, выявить способы ее самовыражения. Понятие активности первоначально в отечественной психологии использовалось для обозначения личностного уровня, качества и способа осуществления деятельности. В таком понимании активность выступает как качество субъекта деятельности, обеспечивающее целостность в осуществлении деятельности личностью, включая саморегуляцию, которая осуществляет комплексную мобилизацию и взаимную компенсацию различных психических составляющих деятельности. Активность личности интегрирует внешние и внутренние условия осуществления деятельности (включая в число последних ценностно-мотивационные способности) типичным для личности индивидуальным способом, психологически оптимально и социально продуктивно. Активность обеспечивает контроль за целостным ходом деятельности, устраняя возможные рассогласования, ответственность за качество и сроки ее осуществления. Теории индивидуального стиля деятельности удалось раскрыть типологический характер связи сознания и деятельности личности: психические явления выполняют в деятельности различные функции в зависимости от её характера, от задач, решаемых в ней субъектом, они опосредованы саморегуляцией и активной позицией личности. Психические явления по-разному вписываются в деятельность, а последняя, в свою очередь, зависит от соотношения с действительностью её субъекта. Видоизменяя мир в процессе деятельности, субъект формирует новое знание, осваивает открывающееся ему содержание, преобразуя его в соответствии со своими целями и ценностями, превращая в собственное достояние, формируя свое профессиональное определение. Реализуемый здесь известный принцип детерминизма – все внешние причины всегда и изначально действуют только через внутренние условия – позволяет расширить представление о роли внутренних факторов (способа внутреннего преломления) в детерминации психических явлений, поведения и деятельности личности. Задачи профессионального самоопределения: 1) формирование установки на собственную активность и самопознание как основу профессионального самоопределения 2) знакомство с миром профессий, потребностями рынка труда, правилами выбора профессии 3) обеспечение самопознания и формирование "образ-Я" как субъекта будущей профессиональной деятельности 4) формирование умения сопоставлять "образ-Я" с требованиями профессии к потребностям рынка труда и к личности, создание на данной основе профессионального плана и его проверка. 5) формирование умения анализировать различные виды профессиональной деятельности, учитывая их родство по психологическим признакам и сходствам требований к человеку 6) обеспечение условий для проверки и анализа возможностей самореализации в различных видах профессиональной деятельности путем организации профессиональных проб 7) обеспечение развития профессионально важных качеств 8) формирование мотивации и психологической готовность к смене профессии и переориентации на новую деятельность 9) воспитание общепрофессиональных качеств. Этапы профессионального самоопределения личности: С точки зрения психологии развития профессиональное самоопределение можно разделить на четыре этапа: 1) детская игра 2) подростковая фантазия 3) предварительный выбор профессии 4) принятие окончательного решения Компонентами готовности к сознательному выбору профессии выступают: 1) положительное отношение к труду 2) знание определенного круга профессий, их содержания, цели, требований, путей получения знаний для овладения профессией и перспектив профессионального роста 3) сформированность профессиональных интересов и требующихся для данной профессии качеств 4) адекватная положительная самооценка 5) сформированность мотивационной сферы у человека 6) наличие специальных способностей 7) практический опыт 8) сбалансированность интересов, способностей и склонностей, их соответствие требованиям профессии к личности 9) соответствующее состояние здоровья 10) сформированность моральных качеств, соответствующих требованиям профессии 11) профессиональная пригодность Значительную роль играют: мировоззрение, рефлексия и самоанализ человека, моральная сформированность, так как очень важно вовремя осознать, чего действительно хочешь добиться в своей жизни. 1.2. Методы изучения профессионального самоопределения Э.Ф. Зеер, специалист в области профессиональной психологии, считает, что основанием для классификации методов психологии в конкретной прикладной отрасли, к которым он относит и профпсихологию, должны быть исследовательские задачи. Э.Ф. Зеер выделяет пять групп задач профессиональной психологии и пять соответствующих им групп методов [4, с. 72]. Первая группа задач – описание профессионального становления личности. Для их решения необходимо применять генетические методы (лонгитюдный, биографический, каузометрический, психобиографический и метод анамнеза). Вторая группа задач – психологическая характеристика профессий. Исследование психологического содержания профессий возможно с помощью праксиметрических методов (анализ заданий, изучение документации, трудовой метод, наблюдаемый опрос). Третья группа задач – измерение профессионально значимых признаков деятельности и личности – может решаться психометрическими методами (тесты специальных способностей, тесты достижений, опросники интересов, диагностика обучаемости). Четвертая группа задач – объяснение особенностей, закономерностей и механизмов профессионального становления личности. Основными методами решения этой группы являются экспериментальные методы: лабораторный, моделирующий и естественный эксперименты. Пятая группа задач направлена на количественную обработку исследовательских данных. Они решаются методами математической обработки: дисперсионным, корреляционным, факторным анализами [6, с. 61]. К теоретическим методам профориентационного исследования Н.С. Пряжников относит методы, позволяющие оперировать сложными идеальными объектами: объяснительные схемы, концептуальные модели, теоретические системы, методологические базы и т.п., а также методы анализа литературы и других источников (контент-анализ, оптимальные схемы конспектирования, логические правила обобщения данных). В качестве методов интерпретации и описания полученных результатов в профориентационном исследовании используются методы количественного и качественного анализа полученных результатов. Таким образом, основаниями для создания прикладных классификаций являются исследовательские задачи и направления организации практического изучения той или иной проблемы. Применительно к проблеме психологического сопровождения профессионального самоопределения методы и методики психологического исследования могут быть систематизированы, по нашему мнению, в соответствии с направлениями активизации профессионального самоопределения. Основными направлениями активизации профессионального и личностного самоопределения человека являются формирование у него соответствующих знаний, умений, навыков, мотивации. Для эффективного самоопределения нужны знания: о себе, своих способностях, свойствах; окружающем мире и мире профессий; окружающих людях. В числе умений и навыков, определяющих эффективность самореализации, можно выделить навыки самопонимания и самооценки, саморазвития, умения эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, навыки планирования профессиональной и личностной карьеры [11, с. 28]. Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение молодых людей, могут быть очень различны, в любом случае они удовлетворяют различные потребности человека. Методы профессионального самоопределения зависят от ряда факторов, которые могут быть как диагностического, так и других направление, включающих тренинговые программы, наблюдение, изучение традиций и устоев семей. Во многих классификациях профориентационных методик особое внимание уделяется характеру испытуемого и его личностных особенностях. Именно на данных характеристиках могут быть основаны выводы профориентационного характера. "Вхождение " человека в профессию и его профессиональный путь рассматриваются в рамках самых разных психологических подходов и тео-рий. При этом исследователи используют такие понятия как: "профессио-нальный выбор", "профессионализация личности", "идентификация с про-фессией", самореализация в профессии», «профессиональное самоопределе-нием и др. Е.И. Головах считал что, « профессиональный выбор – это есть решение, затрагивающее лишь близкую жизненную перспективу школьника», который может быть реализован «как с учетом, так и без учета каких- либо последствий установленного решения». В особом случае, выбор профессии, как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован какими-либо отдаленными жизненными целями. Выбор профессии человеком - это важнейший этап, но процесс про-фессионального становления человека не ограничивается только им. Такие термины как «профессионализация личности» и "идентификация с профес-сией" выделяют пассивность человека по отношению к профессии. «Иден-тификация с профессией» - это слияние жизни профессионала на определенном этапе овладения профессией, на котором приобретенные им навыки начинают проявляться в других сферах его жизнедеятельности и устанавливают его отношение к действительности. Его жизнь начинает подстраиваться под интересы данной профессии и данная профессия выходит на первый план. Конечным итогом данной идентификации личности с профессией выступает формирование профессионального типа личности. Также существуют схожие к самоопределению понятия, такие как : самоактуализация, самореализация, самоосуществление и др., которые многими авторами определяются через отношение к труду, к главному делу своей жизни. Так например, А. Маслоу описывает их через «увлеченность значимой работой», К. Ясперс - через «дело», которое формирует человека, В. Франки определяет полноценность человеческой жизни через его способности, одна из них: «выходить за пределы самого себя, а главное – отыскивать новые смыслы в определённом деле и во всей жизни человека». П.Г. Щедровицкий объединяет смысл самоопределения со способностью индивида формировать самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно пересматривать собственную сущность. В психологической же литературе устанавливают, что профессиональное самоопределение является актом, моментом выбора профессии, либо продолжительным процессом, занимающим большую часть жизни человека. Так известный психолог В.Ф. Сафин утверждает, что профессиональное самоопределение полностью изображает процесс поиска и приобретения профессии. Его итогом служит начало трудовой деятельности, в процессе которой личность утверждает сама себя. Обретение смысла жизни и каждого ее события - одна из важнейших потребностей человека, но в силу ряда негативных обстоятельств данная потребность может быть не удовлетворена, смысл – не найден или утрачен. Франкл придерживался такой точки зрения: стремление к постижению смысла жизни присуще каждому человеку, вне зависимости от его пола, возраста, социального статуса и национальности. Экзистенциальным вакуумом он называл то состояние, в котором пребывает человек, потерявший смысл жизни. Если человек переживает данное состояние в течение долгого времени, то у него возможно формирование различных зависимостей, а также формирование отклоняющегося поведения. При стремлении избавиться от ощущения психологической пустоты, спровоцированной отсутствием жизненных перспектив, индивид может принять решение уйти из жизни. Из этого следует сделать вывод о том, что смысложизненные ориентации не даются человеку в готовом виде, их приобретение неизбежно полагает именно активную деятельность личности, направленную на познание и освоение своих внутренних потенциалов. В настоящее время человек осознает потребность в профессиональном саморазвитии, в связи с этим появляется необходимость непрерывного самоопределения в различных жизненных ситуациях, заметно идёт на повышение его самостоятельность и ответственность, возникает множество проблем, для решения которых, требуется не только накопление определенных знаний, умений, навыков, норм поведения. Именно в связи с этим значительную роль приобретает профессиональная подготовка в становлении человека как профессионала, в развитии его самостоятельности и самоопределенности в профессиональной деятельности. С данной целью в образовательных учреждениях МВД России существует необходимость организации процесса профессиональной подготовки таким образом, чтобы курсанты чётко и ясно осознавали формируемые у них общекультурные, профессиональные и профессионально-cпециализированные компетенции специалиста. На основе глубоко осознанных компетенций они обрели бы способность в экстремальных условиях, связанных с риском для личной жизни и жизни других граждан самостоятельно, без посторонней помощи, принимать верные решения и были готовы нести за них персональную ответственность. Наиболее значительная функция образовательного процесса в учреждениях МВД России – это создание условий для курсантов, в которых они могли бы проявлять определенную самостоятельность связанную с будущей профессиональной деятельностью. Содержание обучения курсантов не должно сводиться лишь только к профессиональному научению. Но и в него должны входить учебные дисциплины, которые формируют различные компетенции, способствующие усвоению курсантами профессиональных отношений личности - это будет позволять осознать себя субъектами данной деятельности, а так же будет способствовать развитию определенной самостоятельности и позволит сформировать у них способность к решению проблем, с которыми им придется сталкиваться в дальнейшей профессиональной деятельности. При организации профессиональной подготовки в образовательных учреждениях МВД России необходимо ссылаться на положения о том, что в ходе процесса обучения, курсанты, должны сформировать свой собственный образ сотрудника ОВД. Данная система профессиональной подготовки позволит курсантам: – определить свою жизненную перспективу и в полной мере профессионально самоопределиться; – сформировать готовность к самоопределению в системе межличностных и профессиональных отношений. – сформировать и развить организаторские способности, приобрести базовые знания управленческой деятельности, подготовить себя к принятию социальных и профессиональных решений в различных сложных ситуациях профессиональной деятельности. Именно подобная подготовка будет наиболее эффективна при условиях, что в данном процессе курсанты станут полноценными субъектами, в полной мере реализующими свою индивидуальность. Значительной составляющей педагогического процесса, обеспечивающего развитие профессиональной самоопределенности курсантов образовательных учреждений МВД России, является процесс профессиональной подготовки. Исходя из его сущности, он должен иметь определенную циклическую последовательность действий участников, а также он должен иметь свою структуру и подчиняться определенным принципам взаимодействия между его элементами. Рассматривая тему жизненной перспективы и самоанализа определённо следует отметить, что курсанты МосУ МВД заметно самостоятельнее, ответственнее и готовы к самоотдаче, самопожертвованию ради будущей реализации намеченных целей, чем обычные студенты гражданских ВУЗов, где большинство обучающихся даже не задумываются о том, что же их ждет дальше. Значимость ценностного подхода к изучению жизненной н профессиональной перспективы обусловлено местом ценностных ориентации в структуре жизненной перспективы, их ролью в процессе профессионального самоопределения личности. Жизненная перспектива является событийным воплощением ценностных ориентации, которая находится на более высоком уровне диспозиционной структуры личности и в силу этого определяет общую социальную направленность жизнедеятельности. Противоречия, появляющиеся на этом уровне, приводят к расхождениям жизненной перспективы в содержательном и хронологическом аспектах. Выбор направлений жизненного пути, основных линий самореализации личности это прежде всего – есть выбор жизненных ценностей, в кругу которых ценности труда, профессиональной деятельности могут занимать различные места: от всепоглощающей доминанты и до весьма несущественного объекта ориентации. На основе этого в дальнейшем будут формироваться жизненные цели, планы и притязания молодежи, определяющей свой профессиональный путь. Глава 2. Эмпирические исследования особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте 2.1 Организация, база и методы исследования С учетом того, что профессиональное самоопределение становится актуальной задачей на этапе обучения не только в старших классах общеобразовательных школ, но и в высших профессиональных учебных заведениях, было организовано исследование, целью которого является выявление смысложизненных ориентаций у курсантов ведомственных учебных заведений. Исследование проводилось на базе Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя. В Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя реализуются основные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. В исследовании принимали участие 109 курантов с 1 по 5 курсы. Все они поступали в ВУЗ на конкурсной основе (по результатам ЕГЭ и внутренних испытаний). Участие в эксперименте их было добровольным, поэтому можно говорить о точности и достоверности исследования. Для осуществления цели исследования были определены задачи: - определить личностные ценности путем понимания их самими курсантами; - выявление различий ценностных ориентаций в зависимости от курса; - разработать и внедрить программу по оптимизации и коррекции установок на профессиональное самоопределение; - определить эффективность используемой программы. В соответствии с Приказом МВД России №80 от 11.02.1010 года «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» воспитательная работа проводится по нескольким направлениям, одно из которых профессионально-нравственное воспитание. Профессионально-нравственное воспитание, развивающее у сотрудников представления о нравственных основах службы в органах внутренних дел, знания профессионально-этических требований к поведению на службе и в быту, взаимоотношениям в служебном коллективе и вырабатывающее устойчивые навыки соблюдения профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения. Важной задачей нравственного воспитания личного состава университета, является формирование у каждого сотрудника прочных моральных убеждений, качеств, нравственных чувств и привычек. В университете используются разнообразные формы профессионально-нравственного воспитания: лекции, беседы, конференции, теоретические семинары, занятия в системе служебной подготовки, встречи за «круглым столом», специально посвященные вопросам морали, нравственному облику сотрудника. Проводятся встречи и взаимодействие с сотрудниками практических органов, выпускниками университета, достигшими высоких показателей в служебной деятельности, ветеранами университета и органов внутренних дел. Курсанты и слушатели активно участвуют в проведении дней открытых дверей, рассказывают об истории университета, разъясняют порядок поступления в вуз, условия обучения и службы, проводят экскурсии. Личный состав университета широко вовлечен в шефскую работу над воспитанниками школ-интернатов и детских домов. Важным направлением работы в рамках профессионально-нравственного воспитания является деятельность педагогов-кураторов. В системе профессионально-нравственного воспитания с переменным составом университета активно используется принцип состязательности: еженедельно подводятся итоги учебной и служебной деятельности, по результатам которых определяется лучший курс и факультет. Так же по итогам сдачи весенне-летней и зимней сессий определяется «Отличник учебы», «Отличный взвод» и «Отличное отделение». Проводятся конкурсы художественной самодеятельности и стенной печати, спортивные праздники. В университете функционируют 12 творческих коллективов курсантов и слушателей, объединяющих более 400 человек. В целом, ежегодно в смотрахконкурсах и фестивалях самодеятельного художественного творчества принимают участие свыше 600 человек. Одной из наиболее эффективных форм профессионально-нравственного воспитания является проведение торжественных ритуалов и церемоний (Присяги, выпуски, празднование Дня сотрудника органов внутренних дел, Дня Победы, государственных праздников и памятных дат истории страны и МВД России). Для ритуалов характерны устойчивость и преемственность, когда при изменении содержания продолжают сохраняться традиционные формы их проведения, как дань уважения предшествующим поколениям. Особую эмоциональность ритуалам придает использование государственной символики и торжественной атрибутики. Профессиональная роль курсанта связана с выполнением конкретных функций учебно - служебной деятельности. Содержанием профессионально-ролевого самоопределения является не только фактическая сторона достижений личности, ее прошлое («Я-реальное»), а также то, какой она хотела бы стать («Я-идеальное»). «Реальное - я» установки, связанные с тем как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, т.е. с представлениями о том, каков он есть на самом деле. Желаемые ценностные ориентиры «идеального я» (роли, к освоению которых стремится индивид) определяют ближние и дальние цели в саморегуляции индивида. «Различие между «Я-реальным» и «Я-идеальным» может обеспечить необходимый Источник Мотивации для достижения желаемого». Процесс соотнесения личностью требований профессии и личностного ролевого ресурса, приводящий к единению человека с профессией, можно определить как профессиональную идентичность. Следовательно, процесс профессионально-ролевого самоопределения предполагает обретение профессиональной идентичности, позволяющей субъекту включиться в естественно существующую социальную реальность. Для решения поставленных задач (определения профориентационной составляющей процесса обучения и направленности личностей курсантов) нами были использованы ряд методик: - СЖО (смысл жизненных ориентаций). - Методика Холланда (изучение профессиональной направленности личности) 1 методика «Тест смосложизненные ориентации». Методика? состоит? из? 20? пар? противоположных? утверждений,? которые? отражают? представления? курсантов о? факторах....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: