- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические предпосылки формирования трудовых навыков у младших школьников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002128 |
Тема: | Теоретические предпосылки формирования трудовых навыков у младших школьников |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки формирования трудовых навыков у младших школьников 5 1.1 Особенности трудового обучения в младшем школьном возрасте 5 1.2 Учебный предмет «Технология» в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования 12 1.3 Формы и методы в трудовом обучении младших школьников 16 ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ 26 2.1 Методика работы с природным материалом в начальных классах 26 2.2 Педагогический эксперимент по формированию трудовых навыков у младших школьников при изучении темы «Работа с природным материалом» 32 2.3 Результаты экспериментального исследования 39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48 ПРИЛОЖЕНИЯ 52 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования обусловлена изменением экономической, экологической и социальной ситуации в стране, внедрение различных форм собственности, принятие многих важных законов кардинально меняет смысл и направленность трудового воспитания школьников, вызывает к жизни новые подходы и формы. СовременноеобразованиевгосударственнойполитикеРоссийскойФедерациирассматриваетсякакважнейшийстратегическийресурспрогрессаирешенияпроблемсоциально-экономическогохарактера. Младший школьный возрастявляется самоценным периодом, труд в этом возрасте специфичен. Основное отличие труда учащихся от труда взрослых заключается в цели и причинах организации. Главная цель труда в детском возрасте – воспитательная. Общественный труд обычно носит коллективный характер, как следствие каждый его участника должен уметь взаимодействовать. Подготовка ребенка к трудуозначает формирование у него психологической готовности трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда. Формирование у школьника психологической готовности к труду происходит в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество.В основе новых технологий трудового воспитания – принцип вариативности программ, методов и организационных форм образования. Программы трудового образования имеют типовой характер. В них заложен государственный минимум требований к результатам воспитания, образования и обучения, по которому оценивается деятельность школьника, учителя и школы. Новые образовательные стандарты начальной школы предписывают формирование у учащихся как знания о профессиях, так и первичные трудовые навыки. Возрастает роль трудового воспитания, предназначение которой заключается в следующем: - формировать у учащихся положительное отношение к труду; - научить детей разбираться в содержании профессиональной деятельности; - научить школьников соотносить требования, предъявляемые профессией, синдивидуальными качествами личности и др.; Введение образовательной области «Технология» в учебный план начальной школы обусловило необходимость дальнейшего развития методики преподавания технологии в начальной школе. В настоящее время значение, формы, методы, содержание уроков технологии в школе пересматриваются, новые тенденции, согласующиеся с основными идеями модернизации российского образования, находят отражение в последних рекомендациях, разработанных программах, реализующихся в современной начальной школе. Цель исследования – выявить условия и предложить методикуформирования трудовых навыков у младших школьников при изучении темы «Работа с природным материалом». Объект исследования – образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования – процесс формирования трудовых навыков у младших школьников. Гипотеза – эффективному формированию трудовых навыков у младших школьников способствует работа с природным материалом. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по формированию трудовых навыков школьников. 2. Рассмотреть формы и методы трудового обучения младших школьников. 3. Выявить и экспериментально проверитьметодику по формированию трудовыхнавыков у младших школьников. 4. Разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию трудовых навыков у младших школьников при изучении темы «Работа с природным материалом». Методы исследования – анализнаучной, педагогической и методической литературы, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, анализ результатов исследования. База исследования – МБОУ СОШ №18 г. Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Особенности трудового обучения в младшем школьном возрасте Приход ребенка в школу обозначает начало важнейшего этапа возрастного развития человека. Согласно В.В. Давыдову, младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы школы). Ведущим видом деятельности для младшего школьника является учебная деятельность. В первую очередь, у ребенка в этом возрасте происходят изменения в познавательной сфере. Л.С. Выготский выделял главным новообразованием мышление, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок должен овладеть системой научных понятий, в этом процессе должна быть задействована не только память, от ребенка требуется развитие мыслительных операций. В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций [Обухова, 2006, с. 101]. В данном возрасте также происходит становление воли, которая обусловливает дальнейшее развитие всех психических функций. В дошкольном возрасте произвольность выступает лишь в отдельных случаях. В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной, т. к. всегда необходимо сознательно регулировать свое поведение и действия. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задачи. В этом же возрасте появляются зачатки самосознания, что проявляется в развитии рефлексии, вследствие чего ребенок становится способным осознавать свои собственные изменения и изменения других людей. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Психологическая готовность рассматривается и с субъективной стороны. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, т. е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием. Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организацией [Семенюк, 1996, с. 81]. Е.Е. и Г.Г. Кравцовы главным новообразованием выделяют память, которая становится смысловой и произвольной. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу, он отделяет эту задачу от всякой другой. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания [Кравцов, Кравцова, 2013, с. 23]. Ребенок уже знает из опыта: для того, чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это, т. е. эмпирически овладевает некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания. Относительно хорошо развита у ребенка наглядно-образная память, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания. Речь ребенка ко времени поступления в школу уже довольно развита. Она в известной степени грамматически правильна, выразительна. Как видим, возможности детей ко времени поступления в школу достаточно велики, чтобы начинать их систематическое обучение. Формируются и элементарные личностные проявления: дети ко времени поступления в школу уже обладают известной настойчивостью, могут ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дела до конца), делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности. Все сказанное касалось объективной психологической готовности ребенка к школьному обучению. Но следует подчеркнуть и другую сторону – субъективную психологическую готовность: желание и стремление учиться в школе, своеобразную готовность к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Разумеется, и здесь очень велики индивидуальные различия. С поступлением ребенка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть. С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют к личности ребенка, учебная работа, коллектив, к его вниманию, памяти, мышлению и наличным уровнем психического развития, развития качеств личности. Требования все время нарастают, и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к их уровню. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой мотивации. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны. Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость (в основном это характеризует учеников 1 и 2 классов). Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Первоклассники, а иногда и второклассники не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается. Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях – усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться понятия, которые мы называем научными (в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения). В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности [Губанова, 2009, с. 66]. Учение не исключает других занятий детей. Особенно большая роль принадлежит труду в двух характерных для этого возраста формах – в форме самообслуживания и изготовления поделок (в сельских школах младшие школьники эпизодически участвуют и в производительном труде). К самообслуживанию дети приучаются уже с дошкольных лет. Закрепление и развитие привычек и навыков самообслуживания в младших классах – хорошая психологическая основа для привития детям чувства уважения к труду взрослых, понимания роли труда в жизни людей, готовности к длительному физическому напряжению. В семье и в школе важно создавать такие условия, при которых ребенок должен остро переживать свои обязанности по самообслуживанию. Например, требование быть чистым и опрятным нужно сочетать (с созданием условий, когда ребенок вынужден самостоятельно (конечно, по своим силам) привести в порядок свой гардероб и другие вещи. В классной обстановке целесообразно систематически давать детям такие поручения, которые имеют определенный смысл для всего коллектива (подмести пол, протереть парты, полить цветы и т.д.), и которые вместе с тем приходится выполнять, преодолевая порой те или иные индивидуальные желания и интересы, а иногда и усталость. Требовательность к детям, привлекаемым к самообслуживанию, и четкая его организация – важные условия воспитания у младших школьников привычки участвовать в коллективном труде, стремления внести в него посильный вклад без прямых внешних напоминаний (в этом проявляются зачатки трудолюбия). Без такой привычки, воспитываемой с младших классов, трудно, а порой и невозможно, формировать любовь к труду у детей более старшего возраста. Немаловажное воспитательное значение имеют те виды школьного самообслуживания, при выполнении которых дети включаются в совместную коллективную работу. Они учатся товарищеской поддержке и взаимопомощи, начинают сознательно относиться к общим задачам коллектива, ощущать свою личную ответственность за своевременное и добросовестное выполнение работы. Большинство младших школьников любят занятия по труду, где можно проявить, например, смекалку при разрезывании материала и сноровку при его склеивании, где при выполнении задания одни виды действия сменяют другие. Глубокое удовлетворение ученикам приносит то, что они собственными руками изготовляют нужные и полезные вещи (елочные украшения, сделанные на уроках труда, можно подарить ребятам из соседнего детского сада). Все это способствует воспитанию трудолюбия, чувства ответственности за проделанную работу. Изготовление ручных поделок существенно также для развития дифференцированных и координированных движений, для формирования контроля за ними как на основе мышечного чувства, так и со стороны зрения. Занятия по труду имеют еще один существенный психологический эффект. Условия их проведения наиболее благоприятны, чтобы формировать умение планировать предстоящую работу, а затем находить пути и средства ее реализации. Конечно, это умение развивается и на других занятиях, но только при целенаправленном изготовлении какого-либо предмета ребенок действует в системе наиболее развернутых и внешне выраженных требований. Стоит пропустить даже незначительную операцию или применить не тот инструмент, который нужен, как все это сразу зримо сказывается на итогах работы. Поэтому на занятиях по труду ребенок интенсивно овладевает умением заранее планировать порядок своих действий и предусматривать нужные для их осуществления инструменты. В настоящее время приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои успехи. Достижение данной цели возможно благодаря формированию универсальных учебных действий учащихся. Ряд авторов считают, что овладение универсальными учебными действиями предоставляет учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования способности учиться. Той же точки зрения придерживаются и авторы концепции развития универсальных учебных действий. Они подчеркивают, что важнейшей задачей современной системы образования является обеспечение школьникам умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию [Губанова, 2009, с. 66]. Личностные действия позволяют сделать процесс обучения осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, перекликая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т. д.) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и волевой саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования. Познавательные действия подразделяются на: - общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, произвольное и осознанное построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий и др.; - знаково-символические: замещение, кодирование (декодирование), моделирование; - логические: анализ объекта; синтез и выбор оснований и критериев для сравнения, классификации; подведение под понятие; выведение следствия; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотезы; ее обоснование, доказательство и др.; - постановка и решение проблем: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера [Шарашов, 2012, с. 181]. Коммуникативные действия обеспечивают возможность учебного сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками [Карабанова, 2009, с. 10]. Процесс обучения в начальной школе задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития. С началом учебы в жизнь младшего школьника входит систематический труд, который требует усилий и направлен на достижение результата. Труд осуществляется в процессе включения младших школьников в соответствующую деятельность. Первые уроки научной организации труда ученик получает в учебном процессе. Трудовое воспитание и трудовое обучение взаимосвязаны. Трудовая деятельность предполагает определенную обученность, владение соответствующими умениями и навыками. Трудовое воспитание – формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в обществе – в широком смысле – целенаправленное формирование отношения к труду как основы нового духовного облика человека, воспитания высокосознательного и всесторонне развитого гражданина; органическая составная часть гармонического воспитания; в более узком смысле – целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки школьников к трудовой деятельности. В процессе труда ребенок должен научиться наблюдать, получать новые впечатления, осмысливать свои действия, выбирать наиболее рациональные способы выполнения задания, анализировать и оценивать результаты своего труда. Ученики должны привыкнуть к мысли, что знания получают не только из книг, но также и из практической деятельности, путем труда. Для этого ребенок должен быть наблюдательным, самостоятельно приобретать знания. Такая установка на внимательное отношение к труду дает очень много в младших классах [Иващенко, 2000, с. 76]. На первых порах именно в младших классах надо дать почувствовать школьника, что знания, получаемые на уроках, помогают в работе и что благодаря знаниям работа становится успешной, интересной и привлекательной. Трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к саморегуляции создают благоприятные возможности для развития детей младшего школьного возраста и вне непосредственного общения со взрослыми и сверстниками, так как дети этого возраста способны в одиночку часами заниматься любым делом. В этом возрасте важно обеспечить ребенка различными дидактическими развивающими играми, создавать ситуации и условия успешного выполнения порученных дел. Потенциал трудового воспитания детерминирует особое внимание к профессиональной деятельности учителя по развитию познавательной самостоятельности младших школьников, актуализирует проблему поиска новых форм и методов работы, направленных на создание познавательной развивающей среды, активизирующей познавательную самостоятельность и активность младших школьников. Требование гуманизации школьного образования выдвигает на первый план в трудовом обучении вопросы, связанные с формированием культуры личности ребенка во всех проявлениях: культура труда, общения, мышления, потребностей и т.д. Приобретение навыков культуры труда учащимися – одно из основных требований программы трудового обучения в начальных классах. Развивающий потенциал занятий по трудовому обучению значительно повысится, если учитель будет уделять внимание воспитанию у детей стремления к активной трудовой деятельности, приобретению навыков культуры труда, самостоятельности при пользовании графической грамотой, овладению элементарным языком техники, условными обозначениями линий чертежа. Трудовое обучение имеет большие возможности для воспитания и развития таких личностных качеств ребенка, как честность, ответственность, аккуратность, точность, бережливость, целеустремленность, настойчивость, осознанность, сообразительность, смекалка, ловкость, сноровка, чувство уверенности в своих силах, способность и убежденность в необходимости трудиться. Для воспитания творческой самостоятельности в нашей практической деятельности мы предлагаем поручать как можно больше трудовых дел выполнять младшему школьнику самому. При этом стремимся оказывать доверие детям, приветствовать и поощрять малейшее стремление ребенка к самостоятельности. С первых дней обучения в школе внушаем детям и их родителям, что домашние задания и любые порученные дела ребенок должен выполнять самостоятельно, при минимально необходимой помощи со стороны взрослых членов семьи, чтобы любая попытка его к независимым действиям, стремление к успеху, преодолению неудач всячески стимулировались. Практика показывает, что дети младшего школьного возраста очень любят и стремятся участвовать во всех классных и школьных мероприятиях. Они крайне заинтересованы жизнью школы и класса и стараются быть инициативными, любят предлагать различные идеи, хотя чаще не находят поддержки со стороны окружающих и еще не могут организовать других для выполнения задуманного. Для развития творческих способностей учащихся педагогам и воспитателям следует активно привлекать их к участию во внеклассной работе, используя индивидуальные способности ученика, например выразительное чтение литературного произведения или актерские способности, стараясь заметить малейший успех, подбодрить, похвалить, предъявить соответствующие требования. 1.2Учебный предмет «Технология» в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования Учебный предмет «Технология», обозначенный в Федеральном государственном образовательном стандарте, создает возможность для целостного развития личности младшего школьника. Его содержание интегрирует в себе знания по различным учебным предметам: математика, русский (родной) язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство и т.д., что позволяет формировать у детей целостное представление о мире. На этих уроках дети приобщаются к созидательной деятельности, т.к. это один из немногих предметов, позволяющий учащимся самореализоваться в процессе получения материального продукта. Это имеет большое воспитательное значение и способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. Роль уроков технологии анализировали многие ученые, психологи и педагоги: Н.А. Цыпина, В.Ф. Мачихина, Р.Д. Триггер, С.Г. Шевченко, Н.А. Булычева, М.А. Салтыкова, Т.И. Титлина и др. Они отмечают, что такие уроки позволяют осуществить переход детей от наглядно-практических действий к мыслительным операциям и таким образом наиболее эффективно решить одну из важных задач коррекционной работы – усиление взаимосвязи речи и деятельности учащихся. Формирование умения рассказать о выполненной и предстоящей работе способствует преодолению нерешительности, растерянности, укрепляет веру детей в собственные силы. Высказывания детей помогают в осмыслении выполняемой работы, вычленении учебной задачи, осознании правильности или ошибочности произведенных действий, адекватном оценивании результата работы в соответствии с установленными требованиями. Технология (в узком смысле) – последовательность приемов и операций по преобразованию материалов (сырья), энергии и информации в конечный продукт, полезный обществу. Технология (в широком смысле) – преобразующая, творческая, продуктивная деятельность человека, направленная на создание культуры как второй природы, а не только связанная с материальным производством. Начальное технологическое образование младших школьников направлено на достижение следующих задач: - развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности); - формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой; - воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений; - овладение элементарными трудовыми, технико-технологическими и организационно-экономическими знаниями и умениями; - расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных сферах культуры и производства. Начальное технологическое образование включает в себя информационно-познавательный компонент и практическую преобразующую деятельность учащихся. Оно предполагает знакомство учащихся с миром вещей и историей их создания, формирование знаний и умений по основам технологии, элементарных знаний о технике, о рациональной организации труда, мире профессий и др. и овладение основами созидательной, преобразующей, творческой деятельности. Причем познание на уроках трудового обучения происходит в ходе предметного созерцания, эмоционально-практического освоения предлагаемого учителем задания или рожденного в душе ребенка замысла. Только на уроке технологии (трудового обучения) ребенок имеет возможность выступать в роли исследователя и преобразователя. Надо только создать для этого условия. Тем самым будет постепенно приобретаться опыт творческой деятельности как готовности к поиску и решению творческих проблем на уровне самостоятельного умения выполнить доступное уровню развития каждого ребенка задание. Трудовая деятельность, в отличие от чисто интеллектуальной, имеет две стороны: 1) предварительная умственная работа по созданию образа предмета, который будет реализован в материале (в малейших конструктивных и технологических подробностях). 2) реализация замысла в предметном воплощении. Обе стороны одинаково важны для конечного результата. Плохо организованная первая часть трудовой деятельности не принесет ребенку ни эстетического, ни морального удовлетворения от процесса изготовления изделия. Не владение трудовыми приемами загубит любые творческие проекты. Из этого следует, что ребенка необходимо, с одной стороны, научить определенным умственным операциям, с другой – сформировать необходимые практические трудовые умения. Традиционный подход в образовании данную задачу не решал ни по одному из параметров. Описание предлагаемого образца на уровне констатации внешних признаков не развивает мышление ребенка ни на уровне образного, ни, тем более, аналитико-синтетического. Это возможно только в продуктивном подходе. На занятиях трудовой деятельностью следует использовать виды заданий, способствующие развитию мелкой моторики руки: лепка, сминание и скручивание бумаги, мозаика (из бумаги, природного материала), работа с набором типа «Конструктор», и др. Предметно-практическая деятельность в значительной степени развивает общеинтеллектуальные способности и умения младшего школьника. Основные методы: наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды, пробные поисковые упражнения, выполнение комплексных практических работ и т.п. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов. В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в основном при выполнении творческих заданий (или по-другому – творческих проектов), которые предлагает учитель (или сами учащиеся) после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер. Этапы развития творческих способностей и самостоятельности: - работа по образцу – полное повторение предъявленного образца изделия (1 кл.); - творческая работа – внесение отдельных дополнений, конструкторско-технологических решений в предъявленный образец (1, 2 кл.); - творческий проект – высшая форма творческой работы – разработка и воплощение собственной идеи (на начальных этапах с опорой на ряд схожих примерных работ) (2-4 кл.). Открытия различных закономерностей для младшего школьника – это всегда новый уровень познания мира. Причем познание на уроках трудового обучения происходит в ходе предметного созерцания, эмоционально-практического освоения предлагаемого учителем задания или рожденного в душе ребенка замысла. Только на уроке технологии (трудового обучения) ребенок имеет возможность выступать в роли исследователя и преобразователя. Надо только создать для этого условия. Тем самым будет постепенно приобретаться опыт творческой деятельности как готовности к поиску и решению творческих проблем на уровне самостоятельного умения выполнить доступное уровню развития каждого ребенка задание. Трудовая деятельность, в отличие от чисто интеллектуальной, имеет две стороны: 1) предварительная умственная работа по созданию образа предмета, который будет реализован в материале (в малейших конструктивных и технологических подробностях). 2) реализация замысла в предметном воплощении. Межпредметные связи уроков технологии обеспечивают наиболее полное теоретическое закрепление материала и, что особенно важно, дают возможность применить изученное на практике (слабоуспевающие дети нуждаются в изучении одного и того же учебного материала в различных ситуациях, в его варьировании, неоднократном закреплении полученных знаний, умений и навыков). Дети видят конечный результат своей деятельности, понимают ее целесообразность. Преобразуя предмет труда, создавая общественно ценные продукты, они преобразуют себя. Включаясь в трудовой процесс, ребенок меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Изменяется его самооценка. По трудовому обучению многие слабоуспевающие учащиеся добиваются более значительных результатов, чем по общеобразовательным предметам. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога – сформировать и направить эту активность. Таким образом, технология обеспечивает структурно-логические и межпредметные связи, дает представление о современных технологиях преобразования материалов, энергии, информации, объектов социальной среды, живой природы, тем самым помогает сформировать специализированные интересы ребят в той или иной области научных знаний. Именно технология, как ни какая другая позволяет в полном объеме применять в практической созидательной деятельности знания, полученные на данном этапе обучения, потому что в основе стандарта обучения технологии обязательным является проектная деятельность. 1.3 Формы и методы в трудовом обучениимладших школьников Одним из первых педагогов, обративших внимание на влияние трудовой деятельности на общее развитие, был К.Д.Ушинский. В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» он раскрывает важнейшие вопросы, связанные с взаимосвязью различной активной трудовой деятельности и психическим развитием человека, а также его социальным становлением. В послереволюционный период проблема трудового воспитания и обучения школьников рассматривается довольно широко, реализуется много идей в данном направлении. В этот период идеи трудовой школы разрабатывали Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.Н. Волковский, С.М. Риве, М.Н. Шульман и другие [Ляпах, 2013, с. 55]. Важное место в комплексных программ обучения занимал раздел «Труд», в рамках которого в первом классе рассматривались вопросы, связанные с трудом в семье, во втором – трудовая жизнь квартала, где живет ребенок, в третьем – хозяйство края, в четвертом – страны. Причем учащиеся активно принимали участие в созидательной работе, привлекались к сельскохозяйственному труду, производственному труду, трудовым исследовательским проектам. Величайший советский педагог А.С. Макаренко выделял трудовую деятельность как одну из самых важных в становлении личности. В его колониях все воспитанники обязательно занимались различными видами труда. Особое место занимает деятельность В.А. Сухомлинског....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: