- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы формирования ответственности у младших школьников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015854 |
Тема: | Теоретические основы формирования ответственности у младших школьников |
Содержание
Тема «Приемы и методы формирования ответственности у младших школьников». Содержание Введение……………………………………………………2 1.Теоретические основы формирования ответственности у младших школьников. 1.1Понятие ответственности, сущность ответственности у младших школьников………………………………………….4 1.2 Приемы и методы формирования ответственности у младших школьников в педагогической литературе…….15 2.1 Анализ приемов и методов формирования ответственности в опыте педагогов……………………………………………26 Заключение……………………………………………28 Список использованной литературы ……………..29 Приложение…………………………………………...31 Введение Актуальность темы. В наше время формирование ответственности у обучающихся начальной школы, а точнее качество этого формирования является одной из самых востребованных проблем в обществе: ведь именно в начальной школе мы-учителя закладываем в ребенке те качества, которые останутся в маленьком человеке на всю жизнь. Конечно, существуют примеры, когда уже не ребенок, а подросток решает избавиться от черт характера , не нравившихся ему, но таких случаев немного. Поэтому так важно в нашей профессии не навредить. Я считаю, что профессия учителя схожа в этом смысле с профессией врача: ведь и от тех, и от других зависит жизнь человека. Хирург, делая любую операцию, отвечает за все свои действия и за дальнейшие последствия по всей строгости закона. Учитель ,обучая или научая ребенка чему-либо, заведомо должен понимать как важно не сказать ничего лишнего, найти подход к каждому, сделать школьные будни не каторгой, а привить интерес к учебе, помочь ребенку открыть свои возможности, сделать из него ответственного человека, на которого можно положиться в любой ситуации, а не лентяя , который не пытается что-то сделать. Педагоги многих стран , наций и времен посвящали свою жизнь поискам ликвидации проблем формирования ответственности. В их число входят Г. Г. Григорьева, Л. К. Веретенникова, М. В. Борцова , Н. А. Ветлугина считают что формирование ответственности связано с творческой деятельностью; С. Я. Лайзане, М. Г. Яновская – с игровой деятельностью. Почему именно проблеме формирования ? Потому что уже на протяжении многих десятков лет , по мнению многих ученых, это , действительно, является настоящей проблемой, так как учителя игнорируют важность формирования ответственности , делая акцент больше на качестве обучения школьным предметам, что является неправильной тактикой. Ведь учитель должен обучать своих учеников всему, в том числе и объяснять, что такое хорошо и что такое плохо и т.п. Некоторые ученые считают, что формирование ответственности есть формирование чувства долга. Я не совсем с этим согласна, так как считаю, что понятия «ответственность» и «долг» взаимосвязаны ( одно вытекает из другого: без ответственности не будет долга, а без долго нельзя говорить об ответственности ), но никак не равны между собой. Понятийный аппарат. Проблема темы Целью изучения является анализ эффективности приемов и методов формирования ответственности у младших школьников. Предметом изучения являются приемы и методы формирования ответственности у младших школьников. Задачи : * Выявление уровня ответственности у обучающихся начальной школы; * Выявление особенностей проявления особенностей у обучающихся начальной школы; * Развитие уровня ответственности у обучающихся начальной школы; * Определение предметов и методик диагностики уровня ответственности у младших школьников. Объектом изучения является формирование ответственности у младших школьников. Глава 1. 1.1. Понятие «ответственности», ее сущность у младших школьников. Значение слова «ответственность» на первый взгляд довольно понятно, поэтому у учеников не возникают трудности в его объяснении. Например, задав детям вопрос, что такое ответственность с достаточно большой вероятностью мы услышим следующие ответы: быть надежным, уметь отвечать за свои проступки, отвечать за дело, которое поручили. Но бывает ответственность не только за сделанные или исполненные дела, но и за неисполненные , потому что , отказываясь от действия , мы также совершаем поступок. (Это объясняет понятие «отрицательная обратная связь», которое, в свою очередь ,помогает нам осуществлять деятельность по организации процессов, управление). Ответственность бывает как внутренней( ответственность за все наши переживания, страдания, которые могут возникать против наших желаний) и внешней( ответственность за все нами произносимое, т.е. за каждое нужное и ненужное слово, за каждое обидное и приятное слово, а в целом за всю нашу речь, которая может как помогать нам в жизни, так и усугублять или в конец портить все наши планы). Конечно же, все совершаемое нами в скором времени возвратиться к нам либо радостью или печалью, либо страданиями или счастьем. Зачастую люди ошибаются , считая, что ответственность и послушание, ответственность аккуратность, ответственность и победы ребенка – одно целое или одно и тоже. Но это является большим заблуждением со стороны взрослых. Эти понятия нельзя приравнивать друг к другу, потому что ответственность является не принужденным действием, а добровольным. Например, добровольно заботиться друг о друге. Родители, проявляя заботу о маленьком человеке, любя его больше всего на свете формируют детскую ответственность. Именно своим поведением и отношением к ребенку родители и показывают ему ее уникальность, неповторимость, индивидуальность. Только человек, который многое повидал в своей жизни, может честно относиться к окружающим его людям. Однако ответственность не является на самом деле таким простым понятием, как нам кажется на первый взгляд, ведь ответственность- это один из самых трудных и сложных понятий в теории качеств, отвечающих за проявление воли который также идентифицируют с «качеством высшего порядка» из-за того что ее (ответственность) связывают с такими личностными характеристиками как эмоциональность, нравственность и мировоззренческая сторона. Именно благодаря «качеству высшего порядка» личность может контролировать свои поступки соблюдая общепринятые социальные нормы, выполнять свой долг, отвечать за свои действия и за свое поведение, за экологические последствия и за развитие самого себя. Термин «ответственность» тесно связан с такими понятиями как субъект и объект. Субъект- это личность, которая поддается влиянию окружающей среды и которая взаимодействует со всеми. Объект- это что-то, за что сам субъект «отвечает», что природа возложила на него , что он уже исполняет. К этому может относится следующее: просьба близких или друзей, поручение начальства, новая судьбоносная идея для бизнеса и многое другое. Ответственность за дело или действие, которые мы совершили в перспективе может создать взаимосвязь между объектом и субъектом. Не стоит забывать про ответственность, существующую в литературе психологического типа, которая является волевым качеством, которое связано не только с моральной, но и с ценностной личностной ориентацией. Важными признаками, относящимися к этому качеству являются: добросовестность человека, который исполняет какое-то поручение и его способность отвечать за свои действия, также настойчивость и точность в выполнении какого-либо дела, выдержка и пунктуальность- все это является важной основой формирования ответственности. Поступление ребенка в школу является наиболее наглядным примером формирования ответственности у обучающихся начальных классов, потому у детей начинается новая жизнь, которая перестраивает ребенка на новый образ его жизни. Особенно трудно пережить адаптацию в школе первоклассникам, так как с первого учебного дня от них начинает много требовать не только учитель, но и выдвигают свои требования родители школьника. К таким новым требованиям можно отнести следующие: он должен каждый день, кроме выходных, посещать школу, рано вставать, внимательно слушать внимательно учителя, всегда выполнять домашние задания, следовать режиму школы, вести себя прилежно, добиваться успехов в учебе. Однако из-за того, что у первоклассников недостаточно сформированы волевые качества, дети с огромным трудом следуют правилам поведения, а у некоторых и вовсе это не получается. Также с большим трудом учащиеся высиживают целый урок, некоторые могут встать посреди урока и уйти, сказав, что больше не хочет учиться и соскучился по родителям. Но с каждым учебным годом учителя предъявляют все больше и больше требований. Отсюда можно сделать вывод: формирование ответственности берет свое начало именно в начальной школе. Тут многое зависит от учителя и родителей, потому что насколько они смогут развить ответственность у своих детей за годы их обучения в начальной школе, настолько они смогут реализовать себя в будущем: решать задачи, которые перед ним ставят ,с достоинством относится к людям, которые его окружают, к временным проблемам, явлениям. Конечно же, самой важной задачей учителя и родителей является формирование ответственности у младших школьников за все на свете, за любой его «поворот, разворот», по той причине, что уровень сформированной у любого из нас ответственности связан с тем как к нему относятся окружающие, с тем насколько его уважают и принимают. Дети , обучающиеся в начальной школе, не смотря на свой юный возраст уже обязаны разделять слова «хочу» и «должен». Уметь им это делать очень трудно, так как отсутствие у них индивидуального опыта не дает возможности четко различать границы этих двух слов. До того, как ребенок пошел в школу, он ничего в своей жизни сам не решал, так как это делали за него родители. Тут мы видим некий перенос ответственности с ребенка на родителей. А теперь , будучи учеником, у него возрастает самоконтроль или потребность в нем, а также в ответственности и стойкости характера. С этого момента ребенок обязан самостоятельно контролировать себя, ставить себя в определенные рамки, соответствующие требованиям школы и учителя. Трудности в этом случае имеют место быть, так как обучающийся не привык нести на себя ношу ответственности, не понимая, зачем ему это нужно. Ответственность рассматривается с двух сторон; 1) как объективное доказательство; 2) как внутренняя часть человека, где проявляются его чувства и переживания С первой стороны под ответственностью понимается обязательства личности, которые нужно выполнять, чтобы добиться нужного результата. Ответственность в этом случае понимается как нагрузка с объективной точки зрения. Тогда ответственность можно назвать привычкой, которая помогает продумывать любое дело от начала до конца, уметь оценивать уровень своей ответственности и уметь отвечать за все свои «повороты, развороты», оплачивать помощь либо делом, либо финансово. Отсюда можно сделать вывод, что ответственность-это умение и готовность нести на себе груз ответственности за все на свете. С другой стороны идет идентификация чувства ответственности с самой ответственностью, также потребность в ответе за то, что поручили, за груз ноши, который приходится нести. Однажды в университете АГУ один из преподавателей, достаточно долго проработавший по своей профессии, сказал одну фразу: «Ответственным человеком родиться невозможно- ним можно только стать». Я полностью согласна с таким выражением, потому что , как я уже говорила, ответственность, являясь одним из навыков в социальной сфере , поддается развитию, а при отсутствии возможности развития-воспитанию. Дети часто сталкиваются с такой проблемой, как нежелание взрослеть. Эта проблема объясняется довольно просто. Многие родителя, разговаривая с друзьями в присутствии детей или только с детьми, говорят, что лучше бы они остались детьми, что взрослыми быть трудно, что они устают, что у них много проблем, переживаний, депрессий. Дети, конечно же, все это запоминают и поэтому не хотят становиться взрослыми, потому что по их мнению взрослая жизнь выглядит непривлекательно. В таких случаях можно поступить следующим образом: не стоит загружать ученика заоблачной ответственностью, но, в ту же очередь, не стоит сдавать позиции и возможность дать ребенку какую-то ответственность, не смотря на то, что он говорит, как не хочется становиться взрослым. Любые умения и способности могут активизироваться только в результате долгих, изнурительных нагрузок. Поэтому, когда личность берет или на нее «кладут» какую-либо ответственность, то мы можем говорить о ее развитии. Особенности формирования ответственности обучающихся начальной школы. Достижение отличных результатов формирования самостоятельности и ответственности человека в большой степени определяет далекое будущее учебного заведения, а также будет самым важным из всех ресурсов для развития ответственности. Противоречивостью и сложностью отличается процесс развития у обучающихся самостоятельности, потому что самостоятельность является объединенным качеством человека. На развитие самостоятельности влияет много факторов, которые подразделяются на возрастные и индивидуальные(например, развитие волевых качеств личности, уровень обучаемости), условия для обучения и условия социума( воздействие семьи, уровень образования в учебном заведении), а также смысловая и ценностная личностная направленность. Самостоятельность можно характеризовать по разному: и мотивацией личности, и силой воли, которые способствуют побуждению учащегося делать что-то без помощи извне и по собственной воли. База самостоятельности состоит из следующего «фундамента» : 1) умение; 2) мотив; 3) воля. Не с проста самостоятельность является основным качеством личности , которое крепко связано с активностью и , конечно же, ответственностью. Насколько высок уровень этой связи настолько и высок уровень отношения личности как к обществу, так и к самому себе и своему труду. Для развития самостоятельности много не нужно, достаточно иметь независимость в выборе , свободу в размышлениях, в поступках, отношениях с обществом, суждениях, приоритетах, ценностях, ориентациях и во многом другом. Безусловно семья оказывает огромное влияние на формирования и развитие самостоятельности своего ребенка, а именно нравственной самостоятельности, что является достаточно актуальной проблемой. Именно в семье ребенок видит «как надо» поступать, что «надо» делать, потому что семья для ребенка-образец для подражания. Также оказывает влияние на развитие и формирование самостоятельности школа, социум. Формируя ответственность, мы ,сами того не замечая, окунаемся не только в творческий, но и целенаправленный педагогический процесс взаимодействия между всему субъектами образования( родителями, педагогами, учащимися) , который помогает создать такие условия , которые бы полностью способствовали процессу освоения всех ценностей социума( культурных и социальных) и расширения способностей индивида и возможность его реализации. Система воспитания, в которой заключен целостный процесс воспитания и обучения в учебном заведении нуждается в реализации трех связанных между собой задач: 1) увеличения потенциала воспитания в обучении; 2) повышение технического и гуманитарного направления изучаемых дисциплин, также важно включать в содержание программы материалы, способствующие качественному усвоению обучающимися общественных и культурных ценностей и возможности самим реализоваться в них; 3) преобладании в процессе воспитания обучающихся свободы, собственного достоинства, власти, следование законам, возможность участия в управлении школой, реализоваться в творческихи общественных группах. Для выявления уровня осознания младшими школьниками термина «ответственность», кого из одноклассников считают ответственным, можно задать следующие вопросы: 1) как ты думаешь, что означает слово «ответственность»? 2) кого из одноклассников ты считаешь ответственным? 3) кто из твоих одноклассников являются самыми ответственными? Почему ты так считаешь? 4) кто из твоих одноклассников являются самыми безответственными? Почему ты так считаешь? Некоторые ученые, проведя такое исследование, сказали, что дети плохо понимают значение слова «ответственность» и не знают как охарактеризовать ответственного человека. Также дети идентифицируют слово «ответственность» с такими словами как хороший, вежливый( перечисляют все личностные качества). Учитывая тот факт, что у детей младшего школьного возраста берет верх непроизвольное внимание и что дети нее без усилий слушают неинтересный по их мнению материал, учителям приходится заинтересовывать своих воспитанников различными педагогическими хитростями. Однако стоит учитывать, что дети пришли в школу учиться и должны как можно раньше принять этот факт и исполнять свои ученические обязанности. К. Д. Ушинский также считал, что детей нужно приучать не только к чему-то интересному , что способно задержать их внимание, но и к тому, что для них совсем неинтересно. Особое внимание стоит уделить практической деятельности при проведения уроков у обучающихся начальных классов, по той простой причине, что у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая, поэтому так важно для более быстрой адаптации детей к урочной деятельности насыщать уроки небольшими, короткими играми. Было доказано и не раз, что так учащиеся( особенно первоклассники) гораздо быстрее и качественнее усваивают материал . Включая детей младшего школьного возраста в трудовую и учебную деятельности, дети начинают осознавать свои обязанности и в общественном плане, отсюда уже образуется особый интерес к участию в жизни общества. Поэтому так важно увеличивать у учеников начальных классов сферу деятельности, причем именно трудовую, особенно коллективных трудовых форм. Не миновать и развитие нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. В их подсознании берут верх элементы в повелительном значении, определяющиеся помощью, требованиями и указаниями педагога. Как раз-таки сознание ребенка с моральной точки зрения действуют согласно этим требованиям. Оценивая поведение, дети берут в приоритет то, что нельзя делать. Как раз поэтому, заметив, что кто-то из одноклассников что-то сделал неправильно, отклонился от норм, то кто-то об этом сразу сообщает учителю. Это связано с тем, что, реагируя критически на ошибки в поведении одноклассников, ученики не видят личных ошибок и не относятся к себе критически. Так как младшие школьники не умеют включать сознание и анализ своих действий,( находится на низком уровне) , значит учителя должны обращать должное внимание на их развитие и специальной работы педагога. Важной задачей воспитания в промежуток перед переходом в подростковый и юношеский возраст, т.е. младшие школьники, заключается в том, чтобы объяснить ребенку что любые его действия, как положительные, так и отрицательные приводят к последствиям, которые дальше уже невозможно изменить. В процессе рассуждений о негативных явлениях в жизни людей, считают, что самая серьезная проблема социума, в котором все разрешено- нарушение взаимосвязи между двумя факторами: 1) поступки; 2) последствия. Этот факт можно объяснить с помощью таких примеров. Бывает такое, что ребенок трех лет оскорбляет свою маму, а мама не находит что сказать и стоит, замешкавшись. Также и первоклассник может без особых колебаний сказать что-то неприятное или недопустимое педагогу , а в школе говорят, что ребенок маленький и не осознал, что сказал что-то плохое. Мальчика лет десяти могут поймать в магазине, когда тот прятал в карман конфеты, но его обязательно отпускают , поверив обещаниям и клятвам родителей в том, что их ребенок так больше не будет. 15-летний подросток запросто может украсть ключи от машины родителей, но его за это не ругают, а папа просто платит за правонарушение сына на дороге. А 17-летний юноша без контроля на огромной скорости ездит в своей крутой машине, а родители каждый раз платят за ремонт машины своего непутевого сына, когда он во что-то врезается. Отсюда можно сделать такой вывод, что родителя , которые любят больше жизни своего ребенка, и учителя, которые почти каждый день видят своего ученика в школе и общаются с ним чуть ли не больше, чем он со своими родителями, старательно как будто «ломали» взаимосвязь между поступком и последствиями, тем самым , не давая ученику возможности усвоить истины по настоящему ценные , которые помогли бы сформировать настолько нам всем важное чувство ответственности. Можно привести такой пример. Парень и девушка, как правило, начиная жить без родителей даже не могут себе представить на сколько силен эффект бумеранга: все совершенные нами поступки имеют самое непосредственное воздействие на будущее. Юноша, к примеру, может не осознавать насколько его безответственность губительно скажется на его дальнейшей жизни и как стремительно она может обернуться страданием и болью. Оформившись на первую в его жизни работу, он может 3-5 раз за неделю прийти не вовремя. А вот когда его увольняют и обрушивают на него все свое недовольство, ему становится обидно и грустно. А ведь мама с папой ничем уже не помогут, хотя их помощь была бы кстати. Но ничего не изменить. Именно поэтому об ответственности так важно говорить детям и объяснять им что это такое уже в начальной школе. На момент воспитания ответственности кто-то из родителей и учителей «перегибают палку» , потому что начинают все делать жестко и неправильно по отношению к не готовому к жизни ученику, которым и является сам ребенок. Наиболее подходящим вариантом решения проблемы является такой подход, при котором от детей обоего пола родители ждут от них точного выполнения требований и обязанностей, которые соответствуют возрасту детей , но при этом дают возможность оступится и понять, что такое безответственность. Воспитывая ответственность,предполагается разъяснение ненужности вранья другим и себе, то правда о совершенных последствиях, которые находят свое проявление неумолимости, с которой проявляется фотография на бумаге, которую погружают в специальный раствор. Также при воспитании ответственности у ребенка важно не обойти стороной идею собственности. Отвечая за что-то, ученик должен чувствовать себя владельцем чего-то, что находится под его контролем, в его распоряжении. Он должен понимать, что все его мнения и суждения являются только его, поэтому он может все решать сам, не полагаясь на помощь родителей. Различные степени ответственности необходимы для того чтобы выработать правильную самооценку. Поэтому очень важно разъяснить младшему школьнику что разбить стакан- это полбеды, потому что страшнее не помочь другу, который попал в беду и надеется на помощь, или обидеть нехорошими словами старика. Вывод:только в начальной школе основой является формирование жизненно-важных понятий и элементов ответственности, которые, в свою очередь, будут иметь непосредственное влияние на обучение младшего школьника, его удачи в получении и применении знаний и в его обыденной жизни. 1.2. Приемы и методы формирования ответственности у младших школьников в педагогической литературе. Все методы и приемы, которые мы применяем для того, чтобы сформировать ответственность в учебном процессе основываются на методах воспитания обучающихся, что в очередной раз доказывает непосредственное единство двух важных процессов: обучения и воспитания- является одной и закономерностей воспитательного процесса( формируя знания-воспитываем человека). Применяя целую группу методов и методик, мы можем сформировать у учеников начальной школы мотивацию к приобретению таких качеств личности, как чувство долга и ответственности. Сюда можно отнести следующее: 1) объяснить обучающимся насколько значимо в наше время образование; 2) постараться приучить школьников к обязательному выполнению всех единоличных(и не только) требований педагога. Для того, чтобы сформировать у ученика осознание важности учения, нужно прежде всего сформировать у него осознание важности успешного обучения для его дальнейшей жизни. Именно формируя у младших школьников осознание важности успешного обучения, педагоги сталкиваются с немаленькими затруднениями, по той простой причине, что ученики начальной школы с трудом это осознают. Также мешает этому осознанию то, что младшие школьники по своей природе фантазеры,, поэтому не знают, кем хотят стать и кем будут. Для того, чтобы ученики все-таки осознали важность успешного обучения, родители должны показывать положительное к этому отношение и положительную реакцию в эмоциональном плане, тогда это будет копировать ребенок , полностью полагаясь на точку зрения своих родителей, и результат не заставит себя долго ждать. Отношение младшего школьника к учебе в большинстве случаев является отражением отношения родителей к обучению, а точнее результатам обучения своего ребенка. Также важность успешного обучения зависит и от педагога. Главным в этом случае является приемы демонстрации повышенной озабоченности и переживания неудачами ученика в учебной деятельности и должного внимания на чувство гордости за успешные результаты. Еще можно попробовать организовать общее( коллективное) переживание целым классом гордости за достижения каждого из обучающихся. Требования в учебной деятельности и их предъявление. Такой метод может определяться нормами поведения( правилами), единоличными критериями оценивания уровня знаний по любому изучаемому предмету, особыми установками внутри класса и, конечно же, Уставом внутри образовательного учреждения. Важно помнить, что стимулировать ответственность в учебном процессе можно сочетать с методами приучения младшего школьника к: 1) безоговорочному выполнению работы в учебе; 2) требованиям в учебном процессе; 3) несоответствию правилам поведения. В таком случае важную роль играет пример обучающихся и педагогов. Оперативный контроль. Одну из значимых ролей в формировании ответственности занимает оперативный контроль. Важно применять такой метод не как метод жестокого наказания за неправильное поведение, а как метода, который поможет в выявить трудные для обучающихся темы, упражнения и вопросы, чтобы еще раз обратить на них внимание обучающихся для наилучшего выполнения. Путей, которые помогают достигнуть всех целей учения множество, педагог в праве выбирать какой захочет, но, конечно же, хочет выбрать лучший. Для того, чтобы выбирать было легче, методы нужно анализировать по степени эффективности. Дидактики, которой пользуются в современном образовании включает в себя несколько методов классификации: 1)по типу деятельности, основанной на познании( предложили Скаткин М. Н. и Лернер И. Я. ): -объяснительно иллюстративные; -проблемное изложение; -исследовательские; -репродуктивные; -эвристические( частично- поисковые). 2) по степени активности( предложил Голант Е. Я. ): -пассивные; -активные. Активные методы учения- направляют учеников к активной деятельности в мыслительной и познавательной деятельности при получении материалом. Такие методы ориентированы на самостоятельном поиске обучающимися знаний, на включении ах деятельность познавательного плана, развития детского мышления, приобретение навыков и умений в практической деятельности. Характерной особенностью этих методов заключается в следующем: они основываются на включение в мыслительную и практическую деятельность. В наше время в теории педагогики и практической деятельности не существует единой классификации таких методов учения, которая подошла бы в любой ситуации. Наиболее понравившейся мне является классификация, которая зависит от направления на формирование единой систематики знаний и освоение основными навыками и умениями: 1) имитационная; 2) связана с деятельностью, основанной на моделировании; 3) неимитационные. Имитационные методы обучения делятся на : -неигровые( простые ситуации в учебной деятельности); - игровые( это ситуации, которые специально создают для учеников, тем самым стимулируя его к поиску путей решения). Методы обучения , взаимосвязанные с деятельностью, основанной на моделировании: -игра делового характера( метод обучения деятельности в профессиональном поприще, который предполагает поиск путей решения учебных и производственных задач в форме игры, где обучающиеся берут на себя новые роли и согласно указанным правилам в конкретных условиях данной игровой ситуации исполняют функции профессионального характера, «повторяя» профессиональную деятельность и присоединяясь к коллективу); -упражнения( постоянное систематическое выполнение действий для получения навыков и усовершенствования умений. Упражнения в зависимости от познавательной деятельности можно разделить на: * тренировочные упражнения( требуют от обучающихся применения систему ЗУМ самостоятельно, которые приобрели обучающиеся под руководством педагога в момент точно таких же тем, где они и сформировались); * тренировочные упражнения( где нужно применить обучающимся уже приобретенные ранее знания, навыки и умения в ситуациях, либо в большей, либо в меньшей степени отличающихся от других, которые освоили ученики при их сформировании); * творческие или частично-поисковые задания( требуют от ученика активизации мыслительной деятельности и преобладание самостоятельности при выборе способа действий); * упражнения, основанные на подражании( учитель предлагает образец для выполнения, при этом в необходимых случаях поясняя написанное, а обучающиеся в этот момент внимательно следят за словами и действиями учителя и потом пытаются повторить то, что объяснили, стараясь как можно больше сравняться с образцом). Неимитационные методы обучения: * дискуссия( означает разнообразие позиций при попытки соединения с поиском определенной позиции, которая бы могла быть принята всеми участниками); * самостоятельная работа( особый тип учебной деятельности, где предполагается определенная ступень самостоятельности обучающегося во всех ее компонентах и их структуре( от момента «становления» самой проблемы до осуществления контроля); * эвристическая беседа( метод учения, где учитель заранее не говорит ученикам готовые задания , а наводящими вопросами, которые не содержат прямого ответа, заставляет обучающихся с помощью уже имеющихся знаний, наблюдений, индивидуального житейского опыта, представлений приходить к новым выводам, понятиям и правилам). Виды самостоятельных работ: 1) Работы с источниками на печатной основе. Как правило такая работа занимает большое количество времени у учеников. Хоть такая методика является достаточно сложна, но может быть вполне освоена любым учеником: -знакомясь с учебником или разделом учебника важно читать в достаточно быстром темпе для того, чтобы получить точное представление о его содержании; умение выделять материал, который непосредственно взаимодействует с вопросом, вызывающим интерес, и который требует внимательного изучения; -чтение в медленном темпе, повторное, умение делить текст на смысловые части, выделение самого главного, внимательное изучение схем, чертежей и таблиц. Применение этого этапа можно считать ненапрасным, если ребенок, проанализировав основные понятия, идеи работы, положения, их обобщение и выводы позволяют дать верный отчет, чему именно научил ребенка раздел или учебник; -конспектирование текста, который изучили для того, чтобы закрепить основные ее положения и отыскать практическое применение для них; -текст в книге считается изученным в случае, если обучающийся может с легкостью рассказать основные ее положения и быстро отыскать практическое применение для них. 2) Самостоятельный поиск. Является видом самостоятельной работы, где учитель может опираться на уже имеющиеся у обучающихся системы ЗУМ, на личностные возможности, консультировать деятельность обучающихся, анализировать результаты этой деятельности, ставить перед детьми творческую(в тоже время поисковую) задачу. Поисковые задания и проекты имеют следующую поисковую задачу- индивидуализация обучения, увеличение количества знаний, обучение по продвинутым программам. Эти задания помещают обучающихся в мир рационализации труда, исследовательских и творческих познавательных методов. Они находят свое применение в кружках, в профильных предметах, в факультативах. Обучающиеся могут составлять самостоятельно отчеты по результатам наблюдений за жизнью животных, за природными явлениями, за развитием растений и многим другим. Результат индивидуального поиска находит свое отражение в новых знаниях, которые увеличивают не только общий, но и профильный кругозор обучающихся, в процессе овладения ребятами первичными знаниями в области исследований. 3)Прослушивание обучающимися телепередач, радиопередач самостоятельно- тип самостоятельной работы обучающихся, который является эффективным при создании четкой организации и систематическом контроле такого процесса самим учителем. 4) «Мозговой штурм»- метод обучения, который предполагает творческие и интеллектуальные, а также познавательные способности обучающихся. 5) Исследовательский метод- является методом проблемного обучения, который предполагает самостоятельное исследование в учебном процессе, которое обучающиеся проводят либо малыми группами, либо индивидуально, а потом сообщают о достигнутых результатах на уроке и подтверждают или обосновывают теоретический материал, который исследовали. Эффективные приемы развития ответственности у младших школьников. * Себя или другого поставить в определенную ситуацию, когда ты в ней не видишь иного выхода, кроме,как стать ответственным. Другими словами можно сказать, что если очень хочется выжить, то нужно брать на себя ответственность, так как без этого нельзяобойтись. В таких ситуациях приходит понимание того, что никто и ничего не сделает не будет за тебя делать. В таком случае должен помочь опыт ,который учит быть самостоятельным, так как либо ты собственными силами накормишь себя, либо будешь голоден. * Себя или кого-то иного поставить в определенную ситуацию, в которой ответственность считается морально и в тоже время внутренне важной. К примеру, в подобных случаях, когда ты остался без родителей, а рядом с тобой твой младшая сестра, которая еще больше не смылит в жизни, чем ты, но ведь все-таки она же- любимая сестра. В результате ты берешь за него ответственность. * Дать как можно больше ответственности. Создать такую проблемную ситуацию, где младший школьник не сумеет обойтись без ответственности, потому что его станет сопровождать чувству неловкости и неудобности. * Обменять в правах. Современные, интересные, привлекательные права могут даться только в обмен на любую ответственность. Ситуации, способствующие формированию ответственности у учеников начальной школы: * Ситуация, которая помогает осознать смысловую нагрузку ответственности. Основой являются попытки побудить у обучающегося понимание того, что важно уметь держать свое слово, отвечать за свои проступки и последствия этих проступков, уметь сопереживать одноклассникам, потому что только такие навыки способствуют положительному взаимодействию с обществом. Ситуация представлена играми ролевого плана и информационного, которые нужны для того, чтобы простимулировать обучающихся, активировать ситуацию, в которой достигается успех, помочь детям стать уверенными людьми, уметь анализировать личные способности и возможности. В ходе всего этого уче....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Теоретические основы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников
- Теоретические основы формирования культуры межнационального общения младших школьников в процессе использования игровых технологий во внеурочной деятельности
- Теоретические основы формирования культуры межнационального общения младших школьников в процессе использования игровых технологий во внеурочной деятельности