VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015391
Тема: Теоретические основы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников
Содержание
СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ 3-ГО КЛАССА)


СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ
3
     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


     6
     1.1. Психолого-педагогические основы навыков каллиграфических письма

6
     1.2. Современные приемыформирования навыков каллиграфического письма у младших школьников

12
     ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЕ СБОРНИКАИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ 3 КЛАССА)
18
     2.1. Цельи структурасборникаигр, направленных на формирование навыков каллиграфического письма у младших школьников (на примере 3 класса)

18
2.2. Апробация сборника заданий, направленных на формирование навыков каллиграфического письма у младших школьников (на примере 3 класса)

19
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     
44
     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
     
46




 
 ВВЕДЕНИЕ
 
     Актуальность. В современном обществе, в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, человеку много приходится заниматься образованием и самообразованием, вести записи конспектов, сообщений, лекций, тезисов, увеличивается доля научно-делового письма, ведение протоколов, переписка, написание отчетов и пр. Во всех этих и многих других случаях возникает острая необходимость в письме и конечно же в умении писать.
     Важно правильно пользоваться письменным способом общения для каждого человека. Однако письмо может стать подлинным средством общения, если будет четким, читаемым и по возможности красивым. В этом проявляется и культура самого пишущего, и уважение к тому, кто будет читать написанное.
    Необходимо выработать у учащихся красивое, четкое и скорое письмо. Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму.
     Проблемой формирования каллиграфического навыка письма у младших школьников занимались многие педагоги, психологи, физиологи, методисты и учителя, такие как Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Агаркова, М.М. Безруких В.А. Илюхина.
     Из года в год учителя пытаются найти оптимальные пути к формированию каллиграфического почерка, но каждый раз сталкиваются с огромным количеством проблем. Существует большое количество методик, но среди них нет идеальной, и проблема формирования каллиграфического почерка остается актуальной и по сей день. 
     Объектом исследования является формирование навыков письма.
     Предмет исследования:формирование навыков каллиграфического письма у младших школьников.
     Цель исследования: составить сборник игр, направленных на формирование навыков каллиграфического письма у младших школьников.
     В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические основы навыков каллиграфического письма.
2. Проанализировать современные приемыформирования навыков каллиграфических письма у младших школьников.
3. Сформировать цель, задачи и структуру сборника заданий, направленных на формирование навыков каллиграфического письма у младших школьников (на примере 3 класса)
4. Провести апробацию сборника заданий, направленных на формирование навыков каллиграфического письма у младших школьников (на примере 3 класса)
    В работе используются следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение результатов экспериментальной работы, наблюдение, формирующий эксперимент, контрольный срез.
     Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов: Л.С. Выготского, К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина, Н.Г. Агарковой, М.М. Безруких В.А. Илюхиной, А.Р. Лурия, П.И. Пидкасистского, Т.П. Сальникова, Л.Я. Желтовской, Е.Н. Соколова, Л.В. Занкова, Н.А. Федосовой, Т. Е Хохловой, Е. Н. Потаповой.
     Экспериментальной базой исследования явилась МАОУ СОШ №15города Анапа, ст. Гостагаевская.
     Апробация результатов исследования проходила в рамках II Студенческой научно-практической конференции «Учитель и ребенок в начальной школе: обучение, воспитание, развитие» Анапа, 27-28 апреля 2018 года.
     Практическая значимость исследования: состоит в том, что   результаты исследования могут быть использованы в практике начальной школе.
     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
     
     

     1.1 Психолого-педагогические основы навыковкаллиграфического письма

     «Отечественныйпсихолог А.Р. Лурия говорил, что «процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности» [16, с 67].
     Для того чтобы обучать правильнокаллиграфическому письму, надо знать, как у школьниковскладывается почерк, формируются графические навыки письма и каковы наилучшие условия формирования этих навыков.
     Почерк - это очень устойчивое индивидуальное образование. По почерку, возможна идентификация личности человека [17].
     Процесс письма долгий и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Письмо, как под диктовку, так и по памяти, связано с различными анатомо-физиологическими структурами мозга. Височные области левого полушария головного мозга связаны со слуховым анализом в процессе письма. Заднее-центральные области левого полушария связаны с процессами письма - именно управлением движений через артикуляционные системы речи. Затылочно-теменная область связана со зрительной организацией процесса письма. Левые лобные доли - моторный центр речи - больше всего связаны с сохранностью замысла при письме.
     Таким образом, процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, и их роль в различных видах письма разная.
     При обучении в 1 классе дети еще не приобретают уверенность в письме и беглость написания. В дальнейшем происходят видимые изменения в письме: все точнее воспроизводится образ буквы, буквосочетаний, в связи с тем, что устанавливаются связи между мускульным контролем движения и зрительным контролем движения.
     Постепенно происходит закрепление однотипных движений при письме одинаковых букв - начинает вырабатываться почерк.
     Постепенное приобретение ритма движений в процессе письма, увеличение скорости письма, стремление руки совершать наиболее экономные движения приводят к более связному и качественному письму, но при этом форма букв изменяется [11].
     Исходя из определения графики как раздела лингвистики, который изучает систему отношений между звуками (фонемами) речи и буквами письма, а также рисунок буквы, воспринимаемый зрительно, и сам процесс изображения ее, необходимо уточнить содержание понятия «графический» и «каллиграфический» (навык), так как они до настоящего времени неправомерно употребляются в методических пособиях как синонимы.
     Понятия «графический» и «каллиграфический» навык мы определяем вслед за Н.Г. Агарковой. «Понятие «графический» навык «вбирает» в себя все содержание графики как раздела лингвистики, тогда как «каллиграфический» (навык) характеризует лишь внешнее качество письма, то есть умение писать правильным и устойчивым почерком, не нарушая высоты, ширины, угла наклона элементов, букв и соединений букв[2]. Следовательно, ключевым понятием в методике обучения первоначальному письму является «графика»». 
     Во время обучения грамоте письмо как сложное действие представляет собой предмет особого усвоения и изучения. А по мере выработки автоматизированности это действие утрачивает значение самого предмета усвоения и начинает выполнять лишь исполнительскую функцию письма и письменной речи в целом. Процесс воспроизведения букв и их комплексов на бумаге совершается учащимися легко, качественно и быстро, без особого физического и умственного напряжения. Это позволяет им направить свое внимание на других аспектах письма: умении правильно и точно выражать свои мысли,формировании орфографического и синтаксического действий. [1].
     В формировании каллиграфического навыка письма выделяются три этапа. 
     I этап - аналитический - выявление и овладение отдельными элементами действия, уяснения содержания.
      II этап - условно назван синтетическим - соединением отдельных элементов в целостное действие. 
     III этап - автоматизация - образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
     Характерными чертами автоматизации являются связность, легкость выполнения, быстрота. Но быстрота не навязанная, а являющаяся естественным результатом совершенствования движений, и связность, возникающая как естественный результат формирования каллиграфического навыка письма. Когда говорят о сформировании навыка каллиграфического письма, чаще всего считают основное – это тренировка и упражнения. Верно, без повторений и упражнений сформировать навык каллиграфического письма нельзя, но упражнение целесообразно и эффективно лишь на третьем этапе формирования каллиграфического навыка письма, а первые два этапа - это осознанная действительность[7].
     На первом этапе обучающиеся обязательно должен осознавать не только, «что он должен сделать», но и «как это сделать правильно» в соответствии с требованиями. Объективная закономерность начального этапа - сосредоточенное внимание к графике и определяет временную структуру движений при письме на этом этапе. А специфика временной организации письма в том, что выполнение двигательного действия как бы разбивается на отдельные циклы: время движения и паузу перед движением, необходимую для осознания последующего движения. Вот почему так напряженно и так медленно пишут дети, вот почему так важно сформировать осознанный «образ действия» - зрительно-двигательный образ буквы». 
     Зрительно-двигательный образ буквы - это представление о целостном, относительно законченном движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе зрительного представления о ее форме, знания последовательности начертания ее двигательных элементов. Двигательные элементы представляют собой относительно законченные отрезки движения руки, в которых, с одной стороны, учитывается закономерности плавного и безотрывного воспроизведения их на бумаге, а с другой-форма соответствующих зрительных элементов 
     Для того чтобы процесс письма был целенаправленным, требуется, как уже было сказано выше, выполнение всех условий письма. Но процесс обучения навыку каллиграфического письма не может осуществляться без принципов педагогического обучения.
     Принципы обучения - это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих правил, норм, указаний, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и относятся с закономерностями процесса обучения, устанавливаемыми дидактикой [21].
     Доктор педагогических наук, профессор П.И. Пидкасистый, выделяет следующую систему принципов обучения в современной общеобразовательной школе:
     принцип систематичности и последовательности;
     принцип рационального сочетания  индивидуальных и коллективных форм и способов учебной работы
     принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
     принцип научности содержания и методов учебного процесса;
     принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности;
     принцип доступности обучения;
     принцип наглядности;
     принцип связи обучения с жизнью;[21].
     Помимо принципов, перечисленных в работе, при обучении навыку каллиграфического письма используются и принципы, вытекающие из особенностей формирования графического навыка: сочетание различных методов обучения каллиграфии на основе психофизиологических особенностей детей.
     При формировании каллиграфических навыков у младших школьников наблюдается использование всех принципов, но методисты Т.П. Сальникова, Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова и другие, большее внимание уделяют таким принципам, как:
     принцип наглядности;
     принцип посильности;
     принцип сознательности;
     принцип повторности;
     принцип учета индивидуальных особенностей [18].
     Таким образом, проанализировав систему принципов П.И. Пидкасистого и системы принципов Т.П. Сальниковой, Л.Я. Желтовской, Е.Н. Соколовой и других, мы решили объединить эти системы принципов и дать им характеристику, с точки зрения педагогики и методики обучения каллиграфическому письму
     Принцип систематичности и последовательности предлагает усвоение и преподавание знаний в определенной системе, порядке.
     Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, законами, теориями, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных учебниках и программах.
     Принцип доступности требует учета индивидуальных особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали физических, моральных, интеллектуальных перегрузок. [8].
     Непосильный для данного возраста и уровня подготовленности учащихся учебный материал вызывает их быстрое снижение мотивационного настроя на учение, утомление,снижение работоспособности школьников, но и излишнее упрощение учебного материала, системы заданий приводит к падению интереса обучающихся к учению. 
     Л.В. Занков ввел принцип обучения на высоком уровне трудности. Но и он отвечает принципу доступности: обучать в зоне ближайшего внимания, то есть на том уровне, которого ребенок может достичь под руководством взрослого [12].
     Принцип наглядности - один из важнейших и старейших в дидактике - означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию учебного материала.
     Принцип сознательности и активности учащихся выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к знаниям, умеют себя проверить, ставят проблемы и умеют искать их решения.
     Обучая детей навыкам каллиграфического письма, учитель должен опираться на принцип учета индивидуальных особенностей детей, хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения детей (близорукие, дальнозоркие), замечать отклонения в моторике.
     Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закрепились в памяти учеников, стали частью их сознания, основой привычек и поведения.
     На первых этапах обучения грамоте важен принцип совместного обучения письму и чтения. [19].
     На уроках чистописания необходимо путем правильного отбора и проведения специальных игр и упражнений сформулировать у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка и обеспечили бы достаточную быстроту выполнения письменных работ в среднем звене. Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется несколько лет, так как навык каллиграфического письма формируется медленно. Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму.
     В первую очередь необходимо ознакомление с правилами посадки и владение инструментами, ориентировка на страницах прописей, тетрадей, первоначальное ознакомление с начертанием букв, буквосочетаний, письмом слогов, слов, предложений. Далее закрепление и совершенствование этих умений на уроках русского языка. На первый план выдвигаются задачи по обучению воспроизведения форм букв, рациональному соединению букв в словах, соблюдению на всей странице одинакового наклона, правильной расстановки слов на строке. Со сменой разлиновки в тетради становится актуальным соблюдение одинаковой высоты букв в словах на всей строке, пропорции заглавных букв и строчных. Так же на каждом этапе решаются задачи по обучению скорому и безотрывному письму. На уроках русского языка выдвигаются задачи усовершенствования письма букв, относящихся к определенной группе, предупреждения и исправлению общих для данной группы ошибок при их письме. Помимо общих задач работы со всем классом, учитель ставит перед собой задачи по исправлению тех или иных недостатков при письме у отдельных учащихся.
     
     Таким образом, мы рассмотрелипсихолого-педагогические основы навыков каллиграфического письма, что поможет понять, какие условия, необходимо соблюдать современному учителю, для успешной работы в этом направлении.
     
1.2 Современные методы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников

     До начала 70-х годов в советской начальной школе были приняты шрифты, сохранившие основные атрибуты дореволюционного каллиграфического навыка письма, сформировавшегося еще в девятнадцатом веке: нажимные и волосные, различного рода загибы с точками и другие не менее сложные фигуры, которые занимали у учащихся много сил и времени, а затем забывались, так как современные средства письма - авторучки, особенно шариковые, - непригодны для тонкостей каллиграфии.
     Необходимо было внедрить более легкие, соответствующие массовые орудия письма: письменные шрифты, прописи. В результате были одобрены шрифты, которые используются в современных учебных книгах для первоклассников и дошкольников - «Азбуке» и «Прописях».
     Современные шрифты характеризуются следующими особенностями:
     1.Они рассчитаны на безнажимное письмо, упрощено начертание многих букв и сближено написание строчных и прописных букв, не содержат волосных линий; усилены различия в начертании многих букв при чтении и письме. Новые шрифты рассчитаны на ритмические движения руки при письме.
     2.Безнажимное письмо осуществляется шариковой ручной, с использованием пасты синего цвета.
     З.В современной школе, в большинстве, дети пишут под счет, что способствует ритмичности письма. Под счет пишутся элементы букв, затем буквы, затем слоги, целые слова [20].
     Теперь рассмотрим, что представляют собой современные прописи, и особенности их использования в начальной школе. Итак,«Пропись» -это комплексный учебник, предназначенный для выполнения работы на уроке обучения грамоте, который следует за уроком по «Азбуке», таких основных видов работы:
     1 слого-звуковой анализ слов по предметным схемам и картинкам, сопровождаемый работой с разрезными буквами и слогами, и чтением составленных слов;
     2 сравнение начертаний письменных и печатных букв;
     3 упражнения в чтении слов и предложений, данных в «Прописи» письменным шрифтом;
     4 поэлементный анализ письменных букв по таблицам и сравнение изучаемой буквы с ранее изученными с опорой на выделенные основные элементы этой буквы;
     5 анализ готового образца написания буквы (поэлементно и целиком);
     6 упражнения в письме букв, их соединений, слогов, слов;
     7 упражнения в анализе предложений, описывание их или записи под диктовку;
     8 упражнения на повторение в написании букв;
     9 упражнения в рисовании, подготавливающие учащихся к письму букв и их элементов [10].
     «Прописи» составляются в соответствии с букварем и предназначены для письма детей в период обучения грамоте. Изучение букв следует тому порядку, в котором изучаются буквы в букваре. «Прописи», с одной стороны, облегчают работу учителя, с другой стороны, и для учащихся это образец, в котором нет ошибок: правильный наклон, нет случайных отклонений или недописок, нет вариантов в форме букв. Однако учитель должен показать, как писать букву на доске для всех учащихся в большом размере, вслух подробно объясняя, какой формы, где написать, куда вести перо при письме буквы и т.д. [37].
     Следует также сказать, что в материалах «Прописи» учитывается специфика основного и подготовительного периода обучения писму: сначала преобладают игры и упражнения в штриховке, рисовании бордюров, усваиваются начертания основных элементов букв, далее на первый план выступают упражнения в слого-звуковом анализе: слов и анализе начертаний письменных букв; затем все большее место начинают занимать упражнения в письме по образцам, в списывании не только с письменного, но и с печатного шрифта [10].
     Общеобразовательной программой предусмотрено, что перед обучением письму учитель знакомит учащихся с правилами оформления записей в тетради, подписывания тетрадей.
     В «Прописях» также реализуется очень важное особенность письма -безотрывность. Этому способствует, во-первых, почти все буквы таковы, что при их начертании руку отрывать от бумаги не приходится (исключение составляют буквы х, э, заглавные Б, Г, П, Р, Т). Во-вторых, почтиполное отсутствие надстрочных знаков (кроме букв й и ё).В-третьих, новые шрифты специально разрабатывались в расчете на безотрывное соединение всех букв, т.е. на единое написание слов и слогов.
     Безотрывное письмо ускоряет выработку графического навыка. Соединениям букв в методике обучения письму уделяется огромное внимание. Учащийся должен знать способы соединения всех букв. Им должны быть сообщены некоторые, хотя бы основные, принципы соединений: общие признаки как первой, так и второй букв в соединяемой паре; так, однотипными могут считаться соединения «ои»,«иш» и т.д., где соединение имеет направленность снизу вверх.
     Соединения бывают верхние, например «ор»; направленные снизу вверх, например «ши»; средние, например «ае», и нижние, например ил. В «Прописях» даются образцы всех соединений как строчных, так и заглавных букв.
     Для овладения навыком безотрывного письма школьники должны научиться некоторым приемам, а именно: во-первых, это способ повторного проведения линии по уже проведенной. Так соединяются буквы «о»«и»«л» (повторное проведение линии имеет противоположное направление) или «ю» с другой буквой (повторная линия имеет то же направление, что и первоначальная). Повторное, двойное проведение линии может иметь место не в первой букве соединения, а во второй, например, в слоге «ша» [20].
     В последнее время встал вопрос о том, что «Прописи» не достаточно хорошо формируют каллиграфически правильный навык письма. Поэтому и возникла методика обучения письму В.А. Илюхиной, в которой были отражены и четкое представление о траектории движения при написании букв, и точность ориентиров, и знание психологических и физиологических особенностей младших школьников.
     Но и здесь возникают свои трудности. В 1879 году французским гигиеническим обществом были опубликованы правила по гигиене письма, одно из которых гласит: пиши прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради. Сейчас введены вспомогательные линии с наклоном в 64 градуса и на расстоянии 3 см друг от друга. Но так же, почти на каждом уроке у детей возникают проблемы в постановке букв прямо, поэтому следует вывод, что этот наклон слишком велик.
     И эта проблема нашла свой отклик в педагогической практике Т.М. Хайбуллиной, учителя начальных классов города Омска. Она считает, что красивое письмо похоже на работу ювелира. Поэтому, опираясь на опыт художников, сутью которого является выполнение рисунка по клеточкам, она вводит этот же принцип при обучении детей письму. В результате возникли тетради для 1 класса с оригинальной разлиновкой. Их особенности:
     1. Количество и ширина строк на странице остались прежними.
     2. Ширина буквы примерно равна 0,5 см. Вспомогательные линии находятся на расстоянии 0,25 см друг от друга, что обеспечивает письмо «по клеточкам». Ребенок может удержать нужную ширину. С первых шагов его рука «запоминает» правильное написание букв.
     3. Наклон вспомогательных линий уменьшен до 77 градусов, что позволяет избежать такой неприятности, как «падающие» буквы. Ребенку необходимы правильные ориентиры, а не замечания типа «Ставь буквы!».
     Перейти на письмо в широкой строке можно еще в 1 классе, причем без особых трудностей для ребенка. Надо только наглядно показать соотношение широкой и узкой сторон [41].
     М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и другие методисты согласны с тем, что дополнительная разлиновка способствует и облегчает лучшему формированию каллиграфических навыков. Но они отмечают, что при использовании дополнительной разлиновки важно помнить, что ориентиры должны постепенно упрощаться.
     Сначала устраняют наклонные линии в междустрочном пространстве – заменяют их точками, в дальнейшем остается рабочая строка и редкие (через 30 мм) наклонные линии. Такая смена разлиновки обеспечивает постоянное усложнение действий ученика, повышение его самостоятельности [36].
     Следует отметить, что в методике обучения письму существуют единые требования к ведению «Прописей» и тетрадей:
     Писать в тетради аккуратным, разборчивым почерком.
     Единообразно выполнять надпись на обложке тетради: указать, для чего предназначена тетрадь, класс, номер и название школы, фамилию и имя ученика.
     Тетради учащихся 1 и 2 классов (в 1-м полугодии) подписываются учителем.
     Соблюдать поля с внешней стороны страницы.
     В I классе дата работ по письму не пишется. Во II-IV классах обозначается время выполнения: число арабской цифрой, а название месяца-прописью.
     В тетради необходимо обозначить номер упражнения, задачи, указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).
     Начиная писать текст упражнения или абзац, дети должны соблюдать красную строку.
     Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не пропускать.
     Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать две линии.
     Ученик должен исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, предложения – тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные записи в скобки.
     Подчеркивания аккуратно выполнять карандашом, и в случае необходимости – с применением линейки [12].
     Таким образом, проведенный анализ показал, что в современной начальной школе используются различные приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников: традиционные и инновационные.







     ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЕ СБОРНИКА ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ 3 КЛАССА)
     2.1. Цель и структурасборникаигр, направленных на формирование навыков каллиграфического письма у младших школьников (на примере 3 класса)
     
     
     Объектом нашего педагогического проектирования является процесс формирования каллиграфического навыка письма у младших школьников.
     Цель данного проекта –составить сборник игр, направленных на формирование навыков каллиграфического письма у младших школьников.
     Нами выделены следующие этапы проекта:
I. этап. Анализ навыка письма у обучающихся младшего школьного возраста
II. этап.Сбор информации для составления игр.
III. этап. Проведение игр со школьниками
IV. этап. Составление сборника игр, направленного на формирование каллиграфического навыка письма у учащихся младших школьников
     Тип проекта: практико-ориентированный.
     Виды деятельности: творческий, информационный.
     База выполнения: МАОУ СОШ № 15 г. Анапа, ст. Гостагаевская 
     Форма проведения: групповая.
     Продолжительность выполнения: 6 месяца.
     Формы продуктов деятельности: печатный сборник.
     Практическая значимость продукта состоит в том, игры, представленныев сборнике, могут быть использованы учителемначальных классов в учебной деятельности и во внеурочное время, с целью формирования и совершенствования навыков каллиграфического письма
     Для оценки результативности работы с данным сборником мы предлагаем использовать анализ детских работ (прописи, рабочие тетради) и тестирование в форме контрольного списывания, котороепоможет выявить такие показатели как:
     * Безотрывное письмо;
     * Соблюдение одинакового наклона;
     * Буквы в слова на одинаковом расстоянии друг от друга;
     * Буквы в словах одинаковой высоты.
Текст текста представлен в приложении 1.
     Создание проекта сборника предполагало формирование его структуры. Она представлена ниже и включает в себя 5 разделов.
     1. Титульный лист. Информация, представленная на титульном листе, содержит: название образовательного учреждения, название сборника «Сборник игр на формирование каллиграфического навыка письма для учащихся младшего школьного возраста», год создания.
     2. Вводная часть, где представлена информация о том, кто разработал данный сборник и кому он будет полезен.
     3. Оглавление - представлен список разделов сборника.
     4. Пояснительная записка - один из важнейших разделов сборника, в котором содержатся общее описание проектируемого сборника и обоснование понятия -  игра. Раскрывает актуальность данного сборника, краткое описание каждого раздела сборника.
     5. Игры направленные на формирование навыков каллиграфического письма у младших школьников. 

2.2 Апробация сборника заданий, направленных на формирование навыков каллиграфического письма у младших школьников (на примере 3 класса)

     Практическая работа по составлению и апробации сборника игр, направленных на формирование навыка каллиграфического письма проходила на базе МАОУ СОШ № 15 ст. Гостагаевской.
     В проекте приняли участие учащиеся 3 «Б» класса в количестве 21 человек. 
     Первый этап мы начали с погружения в проект и постановки проблемы. Выявили цели проекта. 
     Далее началось планирование нашей деятельности. Для выявления актуальности данного сборника были проведены следующие мероприятия:
1. Анализ детских работ (прописи, рабочие тетради).
2. Контрольное списывание на выявление уровня каллиграфического навыка.
     В контрольном списывании участвовали 21 человек, что составляет 100%.
     С помощью текста «Старые знакомые» (Приложение 1), направленного на выявление уровня каллиграфического навыка, мы узнали, что в классе 38% (8 чел.) имеют хорошо сформированный навыккаллиграфического письма, 28% (6 чел.) - средне сформированный навык каллиграфического письма, 33% (7 чел.) –плохо сформированный навык.
     Полученные данные были проанализированы и по результатам составлена таблица, которая представлена ниже под номером 1 и рисунок 1. 
     Таблица 1. 
     Результаты первого контрольного списывания 
     
Владение навыком каллиграфического письма
Хорошо сформированный навык  
39% (8 чел.)
Средне сформированный навык  
28% (6 чел.)
Плохо сформированный навык  
33% (7 чел.)

Рисунок 1. Результаты первого контрольного списывания
     
     Можно сделать вывод о том, что, выявленная нами проблема актуальна.
     Далее был осуществлен сбор информации для составления игр. Были проанализированы различные источники и выбраны наиболее современные и интересные игры.
     Третий этап представлял собой проведение игр со школьниками.
     Игры, представленные в сборнике, проводились 2 раза в неделю на внеурочных занятиях,в течение 6 месяцев.
     Время проведения составило 10-15 минут
     Пятый этап заключался в составлении сборника игр, направленных на формирование каллиграфического письма.
     После успешной апробации данных игр с детьми, игры былисформированы в сборник.
     
     Предлагаем составленный сборник игр, направленный на создание навыка каллиграфического письма.
     
     Пояснительная записка
       В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные чемпионаты, конкурсы, чемпионаты. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.  Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.Игра – это естественная форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы ученика, но и удовлетворяет сегодняшние.  
       В данном сборнике представлены 10 игр для формирования навыка каллиграфического письма.
       Каллиграфия–искусство писать чётким, красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днём всё больше и больше убеждаемся, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк. У многих детей мелкая моторика развита не в должной степени, а осознанное понимание строения букв практически отсутствует, что является причиной проблем с почерком. Каллиграфия способствует развитию мускулатуры пальцев, кисти руки ребёнка, отработки координации и ритма движений. Также происходит развитие пространственного и пластического мышления ребёнка. Осваивая каллиграфический почерк, ребёнок учится сосредотачивать внимание на регулярности и ритме письма, контролирует выполнение одинаковых повторяющихся элементов. Эти игры развивают чувство ритма и регулярности, помогают ученику понять, что такое ровно и что такое криво, и приучают это видеть не только на данных занятиях, но и при письме в школьных тетрадях. 
       Занятия каллиграфией несут в себе многогранную пользу. Они благотворно влияют на развитие памяти и усидчивости, на общую успеваемость в школе, помогают «успокоить» гиперактивного ребёнка, ну и, конечно, знакомят с прекрасным классическим искусством. 
       Рекомендации по проведению занятий
1. Игры в данном сборнике проводятся в течении всего учебного года.
2. Игры проводятся 2-3 раза в неделю на внеурочных занятиях по 10-15 минут
3.  Игры пронумерованы в соответствии с последовательностью их проведения
4. Игры могут проводиться как и совсем классом, так и с отдельной группой детей

     Игры направленные на создание навыка каллиграфического письма
1. «Штриховка».
Заштриховать определённым образом контур буквы, цифры, предмета изображенного на рисунке.



2. Обведи контур и раскрась рисунок.








3. «Забывчивый художник».
     Помоги забывчивому художнику и закрась недостающую часть рисунка.


4. «Графический диктант»
Учитель диктует последовательность действий-называет количество клеточек и направление (вправо, влево, вверх, вниз) обучающийся выполняет работу на слух, а потом сравнивает свою работу с образцом.




5. «Буквы спрятались»

Найти спрятанные буквы, закрасить рисунок.







.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44