- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические предпосылки формирования развивающей предметно-пространственной среды познавательного развития детей раннего возраста.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015894 |
Тема: | Теоретические предпосылки формирования развивающей предметно-пространственной среды познавательного развития детей раннего возраста. |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 4 1.1. Понятие среда. Психолого-педагогические исследования 4 1.2. Принципы конструирования предметно-развивающей среды ДОО 11 1.3. Роль предметно-развивающей среды в развитии детей дошкольного возраста 19 1.4. Особенности организации предметно-развивающей среды, стимулирующей познавательную деятельность детей раннего возраста 22 ГЛАВА 2. Создание развивающей предметно-пространственной среды стимулирующей позновательное развитие ребенка раннего возраста 32 2.1. Выявление уровня позновательного развития детей раннего возроста 32 2.2. Содержание предметно-пространственной среды 34 2.3 Динамика уровня позновательного развития детей раннего возроста в развивающей предметно-пространственной среде………………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43 ВВЕДЕНИЕ Внедрение в практику работы дошкольных образовательных организаций личностно-ориентированной модели дошкольного образования является одной из основных задач педагогических работников. Ребенок со своими предпочтениями, интересами, способностями, особенностями должен стать главным участником образовательного процесса. Для реализации личностно-ориентированной модели педагоги дошкольного учреждения должны создать необходимые условия для развития ребенка, то есть создать благоприятное развивающее пространство, в котором ребенок активно действует, общается, получает знания, развивая свои умения, навыки. Основой развития ребенка есть практические целенаправленные действия, игровая деятельность, в ходе которой ребенок воспринимает предметы и явления окружающей действительности, осознает связи между ними. Предметно-игровая среда, в которой действует ребенок дошкольного возраста, должна быть неисчерпаемой, информативной, способной удовлетворять потребности в новизне. Среда выступает основным средством развития личности ребенка и источником его знаний и опыта. В научных разработках многих отечественных и зарубежных ученых акцентируется внимание на построении развивающей предметно-проостранственной среды и освещаются рекомендации по ее организации (Т.В.Антонова, О.В.Артамонова, А.К.Бондаренко, Т.Н.Доронова, Е.В. Зворыгина, Н.Т.Гринявичене, Л.М.Кларина, В.И.Логинова, С.Л.Новоселовой, Г.Н.Пантелеев, Л.Н.Пантелеева, Л.А.Парамонова, В.А.Петровский , Л.А.Смивина, Л.П.Стрелкова и др.). Прицельное освещение специфики смысловой нагрузки предметно-развивающей среды в работе по познавательному развитию детей раннего возраста мы находим в работах следующих психологов и педагогов: О.Артамоновой, Ю.В.Малкжовой, С.Новоселовой, Л.М.Олийник, П. Павловой, В.А.Петровского, К.Л.Печоры, Е.Г.Пилюгиной, Н.О.Рыжовой, Л.М.Седова и др. Однако, следует отметить, что указанные научные работы демонстрируют общие подходы, но нами не найдено материалов по предмету нашего исследования в контексте реализации современных программных подходов. Психолого-педагогические исследования отечественных ученых (Артемова Л.В., Бойченко Н.А., Григоренко И., Щербакова К.И. и др.) свидетельствуют о формировании важных новообразований в игре - ведущей детской деятельности. Поэтому не случайно грамотное педагогическое руководство игровой деятельностью является одним из условий полноценного развития дошкольника. Реализация этого условия требует и правильной организации предметно-игровой среды, с помощью которого педагог создает для ребенка зону ближайшего психического развития. Итак, организацию предметно-развивающей среды в работе с детьми дошкольного возраста мы выбрали направлением нашей работы. Цель работы: исследовать особенности деятельности по организации предметно-развивающей среды в ДОО для познавательного развития детей раннего возраста; Объект: педагогическая работа с детьми раннего возраста; Предмет: развивающая предметно-пространственная среда познавательного развития детей раннего возраста. Задачи работы: 1. Указать понятийно-терминологическое обеспечение процесса создания предметно-развивающей образовательной среды ДОО. 2. Сформулировать принципы конструирования предметно-развивающей среды ДОО. 3. Раскрыть роль предметно-развивающей среды в развитии детей дошкольного возраста. 4. Описать особенности организации предметно-развивающей среды, стимулирующей познавательную деятельность детей раннего возраста. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 1.1. Понятийно-терминологическое обеспечение процесса создания предметно-развивающей образовательной среды ДОО Структура феномена «развивающая образовательная среда» включает три основных компонента: ведущий - «среда» и понятия, которые характеризуют его признак - «образовательная», «развивающая». Среда - это окружение, совокупность природных, предметных и социальных условий, в которых ребенок растет, осваивает науку жизни, становится компетентной личностью с присущими ей индивидуальными особенностями. Это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры, субкультуры, развитию творчества. Итак, оперируя понятием «среда», имеют в виду все, что окружает дошкольника. Окружающая среда как целостность или определенную часть этой целостности [1, с. 116]. Ю. Мануйлов говорит о том, что среда это то, среди чего находится субъект, посредством чего формируется его образ жизни, опосредует его развитие, и «усредняет» лицо. [2] Среда - совокупность условий, окружающих человека и взаимодействуют с ней как с организмом и личностью. Среда может быть ближайшей (семья, семья, родственники, друзья), дальней (общественный строй), внешней, внутренней, пассивной, активной, актуальной, развивающей. [С, с. 12] В психолого-педагогической литературе термин «среда» появился в 20 годы XX века, когда достаточно часто использовались понятия «педагогика среды» (С. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. Блонский), «окружающая среда» (А. Макаренко). Учеными того периода подчеркивалось, что объектом воздействия педагога должен быть не сам ребенок, не его черты (качества), а условия, в которых он существует. К внешним условиям ученые относили среду, окружение, межличностные отношения, деятельность, а к внутренним условиям - эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки. Л. Выготский, Д. Эльконин, В. Давыдов, утверждали, что от того, в каких отношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, которые происходят в нем и в среде, зависит динамика его развития, формирования качественно новых психических образований. Отношение ребенка к среде определяет и его активность в нем. [4] Итак, психология понимает среду как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности. А с точки зрения педагогики, среда - это условие жизнедеятельности ребенка, формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта. Понятие «образовательная», характеризующий признак в словосочетании «образовательная среда», определяется трактовкой его базового понятия «образование», что обеспечивает возможности для формирования духовного облика человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, являющихся достоянием ее культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, процесс формирования очертания человека [5, с.241]. Получил распространение и термин «образовательная среда» (Е. Бондаревская, А. Лукина, В. Веснин, И. Левицкая, Л. Кепачевская, И. Улановская), сделанные попытки классифицировать образовательные среды и дать единое определение этой дефиниции. Так, А. Каташов, обобщая различные подходы к определению понятия «образовательная среда учебного заведения», рассматривает его как совокупность духовно-материальных условий функционирования учебного заведения, обеспечивающих саморазвитие свободной и активной личности, реализацию творческого потенциала ребенка. Образовательная среда, по мнению автора, выступает функциональным и пространственным объединением субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые взаимосвязи, и может рассматриваться как модель социокультурного пространства, в котором происходит становление личности [6]. В результате исследований В. Ясвин делает вывод, что образовательная среда это система воздействий и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, с в социальном и пространственно-предметном окружении [7, 14]. Как отмечает В. Ясвин, тип образовательной среды определяется условиями и возможностями среды, способствуют развитию активности (или пассивности) ребенка, его личностной свободы (или зависимости). Исследователь утверждает, что образовательная среда не имеет четко фиксированных границ. Последние определяются самими субъектами образовательного процесса (руководителями образовательного учреждения, педагогами, родителями, детьми). В. Ясвин утверждает, что каждый определяет границы собственного образовательной среды [7, 193]. Итак, в научной литературе понятие «образовательная среда» рассматривается, во-первых, в измерениях социальной педагогики как единство действий учебных заведений, семьи, внешкольных государственных и общественных учреждений, информационно-культурной среды; во-вторых, как совокупность материальных требований в соответствии с педагогическими, эргономичными, санитарно-гигиеническими требованиями к учебно-воспитательного процесса; в-третьих, как разнообразен, разноуровневый мир, которая окружает человека, формирует представления об этом мире, отношение к людям, окружающей среды, окружающей действительности. Понятие «образовательная среда», как отмечает А. Малыхина - одно из ключевых для психолого-педагогической науки. Исследователь отмечает, что следует учитывать основные потребности и возможности развития, которые обеспечивают гармоничное воспитание детей. Это возможность удовлетворения таких потребностей: физиологических; усвоения групповых норм и идеалов; любви, уважения, признания, общественного одобрения; труда, значимой деятельности; сохранение и повышение самооценки; познавательной потребности в особой области интересов; в эстетическом оформлении окружающей обстановки; в самостоятельном благоустройстве индивидуальной картины мира; в овладении все более высоким уровнем мастерства; в самоактуализации и др. [8, с. 15]. К. Крутой считает, что содержательные характеристики образовательной среды учебного заведения определяются теми внутренними задачами, которые он ставит перед собой. Набором и иерархией этих задач определяют внешние (доступные наблюдению и фиксации) характеристики образовательной среды. К ним относятся и другие критерии, которые автор условно ученый разделяет на: содержанию (уровень и качество культурного содержания), процессуальные (стиль общения, уровень активности) , результативные (развивающий эффект) [9]. В. Ясвин подходит к анализу образовательной среды с позиции системы параметров, дающих возможность моделировать и проектировать, а также оценивать качество образовательной среды. Ученый выделяет четыре «базовых» параметры описания: широта, интенсивность, степень сознания и устойчивость, а также четыре параметра «второго» порядка: эмоциональность, обобщенность, доминантность, социальная активность. Исследователи Ю. Кулюткин, С. Тарасов под образовательной средой понимают систему ключевых факторов, определяющих формирование и развитие ребенка. Анализ определений позволяет сделать вывод о том, что образовательная среда представляет собой совокупность социально-психологической, педагогической, информационной, технической и других подсистем, которые обеспечивают достижение цели учебно-воспитательного процесса; совокупность материальных, духовных и общественных условий осуществления образовательного процесса. Образовательная среда влияет на все подсистемы личности: биологическую -сохранение и развитие здоровья; психическую - обеспечение психической стабильности, психогигиены, защиты лица от негативных воздействий; социальную - органичное включение в систему социальных отношений [10, с. 58]. Педагогическую характеристику образовательной среды в различных типах учебных заведений совершил Г. Беляев [11], выделив признаки образовательной среды: 1. Образовательная среда любого уровня является сложным объектом системной природы. 2. Целостность образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта, под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования. 3. Образовательная среда функционирует как определенная социальная общность, которая развивает совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурной и мировоззренческой адаптации человека к миру и наоборот. 4. Образовательная среда имеет широкий спектр модальности, формирует разнообразие типов локальных сред различных, порой взаимоисключающих качеств. 5. В оценочно-целевом планировании образовательные среды дают суммарный воспитательный эффект как положительных, так и отрицательных характеристик, причем вектор ценностных ориентаций обусловлено целевыми установками общего содержания образовательного процесса. 6. Образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания. 7. Образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социальных, пространственно-предметных и психодидактических компонентов, образующих систему координат ведущих условий, воздействий и тенденций педагогических целей. 8. Образовательная среда образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходный от учебной ситуации к жизни. Итак, образовательная среда это то пространство, которое окружает ребенка и с которым она постоянно взаимодействует. При этом ученые отмечают, что образовательная среда обязательно масс быть развивающим. Понятие «развивающая среда» было введено Дж. Равенном как пространство развития компетентности. По словам Дж. Равенна, в такой среде люди имеют возможность стремиться к целям, которые их интересуют, и в процессе их достижения развивать свою компетентность. Развить - значит усилить, дать возможность проявиться и укрепиться, приобрести зрелую форму, соответствующую определенному возрасту, окультурить, использовать все возможности для совершенствования кого-то - чего-то. По этой логике развивающим является такая предметная, естественная и социальная среда, которая не тормозит природных проявлений ребенка, способствует их реализации, становлению, совершенствованию [11, с. 116]. Развивающая среда для ребенка - пространство детства - пространство широких возможностей, где созданы максимальные условия для развития и саморазвития ребенка. Развивающая среда создает потенциальные возможности для позитивного влияния различных факторов в их взаимодействии на интеллектуальное развитие ребенка и формирование целостной личности. [1]. Целью создания развивающей образовательной среды в ДОУ является обеспечение жизненно важных потребностей личности, формируется. Чтобы образовательная среда выступала как развивающая, в ходе взаимодействия ее структурных компонентов она должна обладать определенными качествами: • гибкость - способность образовательных структур к быстрой перестройке в соответствии с потребностями личности, меняются, к изменениям окружающей среды, общества; • непрерывность - взаимодействие и преемственность в деятельности элементов, которые в него входят; • вариативность - предвидение изменений развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения; • интегрированность - обеспечение решения воспитательных задач путем усиления взаимодействия структур, входящих в нее, • открытость - предвидение широкого участия всех субъектов образования в управлении, демократизация форм обучения, воспитания и взаимодействия; • установка на совместное деятельностное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляемого на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз ребенка позиции педагога. Чтобы образовательная среда имела развивающий характер, она должна обеспечить комплекс возможностей для саморазвития субъектов учебного процесса (детей и педагогов). Такой комплекс, по мнению В. Ясвина [7], включает три структурных компонента: - пространственно-предметный (помещение для занятий); - социальный (характер взаимодействия субъектов учебной деятельности); - психодидактический (содержание и методы обучения, обусловленные целью и задачей учебного процесса). Развивающая образовательная среда предполагает направленность принципов, методов, форм организации образования и обучения на достижение наибольшей эффективности развития познавательных возможностей детей. Опираясь на незавершенные циклы психического развития ребенка, развивающая среда формирует умственные способности, самостоятельность детей, интерес к обучению и тому подобное. Ю. Кулюткин, исследуя особенности формирования развивающего образовательного среды, обосновывает его влияние на развитие личности. Формирование развивающей образовательной среды означает ориентацию содержания, форм, методов, средств, характера взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса на личность ребенка, способствует развитию ее интеллектуального, творческого, духовного потенциала, эмоционально-волевых качеств, мышления, общей культуры, формированию способности личности к самостоятельной, активной деятельности. Организация развивающего образовательного среды в целом содержит: создание атмосферы доброжелательности; ориентации на более подготовленных субъектов обучения; предоставление возможности детям самостоятельно работать [10]. В. Ясвин определяет образовательную среду как систему действий и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственной окружении. Развивающая образовательная среда - это такая среда, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса [43, с. 216]. Итак, развивающая предметная среда - это совокупность условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка; это система материальных объектов их деятельности. Создание в дошкольном учреждении полноценной развивающего предметно - игровой среды и обеспечения соответствующей позиции воспитателя в организации деятельности детей - ведущее средство реализации задач современного реформирования образования. Ведь правильно организованная развивающая среда способствует социализации ребенка, влияет на все аспекты его развития.1.2. Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации 1.2.Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации по ФГОС ДО. Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО) Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка4. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть: содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением; возможность самовыражения детей; трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей; полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности; доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению над?жности и безопасность их использования, такими как санитарноэпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.). Также при организации РППС взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям. В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность. Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования. При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать: соответствие общеобразовательной программе ДОО; соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО5; соответствие возрастным возможностям детей; трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей; возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности; вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей; наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды. соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН6. С учетом вышеуказанных требований РППС ДОО должна обеспечивать вариативность на содержательно-педагогическом уровне образовательного процесса. Данная задача решается системно, упорядочивая множество игровых средств ДОО в «систему игровых средств» – «игровую поддержку развития детей» 1.3. Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии детей дошкольного возраста. В дошкольном образовательном учреждении ребенок приобретает опыт эмоционально- практичного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в важных для его развития сферах жизни. Развивающяя предметно-пространственная среда, как известно, - эффективное средство формирования личности ребенка. Значение окружающей среды для детей раннего возраста сложно переоценить. Именно в этот период интенсивно развиваются центральная нервная система, анализаторы, с помощью которых ребенок получает разнообразную информацию из окружающего мира. Психология дошкольника такова, что все должно быть освоено и закреплено ребенком в практической деятельности. Поэтому среда должна выполнять развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, способствовать эмоционально – ценностному, социально – личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Особенностями развивающей предметно-пространственной среды ДОУ является яркость и насыщенность. При знакомстве со средой в первой младшей группе ребенок проходит большой путь в психическом и физическом развитии: осваивает основные сенсорные эталоны, элементарные умственные действия. Обстановку в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров: центр позновательный, центр ручного труда, центр читайки, центр физкультуры и здоровья, центр искусства, центр музыкально- театрализованной деятельности, центр отдыха, центр экологии. В каждый центр имеет свою направленность деятельности и содержит достаточное количество материалов. Так, центр физкультуры и здоровья используется детьми для развития двигательной активности детей, укрепления и сохранения их здоровья. В центре ручного труда детям прививаются первоначальные навыки самообслуживания, самостоятельности. Познакомить малышей с окружающим их миром, способствовать первым восприятиям помогает центр экологии. В центре «читайки» дети знакомятся с любимыми героями с помощью книг, иллюстративных пособий, картин, различных видов театра, дидактических пособий. Но особое значение в данном возрасте придаётся центру познавательного развития. Центр содержит постоянные и добавляемые объекты (дидактические игры, наглядные пособия и материалы). Взаимодействуя с ребёнком педагог ставит перед собой задачи: Формировать общую позновательную способность • Помочь ребенку получить первые представления о различных материалах • Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу • Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением Играя в центре позновательного развития дети осваивать цвет, форму, размер. Они увлечены игрой и не замечают, что вовлечены в процесс обучения, саморазвития. Смоделированная развивающяя предметно-пространственная среда в ДОУ позволяет воспитанникам проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Развивающая предметна-пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. 1.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей познавательное развитие детей раннего возраста Раскрывая вопрос об организации развивающей предметно-пространственной среды, мы связываем возможности его влияния на развитие познавательной активности детей. Исследования, проведенные учеными в последние десятилетия (Н. Поддьяков, А. Поддьяков, К. Крутой, И. Фрейдкин, А. Дьяченко, И. Стеценко, А. Киреева и др.), позволяют выделить новую модификацию познавательной активности - исследовательскую активность. Хотелось бы раскрыть особенности его формирования у детей. Для обеспечения подлинного развития познавательной активности детей раннего возраста, необходимо единство развивающей предметно – пространственной среды и содержательного общения взрослых и детей. Развивающая предметно – пространственная среда функционально моделирует, когда с ней или в ней дети начинают действовать. Иными словами, развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной деятельности, в том числе и развитию познавательной активности, т. е. ребенок действует, значит, он активен, он развивается, вследствие этого и формируется личность. [112]. Каждая деятельность служит у ребенка удовлетворению каких-либо потребностей. Потребности ребенка всегда социально обусловлены, но среди них можно выделить потребности различной направленности: витальные, направленные на жизнеобеспечение; познавательные, определяемые родовым человеческим качеством искать и исследовать новое в своем окружении, близком и далеком; общественные - потребность в общении с другими людьми и другие. Потребность ищет свой предмет, который бы отвечал данной потребности, удовлетворял бы его. Так, познавательная потребность удовлетворяется лишь там, где ее предмет (материальный или духовный) неисчерпаем. Для удовлетворения этой и других потребностей ребенку необходимы объекты деятельности, в которых для него есть какая-то интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Цель, в свою очередь, всегда дана, как писал А. Н. Леонтьев, в определенных условиях. [13-21]. Применительно к проблеме развивающей предметно – пространственной среды это положение конкретизируется через проблемность предметной ситуации действий ребенка. Пример этого - любая головоломка, интересная полоса препятствий на спортивно-игровой площадке или модульно игровая среда. Каждому опытному воспитателю ясно, что основным развивающим моментом перечисленных средств является их проблемность, состоящая в том, что ребенок, действуя с ним, обнаруживает и практически решает целый комплекс задач, возникающих у него по роду деятельности. Иногда он и сам ставит себе эти задачи (особенно благодатна в этом плане игра), ищет способы достижения той или иной цели, что является его первыми шагами творчества, порождает инициативу, активизирует уже имеющиеся знания. Составляющие развивающей среды Каждый педагогический коллектив имеет право продумать свою собственную концепцию построения предметно-развивающей среды с учетом важного условия - обеспечение высокой познавательной активности детей, наполнив его такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, двигательную и другие активности дошкольников. Другими словами создать для ребенка такой предметный мир, который давал бы возможность ребенку реализовать свой внутренний потенциал. Условия реализации педагогических функций предметной среды. Развивающая среда в группе строится согласно программно-методическим требованиям и с обязательным учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Группа уже не напоминает помещение, где все сделано руками воспитателей. Совместимые коллажи демонстрируют плоды самостоятельного творчества. Детские рисунки отражают интересы и достижения воспитанников. Условно групповую комнату можно разделить на центры детской активности, организация работы в которых осуществляется на основе их личного выбора. В ее состав входят микрозоны, или так называемые зоны развития - центры активности «Детский мир», «Библиотека», «Изостудия», «Окошко в природу», «Строительство», «Математическая копилка», «От звука к слову», «В мире музыки», «Этнографический», «Спортивный», «Уголок уединения», «Вместе с семьей». В каждом центре созданы условия для определенного вида деятельности детей. Центры наполнен материалами и игрушками так, чтобы подсказывать детям вид деятельности и способы действий, а в соответствующих игровых зонах - сюжет игры и способ его реализации. Наполнение центров активности способствует целостному гармоничному развитию детской личности. Воспитание и обучение в центрах активности должны иметь развивающий характер, стимулируя детей к активной умственной деятельности. Цель работы в центрах - обеспечить детям возможность самостоятельного выбора, формирование интеллектуальной, творческой, инициативной личности, способной к самостоятельному решению проблем. Проблема выбора учит ребенка не только выжить, но и жить в изменившихся, сложных, вариативных условиях. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в целом или ее отдельные фрагменты – это всегда поле детской деятельности Хорошая развивающая предметно – пространственная среда моделирует функциональное развитие деятельности ребенка, развивает познавательную активность ребенка раннего возраста, что в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к поиску. Таким образом, в детском учреждении, где созданы указанные выше возможности, дети не слоняются без дела, не страдают от отсутствия впечатлений, а стремятся к содержательному деловому и личностному общению со сверстниками и взрослыми. Проблемность предметной ситуации деятельности порождает у детей вопросы, питает их инициативу, воображение, побуждает к творчеству. Можно с уверенностью сказать, что развитие познавательной активности успешнее проходит в том детском учреждении, где создана развивающая предметно – пространственная среда и педагогический коллектив ее активно использует. А так как ранний возраст наиболее синзетивен, как говорилось выше, то и организацию развивающей предметно – пространственной среды необходимо создавать уже в группах раннего возраста. Мы исходим из понимания того, что развивающая среда ДОУ - это комплекс материальных эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей, и служащих интересам и потребностям ребенка, а его элементы (оборудование, игры, дидактическое наполнение) обеспечивают развитие ребенка. Реализация условий познавательной деятельности детей позволяет педагогу создать атмосферу эмоционального удовлетворения, которая порождает радость познания нового. Чтобы повысить интерес, обеспечить активность ребенка, воспитатель задает вопросы, побуждающие де....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: