VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические подходы к изучению роли интернет - ресурсов в формировании жизнестойкости у подростков

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000399
Тема: Теоретические подходы к изучению роли интернет - ресурсов в формировании жизнестойкости у подростков
Содержание
ВВЕДЕНИЕ

            Актуальность изучения проблемы интернет – зависимости очевидна, так как в России и в мире наблюдается рост количества интернет – пользователей.  По этой причине во всем мире очень активно обсуждается данная проблема. Наиболее актуальны исследования психологических последствий чрезмерного увлечения интернет – ресурсами подростков. 
           Проблема интернет-зависимости приобрела большое значение в связи с повсеместным распространением Интернета и стала причиной утраты социальных связей между молодыми людьми, которые предпочитают проведение свободного времени в Сети общению со сверстниками и разрешению конфликтов при непосредственном взаимодействии друг с другом.
           Отдельные аспекты рассматриваемой проблемы в той или иной мере изучались социологами, психологами, педагогами и психиатрами. Среди зарубежных исследований, посвященных феномену интернет-зависимости, особое место занимают работы К.Янг, М.Гриффитс, А.Голдберга, Р.Дэвиса, Дж.Грохола, Д.Гринфилда, К.Суррат, Дж. Морэйхэн-Мартина и  П.Шумахера, Ч.Чу и ряда других авторов.
           В России феномен интернет-зависимости стал предметом изучения только в последнее десятилетие. Среди отечественных исследований особое место занимают работы А.Е.Войскунского, который является одним из первых исследователей, обративших внимание на деятельность людей в Интернете и влияние на них Сети. Этого подхода также придерживаются в своих работах О.Е.Смыслова (специфика переживания опыта потока у хакеров),  А.А.Аветисова  (переживания опыта потока у русскоговорящих игроков в MUD) и О.Д.Бабаева (психологические последствия информатизации). В центре их внимания – исследование воздействия интернет-пользования на личность в разных аспектах (игровой, коммуникативный, познавательный).
           Цель: выявление связи  уровня интернет-зависимости с жизнестойкостью и ее характеристиками в подростковом возрасте
         Объектом исследования является интернет-зависимость в подростковом возрасте.
          Предмет исследования – характер связи уровня интернет-зависимости с жизнестойкостью и ее характеристиками в подростковом возрасте.
    Задачи: 
    1) Изучить теоретические основы роли интернет – ресурсов в формировании жизнестойкости в подростковом возрасте;
    2) Выявить уровень интернет – зависимости в подростковом возрасте и  выраженность жизнестойкости  и ее компонентов у подростков;  
    3) Проанализировать полученные результаты, дать характеристику связи интернет – зависимости с  жизнестойкостью и ее компонентами у подростков.
           В работе были использованы следующие методы: 
    - изучение литературы и теоретический анализ психологического исследования по данной проблеме;
    - эмпирические методы;
    - качественный и количественный анализ полученных результатов;
    - психодиагностические методы, а именно: 
    1) Тест жизнестойкости (Методика С.Мадди, адаптация Д.А.Леонтьева).
    2) Тест для диагностики  интернет – зависимости  (автор - С.А.Кулаков);
    - математические методы статистической обработки данных (программа SPSS, критерий корреляции Спирмена).
    Гипотеза: существует связь между уровнем интернет – зависимости и жизнестойкостью, а именно: чем выше у подростков уровень интернет - зависимости, тем меньше уровень их жизнестойкости.
    Структура работы:  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
    
                












 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РОЛИ ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ПОДРОСТКОВ
1.1  Роль интернет - ресурсов в развитии личности

            Термин «интернет-зависимость» ввёл доктор Айвен  Голдберг в 1996 году для описания длительного нахождения в Интернете. На современном этапе активно обсуждаются актуальные проблемы психологии зависимости, которые связаны с попытками выделения поведенческих форм зависимостей (аддикций). Анализ ведётся на обсуждении проблематики зависимости от Интернета. Фактически ставится вопрос об абсолютных различиях в способах «ухода» из реальной жизни в мир виртуальный путем изменения состояния сознания человека [16].
            В общем, интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом".
           Лица, которые много времени проводят в Интернете, обладают высоким уровнем абстрактного мышления, уверенностью в себе, чувствительностью и эмоциональностью, настороженностью в отношениях с другими людьми, не проявляют конформного поведения (К.Янг и Р.Роджерс).
           Другие авторы (Голдберг, Гриффитс и др.) выделяют такие особенности личности интернет-зависимых, как депрессивность, склонность к одиночеству, скромность и самолюбие. Отмечают также наличие у них негативной коммуникативной установки, тенденции к доминированию, нетерпимости и критики, эгоцентричности, сниженной эмоциональности, замкнутости в отношениях с другими людьми, связанных с подозрительностью и обидчивостью.
           К. Янг выделила в процессе исследования основные пять типов интернет - зависимости, которые выглядят следующим образом:
    * киберсексуальная зависимость – непреодолимое влечение к посещению порно - сайтов и занятию киберсексом;
    * пристрастие к виртуальным знакомствам – чрезмерное количество знакомых и друзей в Сети, постоянные новые знакомства;
    * навязчивая потребность в Сети – игра в азартные игры, (разновидность гемблинга), постоянные покупки или участия в аукционах, участие в разнообразных обсуждениях на форумах;
    * информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;
    * игровая зависимость – навязчивая игра в компьютерные игры в Сети.
            Кимберли Янг приводит следующие четыре симптома интернет-зависимости:
    1. навязчивое желание проверить e-mail;
    2. постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;
    3. жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;
    4. жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет [31].
           Общей чертой интернет-зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:
    Психологические симптомы:
    1.  хорошее самочувствие или эйфория в Интернет - сети;
    2.  невозможность остановиться;
    3.  увеличение количества времени, проводимого в Интернете;
    4.  пренебрежение семьей и друзьями;
    5.  ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
    6.  ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
    7.  проблемы с работой или учебой.
    Физические симптомы:
    1. синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
    2. сухость в глазах;
    3. головные боли по типу мигрени;
    4.  боли в спине;
    5.  нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
    6.  пренебрежение личной гигиеной;
    7.  расстройства сна, изменение режима сна [34].
           В научной литературе выделяют ряд факторов, создающих структуру притягательности Интернета как потенциального аддиктивного агента: 
    1) возможность многочисленных анонимных социальных интеракций; 
    2) виртуальная реализация фантазий и желаний с установлением обратной связи;
     3) нахождение желаемых «собеседников», удовлетворяющих любым требованиям;
     4) возможность установления контактов с новыми лицами и их прерывания; 
    5) неограниченный доступ к информации, к различным видам развлечений; 
    6) участие в различных играх.
           Необходимо отметить, что игровая активность в Интернете также занимает большое место в жизни молодежи. Несмотря на то, что сайты, посвященные этой тематике, в составленном рейтинге не занимают лидирующие места, 97% подростков играют в компьютерные игры (по данным исследовательской группы PewInternet). Такое расхождение во многом объясняется тем, что для участия в онлайн-игре молодым людям зачастую не обязательно посещать ее сайт. Игровая активность для них – это социальная активность, в 76% случаев включающая в себя общение с другими людьми. Интересно, что 42% подростков играют в онлайн - игры с людьми, с которыми они познакомились в обычной жизни, 27%  играют с людьми, с которыми познакомились онлайн, 23% играют и с теми, и с другими [16].
           В социальную ситуацию развития современного молодого человека исследователи включают новый вид активности – в Интернете. В связи с этим возникают вопросы:  является ли Интернет подростковым пространством, может ли активность в Интернете стать для молодых людей адекватным способом для разрешения возрастных задач? На сегодняшний день интерес их к Интернету очень высок. Количество подростков, включенных в различную активность в Интернете, неуклонно росло в течение последних нескольких лет, и, согласно исследованию группы компаний TNS, количество молодежи, использующей Интернет, в России значительно увеличилось в период с 2007 по 2009 гг.
            Интернет-аддикция почти единогласно признается негативным направлением трансформации личности молодого человека, преобразования деятельности, опосредствованной взаимодействием с Интернетом. Для В.Л.Малыгина, Н.С.Хомерики и Е.А.Смирновой факторы риска формирования «интернет-зависимости» связаны со следующими личностными особенностями молодых людей: склонностью к поиску новых ощущений, агрессивностью и тревожностью, асоциальными копинг-стратегиями, эмоциональной отчужденностью, низкой коммуникативной компетентностью и др. Поэтому все подростки - пользователи Интернет пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска [16].
    	Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем у молодежи: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования Интернетом, благодаря которому, подросток вместо стремления «думать» и «учить» предпочитает «искать». Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности, которая побуждает нарушать права человека. Так же, иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни, вследствие чего происходит девальвация нравственности человека [18].
    	Интернет-аддикция почти единогласно признается негативным направлением трансформации личности, преобразования деятельности (ее мотивационных, целеобразующих и операциональных составляющих), опосредствованной взаимодействием с Интернетом [2].
           Интернет-зависимость не наступает мгновенно, она проходит несколько стадий:
          1. Стадия легкой увлеченности.
           Подросток получает удовольствие,  проводя время в интернете, это доставляет ему положительные эмоции. Как доказали ученые, человек стремится повторять действия, доставляющие удовольствие. 
           2. Стадия увлеченности.
            Свидетельством того, что учащийся перешёл на вторую стадию служит возникновение потребности  нахождении в интернете. Эта потребность формируется, как желание уйти от реальности. Игра или общение в интернете приобретают систематический характер. Если по каким-то причинам подросток не может удовлетворить свою потребность в игре, он может предпринять достаточно активные действия для получения желаемого. Если дома не разрешают играть родители, он может, втайне от них, ходить в интернет-клуб, прогуливать уроки, что бы поиграть дома, пока нет родителей и т.п.
             3. Стадия зависимости.
            На эту стадию зависимости от компьютера переходят лишь 10-14% учеников, «зависающих» в интернете.
           На данном этапе происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере личности, происходит изменение самооценки и самосознания.
            4. Стадия привязанности.
            На этой стадии происходит угасание интернет-активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Подросток «держит дистанцию» с компьютером, но полностью отказаться от психологической привязанности к  интернету не может. Стадия привязанности может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.
             Интернет-зависимость в подростковом возрасте, как правило, являет собой один из двух видов: зависимость от социальных сетей или игровую зависимость. Интернет-зависимость в подростковом возрасте довольно распространенная проблема на сегодняшний день. Родители и психологи бьют тревогу, наблюдая, как дети все больше и больше погружаются в виртуальный мир, пытаясь уйти от проблем реальности или в поиске развлечений [17].


1.2.  Понятие о жизнестойкости личности. Структура и модели
         
            Понятие жизнестойкости, введенное Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, находится на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и совладания с ним.
Прикладной аспект жизнестойкости обусловлен той ролью, которую эта личностная переменная играет в успешном противостоянии личности стрессовым ситуациям, прежде всего в профессиональной деятельности. По данным исследований, жизнестойкость оказывается ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов (в том числе хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности.
       В теоретическом отношении понятие жизнестойкости вписывается в систему понятий экзистенциальной теории личности, выступая операционализацией введенного экзистенциальным философом П. Тиллихом понятия «отвага быть». Эта экзистенциальная отвага предполагает готовность «действовать вопреки» — вопреки онтологической тревоге, тревоге потери смысла, вопреки ощущению «заброшенности» (М.Хайдеггер). Именно жизнестойкость позволяет человеку выносить неустранимую тревогу, сопровождающую выбор будущего (неизвестности), а не прошлого (неизменности) в ситуации экзистенциальной дилеммы.
       Концепция жизнестойкости, таким образом, позволяет соотнести исследования в области психологии стресса с экзистенциальными представлениями об онтологической тревоге и способах совладания с ней, предлагая практически эффективный, основанный на экзистенциальных воззрениях ответ на одну из наиболее актуальных проблем конца XX века.
            В отечественной психологии проблема жизненных ситуаций и особо трудных и экстремальных жизненных ситуаций разрабатывается многими авторами, опирающимися на такие понятия, как копинг-стратегии, стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями, посттравматическое стрессовое расстройство: это Н.В.Тарабрина, Н.Н.Пуховский, Ф.Е.Василюк, К. Муздыбаев, В.Лебедев, М.М.Решетников, Ц.П.Короленко, Ю.А.Александровский. Данная проблематика по большей части рассматривается в направлении профилактики психических нарушений, возникающих в результате воздействия экстремальных факторов.
            В современной отечественной психологии предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совладание с жизненными трудностями [1].
           Одним из первых и наиболее убедительных исследований, основанных на конструкте жизнестойкости, явилось лонгитюдное исследование менеджеров крупной телекоммуникационной компании штата Иллинойс (Illinois Be Teephone Company — IВТ). Стрессогенная ситуация в компании возникла вследствие изменений в законодательстве, регулирующем телекоммуникационный бизнес в США. В результате этих изменений всем предприятиям отрасли предстояли значительные сокращения персонала в течение нескольких месяцев, о чем было заранее известно. Эта ситуация провоцировала реакции дистресса, соматические заболевания и психические нарушения у многих работников, ожидающих решения своей судьбы [21].
            Вопросы жизнестойкости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Дезинтеграцию личности понимают как потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей. Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье[17].
             На возникновение стресса влияют различные факторы: врожденная уязвимость организма (например, склонность к различным заболеваниям), внешние события, убеждения подростка, его умение совладать со стрессовой ситуацией. Влияние первых двух факторов не всегда подвластно контролю, однако развитие трансформационных копинг-стратегий и жизнестойкости способствует смягчению их последствий — собственно стресса. Жизнестойкие убеждения, с одной стороны, влияют на оценку ситуации — благодаря готовности активно действовать и уверенности в возможности влиять на ситуацию она воспринимается как менее травматичная. С другой стороны, жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей. Она стимулирует заботу о собственном здоровье и благополучии (например, ежедневная зарядка, соблюдение диеты и т.п.), за счет чего напряжение и стресс, испытываемые подростком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям[21].
        С.Мадди различает регрессивное и трансформационное совладание со стрессом. Трансформационное совладание, в отличие от регрессивного, подразумевает открытость новому, готовность действовать и активность в стрессовой ситуации. Он описывает пять основных механизмов, благодаря которым проявляется буферное влияние жизнестойкости на развитие заболеваний и снижение эффективности деятельности оценка жизненных изменений как менее стрессовых; создание мотивации к трансформационному совладанию; усиление иммунной реакции; усиление ответственности по отношению к практикам здоровья; поиск активной социальной поддержки, способствующей трансформационному совладанию.
            Психологическая устойчивость является сложным и емким качеством личности. В него объединен целый комплекс способностей, широкий круг разно уровневых явлений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости [  ]. 
           Л.В.Куликов, доктор психологических наук, описывая психологическую устойчивость личности, на передний план выводит три ее аспекта:
    - стойкость, стабильность;
    - уравновешенность, соразмерность;
    -  сопротивляемость (резистентность).
         Наиболее полно и точно понятие жизнестойкости описал С. Мадди. Она  представляет собой систему убеждений человека о себе, о мире и об отношениях с ним, которая состоит из 3 компонентов (вовлеченности, контроля, принятия риска) и способствует оценке событий как менее травматических и успешному совладению со стрессом.
           Эрик Берн определяет жизненный сценарий как неосознаваемый план жизни, составленный в детстве, закрепленный родителями и реализующийся так, как было заложено изначально. 
            Сценарии относятся к области явлений переноса, то есть являются производными, точнее, адаптациями инфантильных реакций и опытов. Согласно данной теории, индивид бессознательно выбирает те формы поведения, которые соответствуют его сценарию. Авторы условно выделяют три группы жизненных сценариев: проигрышные, безвыигрышные и выигрышные.
           Человек с проигрышным сценарием не достигает заявленной цели, при этом речь идет также и о сопутствующем чувстве удовлетворенности. Субъект с безвыигрышным или банальным сценарием ничего не проигрывает и ничего не выигрывает, не рискует и предпочитает плыть по течению, а выигрывающий достигает заявленной цели, которая приносит ему чувство удовлетворения, успеха и не вызывает внутреннего напряжения [1].
    	Жизнестойкость – это система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации. В одной и той же ситуации человек с высокой жизнестойкостью реже испытывает стресс и лучше справляется с ним. Жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска [2].
             Понятие жизнестойкости аналогично понятию «отвага быть», введенному П.Тиллихом в рамках экзистенциализма — направления в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, не сводимой к общим схемам. Экзистенциальная отвага предполагает готовность «действовать вопреки» - вопреки онтологической тревоге, тревоге потери смысла, вопреки ощущению «заброшенности» (М.Хайдеггер). Именно жизнестойкость позволяет человеку выносить неустранимую тревогу, сопровождающую выбор будущего (неизвестности), а не прошлого (неизменности) в ситуации экзистенциальной дилеммы.
          Выраженность жизнестойкости в целом и ее компонентов препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания, копинг - стратегий (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых.
            Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.
           Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь [3].
           Принятие риска (challenge) - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.
            Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для увеличения вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.
             Мадди, американский психолог,  подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Можно говорить как об индивидуальных различиях каждого из трех компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимости их согласованности между собой и с общей (суммарной) мерой жизнестойкости. 
            В подростковом и юношеском возрасте на первый план в развитии жизнестойкости выходят навыки саморегуляции, которые постепенно начинают управляться смыслами (самоконтроль). 
        Согласно результатам экспериментальных исследований,  жизнестойкость положительно коррелирует с совладающим поведением (копинг-поведение) - формой поведения, отражающей готовность индивида решать жизненные проблемы. Оно направлено на приспособление к обстоятельствам и предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность [5].
            Одним из сензитивных периодов формирования жизнестойкости является подростковый возраст, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным.
             Появление концепции жизнестойкости и одноименного теста Д.А.Леонтьева в отечественной психологии, привлекло внимание современных исследователей, занимающихся проблемой преодоления, адаптации. Стали появляться эмпирические исследования жизнестойкости личности при переживании кризисов возраста                  (Харитонова, 2008), людей с ограниченными возможностями (Медведева, 2008), людей с неизлечимыми заболеваниями (Ахмеров, 2008). Исследуется жизнестойкость людей помогающих профессий (Сцетишин, 2008). Проводятся исследования компонентов жизнестойкости во взаимосвязи с индивидуально-личностными проявлениями и возрастными особенностями (Богомаз, 2006, Дробинина, 2007)  и т.п.
             В подростковом и юношеском  возрасте большое значение приобретает развитие жизненных навыков, социальных умений,  создающих высокий уровень «Я могу»; эффективные способы мыслительной деятельности (дивергентное мышление); развитие ценностно-смысловых структур личности.
    
1.3. Характеристика подросткового возраста в психологии

            Подростковый возраст — период завершения детства, вырастания из него. Обычно он связан с хронологическим возрастом с 10  до 14—15 лет.
            Начинается период отрочества с изменения социальной ситуации развития. В психологии это возрастной этап называют переходным, трудным, критическим возрастом, на что есть много  оснований для такого утверждения.
            Представляется, что наиболее правильно определены границы подросткового возраста в периодизации онтогенеза, предложенной Д.Б.Элькониным, в которой в отличие от всех вышеупомянутых периодизаций, акцент делается не на физическом развитии организма, а на появлении новых психических образований, обуславливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливается между 10-15 годами (Д.Б.Эльконин, 1971).  Подростковый возраст необходимо рассматривать не как отдельно взятый этап, а в динамике развития, поскольку без знания закономерностей развития ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих силу этого развития, невозможно выявить психические особенности подростка, а тем самым выработать психологические рекомендации по его воспитанию [18].
            Существуют разногласия между учеными в определении хронологических границ подросткового возраста. В рамках отечественной психологии Д.Б. Эльконин  предложил выделять 2 возраста: младший подростковый возраст, который начинается в 11 – 12 лет и заканчивается в 15 лет, и старший подростковый возраст, который длится от 15 до 17 лет.
           Психологические особенности возраста определяются комплексом обстоятельств, прежде всего общественными условиями и образом жизни подростка, воспитанием и характером его практической деятельности. В этот период происходит поиск новой деятельности. И от того, какая деятельность станет ведущей в жизни подростка, зависит становление его личности.
            Подросток - это развивающая личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для него вопросы: "Кто я?", "Зачем я?", "Для кого я?" и "Каков я?". В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека [28, с.172].
           Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя Интернет, подросток вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать". Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни - происходит девальвация нравственности [5, с.36].
           Подростковый возраст – один из самых противоречивых по своему внутреннему содержанию: границы возраста, задачи возраста, основные новообразования, ведущая деятельность, социальная ситуация развития в этом возрасте до сих пор являются дискуссионными. Если рассматривать границы возраста максимально широко, то получается, что подростковый возраст – это период от 11 до 17 лет, разделяемый внутри на собственно подростковый возраст (11–15 лет) и раннюю юность (15–17 лет) [8; 9]. В задачи возраста, по мнению различных исследователей, входят и формирование чувства взрослости, и становление ответственного действия, и профессиональное самоопределение, и формирование идентичности, и углубленная ориентация в отношениях и нормах социальной действительности.
             Как подросток может решить все эти задачи? Для этого у него имеется совсем небольшой набор ведущих типов деятельности: учение в школе, интимно-личностное общение, проектная деятельность. Относительно социальной ситуации развития многие авторы отмечают, что для подросткового возраста на данный момент в обществе еще не сформировано адекватного пространства, которое в полной мере соответствовало бы задачам психологического и социального сопровождения подростков при освоении возрастных задач.
             Подростковый возраст – период онтогенеза, соответствующий началу перехода от детства к юности. Он относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных осуществляемых ими видов деятельности (учебной, производственной, занятий различными видами творчества, спорта и т.д.). Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер [17].
            Из всех периодов развития ребенка подростковый возраст является самым трудным и даже опасным. Это тот самый период, который породил понятия «проблема отцов и детей» и «конфликт поколений». 
    	Согласно концепции Ж.Пиаже, в данном возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели.  С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются. 
            Характерной чертой возраста является амбивалентность и парадоксальность его психической жизни. Эта черта проявляется в  неожиданной смене веселости – унынием, уверенности в себе – застенчивостью и трусостью, эгоизма – альтруизмом, общительности – замкнутостью и т.д. 
           Ключевой проблемой этого периода Л.С.Выготский, советский психолог, называл проблему интересов подростка, когда имеет место разрушение и отмирание прежних групп (доминант) интересов и развитие новых. К ним он относил «эгоцентрическую доминанту» (интерес подростка к собственной  личности), «доминанту дали» (доминирование широких интересов, устремленных в будущее, над сегодняшними, текущими интересами), «доминанту усилия» (тяга к сопротивлению, преодолению, волевым усилиям, что нередко проявляется в упрямстве, протесте, хулиганстве), «доминанту романтики» (стремление к неизвестному, рискованному, героическому) [11].
           Наиболее характерной чертой подросткового поведения и психологического состояния, наиболее часто переживаемой подростками, является резкое ухудшение поведения. Это проявляется в негативизме (желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям, взрослым и т.п.
            По мнению А.Е.Личко, характерной чертой поведения подростков является реакция эмансипации, т.е. выраженное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых. Однако далеко не всегда эмансипация принимает форму оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости. 
         Наряду с реакцией эмансипацией А.Е.Личко, советский психиатр, выделяет в качестве специфически подростковой реакцию группирования со сверстниками, которая представляет собой оборотную сторону первой. Эта реакция, при всей своей кажущейся для взрослых бессмыслицей, по-видимому, отвечает каким-то эмоциональным потребностям подростков [1].
           Подросток — это постоянно развивающая личность, которая ищет ответы на жизненно-важные для него вопросы: «Кто я?", «Зачем я?", «Для кого я?" и «Каков я?". В подростковом возрасте индивид выходит на совершенно новую социальную позицию, в то время, как у него формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как будет протекать его социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в том, как сформируются его социальные установки.
           Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. В возрастной физиологии критические периоды рассматриваются с точки зрения возможности нарушения нормального хода развития, а в психологии этим термином обозначается чувствительность ребенка к формированию воздействий. В отличии от стабильных, критические периоды являются поворотными пунктами развития, когда в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности [1]. 
           Известно, что важнейшим психологическим новообразованием данного возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Таким образом, подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений [23]. 
                Кризис подросткового возраста связан с перестройкой организма. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, эмоциональный фон становится нестабильным. В связи  с этим может появлят.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44