- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические подходы к изучению роли интернет - ресурсов в формировании жизнестойкости у подростков
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000399 |
Тема: | Теоретические подходы к изучению роли интернет - ресурсов в формировании жизнестойкости у подростков |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Актуальность изучения проблемы интернет – зависимости очевидна, так как в России и в мире наблюдается рост количества интернет – пользователей. По этой причине во всем мире очень активно обсуждается данная проблема. Наиболее актуальны исследования психологических последствий чрезмерного увлечения интернет – ресурсами подростков. Проблема интернет-зависимости приобрела большое значение в связи с повсеместным распространением Интернета и стала причиной утраты социальных связей между молодыми людьми, которые предпочитают проведение свободного времени в Сети общению со сверстниками и разрешению конфликтов при непосредственном взаимодействии друг с другом. Отдельные аспекты рассматриваемой проблемы в той или иной мере изучались социологами, психологами, педагогами и психиатрами. Среди зарубежных исследований, посвященных феномену интернет-зависимости, особое место занимают работы К.Янг, М.Гриффитс, А.Голдберга, Р.Дэвиса, Дж.Грохола, Д.Гринфилда, К.Суррат, Дж. Морэйхэн-Мартина и П.Шумахера, Ч.Чу и ряда других авторов. В России феномен интернет-зависимости стал предметом изучения только в последнее десятилетие. Среди отечественных исследований особое место занимают работы А.Е.Войскунского, который является одним из первых исследователей, обративших внимание на деятельность людей в Интернете и влияние на них Сети. Этого подхода также придерживаются в своих работах О.Е.Смыслова (специфика переживания опыта потока у хакеров), А.А.Аветисова (переживания опыта потока у русскоговорящих игроков в MUD) и О.Д.Бабаева (психологические последствия информатизации). В центре их внимания – исследование воздействия интернет-пользования на личность в разных аспектах (игровой, коммуникативный, познавательный). Цель: выявление связи уровня интернет-зависимости с жизнестойкостью и ее характеристиками в подростковом возрасте Объектом исследования является интернет-зависимость в подростковом возрасте. Предмет исследования – характер связи уровня интернет-зависимости с жизнестойкостью и ее характеристиками в подростковом возрасте. Задачи: 1) Изучить теоретические основы роли интернет – ресурсов в формировании жизнестойкости в подростковом возрасте; 2) Выявить уровень интернет – зависимости в подростковом возрасте и выраженность жизнестойкости и ее компонентов у подростков; 3) Проанализировать полученные результаты, дать характеристику связи интернет – зависимости с жизнестойкостью и ее компонентами у подростков. В работе были использованы следующие методы: - изучение литературы и теоретический анализ психологического исследования по данной проблеме; - эмпирические методы; - качественный и количественный анализ полученных результатов; - психодиагностические методы, а именно: 1) Тест жизнестойкости (Методика С.Мадди, адаптация Д.А.Леонтьева). 2) Тест для диагностики интернет – зависимости (автор - С.А.Кулаков); - математические методы статистической обработки данных (программа SPSS, критерий корреляции Спирмена). Гипотеза: существует связь между уровнем интернет – зависимости и жизнестойкостью, а именно: чем выше у подростков уровень интернет - зависимости, тем меньше уровень их жизнестойкости. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РОЛИ ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ПОДРОСТКОВ 1.1 Роль интернет - ресурсов в развитии личности Термин «интернет-зависимость» ввёл доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания длительного нахождения в Интернете. На современном этапе активно обсуждаются актуальные проблемы психологии зависимости, которые связаны с попытками выделения поведенческих форм зависимостей (аддикций). Анализ ведётся на обсуждении проблематики зависимости от Интернета. Фактически ставится вопрос об абсолютных различиях в способах «ухода» из реальной жизни в мир виртуальный путем изменения состояния сознания человека [16]. В общем, интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом". Лица, которые много времени проводят в Интернете, обладают высоким уровнем абстрактного мышления, уверенностью в себе, чувствительностью и эмоциональностью, настороженностью в отношениях с другими людьми, не проявляют конформного поведения (К.Янг и Р.Роджерс). Другие авторы (Голдберг, Гриффитс и др.) выделяют такие особенности личности интернет-зависимых, как депрессивность, склонность к одиночеству, скромность и самолюбие. Отмечают также наличие у них негативной коммуникативной установки, тенденции к доминированию, нетерпимости и критики, эгоцентричности, сниженной эмоциональности, замкнутости в отношениях с другими людьми, связанных с подозрительностью и обидчивостью. К. Янг выделила в процессе исследования основные пять типов интернет - зависимости, которые выглядят следующим образом: * киберсексуальная зависимость – непреодолимое влечение к посещению порно - сайтов и занятию киберсексом; * пристрастие к виртуальным знакомствам – чрезмерное количество знакомых и друзей в Сети, постоянные новые знакомства; * навязчивая потребность в Сети – игра в азартные игры, (разновидность гемблинга), постоянные покупки или участия в аукционах, участие в разнообразных обсуждениях на форумах; * информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам; * игровая зависимость – навязчивая игра в компьютерные игры в Сети. Кимберли Янг приводит следующие четыре симптома интернет-зависимости: 1. навязчивое желание проверить e-mail; 2. постоянное ожидание следующего выхода в Интернет; 3. жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет; 4. жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет [31]. Общей чертой интернет-зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой: Психологические симптомы: 1. хорошее самочувствие или эйфория в Интернет - сети; 2. невозможность остановиться; 3. увеличение количества времени, проводимого в Интернете; 4. пренебрежение семьей и друзьями; 5. ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; 6. ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; 7. проблемы с работой или учебой. Физические симптомы: 1. синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); 2. сухость в глазах; 3. головные боли по типу мигрени; 4. боли в спине; 5. нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; 6. пренебрежение личной гигиеной; 7. расстройства сна, изменение режима сна [34]. В научной литературе выделяют ряд факторов, создающих структуру притягательности Интернета как потенциального аддиктивного агента: 1) возможность многочисленных анонимных социальных интеракций; 2) виртуальная реализация фантазий и желаний с установлением обратной связи; 3) нахождение желаемых «собеседников», удовлетворяющих любым требованиям; 4) возможность установления контактов с новыми лицами и их прерывания; 5) неограниченный доступ к информации, к различным видам развлечений; 6) участие в различных играх. Необходимо отметить, что игровая активность в Интернете также занимает большое место в жизни молодежи. Несмотря на то, что сайты, посвященные этой тематике, в составленном рейтинге не занимают лидирующие места, 97% подростков играют в компьютерные игры (по данным исследовательской группы PewInternet). Такое расхождение во многом объясняется тем, что для участия в онлайн-игре молодым людям зачастую не обязательно посещать ее сайт. Игровая активность для них – это социальная активность, в 76% случаев включающая в себя общение с другими людьми. Интересно, что 42% подростков играют в онлайн - игры с людьми, с которыми они познакомились в обычной жизни, 27% играют с людьми, с которыми познакомились онлайн, 23% играют и с теми, и с другими [16]. В социальную ситуацию развития современного молодого человека исследователи включают новый вид активности – в Интернете. В связи с этим возникают вопросы: является ли Интернет подростковым пространством, может ли активность в Интернете стать для молодых людей адекватным способом для разрешения возрастных задач? На сегодняшний день интерес их к Интернету очень высок. Количество подростков, включенных в различную активность в Интернете, неуклонно росло в течение последних нескольких лет, и, согласно исследованию группы компаний TNS, количество молодежи, использующей Интернет, в России значительно увеличилось в период с 2007 по 2009 гг. Интернет-аддикция почти единогласно признается негативным направлением трансформации личности молодого человека, преобразования деятельности, опосредствованной взаимодействием с Интернетом. Для В.Л.Малыгина, Н.С.Хомерики и Е.А.Смирновой факторы риска формирования «интернет-зависимости» связаны со следующими личностными особенностями молодых людей: склонностью к поиску новых ощущений, агрессивностью и тревожностью, асоциальными копинг-стратегиями, эмоциональной отчужденностью, низкой коммуникативной компетентностью и др. Поэтому все подростки - пользователи Интернет пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска [16]. Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем у молодежи: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования Интернетом, благодаря которому, подросток вместо стремления «думать» и «учить» предпочитает «искать». Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности, которая побуждает нарушать права человека. Так же, иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни, вследствие чего происходит девальвация нравственности человека [18]. Интернет-аддикция почти единогласно признается негативным направлением трансформации личности, преобразования деятельности (ее мотивационных, целеобразующих и операциональных составляющих), опосредствованной взаимодействием с Интернетом [2]. Интернет-зависимость не наступает мгновенно, она проходит несколько стадий: 1. Стадия легкой увлеченности. Подросток получает удовольствие, проводя время в интернете, это доставляет ему положительные эмоции. Как доказали ученые, человек стремится повторять действия, доставляющие удовольствие. 2. Стадия увлеченности. Свидетельством того, что учащийся перешёл на вторую стадию служит возникновение потребности нахождении в интернете. Эта потребность формируется, как желание уйти от реальности. Игра или общение в интернете приобретают систематический характер. Если по каким-то причинам подросток не может удовлетворить свою потребность в игре, он может предпринять достаточно активные действия для получения желаемого. Если дома не разрешают играть родители, он может, втайне от них, ходить в интернет-клуб, прогуливать уроки, что бы поиграть дома, пока нет родителей и т.п. 3. Стадия зависимости. На эту стадию зависимости от компьютера переходят лишь 10-14% учеников, «зависающих» в интернете. На данном этапе происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере личности, происходит изменение самооценки и самосознания. 4. Стадия привязанности. На этой стадии происходит угасание интернет-активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Подросток «держит дистанцию» с компьютером, но полностью отказаться от психологической привязанности к интернету не может. Стадия привязанности может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. Интернет-зависимость в подростковом возрасте, как правило, являет собой один из двух видов: зависимость от социальных сетей или игровую зависимость. Интернет-зависимость в подростковом возрасте довольно распространенная проблема на сегодняшний день. Родители и психологи бьют тревогу, наблюдая, как дети все больше и больше погружаются в виртуальный мир, пытаясь уйти от проблем реальности или в поиске развлечений [17]. 1.2. Понятие о жизнестойкости личности. Структура и модели Понятие жизнестойкости, введенное Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, находится на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и совладания с ним. Прикладной аспект жизнестойкости обусловлен той ролью, которую эта личностная переменная играет в успешном противостоянии личности стрессовым ситуациям, прежде всего в профессиональной деятельности. По данным исследований, жизнестойкость оказывается ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов (в том числе хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности. В теоретическом отношении понятие жизнестойкости вписывается в систему понятий экзистенциальной теории личности, выступая операционализацией введенного экзистенциальным философом П. Тиллихом понятия «отвага быть». Эта экзистенциальная отвага предполагает готовность «действовать вопреки» — вопреки онтологической тревоге, тревоге потери смысла, вопреки ощущению «заброшенности» (М.Хайдеггер). Именно жизнестойкость позволяет человеку выносить неустранимую тревогу, сопровождающую выбор будущего (неизвестности), а не прошлого (неизменности) в ситуации экзистенциальной дилеммы. Концепция жизнестойкости, таким образом, позволяет соотнести исследования в области психологии стресса с экзистенциальными представлениями об онтологической тревоге и способах совладания с ней, предлагая практически эффективный, основанный на экзистенциальных воззрениях ответ на одну из наиболее актуальных проблем конца XX века. В отечественной психологии проблема жизненных ситуаций и особо трудных и экстремальных жизненных ситуаций разрабатывается многими авторами, опирающимися на такие понятия, как копинг-стратегии, стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями, посттравматическое стрессовое расстройство: это Н.В.Тарабрина, Н.Н.Пуховский, Ф.Е.Василюк, К. Муздыбаев, В.Лебедев, М.М.Решетников, Ц.П.Короленко, Ю.А.Александровский. Данная проблематика по большей части рассматривается в направлении профилактики психических нарушений, возникающих в результате воздействия экстремальных факторов. В современной отечественной психологии предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совладание с жизненными трудностями [1]. Одним из первых и наиболее убедительных исследований, основанных на конструкте жизнестойкости, явилось лонгитюдное исследование менеджеров крупной телекоммуникационной компании штата Иллинойс (Illinois Be Teephone Company — IВТ). Стрессогенная ситуация в компании возникла вследствие изменений в законодательстве, регулирующем телекоммуникационный бизнес в США. В результате этих изменений всем предприятиям отрасли предстояли значительные сокращения персонала в течение нескольких месяцев, о чем было заранее известно. Эта ситуация провоцировала реакции дистресса, соматические заболевания и психические нарушения у многих работников, ожидающих решения своей судьбы [21]. Вопросы жизнестойкости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Дезинтеграцию личности понимают как потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей. Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье[17]. На возникновение стресса влияют различные факторы: врожденная уязвимость организма (например, склонность к различным заболеваниям), внешние события, убеждения подростка, его умение совладать со стрессовой ситуацией. Влияние первых двух факторов не всегда подвластно контролю, однако развитие трансформационных копинг-стратегий и жизнестойкости способствует смягчению их последствий — собственно стресса. Жизнестойкие убеждения, с одной стороны, влияют на оценку ситуации — благодаря готовности активно действовать и уверенности в возможности влиять на ситуацию она воспринимается как менее травматичная. С другой стороны, жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей. Она стимулирует заботу о собственном здоровье и благополучии (например, ежедневная зарядка, соблюдение диеты и т.п.), за счет чего напряжение и стресс, испытываемые подростком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям[21]. С.Мадди различает регрессивное и трансформационное совладание со стрессом. Трансформационное совладание, в отличие от регрессивного, подразумевает открытость новому, готовность действовать и активность в стрессовой ситуации. Он описывает пять основных механизмов, благодаря которым проявляется буферное влияние жизнестойкости на развитие заболеваний и снижение эффективности деятельности оценка жизненных изменений как менее стрессовых; создание мотивации к трансформационному совладанию; усиление иммунной реакции; усиление ответственности по отношению к практикам здоровья; поиск активной социальной поддержки, способствующей трансформационному совладанию. Психологическая устойчивость является сложным и емким качеством личности. В него объединен целый комплекс способностей, широкий круг разно уровневых явлений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости [ ]. Л.В.Куликов, доктор психологических наук, описывая психологическую устойчивость личности, на передний план выводит три ее аспекта: - стойкость, стабильность; - уравновешенность, соразмерность; - сопротивляемость (резистентность). Наиболее полно и точно понятие жизнестойкости описал С. Мадди. Она представляет собой систему убеждений человека о себе, о мире и об отношениях с ним, которая состоит из 3 компонентов (вовлеченности, контроля, принятия риска) и способствует оценке событий как менее травматических и успешному совладению со стрессом. Эрик Берн определяет жизненный сценарий как неосознаваемый план жизни, составленный в детстве, закрепленный родителями и реализующийся так, как было заложено изначально. Сценарии относятся к области явлений переноса, то есть являются производными, точнее, адаптациями инфантильных реакций и опытов. Согласно данной теории, индивид бессознательно выбирает те формы поведения, которые соответствуют его сценарию. Авторы условно выделяют три группы жизненных сценариев: проигрышные, безвыигрышные и выигрышные. Человек с проигрышным сценарием не достигает заявленной цели, при этом речь идет также и о сопутствующем чувстве удовлетворенности. Субъект с безвыигрышным или банальным сценарием ничего не проигрывает и ничего не выигрывает, не рискует и предпочитает плыть по течению, а выигрывающий достигает заявленной цели, которая приносит ему чувство удовлетворения, успеха и не вызывает внутреннего напряжения [1]. Жизнестойкость – это система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации. В одной и той же ситуации человек с высокой жизнестойкостью реже испытывает стресс и лучше справляется с ним. Жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска [2]. Понятие жизнестойкости аналогично понятию «отвага быть», введенному П.Тиллихом в рамках экзистенциализма — направления в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, не сводимой к общим схемам. Экзистенциальная отвага предполагает готовность «действовать вопреки» - вопреки онтологической тревоге, тревоге потери смысла, вопреки ощущению «заброшенности» (М.Хайдеггер). Именно жизнестойкость позволяет человеку выносить неустранимую тревогу, сопровождающую выбор будущего (неизвестности), а не прошлого (неизменности) в ситуации экзистенциальной дилеммы. Выраженность жизнестойкости в целом и ее компонентов препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания, копинг - стратегий (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых. Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь [3]. Принятие риска (challenge) - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование. Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для увеличения вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды. Мадди, американский психолог, подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Можно говорить как об индивидуальных различиях каждого из трех компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимости их согласованности между собой и с общей (суммарной) мерой жизнестойкости. В подростковом и юношеском возрасте на первый план в развитии жизнестойкости выходят навыки саморегуляции, которые постепенно начинают управляться смыслами (самоконтроль). Согласно результатам экспериментальных исследований, жизнестойкость положительно коррелирует с совладающим поведением (копинг-поведение) - формой поведения, отражающей готовность индивида решать жизненные проблемы. Оно направлено на приспособление к обстоятельствам и предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность [5]. Одним из сензитивных периодов формирования жизнестойкости является подростковый возраст, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным. Появление концепции жизнестойкости и одноименного теста Д.А.Леонтьева в отечественной психологии, привлекло внимание современных исследователей, занимающихся проблемой преодоления, адаптации. Стали появляться эмпирические исследования жизнестойкости личности при переживании кризисов возраста (Харитонова, 2008), людей с ограниченными возможностями (Медведева, 2008), людей с неизлечимыми заболеваниями (Ахмеров, 2008). Исследуется жизнестойкость людей помогающих профессий (Сцетишин, 2008). Проводятся исследования компонентов жизнестойкости во взаимосвязи с индивидуально-личностными проявлениями и возрастными особенностями (Богомаз, 2006, Дробинина, 2007) и т.п. В подростковом и юношеском возрасте большое значение приобретает развитие жизненных навыков, социальных умений, создающих высокий уровень «Я могу»; эффективные способы мыслительной деятельности (дивергентное мышление); развитие ценностно-смысловых структур личности. 1.3. Характеристика подросткового возраста в психологии Подростковый возраст — период завершения детства, вырастания из него. Обычно он связан с хронологическим возрастом с 10 до 14—15 лет. Начинается период отрочества с изменения социальной ситуации развития. В психологии это возрастной этап называют переходным, трудным, критическим возрастом, на что есть много оснований для такого утверждения. Представляется, что наиболее правильно определены границы подросткового возраста в периодизации онтогенеза, предложенной Д.Б.Элькониным, в которой в отличие от всех вышеупомянутых периодизаций, акцент делается не на физическом развитии организма, а на появлении новых психических образований, обуславливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливается между 10-15 годами (Д.Б.Эльконин, 1971). Подростковый возраст необходимо рассматривать не как отдельно взятый этап, а в динамике развития, поскольку без знания закономерностей развития ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих силу этого развития, невозможно выявить психические особенности подростка, а тем самым выработать психологические рекомендации по его воспитанию [18]. Существуют разногласия между учеными в определении хронологических границ подросткового возраста. В рамках отечественной психологии Д.Б. Эльконин предложил выделять 2 возраста: младший подростковый возраст, который начинается в 11 – 12 лет и заканчивается в 15 лет, и старший подростковый возраст, который длится от 15 до 17 лет. Психологические особенности возраста определяются комплексом обстоятельств, прежде всего общественными условиями и образом жизни подростка, воспитанием и характером его практической деятельности. В этот период происходит поиск новой деятельности. И от того, какая деятельность станет ведущей в жизни подростка, зависит становление его личности. Подросток - это развивающая личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для него вопросы: "Кто я?", "Зачем я?", "Для кого я?" и "Каков я?". В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека [28, с.172]. Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя Интернет, подросток вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать". Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни - происходит девальвация нравственности [5, с.36]. Подростковый возраст – один из самых противоречивых по своему внутреннему содержанию: границы возраста, задачи возраста, основные новообразования, ведущая деятельность, социальная ситуация развития в этом возрасте до сих пор являются дискуссионными. Если рассматривать границы возраста максимально широко, то получается, что подростковый возраст – это период от 11 до 17 лет, разделяемый внутри на собственно подростковый возраст (11–15 лет) и раннюю юность (15–17 лет) [8; 9]. В задачи возраста, по мнению различных исследователей, входят и формирование чувства взрослости, и становление ответственного действия, и профессиональное самоопределение, и формирование идентичности, и углубленная ориентация в отношениях и нормах социальной действительности. Как подросток может решить все эти задачи? Для этого у него имеется совсем небольшой набор ведущих типов деятельности: учение в школе, интимно-личностное общение, проектная деятельность. Относительно социальной ситуации развития многие авторы отмечают, что для подросткового возраста на данный момент в обществе еще не сформировано адекватного пространства, которое в полной мере соответствовало бы задачам психологического и социального сопровождения подростков при освоении возрастных задач. Подростковый возраст – период онтогенеза, соответствующий началу перехода от детства к юности. Он относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных осуществляемых ими видов деятельности (учебной, производственной, занятий различными видами творчества, спорта и т.д.). Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер [17]. Из всех периодов развития ребенка подростковый возраст является самым трудным и даже опасным. Это тот самый период, который породил понятия «проблема отцов и детей» и «конфликт поколений». Согласно концепции Ж.Пиаже, в данном возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются. Характерной чертой возраста является амбивалентность и парадоксальность его психической жизни. Эта черта проявляется в неожиданной смене веселости – унынием, уверенности в себе – застенчивостью и трусостью, эгоизма – альтруизмом, общительности – замкнутостью и т.д. Ключевой проблемой этого периода Л.С.Выготский, советский психолог, называл проблему интересов подростка, когда имеет место разрушение и отмирание прежних групп (доминант) интересов и развитие новых. К ним он относил «эгоцентрическую доминанту» (интерес подростка к собственной личности), «доминанту дали» (доминирование широких интересов, устремленных в будущее, над сегодняшними, текущими интересами), «доминанту усилия» (тяга к сопротивлению, преодолению, волевым усилиям, что нередко проявляется в упрямстве, протесте, хулиганстве), «доминанту романтики» (стремление к неизвестному, рискованному, героическому) [11]. Наиболее характерной чертой подросткового поведения и психологического состояния, наиболее часто переживаемой подростками, является резкое ухудшение поведения. Это проявляется в негативизме (желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям, взрослым и т.п. По мнению А.Е.Личко, характерной чертой поведения подростков является реакция эмансипации, т.е. выраженное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых. Однако далеко не всегда эмансипация принимает форму оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости. Наряду с реакцией эмансипацией А.Е.Личко, советский психиатр, выделяет в качестве специфически подростковой реакцию группирования со сверстниками, которая представляет собой оборотную сторону первой. Эта реакция, при всей своей кажущейся для взрослых бессмыслицей, по-видимому, отвечает каким-то эмоциональным потребностям подростков [1]. Подросток — это постоянно развивающая личность, которая ищет ответы на жизненно-важные для него вопросы: «Кто я?", «Зачем я?", «Для кого я?" и «Каков я?". В подростковом возрасте индивид выходит на совершенно новую социальную позицию, в то время, как у него формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как будет протекать его социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в том, как сформируются его социальные установки. Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. В возрастной физиологии критические периоды рассматриваются с точки зрения возможности нарушения нормального хода развития, а в психологии этим термином обозначается чувствительность ребенка к формированию воздействий. В отличии от стабильных, критические периоды являются поворотными пунктами развития, когда в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности [1]. Известно, что важнейшим психологическим новообразованием данного возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Таким образом, подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений [23]. Кризис подросткового возраста связан с перестройкой организма. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, эмоциональный фон становится нестабильным. В связи с этим может появлят....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: