VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Актуальные теоретические подходы к процессам активизации и ослабления экономической роли государства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000946
Тема: Актуальные теоретические подходы к процессам активизации и ослабления экономической роли государства
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РОЛИ ГОСУДАРСТВА	5
1.1. Роль экономической функции государства	5
1.2. Актуальные теоретические подходы к процессам активизации и ослабления экономической роли государства	12
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ	20
2.1. Актуальные проблемы антимонопольной политики РФ на современном этапе	20
2.2. Анализ эффективности антимонопольной политики России	27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ	35
ПРИЛОЖЕНИЕ	37
















ВВЕДЕНИЕ 
    Актуальность. Изучение экономической роли государства является неотъемлемой частью экономической науки и образования. Отечественная экономическая наука переживает на сегодняшний день новый этап. В Российской Федерации продолжает формироваться рыночная экономика. В результате современных экономических реформ складывается крайне нерациональная, а также деформированная в своих основах система хозяйствования, которая имеет мало общего с нормальной рыночной экономической системой. 
    В данной ситуации регулирующую роль государства характеризует искаженность образа, который далёк от того, каким он должен быть в условиях цивилизованной рыночной экономики. Данное обстоятельство усложняет изучение проблем государственного регулирования экономики России. Многие инструменты экономической политики российского государства находятся в состоянии становления. С развитием рыночных отношений и повышением уровня их зрелости, с более полным приведением в действие движущих сил рыночного механизма будет претерпевать изменения и государственное регулирование экономики. Экономические функции государства во все большей мере будут сосредотачиваться на усилении роли рынка, на смягчении его «провалов», на более полной реализации неуклонно возрастающей взаимосвязи экономических и социальных отношений.
    После радикальных рыночных преобразований стала признаваться необходимость усиления экономической роли государства. Но это усиление  должно идти не в направлении продолжения прежнего экономического курса и усиления деформации рыночных отношений, а в направлении кардинальной корректировки рыночных преобразований.
    Проблема государственного вмешательства в экономику является,  основной  для любого  государства,  независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.
    Объект исследования – механизм государственного регулирования в экономике.
    Предмет исследования – экономическая роль государства.
    Цель исследования состоит в изучении роли государства в экономике. 
    В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
    -рассмотреть причины государственного вмешательства в рыночную экономику;
    - выделить роль экономической функции государства
    -рассмотреть актуальные теоретические подходы к процессам активизации и ослабления экономической роли государства;
    -выделить актуальные проблемы антимонопольной политики РФ на современном этапе;
    -провести анализ эффективности антимонопольной политики России.
Методы исследования:
    -обработка, анализ научных источников;
    -анализ научной литературы по исследуемой проблеме.




























ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РОЛИ ГОСУДАРСТВА

1.1. Роль экономической функции государства
     Основные, наиболее важные направления деятельности государства проявляются в его функциях. В функциях государства выражается его сущность, та роль, которую государство играет в основных направлениях общественного развития и удовлетворения потребностей граждан, функции нашего государства реализуются в основных направлениях деятельности внутри страны и на международной арене.
     К внутренним функциям государства относятся: 
     – экономическая, которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства к рыночной экономике;
     – социальная, выражающаяся в совершенствовании общественных отношений, обеспечении всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;
     – культурно-воспитательная, направленная на формирование человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;
     – охрана правопорядка, которая заключается в неуклонном проведении в жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, в охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;
     – природоохранительная (экологическая) функция, направленная на защиту окружающей среды.
     К внешним функциям государства относятся1: 
     – оборона страны;
     – взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами;
     – межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государств;
     – культурное и научно-техническое сотрудничество.
     В настоящее время деление на внутренние и внешние функции утрачивает свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства, исследование космоса и др.) и наоборот.
     Стандартные функции государства — функции органов власти, не зависящие от политического строя, государственного устройства в стране и проводимой социально-экономической политики, реализация которых осуществляется исключительно органами власти на неконкурентной основе полностью за счет бюджетного финансирования.
     К ним относятся:
     – Реализация государственного управления на соответствующей территории
     – Обеспечение обороноспособности государства и внешней безопасности
     – Обеспечение внутренней безопасности и правопорядка
     – Социальная защита населения
     – Поддержание макроэкономической стабильности
     – Реализация межгосударственного сотрудничества
     – Устранение последствий чрезвычайных ситуаций, природных катаклизмов
     Нестандартные функции государства — функции, содержание и состав которых определяется степенью развития рыночных отношений, приоритетами и конечными целями проводимой государством социально-экономической политики, реализация которых осуществляется в форме индивидуализированных благ.
     К данным функция относятся:
     – Финансовая поддержка предприятий национальной экономики
     – Развитие инфраструктуры
     – Общедоступное и профессиональное образование
     – Социальное обслуживание населения
     – Поддержка культуры и искусства, развитие здравоохранения
     – Развитие науки и инноваций2
     Функции государства осуществляются его органами. Выполнение функций обеспечивается всем государственным механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства, подразделяемых на виды:
     – органы государственной власти;
     – органы государственного управления;
     – суды.
     Орган государства выступает составной частью государственного аппарата, он наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, правом действовать от имени государства, опираясь в случае необходимости на содействие аппарата принуждения. Органом государства может быть должностное лицо, выступающее представителем органа государственного управления.
     Государство является единственным общественным институтом, который способен выражать и обеспечивать интересы не только ныне живущего, но и будущих поколений. Это касается вопросов экологии, сохранности природных ресурсов, внешней задолженности. Но в данном случае неизбежно возникает вопрос: как государство защищает интересы последующих поколений, если оно накопило задолженность, которую эти последующие поколения должны выплачивать? Каждый рождающийся в нашей стране ребенок должен иностранным кредиторам около 1000 долларов. Понятно, что это нарушение прав человека. И все же ни один из общественных институтов не способен так эффективно защищать интересы будущих поколений, как государство. Однако большую проблему составляет правильность выбора органами государственного управления своих целей и приоритетов.
     Какие функции выполняет государство? Разумеется, важнейшими из них являются обеспечение безопасности страны от внешних угроз и защита своих граждан. На государстве также лежит забота о здоровье и образовании граждан. Кроме того, государственные органы должны управлять обществом, в частности, путем принятия законов.
     Мы объединим все эти сферы деятельности и назовем их организационной функцией государства. Понятно, что ее осуществление должно обеспечиваться определенными финансовыми ресурсами.
     Второй важнейшей функцией государства является социальная. Согласно статьи 7 действующей Конституции РФ наше государство является социальным. Это значит, что оно должно гарантировать определенный уровень дохода своим гражданам, т. е. проводить активную политику доходов, а также помогать людям, которые не способны обеспечить свое существование собственным трудом. Помощь таким людям осуществляется за счет бюджетных средств. Кроме того, в нашей стране действует система обязательного социального страхования. Ее финансовой базой являются государственные социальные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Социальная функция государства выражается в обеспечении развития образования и здравоохранения. На эти цели выделяются значительные финансовые ресурсы.
     Третья важнейшая функция государства — экономическая. Она является предметом дискуссии. Высказывается мнение, что государство не должно активно участвовать в экономической жизни. В частности, так считают сторонники либеральной экономики. Представители кейнсианства, напротив, доказывают необходимость воздействия государственной политики на хозяйственные процессы.
     Ответ на вопрос о том, чьи аргументы весомее, зависит от конкретной исторической ситуации. Возьмем в качестве примера 30-е гг. ХХ в. Какие производства определяли в тот период ход экономического развития? Транспорт, энергетика, металлургия. Частное предпринимательство не всегда было в состоянии обеспечить требуемую концентрацию капитала в этих отраслях. Оно не хотело рисковать своими деньгами, если не было уверено в устойчивости спроса.
     Поэтому государство было вынуждено инвестировать в промышленность бюджетные средства. Такую политику проводил президент Рузвельт в США, так поступали европейские правительства.3
     Именно в 30-е гг. проявились широкие возможности централизованной экономики. СССР достиг в этот период наивысших в мире темпов экономического роста.
     Однако ситуация стала резко меняться в начале 60-х гг. Научно-технический прогресс не требовал большой концентрации капитала. Высокую эффективность и мобильность демонстрировали малые и средние предприятия, обеспечивающие простор для частной инициативы. В таких условиях капиталовложения государства в реальный сектор стали излишними. Но большое значение приобрели государственные инвестиции в образование и фундаментальную науку.
     Возможно ли предполагать, что в будущем ситуация вновь изменится, и государство будет вынуждено инвестировать в реальный сектор? Да, это может произойти при изменении направления развития производительных сил. Например, если в будущем потребуются колоссальные инвестиции для предотвращения экологических катастроф или разработки альтернативных источников энергии.
     Следовательно, экономическая функция государства в долгосрочной перспективе определяется особенностями развития производительных сил.
     Кроме того, аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, государство обеспечивает корректировку рыночного механизма, воздействует на формирование доходов и функционирование рынков.
     Таким образом, организационная, социальная и экономическая функции обусловливают необходимый объем финансовых ресурсов, структуру расходов бюджета и соответствующую структуру его доходов.
     Функции государства в смешанной экономике
     Все экономические системы, которые существуют в реальном мире являются смешанными (с усиленным влиянием государства или рынка).
     В таких системах государство и рыночная система делят между собой ответственность за выполнение пяти экономических функций:
     – Формирование и осуществление правовой и социальной деятельности
     – Поддержание конкуренции на рынках
     – Перераспределение доходов
     – Перераспределение ресурсов
     – Стабилизация экономики страны
     Данные экономические функции способствуют укреплению и упрощению работы рыночной системы, модифицируют чистый капитализм в направлении достижения экономических и социальных целей общества.
     В ходе макроэкономического регулирования государство выполняет следующие экономические функции: 
     Разрабатывает и утверждает правовые основы экономики
     Определяет приоритеты макроэкономического развития т.е. выделяет среди макроэкономических целей те, которые являются важнейшими на данном этапе экономического развития.
     Обеспечивает нормальные условия для работы рыночного механизма, в том числе осуществляет антимонопольную политику.
     Осуществляет регулирование экономической деятельности для достижения поставленных целей на основе проведения определённой экономической политики
     Дополняет рыночный механизм в тех сферах экономической деятельности, где недостаточная эффективность.
     Решает проблемы социальной защиты населения, обеспечивая его социально-экономические права и более справедливо распределяя доходы между членами общества.
     Роль рынка в такой системе второстепенно, т.к. главным ориентиром в деятельности предприятия становится 5 летний план, в котором центр задаёт все параметры хозяйственной деятельности, включая цены. Таким образом, государство сверху жёстко контролирует предприятия, лишая их какой-либо хозяйственной самостоятельности.
     В условиях рынка всю информацию о направлениях хозяйственной деятельности производитель получает через жизнеспособную систему цен на ресурсы, товары и услуги.
     Рынок регулирует деятельность предпринимателей и фирм, а государство функционирование рынка, исходя из его собственных законов.
     Это означает минимальное вмешательство государства в деятельность предприятий и рынка и то лишь в том случае, когда возникают нежелательные явления, с которыми рынок справиться не в состоянии (война, экономические кризисы, инфляция, стихийные бедствия, массовая безработица и т.д.)
     Государство является одним из участников хозяйственной жизни, но последствия его действий для экономики несравнимы с воздействием фирм или домохозяйств. Как правило, действия государства сконцентрированы вне рыночного сектора и имеют свои особенности. Чтобы эффективно действовать, государство должно располагать необходимыми средствами, получаемыми преимущественно в виде налогов, и использовать их для реализации заявленных целей.
     Действия государства как отдельного экономического субъекта уже рассматривались в курсе микроэкономики, но для полноты картины будет уместно вспомнить о них. Традиционно существует два подхода к пониманию роли государства. Первый из них описывает стратегию невмешательства — государство должно делать только то, с чем рынок не в состоянии справиться сам. Так, Милтон Фридмен, основатель современного монетаризма считает, что государство должно, во-первых, поддерживать законность функционирования хозяйственной системы, во-вторых, выполнять роль третейского судьи в различных спорах, и в-третьих, обеспечить функционирование денежной системы.
     На этом роль государства заканчивается, остальное сделает рынок и механизм конкуренции.4
     Второй подход отводит государству гораздо большую и значительную роль: 
     – установление и защита права собственности;
     – борьба с провалами рынка;
     – перераспределение ресурсов.
     Под провалами рынка понимают такие ситуации, в которых рынок не может действовать эффективно.
     Еще одна важная задача государства — обеспечение справедливости и установление определенного уровня равенства членов общества. Эту задачу решает функция перераспределения. Через налоговую систему изымается часть доходов богатого населения и передается бедной части.
     Подводя итоги, можно сказать, что государство воздействует на экономику, преодолевая провалы рынка и осуществляя перераспределение доходов и ресурсов. Способность государства предоставлять общественные блага и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми оно располагает. Главным источником доходов для государства являются налоги.
     
1.2. Актуальные теоретические подходы к процессам активизации и ослабления экономической роли государства
     Распространение и утверждение рыночных принципов контрастно обозначили вопрос об изменении роли государства в регулирования хозяйственных процессов, как в национальном, так и в глобальном масштабах. Особую остроту проблема оптимизации роли государства приобрела на рубеже ХХ–ХХI веков вследствие возникновения новых и обострения существовавших проблем процесса регулирования, которые могут быть решены или смягчены лишь при активном государственном воздействии. Для России и других постсоциалистических стран внимание к экономической роли государства усиливается в связи с поиском оптимальной роли последнего, как в трансформационных процессах, так и в становлении новой модели экономического роста.
     Среди различных подходов к анализу экономической роли государства в современной рыночной системе можно выделить три наиболее существенные. Во-первых, рассмотрение проблемы с позиции мирового хозяйства, его нынешних структур, тенденций и закономерностей его развития. Данный подход предполагает исследование экономических функций государства в рамках общей экономической теории, включая все ее составные части и направления. Во-вторых, проблему следует раскрыть на национальном уровне. Для современной национальной экономики крайне важно выявить специфику российского перехода от плановой экономики к рыночной. Иными словами, представляется целесообразным теоретическое обоснование и предметное определение конечных целей в движении от всеобщего огосударствления к оптимальному государственному хозяйству и к стабилизации рыночного развития в целом. В-третьих, следует учесть, что ни в одной современной развитой стране не существуют чисто рыночных отношении.
     Фактически как в национальном, так и в глобальном масштабах сложилась смешанная экономика. Сугубо рыночные отношения существовать не могут, ибо любое национальное хозяйство опирается на многообразие форм собственности и видов предпринимательства, на сочетание различных видов экономического регулирования (рыночного, корпоративного, государственного, международного), когда государство одновременно выступает и как органичный элемент данной системы, и как гарант ее существования и функционирования. При этом важно обратить внимание на своеобразие функций рынка и государства в процессе становления и развития смешанной экономики.
     Известно, что в теории рынка выделяются сферы, где имеют место так называемые «провалы рынка», т.е. неспособность рыночных механизмов самостоятельно решать определенные проблемы экономики и общества. В свою очередь, при исследовании смешанной экономики, в которой государству отводится не последняя роль, возникает потребность анализировать «провалы государственного регулирования» – выявлять сегменты экономики, где эффективность государственного присутствия ниже эффективности рыночной мотивации соответствующей деятельности.
     Одним словом, смешанная экономика не означает безграничного вмешательства государства в хозяйственную жизнь, а предполагает органичное включение государственных институтов в социально-экономические процессы. Современное государство, рассматриваемое со стороны его экономических функций, едино в трех аспектах: как собственник, предприниматель и гарант рыночной системы и демократического устройства общества. Все эти аспекты, так или иначе, выражаются в том, насколько государство участвует в создании и перераспределении стоимости в национальной экономике. В нормальных, не кризисных условиях государство причастно к обоим процессам, обуславливающим воспроизводство и экономический рост.
     Однако проблема оптимизации экономической роли государства очень сложна и дискуссионна. В отечественной экономической литературе и среди зарубежных исследователей занимающихся экономикой нашей страны развернулась острая дискуссия о путях ее выхода из кризисного состояния. Центральное место в этой дискуссии занимает само государство, его роль в происходящих трансформационных процессах, его экономическая стратегия и тактика. Понятно, что функций государства в трансформирующейся экономике отличны от его функций в сложившейся рыночной системе. Однако и в том и другом случаях как свидетельствует экономическая теория и показывает опыт развития стран с рыночной экономикой, государство не может и не имеет право занимать пассивную позицию. Между тем российская действительность последних двух десятилетий характеризуется именно значительным ослаблением экономической роли государства. В настоящее время (особенно после преодоления финансового 2008–2009 гг. кризиса) стало ясно, что «коренное изменение дел в нашей стране возможно лишь при условии принятия на себя государством принципиально большей ответственности за трансформационный процесс, разработку и реализацию адекватной модели экономического роста».5
     Усиление роли государства в этих процессах означает:
     – уменьшение роли субъективного фактора в регулировании экономики и совершенствование законодательной базы экономического развития и повышение ее действенности;
     – обеспечение эффективного управления государственной собственностью при оптимальном ее размере;
     – использование подлинно рыночного механизма, оптимально сочетающего конкуренцию и регулирование;
     – формирование социальных стабилизаторов общественного развития;
     – обеспечение приоритета национальных интересов при расширении мирохозяйственных связей.
     В исторической ретроспективе, «ни в одной стране рыночная мотивация сама по себе не является, и не была гарантом решения экономических проблем; особенно остро это ощущается в начале нынешнего столетия, когда глобализация рынка выводит все страны на остроконкурентное экономическое поле, где национальное государство становится решающим фактором устойчивости национального бизнеса в мировом хозяйстве».
     Необходимость повышения экономической роли государства в России обусловлена также совмещением реформационных преобразований с процессами государственного регулирования экономики. Однако тезис об усилении экономической роли государства в условиях глобализации и переходного состояния экономики России нуждается в определенных уточнениях. Механизмы глобализации являются объектом серьезных исследований, творческих споров и разногласий экономистов и политиков.
     Некоторые исследователи склонны полагать, что господство транснациональных корпораций (ТНК) и крупнейших банков, бесконтрольное движение финансового капитала позволяют говорить об исчезновении государственного суверенитета, превращающегося лишь в виртуальную реальность, о неспособности государства эффективно влиять на экономическое и социальное развитие. В этой связи правомочен вывод: «Раньше хозяйство практически каждой страны представляло собой самовоспроизводящуюся систему. Теперь такая система – только мировое хозяйство в целом. Наличие транснационального капитала фактически сводит на нет попытки регулировать внутрихозяйственные финансовые рынки – кейнсианские и монетаристские методы оказываются бесполезными. При этом сама роль национального государства отходит на второй план, транснациональный капитал находится вне юрисдикции этих государств. Надежды на регулирующую роль национального рынка бессмысленны в условиях глобализации».6
     Представляется, что подобные выводы, по крайней мере, на нынешней стадии глобализации, хотя и основаны на некоторых реальных процессах и тенденциях, все же преждевременны и категоричны. На наш взгляд далеко не все так однозначно и определенно. По мнению многих исследователей, роль национальных государств в регулировании экономических процессов в условиях глобализации не только сохраняется, но и усиливается в связи с возникновением новых функций.
     Значительное место отводится роли национального государства в условиях глобализации.
     В книге лауреата Нобелевской премии в области экономики Дж. Стиглица: «Я всегда отстаивал сбалансированный взгляд на роль государства, признавая ограничения и провалы, как рыночного механизма, так и государства, но всегда предполагая, что они действуют совместно, на условиях партнерства, причем рамки этого партнерства определяются по-разному для различных стран в зависимости от уровня их политического и экономического развития». Рассматривая взаимоотношения государства и рынков как взаимодополняющие, Дж. Стиглиц выдвигает идею «вторичного изобретения государства» – государства более эффективного и отзывчивого, специальные интервенции которого как лучший способ борьбы с провалами рынка должны упреждать возникновение проблем и корректировать их, если они появились. «Вторичное изобретение государства» становится событием нового века. Извлекая уроки из прошлого, отбрасывая излишние функции и добавляя новые, диктуемые интересами дополнения рынка и обеспечения справедливости в обществе, государство призвано играть определяющую роль в эффективном и справедливом функционировании любой экономики. Дж. Стиглиц наделяет государство чертами и свойствами, необходимыми в новых условиях. В частности, «информационная экономика с ее более точным анализом рынков труда, капитала и товаров позволяет конструировать макроэкономические модели, которые дают возможность глубже исследовать причины безработицы, объяснить флуктуации, рецессии и депрессии».7
     Основной целью государственного регулирования экономики является обеспечение экономического роста и социального благополучия населения страны. В политических и экономических кругах российского общества в последние годы утвердились в основном два подхода к консолидации национального экономического роста: институциональный подход (акцент на создание институтов способствующих экономическому росту) и дирижистский – (усиление прямого участия государства в хозяйственной жизни).
     Сторонники институциональной модели консолидации экономического роста (С. Авдашева, А. Шаститко и др.) скептически относятся к возможностям выработки единой промышленной политики и отраслевых приоритетов экономического развития. Предполагается, что государство в современном постиндустриальном мире в принципе не может определить, какие секторы экономики будут приоритетными в средне- и долгосрочной перспективе. К тому же потенциал стать лидером8
     «Локомотивом» роста национальной экономики имеют сегодня практически все сектора без исключения. «Промышленная политика доминирует над конкурентной в том случае, если вся система институтов в экономике подчиняется соображени-ям обеспечения максимально благоприятного положения тех отраслей, которые рассматриваются в качестве «локомотивов» экономического роста».9 Здесь неявно, но предполагается, что угнетение остальных отраслей экономики служит платой за быстрое развитие «приоритетных отраслей».
     Среди экономической научной общественности значительно больше сторонников дирижистской модели экономического роста. В рамках дирижистского подхода к проблемам государственного регулирования экономики за последние годы сформировалась так называемая «рентная» концепция экономического развития. Эта концепция предполагает перераспределение природной ренты между отраслями и в первую очередь в пользу высокотехнологичных отраслей для обеспечения их устойчивого развития. Если использовать эффективные рентные принципы налогообложения, то в руках государства окажутся мощные финансовые ресурсы, которые можно направить на развитие проблемных отраслей экономики страны, в том числе на модернизацию и инновацию основного капитала. Иными словами, реализация «рентной» концепций роста требует проведения со стороны государства активной промышленной инвестиционной политики.
     Государственная инвестиционная политика и государственная инвестиционная деятельность – один из ключевых моментов любой дирижистской политики. Признается объективным, что государству необходимо вкладывать деньги в те секторы экономики, которые недостаточно привлекательны для частного бизнеса, но способны дать мощный импульс экономическому росту. Сторонники инвестиционной активности государства не отрицают институциональный подход к проблематике экономического роста. Однако они считают, что институциональные реформы достаточно длительны, следовательно, их влияние на ускорение экономического роста опосредовано значительными, практически непредсказуемым временным лагом. Иное дело прямые инвестиции, которые сказываются на росте хозяйственной активности практически немедленно. 
     Как мы отметили выше, в подходах к консолидации экономического роста на современном этапе реформ взаимодействуют институциональный и дирижистский подход. Это и понятно: дирижистский подход, связанный с активным вмешательством государства в экономику не может быть реализован без соответствующих институтов (инвестиционных, налогово-кредитных, таможенного, тарифного и нетарифного регулирования). Возможность сочетания институционального и дирижистских подходов к проблемам консолидации экономического роста неодинаково оценивается многими исследователями, так как, по их мнению, институциональный подход рассматривается как альтернатива дирижистскому – прямому государственному вмешательству. Однако хозяйственная практика последнего десятилетия показала, что «наиболее весомые результаты достигаются именно в тех случаях, когда два концептуальных подхода выступают как необходимое условие реализации экономической роли государства».
     Современная экономика, по определению, рассматривается как система взаимозависимых и взаимодействующих сил, среди которых принципиальную роль играет государство как регулятор процесса формирования новых социальных и хозяйственных связей, эффективный собственник, а не рядовой рыночный субъект. Творчески развивая данное положение, как следствие можно констатировать, что прагматичная экономическая политика государства, прежде всего, заключается в регулировании характера взаимодействия этих сил.
     Таким образом, практически во всех экономически самостоятельных государствах, в том числе и в современной России, идет поиск механизмов оптимизации экономической роли государства и частнохозяйственной инициативы. Однако оптимального сочетания сил рыночного механизма и государственного регулирования в долгосрочной перспективе не удалось достичь практически нигде, что приводит к постоянному пересмотру позиций политических сил и экономической науки на взаимоотношения экономики и государства, и как правило, влечет за собой переход от действующей, например, дирижистской модели экономической политики к либеральной или наоборот.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ

2.1. Актуальные проблемы антимонопольной политики РФ на современном этапе
     Экономика не может быть эффективной без активной роли государства. Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают историю и традиции, масштабы страны и многие другие факторы. Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка, но и с борьбой против монополизации рынка. Определяя направления государственного регулирования, мы говорим об экономике, находясь в переходном состоянии, оказавшейся в затяжном кризисе, во многом носящий неклассический, нетрадиционный характер.
     Он связан с разрывом глубинных воспроизводственных связей в экономике, с развитием спада производства в разрушение экономических структур. Центральный вопрос государственного регулирования – проблема разработки социально-экономических преобразований в стране с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов.
     Система государственного регулирования экономики, которая сложилась во всех промышленно развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурентной среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование – это важнейшая часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование – это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на местах и в степени, разрешенной применимым законодательством, для установления и реализации правил ведения хозяйственной деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
     
     Это вовсе не означает, что государство может воздержаться от регулирования естественных монополий, поскольку их бесконтрольная деятельность может нанести вред экономике. Данные структуры пытаются решить свои проблемы путем повышения тарифов и цен.
     Последствия для экономики страны являются самыми разрушительными. Издержки производства в других районах увеличивается, растут неплатежи, межрегиональных связей парализованы. Естественный характер монопольного положения создает возможность для эффективной работы, но не гарантирует, что эти возможности будут реализованы на практике.
     Основной путь борьбы с негативными аспектами естественных монополий – это государственный контроль после ценообразования в естественной монополии и после того, как объем производства.
     Ценовое регулирование естественных монополий требует обязательной привязки максимальной величины цен на продукцию монополиста. В данном случае последствия этого регулирования действий непосредственно зависят от конкретного уровня, на котором цены фиксированы. Еще одна сложная проблема, связанная естественных монополий, относится к их статусу: следует ли этим компаниям быть государственными или частными? Истоки этой проблемы связаны с тем, что естественные монополии являются весьма специфическим субъектом экономики, который никогда не функционировал на чисто рыночных принципах. Если естественные монополии исключают конкуренцию, если потребитель абсолютно лишен выбора, хотя многие другие механизмы функционирования рынка сломаны, не лучше ли управлять естественными монополиями не как частными, а как государственными предприятиями? Традиционные аргументы в пользу национализации связаны с тем, что на государственном предприятии легче проводить правительственную политику по ценам, тарифам, объемам производства
     Государственная собственность исключает монополистические злоупотребления с целью обогащения владельцев. Аргументы против нац.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44