- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические подходы к изучению личности несовершеннолетних, страдающих наркотической зависимостью
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000837 |
Тема: | Теоретические подходы к изучению личности несовершеннолетних, страдающих наркотической зависимостью |
Содержание
Содержание Введение……………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические подходы к изучению личности несовершеннолетних, страдающих наркотической зависимостью………………………………………..7 1.1. Общая характеристика проблемы наркомании несовершеннолетних ……...7 1.2. Психологические предпосылки употребления наркотических веществ в подростковом возрасте …………………………………………………………….17 1.3. Организация исследования. Описание методов исследования……………..29 Глава 2. Индивидуально - психологические особенности несовершеннолетних наркозависимых осужденных мужского пола и организация психопрофилактической работы с ними………………………………………….38 2.1. Анализ результатов эмпирического исследования индивидуально- психологических особенностей несовершеннолетних наркозависимых осужденных мужского пола……………………………………………………….38 2.2. Профилактика наркозависимости у несовершеннолетних осужденных мужского пола………………………………………………………………………58 Заключение………………………………………………………………….............71 Список литературы…………………………………………………………………73 Приложение…………………………………………………………………………76 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования обусловлена тем, что согласно результатам многочисленных исследований, проведенных не только за рубежом, но и в нашей стране, наркомания из проблемы отдельных людей превратилась в трагедию общества. Так, социологи говорят о «нормализации» наркотиков в молодежной среде. «Нормализация» - обытовление, введение в повседневность, выведение наркотических практик из дискурса «исключительности», экстраординарности, редкости и констатация их широкого распространения, превращения в обычную, привычную, «нормальную» черту молодежного досуга. По результатам социологических опросов в начале-середине 90-х годов пробовали наркотики 1-5% 15-17-летних, в 2008 году - 20-30%, а в 2015 году – уже 47%. Россия сегодня оказалась в состоянии эпидемии наркомании подростковой и даже детской. По данным Минздрава России, количество потребителей наркотиков сейчас составляет 700 тыс. человек. Это статистические данные, реально же численность потребителей наркотических веществ превышает этот показатель в 10-12 раз. Подростки в 7,5 раз чаще попадают в зависимость от наркотиков. По социологическим опросам 47% нашей молодёжи пробовали наркотик, а 46% - имеют знакомых, поражённых этим недугом. Возраст впервые попробовавших наркотики снизился с 15-17 лет до 9-13 лет, зарегистрированы случаи приема наркотиков детьми 6-7 лет. С ростом числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами, увеличивается объём негативных медико-социальных последствий наркомании: возросшая смертность, увеличение числа суицидальных попыток, увеличение числа болезней, сопутствующих наркомании, ВИЧ-инфекции, инфекционных гепатитов, венерических заболеваний, туберкулёза, увеличение количества преступлений, совершённых в наркотическом опьянении и числа лиц, отбывающих наказание в воспитательных колониях за различные преступления [29, с.3]. По данным мониторинга, проводимого с несовершеннолетними осуждёнными в ВК, в 2015 г. каждый 4-5-й несовершеннолетний осуждённый уже неоднократно употреблял наркотики. А по результатам последнего исследования- 76% воспитанников сталкивались с употреблением наркотиков. Лишь единицы подростков, содержащихся в ВК, не пробовали наркотики. Успешность ресоциализации данной категории осужденных во многом зависит от эффективности психокоррекционной, профилактической работы психолога пенитенциарного учреждения. В этом ему, несомненно, помогут знания индивидуально-психологических особенностей личности несовершеннолетних осужденных, страдающих наркотической зависимостью. Этими аспектами обусловлена актуальность темы дипломного исследования. Объектом исследования являются психологические особенности личности несовершеннолетних осужденных. Предметом исследования являются индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних осужденных, имеющих наркотическую зависимость. Цель исследования заключается в изучении психологических особенностей личности несовершеннолетних осужденных, имеющих наркотическую зависимость, составлении их личностных характеристик и разработке предложений по проведению профилактической работы психолога пенитенциарного учреждения с данной категорией. Исходя из указанной цели, были поставлены и разрешены следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ проблемы наркомании как социально-психологического явления в обществе на основе теоретических исследований последних лет. 2. Выявить психологические предпосылки употребления наркотических веществ несовершеннолетними осужденными. 3. Предложить методику изучения индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних осужденных, имеющих наркотическую зависимость. 4. Определить основные психологические особенности личности несовершеннолетних осужденных, имеющих наркотическую зависимость. 5. Предложить основные направления психопрофилактической работы с несовершеннолетними осужденными, имеющих наркотическую зависимость. Теоретической основой исследования. Изучения индивидуально-психологических особенностей наркозависимых несовершеннолетних осужденных мужского пола является мало изученной, поэтому для написания работы послужили следующие работы, которые позволили рассмотреть данную проблематику. Это работы Д.В. Колесова, Л.Х.Казакова, Г.В. Плешкова, Н.С. Курека, А.Е. Личко, В.С. Битенский, В.В. Барцалкина, А.И. Ушатикова, Б.Б. Казака, В.Ф. Пирожкова, А.Д. Глоточкина. В дипломной работе мы опираемся на следующие методологические принципы отечественной психологии: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип системного и личностного подхода, принцип субъектной активности. Методы исследования. В качестве методов исследования для изучения индивидуально-психологических особенностей наркозависимых несовершеннолетних осужденных мужского пола в работе использовались: 16 - ти факторный личностный опросник Р. Кеттелла; тест измерения психических свойств Айзенка; проективная методика «Несуществующее животное»; метод «Незаконченные предложения» Сакса и Леви. Также для обработки эмпирического материала применялись математический метод, подсчет результатов строился на основе среднего арифметического (получая при этом усредненные значения по каждому фактору) и «углового преобразования Фишера» (для выявления значимых различий). Гипотеза исследования состоит в том, что наркозависимость формирует у несовершеннолетних осужденных мужского пола специфические свойства личности, обуславливающие негативные направления поведения указанных осужденных в воспитательной колонии, что должно учитываться при проведении профилактической работы с ними. Научная новизна исследования: по результатам анализа индивидуально-психологических особенностей наркозависимых несовершеннолетних осужденных представлен общий алгоритм профилактической работы психолога воспитательной колонии с данной категорией лиц. Практическая значимость исследования обусловлена полученной характеристикой индивидуально-психологических особенностей личности наркозависимых несовершеннолетних осужденных мужского пола, что в дальнейшем позволит эффективно использовать первичные методы профилактики наркоманий среди несовершеннолетних осужденных. Основные положения выносимые на защиту: 1. Психологические особенности личности заключенных, больных наркоманией, во многом обусловлены особенностью протекания заболевания, его высокой степенью стигматизации и нахождением в местах лишения свободы. 2. Наиболее значимыми в симптомокомплексе индивидуально-психологических особенностей личности несовершеннолетних осужденных, имеющих наркотическую зависимость, являются проявление агрессивности и тревожности. 3. Комплекс методов, позволяющих выявить особенности личности несовершеннолетних осужденных, имеющих наркотическую зависимость. 4. Предложенный нами тренинг наряду с иными мерами профилактической работы с несовершеннолетними осужденными, имеющими наркотическую зависимость, способствует снижению агрессивности и тревожности и как следствие общей психологической зависимости от наркотиков. Структура дипломной работы: обусловлена объектом и предметом исследования, а также поставленной целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СТРАДАЮЩИХ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ 1.1. Общая характеристика проблемы наркомании несовершеннолетних Очень важной, с точки зрения многих специалистов, работающих в области профилактики и реабилитации химически зависимых, в вопросе отказа или прекращения наркопотребления является активная позиция (основанная на желании уйти от наркотиков) самого человека. Так, А.М.Карпов пишет: «Предмет запрета - наркотик, а также алкоголь и табак - нужно сделать предметом добровольного отвержения...». Продолжение этой фразы: «...это очень просто и быстро сделать...» - если учесть факты, приведенные выше, может вызвать, по меньшей мере, крайнее удивление: «Достаточно 30-минутных интеллектуальных усилий, для того, чтобы узнать правду о действии наркотиков на организм и об истинных причинах распространенности этих «химических источников радости»». Сегодня в России просматриваются следующие особенности и тенденции подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма [29, с.38-39]. - рост объемов наркотических веществ на рынке и их доступность; - высокий темп роста наркомании, особенно детской и подростковой; - значительное расширение ассортимента наркотиков и алкогольных напитков, нарастающее распространение героина, кокаина и синтетических наркотиков; - полинаркомания (употребление всего подряд в немыслимых сочетаниях); - тенденция к омоложению, более раннему возрасту употребления наркотических веществ; - широкая доступность так называемых вовлекающих наркотиков и включение их в молодежную субкультуру, что обеспечивает рекламу наркотиков и снижение «порога страха» перед их применением, существование налаженной системы вовлечения в употребление наркотиков детей и подростков, изменение структуры наркомании от болезни, характерной для определенного круга лиц (социально неблагополучные, страдающие психическими нарушениями, имеющие криминальное прошлое), к состоянию, характерному для большей части молодежи; - все возрастающий страх взрослых и стремление дистанцироваться, уйти от проблем подростковой и юношеской наркомании и наркоманов, переложить все ее решения на правоохранительные органы; - наркомания на сегодняшний день стала основным источником распространения венерических заболеваний и даже СПИДа. Так в обществе, особенно в среде подростков существует несколько групп препятствии относительно информаций о наркотиках, их способах применения, влияния на организм и психику. Можно выделить следующие группы препятствий: мифы по поводу психоактивных веществ [7, с.5]: 1. Миф о слабых и безопасных видах наркотиков; 2. Мифы о зависимости. Несовершеннолетние считают, что к травке в основном, нет даже привыкания, лишь у более слабых происходит психологическое привыкание или наивно полагают, что именно для них возможны такие «запасные варианты» («когда почувствую, что начинается зависимость - брошу», «от легких наркотиков не бывает зависимость»). В молодежной среде в силу невежества часто первую стадию развития наркомании - психическую зависимость - называют «привыканием», «памятью об удовольствии». Это ставит зависимость, являющуюся основанием для пожизненного диагноза (именно психическая зависимость или «тяга» остается у прекративших употребление наркоманов на долгие годы), в один ряд с такими явлениями, как привычка носить руки в карманах или память о родной школе. Полгода курения «травки» - время, достаточное для развития физической зависимости. Иногда зависимость появляется сразу, стоит только «войти во вкус» (период «привыкания» определяется наследственностью и индивидуальными особенностями человека). Зависимость от наркотика - достаточное условие для того, чтобы из статуса «просто употребляющего» человек перешел к статусу «больной наркоманией». 3. Мифы о том, что наркотик - существенный и обязательный признак иного - привлекательного образа жизни («в отличие от моего, теперешнего»): «Люди пьют, курят, колются, кроме серых будней есть еще и «особенная» работа (нервная, руководящая, творческая: артисты, художники...), праздники, события... Время сейчас такое (мода) - обойтись без употребления просто невозможно». В контексте теории психического развития П.Я.Гальперина описанные в пунктах 2-3 «дефекты» понятий можно назвать отсутствием свойства разумности («слипание» существенных и несущественных признаков). А сам факт существования описываемых в данной части статьи распространенных представлений о наркотиках можно квалифицировать как стихийное развитие «житейских понятий». 4. Мифы, сфокусированные на «преимуществах» наркотиков, на их «уникальной» особенности: «иное знание», иные способы его «добывания» и нивелирующие последствия употребления наркотиков. Наркотики «позволяют»: достичь ни с чем несравнимого кайфа, легче, общаться, раскрепоститься, забыться, уйти от боли, расслабиться, уйти в другие миры; изменяют настроение, придают смелости, повышают энергетику, творческий потенциал; их надо попробовать, чтобы знать на собственном опыте, что это такое, чтобы доказать, что я не трушу и т.д. («красиво» формулируемая «позитивная реклама») - все это дети могут услышать раньше, Кроме «особого» мира переживаний, недоступного «наивным» (т.е. не потребителям), прием наркотиков «обеспечивает» и другое преимущество. Подросток посредством наркопотребления вступает в круг «посвященных»: особое знание, специфический язык, ритуалы - все это включается в каждодневные привычки. Ранее в исследованиях выявлено, что происходит выработка устойчивой зависимости не только от самого наркотического эффекта, но и от разнообразных культурных обустройств вокруг него: «фенечек» и приспособлений, где физические ощущения подпитывают культурные и наоборот - возникает: «чувство принадлежности к избранным людям». В среде потребителей происходит обучение особым социальным и телесным практикам, сопровождающим подготовку, прием и выход из состояния наркотического опьянения. Подростки экспериментируют с «коктейлями», миксами: чередованием и сочетанием видов и форм приема наркотиков, секса и т.д. Значимым в этих миксах является «якорение» удачных элементов друг на друге, что способствует привыканию не к какому-то одному наркотику, а именно к их сочетанию. Так, многие подростки уверены в том, что имевшие опыт: секс после «коктейля» - с трудом уже воспринимают «обычные» традиционные отношения. И более того, стилевые наркотические практики закрепляются в более широком культурном пространстве как внешние элементы других, ненаркотических практик. 5. Наркотики воспринимаются как единственное средство «выхода» из жизненного тупика. Бездумно повторяя распространенные варианты ухода от проблем, наркопотребители сужают поле своего сознания и возможностей. По сути, наркотизация - тот же самый способ принятия решения. Выбор способа «решения» проблем через наркопрактики «облегчается» также отсутствием помощи и поддержки в противостоянии среде: родителям и учителям не хватает социальной компетентности, мер воздействия на ситуацию, они поддерживают дефицит психологического комфорта в семье и школе: младшие подростки уверены, что с взрослыми невозможны отношения «на равных». Отсутствие конструктивных моделей преодоления трудностей жизни у значимых других является очень важным фактором поиска иллюзорного решения проблем. Становятся распространенными такие защитные молодежные реакции, как: цинизм, «пофигизм». Выделено несколько моделей пристрастия к наркотикам. 1. Успокаивающая модель. Один из наиболее распространенных вариантов применения наркотиков с целью достижения душевного равновесия, спокойствия. Иногда психическое напряжение является самостоятельным мотивом употребления вне зависимости от особенностей личности или характера (пониженное настроение, напряжённость, раздражительность). Недостаточно приспособленные, не нашедшие своего места в жизни, плохо адаптирующиеся к новой среде, подростки ищут различные пути гармонизации своего положения («легче разговаривать с людьми»). Отдельные подростки употребляют наркотики для изменения эмоционального состояния- тревоги, депрессии, апатии. Их цель - улучшить настроение, эмоциональный комфорт в трудных жизненных ситуациях. Пристрастие к ПАВ и наркотикам может возникнуть как способ самолечения на начальных стадиях развития эмоциональных расстройств. 2. Коммуникативная модель - возникает в связи с неудовлетворёнными потребностями в общении, любви, доброжелательности. Приём наркотиков облегчает общение со сверстниками, появляется уверенность. Чаще прибегают замкнутые, тревожно - мнительные, эмоционально ранимые подростки. 3. Активирующая модель. В одних случаях употребление наркотиков производится с целью подъёма жизненных сил, бодрости, усиление активности. В других случаях достигается выход из состояния скуки, душевной пустоты и бездействия. 4. Гедонистическая модель - для получения удовольствия, создания приятных ощущений, психологического и физического комфорта («Делаю то, что мне нравится»). В этом случае подросток не умеет и не хочет развлекать себя иным образом - спорт, творчество и т.п. 5. Конформная модель - стремление подражать, не отставать от сверстников, быть принятым группой также может привести к употреблению наркотиков (самоутверждение в группе, укрепление своего социального статуса). 6. Манипулятивная модель - возможно использование наркотиков и ПАВ для манипулирования другими детьми, для изменения ситуации в собственную пользу (достижение преимуществ, стремление привлечь к себе внимание, добиться лидирующего положения). 7. Компенсаторная модель - определяется необходимостью компенсировать неполноценность личности, дисгармонию характера (подростки, которые плохо переносят конфликты и трудности в школе и дома). Факторы риска, способствующие наркотизации, можно условно разделить на четыре основные группы: 1. Биологические - патология беременности, осложнённые роды, тяжёлые и хронические заболевания, органическое поражение головного мозга, умственное недоразвитие, наследственная отягощенность в отношении психологических заболеваний, алкоголизма и наркомании. 2. Социально-психологические - неполная семья, низкий материальный достаток, низкий образовательный уровень родителей, плохие условия проживания, алкоголизм и наркомания у близких родственников, психические расстройства или частые нарушения правил общественного поведения у членов семьи, сильная и постоянная занятость родителей (длительные и частые командировки, общественная и личная жизнь). 3. Нравственные - отрицательное отношение к обучению, отсутствие социально- значимых установок, узкий круг и неустойчивость интересов, терпимость к пьянству, наркомании; отсутствие увлечений; утрата «перспективы жизни»; неопределённость в вопросах профессиональной ориентации; уход от ответственных ситуаций и решений. 4. Индивидуально-психологические - низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, повышенная тревожность, импульсивность, склонность к рискованному поведению, недостаточная социальная адаптация, особенно в сложных условиях, различной выраженности акцентуации характера, преимущественно конформного, гипертимного, неустойчивого типов, неврозы и психопатии. В настоящее время существует ряд подходов к диагностике повышенного риска алкоголизма и наркомании у подростков, коррекции их поведения, эмоциональных нарушений. Согласно наркологическому подходу, основными признаками риска считаются, злоупотребление чаем, кофе, табаком, алкоголем, наследственная отягощенность наркологическими и психическими заболеваниями. При педагогическом подходе признаками риска считаются вредные привычки (грызение ногтей, курение), педагогическая запущенность, воспитание в социально неблагополучных семьях. Правоохранительный подход в качестве основных признаков риска рассматривает определенные формы девиантного поведения: азартные игры, самовольные уходы из семьи, уклонение от учебы и работы, участие в асоциальных подростковых группах. Психиатрический подход основное значение придает психическим нарушениям: неврозам, психопатиям, депрессиям, органической мозговой патологии [30, с.65]. Как правило, приобщение к наркотикам происходит не сразу. Существует шесть последовательных стадий формирования наркотической зависимости. 1-я стадия. Первые пробы. Первое употребление наркотика, будь это во дворе или в школе, в «дружеской» компании или на дискотеке, совершается, как правило, из любопытства или стремления быть как все. Эта стадия - самая быстро проходящая. Порой может ограничиться одной попыткой. 2-я стадия. Групповая зависимость. Она формируется по механизму условного рефлекса - прием наркотиков в знакомой компании. Ребенок пока не испытывает желания вне компании употреблять эти вещества. Однако эта стадия так же «скоротечна»: от 1-й до нескольких попыток. 3-я стадия. Психическая зависимость. Так называется потребность вновь принять наркотик. Максимальный срок формирования этой потребности - 2 месяца. Но порой психическая зависимость развивается и при однократном или двукратном введении наркотического препарата в организм. Главным критерием возникновения психической зависимости служит потребление препарата в одиночестве. 4-я стадия. Патологическое влечение к наркотику. Это состояние неудержимого побуждения к немедленному приему наркотика. Однако на этой стадии «эйфорическое» действие наркотического вещества на организм постепенно уменьшается, а вместо этого с нарастающей скоростью проявляется токсическое действие наркотика, которое в результате приводит к серьезным нарушениям в работе центральной нервной системы. 5-я стадия. Физическая зависимость. Она возникает, когда химические соединения, входящие в состав наркотика, включаются в обмен веществ организма. В случае резкого прекращения приема препаратов может наступить так называемый абстинентный синдром. Он причиняет подростку страдания, связанные с серьезными физическими расстройствами почти всех систем человеческого организма. Абстинентный синдром вызывает также тоску, тревогу, злобность, агрессию, причем не только по отношению к окружающим, но и к самому себе. На этой стадии могут возникнуть попытки самоубийства. 6-я стадия. Завершающая. Она связана с повышением чувствительности к наркотику. Это состояние организма, при котором происходит такое привыкание к наркотику, что в результате необходимая доза возрастает в 10-100 раз по сравнению с первоначальной. Тогда наступает максимальная зависимость от наркотика, наступление тяжелых необратимых изменений в организме, вплоть до инвалидности и гибели. Рассмотри кратко отдельные виды зависимости. Психологическая зависимость при наркомании означает непреодолимое влечение человека к изменению эмоционального состояния при помощи наркотического вещества (или веществ). Психологическая зависимость обусловлена доминантой на наркотик, поддерживается представлением об интоксикации как единственно возможном комфортном состоянии, обеспечивающем максимально возможную психологическую работоспособность; проявляется как навязчивое влечение к этому комфортному состоянию; сопровождается ощущением управляемости со стороны. В результате человек теряет контроль над своим поведением. Зависимость может быть представлена в виде образа. В ходе психологического консультирования, проработки зависимости в разных модальностях образ зависимости меняется, что свидетельствует об ослаблении психологической зависимости, постепенно создается основа для восстановления контроля над поведением. На настоящий момент в научной литературе нет единого признанного определения психологической зависимости. Психологическую зависимость Н.С. Курек определяет как необходимость «Я» в приеме психоактивных веществ для достижения определенных эмоциональных переживаний, акцентируя, таким образом, предопределенность, неизбежность приема психоактивного вещества и его цель [25, С.66-71]. Другие исследователи определяют психологическую зависимость как эмоциональное состояние. «Психологическая зависимость - эмоциональное состояние, характеризуемое ощущением настоятельной потребности в наркотике либо для получения эффекта, связанного с его употреблением, либо для снятия негативных ощущений, связанных со злоупотреблением им» [34, С.101]. Здесь психологическая зависимость определяется через эмоциональное состояние, существенным признаком которого является настоятельная потребность в наркотике. В зарубежной литературе дается близкое последнему определение психологической зависимости. «Психологическая зависимость обозначает стойкую эмоциональную потребность в повторяющемся употреблении какого - либо наркотика или группы наркотиков. В основе формирования психологической зависимости лежит способность наркотиков снимать напряжение, либо вызывать эйфорию» [34, С.101]. Эксперты американского Национального института по проблеме злоупотребления наркотиками (NIDA) определяют психологическую зависимость как не поддающуюся контролю тягу к поиску и потреблению наркотиков. В медицинской литературе используется термин «синдром психологической зависимости». Синдром - это определенное сочетание признаков, симптомов какого-либо явления, объединенных едиными механизмами возникновения. Исследуя психологическую зависимость при наркомании, И.Н.Пятницкая выявила следующие особенности: - формирование представления об интоксикации как единственно возможном комфортном состоянии, обеспечивающем максимально возможную психологическую работоспособность; - формирование обсессивного влечения к этому комфортному состоянию. И.Н.Пятницкая объясняет возникновение психологической зависимости от наркотиков, прежде всего эффектом наслаждения. «Наслаждение, даваемое наркотиками, создает стойкую доминирующую систему взглядов, подкрепляемую самым сильным фактором - аффектом. По интенсивности и объему охвата представлений эта система превышает так называемую сверхценную идею, приближаясь по силе и стойкости к идее бредовой». На психофизиологическом уровне аффект оставляет свой след в виде доминанты. Запредельные положительные эмоции побуждают человека повторять поведенческие акты, и, таким образом закреплять их. В отсутствии наркотиков, напротив, возникают сильные негативные эмоции. Н.С. Курек отмечает такое последствие влияния сильных негативных эмоций на личность, как дезадаптация «я», выражающаяся в нарушении внутреннего диалога, направленного на планирование действий [34, С.66-71]. А это приводит к потере контроля над поведением, оно становится хаотичным и нецелесообразным. [25, С.34-37]. Дополнительно к выявленным признакам психологической зависимости можно добавить ощущение себя наркозависимыми как управляемыми со стороны. Итак, под психологической зависимостью мы будем понимать эмоциональное состояние, характеризуемое ощущением настоятельной потребности в наркотике либо для получения эффекта, связанного с его употреблением, либо для снятия негативных ощущений, связанных со злоупотреблением им. Исследователи выделяют следующие группы факторов, способствующих возникновению наркотической зависимости: биологические, социально-психологические, нравственные, индивидуально-психологические. Выделяют шесть стадий при развитии наркотической зависимости, что должно учитываться при работе психолога с несовершеннолетними осужденными-наркоманами. 1.2. Психологические предпосылки употребления наркотических веществ в подростковом возрасте Подростковый возраст всегда считался фактором, способствующим началу употребления наркотиков. Современное поколение, по сравнению с более старшим, острее переживает переход от детства к взрослой жизни. Несовершеннолетним присуща противоречивость. Они концентрированны сами на себе, но в то же время способны проявить великодушие и альтруизм; их внимание переключается с предмета на предмет, либо сосредотачивается на чём-то одном; с одной стороны - это бесчувственные и невнимательные, с другой - любящие и готовые всегда прийти на помощь. Подростковый возраст совпадает с периодом формирования сферы личной жизни человека. Это фаза перехода от зависимого детства к самостоятельной, взрослой жизни. В этот период завершается физическое и половое созревание, происходят значительные, глубокие перемены в душевной организации человека. В этом возрасте человек стремится избавиться от своего детского подчинённого положения, он протестует против мелочной опеки, контроля, т.е. развивается характерная для этого периода поведенческая реакция эмансипации. Подросток пытается самоутвердиться как личность. Подростковый возраст характеризуется реакцией группирования - в процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой. У подростка возникает повышенное внимание к своей внешности, собственной личности, своим целям. Зачастую такое заострённое внимание сопровождается эмоциональным напряжением, чувством растерянности, тревогой, нарушением поведения. Подросток чувствует себя «как на сцене»; его преследует ощущение, что все постоянно наблюдают за ним. В результате эгоцентризм, ощущение своей уникальности, может даже возникнуть идея бессмертия, неуязвимости. Этим и можно объяснить, почему подростки искренне считают, что нежелательные последствия многих поступков (прием наркотиков, совершение преступлений) могут быть у других, но ни у них самих. Часто и попытки суицида можно связать с невозможностью реальной смерти, неверием в возможность умереть. Практически все несовершеннолетние осужденные, отбывающие наказание в ВК за различные преступления, так и считают, зачастую даже не осознавая последствия совершенных преступлений. Возрастная специфика оказывает влияние на потребностно-мотивационную сферу молодого человека. Подростки отличаются стремлением к физической и социальной активности, высокой оценке своего физического развития, началом развития способности к самонаблюдению. Результатом этого является возрастающие претензии к миру взрослых, бунт против «несправедливого» взрослого мира. Потребность в успехе возникает как желание проверить свои возможности, добиться высокой социальной оценки. Для этого необходима внешняя поддержка в родительском доме, отсюда - поиск любви, привязанности, взаимопонимания и доверия вне семейного круга. Ослабляются эмоциональные связи с родителями, возникают конфликты, родители как центр ориентации отступают на второй план. Все это приводит со стороны подростка - к усилению протестных реакций, а со стороны родителей - к попыткам усилить контроль. В результате - целый комплекс личностных проблем, как у родителей, так и у детей, одним из показателей которого является тревожность. Возрастающая тревожность связана с наличием страха не соответствовать уровню требований со стороны родителей и вообще взрослых, не оправдать их надежды и представления о самих себе и своих возможностях. Подростковый возраст характеризуется, помимо тревожности, выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, легкостью возникновения депрессивных состояний. Целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивость; повышенная самоуверенность сменяется ранимостью и неуверенностью; потребность в общении - с желанием уединиться; развязанность соседствует с застенчивостью; нежность, ласковость быстро сменяются черствостью, враждебностью, жестокостью. Как показывают исследования, мотивами начала наркотизации подростков и молодежи могут стать: - демонстративный протест против опеки родителей -1 %; - замена недостающего алкоголя - 2%; - желание показать сверстникам свою незаурядность - 6%; - влияние старшего по возрасту - 12%; - любопытство, желание испытать неизвестное - 20%; - стремление «забыться» - 7%; - поиск новых развлечений, фантастических видений, галлюцинаций -18%; - стремление пережить эмоционально приятное состояние («кайф») - 19%; - желание не отстать от компании, «быть как все» в группе сверстников-31%. Д.В. Колесов утверждает, что при девиантном поведении могут наблюдаться различные отклонения в поведении и это может выразиться в немотивированных поступках [23, с.87]. Например, подростки порой проявляют жестокость по отношению к совершенно случайным людям, которую они не в состоянии объяснить. Дело заключается в том, что по разным причинам те или иные их потребности оказываются неудовлетворенными, подавленными, причем соответствующие побуждения не находят разрядки в деятельности, а как бы накапливаются в психике. И разрядиться они могут случайным образом и в совсем неподходящей ситуации. В данном случае происходит как бы короткое замыкание и эффективный разряд в двигательную область ЦНС влечет за собой соответствующее неправильное поведение. Напряжение может также сниматься за счет замены основных жизненных мотивов личности, когда высшие социальные и духовные мотивы заменяются на мотивы, отвечающие элементарным потребностям. Старший подростковый возраст с его глубокой биологической перестройкой организма, резко выраженным психоэндокринным сдвигом является тем «критическим периодом» онтогенетического развития, когда вследствие изменения общей и нервной реактивности значительно повышается риск возникновения различных пограничных нервно-психических расстройств и связанных с ними поведенческих девиаций. При саморазрушающем поведении (к саморазрушающему поведению принято относить наркоманию) мы сталкиваемся с ригидным использованием стереотипов, конфликтом между правилами, схематизацией и мифологизацией жизненного опыта. Вслед за Э.Г. Эйдемиллером и С.А. Кулаковым мы понимаем саморазрушающее поведение как антитезу личностному росту, в которой отмечается тенденция к регрессу, возникновению и фиксации механизмов психологической защиты, нарушению процесса созревания когнитивных структур у подростков. Личность - понятие динамичное и многомерное. Как отдельные проявления личности, так и целостные могут оказывать различное влияние на свою собственную структуру, способствовать либо развитию (личностному росту), либо деградации и саморазрушению. В подростковом возрасте возможны резкие и не всегда прогнозируемые проявления саморазрушающего поведения. К сожалению, внешняя, скорее, демонстративная поведенческая доминанта не снижает реальной опасности рискованных и разрушительных последствий для экспериментирующего над собой подростка. При этом предупреждения взрослых, чужой опыт, возможные телесные повреждения или увечья, б....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: