VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические подходы к исследованию эмпатии в профессиональной педагогической деятельности.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001106
Тема: Теоретические подходы к исследованию эмпатии в профессиональной педагогической деятельности.
Содержание
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ	2
ГЛАВА I . Теоретические подходы к исследованию эмпатии в профессиональной педагогической деятельности	5
1.1. Понятие эмпатии	5
1.2. Факторы, влияющие на эмпатийность личности	14
1.3. Роль эмпатии учителя в оптимизации межличностных отношений в системе "учитель - ученик"	22
Выводы к главе 1.	32
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭМПАТИИ РОЛИ ЭМПАТИИ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ	33
2.1. Программа эмпирического исследования	33
2.2. Результаты исследования и их интерпретация	36
Выводы к главе 2.	44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	47
ПРИЛОЖЕНИЯ	50


ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучение эмпатии как профессионального качества педагога общеобразовательной школы, так как насущной потребностью общества на современном  этапе является воссоздание в окружающем человека пространстве атмосферы духовности, человечности, гуманности взаимоотношений. Поэтому все большее внимание психологов и педагогов привлекает феномен эмпатии. Эмпатия как стержневой компонент профессиональных способностей педагога, пронизывает все другие компоненты его деятельности.  Эмпатийные свойства личности педагога выступают как условием успешности профессиональной деятельности, основанной на творческом, а  не нормативном подходе к установлению контакта с ребенком, в котором создаются условия для взаимораскрытия взаимодействующихсубъектов.
     Научным обоснованием имеющего исследования, являются мнения ученых (Борисенко С.Б., Гаврилова Т.П., Джрназян Л.Н.), занимающихся проблемами профессиональной успешности, которые пришли к выводу  о том, что низкий уровень эмпатии является одной из главных причин непродуктивной стандартизации поведения, без эмпатии невозможно построить эффективное взаимодействие, т.к. именно она помогает создать необходимый эмоциональный фон общения.
     Актуальность темы также определяется значимостью этой проблемы в рамках задач формирования личности, поскольку эмпатические переживания и мотивы занимают определенное место «внутри» социальных эмоций и мотивов, являющихся ядерными глубинными образованиями личности, особенно в процессе ее становления, в детстве. Естественно, что этапы жизненного пути зрелой личности будут сопровождаться дальнейшим  развитием,  обогащением, эстетизацией сферы эмоциональных отношений, однако, многие моменты, несформированные в школьный период, окажутся невосполнимыми впоследствии.
     А.В.Запорожец справедливо отмечает, что «раннее неблагополучие аффективных взаимоотношений с близкими, взрослыми и сверстниками или дефектность эмоционального общения с окружающими создает опасность нарушения последующего хода формирования личности, и может привести, например, к тому, что ребенок, став взрослым, даже если он и достигнет высокого уровня интеллектуального развития, окажется человеком сухим и черствым, неспособным вчувствоваться в радости и печали других людей, установить с ними теплые дружеские взаимоотношения».
     Таким образом, анализ проблем эмпатии, условий протекания эмпатийных процессов и выявление закономерностей развития эмпатических (а тем самым и социальных) эмоций приобретает немаловажное значение не только для актуального и эффективного управления процессом детского развития, но и для формирования нравственных основ личности.
     В связи с этим важность изучения особенности проявления эмпатии у педагогов и их учеников обусловлена назревшей необходимостью системно исследовать проблему влияния эмпатии на формирование межличностных отношений с учениками.
     Объектом исследования является эмпатия у педагогов образовательной школы.
     Предмет исследования - эмпатия педагога как социально-психологическая характеристика оптимизации межличностных отношений с учениками.
     Цель исследования состоит в выявлении роли эмпатии у педагогов в формировании межличностных отношений с учениками.
     Гипотеза исследования состоит из предположения, что высокий уровень эмпатических способностей педагога является фактором оптимизации межличностных отношений.
     На  основании  данной  гипотезы  нами  были  определены следующие задачи:
     1. Провести теоретический анализ литературы о проблемеисследования.
     2. Выявить особенности проявления эмпатии у педагогов;
     3. Определить роль эмпатии педагогов в формировании межличностных отношений с учениками;
     4. Разработать программу тренинга по формированию эмпатии как профессионального качества педагогов.
     Для решения поставленных задач и проверки гипотезы, был использован комплекс адекватных проблеме методов, включающий в себя:
     - Теоритический анализ психолого-педагогической литературы по проблемеисследования;
     - Методика "Самооценка эмпатических способностей".
     - тест "Какого типа Вы преподаватель?" 

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭМПАТИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
     
1.1. Понятие эмпатии
     
     Эмпатия – (греч. en –в, внутри + pathos – страдание, болезнь), ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека [26].
     Есть много попыток определить понятие «эмпатия», вот несколько из них.
     Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость и боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь из причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации [12].
     В повседневной жизни под эмпатией врачи подразумевают генетически врожденную, развитую в той или иной степени у разных людей, способность человека представлять себя на месте другого индивидуума с психологическим проникновением в его чувства, желания, идеи и поступки. Теория «вчувствования» в объект находит подтверждение и получает все большее распространение и в других сферах человеческой деятельности [5].
     Данный термин был введен в 1909 году американским психологом Э. Титченером, который обобщал близкие ему по содержание философские и этические концепции симпатии и сострадания (Юм, Смит, Шопенгауэр и др.). Наиболее очевидный пример – актер или певец, искренне переживающий исполняемую роль. Присоприкосновением с произведением искусства зритель, путем интроекции, может чувствовать себя вовлеченным в то, что он видит и воспринимает [24].
     Ряд авторов сопоставляли эмпатию с другими близкими ей процессами. В отличии от интуиции как непосредственной перцепции идей, эмпатия включает чувства и мысли. Эмпатию отличают от индетификации, которая является бессознательной и сопутствует процессу взаимоотношений «психотерапевт – пациент». Эмпатия может быть сознательной и подсознательной и возникает в ответ на непосредственную интеракцию. Следует различать жалость («мне жаль вас»), симпатию («я сочувствую вам») и эмпатию («я с вами»). Эмпатия как одна из характеристик психотерапевта (триада Роджерса) при клиент-центрированной психотерапии является важным условием для конструктивных изменений личности [11].
     Первоначальный соотнесенный с эстетическими переживаниями, термин «эмпатия» из сферы искусства перекочевал в медицину, затем в психологию обыденной жизни, и, наконец, вообще в сферу познания. Использование эмпатиии является важной составной частью всех методов психологического консультирования и воздействия. Данные современной психологии позволяют выделить в качестве основы эмпатической реакции процесс моторно-кинестетической индетификации – неосознанное уподобление мышечных и тонических состояний субъекта выразительным особенностям объекта восприятия. Только несведущий человек может вообразить, что ученый или писатель пишет исключительно «мозгами». На самом деле процесс творчества происходит всеми внутренностями организма, со всеми вытекающими отсюда медицинскими последствиями: учащенным сердцебиением, повышением давления, всевозможными гримасами тела и души и т.п.
     Посмотрите в зоопарке, с каким самозабвением обезьяна пытается достать с помощью ветки подвешенный к потолку банан – не такие же муки творчества испытывает шахматист, решающий сложную этюдную задачу? Или врач устанавливает контакт с больным? Или мужчина пытается понять женщину, а женщина мужчину при общении? [15].
     В силу закономерной связи качества переживаемых эмоций с моторикой субъекта создается возможность как прямого сопереживания людей, возникающего в результате неосознанного воспроизведения одним человеком выразительных мимических действий другого, так и с более сложной предметно-опосредованной искусственной средой. В произведении искусства аффекты проецируются создателем в объективированных формах: интонации, экспрессии, линии, фигуре, композиции, мелодии, музыкальной фразе, контрапункте. Еще более впечатляюще действует на человека замысел Творца природы и разума. Неосознанность механизмов эмпатического реагирования определяет зависимость качества переживания от индивидуального опыта и врожденной способности к восприятию. Один чрезвычайно чувствителен к укусу комара, а у другого кожа как у носорога, и видит он плохо, компенсируя нечувствительность значительной массой и инерцией – у него другие проблемы.
     Эмпатические реакции, таким образом, позволяют:
     1) получать удовольствие от восприятия общности между самим собой и объектом переживания;
     2) осуществлять самопознание в результате объективации собственного «Я» в предмете восприятия.
     Эмпатические реакции лежат в основе альтруистического поведения людей за счет соучастия в эмоциональных переживаниях себе подобных. Исходя из определений, в упрощенном виде можно даже выписать следующую простую формулу:
     эмпатия + симпатия = любовь [9]
     Акт творчества немыслим без эмпатии: изобретателя – к своему изобретению, ученого – к теории или объекту исследования, художника – к произведению искусства. В конце концов, любой человек «обязан полюбить хоть дверную ручку, иначе он не человек» (П. Пикассо), с которой он может себя идентифицировать – добавляют ученые. Художник запросто может испытывать эмпатию к зловещему персонажу, но не любить его, потому что всеми фибрами души понимает, но не одобряет его действия. Ради неких нравственных убеждений Гамлет посылает к чертям (собственно, обрекает на смерть) Офелию, потому что эмпатия – жажда мести – для него становится превыше любви [7].
     Понятие «индетификация», означающие отождествление себя с другим человеком, либо с идеей, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания является уподобление. В положительном общении между людьми это, разумеется, не единственный способ достижения взаимопонимания, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека и окружающего мира. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения ее роли в процессе общения и познания. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией.
     В применении к эмпатиина первый план выступает не рациональное осмысление внешних проблем и людей, а стремление эмоционально откликнутся на них. Термин эмпатия противостоит «пониманию» в строгом смысле слова и используется метафорически: эмпатия есть аффективное «понимание». Эмоциональная природа проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, идея не столько «продумываются», сколько «прочувствуются». Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и здесь и там присутствует умение занять место другого, взглянуть на вещи с чужой точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения означает отождествление. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я выстраиваю свое поведение таким образом, как строит его этот «посторонний». Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения, однако сам поступаю по-своему. Эмпатия означает временное проживание в жизни другого человека или в идее, осторожное перемещение в ней без того, чтобы делать какие-либо глобальные оценки; эмпатия означает ощущение смыслов, которые он или она едва ли осознают, но без стремления раскрыть неосознаваемые чувства, поскольку это могло бы быть слишком угрожающим. Эмпатия к объекту (в т.ч. к человеку) означает частую сверку с ним в отношении точности ощущений и руководство теми реакциями, которые вы получаете от него. В своем участии мы обязаны быть надежным спутником человека в его или ее внутреннем мире [5].
     Теория вчувствования в объект берет начало на границе 19-20 веков. Основоположники этой теории Р. Фишер и Ф. Фишер в основу положили принцип, согласно которому имеется особая связь внутреннего переживания с созерцанием внешней формы, проецирование чувств на воспринимаемые субъектом образы (пусть даже мысленные). Отсюда, например, возникают «веселые» и «грустные» мелодии, пейзажи, ситуации.
     В психологических теориях Лотце и Липпсаустанавливалась связь эстетического чувства с органическими переживаниями человека и утверждалось, что ощущение эстетической ценности возникает лишь в тех чувственных образах, где человек находит отражение самого себя, причем отражение непосредственное, положительное и возвышающее дух. Согласно выражению Липпса, «вчувствование есть объективированное самочувствие». Карл Гросс отмечал активную роль воображения и фантазии в формировании чувственных представлений путем внутреннего подражания им. В эстетических концепциях Воррингера и Ли Вернон сближают теорию вчувствования с формалистическими исканиями абстракционистов и импрессионистов. Так, Воррингер убежденно полагал, что потребность человека к одухотворению дополняется противоположным стремлением к абстракции, исходящим из чувства страха и беспокойства как источника творчества. Роль способности вчувствования в художественном, научном и любом другом акте «фантазии» подчеркивал Л.С. Выгодский, а в целом идеи теории вчуствования легли в основу дальнейшего учения об эмпатии [14].
     Входя в образ, желательно сохранять способность в нужное время выйти из него. Иначе может произойти непредвиденное сумасшествие. Как показал Фрейд, регулирующие функции разума могут быть приведены в хаотичное состояние актами подавления, т.е. неискренностью индивидуума с самим собой. Возникающие в подсознании инстинктивные побуждения Фрейд выразительно сравнил с бурлящим котлом темного подсознания, где возникают самые разнообразные инстинктивные порывы, аппетиты и желания. Именно в этой адской кастрюле зарождаются фантастические видения, претворяющиеся затем в великие произведения искусства и творческие замыслы. Здесь мы имеем дело с внутренними стремлениями, живительными, как артезианская струя, что поднимается из глубин и наполняет нашу жизнь смыслом и творчеством. Будучи иррациональными, они, как дикие звери, противятся дрессуре. Людей пугает власть бессознательных страстей. Они ощущают опасность, скрытую в тайных побуждениях, которые заставляют их любить и ненавидеть, добиваться сексуального обладания и насиловать, воевать и убивать, исполняться честолюбивым стремлением покорить мир и вознестись над людьми. Мы осознаем, что скрытые в таких страстях тенденции разрушительны как для окружающих, так и для нас самих. Люди предусмотрительно опасаются своих инстинктов, в которых угадывают возможность творить не только добро, но и зло.
     По утверждению Юнга, каждый из нас несет в себе свою форму жизни, ту неподдающуюся определению форму, которую невозможно вытеснить другой. Эта форма жизни, истинное «Я», охватывает глубины человеческого разума, проникая далеко за пределы обыденного сознания. Отыскать самого себя можно, только соединив сознательное «Я» с различными уровнями подсознания. В функциональном плане мы представляем себе подсознание как огромный доисторический склад, хранящий разнообразное психическое содержимое. Может быть, это даже не склад, а скорее биологическая машина – джинн-динозавр, воспроизводящий желания и побуждения, направленные сознанием. «Великие решения, как правило, скорее связаны с инстинктами и другими загадочными факторами подсознаниями, чем с сознательной волей и осознанной целесообразностью», - заключает Юнг.
     Чем глубже мы проникаем в подсознание, тем больше мы обнаруживаем материала, общего для всех индивидуумов. Для этих более глубоких корней Юнг придумал удачное определение «коллективное подсознание» - знания, общие для всех представителей нашей культуры, национальности, расы. Еще глубже располагается опыт, выборочно усвоенный представителями западного и восточного миров. Наконец, в индивидуальном подсознании есть определенные структуры, общие для всего человечества. Юнг называет их «архетипами», или «изначальными образами». Это мыслительные структуры, которыми люди владеют в силу того, что они просто человеческие существа. Архетипы имеют отношение к структурной основе разума. Здесь следует искать объяснение тому, что мифология разных народов, рас и исторических периодов имеет много общего [2].
     Откуда берется коллективное подсознание? Наследуется или впитывается с национальной культурой? Юнг дает четкий ответ: «Под коллективным подсознанием мы понимаем определенный психический вклад, созданный механизмом наследственности». С этой точки зрения нельзя отрицать, что основополагающий опыт, выраженный в детском мифотворчестве, является чем-то более глубинным и гармоничным, чем опыт приобретенный, что дает индивидууму образование. Великая поэзия, искусство, философия и религия берут свое начало в коллективном подсознании человечества. Классическое произведение литературы или искусства – это выражение психических образов, общих для всех отдельных представителей человечества. В этой связи понятие «совесть» следует толковать гораздо шире, чем то, чему нас учат родители, чем просто целостность общества. Оно берет начало в глубинах и таинственных истоках нашего бытия. Короче говоря, коллективное подсознание отдельного индивида уходит корнями в созидающую структуру Вселенной, т.е. в бесконечность [2].
     Альфред Адлер отмечал, что для невротика особенно характерна неспособность устанавливать связи с людьми и окружающим миром. Он утверждал, что нельзя сохранить душевное здоровье, отгораживаясь от своей социальной группы, поскольку сама структура личности зависит от общества. Это переплетение взаимозависимостей включает теоретически каждого живущего или когда-либо жившего индивидуума. Адлер называет эту взаимозависимость «любовью и логикой, которые связывают нас всех в одно целое». Предельная целостность человеческой личности не только невозможна, но и нежелательна. Полное устранение конфликтов приведет к застою. Нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные[4].
     Тенденция к упрощению проявляется и при обсуждении проблемы чувства вины. Некоторые психотерапевты стараются полностью стереть чувство вины, считая его симптомом заболевания, и упрекают религию за то, что у многих людей чувство вины приобретает патологическую форму. Можно согласиться с ними в том, что чрезмерное чувство вины часто связано с неврозом, а незрелое религиозное чувство слишком часто порождает в его носителях болезненное чувство вины. Однако стоит ли полностью освобождаться от чувства вины? Зачастую такое чувство являет обратную сторону духовного начала в человеке и может быть здоровым и конструктивным. Чувство вины – это осознание разницы между тем, какова реальность на самом деле, и тем, какой она представляется в нашем воображении. Если для нас мир не более чем иллюзия, прежде всего, следует наводить порядок в собственной голове, а не пытаться исправить мир. Внутренняя напряженность личности необходима для работы духовного начала.
     Возвращаясь к учению об эмпатии, можно подчеркнуть, что именно неспособность одного человека понять другого становится камнем преткновения на пути познания истины. Эмпатия – чувство, передающее такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается чувствами другого, что временно отождествляет себя с собеседником, как бы растворяясь в нем. Именно в этом глубоком и несколько загадочном процессе эмпатии возникает взаимное понимание, воздействие и другие значительные отношения между людьми. Эмпатия составляет ключевой момент в работе психотерапевтов, преподавателей, священнослужителей и представителей других профессий, имеющих главным содержанием воздействия людей [8].
     Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывания в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого – к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. Вы доверенное лицо для другого. Указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете свое «Я». Это могут осуществлять только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят [25].
     

1.2. Факторы, влияющие на эмпатийность личности
     
     Глубокой и достоверной эмпатии препятствуют различные обстоятельства, связанные как с эмпатирующей стороной, так и с эмпатируемой [1].
     Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно, лет 20 тому назад. В последнее время оно широко используется в научных текстах и лексиконе психиатров, медицинских и социальных психологов, звучит с экранов телевизоров и мелькает на станицах популярных изданий. Дело в том, что представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения. Прежде всего, это касается врачей, педагогов, воспитателей, работников торговли и сферы обслуживания. Если к этому ряду представителей массовых профессий прибавить руководителей, менеджеров и командиров, работников милиции, прокуратуры и судов, обслуживающий персонал железной дороги и аэрофлота, всякого рода инструкторов, экскурсоводов и переводчиков, интервьюеров, библиотекарей и артистов, то получается, что каждый второй подвержен опасности эмоционального выгорания [22].
     Термин «эмоциональное выгорание» не строго научный. Быть может, поэтому само явление освещается несколько упрощенно и популистски как в зарубежной, так и в отечественной литературе. На самом же деле за ним стоят очень серьезные психологические и психофизиологические реалии, имеющие свои причины, формы проявления и коммуникативные следствия.
     Прежде всего, эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами – свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями.
     Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижая их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
     Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В тоже время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами [15].
     Внешние факторы, провоцирующие «выгорание», таковы:
     * хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность
     * дестабилизирующая организация деятельности
     * повышенная ответственность за исполняемые функции и операции
     * неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности
     * психологически трудной контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения
     Внутренние факторы, обуславливающие эмоциональное выгорание:
     * склонность к эмоциональной ригидности
     * интенсивнаяинтериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности
     * слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности
     * нравственные дефекты и дезориентация личности эмоциональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса [11].
     В социально-психологической науке феномен эмпатии личности тесно связан с такими методологическими категориями как: взаимодействие, взаимопонимание и межличностное восприятие. Отечественные ученые А.А. Бодалев, Л.А. Петровская, Л.П. Буева, М.Г. Андреева, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровская подчеркивают ведущую роль эмпатии в межличностных отношениях, понимания знаков, при помощи которых выражается чувствование в общении, играющих важную роль в процессе взаимопонимания людьми друг друга [26].
     Категория общение является базовой для социально-психологической науки, рассматриваемое как необходимое условие социализации личности человека, познания на теоретическом и эмпирическом уровне самого себя и окружающих, развития коммуникативных навыков. Общение, по определению А.В. Петровского, есть «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
     Являясь условием любой деятельности, общение связано с активным получением и передачей информации различными средствами коммуникации. Так, Б.М. Парыгин акцентирует на системном понимания сущности общения, подчеркивает его деятельностную природу. Сложный и многогранный процесс общения одновременно выступает и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как взаимное влияние людей друг на друга, а также как отношение людей друг к другу [15].
     Повседневное существование современного человека подразумевает непрерывный поток получаемой им информации, контактов, встреч и непосредственного взаимодействия – общения с другими людьми.
     Во всех сферах своей деятельности человек ориентирован на достижение успеха, психологического и эмоционального комфорта, что невозможно без продуктивного и успешного общения с другими, также заинтересованными в своем благополучии личностями. Происходит неизбежное столкновение представлений, стремлений и интересов, жизненных установок, моральных и нравственных норм. В процессе общения может быть достигнуто взаимопонимание, дружеское расположение друг к другу, способность к прогнозированию поведения или, наоборот, могут возникнуть конфликты, вызванные неспособностью к предугадыванию поведения партнера по общению. Важно подчеркнуть, что, предсказывая собственное, либо чужое поведение, человек в первую очередь ориентируется на собственные представления и переживания [3].
     Анализируя сферу общения, А.А. Бодалев изучил функции эмпатии в коммуникативной деятельности. Ученым было установлено, что, будучи по своей природе социальным явлением, эмпатия в процессе общения предстает в виде единства трех процессов: обмена информацией, познания людьми друг друга, формирования и развития межличностных отношений.
     Выполняя функцию обмена информацией, эмпатия участвует в процессе познания людьми друг друга, делает возможным понимание внутреннего состояния собеседника, расшифровки его эмоционального настроя. Выступая мощным инструментом взаимопонимания, сосуществования с окружающими людьми и происходящими событиями, эмпатия в наибольшей степени позволяет реализовывать функцию познания людьми друг друга. Также эмпатия помогает строить открытие, доверительные взаимоотношения между людьми.
     Такому аспекту эмпатии в процессе общения, как установление взаимопонимания, уделяется особое внимание в социальной психологии. Парыгин Б.Д. считает, что эмпатическом взаимопонимании можно говорить в различных смыслах: при совпадении, сходстве или созвучии взглядов на мир, понимании индивидуальных особенностей друг друга, мотивов поведения в различных ситуациях, при взаимном понимании самооценки своих возможностей и способностей, при принятии исполняемых по отношении друг к другу ролей.
     Целостный процесс взаимопонимания как познание другого, включает в себя также понимание его внутреннего мира. Проявление эмпатии в общении представляет собой понимание не только сказанного, но и вчувствование в скрытый смысл произнесенного, в эмоциональное состояние собеседника, отражаемое всеми средствами [19].
     В процессе взаимопонимания человека человеком ведущую роль играют психические процессы мышления и воображения, окрашенные эмоциональным состоянием воспринимающего субъекта. Это взаимопонимание эмоциональных и познавательных процессов на восприятие и понимание человека в межличностном общении представляет собой предикативную эмпатию, обозначенную А.А. Бодалевым как способность индивида с помощью воображения и интуиции проникать в состояние другого человека. Предикативная эмпатия выступает как прогностическая способность индивида по отношению к эмоциональным и поведенческим реакциям партнера процесса взаимодействия. Эмпатия личности играет важную роль «расширения» вариантов интерпретации поведенческих реакций собеседника, проникновения в его внутренний мир, а также и собственных переживаний.
     А.А. Петровский, называя эмпатию важным механизмом взаимопонимания и межличностного восприятия людей, отмечал, что активное вмешательство субъекта эмпатии в конфликтную ситуацию способно устранить фрустрационные тенденции собеседника, наладить доверительные взаимоотношения [5].
     Межличностное восприятие, по мнению Г.М. Андреевой, является одним из важнейших характеристик общения. Эмпатийное восприятие собеседника носит безоценочный, децентрализирующий личность характер, обусловленный стремлением познать и понять партнера по общению, разделить его внутренний мир, отличный от собственного. Адекватное, эмпатийное восприятие человеком человека повышает уровень социальной перцепции и саморегугяции поведения человека.
     Пользуясь эмпатией, индивид на основе внешнего облика, поведения и знакам экспрессии человека судит о его возможных чертах личности, вероятных поступков и заранее настраивается на определенные формы поведения по отношению к соответствующему человеку. По А.А. Бодалеву, основная функция эмпатии личности – быстро получить впечатление о человеке, не тратя много времени на то, чтобы понять, кем является партнер по общении. Эмпатия, служит эффективным средством предсказывания поведения человека, то есть его мотивационно – когнитивного объяснения [17].
     Также эмпатия играет ведущую роль в процессе взаимодействия людей. А.А. Бодалев делает акцент на необходимости установления «Успешного общения», главными характеристика которого является правильный выбор способов взаимодействия с другим человеком. Кроме того, к условиям «успешного общения» А.А. Бодалев относит ориентировку на положительные качества собеседника, способность анализировать поступки и определять поведение человека в различных ситуациях, видеть за ними мотивы, которые руководят им, также развитие интуиции, воображения; воспитанность эмоциональной сферы, а именно: способность к эмпатическому переживанию [19].
     В процессе эмпатического взаимодействия субъекты коммуникации формируют некий отражаемый образ своего собеседника, основанный на прошлом опыте взаимоотношений с людьми. Эмпатия выполняет функцию отражения такого образа, заключающуюся в воспроизводстве личностью признаков, характеристик и отношений других людей.
     Передаваемый и наблюдаемый образ могут не совпадать, так как социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные интерпретации. Интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка. У познающих сторон формируется субъективный, идеальный образ с наложением на него личностных характеристик, деятельности центральной нервной системы, а также предыдущего опыта взаимодействия [5].
     Как заключает А.А. Бодалев, построение образа познаваемого человека на основе характеристик его внешности оказывается не достаточным, чтобы сделать окончательный вывод о субъекте взаимодействия. В этом случае эмпатия обеспечивает познание другого на основе системы заключений о личностных качествах, отношении к действительности субъекта взаимодействия [17].
     Из теории отражаемой субъективности А.А. Петровского следует, что представление о себе через представления о другом формируется обязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним.Эмпария участвует в создании индивидуумом мысленного образа другого человека для себя и образа себя для другого.
     Эмпатия, отражая образ другого человека как субъекта взаимодействия, обуславливает более или менее осознаваемое переживание присутствия другого в значимых для личности ситуациях. Эмпатия также определяет готовность личности внести в этот отражаемый образ что-то свое и тем самым произвести изменения в системе отношений к другому человеку, миру. Как специфическая форма отражения субъекта (другого) в человеке, эмпатия выступает активным деятельным началом, изменяющим взгляд на вещи, формирующим новые побуждения, ставящим новые цели. Тем самым эмпатия регулирует и изменяет стратегию поведения личности, наделяя личностным смыслом последствия своих действий. Следует отметить, что эмпатия, как децентрализирующий личность фактор, не позволяет отражаемому образу определять поведение слишком и глубоко проникать в духовный мир субъекта, осуществляемого отражения.
     В ходе эмпатического познания друг.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.