- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические подходы к исследованию процесса управления транспортным обслуживанием населения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002324 |
Тема: | Теоретические подходы к исследованию процесса управления транспортным обслуживанием населения |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….… Глава 1. Теоретические подходы к исследованию процесса управления транспортным обслуживанием населения 1.1. Транспортное обслуживание как предмет ведения государственных и муниципальных органов власти ………………………....................................... 1.2. Особенности услуг пассажирского транспорта …………..……………….. 1.3. Нормативные правовые основы транспортного обслуживания населения . Глава 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД-КУРОРТ АНАПА 2.1. Общая характеристика отдела по транспорту и связи управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город-курорт Анапа ………………………………………………… 2.2. Анализ механизма транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании город-курорт Анапа……….……………………. 2.3. Мероприятия для совершенствования управления транспортным обслуживанием населения в муниципальном образовании город-курорт Анапа ………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….. ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………. ВВЕДЕНИЕ В современных условиях общество требует постоянного повышения качества жизни и благосостояния населения, что в свою очередь тесно связано с уровнем социального обслуживания населения. Повышению уровня социального обслуживания населения способствует разработка и применение системы государственных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию социальных гарантий и прав граждан в различных сферах жизни человека. Транспортное обслуживание населения должно в максимальной степени обеспечивать потребности населения в передвижениях. В это же время, затраты на функционирование транспортной системы должны быть оправданы общим вкладом в благосостояние общества. Поэтому транспортное обслуживание должно включать различные виды транспорта (общественного, коммерческого, индивидуального), соответствовать требованиям безопасности, экологичности, использованию природных ресурсов и быть доступным и удобным для всего населения. В связи с этим ставятся задачи для улучшения уровня транспортного обслуживания населения, как в отдельных муниципальных образованиях, так и субъектах Российской Федерации в целом, разрабатываются критерии и методики повышения уровня транспортного обслуживания населения. Все вышеописанное определяет актуальность темы выпускной квалификационной работы. Объектом исследования является транспортное обслуживание населения. Предметом исследования выступает управление транспортным обслуживанием населения в МО город-курорт Анапа. Целью выпускной квалификационной работы является изучение транспортного обслуживания населения на государственном и муниципальном уровне, а также разработка путей повышения эффективности транспортного обслуживания населения в МО город-курорт Анапа. Для достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи: 1. Исследовать управление транспортным обслуживанием населения на государственном и муниципальном уровнях. 2. Выявить особенности услуг пассажирского транспорта. 3. Изучить нормативно-правовую базу управления транспортным обслуживанием населения. 4. Проанализировать механизмы обеспечения транспортным обслуживанием населения в МО город-курорт Анапа. 5. Предложить пути совершенствования эффективности транспортного обслуживания населения в МО город-курорт Анапа. В данной работе использованы следующие методы исследования: анализ, цитирование, классификация, аналогия, сравнение, изучение библиографии. При разработке данной темы использовались различные источники информации, такие как: научные статьи, электронные книги, журналы, интернет-ресурсы, нормативно-правовые акты Российской Федерации. Всё это помогло нам глубже исследовать данную тему и выявить пути повышения эффективности транспортного обслуживания населения. Теоретической базой исследования выступили труды отечественных авторов: В.Е. Чиркина, В.А. Юдина, А.Ю. Родионова, Л.Б. Гудкова, И. Балабаевой, А.Н. Бойко, Е.В. Овечникова, М.Б. Мурашкина, А.А. Мишина, В.А. Миротина, О.Н. Ванеева, О.В. Бочаровой. Поставленная цель и задачи определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из __ наименований и приложений. Работа изложена на __ странице компьютерного печатного текса. В первой главе проводится анализ теоретической базы транспортного обслуживания населения. Исследуется нормативная правовая база управления транспортным обслуживанием населения в Российской Федерации. Во второй главе проводиться анализ трудовой мобильности женщин Краснодарского края на основе данных департамента труда и занятости населения края. В заключение формируются выводы и даются рекомендации. Апробация исследования прошла в рамках Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Студент и научно-технический прогресс» 8-9 апреля 2016 года. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ 1.1 . Транспортное обслуживание населения как предмет ведения государственных и муниципальных органов власти «Транспорт – одна из главных отраслей народного хозяйства. В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения» - утверждает В.А. Гудков [41]. Транспортное обслуживание населения является показателем социально-политической и экономической стабильности государства. Транспорт, дороги и связь обеспечивают коммуникативную коммуникации в обществе. Такого мнения придерживается В.Е. Чиркин [49]. По мнению А. Ю. Родионова, основы современной структуры управления транспортным обслуживанием разрабатывались еще во времена плановой экономики [47]. В настоящее время большая часть вопросов, связанных с управлением транспортным обслуживанием, решается на муниципальном уровне силами отделов и управлений местных администраций, тогда как координация деятельности муниципального транспорта на федеральном уровне власти практически исчезла. Так отмечает А.Ю. Родионов [47]. В.Е. Чиркин пишет, что федеральные органы власти играют главную роль управлении коммуникационными системами, а субъекты Российской Федерации организуют развитие транспорта общего пользования, телефонной связи на своей территории. Муниципальные органы власти непосредственно осуществляют транспортное сообщение на территории муниципального образования, т.е. города и прилежащих к нему территорий [49]. Транспортную систему страны образуют железнодорожный, авиационный, морской, речной и автомобильный транспорт. Общее руководство федеральным транспортом осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации. Министерство транспорта проводит единую транспортную политику в этой сфере. В состав Министерства транспорта Российской Федерации входят: федеральное агентство воздушного транспорта, железнодорожного, морского и речного транспорта, дорожное агентство, агентство геодезии и картографии, федеральная служба по надзору в сфере транспорта [37]. Железнодорожный транспорт – это естественная монополия, но также в Российской Федерации создаются и частные железные дороги. Министерство транспорта Российской Федерации обеспечивает безопасную и бесперебойную работу железнодорожного транспорта, разрабатывает нормы и стандарты в этой сфере, управляет железнодорожным транспортом, организует оперативное управление, а также утверждает графики движения поездов. Главным составляющим железнодорожной системы является железная дорога. Министерство транспорта Российской Федерации устанавливает границы железных дорог, утверждает их уставы, закрывает или открывает железнодорожные линии, вводит или отменяет маршруты поездов. Непосредственное управление деятельностью железных дорог и их предприятий осуществляет акционерное общество, которое называется «Российские железные дороги». Все акции акционерного общества «Российские железные дороги» принадлежат государству в лице правительства [48]. Авиационным транспортом управляет Федеральное агентство по воздушному транспорту, которое находится в системе Министерства транспорта Российской Федерации. Федеральное агентство по воздушному транспорту обладает контрольной и регулирующей функцией по отношению к гражданской авиации, а также организует воздушное движение. В воздушном движении участвуют организации и предприятия независимо от форм собственности, физические или юридические лица, осуществляющие процессы воздушной перевозки пассажиров и грузов, авиаспорт, авиатуризм. Авиационные службы осуществляют регистрацию воздушных судов, аэропортов, организуют обеспечения полетов, лицензируют и сертифицируют предприятия и индивидуальных предпринимателей в сфере воздушных перевозок. Также в пределах своей компетенции Федеральное агентство по воздушному транспорту утверждает авиационные правила, стандарты, организуют государственный надзор за безопасностью полетов [37]. Федеральное управление речным и морским транспортом регулируется федеральным агентством морского и речного транспорта. Это агентство создает и реализует государственную транспортную политику в отрасли морского и речного транспорта, непосредственно управляет транспортными объектами, которые находятся в федеральной собственности, осуществляет регистрацию морских и речных судов, лицензирует деятельность юридических лиц и предпринимателей, занимающихся перевозками, приостанавливает и аннулирует лицензии, а также осуществляет контроль и надзор. При Министерстве транспорта Российской Федерации существует Речной регистр, который осуществляет надзор за судами внутреннего и смешанного плавания. Пассажирский городской и междугородный автомобильный транспорт, электротранспорт находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Об этом говорит нам В.Е. Чиркин [49]. К пассажирскому городскому и междугородному автомобильному транспорту относят автобусы и маршрутные такси. А к элетротранспорту можно отнести троллейбусы и трамваи. Согласно мнению О.Н. Ванеева Законодательное регулирование транспортного обслуживания населения субъектов Российской Федерации идет по двум направлениям: 1. Региональные законы, устанавливающие принципы транспортного обслуживания населения, компетенции органов государственной власти, органов муниципального управления в реализации транспортного обслуживания населения и регулирующие некоторые вопросы перевозок по муниципальным маршрутам; 2. Региональные законы большинства субъектов Российской Федерации, регулирующие только пригородное и межмуниципальное сообщение и компетенции государственных органов власти [39]. Законодательство нам повествует о том, что транспортное обслуживание населения организуется органами местного самоуправления муниципального образования, а в городах федерального значения на муниципальных маршрутах организацию транспортного обслуживания осуществляют исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации [32]. На межмуниципальных маршрутах организация транспортного обслуживания населения осуществляется исполнительными органами субъектов Российской Федерации, в границах территории которых пролегают маршруты. Транспортное обслуживание населения на межсубъектных маршрутах организуют исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся начальные пункты сообщения [32]. Объектом управления транспортом на муниципальном уровне является транспортное производство, т.е. органы муниципального управления и автотранспортные предприятия направляют свою деятельность на удовлетворение потребностей населения в транспортных перевозках, на обеспечение технического обслуживания и ремонт транспортных средств [43]. Согласно Л.Б. Миротину, субъектом управления транспортом на муниципальном уровне являются органы государственного и муниципального управления, которые осуществляют свои функции по регулированию транспортного обслуживания населения, а также организации, которые защищают интересы участников процесса транспортных перевозок [43]. В настоящее время большая часть вопросов, связанных с управлением транспортным обслуживанием, решается на муниципальном уровне силами отделов и управлений местных администраций, тогда как координация деятельности муниципального транспорта на федеральном уровне власти практически исчезла. Так отмечает А.Ю. Родионов [47]. Местные администрации руководят транспортными предприятиями и организациями, которые находятся в муниципальной или частной собственности, осуществляют контроль за работой других транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население. А также утверждают маршруты и графики движения местного транспорта, привлекают к заключению договора предприятия и организации для обеспечения транспортного обслуживания населения [48]. Основное внимание органов муниципальной власти направлено на организацию работы городского и междугороднего транспорта. В соответствии с ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные органы власти организуют обслуживание населения и муниципальных учреждений транспортом, осуществляет строительство дорог и содержание дорог местного значения, в то время как органы исполнительной власти субъекта федерации обеспечивают содержание дорог регионального значения. Для этих целей в собственности муниципалитета находятся транспортные предприятия и организации, предприятия, занимающиеся строительством и содержанием дорог местного значения [46]. По мнению А.Н. Бойко, транспортный комплекс муниципалитета включает в себя: 1. Внутригородской пассажирский транспорт (автобус, трамвай). 2. Междугородный и пригородный пассажирский транспорт. 3. Специализированный транспорт (перевозка хлеба, молока, вывоз бытовых отходов, медицинский транспорт и др.). 4. Транспортные парки, гаражи, службы по содержанию трамвайных путей, вокзалы, автостоянки. Для внутригородских перевозок в некоторых городах используется железнодорожный и водный транспорт, а в крупнейших городах используются метрополитены [37]. Для более эффективного управления городским транспортом А.Ю. Родионов предлагает создать трехуровневую систему, которая включает в себя федеральный орган управления в лице Министерства транспорта Российской Федерации, региональные органы управления городским пассажирским транспортом в лице соответствующих подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы управления пассажирским городским транспортом [47]. А.Ю. Родионов считает, что орган федерального управления городским транспортом должен: разрабатывать и реализовывать государственную политику в области городских перевозок; подготавливать проекты федеральных законов и иных правовых актов, относящихся к деятельности городского пассажирского транспорта; вести отчетность и статистический анализ работы автотранспортных предприятий; разработать единую систему требований к организации и реализации пассажирских перевозок; разрабатывать и реализовывать федеральные проекты развития пассажирского транспорта; создавать единую статистическую отчетность по работе городского пассажирского транспорта; издавать в установленном порядке акты по вопросам функционирования пассажирского транспорта; финансово обеспечивать научные исследования проблем пассажирского транспорта на федеральном уровне; создать и совершенствовать систему подготовки кадров пассажирского транспорта на федеральном уровне [47]. Региональные органы власти в области управления городским пассажирским транспортом должны: организовывать пассажирские перевозки на пригородных и междугородных маршрутах; содействовать привлечению инвестиций в транспортный комплекс; организовывать и проводить семинары внутри региона по вопросам управления пассажирскими перевозками; обеспечивать финансирование перевозок льготникам; оказывать помощь муниципалитетам в приобретении транспорта и запасных частей [47]. В свою очередь органы муниципального управления должны: создать и регулировать развитие целостной системы управления городским пассажирским транспортом; контролировать выполнение организациями пассажирского транспорта требований, установленных законами и иными нормативно-правовыми актами; контролировать соблюдения организациями пассажирского транспорта требований безопасности; вести учет и анализировать деятельность организаций пассажирского транспорта на муниципальном уровне; контролировать выполнение распоряжений местных органов управления; разрабатывать мероприятия по улучшению транспортного обслуживания населения; разрабатывать тарифную политику пассажирского транспорта; контролировать оперативную обстановку на маршрутах и исполнение пассажирских перевозок; контролировать исполнение перевозчиками обязательств по организации обслуживания городского населения; изучать и прогнозировать потребности в транспортных услугах; проводить паспортизацию муниципальных маршрутов; разработка схемы маршрутов; регулировать время и графики движения пассажирского транспорта; контролировать состояние проезжей части; обустраивать городские маршруты необходимыми сооружениями [47]. Использование трехуровневой системы позволит повысить эффективность обслуживания населения транспортными услугами. О.Н. Ванеев по-своему разделяет функции органов муниципального управления. По его мнению, представительный орган в соответствующих муниципальных правовых актах закрепляет правила предоставления транспортных услуг населению. Глава муниципального образования подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативно-правовые акты в области транспортного обслуживания населения. В свою очередь, исполнительно-распорядительный орган обеспечивает выполнение решений представительного органа, распоряжений и постановлений главы муниципального образования, а также регулирует деятельность предприятий пассажирского транспорта на территории муниципального образования; создает условия для участия в оказании транспортного обслуживания населению. Контрольный орган муниципального образования следит за правомерностью и целевым характером использования бюджетных средств [39]. О.В. Бочарова выделяет основные задачи управления транспортом на муниципальном уровне, таковыми являются: 1. Обеспечение надежного состояния транспортных линий. 2. Модернизация транспортного движения и контроль качества транспортного обслуживания населения. 3. Приведение муниципального транспорта в надлежащее состояние, которое соответствует техническим параметрам и нормативам. 4. Обеспечение безопасности перевозок [38]. По мнению Гериханова И.А. управление транспортом на муниципальном уровне развивается по трем направлениям. Согласно первому направлению муниципальный транспорт остается в ведении субъекта Российской Федерации. Например, подобная модель используется в Московской области и городах федерального значения. Эта модель требует законодательного обеспечения на уровне субъекта Российской Федерации. Второе направление заключает в себе создание муниципальных унитарных предприятий транспортного обслуживания, на базе ранее действующих государственных городских пассажирских предприятий. И наконец, третье направление заключается в создании условий для стимулирования участия бизнес-структур в реализации функции транспортного обслуживания населения на муниципальном уровне [40]. По мнению И. Балабаевой, с течением времени образовались модели управления транспортом на муниципальном уровне, такие как: 1. Транспортное обслуживание, которое осуществляется силами муниципальных предприятий. 2. Орган муниципальной власти заключает договор об осуществлении транспортного обслуживания населения муниципального образования с региональной транспортной компанией или муниципальным предприятием районного уровня. 3. Осуществление транспортных перевозок силами частных предприятий. От правильного выбора модели функционирования городского пассажирского транспорта может зависеть улучшение условий и уровня жизни населения, может возрасти надежность работы транспорта, комфорт и доступность перевозок [36]. Эффективность выбора модели функционирования городского пассажирского транспорта, несомненно, является целью всех органов муниципальной власти. Таким образом, мы рассмотрели регулирование органами власти транспортного комплекса страны и изучили различные подходы к этой теме. С мнениями каждого из авторов невозможно не согласиться, так как каждый автор прав в своих высказываниях. Подводя итог всему вышесказанному, делаем вывод, что федеральные органы власти играют главную роль управлении коммуникационными системами, а субъекты Российской Федерации организуют развитие транспорта общего пользования на своей территории. В свою очередь, муниципальные органы власти непосредственно осуществляют транспортное сообщение на территории муниципального образования, т.е. города и прилежащих к нему территорий. Транспортное обслуживание населения Российской Федерации является важным показателем экономической и политической стабильности страны, а также имеет очень сложную систему управления на государственном и муниципальном уровнях. 1.2. Особенности услуг пассажирского транспорта Пассажирский транспорт образует основу транспортного комплекса, является главным элементом социальной и экономической инфраструктуры страны. Объектом управления пассажирским транспортом является транспортное производство, т.е. органы муниципального управления и автотранспортные предприятия направляют свою деятельность на удовлетворение потребностей населения в транспортных перевозках, на обеспечение технического обслуживания и ремонт транспортных средств. Субъектом управления в транспортном обслуживании на территории муниципалитета являются органы государственного и муниципального управления, которые осуществляют свои функции по регулированию транспортного обслуживания населения, а также организации, которые защищают интересы участников процесса транспортных перевозок [50]. Как уже упоминалось, транспортную систему образуют железнодорожный, авиационный, морской, речной и автомобильный транспорт. Дадим краткую характеристику этих видов транспорта: Железнодорожный транспорт занимает важное место в функционировании и развитии товарного рынка страны, в удовлетворении потребностей населения в передвижении. Железнодорожный транспорт применяется в массовых перевозках пассажиров в межрайонном, междугородном и пригородном сообщениях. В перевозках пассажиров по железным дорогам преобладают перевозки в пригородном и местном сообщениях. Дальние пассажирские перевозки составляют около 40% пассажирооборота [43]. Основными элементами технического оснащения железнодорожного транспорта является рельсовый путь с искусственными сооружениями, станции и остановочные пункты, подвижный состав, устройства электроснабжения, средства регулирования и обеспечения безопасности движения и управления перевозочным процессом. Крупные пассажирский станции оборудуются зданиями и строениями. Автомобильный транспорт популярен благодаря его специфическим особенностям и преимуществам перед другими видами транспорта. Такими преимуществами является, например, высокая маневренность и подвижность, перевозка без пересадок в пути, высокая скорость передвижения, а также меньшие затраты в строительстве автодорог. Самой эффективной сферой использования автомобильного транспорта являются короткие перевозки. На местных линиях автотранспортные перевозки часто бывают вне конкуренции, так как они мобильны, быстро реагируют на изменение спроса пассажиров. Наряду с указанными достоинствами есть и недостатки. К недостаткам можно отнести, например, высокий уровень загрязнения воздуха, большая трудоемкость, большие металлоемкость и энергоемкость [44]. Автомобильный транспорт главным образом обеспечивает внутрирайонные перевозки пассажиров, производит перевозки от железнодорожных станций, вокзалов, речных и морских портов и обратно. К пассажирскому подвижному составу относятся автобусы и легковые автомобили [37]. Сеть автомобильных дорог по техническим и качественным характеристикам делят на 5 классов. По народнохозяйственному и административному значению автодороги первой и частично второй категорий называют федеральными. Автодороги второй и частично третьей категорий имеют региональное значение. Автодороги третьей и четвертой категории являются местными, а пятой категории – сельскими [9]. Воздушный транспорт России играет значительную роль в пассажирских перевозках. Эта роль объясняется большим расстоянием перевозок, недостаточной развитостью транспортной инфраструктуры в некоторых районах. К особенностям воздушного транспорта можно отнести: большая скорость перевозок, отсутствие сложной транспортной инфраструктуры, открытие авиалиний не требует больших затрат, организация сквозных беспересадочных сообщений. К основным задачам воздушного транспорта можно отнести: повышение грузоподъемности, вместимости пассажиров и скорости перевозок; улучшение технического оснащения аэропортов; обеспечение безопасности полетов; улучшение качества обслуживания в процессе перелета; расширение международных перевозок [43]. Роль речного транспорта в транспортной системы России определяется не столько масштабностью транспортной работы, сколько особой значимостью выполняемых функций. Внутренние водные пути имеют большую провозную способность. Так как водные пути являются естественными, то при организации судоходства требуются меньшие капиталовложения, чем на постройку железной или автомобильной дороги равной пропускной способности. Затраты энергии на речном транспорте значительно ниже, чем на других видах транспорта. Эта особенность водного транспорта в целом. Особую роль в транспортной системе страны играет морской транспорт. Он выполняет ряд некоторых важных функций. Морской транспорт обеспечивает морские международные связи страны, а также удовлетворяет потребности в перевозках внутри страны. Можно выделить следующие преимущества морского транспорта: основной внешнеторговый транспорт, широкие международные связи, не ограничена пропускная способность, перевозки на дальние и сверхдальние расстояния, отсюда более низкая себестоимость перевозок. К недостаткам можно отнести зависимость от метеоусловий и значительное капиталовложение в портовое хозяйство [49]. В соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ РФ №51825-2001 "Услуги пассажирского транспорта. Общие требования" услуги пассажирского транспорта делятся на две группы: 1. Услуги, заключающиеся в непосредственном перемещении пассажиров, грузов и багажа с использованием транспортных средств. 2. Услуги, не связанные с перемещением пассажиров, грузов и багажа с использованием транспортных средств, но имеющие отношение к ним [9]. Транспортные услуги разделяют по таким признакам: 1. Регулярность. 2. Степень участия пассажира в установке условий перевозки. 3. Вид сообщения. 4. Назначение. 5. Вид транспортного средства. По регулярности осуществления транспортных услуг выделяют регулярные и нерегулярные (разовые) услуги [43]. По степени участия пассажира в установке условий перевозки можно выделить такие услуги как: 1. Пассажир определяет маршрут, места остановки и время отправления. 2. Пассажир определяет места остановки, маршрут и расписание, они установлены заранее. 3. Пассажир не принимает участия в определении условий перевозки, они установлены заранее. В зависимости от вида сообщения перевозки могут быть международными, междугородными, пригородными и городскими. По назначению выделяют перевозки общего пользования и специальные перевозки (специально организованных групп людей) [47]. Услуги, которые не связаны с перемещением пассажиров и багажа с помощью транспортных средств, но имеющие отношение к перевозкам: 1. Услуги по продаже проездных документов. 2. Информационные услуги. 3. Оказание медицинских услуг, комнат матери и ребенка, помещения для отдыха и т.д. 4. Санитарно-гигиенические услуги. 5. Услуги хранения багажа [42]. Л.Б. Миротин выделил особенности транспортных услуг, в их числе: 1. Услуги пассажирского транспорта могут существовать только процессе их осуществления, т.е. не могут накапливаться. 2. Качество транспортных услуг выражается качеством процесса оказания этих услуг. 3. Транспортные услуги имеют потребительскую стоимость в определенное время по определенному направлению. 4. Существует неравномерный спрос на услуги пассажирского транспорта как временный так и пространственный. 5. Предложение транспортных услуг не обладает гибкостью и не меняется вместе со спросом [43]. Из особенностей, предложенных данным автором, мы видим, что Л.Б. Миротин проанализировал экономический аспект транспортного обслуживания населения. А.А. Мишин считает, что пассажирские перевозки как объект управления имеют свой ряд особенностей, таких как: 1. Основной транспортный процесс происходит вне пределов предприятия, предоставляющего транспортные услуги, при этом возрастают требования к контролю работы транспортных средств. 2. Транспортная деятельность является социально и политически значимой. 3. Потребность в транспортных услугах зависит от внешних воздействий, это повышает роль диспетчерского управления. 4. Транспортные услуги не могут накапливаться, они потребляются в момент производства, это повышает требования к качеству услуг. 5. Муниципальные перевозки осуществляются с привлечением средств местного бюджета, не малая часть потребителей транспортных услуг пользуются льготами, поэтому существует особый режим финансирования перевозчиков и контроль над их расходами. 6. Транспортные средства являются источниками опасности, поэтому безопасность перевозок – первостепенная задача перевозчиков. 7. Пассажирские перевозки не подвержены моде, но имеют сезонные и суточные закономерности спроса. 8. В чрезвычайных ситуациях пассажирский транспорт это один из главных факторов мобилизационной готовности и спасательных работ [44]. Исходя из данного ряда особенностей, который предлагает нам А.А.Мишин можно определить, что здесь рассмотрены все стороны транспортного обслуживания населения на муниципальном уровне. По мнению И. Балабаевой, с течением времени образовались модели работы пассажирского транспорта, такие как: 1. Транспортное обслуживание, которое осуществляется силами муниципальных предприятий. 2. Орган муниципальной власти заключает договор об осуществлении транспортного обслуживания населения муниципального образования с региональной транспортной компанией или муниципальным предприятием районного уровня. 3. Осуществление транспортных перевозок силами частных предприятий [36]. От правильного выбора модели функционирования городского пассажирского транспорта может зависеть улучшение условий и уровня жизни населения, может возрасти надежность работы транспорта, комфорт и доступность перевозок. Эффективность выбора модели функционирования городского пассажирского транспорта, несомненно, является целью всех органов муниципальной власти. Итак, транспортный комплекс нашей страны состоит из железнодорожного, авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта. Каждый вид транспорта имеет свои особенности, а также достоинства и недостатки. Авторы по-разному подходят к определению особенностей пассажирского транспорта, что позволяет изучить вопрос с разных сторон. Услуги пассажирского транспорта, несомненно, являются востребованными и социально важными. В связи с этим, задачей государственных и муниципальных органов власти является обеспечение населения качественными и безопасными услугами пассажирских перевозок. 1.3. Нормативно-правовая база транспортного обслуживания населения Государственная транспортная политика реализуется путем подготовки и исполнения нормативно-правовых актов. По мнению М.Б. Мурашкина, если охарактеризовать систему федеральных нормативно-правовых актов, которые регулируют деятельность в сфере транспортного обслуживания населения, условно можно выделить 3 группы: 1. Нормативно-правовые акты, которые определяют полномочия органов государственной и муниципальной власти в сфере обеспечения населения услугами пассажирского транспорта. 2. Нормативно-правовые акты, которые регулируют функционирование пассажирского транспорта и его развитие. 3. Нормативно-правовые акты, которые устанавливают порядок обеспечения транспортными услугами отдельных категорий населения [45]. К первой группе можно отнести: 1. Конституцию Российской Федерации [6]. 2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [31]. 3. Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [32]. Эта группа федеральных нормативно-правовых актов определяет разграничение предметов ведения между органами государственной власти, власти субъектов и местного самоуправления. В Конституции РФ строго закреплены предметы ведения органов в сфере транспортного обслуживания населения, также обозначена самостоятельность местного самоуправления и не вхождение его в систему органов государственной власти. Это исключает возможность вмешательства в деятельность, не относящуюся к полномочиям определенных органов власти [39]. Взаимодействие между потребителями и лицами, предоставляющими транспортные услуги, регулируются Гражданским кодексом РФ, главой 40 и статьей 784 [25]. А также Федеральным законом «О защите прав потребителей». Договор о перевозке это вид договора на оказание услуг, поэтому к нему применяются положения из глав 1 и 3 Федерального закона «О защите прав потребителей». Таким образом, в соответствии со статьей 4 этого закона, перевозчик обязан оказать качественную услугу по перевозке, чтобы не нарушать права потребителя транспортных услуг [27]. Как уже отмечалось, по видам транспорта выделяются пять видов перевозки: железнодорожная, воздушная, автомобильная, перевозка внутренним водным транспортом и морская перевозка. Каждый вид перевозки имеет свою специфику. Федеральные законы, которые включают все транспортные уставы и кодексы, регулируют перевозки пассажиров на отдельных видах транспорта. В Уставе железнодорожного транспорта пассажирским перевозкам посвящена глава 6; в Кодексе торгового мореплавания о перевозках говорится в главе 9; Воздушный кодекс о пассажирских перевозках повествует в главе 15; в Кодексе внутреннего водного транспорта в главе 13; в Уставе автомобильного транспорта в разделе 4 [39]. Рассмотрим федеральное законодате....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: