- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы жизненного цикла семьи и динамики преодоления нормативных кризисов.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000346 |
Тема: | Теоретические основы жизненного цикла семьи и динамики преодоления нормативных кризисов. |
Содержание
Оглавление Введение…………………………………………………………………………..2 Глава 1 Теоретические основы жизненного цикла семьи и динамики преодоления нормативных кризисов………………………………………….6 1.1 Сущность понятий «брак», «семья», «жизненный цикл семьи»………..6 1.2 Психологические особенности нормативных и ненормативных семейных кризисов………………………………………………………………………….21 1.3 Методы изучения и коррекции поведения супругов при переходе с одной стадии жизненного цикла на другую………………………………………….24 Выводы по главе 1……………………………………………………………..35 Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по диагностике и эффективному разрешению нормативного кризиса семьи, связанного с рождением первого ребенка 2.1 Отбор психодиагностического инструментария 2.2 Психологические особенности преодоления нормативного кризиса семьи на констатирующем этапе эксперимента 2.3 Разработка и апробация комплексной тренинговойпрограммы«Молодые и успешные родители» 2.4 Анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования 2.5 Разработка рекомендаций по развитию коппинг-стратегиисовладания с кризиснойситуациейдля молодых родителей Выводы по главе 2 Заключение Список использованной литературы Приложения Введение Актуальность исследования.Семейная психология и психотерапия — относительно молодая область науки и практики. Изучением семьи до середины XX века занималась за редкими исключениями только социология. Развитие семейной психологии и возросший к ней интерес среди специалистов всевозможных областей — психиатров, психотерапевтов, педагогов, врачей, социальных работников — был вызван кризисом, переживаемым современной семьей. В настоящее время различные специалисты уделяют большое внимание проблеме оказания психологической помощи семье, которая находится в трудной жизненной ситуации, т.е. в кризисном состоянии. Во многом это связано с тем, что в последнее время неуклонно увеличивается число разводов и неполных семей, возрастают масштабы таких явлений, как социальное сиротство, пьянство и наркомания в среде подростков, ранние беременности, жестокое обращение. В связи с данными обстоятельствами все более актуальной становится потребность семьи в квалифицированной психологической помощи. Под кризисами современной семьи демографы подразумевают кризис социального института, который проявляется в первую очередь в том, что семья утратила возможность быть так называемой «ячейкойобщества», одной из главнейших и неотъемлемых функций которой является репродуктивная. Семья представляет в настоящий момент более динамичное образование и, по сравнению с предыдущей эпохой, в меньшей степени стабилизируется социальными факторами. Значительно возрос показатель личностных мотивов и коммуникативных способностей супругов, и теперь почти невозможно обязать двух людей жить вместе, воздействуя на них орудием социальных норм и долженствований. Факт снижения количества официально регистрируемых браков и рост числа свободных союзов может говорить об ослаблении влияния социальных норм и правил. Более того, это может отражать образование в сознании людей отношения к семье как к институту, жизнеспособность которого зависит в большей степени от их личной ответственности.Трудность анализа семьи как системы заключается в необходимости учитывать тот факт, что любая система является неотъемлемой частью других, более крупных систем и находится с ними в непосредственном взаимодействии и взаимовлиянии. Объект исследования: процесс преодоления нормативного кризиса семьи, связанного с ее расширением (рождение первого ребенка). Целью исследования является диагностика и эффективное разрешение нормативного кризиса семьи, связанного с ее расширением (рождение первого ребенка). Гипотеза исследования: преодоление нормативного кризиса семьи, связанного с ее расширением будет эффективной если: - осуществляется организационно-методическое обеспечение психологического процесса коррекции поведения супругов при переходе с одной стадии жизненного цикла семьи к другой; - реализуется поэтапная работа по программе психологической коррекции, позволяющая оптимизировать ее уровень и способствовать эффективному разрешению нормативного кризиса семьи, связанного с рождением первого ребенка. Для достижения цели работы и проверки гипотезы обозначены следующие задачи: - теоретический анализ понятий «брак», «семья», «жизненный цикл семьи»; - рассмотреть психологические особенностей нормативных и ненормативных семейных кризисов; - проанализировать методики изучения и коррекции поведения супругов при переходе с одной стадии жизненного цикла семьи на другую; разработать комплексную тренинговую программу « молодые и успешные родители»; - охарактеризовать результаты эмпирических исследований; - разработать рекомендации по развитию стратегий преодоления кризисной ситуации молодыми родителями. Методологической основой данного исследования являются положения и принципы отечественной и зарубежной психологии: - системный и личностно-деятельностный подходы, принципы детерменизма и развития, положения о личности как активном субъекте деятельности; - теории стадий жизненного цикла семьи. (Е. Дюваль, П. Сорокина,Д. Леви); - психокорреционные методики. Методы исследования. При проведении исследования использовался широкий спектр методов и методик: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы и исследований по проблемам преодоления нормативных семейных кризисов, связанных с рождением ребенка, методы наблюдения, опроса, эксперимента, опытно-экспериментальной работы, математической обработки результатов экспериментальной работы. Теоретической основой работы являются исследования в области психодиагностики семьи (Эйдемиллера Э.Г, Алешиной Ю.Е. Варга А.Я., Драбкиной Т.С. Юстицкис В.). Научная новизна и теоретическая значимость отмечаются нами как процесс выявления и классификации теоретических особенностей диагностики эффективного разрешения нормативного кризиса семьи, связанного с рождением первого ребенка. Практическая значимость. Отобран психодиагностический инструментарий и апробирована система организационно методического обеспечения процесса изучения разрешения и преодоления нормативного кризиса семьи, связанного с рождением первого ребенка. Реализована комплексная программа « молодые и успешные родители». Обоснованы психолого-педагогические особенности коррекции нормативного кризиса семьи, связанного с рождением первого ребенка. Экспериментальная база исследования. Исследование было проведено на базе ЗАГС города Майкопа, в качестве испытуемых выступили десять молодых семей, имеющих первого ребенка. Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Глава 1. Теоретические основы жизненного цикла семьи и динамика преодоления нормативных кризисов 1.1 Сущность понятий «брак», «семья», «жизненный цикл семьи» Специфика современной жизни обусловила трансформационные процессы в современной семье, которые требуют анализа особенностей ее функционирования, прохождения стадий жизненного цикла и особенностей переживания нормативных и ненормативных кризисов. Однако, прежде чем приступить к анализу семьи в ситуации кризиса, необходимо подробно остановиться на основных понятиях психологии и психотерапии семьи. В древнерусской лексике существовало слово «брачити», которое означало отбирать что-либо (выбирать хорошее или отклонять плохое). В современном российском праве не сформированно легального определения брака. Тем не менее такое определение имеет большую надобность, так как состояние в браке является юридическим фактом, с которым право связывает появление ряда правоотношений. Социальная жизнь регулируется сводом юридических правил и норм. Ими охвачены все аспекты человеческого бытия. Но все же интересно, что понятие права и семьи не регламентируется никаким отдельным законодательным актом. То есть семейный кодекс, конечно же, имеет место быть, и он имеет огромную силу. Но его положения по сути неприменимы к семейным отношениям как таковым. Правовые обязательства формируются не по причине существования самих семейных уз между людьми, а, скорее, из-за возникающих брачных отношений и родственных связей. Именно эти обстоятельства и рассматриваются в соответствующих кодексах. Брак — это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, главной целью которого является создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.Каждыйпризнак данного определения, как правило, отражает существенные характеристики брака как юридического факта. В первую очередь, брак — это союз мужчины и женщины. Как правило, в научной литературе отмечается, что слово «союз» по содержанию шире понятия сделки или договора, от того что, помимо распределения обязанностей в семье союз мужчины и женщины предусматривает этакую духовную близость, предрасположенность их друг к другу, предпочтение другим. Однако, как предполагается, такого рода понимание делает акценты на внеправовые положениябрачных отношений. Если мы говорим об определении брака с юридической точки зрения, то оно предполагает понимание слова «союз» как состояния, т.е. юридического факта особого рода, который существует продолжительное время, непрерывно или периодически порождая юридические последствия. В последнее время становится все больше противников признака гетеросексуальности брака. В некоторых странах получили юридическую защиту гомосексуальные браки. Наконец, в западной доктрине в последнее время получили распространение теории, предлагающие закрепить в законодательстве плюралистическую теорию брака, т.е. сводящие роль государства к защите той модели брака, которая по мнению вступающих в брак лиц является для них оптимальной. Как бы там ни было, в Российской Федерации защитой пользуются только брачные отношения мужчины и женщины, поэтому признак гетеросексуальности брака является значимым для российского права. Во-вторых, брак — это единобрачный союз, т.е. союз, в котором предпочтение отдается лишь одному партнеру. Несмотря на это, в некоторых странах, где главенствует мусульманская религия, имеют место быть полигамные браки (многоженство). В-третьих, брак — это свободный союз. Вступление в брак должно происходить свободно, обоюдно и добровольно. Супруги также, вправе, расторгнуть свой брак. Отсутствие добровольного согласия при вступлении в брак является, в соответствии с законом, основанием для признания брака недействительным. В-четвертых, брак — это равноправный союз. Мужчина и женщина, которые вступают в брак, равны между собой как в отношении личных прав (на фамилию, место жительства, выбор профессии, воспитание своих детей), так и в отношении имущества, нажитого совместным трудом во время брака. В-пятых, брак — это такой союз, который зарегистрирован в органах загса (органах записи актов гражданского состояния). Фактические (незарегистрированные) брачные отношения, сколько бы они ни продолжались, не могут перейти в брачные отношения, охраняемые государством. В-шестых, цель брака — создание семьи. Это является весьма существенным признаком понятия брака в Российской Федерации. Отсутствие такой цели является основанием для признания брака фиктивным. Но в последнее время высказывается такая точка зрения, что последовательная характеристика брака как сделки, опосредующей предпочтительно имущественные отношения между супругами, предусматривает отказ от данного признака. В-седьмых, брак — это такой союз, который порождает между супругами юридические права и обязательства. Это относится как к мужчинам, так и к женщинам. Если права одной из сторон окажутся нарушенными, товпоследующем на их защиту встанет суд. В отличие от писанныхюридических законов культурные нормы являютсянеписанными. Они осуществляют баланс брачных отношений посредством морали, традиций и обычаев, к их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, воспитания детей, распределения власти и обязанностей между супругами и т.д. В истории человечества рассматриваются следующие типы брачных отношений: - полигамия - брачный союз более двух партнеров. Полигамия может быть реализована в вариантах полигинии, когда один человек связан узами брака с двумя или более женами, и полиандрии - когда одна женщина находится в браке более,чем с одним мужчиной в одно и то же время; - групповой брак - свойствен первоначальном обществу и разрешает одновременное семейное сожительство нескольких мужчин и женщин, которые не создают обособленных супружеских пар; - моногамия - брак между одним мужчиной и одной женщиной; - по выбору брачного партнера: эндогамный (брак между представителями одной социальной группы) и экзогамный (брак между представителями различных социальных групп); - по мотивации партнеров: брак по любви, по расчету и по шаблону. Брак по шаблону заключается тогда, когда срабатывает рассуждение: "Все мои знакомые-сверстники женятся, как бы и мне не опоздать"; - по экономическому критерию: ровный, неровный (разница в возрасте, доходах между партнерами), калымный (выкуп за невесту) Данный тип брака существует у народов Азии и Африки; - гостевой –супругиимеют две квартиры и каждый живет отдельно, посещая друг друга 2-3 раза в неделю; -повторный брак (вступление в брак с другим партнером после расторжения предыдущего брака); -гражданский брак - зарегисрированный в органах государственной власти без участия церкви; - ранний брак - заключается между лицами,которые не достигли возраста 17-18 лет; - конкубинат - связь женатого мужчины с незамужней женщиной, которая имеет от него детей; - свингерство - брачное образование, предполагает обмен женами и мужьями. Итак, брак - это своего рода контракт, который заключается между тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством. Во многих обществах государство лишь осуществляет юридическое заключение брака, а его посвящение осуществляет церковь. При этом посвящение брака перед церковным алтарем считается сильнейшей формой укрепления брака. Вместе с тем, заключая брак, государство не может определять время его существования, т.е. через определенный временной промежуток один из супругов может подать на развод, что символизирует свободу личности. Антрополог Джордж Мердок вывел определение понятия «семья» еще пол века тому лет назад. Более того, он так же описал и приблизительный состав одной «ячейки общества». По мнению Дж. Мердока, семья – это социальная группа с общим местом жительства, которая практикует экономическое сотрудничество и воспроизводство. Она включает взрослых обоих полов, по крайней мере, двое из которых поддерживают одобряемые обществом сексуальные отношения, а также детей, биологических или усыновленных. С тех времен многое в жизни людей переменилось, а определение понятия "семья" теперь выводится каждой областью знания самостоятельно. Понятие семьи, существующее в социологии, тесным образом связано с древнейшими законами родства и супружества, на соблюдении которых и строится многовековая история человечества. Семьей называется относительно постоянное объединение людей, которые связаны кровным родством, узами брака или процедурой усыновления, и которые живут на одной территории и зависят друг от друга в финансовом и психологическом отношении. Социология, таким образом, предполагает, что общество формируется из множества малых родственных «ячеек», в которых каждый человек черпает необходимую поддержку от своих близких и платит им тем же. И, кроме того, каждая такая малая общность функционирует на процветание всех людей в целом. То есть работает как единый социальный институт. Во-первых, семья – это такая среда, где растут и познают окружающий мир, дети. Ни одно общество не может существовать без адекватной социализации молодых его членов. В большинстве случаев воспитание детей берут на себя их родители. Изредка к данному процессу присоединяются старшие братья и сестры, бабушки и дедушки или иные родственники. Таким образом, семья воспитывает новых членов общества. Именно она прививает индивиду все ценностные и моральные основы личности, задает человеку правильный настрой на успешную реализацию себя в обществе. Во-вторых, в идеале семья выступает базовым источником материальной и психологической поддержки для каждого ее члена. Именно семья дает пищу, одежду, жилье и прочие составляющие первой необходимости, а также необходимую человеку любовь, эмоциональноеблагосостояние и помощь в любой сложной ситуации. Благодаря такой помощи человек может ощутить, что означает благополучие. В-третьих, семья помогает осуществлять баланс сексуальной активности людей. Благодаря ей осуществляется половоевоспитаниеи закладываются основные нормы поведения, она удерживает человека от беспорядочных любовных связей посредством брачных уз и обязательств. В-четвертых, социальная идентичность обеспечивается человеку именно в семье. Любой из нас имеет определенный пол, принадлежит к какой-либо расе и национальности, исповедует наиболее близкую своим суждениям религию. И все это человеку передается от родителей. В дальнейшем социальная идентичность может оказать очень большое влияние на его жизнь. Например, человеку может быть нелегко, если он относится к классу, находящемуся внизу социальной лестницы. Тем не менее, иерархичность – незаменимый атрибут социума. Как показывает практика, идеи равенства классов несбыточны, но семья в силах научить человека адаптироваться к своему положению в социуме либо дать ему необходимую поддержку для изменения своего статуса при желании. В правоведении также существует свое понятие брака и семьи. В отличие от социологического оно предполагает, что союз двух людей возникает только там, где есть закрепленные законом права и обязанности между двумя людьми. Таким образом, если мужчина и женщина живут вместе в любви и согласии, воспитывают детей, но при этом их союз нигде не зарегистрирован, с юридической точки зрения семьей они считаются. "Член семьи" – понятие, обозначающее в правоведении супругов и их детей, а также пожилых родителей. С точки зрения юриспруденции под семьей понимается группа лиц, которые связаны какими-либо отношениями родства и по этой причине несущих правовые обязательства друг перед другом. Большое значение имеют долг родителей перед малыми детьми и ставших взрослыми детей перед их престарелыми родителями, взаимоотношения супругов, бабушек и дедушек с их внуками, опекунов и усыновленных ими лиц. В науке психологии существует собственное понятие брака и семьи. Так, учеными было дополнено уже известное нам социологическое определение «малой ячейки общества». Новая дефиниция звучит такимобразом: семья – это совокупность близких, эмоционально значимых друг для друга людей, возникающее на основании супружества, родительства или кровных связей. Брак – это объединение людей, которые связаны между собой узами брака,обетами. Мы видим, что психология ставит на первое место не полезность семьи для общества и не юридические основания ее возникновения. Огромное значение придается сакральным родственным связям, и душевный комфорт каждого человека оценивается выше полезности индивида для социума. В психологии семья рассматривается как система, ведь между ее членами возникают определенные взаимоотношения. Изучается положение каждого отдельного человека в ней, его роль и духовные связи с родственниками.Однако в психологии семье приписываются особые функции. В психологии понятие и функции семьи тесно связаны между собой. Как правило, каждая научная школа выводит свой перечень. В чем-то они похожи, в чем-то разнятся, но семейный психолог Т. В. Андреева упорядочила все эти функции. Получился вот такой их список: - репродуктивная функция, суть которой заключается в том, что в семье люди воспроизводят себе подобных. Тем самым человек получает возможность оставить след на земле после своей смерти; - воспитательная функция раскрывается в формировании полноценной личности ребенка. Мать, отец и другие близкие родственники своим поведением закладывают основы характера маленького человека. Также, они подают ему пример своими действиями, поступками; - обучающая функция семьи заключается в том, что все элементарные навыки и базовые знания об окружающем мире ребенок получает от своих родителей; - коммуникативная функция семьи раскрывается в общении ее членов между собой, а также в их обращении к СМИ, культуре и искусству. Таким образом, человек не только находит собеседника в лице своего ближайшего родственника, но и приобщается к красоте окружающего мира; - эмоциональная функция семьи заключается в дарении другому лазки,внимания и заботы, оказании психологической поддержки. Без этого человеку было бы очень сложно справляться с повседневными трудностями. Некоторые исследователи выделяют духовно-психотерапевтическую функцию. Ведь именно в семье человек обогащается духовно. Более того, родственники оказываются для большого числа людей самыми доступными психологами и аналитиками; - сексуально-эротическая функция предполагает удовлетворение потребности в любви и сексе. Семейный человек наслаждается своим партнером не только в духовном, но и в физическом плане. И очень важна взаимность, которую можно испытать в браке; - хозяйственно-бытовая и экономическая функции заключаются в совместном ведении людьми домашнего хозяйства, создании очага и привычного уклада жизни, обретении материального комфорта и благополучия; - функция социализации означает, что здесь молодой человек, формирующаяся личность, которая учится жить в обществе. От своих родителей он получает представление о том, какие нормы поведения одобряемысоциумом, а какие – осуждаемы; - статусная функция означает передачу ребенку от родителей цвета кожи, национальной принадлежности, места в социальной иерархии; - функция первичного социального контроля. Она подразумевает, что семья может выступать в роли своеобразной «первичной совести». То есть отношение близких людей к каким-либо поступкам человека показывает, как воспримет это и все общество. Нормы поведения и дозволенности в данном случае прививаются социумом; - защитная функция предусматривает, что в семье каждый человек может найти необходимую ему помощь и покровительство. Как выяснилось, психология и социология имеют схожие базовые понятия. Семья рассматривается ими как система, выполняющая определенные функции. Но все же, социология делает упор на полезность индивида для общества, а психология рассматривает отношения внутри семьи. "Член семьи" – понятие в большей степени юридическое, но каждый человек имеет и свое обыденное представление об этих обществоведческих терминах и их значении. И это простое, ненаучное понимание также является верны. Психологам нравится все классифицировать, поэтому не обошла такая участь и категорию семьи. Разделение проводится по многим признакам,однако самой известной, наверняка, является классификация по времени, которое люди прожили в браке. Выделяют молодые семьи со стажем 1–3 года, зрелые, в которых супруги прожили вместе от 3 до 20 лет, и пожилые «ячейки общества». Из можно сделать вывод о существовании определенного жизненного цикла, который проходит каждый брачный союз за время своего существования. "Молодая семья" – понятие, которое больше других интересует специалистов-психологов. В данный период люди адаптируются к совместной жизни. Их взаимная очарованность проходит, постепенно уступая место налаживанию быта. Именно в это время формируется единый, целостный механизм – семья. Зрелые пары все свое время сначала посвящают воспитанию детей. Понятие семьи у людей становится основой: дорогим и близким людям отдаются тепло, внимание и забота, им посвящается значительная часть свободного времени. В последующем, подросшие дети «улетают из родительского теплого гнезда». Пожилые супруги учатся заново жить вдвоем. Бывает, они начинают вместе путешествовать по миру, иногда – расстаются. Некоторые же находят утешение в увлечениях и творчестве. Существует большое разнообразие подходов к выделению стадий жизненного цикла семьи. Так же, как и в вопросах периодизации индивидуального развития, это зависит от того, что служит критерием для деления. Е. Дюваль в 1950 г. первый опубликовал свою работу, посвященную проблемам развития семьи и подразделилжизненный цикл семьина восемь стадий: - встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу; - супружеские пары без детей. Задачи стадии: сформировать брачные отношения, которые удовлетворяют потребности обоих супругов; урегулировать вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями; войти в круг родственников; - появление в семье детей (возраст ребенка - до 2,5 лет). Задачи стадии: адаптация к ситуации появления ребенка, забота о правильном развитии младенцев; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родителей, так и детей; - семья с детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка - от 2,5 до 6 лет). Задачи стадии: адаптация к основным потребностям и склонностям детей с учетом необходимости содействия их развитию; преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства; - семьи с детьми-младшими школьниками (возраст старших - от 6 до 13 лет). Задачи стадии: присоединение к семьям с детьми школьного возраста; побуждение детей к достижению успехов учебе; - семьи с подростками (старший ребенок - от 13 до 20 лет). Задачи стадии: установление в семье равновесия между свободой и ответственностью; создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и решение проблем карьеры; - уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет дом). Задачи стадии: ритуализация освобождения молодых людей от родительской опеки; сохранение духа поддержки как основы семьи; - средний возраст родителей (от "пустого гнезда" до ухода на пенсию). Задачи стадии: перестройка супружеских отношений; поддержание родственных связей со старшим и младшим поколением; - старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). Задачи стадии: адаптация к уходу на пенсию; решение проблем тяжелой утраты и одинокой жизни; сохранение семейных связей и адаптация к старости. В социологической литературе в большинстве случаев цикл семейной жизни рассматривают как организованный вокруг развития ребенка или по последовательности стадий родительства. Согласно этому подходу, в развитии семьи разными учеными выделяются относительно одни и те же этапы. Например, П. Сорокин выделил 4 стадии: - брачная пара в момент образования; - семья с маленькими зависимыми детьми; - семья по крайней мере с одним взрослым ребенком; - стадия отделения всех детей. Росийский социолог А.И. Антонов (1998) выделяет пять семейных событий (заключение брака, рождение первого ребенка, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей), образующих в свою очередь 4 стадии семейного цикла: - стадия предродительства; - стадия репродуктивного родительства; - стадия социализированного родительства; стадия прародительства. Содержание стадий сводится к следующему.Стадия предродительства - это период вступления в брак, зачатия первенца. Молодые супруги готовятся стать родителями и формировать семью в строгом смысле слова, так как, по мнению А.И. Антонова, "лишь рождение детей превращает брачную пару в семью". Стадия репродуктивного родительства. Данная стадия предполагает появление на свет первого ребенка и вероятно рождение второго и последующих детей - в зависимости от потребности семьи в детях. Эта стадия может быть короче или длиннее в связи с числом рождений. Стадия социализированного родительства. На этой стадии реализуется воспитание детей, и она для многих родителей может не закончиться никогда, но которую необходимо ограничить либо достижением совершеннолетия детьми, либо моментом отделения последнего из взрослых детей. На этой стадии может произойти задержка в отделении детей, например, из-за отсутствия жилья; вариантами данной стадии могут стать "продолженная социализация", когда вступление взрослых детей в брак откладывается из-за учебы или каких-то иных обстоятельств; либо "затяжная социализация", когда взрослый человек остается холостяком, и продолжает жить со своими родителями. Стадия прародителъства наступает с рождением первого внука, что превращает родителей-основателей в прародителей, в бабушку и дедушку, хотя это не означает прекращения стадии "социализированного родительства", если в семье еще есть несовершеннолетние дети. Стадия прародительства длится до смерти супругов. Подобному циклу А.И. Антонов дает название полного цикла. Необходимо заметить, что за последние 50 - 100 лет семейный цикл изменился как по временной структуре, так и по характеру составляющих его событий. Люди стали не только жить дольше, но изменился возраст, в котором они достигают тех или иных стадий семейного цикла. Так, увеличился период между уходом из дома последнего ребенка и выходом на пенсию родителей или их смертью, и продолжительность этого постродительского периода продолжает увеличиваться, длительность же "репродуктивного периода" (в терминах А.И. Антонова), наоборот, сокращается, так как уменьшается количество детей в семье. А.И. Антонов, используя статистические данные среднего возраста вступления в брак и средней продолжительности жизни мужчин и женщин в России, попытался приблизительно определить длительность каждой из предложенных им стадий: - 1 стадия - примерно 1,1 года; - 2 стадия - 2,5 года; - 3 стадия (если считать от момента рождения до паспортного совершеннолетия первого ребенка) - 14,9 лет плюс 8 лет периода "продолженной социализации"; - 4 стадия - 19,9 лет. При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет. Молодое супружество длится менее пяти лет. Возрастная группа супругов - от 18 до 30 лет. В этот период происходит привыкание друг к другу, покупается мебель и другие предметы обихода, часто не имеют собственного жилья и живут с родителями одного из них. По прошествию времени появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги готовятся к появлению детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалых затрат, как финансовых, так и психологических, поэтому их материально и "морально" поддерживают родители. Супружество среднего возраста протекает от 6 до 14 лет. В этот период люди экономически активны, занимают стабильное положение в обществе и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких, дети - школьники или студенты - становятся все более независимыми. Жена помимо домашних обязанностей может намного больше времени отдавать профессиональной деятельности. Супружество зрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет. В этой семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с их семьями и воспитывать внуков. В супружестве пожилого возраста имеет место быть снижение производительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какими они сложились в течение долгой совместной жизни. В это время уже трудно что-либо менять. Сужение социальных контактов иногда усиливает давление на взрослых детей, особенно при совместном их проживании, что может стать причиной возникновения конфликтов. При прохождении семьи от одной стадии к другой она претерпевает закономерные кризисы развития, как и те, которые в своем становлении испытывают организм, личность и социальные группы.Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Как правило, наиболее стрессогенными являются стадия, когда появляется первенец, и стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с "приходом" одних членов семьи и "уходом" других. Даже положительные изменения могут приводить к стрессу семьи. Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. При наличии ригидного и дисфункционального стиля взаимоотношений в семье также увеличивается вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Ситуативные изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как "ненормальные". Нормальные изменения в семье - это те трансформации, которые семья может ожидать. А "ненормальные", напротив, внезапны и неожиданны, как, предположим, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др. У Д. Леви (1993), выделяются следующие типы ситуативных изменений в семье: - "выбывание" (утрата членов семьи по различным причинам); - "прирост" (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы); - изменения под влиянием социальных событий (экономическая депрессия, землетрясение и т.п.); - биологические изменения (половая зрелость, климактерический период и т.д.); - изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т.д.); - "насилие" (кража, изнасилование, избиение и т.д.). Исследования жизненного цикла семьи показали, что в моменты нормативных стрессов семьи довольно часто возвращаются к ранним моделям функционирования (механизм "регрессии") либо останавливаются в своем развитии, фиксируясь на определенном этапе (механизм "фиксации"). Таким образом был сделан вывод о необходимости внимательного изучения переходных периодов от одной стадии жизненного цикла семьи к другой. Зачастую, семейные проблемы оказываются связанными не с каким-либо внешним стрессогенным фактором, а с регрессией и фиксацией на предыдущей фазе жизненного цикла семьи. Огромное значение исследователи придают следующим переходным периодам: - принятие на себя супружеских обязательств; - освоение супругами родительских ролей; - принятие факта появления в семье новой личности; - включение детей во внешние социальные структуры (детские учреждения); - принятие факта вступления ребенка в подростковый период; - экспериментирование семьи с независимостью подростка; - уход детей из семьи и необходимость для супругов вновь остаться вдвоем; - принятие факта ухода на пенсию и старости. В развитии супружеских отношений выделяют два основных критических периода. Первый наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае окол....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: