- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы процесса эстетического воспитания младших школьников с умственной отсталостью
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R101362 |
Тема: | Теоретические основы процесса эстетического воспитания младших школьников с умственной отсталостью |
Содержание
Введение Главной задачей, которая стоит перед системой специального образования в нашей стране является создание гармоничной, социально адаптированной личности, способной самостоятельно существовать и активно взаимодействовать с окружающей его действительностью. От качества полученных знаний умений и навыков зависит успешность взаимодействия с обществом. Специальное (коррекционное) учреждение, помимо обучения и коррекции имеющихся у данной категории обучающихся нарушений, осуществляет воспитательную работу, которая на протяжении всего процесса обучения и во вне его имеет важное значение в достижении конечной цели которой подчинен весь процесс обучения и воспитания учащихся с умственной отсталостью. Эстетическое воспитание, как составляющая часть единого процесса обучения и воспитания, делает актуальным исследование по выявлению влияния эстетического воспитания на становление всесторонне развитой личности, способного к адекватному и равноправному взаимодействию с обществом. На разных этапах истории к идеям эстетического воспитания обращались представители самых различных областей науки и социальной мысли - философы, педагоги, социальные реформаторы, пытавшиеся с помощью искусства воспитать общественные чувства человека, создать новые, более совершенные формы социальной жизни. Внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, несомненно, возросло за последние годы. Ведь эстетические представления являются средством формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. В настоящее время этот вопрос особенно актуален, так, как на учащихся с нарушенным интеллектуальным развитием ежедневно сталкиваются с разнообразной информации, которую он не всегда способен адекватно воспринять. Формируя эстетическое сознание учащихся, мы развиваем способность к пониманию красоты, нравственности, тем самим, готовим личность способную к адекватному и успешному взаимодействию с окружающей его действительностью. Актуальность курсовой работы также заключается в том, что в младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является одним из основных средств формирования всесторонне развитой и духовно богатой личности. Объект исследования - процесс эстетического воспитания младших школьников с умственной отсталостью. Предмет исследования - эстетическое воспитание младших школьников с умственной отсталостью. Цель исследования - изучение особенностей эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Достижение выдвинутой цели обусловило необходимость решения следующих задач: - изучить психологическую, педагогическую, специальную литературу по проблеме исследования; - определить содержание эстетического воспитания младших школьников с умственной отсталостью; - изучить цели, задачи, формы, средства и методы эстетического воспитания младших школьников в специальном (коррекционном) учреждении; - изучить и сравнить уровень эстетической воспитанности младших школьников с сохранным и нарушенным умственным развитием. - разработать методические рекомендации по организации эстетического воспитания учащихся с умственной отсталостью. Глава I. Теоретические основы процесса эстетического воспитания младших школьников с умственной отсталостью 1.1 Эстетическое воспитание в структуре образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с умственной отсталостью Способность видеть и эмоционально откликаться на "прекрасное", любить, ценить, создавать - делают нашу жизнь наполненной, яркой и богатой, формируют нашу личность, делают ее привлекательной с точки зрения морального облика. Взаимодействие с внешним миром закладывает основу духовной эстетической жизни. Отличительной чертой эстетического воспитания является его способность затрагивать, прежде всего, чувства человека, вызывать у него разнообразные эмоции, создавать соответствующую эмоциональную атмосферу, мотивировать к общению с "прекрасным". Эстетическая воспитанность ребенка не передается по наследству, не является врожденной, но начинается с момента его появления на свет. Взаимодействуя и сталкиваясь в повседневной жизни с эстетическими явлениями, ребенок, так или иначе, эстетически развивается, осознания же эстетической сущности предметов и явлений не происходит или создаются неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. В исследованиях (Елькина О.Ю., Запорожец И.Д., Логинова В.И. и др.) ведущая роль в процессе эстетического становления ребёнка отводиться целенаправленному педагогическому воздействию. Целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, оказывает регуляторную функцию, способствуя вовлечение детей в разнообразную творческую деятельность, что в свою очередь помогает развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности (Ветлугина Н.А.). По мнению многих исследователей, педагогов, психологов ( Макаренко А. С, Неменский Б. М., Сухомлинский В. А, Ушинский К Д.) сензитивным периодом для формирования личности и эстетической культуры является именно школьный возраст. В этом возрасте на основе эстетического воспитания закладывается фундамент для дальнейшей воспитательной работы. Особенности, присущие этому возрасту, перемены, которые происходят с ребенком в связи с приходом в школу и началом учебной деятельности вносят изменения в его личностную сферу. Ребенок начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления, появляется новый, ведущий вид деятельности. Младший школьный является периодом позитивных изменений и преобразований. Изменения происходят в мотивационной сфере. Помимо новых знаний и умений, приобретаемых в школе, ребёнок обретает новый, определённый социальный статус. Изменению подвергаются его интересы и ценности. Формирование отношений к миру, начинается и имеет наиболее интенсивный характер именно в этом возрасте, постепенно оно переходит и закрепляется в определенное свойство личности. Именно в этом возрасте следует уделить особое внимание эстетическому воспитанию. Эстетическое воспитания включает в себя довольно большой диапазон, начиная от теории и заканчивая повседневными, бытовыми вопросами, но, не смотря на значительное различие, все они тесно связаны между собой. Под эстетическим воспитанием принято понимать процесс формирования человека в соответствии с идеалом своего рода специфической нормы, определяющей как его внешнее, физическое бытие, так и внутреннюю, духовную сущность По мнению Гавриловец К.В., Лабковская Г.С. и других существенными характеристиками процесса эстетического воспитания считаются: - целенаправленное воздействие; - формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. - формирование эстетических вкусов и идеалов личности. - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию "прекрасного". Эстетическое воспитание рассматривается педагогической наукой не изолированно от других сторон воспитания, а в тесной связи с ними. Оно неразрывно связано со всеми категориями воспитания, ему не принадлежит первая роль в образовательном и воспитательном процессе, вместе с тем оно имеет большое значение в общем развитии ребенка. Эстетическое воспитание усиливает воспитательный эффект других категорий воспитания посредством становления начальных этических и эстетических оценок и понятий, эстетических чувств, эстетической отзывчивости. Эстетическое воспитание – часть общей системы воспитания. Эстетикой должна быть наполнена повседневная жизнь, как на это справедливо указывали Г.М. Дульнев, Т.И. Пороцкая "Эстетические впечатления и переживания, вкус к прекрасному формируются у детей под влиянием всего уклада жизни в школе-интернате: учебно-трудовой деятельности, эстетического оформления бытовой обстановки, общения с природой, культуры взаимоотношений с педагогами " [14, с.113]. Эстетическое воспитание в специальной (коррекционной) школе строится по определенным этапам развития умственно отсталого ребенка, носит системный характер и пронизывает все дисциплины, преподаваемые во вспомогательной школе. Эстетическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях является не только одним из направлений воспитательной работы, но и неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса. Рассматривая проблему эстетического воспитания детей с умственной отсталостью можно отметить, что эстетическое воспитание является способом формирования адекватного отношения к действительности, средством нравственного и умственного воспитания, мощным средством коррекции имеющихся недостатков психофизического развития и познавательной деятельности данной категории детей. Вспомогательная школа решает такие задачи эстетического воспитания как: - развитие личности ребенка и подготовка его к самостоятельной жизни в процессе коррекции недостатков психофизического развития и познавательной деятельности школьников; - формирование эстетического восприятия, обогащение опыта эстетических впечатлений и приучение к нравственно-эстетическим оценкам; - развитие и совершенствование эмоциональной сферы учащихся; - содействие в развитии элементарных творческих способностей и художественным навыкам, доступных данной категории детей. Эстетическое воспитание обучающихся с умственной отсталостью, в связи с наличием у данной категории детей нарушений усложняется. Организация и создание надлежащих педагогических условий делает возможным: - достижение и продвижение учащихся в своем эстетическом развитии; - способствует формированию у них интеллектуальной и эмоциональной отзывчивости, способности замечать, выделять и оценивать "прекрасное"; - дает возможность овладеть элементами художественного творчества, освоить простейшие навыки и умения создавать "красивое" (Грошенков И. А, Евтушенко И. В., Миловская С. Н.). Работа по эстетическому воспитанию в специальной (коррекционной) школе носит специфический характер. Имеющиеся у данной категории детей нарушения психофизического развития требуют специальной организации, которая выражается в: - более элементарном уровне содержания эстетического воспитания; - рациональном использовании разнообразных форм, методов и средств эстетического обучения и воспитания, в соответствии с возможностями обучающихся; - коррекционной направленности всего учебно-воспитательного процесса. Особенностями воспитательного процесса являются его: Целенаправленность - то есть специально организованное управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателя и воспитанников с целью формирования личности нужной и полезной обществу. Многофакторность - предполагает наличие многочисленных объективных и субъективных факторов, которые сочетаются в процессе воспитания, обуславливая его динамичность, подвижность и изменчивость (возрастные и индивидуальные особенности, соматическое состояние, структура дефекта, социальное положение семьи). Непрерывность воспитания - предполагает постоянное и систематическое воздействие на воспитанников. Комплексность воспитания - предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, направленного на формирование личности. Вариативность результатов - связана с многофакторностью, определяется субъективными факторами (индивидуальными особенностями воспитанников, социальным опытом педагога, отношением к воспитательному процессу, профессиональной готовностью). Двусторонний характер воспитания - предполагает наличие прямой и обратной связи в процессе воспитания. Школа обязана обеспечить всестороннее развитие личности ребёнка, в том числе и с нарушенным интеллектуальным развитием. На основе закономерностей, которые заложены в научных и практических подходах, была создана программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития. Исходными теоретическими положениями данной программы являются общепризнанные закономерности развития детей в норме и при патологии. В основу понимания движущих причин и условий становления и развития человеческого индивидуума положена культурно - историческая теория Выготского Л.С.. В его трудах доказано, что социальная среда воспитания формирует или оказывает задержку в процессе расширения зоны ближайшего развития, в которой закладываются и реализуются потенциальные возможности ребенка. Соотношение и учёт первичных нарушений и вторичных отклонений , признание неравномерности детского развития послужили основой для понимания механизмов компенсации и построения на их базе коррекционного воспитания и обучения. Программа обучения и воспитания носит специфический характер, в связи с вышеперечисленными особенностями данной категории детей и нацелена на творческое использование в условиях специальной (коррекционной) школы общепринятых методов и разработку специфических методов. Данные условия позволяют вызвать интерес к предлагаемому материалу; формы и методы организации воспитательной работы предусматривают внесение элементов занимательности, наглядности; образность материала заставляет работать воображение. У учащихся удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать и выделять "прекрасное". Педагогическое воздействие вносит коррективы и обогащают чувства детей, разнообразит их эмоциональные переживания и реакции, делает их устойчивыми. Под влиянием системы учебно-воспитательного воздействия у детей формируется способность чувствовать и оценивать "прекрасное", а многие из них овладевают элементами художественного творчества. Воспитание эстетики поведения у обучающихся с умственной отсталостью является весьма трудным, но вместе с тем совершенно необходимым делом. В ходе повседневной, кропотливой работы школа формирует у умственно отсталых детей соответствующие умения, навыки и привычки. Большой опыт воспитания и обучения детей во вспомогательных школах показывает, что умственно отсталые дети могут достичь такого уровня развития, который позволяет большинству из них по окончании школы успешно адаптироваться в обществе. Целенаправленное формирование жизненно необходимых навыков поведения для умственно отсталых учащихся имеет особое значение. Эстетическому воспитанию во вспомогательной школе посвящено множество научных работ. Яркими представителями этого направления в воспитании умственно отсталых детей являются Головина Т.Н, Грошенков И.А, Долгобородова Н.П, Пороцкая Т.И., Шиф Ж.И. и другие. В настоящее время издается огромное количество книг в помощь учителям и воспитателям специальных (коррекционных) школ. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательных школ – сложная и многогранная задача. 1.2 Содержание и задачи эстетического воспитания младших школьников с умственной отсталостью Понятие эстетическое воспитание неотделимо связано с понятием эстетика, обозначающим науку о "прекрасном". Само слово эстетика происходит от греческого "aisthesis", что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Под эстетическим воспитанием в общем плане подразумевается процесс формирования чувств в области прекрасного. Эстетическая воспитанность предполагает: - эмоциональное отношение ко всему окружающему; - осмысление содержания и средств выражения прекрасного; - наличие эстетических и нравственных суждений; - стремление к самостоятельному художественному творчеству; Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по «законам красоты» (Лихачев Б.Т.). В основу методологии эстетического воспитания положено научное положение, согласно которому эстетическое неразрывно связано с "этическим". Скоррелированность красоты и нравственности способствует развитию личностных качеств ребенка (Артемов В.А., Запорожец А.В., Теплое Б.М., Якобсон П.М. и др.) Эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании просвещенной, культурной и нравственной личности, обеспечивает комплексный подход к её развитию, что находит свое проявление в отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни. Содержанием эстетического воспитания выступает педагогическая деятельность по: - передаче начальных эстетических знаний; - развитию способностей эмоционально-чувственного восприятия, их эстетической оценки; - накоплению опыта эмоционально-чувственных переживаний; - формированию эстетических интересов, элементарных умений и навыков эстетико-предметной творческой деятельности; - воспитание эстетических чувств, вкусов, интересов. Немаловажной стороной эстетического воспитания выступает познание прекрасного в жизни, в природе, в моральном облике, действиях и поведении человека. Существенной и не менее важной стороной содержания эстетического воспитания выступает его направленность на развитие личности учащихся. Развитие у учащихся художественных восприятий входит в процесс эстетического воспитания и является важным элементом его содержания и охватывают широкую сферу эстетических явлений. Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. В содержание эстетического воспитания входит формирование элементарных знаний о художественной литературе, знаний о фольклоре, стихах, рассказах. "По мнению М. С. Кагана, основными видами искусства, обеспечивающими художественно-эстетическое понимание мира, являются литература, музыка и живопись. Они, с одной стороны, воздействуют на главные сферы психики ребенка (мысли, чувства, представления), а с другой - ребенок владеет тремя способами освоения мира (познанием, осмыслением, и преобразованием), обусловленными такими процессами, как мышление, переживание, воображение. Искусство стремится воплотить все эти три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли словом, переживаний – музыкой, представлений – изобразительным искусством. Именно этот треугольник – литература, музыка, живопись – представляет системообразующий характер в общем контексте художественной культуры" (М. С. Каган, 1995)» [1, с. 109]. Эстетическое воспитание направлено на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности. Помимо усвоения и приобретения знаний эстетического характера в содержание эстетического воспитания входит приобретение эстетических навыков и умений, развитие самостоятельности в творчестве. Музыкальная деятельность служит средством овладения навыками слушания музыки; изобразительная деятельность наделяет умением наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, дифференцировать индивидуальные и общие свойства. Эстетическое воспитание в специальной (коррекционной) школе является частью единого коррекционно-воспитательного процесса и нацелено на формирование начальных эстетических представлений и понятий на основе чувственного освоения образов и в результате неоднократных переживаний объектов и явлений действительности и произведений искусства в процессе их непосредственного восприятия. На этой базе происходит формирование элементарных, эстетических знаний, эмоции и чувств; потребности, интересов и склонностей; эстетического вкуса и способности к творческой деятельности, эстетическому поведению. При создании надлежащих педагогических условий и в ходе систематической и целенаправленной работы по эстетическому воспитанию, прежде всего, происходит сенсорное развитие учащихся, составляющее фундамент их умственного развития, активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно, становятся отчетливее и полнее представления. Учащимся специальной (коррекционной) школы удается с помощью и под чутким педагогическим руководством приблизиться, но не в полной мере достичь, в своем эстетическом развитии к уровню своих сверстников из массовых школ. Эстетическое воспитание, как и любое другое направление воспитательной работы, имеет свои цели, задачи и виды деятельности. Основной целью эстетического воспитания, по мнению Неменского Б.М., является формирование у детей способности воспринимать красивое, уметь его выделять среди множества других характеристик объектов культуры общества, и создавать самостоятельно. Беря во внимание своеобразия развития умственно отсталых детей и роли специальной (коррекционной) школы выделяются следующие задачи эстетического воспитания: - обогащение и уточнение начальных эстетических представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, произведениях искусства; - формирование эстетических понятий, суждений, способности понимания прекрасного в искусстве, природе, явлениях общественной жизни, быту; - развитие эстетической восприимчивости, расширение диапазона эмоционально-эстетических реакций, дифференцирование эстетических переживаний и чувств; - воспитание эстетического вкуса; - формирование эстетической потребности; - выявление и развитие художественно-творческих способностей; - формирование умений и навыков эстетико-предметной творческой деятельности и развитие творческой активности; - воспитание эстетических качеств личности и культуры поведения. Решению этих задач препятствуют и осложняют имеющиеся у данной категории детей недостатки в развитии речевой, познавательной, двигательной и эмоционально-волевой сферы. С учетом особой роли специальной (коррекционной) школы, как специального учреждения и имеющихся нарушений у данной категории обучающихся эстетическое воспитание направлено на решение следующих коррекционных задач: - способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психического и физического развития уделяя особое внимание к становлению личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни; - совершенствовать и развивать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания; - формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, воспитывать у детей сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому, обогащать опыт жизни эстетическими впечатлениями; - способствовать развитию элементарных творческих способностей и доступных художественных навыков в области пения, музыки, ритмики, рисования, художественного рукоделия, хореографии. В связи с этим нужна специальная организация работы, предусматривающая, более элементарный, чем в массовой школе, уровень содержания эстетического воспитания, рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям учащихся форм, методов и средств обучения и воспитания, коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий. Следовательно, эстетическое воспитание во вспомогательной школе имеет определенную специфику, которая обусловлена конкретными проявлениями психофизического развития ее воспитанников. Указанные задачи эстетического воспитания детей взаимно обусловлены и тесно переплетаются между собой. На основе задач разрабатываются содержание, формы и методы эстетического воспитания. 1.3 Средства, формы и методы эстетического воспитания младших школьников с умственной отсталостью Все школьное обучение и воспитание в целом ставит своей общей задачей сформировать гармонически развитую личность. Всякий отдельно взятый учебный предмет выполняет свою функцию, дает знания в определенной области, развивает те или иные способности, раскрывает перед учащимися определенную сторону действительности. Совместная деятельность педагога и ребёнка направленная на развитие у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде положена в основу методологии эстетического воспитания. Учебная деятельность представляет собой один из путей осуществления эстетического воспитания. В эстетической деятельности младших школьников педагогами используется разнообразные комплексы художественно-эстетических средств. Лихачевым Б.Т. были выделены следующие средства эстетического воспитания: природа, труд, общение, искусство. Все эти средства неотделимо входят в систему эстетического воспитания. Системой коррекционно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе предусматривается включение элементов эстетического воспитания в ходе преподавания всех учебных дисциплин на протяжении всего обучения. Также очень важно, чтобы в процессе обучения школьным дисциплинам каждый из них позволял решать задачи эстетического воспитания и мог быть максимально использован для решения задач эстетического воспитания. Организация и проведение работы по эстетическому воспитанию и образованию предполагает использование разнообразных форм учебно-познавательной деятельности школьников, в которых проявляются различные аспекты развития эстетической культуры личности. Ресурсами для осуществления эстетического воспитания младших школьников обладают многие учебные дисциплины. В деятельности современной школы применяются разнообразные формы работы по эстетическому развитию личности. Они разделяются на те, которые используются во время уроков и те, что применяются во внеурочное время. Одни школьные дисциплины (изобразительное искусство, пение и музыка, трудовое обучение, ритмика и физическая культура) обладают большим диапазоном в вопросах эстетического воспитания, другие (математика, история и прочие) - меньшим. Наибольшими возможностями для реализации задач эстетического воспитания и по степени эстетического воздействия на учащихся обладают урокам изобразительной деятельности, пения и музыки. В ходе занятий изобразительной деятельностью, происходит обогащение учащихся зрительными образами, которые воспитывают чувства, художественный вкус и желание заниматься изобразительной деятельностью. Толстой Л.Н. высказывал убеждение о том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания. Уроки пения и музыки, проводимых во вспомогательной школе, позволяют воспитывать эстетические чувства учащихся и формировать у них музыкальную культуру. На уроках пения и музыки дети научаются слушать, вникать в содержание музыкальных произведений, накапливают отчетливый запас представлений о музыке, овладевают навыками пения. Все эти приобретения способствуют формированию любви, чувств эстетического удовольствия, выработке элементов музыкального вкуса. Средства эстетического воспитания охватывают все сферы жизни, которые могут быть включены в педагогический процесс: окружающая предметная среда, трудовая деятельность, спортивная деятельность, игра, эстетическое общение. Важным средством эстетического воспитания младших школьников с умственной отсталостью служат уроки трудового обучения. Трудовая деятельность широко открывает перед учащимися всю красоту процесса и целей труда и его результатов. Взаимоотношения в процессе трудовой деятельности и сам коллектив тоже служит средством эстетического воспитания. Использование разнообразного материала на уроках помогают развить чувство цвета, которое возникает при восприятии красивых цветовых сочетаний, чувство формы, способствуют развитию эстетического восприятия и элементов художественного творчества. Работа с природными материалами развивает художественное восприятие и творческое воображение. Художественное слово раскрывает перед ними красоту и богатство родного языка, помогает овладеть этим языком. Значительное место в системе эстетического воспитания вспомогательной школы занимают уроки чтения. Современная детская художественная литература, произведения народного творчества, предусмотренные учебной программой, дают богатый материал для развития личности умственно отсталого ребенка. Огромную роль играет сам учитель, его живое, доступное пониманию детей слово. Особое воспитательное значение имеет художественное рассказывание. Эмоциональный, выразительный рассказ затрагивает область чувственной сферы школьников. Выразительное чтение художественных произведений пробуждает у учащихся интерес к литературе, желание читать самому. Такое чтение - одно из самых результативных средств эстетического воспитания и его важно использовать на всех этапах школьного обучения. Уроки физической культуры наряду с другими учебными предметами вносят значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Через физкультуру и спорт ребенок познает красоту человеческого тела, спортивных достижений, проявлений прекрасного в человеческом духе, воле к победе. Природа как эстетический феномен вместе с эстетически преобразующей деятельностью человека представляет собой основной источник возникновения и развития в людях способности эстетического отношения к действительности. Природа сама учит человека творчеству, ее предметы и явления содержат в себе гармонию. Природа эстетически разнообразна и богата, противоречива и совершенна. Исходным моментом для организации таких занятий являются экскурсии в природу. Наблюдения, проводимые во время экскурсий и эстетические оценки, которые делают учащиеся, получают дальнейшее развитие и закрепление непосредственно во время изготовления поделок. В процессе обучения важно научить ребят видеть, понимать и творчески использовать возможности, предоставляемые природой для творческого участия в ее преобразовании и созидании эстетических ценностей. Эстетическое отношение к природе рождает и развивает нравственное отношение к ней. Этому хорошо служат экскурсии, если они тщательно подготовлены. Урок является ведущей, но не единственной формой обучения и воспитания школьников. Внеклассная работа во вспомогательных школах и школах-интернатах весьма многообразна и позволяет использовать различные формы и средства эстетического воспитания. В практике применяются три формы организации такой работы: - массовая (общешкольные праздники, утренники и вечера, «творческие отчеты», соревнования); - групповая (занятия кружков, студий секций, команд); -индивидуальная (обучение отдельных учеников художественному чтению, вышивке пению, игре на музыкальных инструментах). Эстетическое воспитание по существу начинается с внешней обстановки, с эстетики быта. Чистота, уют, со вкусом подобранные и расставленные предметы, красивые игрушки, цветы, поведение учащихся и взаимные отношения - все это формирует эстетический вкус ребенка. Наиболее широкие возможности для эстетического воспитания детей во внеклассное время имеют различные кружки, а иногда и своеобразные школьные клубы, объединяющие детей по склонностям и интересам, кукольных театр. Важное звено в системе воспитательной работы вспомогательной школы - тематические беседы об изобразительном искусстве, о художниках. В решении задач эстетического воспитания детей имеют значение методы организации деятельности. Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий: - метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса; - метод приучения, упражнения и практических действий, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения; - метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим и практическим действиям; - метод побуждения к сопереживанию, эмоционально положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире. Ребенок включается в эстетически воспитывающую деятельность со всеми положительными и отрицательными чертами своей личности. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития. Таким образом, эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом. 1.4 Особенности эстетических представлений и понятий младших школьников с умственной отсталостью Представления в психологии – это наглядный образ предмета или явления события, возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятия) путем его воспроизведения в памяти или воображении (Давыдов В.В., Запорожец А.В., Ломов Б.Ф.). В зависимости от индивидуальных особенностей человека представления отличаются устойчивостью, полнотой, четкостью и другими качествами. Образ предмета, воспринятого ранее, может быть вызван намеренно или возникнуть в сознании человека непроизвольно (Грошенков И.А.). Представления возникают в отсутствии объектов. Как правило, в них отражаются наиболее характерные особенности, присущие целой группе сходных объектов (Петрова В.Г., Белякова И.В.). Представления играют важную роль в жизни человека. Процесс обучения детей строится с учетом особенностей формирования и развития представлений, так как актуализация имеющихся и вновь усвоенных знаний всегда сопровождается возникновением образов тех предметов и явлений, о которых они говорят, думают, вспоминают. Физиологической основой представлений является повторное возбуждение в коре головного мозга временных связей («следов»), возникающих при восприятии объектов и актуализирующихся под воздействием не самих этих объектов, а других раздражителей, связанных с ними в прошлом опыте (Петрова В.Г., Белякова И.В.). Основа эстетического сознания – это знания. Накопление у умственно отсталых младших школьников конкретных знаний, собственных наблюдений при их наглядно - чувственном восприятии ведет к созданию образцов представлений, а затем превращению их в понятия. Эстетические представления формируются на основе эстетического восприятия. Чем разнообразнее и богаче ощущения,....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: