VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы системы контроллинга как эффективной системы управления затратами

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007912
Тема: Теоретические основы системы контроллинга как эффективной системы управления затратами
Содержание
ГЛАВА 1.Теоретические основы системы контроллинга как эффективной системы управления затратами



Теоретический анализ терминологического и понятийного аппарата контроллинга, его моделей и механизмов



Неравнозначность процессов в экономике, социальном климате, политических и экологических аспектов названных процессов и их взаимосвязанность предполагают сложность проведения анализа процессов и принятия управленческих решений. В целях повышения эффективности и устойчивости функционирования российской экономики требуется проведение целевого исследования в её отдельных сферах. Организация управления производственным процессом в организациях включает наряду с другими управленческими функциями анализ данных о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг). Следовательно,  для эффективного управления затратами на производство, нужен предельно жесткий учет всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и единства, выделение главного и существенного, определение характера связи между концептами, переменными, свойствами, характеристиками и т.д.

Современное состояние отечественной экономики определяет особенности подхода к менеджменту, который должен учитывать не только настоящее, но и будущие изменения в деятельности общества. Прежде всего, это касается задач менеджмента предполагаемых процессов и явлений в экономике организации, а также в определении проблем и поиске путей их решения. Немало важное значение при этом имеет существующая концепция управления, принятая в организации и ориентирующая на инновации и развитие.

Практика работы зарубежных и немногих российских предприятий, применяющих прогрессивные методы управления затратами, показывает, что наиболее эффективным из них является система контроллинга. Но стоит отметить, что до сих пор отмечается недостаточное понимание ее сущности, роли и функций. В дальнейшем это приводит к отсутствию интереса к самой идее контроллинга.

Термин «контроллинг» появился в Америке, что по-английски обозначает «управлять», «регулировать» и «контролировать». Внимательное изучение зарубежной литературы позволяяет идентифицировать термин «контроллинг» сопоставить его с понятием controllership. В отечественной литературе понятие «контроллинг» часто сопоставляется с термином management accounting («управленческий учет»), который применяется в Великобритании и США. Необходимо отметить, что управленческий учет, хотя и тесно связан с контроллингом, но в тоже время является его инструментальной основой хотя и представляет собой более узкое и самостоятельное понятие, о чем будет сказано ниже.

По мнению историков и экономистов, как указано в их трудах  «…истоки контроллинга находятся в области государственного управления и уходят в средние века: при английском дворе в XV в. была учреждена должность "Countrollour", в его обязанности входило занятие государственным документооборотом в области финансов, а также контроль товарных и денежных потоков» [152, 178, 181].

Следующим периодом развития системы контроллинга стало основание в 1778 г. в США ведомства "Controller, Auditor, Treasurer and six Commissioners of Accounts". Главной задачей этого ведомства был контроль за расходованием средств государства (в настоящее время его функции переданы независимой службе «Controller General»).

Конец XIX – начало XX в. характеризуется промышленным ростом в  США, что привело к появлению новых подходов к планированию хозяйственной деятельности, и к возникновению института контроллинга. Итак, в современном значении понятие «контроллинг» рассматривается в США с конца XIX в. в качестве характеристики определенной области задач предприятия. Подтверждением тому служит учреждение в 1880 г должности контроллера в железнодорожной компании "Atchison, Topeka and Santa Fe Railroad", а в 1892 г. первая из компаний промышленной отрасли "General Electric Company" ввела в штат специалистов по контроллингу, которым было вменено в обязанность проведение ревизии и решение различных финансово-экономических вопросов. Если до этого все вопросы управления компанией решал совет директоров и общее собрание акционеров, то в связи с созданием специальной службы такое управление было признано неэффективным и требовало создания отдельного управляющего подразделения во всех акционерных компаниях.

Развитие промышленного производства в США, рост масштабов отдельных компаний и сложности производства выявили необходимость совершенствования системы управления, что потребовало научно обоснованных методов финансового контроля, производственного и финансового учета. Большое влияние на данный процесс оказало усиление государственного вмешательства в деятельность предприятий. В результате, ряд функций финансового директора и ассистента правления перешли в ведение службы контроллинга, которая стала организационно обособленной.

Широкое распространение в практике американских организаций контроллинг получил только после Великой депрессии. Мировой экономический кризис 1930-х гг. привел к пониманию того, что для реализации успешного управления надобно уделять повышенное внимание к разработке методик внутреннего планирования и учета. В момент возникновения контроллинга преобладало бухгалтерское видение его содержания, но с течение времени функции расширялись, увеличивался перечень объектов. Это определило контроллинг как систему, ориентированную на будущие изменения экономики организации.

В 1931 г. под влиянием экономического кризиса была создана профессиональная организация контроллеров «Controller's Institute of America». В 1934 г. был издан первый журнал «The Controller» (сейчас он называется «The Financial Executive»), а в 1944 г. был основан исследователький институт Controllership Foundation (сейчас - Financial Executives Research Foundation). В 1946 г. «Controller's Institute of America» впервые был опубликован «официальный» перечень задач контроллера из 17 позиций. В 1949 г. Комитетом по этике и избирательным стандартам данного института задачи были обобщены в шесть функциональных групп. 

С годами содержание и перечень задач, которыми стал заниматься контроллинг, усложнялись и расширялись. Так, в 1950-е гг. основной функцией американских контроллеров было ведение финансового учета, но уже начиная с середины 1980-х гг., в их обязанности стала входить подготовка принятия управленческих решений, а также внутренний учет и бюджетирование. В настоящее время вышеперечисленные функции контроллинга являются основой «американской модели». 

Только во второй половине 1950-х гг. из США в Европу пришел термин контроллинг, а в конце 70-х годов прошлого столетия термин стал употребляться во многих странах Европы, а затем в начале 90-х в ряде работ российских учёных-экономистов. 

Нужно отметить, что в трудах разных научных школ, посвященных изучению проблемам контроллинга, излагаются лишь самые общие принципы и положения. Концептуально методологическая база контроллинга в полном объеме не разработана, границы контроллинга четко не определены. В переводных зарубежных и российских литературных источниках приводятся различные интерпретации понятия контроллинга. 

Неразработанность понятия обусловливает неточность при определении сущности и структуры контроллинга и его роли в управлении экономикой предприятия, что может приводить к ошибкам при его организации и, как следствие, неэффективному использованию производственных ресурсов. Особенно это актуально для предприятий обслуживающей сферы, которые на условиях аутсорсинга занимаются обслуживанием, ремонтом и другими видами работ и находятся в прямой зависимости от объёма работ, на которые их обязывает договор с заказчиками. 

В связи с этим возникла необходимость не только систематизировать различные точки зрения авторов на предмет изучения понятия «контроллинг», но и уточнить его сущность и выделить в его составе элементы, управленческое воздействие которых на деятельность предприятия позволит обеспечить ему стратегическое конкурентное преимущество. Прежде всего, ретроспективно рассмотрены точки зрения зарубежных авторов, посвятивших свои исследования этим проблемам.

Авторские определения контроллинга представлены здесь трудами зарубежных и отечественных учёных в следующих ракурсах (рис. 1).





Рисунок 1 - 

В трудах Э. Майер говорил о том, что : «Под контроллингом следует понимать руководящую концепцию эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования» [12 ]. К тому же, Л.В. Попова, Р.Е. Исакова, Т.А. Головина пишут: «Контроллинг – это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений [15]. Подтверждая эти мнения О.Н. Волкова отмечает: «Контроллинг – немецкая концепция производственного учета, делающая упор прежде всего на контроль за поведением и уровнем затрат, и во вторую очередь – на калькуляцию себестоимости…» В русскоязычной литературе означает все, что угодно, вплоть до управленческого учета, что необоснованно [6].

Другие авторы имеют иные мнения насчет определения как-то, например, Ю.П. Анискин, А.М. Павлова пишут: «Контроллинг – это концепция, направленная на ликвидацию узких мест и ориентированная на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определенных результатов» [3]. Д. Хан, Х. Хунгенберг в твоих трудах отмечает: «Контроллинг – система информационного обеспечения ориентированного на результат управления предприятием [7]. 

Ю. Вебер, определяя понятие выделяет: «…контроллинг – элемент управления социальной системой, выполняя свою главную функцию поддержки руководства в процессе решения им общей задачи координации системы управления с упором, прежде всего, на задачи планирования, контроля и информирования» [7].

Э.А. Уткин, И.В. Мыртынюк выражают своё мнение относительно понятия: «Контроллинг – концепция эффективного управления фирмой в целях обеспечения ее стабильного существования на рынке» [19]. П. Хорват повторяет: «…контроллинг – подсистема управления, которая координирует подсистемы планирования, контроля и информационного обеспечения, поддерживая тем самым системообразующую и системоувязывающую координацию» [16].

А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак: «Контроллинг – это и философия, и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе» [8]. Т. Рейхманн, П. Прайсслер: «Контроллинг – это выходящий за рамки одной функции управленческий инструмент, который поддерживает внутрифирменный процесс управления и принятия решений с помощью целенаправленного подбора и обработки информации» [2].

Л.А. Малышева: «Контроллинг– отдельная теория с собственными предметом, объектом и методами… Контроллинг на предприятии выполняет метафункцию управления, которая позволяет координировать процессы менеджмента: «…контроль, планирование, мотивацию и организацию. Координация заключается в согласовании подсистем и призвана обеспечить обратную связь в контуре регулирования [13]. 	 А.К. Андронова, Е.Д. Печатнова: «… контроллинг – межфункциональный инструмент управления, выполняющий финансово-экономическую, комментирующую функцию для принятия управленческих решений через совокупность соответствующих методов планирования, учета, контроля и анализа путем целенаправленного сбора и обработки необходимой для этого информации» [2].

С.Г. Фалько: «В определении контроллинга можно выделить:философскую, функциональную и организационные составляющие. Контроллинг – философия и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе. Контроллинг – ориентированная на долгосрочное и эффективное развитие система информационно-аналитической, методической и инструметальной поддержки руководителей предприятия по достижению поставленных целей, обеспечивающая реализацию цикла управления по всем функциональным сферам и процессам посредством измерения ресурсов и результатов деятельности» [20;21].	

И.В. Бородушко, Э.К. Васильева: «Контроллинг – это инструмент методического и информационного сопровождения процесса управления, совокупность методов оперативного и стратегического менджмента, учета, планирования, анализа и контроля на качественно новом этапе развития рынка» [5].

П.Э. Шлендер: «Контроллинг представляет собой систему регулирования затрат и результатов деятельности, помогающую достигнуть цели организации, избежать неожиданностей и своевременно принять правильные управленческие решения»[4]. 

Э.М. Коротков: «Контроллинг– это концепция в практическом управлении, направленная на поиск слабых сигналов возможных кризисных ситуаций, своевременную ликвидацию узких мест и отклонений. Обеспечение тенденций устойчивого стратегического развития в соответствии с целью, планом, миссией» [11]. А.И. Шигаев: «Контроллинг - это контрольно информационная система обеспечения управления развитием предприятия на основе измерения ресурсов, затрат и результатов внутрихозяйственной деятельности, бизнес-процессов и всей деятельности предприятия» [22].

К форме внутреннего контроля в некоторой степени приближено понятие контроллинга. Но именно приближено, так как непосредственно к форме внутреннего контроля контроллинг, на наш взгляд, отнести нельзя.

Контроллинг в современной экономической теории и практике сложное синтезированное понятие, имеющее много различных определений. Например, Альбрехт Дейли и Беата Штайгмайер [1] рассматривают контроллинг как предмет деятельности любого менеджера независимо от занимаемой им ступени в иерархической лестнице управления организацией. 

В Германии под контроллингом часто понимают систему учета и анализа затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Один из крупнейших специалистов в области контроллинга Д. Хан в своей концепции контроллинга первое место отводит задачам общефирменного планирования и контроля результатов на базе информации внутреннего производственного учета. По американской концепции (Financial Executives Institute FEI) к задачам контроллера относятся внутрифирменное планирование, составление отчетов об исполнении планов, консультирование, разработка налоговой политики, составление отчетов для государственных служб, ревизия, народно-хозяйственные исследования. Таким образом, контроллинг обобщающает в себе понятия самых различных элементов управления; он значительно шире понятия формы внутреннего контроля. Поэтому непосредственно к форме внутреннего контроля контроллинг отнести нельзя. «Менеджмент в России и за рубежом» №4 2002 г.  (Бурцев В.В. Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения)

Следует отметить, что и среди отечественных учёных также нет единого толкования сущности контроллинга. Здесь представлено несколько определений, соответственно взятых из экономического словаря, современного экономического словаря, Википидии  (рис.2) и других экономических и технических словарей.

Можно отметить, что в словаре бизнес-терминов дано несколько иное толкование контроллинга - это название отдела, подразделения компании, которые занимаются контролем и учётом. И в то же время авторы словаря предлагают рассматривать контроллинг как способ, метод планирования и учёта состояния дел компании в условиях компьютерной обработки информации, смешивая при этом методологию и методику его ведения.

	

Рисунок 2- Некоторые толкования сущности контроллинга



Наиболее глубокое определение, по нашему мнению, представлено Терминологическим словарём библиотекаря по социально-экономической тематике «…процесс интеграции методов учёта, анализа, нормирования, планирования и контроля в единую систему получения, обработки и обобщения информации и принятия на её основе управленческих решений. Система, которая управляет экономикой предприятия» [1]. 

Здесь указывается на полное использование процедур управленческого учёта, включая бюджетирование и мониторинг исполнения бюджетов. Отсюда, каждый из названных элементов контроллинга не существует отдельно, а находятся в интегрированной системе. Приблизительно в таком же аспекте трактуется понятие контроллинга в словаре терминов антикризисного управления [2].

В словаре иностранных слов контроллинг представлен только как обособленная функция менеджмента, ограниченная систематическим контролем выполнения заданий и предотвращения отклонений от заданного [3]. 

Другая обособленная функция управления, а именно функция регулирования названа в энциклопедическом словаре [4]. Практически повторение такого рода содержания определения можно увидеть и в энциклопедическом словаре экономики и права [5]. Итак, чтобы сделать обоснованный вывод относительно содержания понятия контроллинг, необходимо, на наш взгляд, остановиться на изучения задач, которые стоят перед его исследованием (рис.3).

В данном случае были использованы обе стадии исследования: теоретическая и эмпирическая. Теоретический этап включал анализ и систематизацию литературных данных, отработку понятийного аппарата, построение логической структуры исследования. Эмпирический этап заключался в проведении анализа существующих понятий контроллинга с позиций последующих коммуникаций с другими учёными, работы которых посвящены данной проблеме. 





Рисунок 3 – Задачи исследования



Прежде всего, изучению были подвергнуты материалы различных словарей и прокомментированы те определения, которые даны в них. Если рассматривать контроллинг как систему, то в неё должны входить такие элементы как бюджетирование, учёт, анализ, контроль и регулирование. Позже будут рассмотрены и проклассифицированы перечисленные здесь элементы. 

В данный момент, можно отметить две характерные стороны сущности контроллинга: философскую и контрольную. Философская сторона отражает своеобразный образ мышления руководителей, ориентированный на эффективное использование ресурсов и развитие корпораций в долгосрочной перспективе. Контроллинг как инструмент контроля выступает в качестве интегрированной системы информационно-аналитической, контрольной и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия. 

Представляя это исследование аналитики руководствовались постулатом данным А.М. Новиковым в труде «Методология»: «…научная литература является важнейшим средством поддержания существования и развития науки – во-первых, средством распространения и хранения достигнутого научного знания, во-вторых – средством коммуникации, научного общения ученых между собой».

Современный контроллинг как система стал включать в себя управление рисками, задачи информационного обеспечения, оповещения путём управления ключевыми показателями, стратегическое, тактическое и оперативное планирование, а также систему менеджмента качества. Отсюда системный подход к решению перечисленных прикладных задач потребовало выхода за пределы экономики. Следовательно, современная теория управления (контроллинга) вызвала необходимость использования математических и инструментальных методов, в частности моделирования и системной нечеткой интервальной математики [2]. 

Несмотря на длительную историю изучения вопроса контроллинга в

настоящее время до сих пор не существует однозначного определения данного понятия. В сообществе теоретиков и практиков нет устоявшегося понимания сущности контроллинга, его функций и задач на предприятии, хотя все авторы сходятся во мнении, что это данная концепция управления является новой, и возникла она из практики современного финансового менеджмента, и что контроллинг не следует отождествлять с контролем. В основе данной концепции управления организацией находится стремление обеспечить успешное функционирование предприятия в долгосрочном периоде. Появление и развитие контроллинга как инструмента управления непосредственно обусловлены развитием и усложнением структуры рыночных отношений в экономике.





Исследование существующих концепций контроллинга в производственной сфере как саморегулируемого процесса



Постепенно контроллинг стал иметь общепринятое толкование и превратился в систему управления предприятием. Однако даже среди адептов немецкой концепции нет единодушия как в определении сущности контроллинга, так и в перечни его функций. Отмечается, что в настоящее время экономисты затрудняются дать единый ответ о сущности, назначении системы контроллинга и её месте в системе управления, что приводит к медленному процессу внедрения контроллинга в производственную деятельность российских предприятий или его полному отсутствию. А между тем, его главной особенностью является управление затратами в процессе производства и реализации продукции. Знание этапов возникновения и внедрения элементов контроллинга, отражающее генезис его развития, помогает лучше понять современный уровень состояния концепции контроллинга, перспективы его развития, осознать его место в современной практике повышения эффективности управления промышленным пред приятием.

В целях уточнения понятия и представления авторского понимания содержания контроллинга рассмотрены концепции контроллинга. 

Под концепцией контроллинга обычно понимают совокупность профессиональных суждений о его функциональной роли, выполняемой в процессе управления производством, форме институциональной организации, инструментарии осуществления в свете тактических и стратегических целей предприятия, релевантных контроллингу и целей контроллинга адекватных целям предприятия. 

Многие известные специалисты в области контроллинга такие, как проф. П.Хорват и проф.Д.Хан рассматривают его содержание в аспекте неоклассической парадигмы, в соответствии с которой «…экономическая система рассматривается как совокупность взаимодействующих агентов (физических и юридических лиц), осуществляющих в свободном экономическом пространстве процессы производства, потребления, обмена и исходящих при этом из собственных интересов, понимаемых главным образом как максимизация прибыли от всех видов деятельности». Отсюда проф. Д.Хан в рамках неоклассической парадигмы дает следующую формулировку целей контроллинга «Оптимизация финансового результата через максимизацию прибыли и ценности капитала при гарантированной ликвидности». Итак, опираясь на это определение главными задачами контроллинга, по их мнению, является формирование комплекса мероприятий для достижения цели предприятия, т.е. планирование, бюджетирование, учёт затрат и результатов, анализ фактических отклонений, направленного на увеличение прибыли и ценности капитала. 

Исследования показывают, что развитие контроллинга исторически происходило в несколько этапов, непосредственно соотносящихся с имевшими место в мировой и локальной экономиках переломными процессами, что подтверждается информацией из таблицы 1.

Таблица 1- Этапы развития контроллинга

Этапы

Время

Страна

Характеристика

периода

Степень кризиса

Функции контроллинга

I

ХV век

Англия

Стабильность

1

Документирование и контроль при дворе английского короля

II

1920-е гг.

США

Промышленный бум

2

Производственный учет,финан-совый контроль на промышлен-ных предприятиях

III

1930-е гг.

США

Германия

Великая депрессия

3 острая форма 

Учет, контроль и планирование

IV

	1980-е гг.

Европа

Волна банкротств

2

Координация звеньев децент-рализованного управления

Источник: составлено автором по теории Хана Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. М.: Финансы и статистика, 1997. С. 108-117, 511



Несмотря на английские корни, наибольшее влияние на сущность контроллинга оказала немецкая школа управления бизнесом. В современном понимании контроллинг как концепция управления получил наибольшее развитие в Германии, чем в США.

С течением времени концепция контроллинга, получившая развитие в Германии, начала существенно отличаться от американской как подходами, так и содержанием. Так, если американская школа контроллинга рассматривает контроллинг с точки зрения процессуального подхода и отождествляет контроллинг с управленческим учетом, то немецкая школа предполагает системный подход и включает в функционал контроллинга вместе с управленческим учетом также бюджетирование и стратегическое планирование.

К основным функциям «немецкой» модели принято относить бюджетирование, управленческий учет и стратегическое планирование. Однако некоторые его функции изначально наблюдались в немецкой экономической практике аналогичные функциям контроллинга в США, как-то: управление по центрам финансовой ответственности; привлечение к работе квалифицированных экономистов, способных критично оценить действия руководства предприятий.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что развитие теории контроллинга как в американской школе, так и в немецкой в основном осуществлялось в отношении управления единичным субъектом хозяйствования, в то время как в экономике нередко возникает необходимость в координации и эффективном управлении несколькими организациями, функционирующими в рамках единой цепи производства и доведения продукции до потребителя или оказания ему услуг.

Ретро теоретическое исследование систем контроллинга во временном аспекте позволяет выделить следующие последовательные этапы развития системы и проанализировать существующие и предшествующие концепции его развития (рис. 4).



Англо-саксонская (американская) 

теория управленческо

го учета (контроллинга)

I. Концепции с ориентацией на учет                                        как функция управления

 (30-е годы)

Концепция с ориентацией на управленческий учет 

(80-е годы)                                                            как функциональная область управления



II. Концепции с ориентацией на информацию      как информационное обеспечение (70–80-е годы)                                                                   управления 









Евро

пейская

(немец

кая) теория контроллингаIII. Концепции с ориентацией на координацию   как обеспечивающая координацию

(90-е годы по н.вр.)                                       между системой планирования и контроля

и системой информационного обеспечения.

Концепция с ориентацией на планирование              как инструмент достижения целей 

 и контроль   (начало 90-х)                                                             предприятия

Концепция с ориентацией на управленческую систему         как система управления

(90-е годы)                                                                                          предприятием

Концепция с ориентацией на процесс                    как система управления управлением 

принятия решений (2000-е годы)



IV. Концепции с ориентацией на самоконтроллинг как управленческая философия,

(2000-е годы по н.вр.)                                                          как управленческая концепция 



Рисунок 4 – Этапы возникновения и развития контроллинга 

В связи с этим появилась необходимость реорганизации и улучшения используемого инструментария финансового управления, а также были основаны учреждения занимающиеся образованием и подготовкой кадров в сфере учета и планирования, как производственного, так и финансового. Важнейшими из них были: «Институт контроллеров по вопросам образования в области планирования предприятия и учета», «Академия контроллеров» (1971 г.), «Союз контроллеров» (1975 г.). В Германии с 1989 г. Начал издаваться журнал «Controller». В 1970–1990-х гг. немецкими учеными был проведен ряд исследований, по результатам которых можно судить о развитии контроллинга в Германии [170,178, 181]. 

Со временем сложились два независимых направления контроллинга:

американская и немецкая (европейская) модели. Различия между ними, прежде всего, заключаются в разграничении областей компетенции контроллинга и финансового менеджмента. Сообразно американскому представлению задачи контроллинга в основном основываются на вопросах анализа, планирования, внешнего учета и информирования [173]. 

Сравнение задач контроллинга в американской и немецкой моделях

контроллинга представлено в таблице 2.

Таблица 2 -  Сравнение задач контроллинга в американском и немецком  

представлениях

Задачи контроллинга в американской модели

Задачи контроллинга в немецкой

модели

Составление планов компании, их координация и контроль за их реализацией

Координация и консультирование при

реализации процесса бюджетирования

Сравнение фактических результатов с плановыми 

 Координация и консультирование при реализации стратегического планирования

Информационное обеспечение результатов

деятельности и анализ результатов на всех уровнях управления

Координация и консультирование

при реализации долгосрочного

планирования

Анализ всех процессов в компании на пред-мет достижения поставленных стратегических целей, анализ уровня менеджмента в компании, анализ действенности финансовой политики, организационной структуры и процессов

Руководство расчетом

производственного результата



Разработка и применение методов и принципов работы в области налогообложения

Управление информационной

службой внутри компании

Координация и контроль отчетности для

государственных служб

Координация и консультирование

при планировании инвестиций

Реализация внутренней ревизии, контроля, и наблюдения за страховой защитой с целью обеспечения безопасности имущества

Проведение необходимых

экономических исследований



Мониторинг политических, экономических и социальных факторов, а также оценка их влияния на деятельность компании





Согласно исследованиям, наиболее ярко в Германии на всех уровнях планирования в компании используется координирующая функция контроллинга. В центре немецкого представления контроллинга находится внутренний учет в компании в различных формах: документальный, плановый, контрольный. При этом внешний учет не является задачей контроллинга [129, 169]. В отличие от Франции и США существенной является его роль в стратегическом планировании. 

Научные исследования в США проводятся с целью создания системы 

контроллинга в реальных условиях производства и его практического внедрения в компаниях. Это связано с тем, что контроллинг рассматривается в прикладном смысле. В Германии приоритетной является идея академизации контроллинга и стремление создать сначала теоретическую его систему, а уже потом применять контроллинг к решению конкретных практических задач [139].

Известно из экономической научной литературы, что сейчас насчитывается семь концепций, которые сгруппированы нами для целей исследования и комментариев более приемлемой в сфере сервиса концепции в три группы: предшествующие; применяемые в данный момент; ориентированные на будущее (рис. 5).



Рисунок 5 – Классификация концепций контроллинга 

Итак, результаты анализа литературных источников показывают три направленности концепций (табл.3). 

Таблица 3               Направления концепций контроллинга 



Направление концепции

Содержание и основные задачи в рамках определенной концепции

На систему бухгалтерского учета

Организация системы управленческого учета, формиру-ющей информационную базу управленческих решений. Обеспечивает внутренних пользователей информацией предназначенной для будущего. Управленческий учёт тесно связан с анализом затрат и финансовых результатов.

На информационную систему о производстве

Охватывает всю целевую систему предприятия, не ограничиваясь стоимостными показателями, основана на постоянном сборе, систематизации и представлении руководству самой различной информации в качестве основы для принятия решений. Координирует полноту и объем подготавливаемой информации со специфическими потребностями в ней.

На систему управления 

Координирует процессы планирования, контроля и ин-формационного обеспечения внутренних пользователей, выполняя тем самым системообразующую и системоувязывающую функции управления. Оптимизирует объем информационных потоков, сообразно соотношения затрат и доходов (пользы). Контроль и анализ являются неотъемлемыми частями системы контроллинга.



Концепция, ориентированная на бухгалтерский учет может быть эффективной только в случаях, когда информационные цели могут быть реализованы с помощью данных бухгалтерского учёта. Однако и здесь информация должна быть шире и глубже, чем она представлена в системе бухгалтерского финансового учета и внешней отчетности. В этом аспекте организация управленческого учёта должна предусматривать такой объем информации, который определен потребностями анализа и контроля затрат и финансовых результатов. Учётная концепция контроллинга в большей степени отвечает потребностям оперативного характера, чем стратегического, так как ограничена стоимостными показателями. В этом нам видятся её недостатки.

Между тем, результаты исследования мнений известных учёных, говорят о том, что феномен контроллинга возник и развивался в странах Европы как ответ на стагнацию теории учёта затрат и неспособность традиционного финансового учёта удовлетворять требования менеджеров. 

Концепция, ориентированная на сбор, систематизацию и представление информации для руководства предприятия имеет более широкую перспективу в отношении сферы сбора количественной и качественной информации для бухгалтерского учёта. Следует отметить отличительную характеристику данной концепции, суть которой заключается в согласованности представляемой информации для руководства и всех функциональных подразделений. Как следствие в такой концепции важным моментом выступает сервисная функция контроллинга, так как он обслуживает все другие подсистемы управления. Между тем информационные потребности менеджмента в большей мере носят разносторонний, многоаспектный и размытый характер, что предусматривает охват контроллингом всей области хозяйственной деятельности предприятия. А поскольку охватить невозможное невозможно, то в этом и заключаются недостатки такой системы.

Управленческая концепция содержит наиболее полное и концентрированное представление о контроллинге. Прежде всего, она устраняет возникновение возможных различий между системами управления и исполнения. Здесь информация подразделена на первичную, которая лежит в основе самой системы управления, и вторичную, которая координирует решения внутри системы управления. Отсюда управленческая концепция бывает ориентированной на планирование и контроль, чем напоминает учётную концепцию, и на обслуживание управленческой системы в целом, что характерно для контроллинга с ориентацией на сопровождение решений всего комплекса хозяйственных задач организации. 

Построение системы контроллинга, в виде отдельной подсистемы управления обладает способностью координировать содержание подсистем планирования (бюджетирование в определенном ракурсе по отдельным центрам ответственности, статьям расходов, возникающих при изготовлении конкретных вид.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.