- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы развития творческих способностей учащихся основной школы в ходе обучения иноязычной письменной речи
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013588 |
Тема: | Теоретические основы развития творческих способностей учащихся основной школы в ходе обучения иноязычной письменной речи |
Содержание
Теоретические основы развития творческих способностей учащихся основной школы в ходе обучения иноязычной письменной речи Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1.Теоретические основы развития творческих способностей учащихся в ходе обучения иноязычной письменной речи………………………………………………………………………………6 1.1 Понятие о письме и письменной речи, ее психолигвистических особенностях …………………………………………………………………….6 1.2 Креативная письменная речь и методика обучения……………………….11 Глава 2. Описание эксперимента по обучению учащихся 5 класса креативному письму………….…………………………………………..…..21 2.1 Общие сведения об эксперименте и результаты предэкспериментального тестирования……………………..……………………………………………..21 2.2 Описание экспериментальных упражнений направленных на развитие творческих способностей……………..………………………………………..26 2.3 Анализ результатов постэксперементального тестирования…………..…46 Заключение……………………………………………………………………….51 Библиографический список ………………………………………………….…53 Приложение 1…………………………………………………………………….56 Приложение 2…………………………………………………………………….57 Введение Настоящее исследование посвящено проблеме развития творческихспособностей у учащихся 5 классовв процессе их обучения иноязычной письменной речи. Долгое время считалось, что письменная речь по сравнению с устной имеет второстепенное значение при изучении иностранного языка. В настоящее время ситуация в корне изменилась. В результате освоения содержания учебного предмета «Иностранный язык» учащиеся должны расширить спектр общих умений, навыков и способов учебно-познавательной деятельности, в частности, творчески подходить к решению задач: уметь мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности [23]. В теории и методике обучения иностранному языку до настоящего времени остаются недостаточно исследованными вопросы, связанные с овладением школьниками письменной речью как продуктивным видом речевой деятельности и возможным влиянием этого вида речевой деятельности на личностное развитие учащихся. Поэтому процесс овладения учащимися умениями письменной речи требует специального теоретического исследования и разработки методического обеспечения. Это и обусловливает актуальность настоящего исследования, поскольку творческие способности играют значительную роль при порождении письменной речи. Анализ возможностей УМК в развитии творческих способностей учащихся основной школы представляется нам особенно важнымв связи с растущей тенденцией выполнения в письменном виде большинства экзаменационных работ у нас в стране. Обучение письменной речи как на родном, так и на ИЯ является одной из самых сложных и в то же время весьма значимых проблем с позиции решения задач психолого-педагогического и методического характера, связанных как с формированием коммуникативной компетенции, так и с личностным развитием обучающихся.Владение письменной речью необходимо выпускникам различных типов образовательных учреждений для адаптации в современном информационном обществе и успешной реализации в интеллектуальном, профессиональном и творческом плане. Письменная речь все более проникает в межличностную ипрофессиональную межкультурную коммуникацию, в процесс обучения иностранным языкам, что также можно объяснить возрастанием роли информационных коммуникационных технологий во всех сферах человеческой деятельности. Итак, потребность развития творческих способностей учащихся средней школы, способных к творческой деятельности, обладающих умениями и навыками творческой письменной речи, отсутствие комплексной, последовательной программы обучения письменной речи, отсутствие учебных программ и пособий, обучающих творческой письменной речи, обусловливают актуальность и новизну настоящего исследования. Объектом исследования является процесс обучения творческой письменной речи у учащихся 5 классов при изучении иностранного языка. В качестве предмета исследования выступают приёмы и методы обучениятворческой письменной иноязычной речи. Цельюдипломной работы является научно-теоретическое обоснование и экспериментальная проверка разработанных нами упражнений (заданий) и приёмов обучения иноязычной креативной письменной речишкольников на английском языке. При разработке темы использовались материалы учебно-методического комплекса (УМК) Spotlight 5, тесты Е. Е.Туник и Гилфорда, работы Е. И. Пассова и И. А. Зимней, а также других отечественных и зарубежных исследователей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) Изучить теоретические основы обучения письменной речи на иностранном языке; 2) Раскрыть понятие «креативная письменная речь», выявив ее основные характеристики; 3) Исследовать структуру и типы письменных речевых произведений. 4) Выявить стадии процесса создания письменного произведения; 5) Разработать серию письменных заданий на английском языке для учеников 5 класса и экспериментально проверить их эффективность. В соответствии с поставленной целью и задачами была сформулирована следующая гипотеза: обучение творческой письменной речи учащихся эффективнее, если его проводить на основетворческих заданий, обеспечивающей учет интересов и желаний учащихся. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы. Во введении обоснован выбор темы работы и ее актуальность, определенобъект, предмет, цель, задачи и гипотеза. Глава первая посвящена теоретической основе вопроса.Во второй главе описан эксперимент по обучению творческой письменной речи учащихся 5 класса.В заключении сделаны выводы. Библиографический список включает в себя 39 наименования, из них 7 на английском языке и 4 электронных ресурса. ГЛАВА 1.Теоретические основы развития творческих способностей учащихся основной школы в ходе обучения иноязычной письменной речи 1.1.Понятия о письме и письменной речиее психолигвистических особенностях Долгие годы овладение письменной речью на иностранном языке не являлось целью обучения в школе в связи с тем, что доминирующее положение в программах занимала устная речьи тем фактом, что овладениеписьменной речью являлось трудоемким процессом (при ограниченном количестве часов) и соответственно не было отражено в отечественных УМК по иностранным языкам. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, которое позволяло учащимся лучше усвоить языковой материал, а также для контроля сформированности речевых навыков и умений учащихся. Между тем письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому в настоящее время резко изменилось отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме. Различают письмо и письменную речь. В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения, а под письменной речью – книжный стиль речи. В психологии письмо рассматривается как сложный процесс, в котором происходит соотношение речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений. В методике письмо – объект овладения учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания и как помощника в овладении устной речью и чтением, так как письмо тесно связано с ними. Базой письменной речи является устная речь. В обоих случаях в результате состоится понимание сообщения другими людьми. Письменная речь и в лингвистике, и в методике рассматривается как процесс выражения мысли в графической форме. Таким образом, письмо является техническим компонентом письменной речи. Письмо или письменная речь, как и говорение, характеризуется трехчастной структурой: 1) побудительно-мотивационной; 2) аналитико-синтетической; 3) исполнительной. В побудительно-мотивационной части появляется мотив, который выступает в виде потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно, сообщить какую-либо информацию. У пишущего возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется само высказывание: происходит отбор слов, нужных для составления текста, распределение предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или стержневой части в смысловой организации связей между предложениями. Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализуется в фиксации продукта с помощью графических знаков – письменного текста[27]. Письмо предполагает: * графику – систему знаков-графем; * орфографию – правописание, систему правил использования знаков; * запись – письменную фиксацию языковых единиц разной протяженности; * письменную речь – письменную фиксацию устного высказывания для решения определенной коммуникативной задачи [27]. Письменная речь – сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей [27]. Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения. По мнению Г. В. Роговойписьменная речь является одним из способов формирования и формулирования мысли. Внешне выраженная, как и устная, письменная речь вторична. Вторичность письма не умаляет его значения в жизни человека [27]. Письменная речь может выступать в различных формах: в форме доклада, письменного сообщения, письменного повествования, письменного выражения мысли или рассуждения и т. д. Во всех этих случаях структура монологической письменной речи резко отличается от структуры устной диалогической или устной монологической речи. Эти отличия имеют ряд психологических оснований. Письменная монологическая речь — это речь без собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются субъектом. Пишущий должен представить себе мысленно того, к кому он обращается, представить его реакцию на свое сообщение, тогда как мотивом монологической письменной речи является контакт или желание, требование. Особенность письменной монологической речи состоит именно в том, что весь процесс контроля над письменной монологической речью остается в пределах деятельности самого пишущего, без коррекции со стороны слушателя. Письменная монологическая речь не имеет никакого собеседника в тех случаях, когда направлена на уточнение понятия, человек пишет только для того, чтобы уяснить мысль, чтобы вербализовать свой замысел, развернуть его без какого-либо даже мысленного контакта с лицом, которому адресуется сообщение. Письменная монологическая речь не имеет почти никаких внеязыковых, дополнительных средств выражения. Она не предполагает ни знания ситуации адресатом, ни контакта, она не располагает средствами мимики и жестов, интонации, пауз, которые играют роль «семантических маркеров» в монологической устной речи, и только частичным их замещением являются приемы выделения отдельных элементов излагаемого текста курсивом или абзацем. Таким образом, вся информация, выражаемая в письменной монологической речи, должна опираться лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка. Отсюда письменная монологическая речь должна быть максимально информативной и грамматические средства, которые она использует, должны быть достаточными для выражения передаваемого сообщения. Пишущий должен строить свое сообщение так, чтобы читающий мог проделать весь обратный путь от развернутой, внешней речи к внутреннему смыслу излагаемого текста. Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, формой и содержанием письменного произведения речи. Анализ психолингвистической и методической литературы по письменной речи, а также литературы по теории коммуникации позволил определить психолингвистическую характеристику письменной речи. Письменная речь может быть представлена как процесс передачи информации с позиции теории коммуникации. Так же как и в устной речи, в процессе передачи информации выделяют следующие звенья коммуникативной цепи: передатчик на одном конце информационного канала, приемник на другом конце и канал связи между ними. Н а письме мысли оформляются с помощью языковых средств в графический код и передаются по каналу связив отличие от устной речи. Промежуток между отправлением информации и ее получением имеет намного большую протяженность во времени, нежели в процессе устногообщения. Приняв информацию, читающий распознает закодированные мысли и понимает ее, т. е. декодирует информацию. Овладение такими свойствами письменной речи как связность, развернутость, структурная сложность «формирует умение преднамеренного изложения своей мысли»[20], способствуя, таким образом, осознанному осуществлению речевой деятельности. Письменная речь как работа над способом и формой высказывания имеет огромное значение, в том числе и для формирования мышления [19]. Это подтверждается тем фактом, что при письме внутренняя речь значительно опережает внешнюю, подготавливая последнююв отличие от устного высказывания, при котором внешняя и внутренняя речь протекают в сознании говорящего почти синхронно. Именно внутренняя речь связывает внешнюю речь и мышление, и, в итоге, излагаются результаты процесса мышления. В процессе самой записи текста,мысли, и языковые средства их выражения могут уточняться и корректироваться[10]. Благодаря возможности обдумывания и коррекции в письменной речи, письменная речь способствует улучшению качества содержания и формы речевого продукта. Наиболее ярко особые черты письменной речи проявляются в самом процессе ее порождения. Проанализируем, как рассматривается процесс порождения речи в научной литературе. Исследуя процесс порождения речи в обобщенном виде, А. А. Леонтьев выделяет несколько фаз, охватывающих внеязыковые мотивационные факторы (мотив, цель высказывания, оценка речевой ситуации), внутренние действия перехода с невербального кода образов к речевой вербальной программе и внешнюю реализацию этой программы [15]. И. А. Зимняя выделяет всего три фазы порождения речи и дает этим фазам соответствующие названия: первая - побудительно-мотивационная, вторая - аналитико-синтетическая, третья - исполнительная, а также выделяет следующие уровни порождения речи: побуждающий, смыслообразующий, формулирующий и реализующий [11]. На первой фазе порождения речи (побуждающий уровень), наряду с мотивом и намерением, возникает и общий замысел высказывания, реализующийся на последующих этапах. Вторая фаза (смыслообразующий и формулирующий уровень) включает в себя выбор и организацию средств и способов для осуществления речевых действий, и, в целом, представляет собой процесс программирования и внутренней языковой организации речевой деятельности, лексическое, артикуляционное и грамматическое структурирование высказывания [11]. Именно на этой фазе во внутренней речи создается «речевая установка», которая вызывает возбуждение соответствующих речевых стереотипов: слухо-звуковых и речедвигательных при порождении устного сообщения и в добавлении к вышеперечисленным зрительно-графических и рукомоторных при порождении письменного сообщения. В зависимости от ситуации и индивидуальных представлений о ней каждого конкретного человека, внешняя речь в нашем сознании схематизируется, редуцируется иногда даже до отдельного слова и объединяется в семантические комплексы. В свою очередь, при изложении мыслей закодированная предметная ситуация развертывается в новую форму в зависимости от цели, обстоятельств и индивидуальных особенностей говорящего (пишущего) [19]. Третья исполнительная фаза (реализующий уровень) - это сочетание действий оформления и умственных операций. По мнению И. А. Зимней, механизм экстериоризации мысли в речи (действия оформления) состоит из действия произношения (для устной речи), внутреннего структурного грамматического оформления в соответствии с нормами данного языка, а также умственных операций сравнения, выбора, составления из частей целого, замены, принятия решений и других [11]. Итак, процесс овладения письменной речью - это процесс, имеющий специфические сложности. Сложности (трудности) заключаются в овладении студентами особыми - графическими, орфографическими и стилистическими навыками, а также умениями определять цель письменного высказывания, учитывать адресат, собрать и организовать информацию и составлять план высказывания. Перечисленные навыки и умения приобретают особую важность в овладении творческой письменной речью, которая обладает теми же психолингвистическими характеристиками, что и письменная речь. 1.2Креативная письменная речь и методика обучения. В основе термина «креативное письмо» лежит понятие «креативность», которое берет свое начало в 90-х годах. В то время креативными признавались продукты, процессы и поведение. Все это в конечном итоге привело к тому, что все характеристики и предположения можно было перенести на креативное письмо. Рассмотрим понятие «креативное письмо». Следует отметить, что существует несколько определений данного понятия. Так, например, по мнению Н.Г. Кизриной, креативное письмо представляет собой «особый вид человеческой деятельности по созданию нового оригинального продукта, в качестве которого выступает художественный текст. Художественный текст, продукт творческой деятельности, является отражением авторских открытий окружающего мира и себя в этом мире, что проявляется в разнообразии направлений постановок и неординарном решении проблем, представленных автором в тексте различными языковыми средствами» [12]. Методисты,такие как Е. И. Пассов и И. А. Зимняя подчеркивают, что креативность ведет к развитию новых экспериментальных форм выражения языка, при этом эти формы являются новыми не для всех, а для одного определенного ученика. С другой стороны, креативность - признак личности. Дж.П. Гилфорд определяет креативность как «особый тип интеллекта, а именно способность думать дивергентно» [36]. К таким способностям он причисляет: поток ассоциаций и мыслей, эластичность (способность пропустить известное и находить новое), импровизация, оригинальность, открытость, открытие нового. Рассмотрим, что представляет собой творческая письменная речь. В настоящем исследовании под творческой письменной речью понимается индивидуальное комбинирование языкового и речевого материала (лексико-грамматических и стилистических средств) для осуществления письменной коммуникации и выражения оригинальных нестандартных мыслей. Творческая письменная речь - это особая деятельность, которая характеризуется наличием новых образов, идей, нового подхода к рассмотрению проблемы, с одной стороны, и наличием точных экспрессивных слов, разнообразных синтаксических конструкций и стилистических средств эмоционального воздействия, с другой. Все вышеперечисленное составляет сущностную характеристику письменной речи[12]. Творческая письменная речь не может осуществляться без следующих структурных характеристик: развитых творческих способностей, в частности,способности к творческому мышлению и воображению, а также знаний, навыков и умений. Под креативной письменной речью понимается ПР, в которой проявляются: - самостоятельное определение содержания письменного высказывания по теме, предлагаемой учителем или определяемой самим обучающимся; -оригинальные, с точки зрения пишущего идеи, соотнесённые с задачей коммуникации; - привлечение фантазии, воображения, личного опыта, включая эмоциональный; - выражение собственных мыслей, идей по отношению к предмету высказывания; -ассоциативное, критическое и творческое мышление; -комбинирование речевых и языковых средств, усвоенных ранее и употребляемых в новых коммуникативных ситуациях. Продукт, создаваемый в результате креативной письменной речи (КПР) также как и продукт ПР вообще, представляет собой письменное высказывание разного уровня языковой и речевой сложности , но для него характерны б?льшая степень самовыражения пишущего, которая проявлятся как в оригинальности идей, так и в его эмоционально-личностном отношении, а также адресованности высказывания, его смысловой завершенности последовательном, логичном выражении своих суждений и мыслей и в соответствии с социокультурными нормами , принятыми в стране изучаемого языка по отношению к письменной речи. Таким образом, основным отличием КПР от ПР является оригинальность идей и большая степень самовыражения пишущего, создающего соответствующий продукт КПР. Творческая письменная речь, являясь структурированной, мотивированной и целенаправленной, ориентирована на создание письменного произведения (высказывания). Творческое высказывание, вслед за В. И. Невской, мы определяем как завершенный отрезок речи, содержащий результаты мыслительной деятельности субъекта и особенности выражения субъектом своего личного отношения к объему. В творческом высказывании находят наиболее полное выражение такие качества подлинно коммуникативной речи как оригинальность,коммуникативная значимость, информативность, логичность, связность, выразительность, субъективная модальность и другие. Содержание в речи эмоционально насыщенного и действенного отношения к окружающей действительности, то есть всего того, что принято определять «психологической культурой речи» [1], зависит от степени развития мышления и от умения познавать мир. В процессе обучения студентов иноязычной речи нельзя допускать отрыва мышления и речи от чувственной основы, а также необходимо постоянно и целенаправленно обогащать знания, впечатления обучающихся от окружающего мира, активизировать личный опыт пишущего. Однако последние данные психолингвистики, педагогики и дидактики показывают, что для овладения творческой письменной речью филологических знаний и письменноречевых умений не достаточно: необходимы развитые творческие способности обучающегося, что в целом составит комплекс компетенций: письменноречевая, дискурсивная, личностная и профессиональная. Владение всеми названными компетенциями в комплексе составляет творческую письменноречевую компетентность учащихся. Изучение теории творчества, представленной в работах Я. А. Пономарева, А. Т. Шумилина, С. Иванова и др., позволило выделить стадии процесса творчества, применительно к созданию письменного произведения; дать характеристику творческой письменной речи и определить необходимые для создания творческой письменной речи развитые творческие способности. Творчество - это особая деятельность, состоящая в умении переносить знания и умения в новую ситуацию направленная на развитие либо на создание нового и в умении видеть новую проблему в знакомой и нестандартной ситуации. Как установили отечественные и зарубежные исследователи Невская В. И.,Пономарев Я. А., Лук А. Н. [17, 22,26,] творчество представляет собой не некий одномоментный акт, а процесс, последовательно проходящий различные стадии (этапы, фазы), такие как поиск информации, формулировка проблемы, выработка гипотезы решения проблемы, озарение, проверка найденного решения. Проанализировав вышеописанные стадии творчества, мы считаем, что к процессу создания творческого письменного произведения можно отнести следующие стадии: а) подготовка к написанию (осознание мотива для решения проблемы, точную формулировку проблемы, постановку цели, накопление знаний, прямоили косвенно относящихся к проблеме, добывание недостающей информации (в ходе наблюдения, эксперимента, чтения дополнительной литературы и т.д.), анализ, сравнение,синтез, противопоставление, приведение аналогии или классификации информации или фактов). б) написание (озарение, или нахождение лучшего решения проблемы на уровне слова, идеи, структуры и др). В связи с тем, что проблемы при создании письменного произведения могут быть различными: это и нахождение новых идей и порядка их следования, точного слова и эффективных структур, то озарение может быть как коротким, так и длительным процессом. в) редактирование (изучение полученного результата). г) подготовка к презентации работы (написание и оформление окончательного варианта произведения)[15]. От творческих способностей человека во многом зависят быстрота протекания творческого процесса и объективная значимость достигнутого результата. Термин «творческие способности» применительно к обучению творческой письменной речи означает индивидуально-психические особенности личности, позволяющие пользоваться системой языка и речи для создания собственных произведений, зависящие от индивидуальных качеств (уровня развития интеллекта, задатков, предшествующего опыта, мотивации и т.д.). С точки зрения психологии, способности являются прирожденными качествами человека, но, однако, приобретенные знания, навыки, умения, и опыт уравнивают соотношение природного и социального в процессе овладения творческой речью. Творческая письменная речь в обучении иностранному языку должна рассматриваться как оптимальное средство развития и умственных и речевых умений учащихся в иноязычной речи, а также как цель обучения, так как творческая письменная речь является верным критерием подлинного владения языком. В практике обучения под письмом понимают технологический, или процессуальный аспект, а под письменной речью – сложную творческую деятельность, которая направленна на выражение мыслей в письменной форме. Трудности обучения письменной речи очевидны: * процесс обучения письменной речи постоянно осложняется расхождениями между звуковым и графическим планами выражения мысли на иностранном языке; * если при устном сообщении что-либо может быть опущено говорящим, восполнено интонацией, мимикой, жестами то при сообщении в письменной форме высказывание должно быть полным, конкретным и максимально развернутым, чтобы выполнить свою коммуникативную функцию; * отсутствие возможности выразительно интонировать свою речь требует более тщательного отбора синтаксических средств, а отсутствие возможности использовать мимику и жесты требует более строгого грамматического оформления письменной речи; * формирование навыков в области графико-орфографической системы изучаемого языка, наличие таких особенностей, как слова-омофоны, нечитаемые буквы, изменяемые формы грамматической орфографии, которые проявляются только на письме и не влекут за собой изменение звуковой формы слова; * овладение письменной речью требует наличие у обучаемого определенного уровня социокультурной компетенции[10]. Когда говорят о письме как самостоятельном виде речевой деятельности, то имеют в виду письменную речь. Цель обучения письму в данном контексте – научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке. Любой текст, написанный автором, — это выражение мыслей в графической форме. Задачи обучения английскому языку в области письма включают в себя умения писать эссе или доклады по известной тематике, аргументируя свою точку зрения, вести деловую переписку на английском языке. Следует отметить, что у обучающегося ещё больше возрастает возможность выразить себя в продукте иноязычной письменной речи, если при обучении ПР, как инициальному виду опосредованного общения учитывается принцип креативности, что позволяет выделять в ПР как продуктивной деятельности КПР. Обучаясь КПР, обучающийся приобретает очень важные личностные социально значимые качества, которые могут быть квалифицированы как креативные личностные качества. Это такие качества, как способность самостоятельно критически и творчески мыслить и воспринимать окружающий мир, продуцировать различные оригинальные идеи для решения коммуникативных и другого рода задач, быть коммуникабельным, инициативным, готовым к бесконфликтному межличностному и межкультурному взаимодействию и сотрудничеству и др. Естественно обучение КПР сопровождается овладением обучающимися рядом умений и дальнейшим их развитием. Безусловно, овладение умениями КПР обеспечивается рядом факторов, оказывающих существенное влияние на развитие умений этого вида ПР, как инициальной формы опосредованного общения. Часть этих факторов носит психолого-педагогический характер, а часть – сугубо методический. Например, учёт возрастных особенностей обучающихся, создание на занятии психологически комфортного климата и ситуации успеха для каждого обучающегося. Что касается обусловленности познавательной и речемыслительной активности, то она занимает пограничное место среди названных факторов, мотивировать которую может такой фактор, как личностная значимость ситуаций общения, а также такой собственно методический фактор, как характер заданий и наличие или отсутствие опор при их выполнении и проявления сотрудничества и совместного творчества учителя и учащихся. В числе факторов, способствующих развитию у обучающихся умений КПР, не выделен отдельно мотивационный фактор. Но ему фактически принадлежит одна из ведущих ролей в появлении у обучающихся желания к самовыражению и в формировании потребности в этом при создании письменного продукта, как проявления письменной формы общения. Основной акцент в обучении КПР в условиях школьного иноязычного образования приходится на основной уровень общего образования, т. е. на подростковый возраст и это вполне правомерно со всех позиций. Ибо для школьников этого возрастного периода характерны стремление к активному восприятию действительности, повышенное внимание к своему «Я», к собственным переживаниям и чувствам, стремление к объективной самооценке, самоанализу, самопознанию, а также к общению и к творческой деятельности. Наиболее важными при обучении креативному письму на английском языке являются следующие этапы: * выразить цель написания послания; * учесть потенциального получателя сообщения; * организовать материал; * передать информацию; * обменяться идеями, мыслями; * донести смысл до читателя; * соблюсти последовательность изложения мыслей; * использовать смысловые связки; * использовать разнообразные грамматические и лексические конструкции; * избегать орфографических и пунктуационных ошибок; * следовать привалам этикета письменного сообщения в англоязычной культуре[25]. Стремление и потребность выразить себя во многом зависит, как было сказано выше, от того, насколько ситуация общения является для обучающегося личностно-значимой и затрагивает его в эмоциональном плане, поэтому в ходе обученияПР значимыми в названном плане являются ситуации ролевые, социально-статусные, ситуации нравственных взаимоотношений, а также ситуации взаимоотношений в контексте совместной деятельности [25]. Овладение умениями КПР и создание её продукта коррелируют в огромной степени с речемыслительной и познавательной активностью. Поэтому их развитие рассматривается с дидактико-методических позиций и проявляется в соблюдении определённой этапности и использовании заданий, стимулирующих развитие как познавательной, так и речемыслительной активности. К продуктам КПР могут быть отнесены: оригинальные подписи к плакатам, рисункам, слайдам, фотографиям, комиксам, стихи конкретной поэзии, нерифмованные синквейны в англ. яз (типа японских хокку или танка), так называемые “Elfchen” (нем. яз.), создание которых требовало обращённости школьников к своему ассоциативному мышлению; поздравительные открытки необычного содержания, адресованные членам семьи, зарубежным сверстникам или старшим школьникам; характеристики вымышленных героев; письма от «читателя», адресованные автору прочитанной книги или своему любимому артисту или певцу; программы и сценарии праздников или других школьных мероприятий, короткие вымышленные истории. А также к продуктам ПР могут быть отнесены: выражение своего впечатления об увиденном или услышанном, небольшие сочинения, которые включают рассуждения по поводу конкретного вопроса или проблемы, свидетельствующие о стремлении обучающегося к самовыражению и о привлечении им не только своего учебного, но и личного жизненного опыта, эмоций, воображения. Для того чтобы в развитии умений познавательной и речемыслительной активности имела место прогрессивная динамика, необходимо в организации занятий соблюдать определённуюэтапность. Так, репродуктивно-продуктивный этап по развитию умений КПР выглядит следующим образом: 1) нулевой уровень речемыслительной активности и минимальное проявление креативности, который переходит в ситуативный и исполнительский уровень речемыслительной активности, т.е. сопровождается ростом проявления креативности; 2) что касается характера управления этим процессом, то он достаточно жёсткий, посколькуможет исходить, как со стороны учителя, так и со стороны опор: вербальных, вербально-изобразительных и изобразительных, на основе которых прогнозируется письменное высказывание.Обучающиеся в рамках этого этапа демонстрируют в письменных высказываниях навыки употребления предложений, соответствующих определённому функциональному типу, умение логично и последовательно излагать свои мысли в письменном высказывании, используя при этом необходимы средства связи. Установка к заданиям ориентирует обучающихся на самовыражение, проявление ассоциативного мышления, воображения, эмоционального опыта[13]. Примерами заданий репродуктивно-продуктивного этапа могут быть следующие: - Посмотри на картинку (показывается лишь часть картинки), подумай, что на ней может быть изображено. Вырази свои предположения в форме ассоциограммы. Придумай название к картинке. - Объясни причину своего настроения, закончив предложение. Объяснение причины может быть как серьёзным так и необычным или фантастическим. Например, у меня сегодня (хорошее / грустное настроение, потому что ( получил хорошие/плохие оценки, приезжает мой друг /родственник из… , исполнилось моё желание- мне подарили щенка, новый мобильный телефон,не смогу поехать …) и т.п. - Дано начало истории, продолжи её и придумай к ней название. - Измени линию повествования в следующей истории и напиши свой вариант,например, от имени главного героя и др. Как мы видим, задания репродуктивно-продуктивного этапа по обучению КПР выстраиваются с учётом уменьшения управления со стороны учителя, заданности содержания, уменьшения доли опор от вербальных, вербально-изобразительных до изобразительных, что повысит речемыслительную активность, отразится на степени проявления креативности обучающихся в создаваемых ими письменных высказываниях, что обеспечивает переход к творческому уровню активности, реализующемуся на продуктивном этапе УПКД. Что касается продуктивного этапа по развитию умений КПР, то для него характерен творческий уровень активности, т.е. уровень речемыслительной активности значительно возрос, а управление со стороны учителя и опор фактически равно нулю. Безусловно, на этом этапе рефлексия занимает большое место. Выполнение письменных....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Комплекс дидактических игр и организационно-педагогические условия их применение на уроках математики для развития творческих способностей учащихся основной школы
- Технологии обучения иноязычной письменной речи на ступени основного общего образования
- Методические приемы совершенствования письменной иноязычной речи в старших классах