VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Комплекс дидактических игр и организационно-педагогические условия их применение на уроках математики для развития творческих способностей учащихся основной школы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012136
Тема: Комплекс дидактических игр и организационно-педагогические условия их применение на уроках математики для развития творческих способностей учащихся основной школы
Содержание
Содержание
Введение	2
1 Развитие творческих способностей учащихся в ходе применения дидактических игр на уроках математики	7
1.1 Творческие способности	7
1.2 Дидактические игры	15
1.3. Организационно-педагогические условия применения дидактической игры как средства развития творческих способностей учащихся на уроках математики основной школы	22
Вывод по главе	26
2 Экспериментальная работа по апробации комплекса условий применения дидактической игры, для развития творческих способностей школьников на уроках математики основной школы	27
2.1 Методические особенности реализации модели	27
2.2 Практические рекомендации по применению комплекса дидактических игр для развития творческих способностей учащихся	44
Заключение	50
Список использованных источников	53
Приложение 1	56
Приложение 3	60
Приложение 3	60


    Введение
     Данная работа посвящена изучению применения дидактических игр как средства развития творческих способностей учащихся на уроках математики. Основой развития школьника являются фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Образование, направленное только на получение знаний, ушло в прошлое. Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объёма информации, различные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности выпускника, его творческим способностям.
     Развитие творческих способностей – одна из главных задач современного образования. Именно развитие творческих способностей учащихся становится краеугольным камнем системы образования, именно этого недоставало традиционному обучению
     Система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, коммуникабельность, подстраиваться и справляться с новыми задачами и трудностями, конструктивность. Будущий выпускник должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни; владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования; уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и профессиональной сфере; разрешать проблемы и работать в команде; быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленных знаний, но их системность и умение применять знания в практической деятельности. Это требует определённого стиля мышления, способного увидеть новые связи между вещами и создать новое, как в материальной, так и в духовной сфере.
     Способность к созданию нового, значимого для личности и общества, как раз и является творчеством. Творческая личность может обеспечить себе не только достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества. Вот почему так актуальна проблема развития творческих способностей. 
     Поэтому среди целей, предъявляемых к современному школьному образованию, выделяется формирование личности, способной решать поставленные перед ней задачи в условиях рыночной экономики, в частности, быстро находить наиболее оптимальное и эффективное решение преодолеваемой проблемы. Такая цель направлена на реализацию внутреннего потенциала школьника, развитие его творческого начала, продуктивности мышления, которые как раз и должны способствовать развитию умения справляется с вышеперечисленными заданиями. Это с одной стороны.
     Сегодня главное в образовании – развитие, формирование общей культуры человека, способного, в частности, самостоятельно добывать и перерабатывать информацию. Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока – основной организационной формы учебного процесса. Эта форма обучения актуальна, дидактические возможности урока далеко не исчерпаны. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Следуя К.Д. Ушинскому, "сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить этой работы в забаву - это одна из труднейших и важнейших задач дидактики". Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело построена учебная работа.
     Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм, формирующим умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов. Игра обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности... Проведение игр на уроках позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал.
     Игра будит мотивацию ребёнка к достижению желаемого учителем результата. Игра превращает учебник из злейшего врага в верного друга. Игра формирует навыки, доводит действия до автоматизма, развивает творческие способности. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. В процессе игры ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает интерес учащихся к предмету. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, то есть развивают творческие способности.
     В решении дидактических игр учащиеся – творцы.
     Цель исследования –разработать комплекс дидактических игр и организационно-педагогические условия их применение на уроках математики для развития творческих способностей учащихся основной школы
     Объект исследования –уроки математики в основной школе.
     Предмет исследования –развития творческих способностей учащихся основной школы средствами дидактической игры.
     Гипотеза: Развитие творческих способностей учащихся основной школы возможно при реализации комплекса организационно-педагогических условий применения комплекта дидактических игр, на различных этапах урока математики, а именно:
     a) рационального применения дидактических игр на различных этапах урока математики;
     b) использование комплекта дидактических игр для каждого этапа урока математики.
     В соответствии с целью и гипотезой задачи были следующие:
     1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
     2. Определить содержания творческих способностей учащихся основной школы;
     3. Обосновать и разработать комплекс организационно-педагогических условий применения дидактических игр для развития творческих способностей в процессе обучения математике;
     4. Разработать и апробировать комплекты дидактических игр для каждого из этапов урока;
     Методологическая и теоретическая основа исследования: при проведении исследования была опора на положения Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Г.Е. Муравьева, Э.П. Торренса. Теоретическую основу исследования составили работы А.Н. Лука, который определил творческие способности, творческий климат и мотивы творчества как условия успешного развития личности, идеи И.П. Волкова, который утверждал, что каждого ребенка необходимо обучать творчеству, а так же на работы энтузиастов-новаторов – Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой.
     Методы исследования: анкетирование, анализ, синтез
     Экспериментальная база исследования Исследование проводилось на базе МОУ « Новобурановская СОШ ». В исследовании принимало 15 учащихся из 5 класса.
     Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В тексте имеются 7 таблиц и 5 рисунков. Общий объем выпускной квалификационной  работы 90 страниц.
     
    
1 Развитие творческих способностей учащихся в ходе применения дидактических игр на уроках математики
     1.1 Творческие способности
     Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.. Определяющее значение в творчестве имеет самостоятельная, осознанная деятельность человека, его целеустремлённость. Творчество - это не стихийный или бессознательный акт. Оно зависит от способностей, характера и темперамента человека, его идейной направленности, культуры, опыта и уровня знаний. Творчество требует воображения, строгой критической мысли. Оно тесно связано с социальной жизнью. Общественная жизнь и ее различные стороны создают дополнительное эмоциональное напряжение, которое является необходимым элементом творчества. 
     Способность - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения деятельностью. 
     Творческие способности заложены и существуют в каждом ребёнке. Чтобы сформировать умение творческой работы, требуется постоянный, целенаправленный учебный труд. Только тогда, когда человек достигнет определённого уровня навыков в учёбе, получит багаж знаний, он сможет воплотить творческие идеи в готовые изделия. Таким образом, получение знания и трудовые навыки не должны отрываться от решения творческих задач
     Л.С. Выготскому принадлежит формулировка основной задачи будущей педагогики. Жизнь в ней "раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперёд к чему-то новому". 
     Чтобы точнее понять, что же понимается под творческими способностями необходимо рассмотреть этот вопрос с точки зрения психологии, философии, педагогики.
     В целом в психологии существует несколько основных подходов к проблеме творческих способностей. Рассмотрим некоторые из них:
     1. В.Д. Шадриков определяет творческие способности, как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности. 
     2. С точки зрения Д.Б. Богоявленской, творческие способности являются ситуативно не стимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. 
     3. "Задатки детей – это то, на основе чего формируются те или иные творческие способности. Задатки представляют собой то, что дано ребёнку ещё до начала формирования и развития у него соответствующих творческих способностей" - считает Г.Л. Бурменская. Речь идёт о свойствах, появление которых у ребёнка практически не зависит от его обучения и воспитания и которые возникают и развиваются по законам генетики, в процессе созревания организма". 
     4. Б.М Теплов, в своих работах, под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения .
     5. В своём философском словаре П.С. Гуревич пишет о том, что творческие способности включают в себя способность творчески воображать, творчески внимать и неординарно мыслить .
     6. Под содержанием понятия творческой способности доктор философских наук В.К. Лукашевич понимает "совокупность многообразных свойств личности, их органическую взаимосвязь и своеобразную направленность в зависимости от характера поставленных задач" .
     Рассмотрев все выше изложенные взгляды ученых, за основу я взяла теоретические положения М.Б. Теплова и П.С. Гуревича: "творческие способности – это такие индивидуально-психологические особенности человека (воображение, мышление, память, любознательность, внимание) отличающие одного человека от другого.
      
      
     
     Таблица 1. Виды способностей
Элементарные способности
Сложные способности
Общие способности
Специальные способности
Теоретические способности
Практические способности
Коммуникативные способности
Предметные способности
Способности, связанные с работой органов чувств или с простыми движениями (зрение, слух, обоняние, движение)
Способности к различным видам деятельности, связанным с человеческой культурой (тематические, музыкальные, литературные….)
Способности, которые есть у всех людей (умственные двигательные)
Способности, встречающиеся не у всех, в отдельных, специфических видах деятельности
Способности к абстрактно-логическому мышлению, умение ставить и решать теоретические задачи
Способности к выполнению конкретных действий в реальных жизненных ситуациях, умение решать практические задачи
Способности общаться между людьми, установление межличностных контактов
Способности человека работать с неодушевлёнными предметами




Теоретические способности проявляются в умении человека определить понятия, формулировать и доказывать гипотезы, рассуждать в уме, предлагать и обосновывать теории, объясняющие ту или иную группу явлений




Учебные
Творческие


Способность, определяющая успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков 
 Способность человека создавать предметы материальной и духовной культуры, производить новые идеи, открывать изобретения, то есть творчество в различных видах деятельности



Память
Мышление
Любознательность
Внимание
Воображение 

     
     
     
     Творческие способности представляют собой сплав многих качеств, и вопрос о компонентах творческого потенциала человека остаётся до сих пор открытым. Многие психологи связывают способности с творческой деятельностью, прежде всего с особенностями мышления. На основе работы Р.С. Немова "Общая психология"  была составлена Таблица 1.
     Данная таблица рассматривает виды способностей и описывает их. Из неё выделим отдельно те виды, теоретических способностей, в которые входят рассматриваемые нами творческие способности. 
     Таблица 2. Виды теоретических способностей и их характеристика
     Теоретические способности
     Способности к абстрактно-логическому мышлению, умение ставить и решать теоритические задачи
     Умственные способности
     Умственные способности проявляются в умении человека определить понятия, формулировать и доказывать гипотезы, рассуждать в уме, предлагать и обосновывать теории, объясняющие ту или иную группу явлений
     Творческие способности
Память 
Мышление
Любознательность
Внимание
Воображение
     
     Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях, навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, то есть в том, насколько при прочих равных условиях, быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности. Способности не существуют вне конкретной деятельности человека, а формирование их происходит в процессе обучения и воспитания. 
     Развитие способностей – это выявление динамики успехов ребёнка в процессе обучения. Мы утверждаем, что развитие способностей учащихся возможно при применении дидактических игр определенной направленности на уроке. Вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально. Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос государства соответствует потребностям ребёнка быть самостоятельным, уметь использовать свои возможности". 
     Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эти способности напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов. Формирование творческих способностей учащихся в процессе обучения определяется особенностями его содержания и организации. Применение дидактических игр, направленных на активизацию и развитие творческих способностей учащихся, позволяют получить личность, отвечающую современным требованиям государства.
     М.Б. Теплов выявил, что если деятельность ребёнка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. 
     Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворённости от достигнутых успехов
     Опишем свойства взятых нами творческих способностей  в Таблице 3.
     
     
Таблица 3. Виды и характеристика творческих способностей
     Воображение
     Воображение – психический процесс создания образа, предмета, ситуации путём перестройки имеющихся у человека представлений; или воображение - мысленное воспроизведение чего-либо, кого-либо, фантазия. Творческий процесс носит "расходящийся" характер. Творческое воображение – это характер новизны создаваемого им продукта
     Мышление
     Мышление – процесс опосредованного и обобщённого познания окружающего мира. Мышление проявляется в разных качествах: предметно-действенном, наглядно-образном, абстрактном. Владеет различными мыслительными операциями: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстрагирование.
     Любознательность
     Любознательность - творческая способность постоянно искать новые пути (способы) мышления, изучать новые вещи и идеи, искать разные возможности решения задач, изучать книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше. Субъект с выраженной любознательностью, чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей. Сопоставления, сравнения, анализ при решении практических заданий, требуют от учащихся поиска ответов, новых данных, развивает творческие способности.
     Память
     Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Творческая способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности
     Внимание
     Внимание – элемент сознания, которое характеризуется объёмом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением. Под вниманием понимается творческая способность направлять психическую деятельность, и сосредоточенность её на объекте, имеющем для личности определённую значимость. Творческой способностью является непроизвольное и послепроизвольное внимание, вызванное сознательно поставленной целью и не требующее волевых усилий, оно вызвано творческим отношением к делу
     
     На основе описанных выше основных творческих способностей развиваются следующие творческие умения, без которых невозможен процесс познания и развития: рис. 1
     Рисунок 1.Виды творческих умений. 
     
     Основная задача урока с применением дидактических игр - помочь раскрыть и развить собственные творческие способности ученика. Вместо традиционной задачи усвоения при развитии творческого потенциала ребёнка ставится задача целостного проживания им ситуации, при котором обязательно должны быть задействованы эмоциональные механизмы. Поэтому то, что в ходе обычного урока чаще всего является помехой (эмоциональные реакции ученика по отношению к происходящему), при развитии творческих способностей является тем центральным стержнем, с которым должен работать учитель.
     Учёные отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие "творческие способности", невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование дидактических игр не принесёт желаемого результата. Познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся и обеспечивать переход от репродуктивных формально-логических действий - к творческим.
     Необходимо также помнить, что творческие способности рассматриваются как то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Поэтому нельзя не отметить огромное значение развития психических механизмов являющихся творческими способностями – памяти, внимания, воображения и др. К сожалению, именно этим так мало занимается нынешняя школа, хотя можно планировать работу по их формированию и развитию на основе специально разработанной системы дидактических игр, и ввода их на различных этапах урока.
     Вывод: Таким образом, можно заключить, что творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практическое значение. Знание педагогов, о том, что подразумевается под творческими способностями и умение их развивать, используя дидактические игры, расширит границы их проявления у учащихся.
     
      
1.2 Дидактические игры
     
     Игра - явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности ребёнка. Стоит ли рассматривать игру как серьёзное средство обучения или принимать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценного времени? Учёный-психолог Л.С. Выготский в своём труде "Игра и ее роль в психическом развитии ребёнка. Педагогическая психология", так описывает значение игры:
     «уже давно обнаружено, что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил».
     В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные сведения и знания ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недоступным для ученика, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой учёного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.
     Сам термин "дидактические игры", под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, впервые ввели Фридрих Фребель и Мария Монтесори. Игры, которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста. Но постепенно они стали проникать и в школу, принимая сначала форму игровых приёмов в обучении.
     Дидактическая игра (частный случай игры) – представляет собой организационную форму некоторых занятий, целью которых выступает совместная деятельность учащихся. В ходе таких занятий проводится обучение общению, публичному доказательству своих мыслей и выводов, совместной деятельности при решении поставленных в сценарии игры задач. Именно на таких занятиях наиболее ярко проявляется сотрудничество и открытость, именно здесь даже самый слабый ученик получает свою ситуацию успеха, теряется неуверенность и робость перед сложными задачами. 
     Деятельность должна ставить ребёнка "перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи". Чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребёнка, тем больший эффект она даёт. Интеллектуальные игры могут быть полезны подросткам, испытывающим трудности в учении: в понимании и осмыслении нового материала, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей и речи. Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной обстановке. Очень важна и ситуация переживания успеха для таких детей. Для них нужно подбирать такие задания, с которыми они могли бы справиться, постепенно усложняя их. Возможны, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению второго. На уроке дидактическая игра выполняет несколько функций, которые представлены на рисунке 2.
     
     Рисунок. 2. Функции дидактической игры
     
     Дидактическая игра одновременно преследует три цели: воспитательную, игровую и учебно-развивающую. В условиях развитого прогресса наши дети все больше времени проводят в общении с телевизорами и компьютерами, попадая в зависимость компьютерной реальности, а на деле оставаясь одинокими. Для них является катастрофой отлучение от компьютера. Запреты не помогают и не помогут. Выход из ситуации в том, что детям должно быть известно что-то более интересное. Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игр разного типа и вида. Ведь игра - это лучший способ развить творческие способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми. Школа не может считать игру не своим делом.
     Играть всерьёз непросто. Нужно так продумать деятельность, чтобы не сорвать урок, не превратить обучение в банальное развлечение, а достигнуть поставленной цели. Вопросов возникает масса. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.
     Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов игр, которые используются на уроках математики, представленные в таблице 4.
     
     Таблица 4. Типы дидактических игр и их характеристики
       
     Типы дидактических игр
     Характеристика дидактических игр
       1
     Сюжетно-ролевые дидактические игры (иногда их называют сюжетными)
     занимают особое место в развитии творческих способностей. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссёрские. В данном виде дидактических игр как никогда ярко выражаются творческие способности детей. В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.
       2
     Компьютерные дидактические игры
     Наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудноуловимо. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях, что опять же развивает творческое воображение. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций
       3
     Игры-путешествия
     Имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребёнку, радует его. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха, развивают логическое мышление и творческие способности.
       4
     Игры-поручения
     имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: "Помоги расставить правильно знаки", "Проверь домашнее задание", "Составь алгоритм"
       5
     Игры-предположения
     "Что было бы…?" или "Что бы я сделал...", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. На развитие творческих способностей работает дидактическое содержание игры, оно заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщённо-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: "Кто быстрее сообразит?".
       6
     Игры-загадки
     Возникновение загадок уходит в далёкое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения и средства развития творческих способностей.
       7
     Игры-беседы (диалоги, дискуссии).
     В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе учитель часто идёт не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. 
       8
     Игры-состязания
     В данной игре победа обеспечивается в основном за счёт скорости выполнения вычислений, преобразований, но без ущерба качеству выполнения задания, такие игры полезны для выработки автоматизма действий. Одним из видов игры состязания является игра-олимпиада. Победа обеспечивается, главным образом, за счёт качества решений задач повышенной трудности или доказательства сложных теорем
       9
     Анализ конкретных ситуаций
     В основе метода лежит коллективное решение обучающимися проблемной задачи. Задача может быть технической, социальной, управленческой. Она может требовать нахождения конкретного решения или определения совокупности действий, которые приведут к выходу из критической ситуации. Такие задачи, в отличие от традиционных учебных задач, будучи построены на реальном материале, могут не иметь однозначного решения, и могут содержать избыточную информацию или ее недостаток, то есть носят творческий, проблемный характер. В большинстве случаев проблемные, творческие задачи используются не только в составе методов активного обучения, но и как самостоятельное средство активизации мыслительной деятельности учащихся как средство развития творческих способностей
       10
     Игровое проектирование
     В соответствии с названием под игровым проектированием понимают конструирование, проектирование, разработку технологии производства работ или деятельности, проводимое в игровой форме. Выделяют следующие характерные признаки метода:
     * Наличие сложной творческой задачи;
     * Групповая работа;
     * Имитация заседания научно-технического совета, на котором авторы проекта публично его защищают. 
       
     МОЗГОВАЯ АТАКА
     (мозговой штурм, мозговой обмолот)
     Мозговая атака – это групповое нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемной ситуации. Мозговая атака была предложена А. Осборном в конце 30-х годов как метод, направленный на активизацию творческой мысли. Для этого применяются средства, снижающие критичность и самокритичность человека с целью повышения уверенности в себе и проявляющие на этой основе механизмы творческого акта. Стимулирование творческой активности достигается посредством четырёх правил: - исключается критика, что позволяет высказывать любую мысль без боязни признания ее плохой; -поощряется необузданное ассоциирование: чем более "дикой" покажется идея, тем лучше; -количество предложенных идей должно быть как можно большим; -разрешается "улучшать" идеи, комбинируя и видоизменяя их
       
     Деловая игра
     Деловая игра представляет собой последовательность учебных действий в процессе решения поставленной задачи. Это – модель взаимодействия людей в процессе достижения экономических, производственных или политических целей. Деловая игра позволяет создавать такие ситуации, в ходе которых играющему необходимо найти правильную линию поведения, оптимальное решение проблемы. В процессе игры вырабатывается умение мыслить системно, продуктивно; пробуждается стремление к поиску новых идей; развиваются творческие способности. Таким образом, дело не сводится лишь к механическому использованию программного материала, ребята подходят к проблеме творчески.
     
     
     1.3. Организационно-педагогические условия применения дидактической игры как средства развития творческих способностей учащихся на уроках математики основной школы
     Рассмотрим психолого-педагогические особенности применения дидактических игр на уроке математики:
     1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосфер.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.