- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Технологии обучения иноязычной письменной речи на ступени основного общего образования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W010843 |
Тема: | Технологии обучения иноязычной письменной речи на ступени основного общего образования |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО «НГПУ») Филологический факультет Кафедра романо-германских языков и методик их преподавания ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Технологии обучения иноязычной письменной речи на ступени основного общего образования 44.03.05. «Педагогическое образование» Профиль «Иностранный и второй иностранный язык» Заведующий кафедрой Канд. филол. наук, доцент «Допустить к защите» «____» ___________20___г. Руководитель Канд. филол. наук, доцент ______________________ (подпись, дата) ______________________ (подпись, дата) Цыганова Е. Б. Полькина Г. М. Обучающийся _____________________ (подпись, дата) Бикинеева А. И. Номер группы 371 Набережные Челны, 2018 Содержание Введение Глава 1. Теоретические вопросы обучения письменной речи как одного из видов речевой деятельности на ступени основного общего образования 1.1 Понятия письмо и письменная речь в методике 1.2 Требования к содержанию обучения письменной речи 1.3 Психолого – педагогические особенности обучающихся Глава 2. Технологии развития умений иноязычной письменной речи на ступени основного общего образования 2.1 Технологии обучения иноязычной письменной речи 2.2 Технология креативного письма 2.3 Опытное обучение иноязычной письменной речи с применением технологии креативного письма Заключение Список использованной литературы Приложение Введение За последние годы, в особенности с появлением современных информационных технологий, в методике обучения иностранному языку роль письменной речи значительно возросла. Обучение иноязычной письменной речи является одной из значимых проблем в решении психолого – педагогических и методических задач, которые связаны с личностным развитием обучающихся и формированием их иноязычной коммуникативной компетенции. Сегодня процесс обучения иноязычной письменной речи направлен больше на практическое владение иностранным языком, следовательно, возрастает роль вида речевой деятельности, как письменная речь. Под письменной речью в данной работе понимают умение излагать мысли в письменной форме. Следует заметить, что именно продуктивной стороне письменной речи уделяют мало внимания на уроках иностранного языка. Письменные умения обучающихся нередко значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой деятельности. Исследование технологий обучения иноязычной письменной речи на ступени основного общего образования становится актуальной в связи с внедрением Федерального Государственного Стандарта Основного Общего Образования, в котором изложены новые требования. Совершенно очевидно, что при возрастании роли предмета «Иностранный язык» в современном обществе, меняются ценностные ориентиры, возникает новая система оценки достижения планируемых результатов учащихся школы. Все эти особенности ФГОС требуют внесения определенных изменений в организацию обучения иностранному языку. Технология обучения иностранной письменной речи состоит в том, чтобы сформировать у учащихся технические навыки письма и умения письменной речи. В связи с этим необходимо сформировать у учащихся инвариантные умения продуцирования текста, лежащие в основе написания текста любого типа речи. Владение иноязычной письменной речью необходимо обучающимся основной школы для того, чтобы успешно реализоваться в интеллектуальном и творческом плане, а также, для социальной адаптации в современном информационном обществе. Одними из ключевых факторов, влияющими на тенденцию развития иноязычной письменной речи являются современные средства, технологии и организационные формы обучения. Так в условиях реализации личностно – ориентированной парадигмы образования, учитывающей потребности каждого обучающегося, более востребованными становятся технологии обучения. Они позволяют дифференцировать или индивидуализировать учебный процесс. Применение на практике современных образовательных технологий должно оказать непосредственное положительное влияние на повышение уровня обученности обучающихся иноязычной письменной речи. Технологии, нацеленные на максимальную активность обучающегося, на самореализацию его как личности, на развитие креативности и на получение реального речевого или письменного продукта, считаются наиболее эффективными. Актуальность исследования определяется необходимостью применения на уроке иностранного языка технологии креативного письма, для более эффективного освоения обучающимися иноязычной письменной речи на ступени основного общего образования. Объектом исследования является процесс обучения иноязычной письменной речи на ступени основного общего образования. Предметом исследования являются технологии обучения иноязычной письменной речи на ступени основного общего образования, а именно технология креативного письма. Цель данной выпускной квалификационной работы выявить эффективности применения технологии креативного письма в обучении иноязычной письменной речи в основной школе, которая будет представлена как основа дальнейшего обучения с целью овладения навыками иноязычной письменной речи. Для достижения данной цели необходимо решить круг следующих задач: 1) дать критический обзор психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; 2) определить специфику содержания обучения иноязычной письменной речи; 3) изучить нормативно – правовые документы в обучении иностранным языкам; 4) провести опытное обучение с применением технологии креативного письма на уроке иностранного языка на ступени основного общего образования. Для реализации поставленных задач необходимо использовать следующие методы: - метод анализа, синтеза и обобщения при работе с теоретическим материалом; - опытное обучение; - описательный метод исследования. Гипотеза данной выпускной квалификационной работы выдвигается следующим образом: использование технологии креативного письма в обучении иноязычной письменной речи на ступени основного общего образования будет способствовать повышению уровня владения учащихся навыками иноязычной письменной речи. Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что практическом применении технологии креативного письма учителями иностранного языка при обучении иноязычной письменной речи на ступени основного общего образования. Глава 1. Теоретические вопросы обучения письменной речи как одного из видов речевой деятельности на ступени основного общего образования 1.1 Понятия письмо и письменная речь Такие виды речевой деятельности, как письмо и письменная речь в обучении иностранному языку выступают всё чаще, как результат обучения, а не только как средство обучения иностранному языку. При обучении иностранному языку важно различать письменную речь и письмо, компонентами которого являются алфавит, графика, орфография и пунктуация. К письму некоторые методисты относят деятельность, направленную на графическую фиксацию речи и её элементов, а к письменной речи - деятельность, связанную с выражением мыслей в письменной форме. Обучение письму и письменной речи образует нечто единое: чтобы научиться письменной речи, необходимо овладеть техникой письма, т.е. письмом, и наоборот, обучение иностранному языку нельзя ограничить только обучением технике письма. Наиболее доступным, емким и удобным определением письма нам представляется определение Г. В. Роговой. Она полагает, что в методике письмо - это объект овладения учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением, так как письмо с ними тесно связано. Осуществление письма, по мнению Е.И. Пассова представлена в таблице 1.1.1 Таблица 1.1.1 Осуществление письма, по мнению Е.И.Пассова Уровень Функционирование уровня Уровень репродуктивный Этот уровень функционирует обычно в тех случаях, когда мы делаем пометки для своих высказываний, пишем личное письмо; Уровень продуктивный Этот уровень функционирует в тех случаях, когда пишут статьи, научные рефераты, книги и представляет собой выражение мысли в письменной форме. [Пассов 2004: 26] Э. И. Соловцова считает, что владение письменной речью необходимо обучающимся для «социальной адаптации в современном информационном обществе и успешной реализации в интеллектуальном, профессиональном и творческом плане» [?;61]. Характеристика письменной речи по мнению Э.И Соловцова представлена на рисунке 1.1.1 Рис. 1.1.1 Характеристика письменной речи по мнению Э.И Соловцова Методически целесообразным в обучении письменной иноязычной речи считают сформированную последовательность познавательной и речемыслительной активности, которые сопровождают овладение иноязычной письменной речью от нулевого уровня до творческого уровня. Таблица 1.1.2 Мнение авторов о письменной речи Автор Мнение Э. И. Соловцова «при обучении письменной речи необходимо различать обучение письму, компонентами которого являются графика, орфография и некоторые виды записи, и письменную речь» [?;63] О. С. Ахманова «дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков, позволяющих фиксировать речь для передачи ее на расстояние, для сохранения ее произведений во времени» [1, с. 312] Е. И. Пассов письмо следует рассматривать как один из основных самостоятельных видов речевой деятельности, который может осуществляться на двух уровнях Продолжение таблицы 1.1.2 В. М. Филатов под письмом понимают «технологический, или процессуальный аспект», под письменной речью – «сложную творческую деятельность, направленную на выражение мыслей в письменной форме» [?;315] Е. Н. Соловова под письмом понимает овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации речевого и языкового материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением [Соловова 2005: 187] Н. Ю. Вторушина «без опоры на письмо обучающимся трудно удержать в памяти лексический и грамматический материал». [?;129] Письменная речь является продуктивным видом речевой деятельности, который выражается в фиксации текста графическими знаками. А графические знаки – это письмо. Исходя из этого, можно определить, что письмо выполняет вспомогательную роль. Это выражается в проработке грамматических навыков, при выполнении различных письменных упражнений, построенных по принципу от простого к сложному: переписывание текста и задания, требующие осмысления или творческого подхода. В методике письмо и письменная речь представлены в различных интерпретациях. Эти два понятия в методическом плане не противопоставляются, а дополняют друг друга. Коммуникативная письменная речь по мнению Е. Н. Солововой представлена на рисунке 1.1.2 Рис.1.1.2 Коммуникативная письменная речь по мнению Е.Н. Солововой В вышеперечисленных типах текстов особое внимание уделяется на содержание сообщения и его композицию. Обучающийся при написании определенного вида текста должен всегда помнить о назначении данного письменного текста, а также учитывать особенности аудитории, выбирать соответствующие языковые средства. Н. Д. Гальскова [] и Е. Н. Соловова [] считают, что в основе письменной речи лежит устная речь, а точнее монолог. Это значит, что монологическая речь может стать богатой, логичной и последовательной при правильном обучении письменной речи, выполнении упражнений в соответствии со ступенью образования. Письменная фиксация полученной информации как комплекс сложных речевых умений во многом совпадает с порождением устных высказываний. Несмотря на то, что к монологической речи предъявляются требования практически те же, что и к письменной речи, всё же отличия существуют. Отличия письменного и устного текста представлены в таблице 1.1.1 Таблица 1.1.1 Отличия письменного и устного текста Отличия текста Письменный Устный графически оформленный текст не подлежит изменениям устный текст отличается своей мимолетностью письменный текст сжат, соответственно, содержит больше информации в устной речи говорящий имеет возможность повторить или использовать паузы, отступления автор письменного текста может далеко не всегда знать свою аудиторию и связан с читающим посредственно говорящий во время выступления имеет непосредственный контакт с аудиторией и имеет возможность подкорректировать текст Продолжение 1.1.1 письменный текст имеет большую организованность устный текст отличается спонтанностью к письменному тексту предъявляются наиболее жесткие требования к сохранению нормативности языка в устной речи могут присутствовать региональные или диалектные особенности необходимо приложить немало усилий, чтобы научиться писать и графически оформлять свои мысли навыки устной речи формируются в основном без значительных усилий Р. А. Фахрутдинова обращает внимание на то, что «овладение письменной речью предполагает наличие у обучаемого определенного уровня социокультурной компетенции» [;3]. А также, знания основных требований, предъявляемых к написанию письменных высказываний разных стилей, помогут обучающимся преодолеть неуверенность при графическом изложении своих мыслей, помогут развить логику мышления и творческие способности. В результате, будут совершенствоваться знания иностранного языка. Иноязычная письменная речь становится неотъемлемой частью межкультурной коммуникации. Одним из самых важных преимуществ письменной речи является возможность сохранить у обучающихся языковые и фактические знания. Этот вид речевой деятельности, как считает А. А. Леонтьев, представляет собой «коммуникативное умение сочетать слова в письменной форме для выражения своих мыслей в соответствии с потребностями общения» [?;]. Из приведенных выше определений понятия письменная речь, можно выделить следующий ключевой момент. Многие лингвисты считают, что письменная речь – это, прежде всего, выражение своих мыслей с целью передачи информации другим людям в виде письменного сообщения. Письменная речь служит надежным инструментом мышления, развивает навыки аудирования, стимулирует говорение и чтение на уроке иностранного языка. Письменная речь является предметом пристального внимания ученых различных направлений научного знания: психологии, нейролингвистики, психолингвистики, коррекционной педагогики. Письменная речь – сложная по структуре и функциональной организации психическая деятельность, включающая в себя целый ряд последовательных операций, образующих целостную самоорганизующуюся функциональную систему. [Горбунова 2015: 194] Таким образом, письменная речь представляет собой сложную, системную и произвольную психическую деятельность, которая обеспечивается участием всех анализаторов, различных структурно-функциональных компонентов и многих психических функций. Письменная речь тесно связана с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Также, письмо является обязательным условием эффективного обучения иностранным языкам. [Горбунова 2015: 194] Определение понятия письма встречается и в книге ?Методика обучения иностранным языкам в средней школе?. В этой книге авторы пишут: ?Письмо - сложное речевое умение. Оно позволяет при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей. Это продуктивный вид речевой деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения?. Ясно, что письмо как вид речевой деятельности, а не просто как фиксация устной речи, и включают в понятие ?письмо? понятие ?письменная речь? (Рогова, Верещагина). Это подтверждает, что в лингвистическое содержание обучения письму, по мнению авторов книги, входят графика, орфография, запись (фиксация речи) и письменная речь (выражение мыслей в письменной форме). [?Методика обучения иностранным языкам в средней школе?.] 1.2 Требования к содержанию обучения письменной речи Долгое время обучению письму в общеобразовательной школе придавалось второстепенное значение. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, как средство, позволяющее учащимся лучше усвоить программный языковой материал, и средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучаемых. Действительно, в этом плане значение письма трудно переоценить. Только в условиях обучения в школе/классах с углубленным изучением иностранного языка в программные установки включалось овладение школьниками умениями письменной речи. [Гальскова 2003: 137] В настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме решительно изменилось. Обучение письменной речи занимает важное место в изучении иностранного языка в школе. Не стоит забывать, что письменная речь является одним из базовых условий возникновения и существования социума, а так же всех его институтов. Это простой, но поистине бесценный дар тысячелетней истории человечества. На различных этапах содержание обучения письму будет различным, однако надо всегда быть последовательным в обучении и идти путем от простого к сложному. Именно поэтому на начальном и среднем этапах обучения в школе формирование письменной речи не рассматривается в качестве цели обучения. Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности используют лишь на старшем, завершающем этапе. Но путь к письменной речи довольно длителен и далеко не прост. Успех завершающего этапа во многом зависит от того, насколько хорошо были сформированы базовые навыки письма как такового. Обучение письменной речи становится больше результатом обучения на основной и средней ступени образования, а затем развивается и совершенствуется в высшем учебном заведении. При этом определенные типы текстов обучающиеся начинают писать на начальной ступени обучения иностранного языка. На последующих ступенях тексты становятся разнообразнее и их количество увеличивается. Например, на ступени основного общего образования, как утверждает Р. А. Фахрутдинова, основное внимание направлено на: - письменное фиксирование ключевых слов, фраз в качестве опоры для устного сообщения; -выписывание из текста нужной информации; - умение заполнять анкету, составлять вопросник для проведения интервью, анкетирования» [;3]. По окончании школы, обучающиеся должны достичь допорогового уровня (А2), владеть навыками иноязычной письменной речи, т.е. навыками написания различных видов текстов. Освоение учебного предмета «Иностранный язык» на ступени основного общего образования направлено на достижение обучающимися допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции. Письменная речь осуществляется в рамках тщательно отобранного предметного содержания, включающего следующие крупные блоки: Повседневная жизнь, семья, друзья, здоровый образ жизни, спорт, досуг, современная молодежь, родная страна, страна изучаемого языка, образование, профессия и изучаемый иностранный язык, природа и экология, научно – технический прогресс и др. Задачи обучения письменной речи связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи, включают формирование у учащихся необходмых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста. Лингвистический компонент содержания обучения письму включает графику, орфографию, запись (списывние, репродукция, продукция), письменную речь в ограниченном объеме (анкета, формуляр, открытка, письмо). Компенсационные умения включают умения перефразировать высказывание, выразить сложную мысль простыми языковыми средствами, опираться на текст с целью поиска необходимой информации. Обучение технике письма включает в себя овладение алфавитом, графикой, орфографией и пунктуацией. Письмо (техника письма) является средством обучения иноязычной речи, начальным этапом в развитии продуктивной письменной речи. Задачи обучения представлены в таблице 1.2.1 Таблица 1.2.1 Задачи обучения Авторы Задачи обучения Р. П. Мильруд 1) формирование у обучающихся необходимых графических автоматизмов; 2) формирование речемыслительных навыков и умений формулировать мысль; 3) расширение знаний и кругозора; 4) овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи; 5) формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста [?;5]. Е. Н. Соловова 1) обучение графике – установление графемно – морфемных соответствий одновременно; 2) обучение орфографии – сокращение орфографических ошибок до минимума, учет определенных типологических групп сложностей, формирование навыка самоконтроля и коррекции у самих обучающихся; 3) обучение различным формам записи – подготовительный этап перед обучением письменной речи как таковой, формирование навыков выделения ключевой информации и грамотного оформления мысли; 4) обучение написанию различных письменных текстов Путь овладения навыками письменной речи длителен и не прост. Согласно Е. Н. Солововой, «успех овладения письменной речью во многом зависит от того, насколько хорошо были сформированы базовые навыки письма как такового». [?;190] Письменная речь как результат обучения предусмотрена в программах школ разного типа на всех ступенях обучения иностранного языка. На этапе обучения в средней школе с самого начала необходимо обучать делать записи на иностранном языке, составлять и заполнять анкету, отвечать на вопросы анкеты, писать краткую или развёрнутую автобиографию, писать личные или деловые письма, употребляя нужную форму речевого этикета носителей языка, в том числе и форму делового этикета. Сафонова В.В. Соизучение языков и культур в зеркале мировых тенденций развития современного языкового образования / Сафонова В.В. // Язык и культура. - 2014. - № 1 (25). - С. 123-141.. Письмо и письменная речь в методике обучения иностранному языку выступают не только как средство обучения, но всё более как цель обучения иностранному языку. Письмо - это технический компонент письменной речи. Письменная речь наряду с говорением представляет собой так называемый продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности и выражается в фиксации определённого содержания графическими знаками. Психофизической основой письменной речи является взаимодействие двигательного, зрительного и слухо-речемоторного анализаторов. Опора на все анализаторы в обучении дает значительно больший эффект. Психологи считают, что базой письменной речи является устная речь. И говорение, и письмо можно проследить от замысла (что говорить) к отбору необходимых средств (какие необходимы слова, как их сочетать в высказывании) и до реализации замысла средствами языка устно или письменно. Как известно, письмо тесно связано с чтением. В их системе лежит одна графическая система языка. При письме идёт кодирование или зашифровка мысли с помощью графических символов, при чтении - их декодирование или расшифровка. Письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменной форме свои мысли. Для этого надо владеть орфографическими и каллиграфическими навыками, умением композиционно построить и оформить в письменном виде речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умением выбрать адекватные лексические и грамматические единицы. Обучение письменной речи включает различного рода речевые упражнения: речевые упражнения для обучения составлению письменного сообщения; письменно-речевые упражнения для работы с печатным текстом; письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом чтения, аудирования и устного общения. Практика письменной речи позволяет сделать переложение печатного текста или аудиотекста по памяти, по плану или сделать письменные предложения по решению определенного вопроса или определенной проблемы. Цикл уроков по теме завершается домашним сочинением (самодиктантом - письменным пересказом части текста или всего текста). В современной методике по обучению письму и письменной речи на иностранном языке получило распространение так называемое «креативное письмо». Под «креативным письмом» подразумеваются упражнения продуктивного характера самой различной степени сложности, разнообразные по форме и по содержанию, часто в игровой форме. Используя «креативное письмо» методисты ставят перед собой конкретные вопросы: когда писать, сколько и с какой целью? доставит ли письмо удовольствие и кому? и т.д. Отличительные черты этих упражнений состоят в том, что они выполняются непременно в письменной форме, по содержанию носят речевой творческий или полутворческий характер, интересны и увлекательны как для обучающихся, так и для преподавателей. Таким образом, научить фиксировать устную речь, в том числе научить писать личные и деловые письма, заполнять анкеты, писать краткую и развёрнутую автобиографию, заявление о приёме на работу или учебу и т.п. - все это составляет основные цели обучения письму, выполняющего к тому же вспомогательную роль при обучении чтению, устной речи, грамматике, лексике. На ступени основного общего образования, на уроке иностранного языка 5 – 7 классов должно обеспечиваться более интенсивное развитие умения по овладению письменной речи в разных ситуациях общения. Увеличивается объем письменных высказываний и расширяется тематика текстов по сравнению с начальной ступенью образования. Содержание обучения иноязычной письменной речи на ступени основного общего образования отличается большей информативностью и должно строиться в основном на аутентичных текстах. Такие аутентичные тексты помогут обучающимся основной школы развить следующие умения: - сообщать зарубежному другу информацию о себе, о семье, городе, школе и о своих увлечениях; - запрашивать у своего адресата такую же информацию; -написать письмо в газету, соблюдая принятые в стране изучаемого языка нормы; -заполнять в анкете информацию личного характера; -делать заметки прочитанного текста с целью использования их в письменном высказывании. На втором этапе основного общего образования (8-9 классы) предполагается достижение высокого уровня в области письменной речи, что выражается в расширении тем общения, в увеличении степени самостоятельности обучающихся, а также в улучшении качественных характеристик письменного высказывания. Такие письменные произведения, как личное подробное письмо другу, правильно оформленное и логически организованное письмо в газету или подростковый журнал, анкеты с целью запроса сообщения сведений личного характера, будут лежать в основе содержания обучения иноязычной письменно речи на ступени основного общего образования. При опоре на текст, обучающиеся 8 – 9 классов должны научиться писать изложение или сочинение и делать рабочие записи. Также, формируются следующие умения: - сообщать адресату не только основную информацию, но и выражать свое мнение; - фиксировать объективные данные из прочитанного или прослушанного текста; - составлять письменные планы устных высказываний; - логично излагать суть обсуждаемой проблемы в письменной форме. На всех ступенях обучения иноязычной письменной речи будут развиваться следующие основные умения: использовать текст в качестве языковой опоры, сверять написанное высказывание с образцом, пользоваться перифразой, пользоваться словарем, упрощать письменный текст, использовать синонимические замены, связывать свой опыт с опытом партнера по общению. При обучении письменной речи решаются задачи, связанные с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Эти задачи включают в себя: - формирование у обучающихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение кругозора и знаний; - овладение интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного текста, а также культурой изучаемого языка; - формирование аутентичных представлений о речевом стиле, предметном содержании, графической форме письменного текста. Таблица 1.2.2 Мнение авторов к конечным требованиям к обучению письменной речи Н. Д. Гальскова Развитие умений письменно выражать свои мысли, то есть использовать письмо как средство общения А Р. П. Мильруд Формирование у обучающихся способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым программным уровнем овладения иностранным языком Также Р. П. Мильруд рассматривает иноязычную письменную речь в трех плоскостях: содержания (мышления), выражения (речи), исполнения (графики). Форма иноязычного письменного произведения определяется мыслительным содержанием. Содержание обучения иноязычной письменной речи может включать следующие формы письменной речи: поздравительные открытки, деловое или личное письмо, анкеты и бланки, опорные схемы типа mind-maps, инструкции, рецепты, словарики, диктанты, краткое содержание прочитанного, доклады, изложение, резюме, аннотации, рефераты, проекты, эссе, рассказы, стихи. Таким образом, содержание обучения иноязычной письменной речи на ступени основного общего образования как результат обучения предусматривается в программах на всех ступенях обучения иностранному языку. Цель обучения письменной речи – научить обучающихся писать на иностранном языке те же самые тексты, которые обучающийся умеет писать на своем родном языке. Психофизиологические особенности учащихся играют важную роль в процессе обучения и усвоения иноязычной письменной речи на разных этапах. Дети среднего школьного возраста отличаются готовностью и способностью к обучению, как в практическом плане, так и в теоретическом. Поэтому старший этап основной школы должен обеспечить более интенсивное развитие умения по овладению письмом в разных ситуациях общения. Процессы устной и письменной речи неразделимы и взаимосвязаны. По своему появлению и пути становления, а также психологическому содержанию процесс письма резко отличается от процесса устной речи. Разница между устным и письменным высказыванием отображена в таблице 1.2.4. Таблица 1.2.4. Сравнительная характеристика устной и письменной речи Устная речь Письменная речь Контакта. Говорящий видит реакцию слушающего и может регулировать свое высказывание, используя для этого повторы, сокращения, переходы от одной темы к другой, регулировать темп речи Дистантна. Она должна быть логически четко организована. Избегать повторений. Пишущий может лишь предугадать реакцию читателя, поэтому его речь должна быть обоснованной, четкой Говорящий чаще находится в условиях дефицита времени, поэтому его внимание направлено в первую очередь на содержание Пишущий во времени практически не ограничен, поэтому его внимание направлено как на содержание, так и на форму высказывания. Перечитывая написанное, он имеет возможность проверить, насколько адекватно текст передает задуманное Присутствует ограничение во времени, свойственное спонтанной речи, что не позволяет говорящему планировать свою речь долгосрочно, поэтому его высказыванию свойственно использование Пишущий имеет возможность долгосрочно планировать свою речь, поэтому она более логична; имеет возможность подобрать точное слово, разнообразить лексический состав высказывания, обращаться к разговорных форм, клише, не всегда строгое следование задуманному. справочникам и словарям. Говорящий в качестве невербальных средств использует паузы, интонацию, подкрепляя высказывание мимикой и жестами Пишущий лишен возможности использовать невербальные средства общения, характерные для устной речи. В качестве источников выразительности он использует пунктуацию, логическую последовательность в построении текста, а также изобразительные средства Устная речь состоит из простых или неполных предложений В письменной речи используется более сложные синтаксические конструкции Исходя из таблицы, можно сделать вывод, что письменная речь в отличие от устной речи: -дистантна; -заранее планируется; -по существу монологична; -рассчитана на зрительное восприятие и многократное прочтение написанного; -письмо-процесс более медленный, так как связан с фиксацией текста на бумажном носителе и владением навыками письма. [Щукин 2011] В общеобразовательной школе обучению письму долгое время придавалось второстепенное значение. Письмо использовалось как - средство обучения другим видам речевой деятельности; - средство, которое позволяло учащимся лучше усвоить языковой материал; - средство контроля сформированности речевых навыков и умений учащихся. В настоящее время отношение к обучению письму изменилось. Его роль постепенно повышается, и письмо рассматривается как резерв эффективности обучения иностранному языку. 1.3 Психолого – педагогические особенности обучающихся на ступени основного общего образования Основное общее образование — вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. Основное общее образование является необходимым этапом для получения среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отображены в таблице 1.3.1. Таблица 1.3.1. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования Основная школа охватывает детей в возрасте от подросткового до старшего подросткового (11 – 15 лет). Это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бываю....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Теоретические основы развития творческих способностей учащихся основной школы в ходе обучения иноязычной письменной речи
- Служебные части речи, образованные лексико-грамматическим способом, и их изучение в школе на этапе основного общего образования
- Служебные части речи, образованные лексико-грамматическим способом, и их изучение в школе на этапе основного общего образования