- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы развития рефлексии у младшего школьника
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001842 |
Тема: | Теоретические основы развития рефлексии у младшего школьника |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КОКШЕТАУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АБАЯ МЫРЗАХМЕТОВА УДК На правах рукописи Даулетова Гульмира Муратовна РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6М010300 «Педагогика и психология» Магистерский проект на соискание степени магистра образования по специальности «Педагогика и психология» Научный руководитель: Семкин А.В., кандидат педагогических наук Республика Казахстан Кокшетау, 2018 Резюме Содержание НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПЕРЕЧЕНЬ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СОКРАЩЕНИЙ, СИМВОЛОВ, СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 1.1 Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте………. 1.2 Рефлексия как психологический феномен………………………. 1.3 Методы развития рефлексии младшего школьного возраста…………… 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕФЛЕКСИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 3.1 Содержание и ход эксперимента по проверке эффективности методики развития рефлексии у младших школьников……………………. 3.2 Анализ полученных результатов экспериментальной работы……………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПЕРЕЧЕНЬ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СОКРАЩЕНИЙ, СИМВОЛОВ, СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ Нормативные ссылки В настоящей магистерском проекте использованы ссылки на следующие нормативные документы: Закон Республики Казахстан от 13.11.2015 г. №398-V ЗРК. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г. № 319-111 ЗРК. (С изменениями от 09 апреля 2016 года) Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.12.2015г.) Закон Республики Казахстан от 24.10.11 г. № 487-IV «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.12.2016г.) Обозначения и сокращения В настоящей магистерском проекте использованы следующие обозначения и сокращения:и мн. др.- и многое другое и т.д.- и так далее и т.п.- и тому подобное Определения В настоящей магистерском проекте применены следующие термины с соответствующими определениями: Развитие - это движение от низшего к высшему, от простого к сложному, или наоборот. Рефлексия - способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6–7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I – IVклассы) современной школе. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Память - процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта. Внимание - направленность и сосредоточенность психологической деятельности на чем-либо определенном Ме?тод - систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели. Анализ - метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования. ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования заключается в том, что рефлексия рассматривается как универсальное свойство психики, особое качество личности, способность, которая обеспечивает успешность и результативность деятельности. Именно эта способность направляет человека самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми. Возраст от 6 до 11 лет является особенно важным для психологического и социального развития ребенка. Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младшего школьника и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психологическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью [5]. Необходимым условием формирования личности ребенка является усвоение им моральных знаний в процессе анализа и оценки поступков, отношений и качеств окружающих его людей и самого себя [1]. Знания о самом себе являются важным фактором становления личности. Знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими предполагают анализ, внутреннее обсуждение на основании своих действий, поступков, т.е. определяют уровень развития рефлексии, которая и является одним из важнейших психических новообразований, формирующихся у младших школьников в процессе учебной деятельности.. В связи с этим особенно важно выяснить, в чем проявляется и как функционирует рефлексия в личностной сфере младшего школьника, какова роль рефлексии в становлении самой его личности. Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности [6]. Целью исследования является изучить развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста. В соответствии с целью исследования определены следующие его задачи: 1) рассмотреть теоретические основы использования рефлексии для формирования творческих способностей младших школьника; 2) провести исследование развития рефлексии младших школьников с применением приемов. Объектом исследования – процесс развития рефлексии младших школьников. Предметом исследования - использование педагогических методов обучения как основы развития рефлексии у младших школьников. Степень изученности темы исследования. Большой вклад в изучение этой проблемы внесли такие отечественные ученые как Выготский Л.С., Гуткина Н.И., Леонтьев А.Н., Пушкин В.Н., Семенов И.Н., Смирнова Е.В., Сопиков А.П., Степанов С.Ю., Алексеев Н.Г., Брушлинский А.В., Давыдов В.В., Зак А.З., Зарецкий В.К., Кулюткин Ю.Н., Рубинштейн С.Л., Семенов И.Н., Степанов С.Ю., Пономарев Я.А., Гаджиев Ч.М., Степанов С.Ю., Семенов И.Н., Андреева Г.М., Бодалев А.А., Кондратьева С.В., Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Выготский Л.С., Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Пиаже Ж., Дьюи Д., Ладенко И.С., Пономарев Я.А., и др. Исследование проводилось на базе КГУ «Пескинская средняя школа» района имени Габита Мусрепова Северо-Казахстанской области . В исследовании участвовали учащиеся начальных классов. Методы исследования. Автором используются: Теоретический, практический, статистический, сравнительный, аналитический метод. Научная новизна исследования заключается в том, что разработаны и предложены критерии отбора и составления методов развития рефлексии, содержания для развития творческих способностей учащихся начальных классов. Теоретическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов исследования в дальнейшем развитии науки и практики обучения. Произведено обоснование необходимости использования рефлексии в системе обучения начального звена. Осуществлен отбор критериев, функций, требований к структуре содержания комплекса заданий, творческой направленности. Практическая значимость состоит в разработке теоретически обоснованного комплекса заданий развитие рефлексии с целью развития у детей уровня развития самооценки, оценки других людей, ускорить процесс самосовершенствования, что необходимо для достижения успешной учебной деятельности. Основные результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов. Гипотеза: применение на уроках специальных упражнений, которые учат ребенка анализировать и оценивать результаты своей учебной деятельности, способствует развитию рефлексии. Публикации по теме работы: Семкин А.В., Даулетова Г.М. Развитие рефлексии у младших школьников // Научный журнал «Вестник Омского регионального института» РИНЦ № __ , 2017. – С. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Рефлексия - как сложное мыслительное действие, имеет различные уровни рефлексивного отображения и понимается как рассмотрение человеком оснований собственного действия. В зависимости от того, на какие основания ориентируется человек при выполнении действия, различается формальная (внешние, ситуативные основания) и содержательная (внутренние, существенно обобщенные основания) рефлексия. 2. Предложенные диагностические методики, позволяют выявить у школьников основные виды рефлексии - формальную и содержательную, а также распределение младших школьников по наличию у них этих видов и их промежуточных форм. 3. Программы обычной школы не обеспечивают полноценную рефлексию учащегося на способ действия, способствуют закреплению у детей навыков эмпирического способа решения задач и, следовательно, развитию формальной рефлексии. 4. Рефлексия формируется и развивается у младших школьников в основном при выполнении ими учебных действий контроля и оценки. При наличии у школьников сформированных действий контроля и оценки наиболее вероятным является функционирование при решении задач содержательной рефлексии. Структура и объем диссертации: Диссертация состоит из введения, двух разделов, заключение, списка использованных источников, приложений. Общий объем работы составляет страниц машинописного текста, таблиц, приложений. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 1.1 Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет, что представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в социуме, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, стремясь утвердить себя среди взрослых и одноклассников. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей. Усвоение знаний и перестройка, изменение самого себя становятся единственной учебной целью. Ученик должен ответственно относиться к учебе, осознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Для успешной учебы ему необходимо иметь развитые познавательные интересы, достаточно широкий умственный кругозор [6]. Главная особенность данного периода это то, что умственные операции, совершаемые ребенком, становятся теперь обратимыми. Между 7 и 12 годами дети осваивают различные понятия сохранения и начинают выполнять другие логические манипуляции. Например, они могут распределять объекты по одному их признаку, например по высоте или весу. Следовательно, возраст 7-11 лет по-своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Его мышление все больше становится похожим на мышление взрослого. Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий [5, с.357]. По мнению А.В. Запорожца, пик развития восприятия у ребенка приходится на период от раннего к дошкольному возрасту [15, с.180]. Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности. Ребенок в состоянии, воспринимая абстрактные образы, какими являются письменные знаки (буквы), объединять их в более сложное абстрактное образование, каким является слово, и придавать этому слову конкретное смысловое значение. В период младшего школьного возраста происходит существенное развитие памяти. Память - процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта. В отличие от дошкольника, школьник вынужден запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно, а то, что дает и требует от него школьная программа. В младшем школьном возрасте особенно активно развивается механическая память на несвязанные логически единицы информации. Младшему школьнику легче запоминать относительно несложный осмысленный материал. Поэтому при обучении детей этого возраста учителю следует уделять особое внимание подробному разъяснению учебного материала [ 11]. С развитием памяти связано развитие представлений. Представления -это отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Этот период возрастного развития ребенка интересен еще и тем, что в это время у детей происходит формирование индивидуальных различий в представлениях [9]. Существенные изменения наблюдаются в качественных характеристиках внимания. Внимание - направленность и сосредоточенность психологической деятельности на чем-либо определенном. В младшем школьном возрасте внимание ребенка становится произвольным, однако это происходит не сразу. Довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Вместе с этим происходит развитие и определенных свойств внимания ребенка, таких как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация, а также произвольное внимание. Особую роль в развитии произвольного внимания у ребенка играет школа и учебный процесс. В процессе школьных занятий ребенок дисциплинируется, у него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. В первых классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка с периодической сменой методов подачи учебного материала. Постепенно, в процессе целенаправленной деятельности, внимание у детей младшего школьного возраста достигает весьма высокого уровня развития. Бурное развитие характеристик памяти ребенка, происходящее в школьные годы, связано, прежде всего, с процессом обучения [15]. Обучение ребенка в школе является одним из важнейших факторов развития у него когнитивных процессов. Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это, прежде всего, выражается в более произвольном характере протекания большинства психологических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи. В психологии понятие личности является одним из основополагающих [17]. Воля. Учебная деятельность способствует развитию воли, так как учение всегда требует внутренней дисциплины. У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. Формируется способность сосредоточиваться на не интересных вещах. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Если старший школьник может заставить себя сосредоточиться на неинтересной, трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может заставить себя упорно работать лишь при наличии «близкой» мотивации (похвалы, положительной отметки). В младшем школьном возрасте внимание становится концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Изменяется содержание внутренней позиции детей. Она в переходный период в большей степени определяется взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями. Существенные изменения происходят в нормах, которыми регулируются отношения школьников друг другу. Если в младшем школьном возрасте эти отношения регламентируются в основном нормами «взрослой» морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых, то к 9-10 годам на первый план выступают так называемые «стихийные детские нормы», связанные с качествами настоящего товарища. При правильном развитии школьников две системы требований - к позиции ученика и позиции субъекта общения, т.е. товарища, - не должны противопоставляться. Они должны выступать в единстве, в противном случае вероятность появления конфликтов и с учителями, и со сверстниками достаточно велика. В начале обучения самооценка школьника формируется учителем на основе результатов учебы. К окончанию начальной школы все привычные ситуации подвергаются корректировке и переоценке другими детьми. При этом во внимание принимаются не учебные характеристики, а качества, проявляющиеся в общении. От 3-го к 4-му классу резко возрастает количество негативных самооценок. Недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших школьников потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми. Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина - возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли – школьник 7-8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности. Капризность и упрямство объясняются недостатками семейного воспитания: ребенок привык, чтобы все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство- своеобразная форма протеста ребенка против тех требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, чего «хочется», во имя того, что «надо». К окончанию начальной школы у ребенка формируются: трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность. Постепенно развиваются способность к волевой регуляции своего поведения, умение сдерживаться и контролировать свои поступки, не поддаваться непосредственным импульсам, растет настойчивость. Ученики 3-4-х классов способны в результате борьбы мотивов отдавать предпочтение мотиву долженствования. К окончанию начальной школы изменяется отношение к учебной деятельности. Сначала у первоклассника формируется интерес к самому процессу учебной деятельности (первоклассники могут увлеченно и старательно делать то, что им в жизни никогда не пригодится, например, срисовывать японские иероглифы). Затем формируется интерес к результату своего труда: мальчик на улице впервые самостоятельно прочитал вывеску, был очень рад. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Психология изучает не только отдельные психические процессы, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: ее интересы и склонности, ее способности, ее темперамент и характер. Личность - человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих [16]. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность. Индивидуальность человека - его характер, его интересы и способности - всегда в той или иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошел [21]. Таким образом, глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. К важнейшим новообразованиям относятся: * развитие мышления, произвольности поведения * познавательный интерес * ориентация на группу сверстников * рефлексия Переломным моментом в жизни ребенка в этот возрасте является поступление в школу. Основным содержанием учебы становится усвоение знаний, общих для всех детей. Усвоение знаний и перестройка, изменение самого себя становятся единственной учебной целью. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые ученые приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте» [24]. Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников. На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного на усвоение научных знаний, происходит развитие словесно-логического, понятийного мышления, что ведет к перестройке и всех других познавательных процессов: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим» [25]. Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий. В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л.С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются: - качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; - рефлексия, анализ, внутренний план действий; - развитие нового познавательного отношения к действительности; - ориентация на группу сверстников. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире. Младший школьный возраст является сензитивным для: - формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; - развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться; - раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; - развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; - становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; - усвоения социальных норм, нравственного развития; - развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка. Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Правда, забегая вперед, можно сказать, что большинство этих позитивных достижений (в первую очередь тех, которые с особенной заботой культивируются взрослыми в детях этого возраста: организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению и пр.) внешне могут быть утеряны ребенком на пике глобальной перестройки подросткового возраста. Но без них сама эта перестройка носила бы качественно иной характер, поскольку не имела бы необходимых оснований. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста. За время обучения ребенка в начальных классах у него должны быть сформированы произвольность, рефлексия, понятийное мышление. Он должен успешно освоить учебную программу; у него должны быть сформированы основные компоненты учебной деятельности и качественно новый (более взрослый) тип взаимоотношений с учителем и одноклассниками. К сожалению, многие учителя начальной школы видят свою задачу лишь в том, чтобы дать ученикам то, что предусмотрено программой: первые представления и понятия по языку, математике и познанию мира. Но в начальной школе не только нужно, но и необходимо закладывать ребенку основу знаний, формировать отношение к окружающему миру, учить самостоятельному мышлению и творческой работе. Воспитывать все эти качества следует как можно раньше. И здесь требуется помощь не только учителя, но в равной степени и родителей. Сделать это они могут через игру. Сравнение и сопоставление предметов, складывание разрезанных картинок и геометрических фигур, поиск аналогий, составление симметричных композиций — все это научит ребенка элементам логического сравнения, операциям выделения признаков предметов (классификации) и многому другому, что потом пригодится в последующем процессе обучения. 1.2 Рефлексия как психологический феномен К вопросу понимания рефлексии обращались философы и психологи на протяжении всей истории развития этих научных областей. Генезис изучения проблемы рефлексии начинается со времен античности и представляет собой разноплановые исследования с неоднородными смысловыми содержаниями. Рефлексия (от лат. reflecus) - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Рефлексия - обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя [7, с.201]. Рефлексия - способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций [12, с.152]. В педагогическом энциклопедическом словаре рефлексия трактуется немного по-иному. Рефлексия - (от позднелатинского reflexio - обращение назад) - размышление, самонаблюдение. Рефлексия является инструментом остановки потока жизнедеятельности. Она всегда представляет собой разрыв, микрореволюцию в течении психических процессов, выход за пределы любого непосредственного, автоматически текущего процесса или состояния. А в результате вместо нарушенного привычного функционирования может возникнуть принципиально новое функционирование, выходящее за рамки жизнедеятельности. Если рассматривать не отдельные рефлексивные акты, а рефлексивный процесс в целом, следует определить рефлексию развитого психически и духовно человека как рефлексивную деятельность по осознанию своего внутреннего, психического и духовного, мира, в результате чего формируется свой уникальный способ жизни. Слово «деятельность» в определении целостного рефлексивного процесса принципиально важно, потому что всю мощь, пока ещё недооценённую, отечественной психологии, которая в прошлом называлась психологией деятельности, можно будет привлечь к изучению рефлексивного процесса и к управлению им; раз рефлексия – деятельность, то это уже не спонтанная реакция; деятельности можно учиться, деятельность можно осваивать. С точки зрения основ построения методологии науки рефлексию можно подразделить на объективную и субъективную. Под объективной рефлексией фактически понимают все научное знание, а под субъективной – рефлексию в том виде, в котором она обычно рассматривается и понимается в психологии (применительно к одному человеку). Для построения более полной картины того, что собой представляет рефлексия, несколько слов скажем о научной – объективной рефлексии. При ближайшем рассмотрении довольно легко придти к выводу, что фактически почти все в науке сводится к рефлексии. Когда ученый от рассмотрения непосредственных образцов переходит к их описанию, осуществляется рефлексия. Наука накапливает не только знания о природе, но и опыт познавательной деятельности. Можно ввести понятие «система с рефлексией», под которой понимает «любые системы, которые способны описывать свое поведение и использовать полученные описания в качестве правил, принципов, алгоритмов и т.п.. К таким системам относится не только наука, но и личность, материальное производство, общество, системы воспроизводства языка и речи. В данном случае речь идет о расширении понятия «рефлексия» фактически до понятия «сознание». С точки зрения методологов, ребенок благодаря развитию речи, называя те или иные предметы, реализует рефлексию, так как отделяет себя от внешнего мира, происходит существенное изменение в его осознании мира. Таким образом, в расширенном смысле практически любая вербализация может считаться рефлексией. В связи с вышесказанным, важно отметить, что, если в какой-либо статье или дискуссии речь идет о рефлексии, изначально необходимо уточнить, о какой конкретно рефлексии идет речь (научной – объективной или психологической – субъективной), иначе может быть значительное искажение понимания обсуждаемых вопросов. В философии - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов. Желание понимать свои собственные чувства и действия и разъяснить себе тайны мира обнаруживается очень рано; на всех ступенях культуры человек начинает размышлять о мотивах своих поступков. Однако для многих из этих поступков не может существовать никаких сознательных мотивов. Именно поэтому для обычных действий подыскиваются вторичные объяснения, совершенно не касающиеся их исторического происхождения, но представляющие собой выводы, основанные на имеющихся у данного народа общих знаниях. Существование таких вторичных объяснений является одним из важнейших антропологических явлений. Тем не менее, очень многие люди сначала совершают поступки, а затем пытаются их оправдать. В психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний [23].. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного [24, с.157]. Дж. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя последнюю как особый источник знания (внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств). В этих представлениях неадекватно преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных психических состояний [8, с.160]. Рефлексия-обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обр....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: