VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические аспекты развития творческого воображения младшего школьника

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002561
Тема: Теоретические аспекты развития творческого воображения младшего школьника
Содержание
Введение
Развитие творческого воображения младших школьников охватывает практически все моменты обучения. На сегодняшний день возможности творческого воображения очень хорошо изучены многими учеными: ДьяченкоО.М.,МухинаВ.С, НеменскийБ.М, НемовР.С.,РачинскаяЕ.Г.,СубботинаЛ.Ю.,БрушлинскийА.В.,ГречкоС.А.,ДонецкийА.Я.,КудрявцевВ.Т.,Лазарева С.Ю.,НатадзеР.Г.,идругие.Этими учеными разработаны различные методики по развитию творческого воображения, но многие из этих методик направлены на более младший возраст. На дошкольный. Считается, что в младшем школьном возрасте творческое воображение достаточно развито для творческой самореализации ребенка. Этого уровня достаточно для усвоения стандартного материала начальной школы. Вопрос о развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста актуален всегда. Актуальность данной дипломной работы в том, что можно обнаружить в ученике началного звена большие показатели усвоения материала школьной программы с помощью дополнительного развития творческого воображения. Развить дополнительный потенциал личности. Максимальные возможности для самореализации личности ребенка несет творческая деятельность. За этот вид деятельности в начальной школе отвечают предметы художественного образования. Мы смеем предположить, что художественная деятельность в начальной школе не всегда может обеспечить условия для основания творческой самореализации ребенка. Школьная программа больше нацелена на развитие воссоздающего воображения, рисование по образцу. В младшем школьном возрасте легче и интереснее развивать творческое воображение на уроках изобразительного искусства, а также во внеурочной деятельности, например кружок рисования. Так как изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Одной из целей этого предмета  по ФГОС развитие воображения, желание  и умения подходить к любой деятельности творчески. А в одной из задач является формирование навыков работы с различными художественными материалами. И мы решили разработать проект по развитию творческого воображения. Предположили, что данный проект легче реализовывать во внеурочной деятельности в виде художественной студии. Данная идея создания проекта подтолкнула к формулировке темы данного диплома. Так как младший школьный возраст ориентирован на знаково-символическую деятельность ребенка, то ребенку данного возраста интересно работать с орнаментом. И поэтому тема: «Развитие творческого воображения младшего школьника при создании орнамента». В данном случае эту идею поможет воплотить создание внеурочного кружка изобразительной деятельности в школе. Это поможет более легко осуществить на практике методики развития творческого воображения. В младшем школьном возрасте у детей подвижная психика, обострено чувство тревожности. Иногда это может привести к неврозам и невротическому состоянию школьника. Эти явления рождают трудности в учебе. А данная кружковая деятельность готова и сможет помочь ребенку управиться с этим сложным периодом  в жизни. Занятия творчеством кроме развития творческого воображения помогут развить другие психические функции, участвующие в этом процессе. Такие как: восприятие, мышление, внимание. Таким образом творческое воображение сможет развиваться непрерывно. В урочной деятельности и во внеурочной. И лучше всего его разовьет изобразительная деятельность. Вовне урока существует больше воли для организации условий творческой апробации рисования. Существует возможность учитывая возрастные особенности школьника применить разнообразные необычные техники рисования, аппликации, которые не так хорошо освещены в школьной пограмме.Например по программе изобразительной деятельности Шпикаловой Т.Я. в начальной школе на изучение рисования орнамента отводится в первом классе 6 часов, во втором классе 6 часов, в третьем классе 5 часов и в четвертом 5часов. Обучение направлено на развитие воссоздающего воображения, по образцу. На основе Хохломского травяного узора, Каргопольского узора, дымковский узор, жостовский узор,изучается орнамент народного костюма, русская расписная картинка лубок. Даются кратко образцы узоров народов России. По программе Неменского Б.М. в первом классе очень мало часов на изучение орнамента, он представлен в в виде изображения линий, ритма пятен, узоров,которые создают люди, изучение орнамента только в первом полугодии, во втором классе всего по 1-2 часа в каждой четверти на ритм цветовых пятен, пластику природных форм, а в третьем классе в первой четверти орнамент изучается на темах: твои игрушки, посуда у тебя дома, обои и шторы у тебя дома, мамин платок. Во второй четверти одна тема –ажурные ограды, в третьей четверти –афиша и плакат. В третьем и четвертом классе опять дублируется на темах: Посуда, мебель, витраж, одежда, ювелирка, оружие. И на иллюстрации к сказке. По программе Кузина очень подробно представлена тема орнамента, но тоже больше направлено на развитие воссоздающего воображения и другие психические функции. Представлен в декоративной работе- орнаменты из геометрических фигур, аппликация- орнамент из растительных форм цветов и листьев, в теме декоративно-прикладного искусства- матрешка, посуда, Жостово,во втором классе тоже уделяется много времени на узоры в полосе, роспись Гжель, иллюстрирование сказки, русское –народное творчество в декоративно-прикладном искусстве: Полхов-Майдан, Жостово, матрешки, чашки, вазы из дерева, В четвером классе очень мало часов выделено на изучение орнамента. Он представлен при изучении тем: Деревня-деревянный мир, Узоречье теремов, древние соборы, искусство народов мира. Изучив внимательно данных авторов разработчиков и в частности их рабочие программы по изобразительному искусству. На их основе мы попытались разработать тематическое планирование для кружка изобразительной деятельности. Данный кружок ориентирован на младший школьный возраст, будет способствовать развитию творческого воображения. Называется –«Волшебный узор». Здесь детей научат рисовать орнамент нетрадиционными техниками рисования. Это: рисование ребром ладони, ватными палочками, штампованием, губкой, с помощью клише, кулаком или пальцем, сухими листочками с деревьев, по мокрой бумаге, нестандартная аппликация,кляксография, точкование, по мятой бумаге, набрызг, коллаж, и.т.д. Все это разрешит включить элемент игры, поможет младшему школьнику раскрыться, ощущать себя раскованнее и смелее. Все это поможет сформировать неординарную личность, которая легко справляется с поставленными перед ней задачами. Лучше усвоить школьный материал. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. В любой деятельности свободной для детей. Эта образовательная деятельность, осуществляемая в форме отличной от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения программы образования. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобрела новую актуальность, именно стандврты закрепили обязательность ее организации. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов и увлечений. Внеурочная деятельность это пространство полноценного воспитания и образования. Позволяет решить рад важных задач. Одни из которых: учесть индивидуальные особенности ребенка, развитие творческих способностей, оптимизировать учебную нагрузку, формироавание навыков коммуникативного общения, развитие позитивного отношения к общественным ценностям, обучение правилам совместной работы.
Практическая реализация внеурочной деятельности основывается на следующих принципах:
Включение учащихся в активную деятельность, доступность и наглядность, связь теории с практикой, учет возрастных особенностей, сочетание индивидульной и коллективной форм деятельности, целенаправленность и последовательность деятельности. В соответствии с требованием стандарта реализуется по направлениям, одно из которых, которое мы будем реализовывать и в своем проекте –Общеинтелектуальное направление и духовно- нравственное. 
Общеинтелектуальное направление реализуется программой «РТС». Идеей программы является поиск способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработка новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Формы организации кружков разнообразны. Это беседы, игры, наблюдения.
Предмет исследования – Творческое воображение младшего школьника
Объект исследования –Процесс обучения изобразительному искусству младшего школьника во внеурочной деятельности (создание орнамента)
Цель исследования – Создание проекта по развитию творческого воображения младшего школьника в процессе обучения и создания орнаментальной композиции во внеурочной деятельности.
Предмет, объект и цель исследования позволили нам сформулировать гипотезу исследования – Развитие творческого воображения младшего школьника во внеурочной деятельности по созданию орнаментальной композиции будет более эффективно, если:
1.использовать нестандартные техники рисования орнамента
2.предлагать детям задания нацеленные на создание образа на основе словесного описания
3. предлагать детям задания нацеленные на создание художественно-изобразительного образа на основе музыкального
4. предлагать задания на передачу чувств, эмоций, абстрактных понятий ( например: орнамент на тему: Патриотизм или любовь к Родине)
5. задания на завершение цельного образа на основе какой-то части (например клякса)
Задачами исследования являются:
- Рассмотреть воображение, как психический процесс, в котором происходит отражение действительности в специфической форме;
- Раскрыть виды воображения, а так же рассмотреть особенности творческого воображения;
- Рассмотреть особенности развития творческого воображения в младшем школьном  возрасте.
- Освоить и изучить нестандартные техники рисования орнамента;
- Провести диагностическое исследование для определения уровня развития творческого воображения детей младшего школьного возраста;
- Разработать и провести занятия по рисованию орнаментальных композиций во внеурочное время, направленные на развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста.
База исследования – исследование проводилось на базе Новгородской детской художественной школы, детской студии «Ступенька», а также СОШ № 9 города Великий Новгород 2 класса.
Данная дипломная работа составлена из 2 частей: теоретической и практической. Структурно работа состоит из: введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого воображения младшего школьника
1.1 Анализ психолого - педагогической литературы посвященной процессу развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.
Все ли обладают творческим воображением? Воображение – достаточно специфичный и сложный психический процесс, поэтому до сих пор не существует устойчивого и общепринятого определения. Каждый психолог, педагог, исследователь предлагает свое личное определение данного процесса.
Философский словарь под редакцией М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина определяет воображение как "способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений" (12, С.368).Л.С.Выготский считает, что "воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений". Он отмечает, что "привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением" (2, С.15).Рубинштейн отмечает, что воображение "может быть только у человека" (13, С. 319). Человек, имея полученные ранее знания, а так же свой опыт, может создать себе картину того, чего на самом деле нет, и того, чего он сам в действительности не видел.По мнению Дубровиной И.В., "воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы" (3, С. 146).Суммируя все выше упомянутые определения, можно отметить, что главной и существенной характеристикой воображения является способность человека создавать новые образы.
Нам ближе формулировка воображения Л.С. Выгодского. Мы солидарны с его взглядом на это понятие.
В психологической литературе разные авторы по-своему определяют функции воображения. Мы считаем классификацию, предложенную Немовым С.Р. наиболее полную (9, с 265-266):
1) воображение – это представление действительности в образах, а так же возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
2) воображение регулирует эмоциональное состояние – при помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.
3) воображение участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
4) воображение участвует в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
5) воображение – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Так же при помощи воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма.
По мнению Немова С.Р. воображение можно развивать, при помощи специальных упражнений и приемов. В творческих видах деятельности развитие воображения происходит, естественно, во время занятий данными видами деятельности. Рубинштейн Л.С. выделяет:
- пассивное и активное воображение – они различаются по степени намеренности и сознательности;
- воспроизводящее и творческое (преображающее) – воспроизводящее воображение заключается в воссоздании определенных образов, а творческое – в самостоятельном создании новых;
- конкретное и абстрактное – различаются в зависимости от характера образов.
Столяренко Л.Д. и Самыгин С.И. считают, что основными видами воображения являются пассивное и активное, которые в свою очередь делятся на различные подвиды (приложение 1).
Пассивное воображение имеет две формы: произвольное и непроизвольное. К непроизвольным формам воображения относятся:
- сновидения – в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение жизненно важные потребности, которые из-за определенных причин не могут получить реализации в жизни;
- галлюцинации – это фантастические видения, которые не имеют никакой связи с окружающим миром человека. И которые являются результатом каких-либо нарушений психики.
Пассивными произвольными формами воображения считаются:
- грезы – психическое состояние, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, которое очень часто идеализируется;
- мечта – психическое состояние, которое представляет собой фантазию, желание, которое связано с действительностью и осуществима.
Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.
Основные формы активного воображения:
- воссоздающее – воображение, при котором происходит конструирование новых образов, представлений в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте;
- антиципирующее – способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий;
- творческое – это воображение, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
Помимо всех указанных видов воображения Немов С.Р. так же выделяет продуктивное и репродуктивное (9, С.262).
Продуктивное воображение – это воображение, в котором сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется и воспроизводится.
Репродуктивное воображение – это воображение, задачей которого является воспроизведение реальности в том виде, как она есть.
Воображение считается одним из самых ярких психических явлений. Оно очень тесно связано с творчеством. Рубинштен С.Л. отмечает, что "воображение формируется в процессе творческой деятельности" (13, с.323). Количество специфических видов воображения определяется количеством видов человеческой деятельности, – конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т. д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения.
Роль воображения в жизни может быть весьма различной в зависимости от того, в какой мере воображение включается в реальную деятельность.
Понятие творческого воображения в психологической литературе рассматривалось многими учеными. Большинство психологов отмечают, что воображение является очень сложным процессом. Теплов Б.М. характеризовал творческое воображение, как "самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Таково воображение писателя, художника, композитора, учёного, изобретателя и т. д." (16, С.54).
Преобразование материала в любой форме воображения, в том числе и в творческой, подчиняется определенным законам. Для воображения характерны следующие процессы и приемы:
- Типизация (особое обобщение) – заключается в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.
- Комбинирование – представляет собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это объединение исходных элементов по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.
- Акцентирование – заключается в выделении определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличения или преуменьшения. Классическим примером является шарж, карикатура.
- Реконструкция – заключается в определении целостной структуры образа по части, признаку или какому-нибудь свойству.
- Аглютинация, т.е. "склеивание" различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.
- Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).
- Уподобление – позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).
- Расчленение заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.
- Замещение – это замена одних элементов другими.
- Аналогия – заключается в создании нового по аналогии (сходству) с известным.
Выготский Л.С. отмечает, что "для того, чтобы понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека" (2, с.10). Он отмечает существование четырех основных форм, связывающих воображение с творческой деятельностью:
1) Любой образ воображения создается из образов, взятых из действительности и опыта человека. Выготский Л.С. рассматривает следующий пример: "Избушка на курьих ножках". Образы, из которых построен сказочный элемент, являются образами реальной действительности.
2) Сложившийся образ воображения является элементом действительности. Изучая рассказы историков или путешественников, человек представляет себе определенную картину какого-нибудь события, например, события Второй Мировой войны. Представления человека и являются результатом творческой деятельности.
3) На процесс творческого воображения оказывает влияние эмоции. Выготский Л.С. отмечает, что при создании нового образа проявляются такие же эмоции, которые закрепились в памяти совместно с ранее созданными образами.
4) Образ воображения может представлять из себя что-то совсем новое, не бывшее в опыте человека. Например, образ автомобиля был изначально создан комбинированным воображением человека и в реальности его не существовало. Воплотившись в действительность, автомобиль стал реальным.
Творческое воображение проходит определенный путь создания образов. Первый этап процесса развития творческого воображения начинается с появлением ребенка на свет. Воспринимая окружающий мир при помощи органов чувств, ребенок накапливает материал, который является базой для будущего творчества. Затем следующий этап – процесс переработки воспринятого материала. Главными составляющими второго этапа являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Выготский Л.С. отмечает, что "диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются" (2, с.22). Умение выделения отдельных черт целого играет ведущую роль для творческого воображения.
Следующим этапом считается ассоциация – объединение диссоциированных и измененных элементов. Ассоциации могут происходить на различной основе и принимает различные формы образов.
Последним, завершающим этапом является процесс комбинирования образов, построение их в определенную систему.
Вывод по главе 1:1.1 Тема развития творческого воображения всегда актуальна. Многие ученые изучали и выводили понятие творческого воображения, и каждое из них верно.Мы считаем, что воображение – это свойство личности, которое лучше всего проявляется в творческой деятельности. Исходя из определения «творчество», как деятельность в результате, создается художественный продукт, формируется понятие «творческое воображение» - это все же психический процесс, созидающий новые образы для художественного продукта, произведения. Творческая деятельность – это вид деятельности человека направленный на  преобразование окружающего мира. Существуют различные виды творческой деятельности. Детское рисование одно из наиболее доступных видов творческой деятельности. Изобразительная деятельность , единственная область творчества, где в процессе обучения  полная свобода допустима, и необходима. Обучение техническим навыкам можно вплести элемент игры. Через игровые задания и упражнения сконцентрировать внимание учеников на главных понятиях, отработать основные технические приемы изобразительной деятельности. По тому, как дети рисуют можно судить о том, как они видят действительность. Воображение способно создавать нечто новое, а также преобразовывать старые образы. В школьной урочной деятельности в индивидуальной работе ребенка используется формат листа А 4 (альбомный лист). Если проводить занятия во внеурочной деятельности, то можно увеличить формат рабочего листа. Бумага большого формата дает ребенку работать с размахом, лучше почувствовать лист и законы композиции. Внеурочная деятельность даст свободу выбора техник рисования, все это способствует развитию творческого воображения. Все это поможет ребенку почувствовать себя свободно мыслящей личностью, индивидуальностью. Это поможет ребенку впоследствии более успешно реализовать себя в учебе, творчестве, в общении. 
1.2 Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей младшего школьного возраста
Диагностика творческого воображения младшего школьника
Термин «Диагностика» произошел от греческих корней diaмежду, врозь, около, после, через. И gnosis значение, то есть диагностика представляет собой распознавание, обнаружение, осознание, предположение. Диагностика проводится с помощью различных методов и методик.  Понятие метод и методика взаимообусловлены, но не равнозначны: метод включает в себя совокупность методик, методика включает включает в себя многообразие методов.  По мнению И.В. Андреевой [1] метод – это способ получения фактов. Практические психологи и педагоги для определения уровня творческого воображения  чаще используют – исследования и диагностики (наблюдение, эксперимент, тест, опрос, анализ продуктов деятельности, моделирование). Метод определяет структуру исследования, способ познавания изучаемого объекта,методика как способ исследования и сбора информации о данном объекте. Методики подбираются в соответствии с используемым методом.
Основные методы исследования творческого воображения:
-метод «поперечных срезов» работа с группой детей одного примерно возраста, используют одну конкретную методику, изучается один конкретный аспект развития – в данном случае – воображение.
- сравнительный метод, работают с группой детей разного возраста, обучающихся по разным программам, используют конкретную методику, определенный аспект развития, данные сравнивают между собой, делают выводы о том, какие тенденции выбранного аспекта развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.
- лонгитюдный метод(«продольное исследование»): прослеживается развитие какого- либо психического аспекта одного ребенка в течении длительного времени.
- эксперимент (констатирующий, формирующий, лабораторный, естественный): каждое направление эксперимента предполагает свой набор конкретных методов.
Выбор методики зависит от  поставленной задачи психолога или педагога, возраста ребенка, условий проведения эксперимента. Методики и методы могут содержать  как одиночные тесты, таки батареи тестов. Тесты могут быть вербальными (словесными) и невербальными – изобразительными ( фигурными, рисуночными), звуковые, двигательные. Самые известные методики по развитию воображения: Е.П. Торранс «Закончи рисунок», Субботина Л.Ю. – тестирование вербальным и невербальным способом, а также изыскания по теме развития творческого воображения, Святкова О. (рисуночные тесты), Легкова С. «Методика определения уровня воображения»( тесты), Фесюкова Л.В. «Методика развития воображения при работе со сказкой», Неменский Б.М. рабочая программа по изобразительной деятельности, Немов Р.С., Косова В.Н. «Дидактические игры по развитию творческого воображения», и многие другие: Кравцова Е.Е., Дьяченко О.М., Пиаже Ж., Рибо Т., Бэн А., Леоньтьев А.Н. и Эльконин Д.Б. (игровая деятельность развивающая воображение),Рубинштейн С.Л. (механизмы воображения) и другие. Например некоторые методики опробированные нами:

Методики исследования воображения: Г. А. Урунтаева и Ю. А. Афонькина.
Материал: листы бумаги и набор цветных карандашей. 
Инструкция: «Придумай свою сказку про комнатный цветок. Нарисуй к ней свою картинку»
Проведение методики: Эксперимент можно проводить индивидуально или небольшими группами детей. Если ребенок начинает рассказывать или рисовать знакомую сказку, то ему повторяют задание. Ответы детей записывают»
Обработка данных. При анализе не отмечается качество самого рисунка и изложения, а обращают внимание только на уровень воображения и и относят детей к какому-то уровню.
Низкий уровень – дети рисуют и рассказывают знакомую сказку даже после повторения инструкции.
Средний уровень – ребенок рассказывает вариант знакомой сказки и немного добавляет своего или рассказывает свою очень простую сказку. Картинка может не отражать сюжета сказки. 
Высокий уровень Сюжет рисунка и сказки совпадает. Дети рисуют и сочиняют одновременно. Рисунок сложный, детализированный. Персонажи сказки не повторяют сюжет известных сказок. 
С помощью данной методики продиагностировано 10 детей второго класса. Результаты диагностики показывают, что на данном этапе творческое воображение развито недостаточно. Дети испытывают сложности в сочинении оригинальной сказки и сюжета к ней. Создают простые несложные рисунки. ( Некоторые работы детей показаны в приложении)
«Методика определения уровня воображения» Легкова С.
Инструкция: предлагается 12 вопросов теста. Надо ставить ответ «да» или «нет».  Первая цифра в скобках (колличество баллов) означает положительный ответ, вторая отрицательный.
Итог: подсчитывается результат. И  по колличеству очков оценивается уровень воображения. ( текст вопросов в приложении, некоторые тесты детей)
Методика Марцинковская Т.Д.. «Нарисуй что- нибудь» 
Методика проводится в виде теста. 
Инструкция: ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и карандашей и предлагается нарисовать рисунок на свободную тему. Время исполнения 5 минут. (критерии оценки и работы детей приложены в приложении)
Методика Торренса Е. «Неполные фигуры» Тест креативности. 
Торренс разработал 12 тестов сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Выбранная нами методика предназначен для детей от 5 лет, значит подходит и для нашего младшего школьного возраста. Нами продиагностированы дети в возрасте 8 лет. Учащиеся второго класса. 
Инструкция: даны изображения фигур на отдельных листах бумаги, цветные карандаши. Испытуемому дается инструкция нарисовать интересную картинку из знакомых фигур. На выполнение 10-15 минут. Затем листок забирают и дают следующую фигуру. Работа оценивается в баллах. (в приложении работы детей и описание подробно проверки уровня воображения)
В приложении представлены результаты диагностик.
Исследовательская работа по теме данной работы позволяет сделать следующие выводы по главе 1; 1.2
Была проанализирована теоретическая литература по теме исследования. Нами было отмечено, что воображение является сложным и особым психическим процессом и поэтому до сих пор не существует устойчивого и общепринятого определения. Однако, все авторы согласны в том, что главной и существенной характеристикой воображения является способность человека создавать новые образы.Существует два основных вида воображения: пассивное и активное. Пассивное воображение бывает в свою очередь произвольным и непроизвольным. Активное воображение включает такие подвиды, как творческое воображение, критическое, воссоздающее и эмпатия.Мы рассмотрели особенности развития творческого воображения в младшем школьном  возрасте, и отметили, что развитию творческого воображения младших школьников способствуют различные виды деятельности, такие, как игра, конструирование, лепка, рисование орнамента.  Для определения уровня развития творческого воображения детей младшего школьного возраста были проведены методики:Марцинковская Т.Д."Нарисуй что-нибудь" и Е.Торренса "Неполный фигуры", Урунтаева Г.А. и Афонькина Ю.А. «Придумай сказку», Легкова С. «Методика определения уровня воображения».Диагностики проведенные на основе данных методик показали, что у младшего школьника не всегда и не у всех хорошо развито творческое воображение. Развитие творческого воображения находится на среднем уровне, а иногда у некоторых отдельных детей и на низком. В процентном соотношении 40 % детей из 100% испытуемых имеют среднеразвитое воображение, а остальные 60% детей низкий. Это свидетельствует о том, что необходимо непрерывно продолжать развивать творческое воображение. Разрабатывать новые методики, уроки, внеурочные кружки по развитию воображения. 
1.3 Развитие творческого воображения младшего школьника  при создании орнамента
Ранее мы сделали вывод, что творческое воображение лучше всего развивается на занятиях изобразительной деятельности. Смеем предположить, что еще интереснее и лучше детям предложить рисовать орнаментальные композиции. Это еще больше развивает воображение. Так как данный возраст, в данном конкретном случае младший школьный ориентирован на знаково-символическую деятельность, то рисование орнамента поможет и на других уроках .
На Руси издревле говорили вместо слова «орнамент» - «узор». Это слово образнее и глубже. Корни его  хорошо проглядываются. Узор – узреть – зреть. И в словаре Даля :
- Зреть (зрею) вызревать, поспевать, дозревать, созревать, назревать; спеть, приходить в зрелость, доходить, наливаться. Хлеб в поле зреет, яблоки наливаются. Малый долго зрел, да недозрел, медленно рос и развивался. У меня в голове созрела богатая мысль; Зренье, выспеванье набивной на ситцах краски, которой нужно время, чтобы дойти, дозреть.
-Зрею (зрю), зирать и зревать на что или что, глядеть, смотреть; видеть; понимать, постигать; зреть в корень, то есть постигать суть.Зирал я с любовью на своих чад.
«Узреть» означало дойти, созреть, постигнуть суть. А для украшения существовало слово «украс». И часто на узоры говорили – «украсы», видимо подчеркивая внешнее свойства узора (красивые, украшающие, пробуждающие красоту узоры). Не всякий узор является орнаментом. Например, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, не является орнаментальной.  Наши предки через узоры передавали и постигали мир вокруг нас, его суть, красоту. Кроме того они знали, что необходимо защищать обережной символикой края одежды( подол, края рукавов, ворот), места швов и важные жизненно места( голова, сердце и.т.д.) так как через эти участки идет воздействие иных сил. Вышивкой орнаментов и узоров не только оберегались, но и гармонизировали себя с пространством, выбирая определенные символы и узоры под конкретное место. Эту мудрость в наши дни позабыли, и неплохо бы постигать ее вновь. Начиная с раннего детства.
Происхождение орнамента доподлинно неизвестно.  В нем заключено эстетическое осмысление деятельности человека. Чаще используется в народном творчестве. Ритмическая правильность и обобщенность мотивов была одним из способов ранних художественного освоения мира, помогающих осмыслить упорядоченность действительности.  Закон равновесия, когда одно может быть равно множеству, тройственность мира. Первые следы орнамента в эпоху палеолита. В культуре неолита уже достиг разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент терял свое господствующее положение. Каждая эпоха имела свой стиль и , орнамент являлся надежным признаком определения эпохи. 
Орнамент ( от латинского ornamentum – украшение) – узор, составленный из ритмически чередующихся элементов растительного и животного мира. А также геометрических форм. Главной особенностью орнамента кроме ритма является стилизация, т.е. декоративное обобщение всевозможных природных форм путем упрощения их рисунка. Появление орнамента в первобытную эпоху , вероятно, было вызвано стремлением древних предков современного человека упорядочить с помощью украшающих элементов ( зигзагообразные линии, ромбы, концентрические круги и.т.п.) внешнюю форму сосудов из глины. Возможно, идею узора древний человек «подсмотрел» у сплетенной из лозы корзины.  Многие археологические находки в раскопах подтверждают вероятность такого происхождения. Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту. Он составляет основу декоративно – прикла.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44