VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы развития коммуникативной компетентности учителя

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000611
Тема: Теоретические основы развития коммуникативной компетентности учителя
Содержание
      ВВЕДЕНИЕ
      
      
     Актуальность. В настоящее время Российская система образования характеризуется кардинальными переменами. В образовании ведущей становится гуманистическая модель, в основе которой лежит личностно-ориентированный подход, направленный на поддержку ребенка в его развитии и саморазвитии.
     С переходом к гуманистической модели образования к учителю стали предъявляться новые требования. Теперь перед педагогическим образованием стоит задача подготовить таких специалистов, которые способны понимать и принимать внутренний мир ребенка, строить взаимоотношения на основе диалога, обеспечивать максимальную реализацию способностей ученика и его эмоциональное благополучие в воспитательном процессе школы [Амонашвили, 4]. Такая профессиональная гуманистическая позиция является показателем определенных мировоззренческих взглядов педагога. С введением Стандарта второго поколения все большее внимание уделяется педагогическому взаимодействию посредством диалога, который является базовой формой коммуникации [Савинов, 18].
     Степень изученности: тема курсовой работы изучена по следующим направлениям: ориентация на личность педагога, способного занять гуманистическую позицию по отношению к ученикам и осуществлять свои профессиональные функции выдвигается в ряд актуальных и изучается многими педагогическими деятелями (А.А. Бодалев, О.И. Даниленко, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, Н.Е. Щуркова и др.).
     В своем исследовании мы также опирались на работы, в которых раскрывается структура коммуникативной компетентности (Л.К. Гейхман, И.И. Зарецкая, Е.Е. Косило, И.И. Рыданова, Н.В. Кузьмина, Дж. Равен, Л.М. Митина); источники развития коммуникативной компетентности (Ю.Н. Емельянов, Д.А. Иванов, С.В. Кривцова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова); вопросы формирования коммуникативных умений у учителей в образовательном процессе (Е.Б. Быстрай, В.Г. Костомаров, А.Н. Леонтьев, Т.И. Лукьяненко, А.В. Мудрик и др.).
     Исходя из актуальности и степени изученности нами определена проблема исследования: каковы особенности развития коммуникативной компетентности учителя.
     Цель исследования: выявить и изучить особенности развития коммуникативной компетентности учителя.
     Объект исследования: коммуникативная компетентность учителя.
     Предмет исследования: пути развития коммуникативной компетентности учителя.
     Исходя из цели, объекта и предмета нами определены следующие исследовательские задачи:
1. Дать понятие коммуникативной компетентности.
2. Изучить структуру коммуникативной компетентности учителя.
3. Раскрыть значение мотивационного и когнитивного аспектов коммуникативной компетентности учителя.
4. Определить сущность поведенческого и ценностно-смыслового аспектов коммуникативной компетентности учителя.
5. Выявить значение эмоционально-волевого аспекта коммуникативной компетентности учителя. 
     Для определения особенностей коммуникативной компетентности учителя нами были использованы следующие методы: 
     - теоретические методы исследования: анализ, обобщение, синтез, классификация. 
     Курсовая работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка литературы (20)
1 Теоретические основы развития коммуникативной компетентности учителя


     1.1 Понятие коммуникативной компетентности

      
     В научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [Осипов, 1998, 14]. 
     Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. В переводе с латыни она обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в ее успехе, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
     Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. 
          Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. 
     Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстранённой, и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции - владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций - один из существенных показателей компетентного общения [Ёзова, 2008, 7].
     Компетентность во всех видах общения заключается в достижении двух уровней адекватности партнёров - коммуникативной, интерактивной. Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности - коммуникативной, интерактивной.
     Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано А.А. Бодалевым и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [Бодалев, 1996, 6].
  	В социологической энциклопедии уточняется, что коммуникативная компетентность - это «...ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на:
* знаниях и чувственном опыте индивида;
     * способности эффективно взаимодействовать с окружающими, благодаря пониманию себя и других, при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды» [Осипов, 1998, 14]. 
     Исследуя понятие коммуникативной компетентности, В.А. Лабунская [1990, 18] выделяет в нем три составляющие: 
1) точность (правильность) восприятия других людей;
2) развитость невербальных средств общения;
3) владение устной и письменной речью. 
      Емельянов Ю.Н. [1985, 8] характеризует качественное своеобразие понятия коммуникативной компетентности, он считает, что коммуникативная компетентность представляет собой совокупность следующих качеств:
     * способность человека брать на себя и исполнять различные социальные роли;
     * способность адаптироваться в социальных группах и ситуациях, умение свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения;
     * способность организовывать и управлять «межличностным пространством» в процессе инициативного и активного общения с людьми;
* осознание своих ценностных ориентаций, потребностей;
* техники работы с людьми;
* перцептивные возможности. 
     Ёзова С.А. [2008, 7], считает, что коммуникативная компетентность включает способность человека применять знания, умения, личностные качества: 
* в построении и передаче сообщения (содержания общения) посредством традиционного и виртуального взаимодействия;
* в выстраивании отношений;
* в выборе тактики поведения;
* в формах общения с партнером.
     Таким образом, С.А. Ёзова [2008, 7], как и многие другие авторы, считают, что основным фактором коммуникативной компетентности являются коммуникативные способности. 
     По мнению Е.В. Руденского коммуникативная компетентность складывается из способностей:
     * давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться.
     * социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации.
     * осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации [Руденский, 1997, 16]. 
     Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности. Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:
     1) самым общим является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе;
     2) правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений;
     3) правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами;
     4) правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения» — мимикой, жестами, интонацией, позой;
     5) правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок;
     6) правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется;
     7) правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника;
     8) правило активного и конструктивного слушания — одно из основных условий эффективных коммуникаций;
     9) правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания [Рейд, 2003, 17].
     Таким образом, коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Профессиональная компетентность, по убеждению Л.И. Луценко, представляет собой системное, интегративное единство.
     
     
1.2 Структура коммуникативной компетентности учителя


     Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов. Особое место среди них занимает профессиональная компетентность. Зимняя утверждала, что профессиональная компетентность – это интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [Зимняя, 2005, 11]. Это единство интеллектуальных и навыковых составляющих, способностей, черт характера, готовности к осуществлению деятельности, а также опыта, который позволяет человеку осуществлять свой потенциал, успешно адаптироваться к изменениям в обществе и профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность отражает не только имеющийся у человека потенциал и способность его использовать, но и порождает новые явления, качества жизни и деятельности, позволяющие человеку быть успешным.        
     Профессиональная компетентность учителя неразрывно связана с его коммуникативной компетентностью. Коммуникативная компетентность одно из показателей профессионализма учителя, которая отражает суть педагогической деятельности- взаимодействие с обучающимися. В различных источниках коммуникативная компетентность учителя рассматривается как: 
     - способность выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике, принимать решения, устанавливать и поддерживать контакты, справляться с разнообразием мнений и конфликтов, вести переговоры, сотрудничать и работать в команде [Якиманская, 1995, 16]; 
     - компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента [Зимняя, 2004, с. 24]; 
     - умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться [Селевко, 2004, с. 138]; 
     - способность достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов [Головко, 2004]; 
     - владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, как сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности [Маркова, 1995]. 
     Согласно перечисленным подходам, можно обозначить состав коммуникативной компетентности учителя. Зимняя И.А.  представляет следующий компонентный состав компетентности учителя: 
     1) мотивационный аспект компетентности (готовность к проявлению компетентности); 
     2) когнитивный аспект компетентности (владение знанием содержания компетентности); 
     3) поведенческий аспект компетентности (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях); 
     4) ценностно-смысловой аспект компетентности (отношение к содержанию компетентности и объекту её приложения); 
     5) эмоционально-волевой аспект компетентности (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности) [Зимняя, 2005, 11]. 
     Новые образовательные стандарты ориентированы на диалоговое общение между учителем и учеником и если педагог не обладает достаточным уровнем сформированности коммуникативной компетентности, то он не готов гибко управлять процессом педагогического взаимодействия в ходе обучения и воспитания. Развитие коммуникативной компетентности педагога можно рассматривать и как один из способов развития и самореализации участников образовательного процесса, в том числе и повышения качества образования. Следовательно, проблема развития коммуникативной компетентности становится все более очевидной.
     Зимняя И.А. разработала модель коммуникативной компетентности учителя, которая включает:
     * готовность педагога к профессиональному совершенствованию, потребности в профессиональном росте, стремление к саморазвитию и самореализации;
     * знание сущности и роли коммуникативной компетентности, связанное с познанием другого человека и способностью решать различные проблемы в общении;
     * проявление коммуникативной компетентности в различных стандартных и нестандартных ситуациях, способность учителя к личностно-ориентированному взаимодействую в образовательном процессе, умение решать конфликты, владеть грамотностью устной и письменной речи, объективно оценивать взаимодействие учащихся друг с другом, прогнозировать и обосновывать результат эффективности общения [Зимняя, 2003, 10].
     Таким образом, структура коммуникативной компетентности учителя включает в себя пять основных аспектов, которые реализуются в обеспечении благоприятного эмоционального климата, управлением социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет учителю максимально использовать собственные личностные особенности.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
2 Особенности развития коммуникативной компетентности учителя


     2.1. Мотивационный и когнитивный аспекты коммуникативной компетентности учителя
     
     
     Мотивационный аспект коммуникативной компетентности учителя предполагает готовность педагога к профессиональному совершенствованию, потребность в профессиональном росте, стремление к саморазвитию и самореализации. Реализация данного компонента побуждает к развитию профессиональных потребностей, направленных на овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками для осуществления будущей профессиональной деятельности [Амонашвили,1990,3]. К возникновению профессионального интереса ведет увлеченность изучением нового профессионально важного материала, желание повысить уровень профессиональной подготовки, стремление к самообразованию. Профессиональный интерес стимулирует развитие профессионально важных качеств, влияя на выбор целей, которых стремится достичь учитель. 
          Когнитивный аспект компетентности есть владение знанием содержания компетентности.  Педагогические умения здесь объединены в четыре группы:
     1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
     2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.
     3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.
     4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач [Адольф, 1998].
      Сотрудничество учителя и ученика побуждает их к постоянному действию, творчеству, работе с научно-публицистической литературой, ставить конкретные цели, определять задачи, проводить эксперименты, включаться в исследовательскую деятельность. Ежегодно школьники участвуют в конференциях, где представляют результаты своей работы учёным - членам жюри.
    Сотрудничество учителя и ученика направлено на последовательное и поэтапное развитие тех компонентов интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы школьника, которые на данный момент развиты недостаточно, что тормозит общее развитие и мешает развитию ребёнка в полной мере. Но формирование одних компонентов автоматически ведет к формированию других. Поэтому индивидуальная стратегия раскрытия каждого ребенка всегда многоступенчата и постепенно претерпевает изменения, необходимость которых определяется путем последующего тестирования результатов работы ученика [Афонина, 2005].
      Таким образом, рассматривая мотивационный и когнитивный компоненты коммуникативной компетентности учителя мы пришли к выводу, что взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обусловливают как характер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся.
      
      
     2.2. Поведенческий и ценностно-смысловой аспекты коммуникативной компетентности учителя
     
     
     Поведенческий аспект коммуникативной компетентности представляет собой опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях. 
     По мнению опытных специалистов, даже если сложные педагогические не входят в сферу вашей профессиональной деятельности, справиться с ними все равно возможно. Для этого нужно всего лишь знать основные законы и правила. Некоторые стандартные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю быстро проанализировать действия учащихся, определить возникшие задачи и положительно их урегулировать [Азаров, 2002].
     Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми.
     Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности. Анализ события позволяет учителю правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить наиболее значимые:
     * помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков;
     * донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как бережливость и аккуратность: ребенок должен бережливо относиться не только к своим вещам, но и к чужим;
     * провести беседу с детьми в классе, где учится мальчик, и не оставлять без внимания случаи, когда школьники портят вещи [Афонина, 2005].
     Если у учителя в достаточной мере сформирована коммуникативная компетентность, то он сможет быстро находить выходы из различных стандартных и нестандартных педагогических ситуаций.
     Ценностно-смысловой аспект коммуникативной компетентности учителя - это отношение к содержанию компетентности и объекту её приложения. Ценностно-смысловой аспект предполагает включение воли, эмоций, чувства и действий учителя в процессе освоения предметного содержания. Требованием времени является тот факт, что современное образование призвано обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию. Это, значит, “учить детей так, чтобы даже самые глубокие изменения в окружающем мире не смогли поставить их в тупик. Ориентировать ребенка на возможное обучение, в создании которого ему так или иначе придется участвовать [Азаров, 2002].
     Таким образом, владение учителем поведенческим и ценностно-смысловым аспектом коммуникативной компетентности позволит обогащать опыт в различных педагогических ситуациях, стремиться к личностно-ориентированному взаимодействую в образовательном процессе, умение решать конфликты, владеть грамотностью устной и письменной речи, объективно оценивать взаимодействие учащихся друг с другом, прогнозировать и обосновывать результат эффективности общения.
     
     2.3. Эмоционально-волевой аспект коммуникативной компетентности учителя
  
  
        Эмоционально-волевой аспект коммуникативной компетентности учителя - это эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности. 
        Эмоционально-волевой аспект коммуникативной компетентности учителя рассматривается как системная характеристика личности педагога, которая определяет высокий уровень развития и функционирования профессионально-личностных качеств  (стрессоустойчивость, выдержка, сдержанность, чуткость, толерантность, жизнерадостность, высокий уровень педагогической эмпатии, оптимистичность, дисциплинированность) и умений (самообладание, саморегуляция, самоорганизация, самомобилизация, самоконтроль, самоуспокоение, самокоррекция, самостимуляция, самотерапия и др.). От уровня развития таких профессионально значимых качеств, характеризующих эмоционально-волевую культуру учителя начальных классов как воспитательную модель (образец для подражания детей), зависит эмоциональное благополучие учеников, обеспечение комфортной учебно-воспитательной среды начальной школы [Куницына 2004].
        Однако в современных условиях школы существует много факторов, которые нарушают эмоционально-волевой аспект коммуникативной компетентности учителя: это большая учебная и эмоциональная нагрузка, стрессовые ситуации, перенасыщенность рабочего времени, недостаточность материальных ресурсов, наличие большого количества детей в классе и одновременно высокие требования, предъявляемые к личности педагога. В связи с этим учитель должен постоянно проявлять волевые качества с целью регуляции собственного эмоционального состояния: уметь вызывать у себя необходимые положительные эмоции и нейтрализовать отрицательные. Усвоение педагогом определенных уровней эмоционально-волевого аспекта коммуникативной компетентности заключается, прежде всего, в освоении навыков самотерапии как способности преодолевать жизненные трудности и проблемы в процессе реализации собственного личностного и профессионального потенциала.
        Учитель, который создает положительную атмосферу педагогического процесса, предоставляет максимальные возможности индивидуально-творческого проявления и самораскрытия внутренних личностных резервов; понимает и принимает внутренний мир детей; ведет себя естественно, в соответствии с внутренними переживаниями и доброжелательно относится к учащимся, создает таким образом все необходимые условия для обеспечения и поддержания гармоничного личностного развития ребенка.
        Несоблюдение перечисленных условий педагогического процесса часто является причиной нарушения норм педагогической этики, неправильного использования приемов педагогического воздействия, предубеждения к отдельным школьникам, непонимание их внутреннего мира и психического состояния. Все это, как нам кажется, является теми факторами, которые нарушают эмоциональный комфорт учебно-воспитательной среды. Умение сохранять общий комфорт школьного коллектива, находить и усваивать способы его налаживания являются важными аспектами эмоционально-волевой сферы коммуникативной деятельности учителя [Лабунская, 1990, 14]. 
        Таким образом, эмоционально-волевой аспект коммуникативной деятельности учителя играет важную роль, учебно-воспитательную среду с благоприятным эмоциональным комфортом могут обеспечить специалисты, обладающие высоким уровнем эмоционально-волевой коммуникативной компетентности, а, следовательно, способные создать позитивную атмосферу класса, обеспечить ситуацию успеха в процессе обучения, поддержать общий оптимизм и позитивное настроение.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Заключение
     
     
     Переход к гуманистической модели образования диктует новые требования для учителя. Это актуальная проблема потому, что теперь перед педагогическим образованием стоит задача подготовить таких специалистов, которые способны понимать и принимать внутренний мир ребенка, строить взаимоотношения на основе диалога, обеспечивать максимальную реализацию способностей ученика и его эмоциональное благополучие в воспитательном процессе школы. Такая профессиональная гуманистическая позиция является показателем определенных мировоззренческих взглядов педагога. С введением Стандарта второго поколения все большее внимание уделяется педагогическому взаимодействию посредством диалога, который является базовой формой коммуникации.
     По первой задаче - (дать понятие коммуникативной компетентности) – мы пришли к выводу, что коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Профессиональная компетентность, по убеждению Л.И. Луценко, представляет собой системное, интегративное единство.
      По второй задаче – (изучить структуру коммуникативной компетентности учителя) -нами определено, что структура коммуникативной компетентности учителя включает в себя пять основных аспектов, которые реализуются в обеспечении благоприятного эмоционального климата, управлением социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет учителю максимально использовать собственные личностные особенности.
      По третьей задаче- (раскрыть значение мотивационного и когнитивного аспектов коммуникативной компетентности учителя) – мы определили, что взаимодействие учителя с учеником является ведущей переменной процесса обучения и обусловливают как характер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся.
     По четвертой задаче- (определить сущность поведенческого и ценностно-смыслового аспектов коммуникативной компетентности учителя)- нами выявлено, что владение учителем поведенческим и ценностно-смысловым аспектом коммуникативной компетентности позволит обогащать опыт в различных педагогических ситуациях, стремиться к личностно-ориентированному взаимодействую в образовательном процессе, умение решать конфликты, владеть грамотностью устной и письменной речи, объективно оценивать взаимодействие учащихся друг с другом, прогнозировать и обосновывать результат эффективности общения.
     По пятой задаче – (выявить значение эмоционально-волевого аспекта коммуникативной компетентности учителя) – мы определили, что эмоционально-волевой аспект коммуникативной деятельности учителя играет важную роль, учебно-воспитательную среду с благоприятным эмоциональным комфортом могут обеспечить специалисты, обладающие высоким уровнем эмоционально-волевой коммуникативной компетентности, а, следовательно, способные создать позитивную атмосферу класса, обеспечить ситуацию успеха в процессе обучения, поддержать общий оптимизм и позитивное настроение.
     Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
     
     
      Список использованной литературы 
      
        1. Адольф, В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя / В.А. Адольф // [Текст]/ Педагогика. 1998. - №1. - С.72-75. 
        2. Азаров, Ю. Студент: возможности личностного роста / Ю. Азаров [Текст]/ Высшее образование в России. 2002. - №1. - С.50-57. 
        3. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. [Текст]/ М.: Просвещение, 1990. - 560с. 
        4. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. [Текст]/  М: Просвещение, 1996. 600с. 
        5. Афонина А.В., Груздева Н.В. «Пойми меня и действуй правильно!»: Методическое пособие для психологов, педагогов и родителей [Текст]/ – Иваново, 2005
        6. Бодалев А.А. Личность и общение - М, 1995 Бодалева А.А. Психологическое общение. [Текст]/ – М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: Н.П.О, “Модек”, 1996.- 256с.
        7. Ёзова С.А. Коммуникативная компетенция [Текст]/ Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 4
        8. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. [Текст]/ - Л.: Изд. ЛГУ, 1985. – 166 с. 
        9. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст]/. - М., 1991. - 96 с.
        10. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. [Текст]/  - 2003. - №5 - С. 34-42. 
       11. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя [Текст]/ Высшее образование сегодня. -2005.-№11.-С. 14-22. 
       12. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. [Текст]/ - СПб.: Питер, 2001. - 544 с
       13. Лабунская В. А. К проблеме сходства и различия социально-психологической детерминации затруднений в межличностном общении в постсоветский период [Текст]/ Психологический вестник РГУ. - Ростов-на-Дону, 2000. - № 5
       14. Лабунская В.А. Эмоциональные и познавательные характеристики общения / отв. ред.; [Текст]/  Сев.-кавк. науч. центр высш. шк. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1990.- 167с. 
       15. Осипов Г.В. Российская социологическая энциклопедия/[Текст]/ - М, 1998
       16. Рейд М. Как развить навыки успешного общения. Практическое руководство. [Текст]/  - М.: Эксмо, 2003. - 352 
       17. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. [Текст]/ - М.: ИНФА-М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997.-224с.
       18. Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа—[Текст]/ М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).
       19. Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И.С. Якиманская //[Текст]/ Вопросы психологии. 1995. - №2. - С.31-41. 
           20.  Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. М.: [Текст]/ Сентябрь, 1996. - 96с.


     
     
     
     
     
     
     
     
6


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.