VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Содержание и пути развития коммуникативной компетентности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007772
Тема: Содержание и пути развития коммуникативной компетентности
Содержание
МВД России

Санкт-Петербургский университет















Дисциплина «Культура и техника труда преподавателя высшей школы» 







Контрольная работа

по теме № 48

«Содержание и пути развития коммуникативной компетентности»











Выполнил:

Адъюнкт 3 курса 

заочной формы обучения

подполковник внутренней службы, 

Поршуков Андрей Сергеевич

	

	

	



Санкт-Петербург

2017

Содержание



	Введение	3

	Понятие, содержание и особенности коммуникативной компетентности	5

	Пути и средства развития коммуникативной компетентности	9

	Заключение	12

	Список литературы	13



Введение



Центральное место в системе «человек-человек» занимает непосредственная работа с людьми, которая относится к субъект-субъектной деятельности. Соответственно, успешность такой деятельности во многом определяется умением грамотно и профессионально строить свое общение.

Практически все функции реализуются в повседневном взаимоотношении и взаимодействии с людьми. Хронометраж рабочего дня зачастую предполагает более 80% фонда рабочего времени на различные виды общения.

Коммуникативный характер большинства профессиональных функций в системе «человек-человек» вызывает повышенный интерес к проблеме профессионального общения. Успешность выполнения возложенных обязанностей достигается посредством психологически грамотно организованного коммуникативного процесса, связана со стремлением овладеть механизмами и средствами коммуникации, способствующими эффективному решению профессиональных задач. Специфика подобного взаимодействия заключается в многоаспектности и разнообразии коммуникативных ситуаций, интенсивности социальных контактов, необходимости иметь высокую осведомленность о психологических особенностях различных категорий людей, многочисленности видов общения. 

Современная ситуация нацеливает на решение профессиональных вопросов не только административными, правоприменительными методами, но и с использованием разнообразия коммуникативных методов. 

И достаточно естественным становится, что успешное решение поставленных задач, достижение профессионально значимого результата в значительной степени зависит от уровня развития профессиональной коммуникативной компетентности [Вишневская]. В то время как низкий уровень коммуникативной компетентности части специалистов способствует проявлению профессиональной беспомощности в выполнении возникающих задач, создает конфликтные ситуации, порождает текучесть кадров.

	Итак, коммуникативный смысл выполняемых профессиональных задач требует уделять достаточное внимание необходимости развития коммуникативной компетентности для успеха профессиональной деятельности. В связи с этим разработка проблемы развития коммуникативной компетентности актуальна, так как отражает запросы практики.

Понятие, содержание и особенности коммуникативной компетентности



Коммуникативная компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков эффективного общения.

Коммуникативная компетентность представляет собой профессионально важное качество личности, которое включает в себя знание, учет закономерностей, лежащих в основе коммуникативных процессов, свободное владение навыками профессионального общения.

Коммуникативная компетентность – это знание общих и особенных закономерностей общения и умение их использовать в практической деятельности.

Коммуникативная (социально-психологическая) компетентность – ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, навыках, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия. 

В числе качеств личности выделяют как способствующие эффективности делового взаимодействия (организованность, уверенность, независимость, скромность, установка на сотрудничество, готовность к помощи, сочувствие, обязательность, владение техникой общения, чуткость, отзывчивость, заботливость, искренность в общении, активность в совместной деятельности, общительность, последовательность, тактичность), так и затрудняющие его (застенчивость, покорность, переоценка своих возможностей, агрессивность, стремление к доминированию, самодовольство, обособленность, вспыльчивость, обидчивость, недоверчивость, подозрительность, робость, грубость, замкнутость, скрытность) [Папкин, с. 48].

Профессиональная коммуникативная компетентность представляет собой систему внутренних потенциалов регуляции коммуникативных действий, необходимых для эффективного осуществления процесса общения. В составе профессиональной коммуникативной компетентности следует выделять три составляющие [Носков, с. 5]:

1. Личностные особенности, которые в совокупности предопределяют направленность и личностно-стилевое своеобразие потенциала человека в общении, проявляющиеся в:

- гуманистической направленности личности, которая выражается в уважении к личности граждан, терпимости к их психологическому своеобразию, а также наличии мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности и стремления к профессиональному самосовершенствованию;

		- когнитивно-прогностических способностях личности, которые способствуют принятию профессиональной роли, а также умение критично относиться к себе и адекватно оценивать свои возможности;

- эмоционально-волевых особенностях личности, предопределяемых позитивным отношением к себе и другим и проявляющихся в позитивном эмоциональном настрое на общение, волевой активности в преодолении трудностей, которые существуют в профессиональном общении с гражданами.

			2. Теоретико-методическая ориентированность в профессиональном общении, основанная на знаниях о закономерностях, механизмах, трудностях (барьерах) профессионального общения, а также о процедурных аспектах построения различных видов взаимодействия и отношений, что в совокупности характеризует «репертуарный» потенциал человека в общении.

3. Практическая составляющая, которая определяет владение навыками и умениями профессионального общения и выражает «инструментальный» потенциал человека в общении. Практическое  использование знаний о закономерностях и механизмах общения связано с психотехнологиями общения – это комплекс соответствующих процедур и способов осуществления отдельных коммуникативных действий и методика их применения в целостных ситуациях общения.

Коммуникативная компетентность невозможна без развитых способностей к общению с другими людьми, т.е. коммуникативных способностей.

Коммуникативные способности – это способность владеть инициативой в общении, проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, сформировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении.

Способность общаться реализуется в умениях. Под умениями понимаются двигательные, умственные и другие сознательные психические действия, которые выполняются быстро, правильно, при слабой концентрации внимания на способах их выполнения в любых условиях обстановки.

И. Б. Пономарев и В. П. Трубочкин предложили универсальную модель структуры коммуникативной компетентности. В ней выделено три блока компонентов: коммуникативные личностные качества; владение техникой общения – навыки и умения осуществления отдельных коммуникативных действий; владение методикой и тактикой общения – умения строить общение в целостных ситуациях деятельности [Пономарев].

А. М. Столяренко, рассматривая профессионально-психологическую подготовленность, особое внимание уделяет ее структуре: профессионально-психологическим знаниям, умениям, качествам, устойчивости, в каждом из этих направлений обнаруживая коммуникативную направленность, что подразумевает понимание коммуникативной компетентности как составляющей профессионального мастерства [Столяренко].

С. Е. Кораблев на основе изучения различных подходов к анализу коммуникативной компетентности предложил модель, структура которой включает в себя две взаимосвязанные составляющие: личностную и технологическую [Кораблев].

Личностная составляющая коммуникативной компетентности может быть представлена наличием и высоким уровнем развития личностных качеств, свойств, отражающих: своеобразие природных и социальных параметров личности; особенности их влияния на аналитико-перцептивные, аффективно-регулятивные процессы в сфере коммуникации; направленность и индивидуально-стилевое своеобразие коммуникативного потенциала. 

К таким качествам можно отнести социальную активность, предприимчивость, высокий уровень общительности, нацеленность на установление многочисленных межличностных и социальных контактов, осознание коммуникативной природы своей профессиональной деятельности, интеллектуальную полноценность, позволяющую ориентироваться в коммуникативном разнообразии профессиональной деятельности, а также знание социальных норм и правил, способов эффективного взаимодействия с окружающими людьми, тонкую наблюдательность, способность правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, самоконтроль в экстремальных ситуациях общения, способность влиять, воздействовать на собеседников и сознательно управлять этим влиянием, и др.

Технологическая составляющая коммуникативной компетентности может быть представлена высокой степенью информированности: о многообразии коммуникативных стратегий (репертуаров) построения контактов с различными категориями собеседников (процедурных аспектах построения различных видов взаимодействия и отношений); основных социально-психологических закономерностях, значимых в профессиональной коммуникации; типичных трудностях профессионального общения, а также высокой степенью освоения самых разнообразных коммуникативных умений в использовании методов, приемов, средств, которые в своей совокупности составляют психотехнологии и психотехники профессионального общения.

		Таким образом, профессиональная деятельность в системе «человек-человек» обусловлена высоким уровнем развития коммуникативной компетенции – универсального средства и способа достижения необходимого профессионального результата.

Пути и средства развития коммуникативной компетентности



		Коммуникативная компетенция – это развиваемая через обучение способность и готовность осуществлять профессиональное общение на высоком уровне с различными категориями граждан в значимых для осуществляемой деятельности ситуациях [Почепаева, с. 8].

		Такой принцип обуславливает необходимость совершенствования подготовки к профессиональному общению, повышения коммуникативной компетентности различных категорий специалистов, внесения изменений в программы подготовки кадров.

		Несмотря на разнообразие и совершенство программ формирования и развития коммуникативного потенциала специалиста, работающего в сфере «человек-человек», погружение в естественную коммуникативную ситуацию является наиболее действенным способом развития коммуникативной компетентности. Исходя из этого, концепция развития коммуникативной компетентности включает в себя два пути:

		- путь «естественного» накопления коммуникативного опыта;

		- путь целенаправленной самоорганизации личности в поиске эффективных способов коммуникации, предполагающий специалистов в этой области.

		Качественным своеобразием первого пути является компонент непредсказуемости, ошибочное поведение в коммуникативных ситуациях. В результате деформированными могут оказаться общие представления об этих ситуациях, а также отношение к ним. Скорректировать положение может расширение сферы социальных контактов сотрудника, его включение в новые каналы коммуникации.

		Целенаправленное самостоятельное изучение социально-психологической и педагогической литературы обогащает теоретическую базу коммуникативного потенциала, позволяет получать новые знания о человеческой природе и поведении, понимать причины и мотивы поступков людей.

		Современный подход к проблеме развития коммуникативной компетентности включает в себя элемент самодиагностики. При активной помощи психолога специалист может получить действенную информацию, на основе которой можно самостоятельно осуществить коррекцию своего поведения.

		Одним из способов развития коммуникативной компетентности является процесс наблюдения собственного исполнения (видеосъемка) или кем-либо отдельных коммуникативных действий. В частности, процесс наблюдения позволяет выявить систему правил, руководствуясь которыми, люди организуют свое взаимодействие. Не случайно наблюдение за коммуникативным поведением других людей рекомендуется в качестве эффективного способа повышения собственной компетентности.

		Важным моментом процесса формирования коммуникативной компетентности является мысленное проигрывание своего поведения в различных ситуациях. Планирование своих действий «в уме» является составной частью нормально протекающего коммуникативного действия.

		Специальная помощь требуется сотруднику в формировании и развитии технологической базы осуществления конкретных коммуникативных действий – навыков и умений. Приобрести эти качества возможно в результате целенаправленного социально-психологического обучения, среди которых наиболее эффективным считается групповой тренинг. Это один из методов психологического воздействия на личность в процессе интенсивного обучения в группе, в результате которого происходят преднамеренные изменения в конкретных психических структурах личности. Воздействие в ходе тренинговых занятий осуществляется при использовании игровых методов. Системообразующим компонентом группового социально-психологического обучения является психологическое воздействие группы на личность [Сидоренко].

		Существенный интерес для совершенствования личности в целом и развития коммуникативных навыков в частности представляют ролевые игры с элементами драматизации. В условиях ролевой игры происходит столкновение с ситуациями, аналогичными тем случаям, которые характерны для реальной и значимой деятельности и ставят перед необходимостью изменить имеющиеся установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков.

		На сегодняшний день существует множество разновидностей тренинговых процедур, нацеленных на развитие личностных качеств, умений, навыков, значимых в общении – это тренинги сензитивности, личностного роста, уверенности в себе, формирования команды и др. 

		Кроме этого в рамках проведения общего курса занятий эффективно могут применяться практикумы по отдельным ситуациям как посредством оформления их в виде письменной работы каждым участником, так и в виде практических отработок [Мальцева].

		Таким образом, для развития коммуникативной компетентности целесообразно использовать весь арсенал имеющихся средств. К этим средствам, с одной стороны, относятся индивидуальные процедуры самодиагностики, самоанализа, наблюдения за коммуникативным поведением других людей, проигрывание в воображении возможных коммуникативных ситуаций и др. С другой стороны, в качестве средства развития компетентности в общении используются групповые формы повышения коммуникативного потенциала, среди которых одной из эффективных считается групповой тренинг, который можно рассматривать как интенсивное воздействие на личность в процессе активного социально-психологического обучения с целью преднамеренных изменений в конкретных психических структурах личности.

Заключение



Общение с людьми составляет основу профессиональной деятельности в системе «человек-человек», поэтому знание социально-психологических закономерностей общения является непременным условием его высокой квалификации.

Специфика профессионального общения требует высокоразвитых коммуникативных качеств, навыков и умений, которые формируются как в процессе обучения, так и в процессе самообразования и практики. Особую роль в развитии этих качеств играет самоанализ, упражнения и психологические тренинги.

Таким образом, успешность выполнения сложных функциональных обязанностей находится в прямой зависимости от его уровня коммуникативной компетентности.

Список литературы



		Кораблев С.Е. Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2009. – 240 с.

		Мальцева Т.В. Практикум по психологии общения. – Руза: МОФ МосУ МВД России, 2013. – 15 с.

		Носков В.А. Психотехника общения: учебное пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2001. – 120 с. 

		Папкин, А.И. Юридическая психология: Учебно-методическое пособие /А.И.Папкин,  И.А.Папкин. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2002. – 115 с.

		Пономарев И.Б., Трубочкин В.П. Психотехнология общения. М.: Академия МВД РФ, 1996. – 45 с. 

	Прикладная юридическая  психология: учебное пособие для вузов /под ред. А.М. Столяренко. М.: Юнити-Дана, 2001. – 639 с.

	Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб: Речь, 2008. – 208 с.

		Вишневская, С.Л. Развитие профессиональной коммуникативной компетентности юриста в системе высшего профессионального образования : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / С.Л. Вишневская. – Ижевск, 2006. – 17 с.

	Почепаева, А.В. Формирование коммуникативной компетентности курсантов образовательных учреждений МВД России : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / А.В. Почепаева.– М., 2005. – 24 с.





2.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.