VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие, структура и компоненты коммуникативной компетентности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005045
Тема: Понятие, структура и компоненты коммуникативной компетентности
Содержание
61



ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования. Новые политические, социально-экономические и культурные реалии в России и во всём мире, влияние технологических достижений цивилизации на развитие мировой языковой индустрии потребовали расширения функций иностранного языка как учебного предмета и, соответственно, уточнения целей его изучения в современном обществе. Основная цель обучения английскому языку как первому иностранному языку в российских школах на начальном этапе – заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета. Одной из главных задач воспитания и обучения детей школьного возраста является формирования коммуникативной компетенции. Учитывая это, в государственных документах, Закон РФ «Об образовании» (1992 г.), Национальную доктрину образования в Российской Федерации (2000 г.), Федеральную целевую программу развития образования на 2011-2015 годы (утв. Постановлением Правительства РФ 7 февраля 2011 г.). Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (принят 17 декабря 2010 г). Особенно острой проблема становления коммуникативной компетенции как одной из важнейших форм самовыражения личности и средств ее социального самоутверждения является для школьников, общение.

В государственном образовательном стандарте по иностранному языку определено, что ведущим компонентом в коммункативной компетенции являются речевые (коммуникативные) умения, которые формируются на основе: языковых умений и навыков; лингвострановедческих и страноведческих знаний. Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранных языках. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако, устное общение, роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речи собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.

Проблема обучения говорению на начальном этапе изучения английского языка является одной из самых главных проблем в методике обучения английскому языку. Обучение говорению как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуации общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Тем не менее эти затраты времени и усилия окупаются, если учащиеся овладевают этой деятельностью на начальном этапе на строго отработанном минимальном материале, который обеспечивает мотивационный уровень и надежную базу для формирования другой речевой деятельности.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации.

Теоретические основы методики формирования коммуникативной компетенции школьника, рассматриваются в трудах ученых: А.  Бодалева,  Л. Выготского,  Е. Злобиной,  М. Кагана,  И. Кона, Б. Ломова. Однако, выявляя основные направления методики формирования коммуникативной компетенции, они не затрагивают проблемы их формирования в младшем школьном возрасте. 

Значительный вклад в разработку методик по формированию навыков коммуникативной компетенции младших школьников на английском языке сделан отечественными педагогами (Н. О. Клевченко, Л. Г. Мудра, Т. С. Новачук, Е. А. Паришкова).

Несмотря на огромное количество разработанных методик, подходов и приёмов обучения иностранному языку, на сегодняшний день методология находится в поиске новых, более оптимальных технологий и методов преподавания, в совершенствовании уже существующих. Необходимость в разработке новых методов, которые способствовали бы формированию коммуникативных навыков младших школьников на уроках английского языка, свидетельствует об актуальности темы исследования.

Все вышесказанное и обусловило  выбор темы  исследовательской работы: «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку».

Объект исследования – коммуникативная компетенция младших школьников.

Предмет исследования – методика формирования коммуникативной компетенции младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики формирования коммуникативной компетенции младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку. 



Задачи исследования:

	1) раскрыть сущность и дать содержательную характеристику понятия «коммуникативная компетенция»;

	2) выявить психолого-педагогические основы обучения иностранному языку на начальном этапе обучения;

	3) определить и охарактеризовать критерии, показатели и уровни формирования коммуникативной компетенции младших школьников;

	4) разработать методику формирования коммуникативной компетенции младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку.

	Научная новизна впервые рассматривается возможность и эффективность методики формирования коммуникативной компетенции младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: дана характеристика и уточнено понятие «коммуникативная компетенция»; разработаны: критерии, показатели, уровни формирования коммуникативной компетенции младших школьников; разработана методика формирования коммуникативной компетенции младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методика позволяет повысить уровень сформированности коммуникативной компетенции у младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку; полученные результаты могут быть использованы студентами, учителями-практиками в работе с учащимися младшего школьного возраста.

Апробация результатов ВКР. IV Международная научно-практическая конференция "Наука и образование в современной конкурентной среде" изложена в работе " Формирования коммуникативной компетенции младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку".

Благодарности. Коллективу МБОУ СОШ № 2 пгт Ленино за предоставленную возможность проведения исследований.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 66 наименований, 6 приложений. Объем работы составляет 85 страницы. В работе результаты исследования отражены в 2 диаграммах,  9 таблицах.






ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ



		1.1. Понятие, структура и компоненты коммуникативной компетентности



Под термином «коммуникативный» подразумеваем как вербальные, так и невербальные действия участников общения, а коммуникативная компетентность понимается нами как система внутренних ресурсов, требуемых для построения успешной коммуникации в определенной ситуации межличностного взаимодействия. 

Компетенция предполагает целый спектр личностных качеств человека, включая в себя не только когнитивную и операционно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную, поведенческую. Компетенция всегда личностно окрашена качествами конкретного человека, предполагает минимальный опыт применения личностью компетенций.

Компетенция - как совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения иностранному языку. Следовательно «язык» - является зеркалом культуры, в котором отражается не только окружающий человека мир, но и его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции и виденье мира [41].

Современные условия предполагают ряд принципиальных направлений развития компетентного общения. Сложность общения связана с многообразием его видов. Как правило, выделяют служебно-деловое (ролевое) общение, интимно-личностное, ритуальное (в том числе светское) общение, манипулятивное, диалогическое. При этом практика развития коммуникативной компетентности чаще ограничивается такими видами ууобщения, как служебно-деловое (ролевое) и интимно-личностное, либо, согласно другой терминологии, социально-ориентированное и личностно-ориентированное. Данное разделение основано на психологической дистанции между субъектами общения. В одной ситуации речь идет о, в какой-то мере, поверхностном обмене сведениями, связанными, например, с решением совместной деловой задачи, а в другой – о доверительном общении, в котором партнер приобретает статус ближнего и получает доступ не только к внешним сведениям, но и к внутреннему миру собеседника [33].

Исходя из этого, можно говорить о том, что коммуникативная компетентность строится на умении и готовности выстраивать контакт на разной психологической дистанции, как отстранённой, так и близкой. Неуспех коммуникации может быть связан с инертностью позиции – владением каким-либо одним типом общения и повсеместной его реализацией, без учета особенностей конкретного партнёра и ситуации. Поэтому компетентность в общении зависит от адекватного ориентирования во всем спектре позиций общения, а не от совершенного владения какой-либо одной позицией, в качестве наилучшей. Гибкость заключается в адекватной смене психологических позиций и является одним из основных показателей компетентного общения [41].

Компетентность, в любом из видов общения, заключается в достижении адекватности в трёх сферах: коммуникативной, интерактивной (организация общения) и перцептивной (взаимопонимание). Следовательно, для успешного самовыражения в общении, необходимо владеть разнообразием психологических позиций и средств, способствующих этому.

Согласно Е.В. Руденскому, коммуникативная компетентность включает в себя следующие составляющие:

	социально-психологический прогноз предстоящей ситуации общения; 

	социально-психологическое программирование процесса общения, с учетом своеобразия коммуникативной ситуации; 

	социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации [46].

Прогноз ситуации общения формируется в процессе анализа данной ситуации на уровне коммуникативных установок.

Под коммуникативной установкой понимают своеобразную индивидуальную программу поведения личности в процессе общения. Уровень установки зависит от темперамента человека, частоты его контактов. Спрогнозировать уровень коммуникативной установки можно, изучив предметно-тематические и практические интересы личности, эмоционально-оценочные отношения к различным событиям и формам общения [22].

Характеризуя коммуникативную компетентность в таком русле, целесообразно рассмотреть общение как системный интегративный процесс, состоящий из диагностической, программирующей, организационной и исполнительской частей [51].

	Диагностическая часть предполагает диагностику предстоящей социопсихологической ситуации коммуникативной деятельности, выявление возможных социально-психологических и других противоречий.

	Программирующая часть включает в себя подготовку программы общения, разработку текстов, выбор стиля, позиции и дистанции общения.

	Исполнительская часть – это этап анализа и прогноза развития коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение.

Случаи общения многообразны и такие компоненты, как задача общения, участники и сама ситуация общения являются инвариантными. Вариативность, как правило, связана с изменением характера составляющих – кто партнёр, какова ситуация, задача и своеобразие связей между ними.

Под коммуникативной компетентностью понимают владение технологией общения, знание его правил и норм. В свою очередь, существует более широкое понятие – коммуникативный потенциал личности и понятие коммуникативной компетентности входит в его состав [57].

Коммуникативный потенциал – это те возможности человека, которые определяют качество его коммуникаций. Наряду с компетентностью в общении, коммуникативный потенциал включает в себя ещё две составляющие. Первая составляющая – это коммуникативные свойства личности, которые характеризуют степень развития потребности в общении, способ общения. Вторая составляющая представлена коммуникативными способностями – умением владеть инициативой в общении, проявлять активность, эмоциональный отклик на состояние партнёров общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении [3].

Также коммуникативная компетентность неразрывно связана с коммуникативной культурой личности. Коммуникативная культура – это система качеств, включающая в себя:

			нестандартность и гибкость мышления (в результате чего, общение может рассматриваться как вид социального творчества);

			культуру речевого действия (ясность и простоту изложения мыслей, грамотность построения фраз, четкую аргументацию, образную выразительность, адекватный ситуации общения тон, темп и интонацию, хорошую дикцию);

			культуру психоэмоциональной регуляции своего состояния и самонастройки на общение; 

			культуру жестов, пластики движений и мимики (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением);

			культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению; 

			культуру эмоций (выражение эмоционально-оценочных суждений в общении).

Как и коммуникативная компетентность, коммуникативная культура личности, формируется за счет опыта человеческого общения. Основой когнитивного компонента коммуникативной компетентности человека является соционормативный опыт народа той страны, в которой он живет. Вместе с тем, нельзя отрицать, реального бытования произвольного смешения норм общения, заимствованных из разных национальных культур, что вводит личность в состояние когнитивного диссонанса. А это рождает противоречие между знанием норм для каждой  формы общения и тем способом, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия. Это приводит к индивидуально-психологическому торможению активности личности в общении. Возникает внутреннее психологическое напряжение, которое рождает трудности на пути человеческого взаимопонимания [49].

Опыт общения является важной составляющей в структуре коммуникативной компетентности личности. Он, с одной стороны, индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности, с другой – социален, так как включает в себя интериоризированные нормы и ценности культуры. Динамический аспект такого опыта составляют процессы индивидуализации и социализации, реализуемые в общении, которые обеспечивают социальное развитие человека, адекватность его реакций на каждую из ситуаций общения и их своеобразие. В общении особую роль играет овладение социальными ролями, например, организатора или участника общения [62]

Итак, коммуникативная компетентность в рамках различных психологических теорий трактуется:

как сложное образование, включающее знания социально-психологических факторов и умение использовать их в конкретной деятельности, понимание мотивов, интенций, стратегий поведения, фрустраций, как своих собственных, так и партнеров по общению, умение разобраться в групповых социально-психологических проблемах, осмысление возможных препятствий на пути к взаимному согласию, овладение технологией и психотехникой общения [47] 

как система внутренних средств регулирования коммуникативных действий [21]; 

как основанная на знаниях, чувственном опыта и свободном владении средствами общения способность личности ориентироваться в ситуациях общения [26]; 

как сложное образование, включающее познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты [6]; 

как некая интегральная характеристика общения, в которой косвенно выражаются морально-мировоззренческие установки личности, ее общая и профессиональная направленность, уровень коммуникабельности [9]. 

Коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания своих систем речевого поведения, соответствующих целям и ситуациям общения. Коммуникативная компетенция носит сложный комплексный характер, это совокупность речевой, языковой лингвистической и учебно-познавательной компетенций [19].

Коммуникативная компетенция как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, достигает цели (эффективно) и эмоционально благоприятно (психологически комфортно) для участвующих сторон. В ее структуре выделяются следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий [27].

Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:

	содержание отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;

	все компоненты (направления) должны быть включены в работу;

	более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям [11].

Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, о поведенческой стороне общения. Человек обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Ребенок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет лучше понять особенности собственного стиля общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности.

Ценностно-смысловой компонент - ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. Данный уровень регуляции весьма значим для человека [10].

Например, для обращения с просьбой к кому-либо о чем-то для себя важно, какой смысл это имеет для просящего. Если, по его мнению, просить - значит показывать свою зависимость или слабость, что недопустимо, то он не будет этого делать. Или, например, если человек считает, что «никто никому ничего не должен», и поэтому боится получить отказ, то он тоже не может попросить. Подобные ситуации наблюдаются в начальной школе: ученик плачет и не может попросить у соседа карандаш. В этом случае «работает» личностный смысл, который не позволяет просить.

Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Застенчивость, беззастенчивость, эгоистичность, заносчивость, тревожность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении. Коммуникативная компетенция должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности [14].

Эмоциональный компонент коммуникативной компетенции связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения.

Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетенции. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение. Их особенности, степень сформированности могут быть изучены и измерены, а также стать конкретной задачей или коррекцией развития у ребенка. [3, с.56]

Коммуникативные умения можно разделить на две группы, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении:

	базовые, отражающие содержательную суть общения: приветствие; прощание; обращение; просьба о поддержке, помощи, об услуге; оказание поддержки, помощи, услуги; благодарность; отказ; прощение;

	процессуальные, обеспечивающие общение как процесс: умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнеров, производимых ими воздействий; говорить перед другими; слушать других; сотрудничать; управлять (командовать); подчиняться.

Приведенная классификация может служить основой системы развития коммуникативных умений учащихся.

Являясь значимой и относительно самостоятельной подсистемой в структуре компетентности, коммуникативная компетентность проявляет себя как способность особым образом в конкретных условиях взаимодействовать с другими людьми, умение контролировать свое поведение, грамотно аргументировать свою позицию, добиваться реализации коммуникативной интенции с помощью вербальных и невербальных средств. Реализация этой способности позволяет обеспечить максимум позитивных и минимум негативных последствий для каждого человека, участвующего во взаимоотношениях.



1.2. Психолого-педагогические основы обучения иностранному языку на начальном этапе обучения



Речь ребенка ко времени поступления в школу уже довольно развита. Словарь шестилетнего ребенка также достаточно богат, с довольно высоким удельным весом отвлеченных понятий. Ребенок может в достаточно широких пределах понимать услышанное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям – сравнению, обобщению, пробует делать выводы (разумеется, далеко не всегда правомерные). 

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Этому способствуют пластичность природного механизма усвоения языка детьми в раннем возрасте, их имитационные способности, природная любознательность и потребность в познании нового [4]. 

Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Люди, с которыми общается ребёнок, являются носителями этой информации, и никаким другим путям, кроме общения с ним, эта информация не может быть приобретена.

Ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Взаимоотношения учителей и учащихся в учебной деятельности являются важным условием успешного решения задач воспитания и обучения. Исследования показали, что благоприятные взаимоотношения учителей и учащихся на уроке создают необходимую эмоциональную почву для всей совокупности нравственных отношений детей к учению, труду, людям, коллективу, самому себе. На каждом возрастном этапе взаимоотношения учеников и учителей играют всегда большую, но не однозначную роль, весьма своеобразно появляясь в самом течении и результатах учебно-воспитательного процесса [7]. 

 Основной деятельностью младшего школьника является учение. С поступлением в первый класс качественно меняется и внутренняя, и внешняя позиция ребёнка. Большинство детей психологически готово к вступлению в новые условия жизни, они идут в школу с желанием воспринимать и выполнять требования учителя, активно включиться в познавательную деятельность. В первые дни работы учителя с учениками первого класса начинают формироваться определённые взаимоотношения между ними. Общение с учителем в этот период имеет исключительно большое значение для каждого ребёнка [3].

Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании. Общение направлено на установлении психического контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении, есть необходимое условие существования индивида. В последнее время в науке наряду с понятием „общение” используется понятие „коммуникация”. В психологии более правильно установить следующее отношение между ними. Коммуникация – более широкое понятие по объёму. Коммуникация – связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию, а общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. В общении могут быть переданы навыки и умения [4].

 Коммуникативные навыки – это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию [9].

Назначение иностранного языка, как предметной области школьного обучения состоит в формировании коммуникативной компетентности, т. е. способности и готовности осуществлять непосредственное иноязычное общение, овладении учебно-познавательной компетенцией, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Диалог культур, как результат социокультурной направленности обучения иностранным языкам, ориентирует на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения иностранному языку, приобщая обучающих к культурам других стран, помогая им лучше понимать культуру своей страны и развивая у них умения представлять её средствами иностранного языка. Моделирование ситуаций диалога культур на занятиях иностранного языка позволяет учащимся сравнивать особенности образа жизни и стилей жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, обычаев и канонов культуры в этих языковых сообществах. Все это формирует у учащихся такие межкультурные качества личности, как толерантность, культурную непредвзятость, готовность к общению и сотрудничеству с людьми в иноязычной культуре, речевой социокультурный такт и вежливость. В формировании коммуникативной компетенции помогут приемы коммуникативной методики, где самыми распространенными видами работы являются: парная работа, работа малыми группами, перекрестная работа малых групп, общие дискуссии, обсуждения, обмен впечатлениями, использование ролевых игр. При работе в парах и группах учащиеся изучают вместе то, над чем они потом смогут работать индивидуально [5]. Обучение речевой деятельности предполагает обучение диалогической и монологической речи младших школьников.

 Говоря о коммуникативном развитии учащихся младших классов, следует отметить, что младшие школьники недостаточно полно раскрывают связи между явлениями. Хотя младшие школьники практически владеют основами построения теоретических понятий и готовы к теоретическим обобщениям, в высказывании все-таки предпочитают конкретные суждения теоретическим, абстрактным рассуждениям, описание конкретных фактов установлению причинно-следственных связей между ними. В процессе школьного обучения у них развивается способность строить рассуждения, делать выводы, умозаключения, складывается планирующее мышление. Развивающее обучение младшего школьника позволяет успешно формировать не только теоретическое мышление, но и рефлексию на способ речевой деятельности, в частности рассуждение. Характеризуя в целом уровень развития продуктивной речевой деятельности младших школьников, можно сказать, что в процессе обучения у них происходит усложнение, комплексирование и устного, и письменного высказывания за счет увеличения количества второстепенных членов предложения, появления составного сказуемого и т. д. Одновременно, в связи с расширением словаря школьника увеличивается количество предложений в порождаемом тексте, общий объем высказывания. Речевые действия приобретают рефлексивный характер. Учащийся начинает самостоятельно рассуждать и управлять своими мыслительными операциями, осознавать существенные связи в высказывании [4].

 Говорение представляет собой вид речевой деятельности, посредством которого (совместно со слушанием) осуществляется устное вербальное общение. При формировании коммуникативных навыков необходимо иметь представление о механизмах говорения.

Итак, обучать говорению надо так, чтобы осознаваемой целью речевых высказываний учащихся было решение каких-то практических задач, возникающих в ситуациях, сходных с ситуациями реального речевого общения. Значит, во всех звеньях учебного процесса говорение учащихся должно быть ситуативным и коммуникативно-направленным.

Целью обучения иностранному языку является овладение учащимися основами иноязычного общения, в процессе которого происходит воспитание, развитие и формирование личности школьника. Педагогическая наука обуславливает последовательную ориентацию современной методики обучения иностранным языкам на реальные условия коммуникации. Овладение основами иноязычного общения предполагает достижение учащимися коммуникативной компетенции, которая позволит им практически использовать, в данном случае, английский язык в относительно естественных условиях общения, например, читать аутентичные тексты, уметь объясняться с носителями языка в нестандартных ситуациях. Стремление к коммуникативной компетенции, как конечному результату обучения, предполагает не только владение соответствующей иноязычной техникой (языковой компетенцией), но и усвоение колоссальной внеязыковой информации, необходимой для адекватного общения и взаимопонимания. Адекватное общение и взаимопонимание недостижимо без принципиального тождества основных сведений коммуникантов об окружающей действительности, без знания специфики страны изучаемого языка. Безусловно, одной из ведущих целей обучения иностранному языку остаётся чисто практическая, обеспечивающая определённый уровень коммуникативных умений и навыков. На занятиях каждый учитель старается решать целый комплекс как практических, так и воспитательных, образовательных и развивающих целей и задач. Коммуникативная компетенция на уроках составляет такие компетенции как: лингвистическая, социолингвистическая, дискуссивная и стратегическая, социокультурная. Учащиеся постепенно набирают знания, медленно поднимаясь по ступенькам знаний верх. В связи с этим, мне бы хотелось обратить внимание на лингвистическую компетенцию, которая предполагает знание определённого количества словарных единиц и грамматических правил, позволяющих объединять их в осмысленные высказывания. 



1.3. Методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения



Формирование коммуникативных способностей младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Навыки формируются в деятельности, а коммуникативные навыки формируются и совершенствуются в процессе общения. С началом нового века в мировой теории и практике обучения иностранным языкам появились многочисленные методы, направленные на формирование коммуникативных навыков [1].

Наиболее эффективной методикой обучения иностранным языкам ведущие специалисты в сфере лингвистического образования считают коммуникативную методику преподавания.

Коммуникативная методика базируется на следующих принципах:

		Речевая направленность обучения, означающая, что речевая деятельность является не только средством обучения, но и ее целью. Это обстоятельство предполагает:

		коммуникативное поведение преподавателя, который вовлекает учащихся в общую деятельность и тем самым воздействует на процесс общения;

		использование упражнений, максимально воссоздающих ситуации общения;

		направленность внимания учащихся на цель и содержание высказывания.

		Учет индивидуально-психологических особенностей учащегося при ведущей роли его личностного аспекта:

			способностей к усвоению языка (вид памяти, уровень фонематического слуха, способности к обобщению и других.);

			умений выполнять те или иные виды деятельности, то есть умений учиться;

			личностных свойств по интересам, мировоззрение, положению в коллективе учащихся;

			общих интеллектуальных способностей (унаследованных и приобретенных);

			свойственных ему предпочтений при сборе информации (зрительные, слуховые, моторные и некоторые другие);

			для коммуникативного метода индивидуализация обучения с опорой на особенности личности учащегося является главным средством создания мотивации учения и активизации учащегося в ходе занятий.

		Речемыслительная активность как постоянная вовлеченность учащихся в процесс общения в непосредственной (вербальной) либо опосредованной (мыслительной) форме.

		Функциональный подход к отбору учебного материала на всех уровнях: лексическом, грамматическом ситуативном, тематическом. Это означает, что любой единице языка отводится в процессе учебной деятельности какая-либо речевая функция. Недостатком традиционного обучения является заучивание слов и грамматических в отрыве от речевых функций.

		Ситуативность процесса обучения, рассматриваемая и как способ речевой стимуляции, и как условие развития речевых умений.

		Проблемность как способ организации и представления учебного материала. В соответствии с этим принципом материал обучения должен представлять интерес для учащихся, соответствовать их возрасту и служить основанием для решения речемыслительных задач путем вовлечения учащихся в обсуждение содержания текстов и проблем общения [15].

Выделяют три этапа формирование коммуникативной компетентности при обучении иностранному языку:

		Формирование лексических и грамматических навыков (совершенствование фонетических навыков). Работа на этом этапе проходит на основе устного опережения. Это означает, что на первом этапе нет работы над текстом, все упражнения устные, хотя зрительные и двигательные подкрепления имеют место.

		Совершенствование навыков – осуществляется при работе над текстом (выражение своего отношения к прочитанному, таким образом, происходит трансформация материала разговорного текста и его комбинирование с усвоенным ранее).

		Развитие умения – использование речевого материала в совершенно новых ситуациях, для решения новых речевых задач, более сложных и с психологической, и с лингвистической точек зрения. На данном этапе осуществляется обучение общению в его диалогической, групповой и коллек.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.