VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы работы над лексическим значением слова в начальной школе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002602
Тема: Теоретические основы работы над лексическим значением слова в начальной школе
Содержание
     СОДЕРЖАНИЕ
     
Введение………………………………………………………………………
Глава I.  Теоретические основы работы над лексическим значением слова в начальной школе…………………………………………………….
        1.1. Сущность понятия «лексическое значение слова» в языкознании
        1.2. Психолого-дидактические основы работы над лексическим значением слова в начальной школе…………………………………………
         1.3. Дидактическая игра как средство работы над лексическим значением слова в третьем классе……………………………………………
Глава II.   Экспериментальное исследование ……………………………….
        2.1. Критерии оценивания и динамика лексической грамотности учащихся третьего класса…………………………………………………….
        2.2. Формирующий эксперимент по работе над лексическим значением слова в третьем классе……………………………………………
       2.2.1. Программа экспериментального обучения……………………..
        2.2.2. Ход формирующего эксперимента………………………………….
        2.3. Результаты исследования…………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………...
Приложение……………………………………………………………………
3

8
8

16

23
37

37

43
43
54
63
70
74
82



     





     ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность исследования. В настоящее время особо остро встала проблема развития речи, поскольку все меньше места остается живой речи под влиянием компьютеризации, кино, телевидения и так далее. Дети читают с каждым годом все меньше, что негативно отражается на развитии речи и словарного запаса, который становится значительно беднее и пассивнее. Примером этого могут служить односложные ответы детей на вопросы учителя, непонимание значения слов, которые довольно часто используются в повседневной жизни, отсутствие в речи слов и выражений, которые делают ее наиболее выразительной и эмоциональной. 
     Одной из ведущих задач школы является обогащение словарного запаса учащихся. Выпускник начальной школы должен владеть системой языковых знаний, навыков и умений в различных видах речевой деятельности; иметь достаточно богатый словарный запас; ясно и грамматически правильно излагать свои мысли; уметь работать с различными словарями: толковым, словарями синонимов и антонимов, фразеологическим словарём.
     В требованиях ФГОС НОО говорится, что в результате освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку и родной речи, учащиеся должны:
     1) овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
     2) овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач [49].
     Одним из важных критериев сформированности речи младших школьников является умение правильно понимать лексическое значение, знать его грамматические свойства, уметь правильно произносить и грамотно писать, сознательно употреблять слово в своей речи для обозначения предметов окружающего мира.
     Таким образом, в рамках ФГОС начального образования лексическая работа рассматривается как средство развития речи и средство формирования жизненной позиции.
     Изучение лексики, в частности работа над лексическим значением слова, в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом, как единицей лексической системы, со значением слова, изучать грамматику на лексической основе,  а также создает необходимые условия для целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся. Такое изучение лексики открывает перед учащимися еще один уровень языковой системы. 
     Актуальность проблемы речевого развития детей младшего школьного возраста привлекает ученых, исследователей, методистов на протяжении многих десятилетий. Причем оно становится объектом изучения с разных сторон. Среди ученых, которые занимались и занимаются исследованиями развития речи учащихся начальной школы, можно назвать: К.Д. Ушинского, В.И. Вахтерова, И.А. Рыбникова, А.Э. Гоэра, М.Р. Львова и других. В современной методике преподавания русского языка проблемы изучения лексики и словарной работы в школе рассматриваются в работах таких ученых, как М.Т. Баранов, А.В. Прудникова, Т.А. Ладыженская и другие. Особое внимание уделяется созданию системы работы по лексике и обогащению словарного запаса.
     Вопросы изучения отдельных разделов лексической системы: многозначности слов, антонимов, синонимов, эмоционально-экспрессивной лексики - разрабатываются Л.А. Введенской, И.Н. Зайдман, Ж.Я. Ермола, H.A. Ипполитовой, П.И. Колосовым, Н.К. Никитиной, В.П. Озерской, Ю.П. Плотниковой, П.С. Пустоваловым и многими другими. Лексическая работа в связи с развитием речи рассматривается в работах H.A. Купиной, В.Е. Мамушина, К.П. Щепиной, Т.М. Фалиной, Н.А.Моралевой, В.Я.Булохова, И.Е.Синицы и других. 
     Анализ методической литературы позволяет сделать вывод, что все ученые, занимающиеся проблемой развития речи детей младшего школьного возраста, отмечают, что общая сформированность речи зависит от того насколько учащиеся владеют словом: могут толковать его значение, использовать в речевой практике.
     Следует отметить, что большая часть лексической работы в начальной школе имеет прикладной характер, так как семантизация слов, знакомство с фактами многозначности, со словами сходного и противоположного значения организуются только в связи с изучением грамматики и обучением правописанию. Вследствие этого у младших школьников недостаточно формируются лексические учебно-языковые умения, являющиеся основой овладения лексическим богатством русского языка. Поэтому встает вопрос о совершенствовании приемов работы над словом на уроках русского языка. В качестве одного из эффективных приемов лексико-семантической работы можно выделить игровую деятельность.
     Давно известно, что игра дает детям возможность раскрыть свои возможности в непосредственной обстановке. О роли игры в процессе обучения говорили и говорят многие известные педагоги и психологи. Еще Л.С. Выготский говорил, что именно в игре дети учатся усваивать общественные функции и нормы поведения. Игра, как он отмечал, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, так как игра – это всегда эмоции; а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление [17, с.54]. 
     Проблему использования игровой деятельности в учебном процессе в общеобразовательных школах рассматривают ученые: А.А. Вербицкий,                   М.Л. Вайсбурд Я.С. Гинзбург, Л.Ф. Грицюк, Ю. Друзь, О.В. Калимулина,                 С.Н. Карпова, М.Д. Касьяненко, С.В. Козак, Н.М. Коряк, М.М. Крюков,                  И.М. Кулиш, И. Макаренко, Н.В. Матвеева, В.О. Нотман, Т.И. Олейник,                   О.И. Палей, О.В. Парийская, Л.Г. Петрушина, Н.И. Торунова и др. 
     Одним из путей решения проблемы развития познавательного интереса является использование дидактических игр, в процессе проведения которых реализуется гуманитарная направленность школьного курса русского языка.                В самом термине «дидактическая игра» подчёркивается педагогическая направленность, отражается многообразие её применения. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях.
     На сегодняшний день неоспоримо положение о том, что именно дидактическая игра является мощным средством всестороннего развития личности ребенка, источником усвоения различных знаний и умений. Многие исследователи-методисты посвящают ей свои работы: А.П. Усова, Ф.Н. Блехер, З.М. Богуславская, Е.Ф. Иваницкая, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.        В то же время проблема игры мало  решена в плане использования ее на уроках русского языка,  в частности  в процессе организации  работы  над лексическим значением слова.
     Таким образом, актуальность настоящего исследования, с одной стороны, определяется недостаточной разработанностью данной проблемы, с другой стороны, обусловлена необходимостью создания специальной методики работы над лексическим значением слова при помощи дидактических игр.  
     Объект исследования – процесс работы над лексическим значением слова на уроках русского языка в третьем классе.
     Предмет исследования – система методических средств работы над лексическим значением слова в условиях применения дидактических игр.
     Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить  эффективность работы над лексическим значением слова в процессе использования дидактической игры в третьем классе.
     В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что работа над лексическим значением слова на уроках русского языка  будет эффективным, если будут обеспечены комплексные условия применения дидактических игр.
     Задачи исследования:
     1) изучить сущность понятия «словарная работа» на уроках в начальной школе;
     2) выявить психолого-дидактические принципы, методы, средства, подходы к работе над лексическим значением слова;
     3) определить роль дидактической игры в работе над лексическим значением слова в третьем классе;
     4) разработать и реализовать систему работы над лексическим значением слова посредством дидактических игр в третьем классе.
     5) провести сравнительный анализ до и после формирующего эксперимента и подвести итоги исследования.
     Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялись следующие методы исследования:
     - теоретические:  отбор материала в направлении научного поиска; анализ лингвистической, методической, педагогической, психологической литературы с целью установления теоретических основ исследования; 
     - эмпирические: целенаправленное наблюдение за процессом обучения младших школьников; изучение и обобщение педагогического опыта учителей; анализ письменных работ учащихся начальных классов; проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов; 
     - математические: количественная и качественная обработка результатов эксперимента. 
     Методологическую и теоретическую базу исследования составили положения теории учебной деятельности (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Т.С. Савочкина, Д.Б. Эльконин), психологические, психолингвистические и лингводидактические основы речевого развития  учащихся (А.Г. Арушанова, Н.Е. Богуславская , H.A. Купина, М.Р. Львов, И.А. Стернин  и другие).
     Научная новизна исследования заключается в выявлении и обосновании сущности дидактической игры как педагогического средства  в работе над  лексическим  значением слова. 
     Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования дидактических игр в третьем классе на уроках русского языка с целью развития лексически грамотной речи учащихся.
     Практическая ценность заключается в том, что результаты исследования свидетельствуют о применимости дидактической игры как педагогического средства речевого развития  младшего школьника (что расширяет диапазон педагогических средств начальной школы), о влиянии дидактической игры  на развитие сфер индивидуальности ребенка. Также результаты исследования могут быть использованы учителями школ, работниками образовательных организаций, а также студентами педагогических специальностей при прохождении практики и для подготовки к семинарам.
     Экспериментальная база исследования: СОШ №54, г. Севастополь.
     В эксперименте приняли участие учащиеся третьего класса в количестве 50 человек.
     Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы (теоретическая и экспериментальная), заключение, библиографический список, приложение.









ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Сущность понятия «лексическое значение слова» в языкознании 
     
     Значение слов обусловливается всей лексико-семантической системой языка и является результатом отражения общественно осознанной объективной действительности. Лексическое значение формируется в условиях конкретных связей и взаимоотношений слов данного языка. 
     В отличие от понятий, которые являются общими для разных языков, лексическое значение слова всегда национально-специфично, как и вся лексика в целом. Помимо выражаемого им понятия в значение слова могут входить и другие компоненты: эмоциональная окраска, стилистическая характеристика, соотнесенность с другими словами того же языка. На него наслаиваются добавочные представления и разного рода смысловые ассоциации. В зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово, лексическое значение его связывается с определенным кругом грамматических значений и может испытывать на себе их влияние, так что каждая часть речи имеет свои семантические особенности [41, с.18]. 
     Содержательная сторона слова, его внутреннее устройство представляет собой явление сложное и многогранное. Если попытаться «разложить» многочисленные определения слова на составляющие их компоненты, то со всей очевидностью выделятся три элемента:
     1) предмет, для называния которого служит слово (ср. определение слова, предложенное О.С. Ахмановой: слово – важнейшая структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств) [5, с.24];
     2) звуковая оболочка (ср. следующее определение: слово – это звук или комплекс звуков, обладающих значением и употребляющихся в речи как самостоятельное целое – А.В. Калинин) [22, с.7];
     3) понятие о называемом предмете, возникающее в сознании человека (ср. слово – это кратчайшая единица языка, выражающая понятие о предмете, процессе, явлении действительности, их свойствах или отношениях между ними – Д.Э. Розенталь) [36, с.48]. 
     Все три элемента связаны между собой, образуя так называемый семантический треугольник, вершина которого – фонетическая оболочка слова, а два противоположных угла – предмет и понятие (именно так представляли себе соотношение между словом, вещью и мыслью о ней древние стоики). Фонетическая оболочка слова (тоесть последовательность его звуков) связана в сознании человека и в системе языка, с одной стороны, с предметом действительности (явлением, процессом, признаком), а с другой – с понятием, с представлением об этом предмете. Понятие является основой формирования значения слова. 
     Значение слова – это отображение в слове представления о предмете (явлении, процессе, признаке). В значении слова закрепляется отношение слова к обозначаемому им предмету или, как удачно сформулировал  А.А. Реформатский, отношение факта языка к внеязыковому факту [35, с.51]. 
     Значение слова – это продукт мыслительной деятельности человека. Оно связано с такими видами мыслительных процессов, как сравнение, классификация, обобщение. От других форм отражения действительности, свойственных человеку, в частности от ощущения, восприятия, представления, значение слова отличается тем, что имеет обобщенный и обобщающий характер: все эти низшие формы отражения действительности отражают индивидуальное, а значение – общее (ср. ощущение жары или холода у каждого человека может быть индивидуальным, однако в значениях слов жара и холод отражены те общие и наиболее существенные признаки, которые сформировались в процессе познания внешнего мира) [35, с.58].
     Значение слова как его содержание связано с понятием как отражением в сознании человека предметов и явлений внешнего мира. В этом смысле в значении слова закреплено диалектическое единство языкового и внеязыкового содержания. «Будучи прикреплено к определенному звуковому комплексу, – писал акад. Д.Н. Шмелев, – значение вместе с ним образует слово, являющееся единицей языка и в качестве таковой связанное фонетически, грамматически и семантически с другими словами. Будучи отображением каких-то явлений внеязыковой действительности (в том числе, конечно, и психической жизни человека) оно включает в себя понятие об этих явлениях, которое и представляет собой его внутренний стержень» [52, с.29].
     Лексическое значение – соотношение звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности. Лексическое значение включает в себя не всю совокупность признаков, присущих какому-либо предмету, явлению, действию и так далее, а только наиболее существенные, помогающие отличить один предмет от другого. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым определяются общие свойства для ряда предметов, действий, явлений, а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет, действие, явление [30, с.384].  Например, лексическое значение слова «дерево» определено так: «многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону», то есть перечисляются те признаки, которые позволяют отличить его других видов растений (кустарник, цветок и др.). Лексическое значение слова «грабли» толкуется как сельскохозяйственное орудие – насаженная на длинную рукоять колодка с зубьями для сгребания сена, для рыхления земли. Примеры употребления: Сгребать граблями сено, сухие листья. Разрыхлять грядку граблями.
     Лексическое значение слова определяется через соотнесенность его, с одной стороны, с соответствующим понятием (составляющим ядро лексического значения слова), а с другой – с остальными словами языка, то есть через его место в лексической системе языка. Значение и понятие, следовательно, тесно связаны друг с другом, хотя это категории и неоднопорядковые.
     С точки зрения языкознания, «понятие – это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности посредством фиксации их свойств и отношений». В данном определении указывается на обобщающий характер этой категории, поскольку понятие фиксирует наиболее общие и существенные признаки познаваемых предметов (например, понятие «человек» фиксирует в мышлении познающего такие существенные характеристики, как способность мыслить, морально оценивать свои поступки, создавать сложные орудия труда и так далее). Выраженное словом понятие соответствует не отдельному, конкретному предмету, а целому классу однородных предметов, представляя, таким образом, высшую форму обобщения. И в этом смысле понятие и значение слова взаимосвязаны. Однако понятие как форма абстрактно-логического мышления относится к сфере логики, а значение как содержание языкового знака – к сфере языка, поэтому в целом они не совпадают. Последние работы в области теории и философии языка показали, что соотношение между понятием и значением может быть разным: 
     - значение слова может быть шире понятия, так как понятие в слове одно, а значений может быть несколько, особенно у многозначных слов (слово ядро, например, выражающее понятие «внутренняя часть чего-либо», имеет несколько значений: 
     1) внутренняя часть плода, заключенная в твердую оболочку (ядро ореха), 
     2) внутренняя, центральная часть чего-либо (ядро атома),
     3) важнейшая часть клетки животного и растительного организма и др.); кроме того, значение может включать субъективный элемент, оценочный компонент (ср. дочь - дочурка, работа - работенка), а понятие является объективным отражением действительности;
     - значение слова может быть уже понятия, так как оно может включать в себя лишь различительные признаки, тогда как в понятии закрепляются и интегральные признаки, являющиеся нередко более существенными признаками предмета или явления (ср., например, значение слова гриб - низшее растение, не образующее цветков и семян, размножающееся спорами' и более широкое понятие этого же слова: «низшее споровое растение без хлорофилла, не образующее цветка и семян, состоящее из мясистой шляпки различной формы и окраски, по большей части на ножке»);
     - значение может полностью совпадать с понятием, что наблюдается чаще всего в терминах (ср. лингвистические термины);
     - значение слова может полностью расходиться с его научным понятием (ср. значение слова «прямая» в геометрии: «кратчайшее расстояние между двумя точками» и в повседневной жизни «линия, которая не уклоняется ни вправо, ни влево, ни вверх, ни вниз») [52, с.32].
     Понятие имеет нежесткие связи с языковой формой, так как оно может быть выражено словом или его основой (ср. возможность выражения понятия «белый» не только словами белый, белизна, белить,   но и основой бел-, словосочетанием с различной степенью сложности (ср. железная дорога), а также предложением (ср. стол «род мебели, на которую ставят или кладут что-либо при работе, еде и так далее»). 
     Языковой формой выражения лексического значения является слово (в совокупности составляющих его морфем).
     Отношения между понятием и значением, таким образом, чрезвычайно сложные, однако связь между ними прослеживается. Она выражается в том, что понятие лежит в основе лексического значения, хотя границы его иногда могут быть и нечеткими размытыми. Как справедливо указывает В.Г. Гак, оно имеет четкое ядро, благодаря чему обеспечивается устойчивость лексического значения слова и взаимопонимание, и нечеткую периферию благодаря чему значение слова может как бы «растягиваться», что делает возможным возникновение переносных значений [18, с.73].
     Понимание различий между значением слова и понятием привело ученых к пересмотру отношений между предметом, фонетической формой слова, его значением и понятием, вследствие чего «семантический треугольник» был модифицирован в «семантическую трапецию»: если в семантическом треугольнике значение слова и понятие совпадали в одной вершине и не дифференцировались, то в семантической трапеции этого не наблюдается, поскольку вершину трапеции образуют понятие и значение, а основание – предмет и фонетическая оболочка слова. Такое схематическое изображение соотношения этих компонентов представляется более удачным, так как прямой связи между словом (знаком) и предметом нет: она опосредована мышлением и языком, отражающими существующий мир (исключение составляет лишь небольшая группа звукоподражательных слов типа: кукушка, мяукать, апчхи и других).
     Не менее сложным является и вопрос о соотношении слова и понятия. Современное языкознание и формальная логика представили новые аргументы, свидетельствующие об отсутствии параллелизма между словом как языковой единицей и понятием как мыслительной категорией: 
     1) одно и то же слово может выражать несколько понятий (что ведет к возникновению явлений полисемии и омонимии); 
     2) одно и то же понятие может быть выражено разными словами, то есть иметь несколько способов выражения (на этом основано явление синонимии); 
     3) понятие может не иметь однословного выражения (ср. Московская область), 
     4) в языке встречаются слова (например, междометия), которые вообще не выражают понятия и, наоборот, существуют понятия, не имеющие в языке своей узуальной единицы (ср. в русском языке есть слово старшеклассник, но нет лексемы для обозначения учащихся младших классов);  
     5) с развитием общества содержание понятия может измениться, а слово (или точнее – лексема) сохраняется в языке в неизменном виде: будильником в русском языке назывался раньше монах, который будил монашескую братию по утрам, а сейчас так называются часы и так далее. То есть понятие в языкознании не связывают с какой-нибудь одной, строго определенной знаковой формой, а допускают выражение одного и того же понятия разными языковыми средствами [18, с.102].
     Сложным является и вопрос о соотношении служебных слов с понятием и значением. Одни ученые считают, что служебные слова, а также имена собственные и междометия не связаны с понятием и значением, другие полагают, что косвенная соотнесенность с понятием у них есть. Она проявляется в том, что эти имена в сознании говорящих «подводятся» под тот или иной класс предметов и связываются с соответствующими понятиями (слово Нева, например, – под класс «река», Борис – под класс «лицо мужского пола», «тьфу» соотносится с понятием отвращения, презрения и так далее). 
     А.А. Уфимцева говорит о необходимости подходить к слову как к неразрывному единству звуковой стороны и смыслового содержания, как к сложному тождеству его лексико-грамматических и лексико-фразеологических форм, выявляющихся в многообразных связях  слов с другими элементами языковой структуры, и на основе этого выделяет три основных фактора, определяющие лексическое значение слова: 
     1) логико-предметное содержание слова; 
     2) своеобразие грамматических форм, при помощи которых это смысловое содержание фиксируется и воспроизводится; 
     3) соотношение данного слова со всей лексико-семантической системой языка, обязательным элементом которой оно является.
     По мнению автора, смысловая структура слова представляет собой иерархическую систему, в которой степень самостоятельности и сфера общеупотребительности значений поставлены в зависимость от характера связи слова с обозначаемыми им «предметами» (прямые, переносные), а, следовательно, и со словами, составляющими его обычный семантический контекст (свободные и связанные значения) в системе языка, от роли и места, которое занимают эти далеко не однородные семантические элементы, значения полисемантического слова в системе языка [47, с.116].
     Е.Г. Беляевская включает в лексическое значение слова: 
     1) указание на обозначаемый предмет, явление, процесс или признак; 
     2) указание на отношение к обозначаемому со стороны говорящего; 
     3) указание на общий тип коммуникативных ситуаций, в которых может использоваться данное наименование. 
     В соответствии с этим, она выделяет следующие аспекты лексического значения: 
     1) вещественное содержание; 
     2) коннотативный аспект; 
     3) прагматический аспект.
     Основу лексического значения, по мнению Е.Г. Беляевской, составляет его предметная соотнесенность – способность слова использовать для обозначения предметов и явлений объективной действительности, а также предметов или явлений, являющихся предметом мысли и мыслимых как существующие. Предметная соотнесенность имени формирует его вещественное содержание [9, с.43].
     И.В. Арнольд определяет смысловую структуру слова как всю систему значений (или аспектов лексического значения), исторически закрепленную за данным звуковым комплексом, со всеми привносимыми в разных контекстах дополнительными эмоциональными, стилистическими и смысловыми оттенками и особенностями употребления [2, с.65].
     Анализ смысловой структуры слова, то есть его смыслового объема, способствует установлению типов или видов лексического значения. Общепринятой классификации и терминологии типов лексического значения нет. У разных авторов можно встретить следующие термины: основное и производное, прямое и переносное, конкретное и абстрактное, центральное и второстепенное, этимологическое и действующее значение слов.
     Все эти значения группируются по нескольким основным признакам.              С точки зрения происхождения, значения можно подразделить на основные, то есть положившие начало другим, и производные, - ответвившиеся от них, значения; к этой группе следует отнести и этимологическое, то есть наиболее ранее известное значение слова и  архаические или устаревшие, противопоставляя их по действующему временном значению. Это диахроническая классификация.
     Академиком В.В. Виноградовым была предложена схема классификации значений в зависимости от условий их реализации в речи. В.В. Виноградов различает значения свободные, то есть реализующиеся в любых свободных сочетаниях, и грамматически или фразеологически связанные, то есть зависящие от формы или лексического состава тех словосочетаний, в которых они участвуют [16, с.5].
     В русском языке существует несколько основных способов толкования лексического значения слов: синонимический, перечислительный, через указание более широкого класса (термина) и отличительных признаков, описательный, отрицательный. На их основе формируется описательно-синонимический, описательно-перечислительный, положительно-отрицательный и другие комбинированные способы определения. Успешное применение этих способов в процессе обучения языку будет способствовать более быстрому и прочному усвоению необходимой школьникам лексики [4, с.56].
     Синонимический способ определения. Сущность этого способа заключается в том, что значение неизвестного или непонятного в данной ситуации слова раскрывается тождественным (или близким по значению) словом-синонимом: Оригинал – подлинник. Коммерция – торговля. Зодчий – архитектор. Аморальный – безнравственный. Поясняющий синоним обозначает понятие, тот же круг предметов, что и поясняемое слово, поэтому оно точно передает объем определяемого класса.
     Синонимические определения применяются тогда, когда в литературном языке имеются достаточно точные, содержательные и хорошо известные синонимы к ним. Очень часто они используются для раскрытия значения диалектной лексики. Наиболее широко эти определения используются для пояснения значений слов другого языка.
     Перечислительный способ определения. Сущность этого способа заключается в том, что значение слова или выражения раскрывается путём перечисления тех объектов, которые именуются данным словом: Морфема – это приставка, корень суффикс, окончание. Приматы – это полуобезьяны, обезьяны, человек. Гнус – комары, мошки, слепни. Поясняющая часть данных определений состоит из ряда слов, каждое из которых именует лишь часть того, что обозначается поясняемым словом, но в итоге они дают тот же круг предметов, что и поясняемое слово.
     Перечислительные толкования наилучшим образом отвечают психологическим особенностям воспитания и усвоения школьниками значения слов. Поэтому эти определения систематически используются в школе для первичного знакомства с такими широкими по своему значению словами, терминами, как предмет, качество, действие, вещество, металл, животные, насекомые и другие. Данные определения нередко применяются также для истолкования значений слов неродного или иностранного языка [4, с.61].
     Определение через указание более широкого класса и отличительных признаков. Определение, составленное по данному способу, состоит из двух основных частей: а) более широкого по значению слова, указывающего на родовую отнесенность поясняемого слова, б) словосочетания или слова, указывающего на видовой отличительный признак предмета: Дивиденд – доход (1), получаемый владельцем акций (II). Сапфир – драгоценный камень (1) синего или голубого цвета (II). В качестве первого элемента здесь могут использоваться не одно, а два, три и более синонимизирующихся слов, которые в целом дают более полное и содержательное пояснение, затем указывается специфический отличительный признак. Таковы по своей структуре следующие определения: Класс – совокупность, разряд, группа предметов, обладающих общими признаками. Интуиция – чутье, догадка, проницательность, основанная на предшествующем опыте. С другой стороны, в одном и том же определении данного типа могут указываться сразу несколько отличительных признаков, которые более точно и полно раскрывают смысл поясняемого слова.
     Описательный способ определения. Характерной чертой этого способа является отсутствие первого номинативного элемента. Вся необходимая информация выражается описательной частью, которая вводится в определение указательными словами. При определении значения имен существительных описательная часть вводится описательными «операторами» то, что, тот, кто (или который); все то, что; все (те), кто; всякий, кто и др., которые разграничивают лишь лица и предметы: Апологет – тот, кто выступает с предвзятой защитой каких- либо идей, учения и так далее. Культура (в широком смысле) – все то, что создано человеческим обществом в отличие от природы. Ноша – то, что несут на себе.
     При определении значения имен прилагательных, наречий в качестве «операторов» используются местоименные выражения такой, который; такой, что; так, что; чтобы и другие.
     Легкоплавкий – такой, который плавится при невысокой температуре. Наперерез – так, чтобы пересечь чей-либо путь.
     Отрицательные определения. Предшествующие способы определения основаны на использовании положительной информации о предмете, необходимой для применения и понимания слова. Но возможен принципиально иной способ толкования значения слов – путем указания таких свойств предметов, которые у него отсутствуют. Эти определения не только разграничивают значение слов, но в известной мере раскрывают его свойства, качества, поскольку отсутствие каких- либо свойств также является в конце концов существенной характеристикой.
     Чаще всего для раскрытия значений слов используются негативные определения, в которой описание относится лишь к описательной части определения. Они строятся по формуле: « X- это Y, который не имеет C». Азот – газ без цвета и запаха, не поддерживающий горения. Суша – часть земли, не покрытая водой. Целина – не подвергавшаяся обработке, еще не паханная земля [4, с.65].
     Рассмотренные основные способы определения позволяют достаточно полно и точно раскрыть значение любого неясного слова или фразеологического сочетания, а также выразить все те оттенки смысла, которые слово получает в реальном словоупотреблении. Одновременно эти способы раскрывают семантические связи между словами, показывают место того или иного слова в определенном значении в лексической системе данного языка. Для окончательного выбора того или иного способа необходимо учитывать характер значения слова, цель определения, уровень развития и подготовки школьников.
     Лексическое значение слова тесно связано с грамматическим. Нет ни одного слова, обладающего лексическим значением и не имеющего социального грамматического оформления. Как отмечает А.В. Бондаренко, для выражения грамматических значений имеются особые материальные показатели, которые и придают слову грамматическую оформленность. Так, например, в глаголе писать, употребленном в разных формах (писал, писала), лексическое значение дополнительно осложняется грамматическими значениями прошедшего времени, единственного числа, мужского и женского рода, что выражается с помощью окончания -а – для женского рода, нулевого окончания – для мужского рода и суффикса -л- прошедшего времени [14, с.54].
     Грамматические категории устанавливают, что, исходя из нашего опыта, следует называть предметами, а что действиями или состояниями. Можно проследить, что понятия «лексическое значение» и «грамматическое значение» не только противопоставляются, но и дополняют друг друга. Одно понятие не.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44