VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы сплочения детского коллектива в начальной школе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001957
Тема: Теоретические основы сплочения детского коллектива в начальной школе
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы сплочения детского коллектива в начальной школе
1.1. 	Понятие детского коллектива в психолого-педагогической литературе.7
1.2.   	Особенности сплоченного детского коллектива в начальной школе…19
1.3. 	Психолого-педагогические условия успешного сплочения детского коллектива в начальной школе…........................................................................31
Выводы по первой главе………………………………………………………...45
Глава 2. Экспериментальное исследование сплочения детского коллектива в начальной школе
2.1. Диагностика сплоченности коллектива младших школьников………….46
2.2. Организация работы по сплочению коллектива учащихся в начальной школе…………………..........................................................................................56
2.3. Анализ реализованных мероприятий ……………………………………..68
Выводы по второй главе………………………………………………………...70
Заключение……………………………………………………………………….73
Библиография…………………………………………………………………….77
Приложение










ВВЕДЕНИЕ

     В любом ученическом коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен, потому что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена. И эта проблема, несомненно, по сей день еще является актуальной, так как от степени сплоченности коллектива зависит степень усвоения учебного материала учащимися, эффективность работы преподавателя и формирование личности учащихся, особенно это важно в начальной школе, что обуславливается возрастными особенностями развития детей на данном этапе.
     В коллективе школьников, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности.
     Особенностям формирования коллектива школьников посвящены работы многих исследователей в области психолого-педагогической науки.
     Особую роль в этом отношении сыграли взгляды А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Так А.С. Макаренко глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Последовательное развитие идеи А.С.Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского. Многолетняя педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского в качестве директора школы и учителя позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива.
     Современные исследователи также уделяют свое внимание проблеме формирования школьного коллектива. Например, Я.Л. Коломинский в своей книге «Социальная психология школьного класса», показывает основные детерминанты развития и формирования детского коллектива, приводит широкую методологическую базу, применяемую для изучения взаимоотношений внутри школьного коллектива.
     Надо отметить, что наиболее важным периодом в плане формирования коллектива является начальная школа. Именно в начальной школе ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств. Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, младший школьник в большей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.
     Это и обусловило актуальность темы исследования.
     При изучении психолого-педагогической литературы нами были выявлены противоречие  между необходимостью формирования коллектива школьников и недостаточной изученностью условий формирования сплоченного коллектива младших школьников в учебном процессе школы.
     Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования:  изучение условий формирования сплоченного коллектива младших школьников в учебном процессе школы.
     Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Психолого-педагогические основы сплочения детского коллектива в начальной школе».
     Объект исследования: процесс сплочения детского коллектива в начальной школе.
     Предмет исследования: психолого-педагогические условия сплочения детского коллектива в начальной школе.
       Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность условий сплочения детского коллектива в начальной школе.
     Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что формирование коллектива младших школьников в учебном процессе школы будет эффективным при соблюдении следующих условий:
     - организация совместной деятельности младших школьников на уроках;
     - разработка и проведение коллективных дел младших школьников во внеклассных мероприятиях.
     В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 
     1.  Изучить теоретические основы сплочения детского коллектива в начальной школе.
     2. Определить особенности сплочения детского коллектива в начальной школе.
     3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность условий сплочения детского коллектива в начальной школе.
     Теоретико-методологическая основа исследования: методические исследования формирования коллектива младших школьников в трудах Н.Е.Щурковой, В.А.Сластенина, Е.М.Сафроновой, М.И.Рожкова и других.
     Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, анализ экспериментального материала.
     Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №___ города ____________. В эксперименте участвовали ученики 2 «А» и 2 «Б» классов в количестве по 26 учеников в каждом классе.
     Исследование проводилось в три этапа.
     Первый этап – постановочный   – выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
      Второй этап – собственно-исследовательский   – разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
     Третий этап – интерпретационно-оформительский   – проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала. 
     Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность условий сплочения детского коллектива в начальной школе.
     Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе школы в формировании коллектива школьников.
     Внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения экспериментальной работы на базе МОУ СОШ №___ города ________. Результаты исследования обсуждались на заседаниях методических объединений педагогов общеобразовательного учреждения.
     Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 42 наименования,  приложения. 
     Общий объем работы 70 страниц компьютерного текста.




Глава 1. Теоретические основы сплочения детского коллектива в начальной школе
1.1. 	Понятие детского коллектива в психолого-педагогической литературе
     
     Термин «коллектив» произошел от латинского collektives- собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на общественно-значимых целях, общественных ориентациях и совместной деятельности.
     Коллектив - явление сложное, в нем наблюдается переплетение мыслей, чувств, стремлений, интересов, увлечений самых разных людей. По Л.С. Выготскому коллектив выступает как фактор развития ребенка. Детально определял сущность коллектива А.С.Макаренко. “Нельзя представить себе коллектив, - писал он, - если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив- это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище” [9, с.1332].
     А.С. Макаренко считал, что гуманистическая интерпретация коллектива предполагает наличие определенных признаков, которые и позволяют сделать именно коллектив «инструментом прикосновения к личности» [9, с.132].
     Понятие «коллектив» было введено в обиход в отечественную педагогическую теорию и практику с первых лет советской власти. Идеи "коллективного воспитания" были заложены в основу воспитательной деятельности С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, М.М. Пистрака, П.Н. Лепешинского и др., а позднее - В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, Н.Я. Скороходовой, И.П. Иванова. 
     Положения А.С. Макаренко стали основой теории и методики коллективного воспитания. В статье «Цель воспитания» он выделяет следующие признаки коллектива:
     - общественно ценные цели;
     - совместная деятельность по их достижению;
     - отношения взаимной ответственности;
     - организация органов самоуправления;
     - направленность деятельности на общую пользу.
     В дальнейшем в отечественной социальной психологии был выделен ряд признаков, характеризующих группу как коллектив. Большое значение здесь сыграли работы А.В.Петровского, И.Н.Платонова, Л.И.Уманского.
     Н.П.Аникиевой в основу характеристики группы как коллектива были положены следующие критерии [2]:
     - содержание нравственной направленности группы (единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы);
     - организационное единство;
     - групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности;
     - психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое).
     На основе указанных признаков Л.М.Фридман предлагает следующую классификацию групп по уровню их развития:
     - группа номинальная;
     - группа-ассоциация (общая цель, официальная структура);
     - группа-кооперация (общая цель, групповая подготовленность к деятельности);
     - группа-корпорация (наличие всех признаков, но нравственная направленность такой группы чаще всего характеризуется групповым эгоизмом и индивидуализмом);
     - коллектив [31].
     Детский коллектив оказывает воспитательное влияние на личность в условиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций. Исследователи (В. М. Коротов и др.) выделяют три функции: функцию организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; функцию воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных нравственных убеждений; функцию стимулирования — коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношений. Нормальное функционирование детского коллектива возможно при правильном тоне и стиле отношений. А. С. Макаренко в ряде своих работ подчеркивал необходимость такой организации воспитательного учреждения, которое имело бы единую форму организации, стиль и тон отношений.
     Отличительными признаками стиля детского коллектива А. С. Макаренко считал: во-первых, мажор — постоянную бодрость, готовность воспитанников к действию; во-вторых, ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; в-третьих, дружеское единение его членов; в-четвертых, ощущение защищенности (А. С. Макаренко считал, что ни один ребенок не должен чувствовать себя в коллективе обособленно и беззащитно. Должно быть законом, что никто не имеет не только права, но даже возможности унижать в какой бы то ни было форме более слабого и зависимого); в-пятых, активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному, деловому или игровому действию; и наконец, привычка к торможению, сдержанности в движении, слове, в проявлении эмоций. Тон и стиль коллективных отношений поддерживается в соответствующих законах и правилах, как для детского коллектива, так и для коллектива педагогов. Эти законы варьируют в разного типа воспитательных учреждениях, но все они отражают ту систему требований, которая заложена в основе коллективного сотрудничества [9].
     В структуре коллектива основным звеном является первичный коллектив. В школьной практике - это класс. В классе образуются наиболее длительные и устойчивые отношения детей с учителями, друг с другом с другими классами Разнотипные первичные коллективы взаимосвязаны и образуют ученический коллектив школы.
     Каждый из коллективов, входящих в сложную структуру детского коллектива воспитательного учреждения, имеет свои органы самоуправления, которые будучи взаимосвязанными, образуют систему органов детского самоуправления. В школе это парламент, классные группы, советы клубов и добровольных обществ, совет ученической бригады, совет интерната, различные временные органы. От зрелости коллектива зависит разнообразие системы органов самоуправления характер их полномочий.
     Особое место занимает главный орган управления детским коллективом образовательного учреждения (парламент школы). Он координирует и направляет деятельность других органов как непосредственно через свои секторы, так и опосредованно через активистов, входящих в тот или иной орган ученического самоуправления [27].
     Совместная целеустремленная деятельность усиливает потребность в общении. В результате между ними возникают многообразные связи и отношения, объединяющие детей как членов одной социально-психологической общности.
     Избирательные связи и отношения в первичном коллективе приводят к образованию микрогрупп эмоционально-психологического характера (дружеских и приятельских), каждая из которых включает небольшое количество детей, испытывающих по отношению друг к другу чувства взаимной заинтересованности, симпатии, дружбы.
     Эти группы занимают различное положение в коллективе. Есть группы, лидирующие во всех видах деятельности, группы, авторитет которых ситуативен, группы обособившиеся, замкнувшиеся в сфере своих интересов. Задача состоит в том, чтобы вовлечь все эти группы в активную жизнь коллектива, подчинив мотивы их объединения общественно полезным целям.
     В структуре коллективных отношений большое значение имеют связи первичных коллективов между собой и посредством общешкольного коллектива с другими коллективами как школ, так и других объединений. Связи с другими коллективами помогают предотвратить замыкание первичных коллективов и групп в узкие интересы только своих членов, приобщают школьников к широким социальным контактам, интересам других коллективов.
     В школьном коллективе существует разветвленная сеть разнотипных первичных коллективов, в каждом из которых ребенок испытывает своеобразное воздействие, дает ему возможность осуществлять разные социальные роли (в одном он - ученик, в другом - спортсмен, в третьем - артист и т.д.) [20].
     Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Характер деятельности, ее содержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этом детских отношений, и те нормы, которые при этом естественно возникают в коллективе и регулирует поведение его членов. Поэтому педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами осуществляется прежде всего посредством руководства деятельностью коллектива. Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.
     1. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.
     2. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы ребят и опираться на эти интересы.
     3. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником (сводные отряды, комитеты дел, творческие группы и т.д.).
     4. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.
     5. Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра [10].
     В процессе совместной деятельности и общения между школьниками возникают различного вида отношения, образующие сложную внутреннюю жизнь коллектива.
     Это, прежде всего, отношения ответственной зависимости (по А.С.Макаренко) или, как их иначе называют, деловые отношения. Чем отчетливее отработана в коллективе система распределения исполнителей и организаторов, подчинения и распоряжения, тем безошибочнее срабатывают отношения взаимной ответственности: члены коллектива требуют друг от друга и от себя подчинения установленным правилам, обеспечивающим достижение цели.
     Судить о развитии деловых отношений в коллективе можно:
     - по тому, как относятся члены коллектива к общим нуждам и заботам коллектива, легко ли откликаются на них, замечают ли их сами;
     - по тому, как встречают они распоряжения и предложения выборного актива;
     - по тому, как принимаются решения органами коллектива;
     - по частоте и характеру нарушений норм жизни коллектива, принятии решений и др.
     Безусловно, что без такого рода отношений коллектив просто не может существовать. Однако если роль деловых отношений абсолютизируется, все внимание школьников сосредоточивается только на их организации, то эмоциональная жизнь коллектива обедняется, уменьшается количество контактов, связей между членами коллектива - и коллектив может стать для школьника чисто формальным объединением [15].
     Поэтому необходимо развивать систему личных взаимоотношений в коллективе, их гуманистическую направленность. Детский коллектив не может развиваться также без отношений дружбы и товарищества, личных симпатий и взаимопонимания.
     Только при таких отношениях каждый ребенок может найти свое место в коллективе, испытывать эмоциональный комфорт.
     Успешное функционирование детского коллектива требует создания возглавляющих его органов. Органы коллектива — это избираемые или уполномоченные лица, которым члены коллектива поручают совместно планировать общественные дела, распределять поручения между членами коллектива, проверять их выполнение, координировать и объединять работу всех первичных коллективов [14].
     Наличие органов коллектива обеспечивает активность позиции каждого члена коллектива как организатора совместной жизни.
     Органы коллектива могут создаваться двумя способами: либо избирается совет представителей первичных коллективов, или же органы коллектива избираются из числа лучших представителей коллективов. Преимущества первого способа в том, что в совете представлены уполномоченные каждого первичного коллектива, и это обеспечивает гибкость руководства. Преимущества второго способа в том, что в коллективный орган попадают самые зрелые и умелые ребята. При выборах в разные органы целесообразно сочетать оба способа.
     Детский коллектив имеет определенную структуру, основной единицей которого является ученический класс. Оказывает воспитательное влияние на личность, тем самым является носителем определенных воспитательных функций:
     - воспитательной: детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных нравственных убеждений;
     - организаторской: детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;
     - стимулирования: коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
     Вместе с тем следует учитывать, что в ученической среде возникают различные объединения (по увлеченности, совместной деятельности, взаимным симпатиям, по интересам, соседству и другим признакам). В процессе общения развиваются межличностные отношения. Коллектив обретает свою внутреннюю, субъективную сторону жизнедеятельности и функционирует как явление социальное.
     Классный коллектив является своеобразнои формой общности подростков, юношей и девушек. От других объединений он отличается целым рядом признаков. Прежде всего, это объединение школьников, устремленных к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе. Отношение школьников к учебной деятельности может складываться по-разному, в зависимости от успеха, способностей к тому или иному виду учебного труда, сложившегося опыта учебной деятельности, а также и от некоторых объективных условий: педагогического мастерства учителя, характера взаимоотношений с ним. Вот почему первый признак — совместная устремленность к социально значимым целям деятельности (основной для учащихся) — предполагает высокий уровень сознательности членов коллектива [5].
     Вторым признаком коллектива является совместная деятельность его членов, направленная на достижение поставленных целей. Характер деятельности, ее содержание, формы сотрудничества, результаты также обусловлены особенностями ученической позиции школьника. В отличие от трудовых коллективов, где результаты коллективной деятельности оцениваются по уровню производительности труда и степени сознательности рабочего, проявляемой в чувстве коллективной ответственности, чести заводской марки, дисциплинированности и т. д., деятельность школьников в коллективе оценивается по индивидуальным достижениям в учебном процессе и интенсивности обмена накапливаемыми знаниями в различных формах внеучебного сотрудничества. Учебная деятельность — основная для школьников.
     Третий признак коллектива — наличие в нем отношений ответственной зависимости — в коллективах школы имеет своеобразие, заключающееся в том, что ответственная зависимость школьников в коллективе устанавливается при постоянном направляющем воздействии учителя [6, с.58].
     Исследователи коллектива (Л. И. Новикова, А. Т. Куракин и другие) показали, что классный коллектив как социальную общность характеризует не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений детей.
     Процесс функционирования классного коллектива осуществляется неравномерно: для него характерны чередования подъема и относительной стабильности, постоянное усложнение перспективы превращения части их в традиции коллектива [12]. 
     Классные коллективы отличаются друг от друга и таким признаком, как доминирующий фактор сплочения. Факторами могут быть общие интересы членов группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, принимаемых всеми членами группы, и т. д. В зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает одну сплоченную группу от других.
     В педагогической практике часто сплочение рассматривалось как единственный признак коллектива. Случается, что всякое сплочение, даже на основе антигуманных норм отношений, рассматривается отдельными педагогическими работниками как позитивное явление. Это происходит из-за того, что организаторские задачи они считают более значимыми, чем воспитательные, а манипулирование сплоченной группой осуществлять значительно легче [36, с.352].
     Работа с классным коллективом может рассматриваться в двух плоскостях. С одной стороны, речь идет о том, что, оказывая воспитательное влияние на учащихся, учитель, классный руководитель, администратор должен учитывать специфику класса, особенности его сплочения, а с другой стороны, стремиться к тому, чтобы сплочение группы происходило достаточно демократично, на основе гуманистических норм отношений, т.е. создавался воспитательный коллектив.
     Как считал Л.М.Фридман, самое существенное качество классного коллектива, уровень ее социально-психологической зрелости, превращает ее в группу-коллектив. В своих работах он выделяет критерии формирования классного коллектива [31, с.17].
     Первый из них — групповая направленность, под которой понимается социальная ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, групповых норм. Основой группового сознания, определяющего направленность группы, является гуманность принимаемых группой норм отношений. В случае наличия устойчивых антигуманных норм (жесткости, недоброжелательности, обмана и т.п.) группа становится асоциальным объединением. Особую роль в формировании социальных норм играет социальная позиция лидера классного коллектива.
     Вторым критерием развития классного коллектива является способность группы к самоуправлению (самоуправляемость). К третьему критерию относится подготовленность классного коллектива к совместной деятельности. Необходимо подчеркнуть зависимость этой подготовленности от особенностей самой деятельности — ее сложности, профессионального характера, уровня творчества, вида, формы и т. д.
     Необходимо сказать еще о трех взаимосвязанных показателях формирования классного коллектива: интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности. Интеллектуальная коммуникативность — это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка, способность членов группы понимать друг друга с «полуслова». Эмоциональная коммуникативность — это межличностные связи эмоционального характера, которые в большей степени характеризует народная мудрость: «Разделенная радость — две радости, разделенное горе — полгоря». Волевая коммуникативность — это способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее стрессоустойчивость, надежность в экcтремальных ситуациях [31, с.14].
     Центральными моментами анализа отношений в классном коллективе являются:
     1) Анализ отношений детей к совместной деятельности в классе;
     2) Анализ взаимоотношений (отношений детей друг к другу).
     Отношение к делу, к совместной деятельности сказывается на зрелости коллектива и проявляется во взаимоотношениях. Строго говоря, коллективом можно назвать не каждую группу, а только соответствующую некоторым критериям. Важнейшими критериями выступают, во-первых, просоциальность коллективной деятельности, заданность ее более широким контекстом социальных отношений, во-вторых, успешность решения группой своих групповых задач, в-третьих, имеющиеся возможности для самоопределения каждой личности, в-третьих, благоприятный, здоровый климат коллектива, сказывающийся на мотивах взаимоотношений детей, на понимании ими друг друга, на способности сочувствовать и сплачиваться в трудную минуту. 
     В идеале классный коллектив самодеятелен и самоуправляем. Большое значение имеет положительное эмоциональное отношение детей к общественно полезной деятельности в классе. Успешность решения группой своих задач, может определяться моментом зрелости группы, или уровнем группового развития. Уровень группового развития одновременно является характеристикой сформированности межличностных отношений, результатом процесса формирования группы.
     Коллектив имеет большое влияние на формирование личности. В общей работе у человека развиваются чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочувствия [27, с.23].
     Коллектив в педагогике - объединение учеников, отличающихся признаками:
     1) Общая цель
     2) Общая совместная деятельность
     3) Соотношение частей
     4)Общий выборный руководящий орган
     Особенности коллектива: сплоченность, взаимопонимание, защищенность, “чувство локтя”, причастность, взаимопомощь, взаимоответственность, доброжелательность, бескорыстие.
     Классный коллектив - группа учеников, объединенная общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличается сплоченностью, общей ответственностью [14, с.407].
     Признаком сформированности коллектива: 1) ощущение собственного достоинства, вытекающих из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; 2) ощущение защищенности каждого члена; 3) активность; 6) привычка к сдержанности в эмоциях и словах.
     Три модели отношений между личностью и коллективом
     1) Личность подчиняется коллективу.
     2) гармонизация отношений
     3) личность подчиняет коллектив (лидерство). 
     Таким образом, коллектив – это форма общности школьников, устремленных к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе. 
     Об особенностях сплочения детского коллектива пойдет речь в следующем параграфе.
     
     
     
     
     1.2. Особенности сплоченного детского коллектива в начальной школе
     
     Для младшего школьного возраста характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.
     Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
     В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
     Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам [26]. 
     Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности. Кроме того многие авторы (Д. Болдуин, Э. Риньяно и Ж. Пиаже) показали, что детское логическое мышление развивается пропорционально тому, как в детском коллективе появляется и развивается спор. Только в процессе сотрудничества с другими детьми развивается функция логического мышления ребенка. Пиаже сумел генетически обосновать эту мысль и показать, что в детском коллективе раньше должно возникнуть столкновение мнений, спор, для того чтобы позже у детей данного коллектива могло появиться размышление как особый процесс внутренней деятельности, неизвестный ребенку более раннего возраста. Развитие размышления берет начало в споре, в столкновении мнений - таков основной вывод этого исследования [12].
     Успешное воспитание учащихся немыслимо без сплоченного, педагогически управляемого первичного коллектива, каким является класс.
     Воспитание личности в коллективе – ведущий принцип отечественной педагогики. Первичный коллектив – это большая воспитательная сила, так он способен удовлетворять духовные потребности подростков и старшеклассников в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив дает возможность каждому школьнику приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные качества.
     Коллектив, как живой общественный организм, рождается, развивается, живет. В создании, сплочении и всей жизнедеятельности первичного коллектива главная роль принадлежит классному руководителю. Руководствуясь общей теорией коллектива, сплочение учащихся он начинает с организации их деятельности.
     Педагог ставит перед классом общественно значимую и привлекательную для учащихся цель, открывает для них перспективу интересной и содержательной совместной жизни.
     Одновременно с этим классный руководитель помогает учащимся создавать органы внутри коллективного самоуправления. На первых порах, предварительно ознакомившись с учащимися лично и по документам, он может сам назначить ответственных за ту или иную работу школьников (староста класса, дежурные). Вместе с вожатым он готовит школьников к выборам пионерского актива [24, с.16].
     За этим коротким организационным этапом следует выявление актива класса и формирование всех органов самоуправления в первичном коллективе.
     Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. В нем возникают, прежде всего, деловые отношения – отношения ответственной зависимости. Они являются основными в коллективе. Но вскоре складываются и межличностные товарищеские отношения между учащимися, основанные на взаимной заинтересованности школьников. Постепенно возникает и еще один вид межличностных отношений - избирательные отношения между друзьями в классе в соответствии с личными симпатиями.
     Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень – деловые связи учащихся. 
     Актив относительно стабилен, но классный руководитель создает усло вия для планомерной смены поручений учащимся в самоуправлении, чтобы исполнительность и умение руководить формировались в единстве.
     Итак, коллектив	формируется в деятельных отношениях. Наиболее интенсивно он созревает в творческой, проблемной деятельности, когда школьники не просто выполняют то или иное задание, а совместно решают сложные, но посильные задачи А.С. Макаренко настаивал, чтобы перед коллективом последовательно выдвигались все более сложные и увлекательные задачи. Коллектив, по его убеждению, живет перспективной, завтрашней радостью [33].
     Коллектив младших школьников как воспитательное сообщество, как специально педагогически организованное объединение имеет свои определенные признаки:
     - общественно-значимая цель;
     - общественно-значимая деятельность;
     - коллективные отношения;
     - демократическое управление.
     Л.И. Уманский различает в развитии коллектива младших школьников следующие этапы:
     Первый этап: найти интересные и нужные общие дела, «проявить актив», создать условия воспитаннику для реализации себя в коллективе.
     Второй этап: начало действия органов самоуправления, возникновение отношения ответственных зависимостей, создание актива коллектива.
     Третий этап: коллектив функционирует как субъект воспитания, механизм традиций, об.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44