- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы психолого-педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001976 |
Тема: | Теоретические основы психолого-педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни |
Содержание
Содержание Введение I. Теоретические основы психолого-педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни. 1.1. Анализ ключевых понятий. 1.2. Психолого – педагогические средства подготовки молодежи к семейной жизни. II. Опытная работа по формированию готовности молодежи к семей ной жизни 2.1. Исследование уровня психологической готовности к семейной жизни 2.2. Программа психолого-педагогической работы по формированию уровня психологической готовности к семейной жизни у старшеклассников 2.3. Сравнительный анализ результатов исследования. Заключение Список используемых источников Введение. Человек становится полноправным членом общества уже с самого рождения. Одним из первых социальных институтов, в который он включается является институт семьи. В зависимости от того, в какой семье человек был рожден зависит многое в его дальнейшей жизни: качество освоения полоролевых взаимоотношений и первичные навыки их построения; формирование базовых представлений об окружающем мире; освоения гигиенических норм; развитие трудовых навыков и т.д. Существует множество интерпретаций термина семья, но многие специалисты сходятся в одном: семья это определяющая основа в развитии как физического, так и психического здоровья личности каждого, без исключения, человека. Несмотря на то, что проблемой психологической готовности юношества к семейной жизни занимались такие ученые как С. П. Акутина, Е, Е. Ю. Гаранина, И. Зритнева, Ю. Б. Шапиро и др., проблема остается актуальной и по сей день, так как современный мир, в котором мы живем, претерпевает существенные изменения, в том числе социально-психологического характера. Эти изменения часто затрагивают также сферу семейной жизни. В современных исследованиях семьи, довольно распространена кризисная точка зрения, представители которой рассматривают происходящие семейные изменения как выражение глобального кризиса семейного образа жизни. Так, отмечается уменьшение ценности семьи и увеличение роли внесемейных ценностей в развитии личности; ухудшение психологической атмосферы и рост дисфункциональности и конфликтности в значительной части российских семей, что приводит к распаду семейных отношений; увеличение количества неблагополучных семей; ухудшение демографической ситуации в целом. Перечисленные особенности рассматриваются как признаки «крушения» семьи как социального института. Также отмечается, что современная российская семья имеет ряд специфических характеристик, определяющихся рядом факторов: особой ролью родительства; увеличением роли любви, эмоционального принятия и поддержки как основы супружеского союза; большей открытостью семейной системы; переходом от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети) [22], [48]. Открытость вопроса о положении семьи в обществе актуализирует тему психологической готовности молодёжи к семейной жизни, именно она является основным фактором формирования гармоничных семейных взаимоотношений в семье. Также В. Сатир говорит о том что психологическая неготовность к семейной жизни сильно повышает вероятность возникновения непонимания в семье, конфликтов и неудовлетворенности семейной жизнью обоих супругов, а также, в последующем, детей. Объект исследования: формирование психологической готовности к семейной жизни у старшеклассников Предмет исследования: программа психолого – педагогической деятельности по формированию психологической готовности к семейной жизни. Цель: Разработать и реализовать программу психолого – педагогической работы по формирванию психологической готовности к семейной жизни у старшеклассников. Задачи: 1. Проанализировать ключевые понятия; 2. Изучить психолого-педагогические методы и средства подготовки старшеклассников к семейной жизни; 3. Разработать и реализовать программу работы со старшеклассниками; 4. Провести сравнительный анализ результатов исследования. Методы исследования: 1. Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А. Н. Волкова); 2. Тест – карта оценки готовности к семейной жизни (И. Ф. Юнд) [36], [44]. 3. Опросник «Правда или заблуждение»; 4. Методика «Полоролевые портреты» [42]. Эмпирическая база исследования: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ГБОУ СОШ №3, 18 человек(10 девочек, 8 мальчиков). Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников. Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни. 1.1. Анализ ключевых понятий. Первые понятия, которые необходимо определить в нашей теме это семья и психологическая готовность к семейной жизни, так как именно эти два понятия будут фигурировать на протяжении всей работы в дальнейшем. Итак, в современной научной литературе существует достаточное количество различных объяснений понятия «семья». Его содержание в обобщенном виде мы может представить так: семья - некоторая группа людей, связанных отношениями кровного родства или брака, члены которой ведут общий быт и имеют взаимные моральные обязательства по отношению друг к другу [2], [7]. Семья некоторыми специалистами рассматривается не только как первейший социальный институт, который регулирует общественную жизнь, но и как показатель совокупности норм, ролей и систем контроля за ними. Это делает важным рассмотрение выполнения семьей жизненно важных для общества функций [8]. Далее более подробно о функциях семьи. Каждому социальному институту всегда присущи свои специфические функции, семья, как социальный институт, не является здесь исключением. Рассмотрим некоторые ее функции. В своей работе мы рассматриваем позицию Н. Я. Соловьева, согласно которой под функцией семьи подразумевается ее жизнедеятельность, которая напрямую связана с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Но также существует и такая точка зрения, которая заключается в том, что выполнение семьей собственных функций имеет огромное значение и для всего общества в целом, а не только для отдельных его членов. Поэтому функции семьи, которые мы будем рассматривать далее можно уверенно назвать общественными функциями. И, не смотря на то, что у разных авторов названия похожих по содержанию функций различны, мы приведем наиболее распространенные в современной психолого-педагогической и социологической литературе идеи. Одна из самых важных общественных функций, выполняемая семьей - репродуктивная функция, она заключается в воспроизводстве новых человеческих особей. С этой функцией тесно связана функция регулирования сексуального поведения членов семьи. В книгах Э.Г. Эйдемиллера можно встретить иное название описанной функции: «сексуально - эротическая функция». С точки зрения общества важно, чтобы семья добросовестно выполняла эту функцию, так как тем самым она сможет обеспечить не только биологическое воспроизводство общества, но и способствовать привитию культуры и норм взаимоотношений полов [53]. Большинство исследователей рассматривают семью как древнейший институт социализации человека (социализирующая функция), именно благодаря существованию семьи дети приобретают первые представления о социальных нормах и ценностных установках общества, в котором они живут, осваивают навыки взаимодействия и социальные роли. Важное место в процессе семейного воспитания уделяется усвоению и половых ролей, формированию черт маскулинности и феминности, развитию «образа - Я». С социализирующей функцией тесно связана функция первичного социального контроля. Она отвечает за выполнение социальных норм всеми членами семьи, особенно теми, которые по причине различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.д.) не в состоянии самостоятельно регулировать свое поведение в полном соответствии с социальными нормами общества. Также семья выполняет защитную функцию, которая заключается в охране и защите прав всех своих членов семьи. Появилась эта функция очень давно, тогда, когда человек, который оказывался вне сообщества себе подобных и имел крайне мало шансов остаться в живых в одиночку, находясь в обществе других людей. С точки зрения функциональности семьи мы можем сделать вывод, что подготовка к семейной жизни включает непосредственно готовность к выполнению и реализации каждой из вышеперечисленных функций. В целом существует несколько подходов к определению самого понятия «готовность». Теперь перейдем непосредственно к теме готовности к семейной жизни. Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни достаточно важная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Однако не так давно считалось, что молодой человек, достигнув определенного возраста, который знаменуется как совершеннолетие, уже полностью готов к созданию семьи. Но обусловленность изменений семьи культурно-исторической динамикой общественных отношений не только не исключает, но и предполагает необходимость специальной подготовки подрастающего поколения к началу самостоятельной жизни и создания собственной семьи, сепарированной от родительской. Многочисленные социологические, педагогические, медико-психологические исследования убеждают нас в том, что готовность юношей и девушек к вступлению в брак и созданию семьи должна стать одной из основных задач психолого-педагогической работы с молодежью. Семейная жизнь открывает человеку возможности для его личностного роста и формирования своего личного счастья, но одновременно с этим она предъявляет к нему достаточное количество требований. Выделяются различные направления готовности к семейной жизни: физическая готовность, социальная, психологическая, сексуальная, этическая, экономическая, все они в общем и определяют стабильность молодых семей. В нашей работе мы исследуем именно психологическую готовность личности стать полноценным семьянином [32]. Согласно личностному подходу такое явление как «психологическая готовность» рассматривается как целостное личностное образование, которое выражает направленность личности на некоторую активность, отражая его деятельное отношение к тем или иным сторонам жизни и к самому себе. Психологической готовности человека присущи заданная направленность его активности, критичность, предрасположенность к определенному образу действия, деятельности, которая является для человека значимой. Психологическая готовность как личностное образование включает в себя: мотивационный, когнитивный эмоционально-волевой, операционально-поведенческий компоненты [3]. Психологическая готовность к семейной жизни, в свою очередь, это группа социально-психологических установок личности, которые определяют эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям института семьи и брака. Результаты эмпирических исследований последних лет показывают, что современное отношение к семье в России довольно противоречиво и представляет собой смешение традиционных и демократических взглядов. В контексте данных неоднозначных изменений приобретает актуальность проблема психологической готовности юношей и девушек к семейной жизни [33]. Рассмотрим подробнее это понятие «психологическая готовность к семейной жизни». Л. Б. Штейнер определял это понятие как восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. В. С. Торохтий вводит такое понятие как «способность к семейной жизни», которая, в свою очередь, подразумевает под собой такие составляющие как способность заботиться о другом человеке, способность сочувствовать, сопереживать. Н. В. Малярова среди факторов, которые являются определяющими в стабильности молодой семьи, выделяет готовность юношества к семейной жизни, под которой понимает систему социально-психологических установок личности, определяющих эмоционально-психологическое отношение к семейному образу жизни, семейным ценностям. По мнению К. С. Калмыковой основными составляющими готовности к семейной жизни являются способность любить, быть готовым нести ответственность друг за друга и за свою будущую семью, высокая коммуникативная культура, знания о специфике семейной жизни, а также готовность к осознанному и добровольному самоограничению, которое является неотъемлемой частью семейной жизни. И. В. Гребенников отмечает, что основной составляющей гармоничных отношений в семье является этико-психологическая готовность создающих семью. Супружество требует сочетания самоуважения с уважением к другому супругу [49]. В своем исследовании С.В. Жолудева, под психологической готовностью к семейной жизни понимает динамичное психологическое образование, которое включает в себя ценностные ориентации, брачную мотивацию, представления о супружеской иерархии, супружеские установки и ожидания, представления о супружеских отношениях. В психологической литературе также анализируется понятие «психологическая готовность к семейной жизни», под которой понимается система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-положительное отношение к семейному образу жизни и семейным ценностям [16]. В своем диссертационном исследовании О. Н. Гноева определяет готовность к семейной жизни как важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодого человека. Она считает, что отсутствие такой готовности у человека – может являться источником его личностной и общественной нестабильности, и предупредить эту проблему необходимо еще на ступени раннего юношеского возраста, наиболее сензитивного для формирования ценностных установок [10]. Теперь мы можем рассмотреть вопрос оптимального возраста вступления брак: можно ли вообще сказать, какой возраст является самым благоприятным для вступления в брак и создания семьи. Для этого вопроса стоит рассмотреть несколько точек зрения: существует три основных подхода, в которых рассматривается возраст вступления в брак: * Социологический; * Физиологический; * Психолого – педагогический [15]. С точки зрения социологического подхода брачный возраст, это возраст, который заключен в промежуток времени от рождения до даты заключения брака. Брачный возраст – это минимальный возраст, при котором законодательство страны или обычаи народа разрешают вступление в брак. В большинстве стран этот возраст устанавливается законодательством согласно наступлению физиологической, психологической и социальной зрелости человека, а также традиций и обычаях этой страны. В прошлом брачный возраст был неразрывно связан с религиозными обычаями и был довольно низок, по сравнению с сегодняшним, как для девушек, так и для юношей. Так у католиков он составлял 12 лет для женского населения и 14 лет для мужского, у протестантов – 14 лет для обоих полов. Ислам не предусматривал единого возраста для вступления в брак. По законам шариата брачный возраст для женского населения составлял 9 лет, для мужского – 15. В России в 1714 году Синодом был установлен брачный возраст 13 лет для девушек и 15 лет для мужчин. Позже, в 1830, Николаем I брачный возраст был поднят на три года как для девушек так и для юношей. Ещё позже, в 1926, был установлен единый для обоих полов брачный возраст – 18 лет. Так, согласно Семейному кодексу РФ граждане, достигшие брачного возраста могут зарегистрировать брак в любом отделе ЗАГС. Но также здесь существуют некоторые исключения: так, наличии уважительных причин или особых обстоятельств органы местного самоуправления по месту жительства несовершеннолетних вправе разрешить вступление в брак лицу, достигшему 16 летнего возраста. Такими уважительными причина являются: беременность невесты, рождение общего ребёнка, угроза жизни одному из лиц, вступающих в брак и другие. Как мы уже писали выше, брачный возраст определяет нижнюю границу возраста, позволяющие людям официально зарегистрировать свои отношения. Недавние социологические исследования говорят о том, что снижение брачного возраста, которое предусмотрено законодательством, довольно нередкий случай. По данным Госкомстата РФ, каждый год в супружество вступают около 84,4 тысяч молодых людей, не закончивших среднюю школу. В 1995 году в США 500 тысяч школьниц стали мамами и пытались совмещать обучение в школе с воспитанием ребёнка, в России эта цифра была значительно ниже – 57 тысяч. Также помимо брачного возраста существует такое понятие как средний брачный возраст. Он рассчитывается отдельно для мужчин и отдельно для женщин. Средний возраст вступления в брак подниматься начал с 1990 – х годов. Во всех восточноевропейских странах на 1996 год брачный возраст не превышает 25 лет. В России также на 1996 год существуют такие зафиксированные показатели: 24 года для мужчин, 22 года – для женщин. Исследование, проведенное в 1990-2000 гг подтверждает тенденцию к увеличению среднего брачного возраста. Результаты исследования, проведенного в 2002-2003 гг показывают, что средний брачный возраст повысился и составляет промежуток от 24 до 36 лет. Мы рассмотрели социологический подход к понятию брачный возраст, далее приступим к рассмотрению физиологического подхода. Физиологический подход заключается в рассмотрении брачного возраста как возраста, при котором человек имеет возможность выполянть свою репродуктивную функцию, т. е. он связан с началом периода полового созревания. Мы знаем, что половое созревание начинается в подростковом возрасте и знаменует собой переход ребёнка к взрослому. Половое созревание происходит в строгой последовательности, которая отлична у мальчиков и девочек. У преобладающего большинства девочек половое созревание начинается примерно в 9-10 лет, по статистике в 12,5 лет у девочки начинается первая менструация, принято считать, что именно с этого возраста она способна к деторождению. У мальчиков половое созревание начинается несколько позже и приходится на возраст между 11 и 12 годами, примерно к 14,5 к 15 годам мальчик становится способным зачать ребёнка. Сам термин «половое созревание» обычно используется для описание особых физических изменений, которые происходят в организме подростка. Способность к деторождение и половая зрелость развиваются у человека гораздо раньше, чем психологическая готовность к родительству и воспитанию детей. В этом и заключается основная опасность преждевременной беременности у подростков и раннего вступления в брак молодых людей. Далее рассмотрим психолого-педагогический подход к понятию «брачный возраст». С точки зрения психолого-педагогического подхода понятие «брачный возраст» неразрывно связано с понятием готовности к семейной жизни. В свою очередь готовность семейной жизни включает в себя физическую, эмоционально-волевую, социально-нравственную, этико-психологическую, педагогическую зрелость. Таким образом, брачный возраст в этом подходе рассматривается как общая психологическая и психолого-педагогическая зрелость личности и возможность полноценно выполнять супружеские и родительские роли. Таким образом, мы имеем три разных подхода к определению брачного возраста, которые, в совокупности, нам дали представления о той возрастной норме, в пределах который вступление в брак считается нормальным [15]. Проблема подготовки подрастающего поколения к семейной жизни не является новым направлением в психолого-педагогических исследованиях. Проанализировав литературу по нашей проблеме мы сделали вывод о том, что различные аспекты подготовки к семейной жизни всегда так или иначе были представлены в практике семейного воспитания. Этим же и обоснована актуальность данной темы. Как мы уже писали выше, семья на протяжении многих тысяч лет претерпевала различные изменения, она преображалась, трансформировалась под влиянием социокультурных факторов, характерных тому или иному историческому периоду. Исконно в трактовку понятия «семья» включались не только ее представители (отец, мать и дети) но и наличие домашнего хозяйства, которое функционировало как единое целое, а также ход воспитания молодого поколения [52]. Факт вступления молодежи в самостоятельную жизнь всегда определял актуальность ее подготовки к ней, это можно увидеть практически во всех мировых культурных традициях. Будущее молодых и неопытных людей по различным причинам часто складывается далеко не в позитивном варианте, как для самого молодого человека, так и для его микросоциального окружения или общества в целом. В связи с этим общество должно помочь направить развитие этих элементов жизни человека в "правильную", с точки зрения преобладающих в каждой конкретной социо-культурной фармации, сторону, при помощи законодательства, религиозных конфессий, нормативных механизмов общественной морали и этики, а также через основные институты социализации, главным образом такие, как семья и воспитательно-образовательные учреждения. В истории развития подготовки молодежи к семейной жизни мы можем отметить для себя несколько поворотных моментов: В ХVIII в. в России усилился государственный контроль за заключением браков. В одном из первых своих распоряжений Петр I издал запрет венчать против воли жениха и невесту, потому как прочность будущей семьи, по его мнению, зависела от степени эмоционального сближения молодоженов. В тоже время государственная политика поддерживала идею получения хорошего образования для юношей, в соответствии с потребностями формирующегося государства. Это явилось положительной направленностью в подготовке молодых людей к семейной жизни, поскольку получение образования и профессии обеспечивало основу ее экономического уклада. Особую роль подготовке молодежи к семейной жизни отводила Екатерина II, которая считала, что воспитание детей в семье формирует в них большое количество предрассудков, стереотипность мышления. Поэтому, она настаивает на раннем включении государственных образовательных учреждений в подготовку детей к предстоящей жизни, передавая их в такие учреждения с 5 лет. По мнению современных историков педагогики (П.А. Лебедев, А. Н. Джулинский), с этого момента произошел своеобразный перелом в передачи социально значимой информации от одного поколения к другому, поскольку с семьи в какой-то степени снялась ответственность за воспитание детей, в том числе, и в аспекте готовности к семейной жизни. Все большая институциализация воспитания отрывала детей от обычного семейного быта, участие в котором, главным образом, и формирует готовность к выполнению семейных обязанностей. Но какими бы ни были изменения в институте семьи, его, так называемые, родовые ценности семьи и брака, ради которых семья существовала и существует, реализовывались всегда: * сложный спектр взаимоотношений между мужчиной и женщиной; * рождение и воспитание детей; * различные ценностные ориентации, благодаря которым в многопластовой сфере общения члены семьи имеют возможность окунуться в мир человечности. Этому способствуют роли жены, мужа, отца, матери, сына, дочери и т.д. Современная же картина мира выглядит примерно так: родители, начиная уже с периода дошкольного детства, в котором у детей начинают свое формирование основных представлений о семье и предстоящей семейной жизни, больше озабочены тем, как научить детей считать и писать. Вопрос о том, какие у ребенка складываются представления о себе, о своей семье и насколько это важно для будущего личного счастья, чаще всего упускается из виду как родителями, так и специалистами, который занимаются воспитанием детей. Выполнение разных социальных ролей, в том числе и семейных (мужа, жены, матери, отца) во многом зависит от степени сформированности качеств женственности и мужественности. Подготовка к семейной жизни не может быть возможна без полоролевого самореализации ребенка, в ходе которой он, следуя примеру родителей, копирует стиль их взаимоотношения [25]. Поэтому, в связи с вышесказанным мы наблюдаем то, что вышеперечисленные нами ценности теряют свою актуальность для современной молодежи. В условиях либерализации половой морали, снижения воспитательной функции семьи и образовательных учреждений, при фактическом отсутствии воспитательно-образовательных программ по вопросам пола и сексуального поведения, полоролевая социализация детей и подростков сводится к стихийный и мало управляемому процессу [50]. Дисфункция семьи и деструктивность брачных отношений негативно влияют на все значимые стороны жизнедеятельности семьи и становятся источником множества проблем, связанных с девиацией поведения взрослых и детей, невротизацией личности, психологической травматизацией, вследствие негативного опыта семейной жизни. Тем самым мы имеем людей, по возрасту и физиологическому состоянию организма готовых к вступлению в брак, рождению детей и содержанию своей собственной семьи, но психологически мало подготовленных к взятию на себя такой ответственности как общение с супругом, содержание быта, а уж тем более рождение и воспитание ребёнка. От чего же такой феномен имеет место быть? Весь строй нашей жизни ориентирован на индивида-одиночку, который может сам о себе позаботится: система индивидуальных зарплат позволяет человеку самостоятельно себя обеспечивать, развитая система общественного питания избавляет человека от необходимости содержания домашнего быта, а глобальная сеть Интернет выполняет коммуникативную и информационную функции. Все это обусловливает увеличение случаев сознательного одиночества и бездетности как альтернативы традиционных брачно-семейных отношений. Также причиной неготовности взрослого человека брать на себя роль полноправного члена общества помимо изменения приоритетов общества может быть и упущение в воспитании будущего семьянина и родителя, так как основные установки и принципы создания своей семьи человек берёт у людей, которые его воспитали, у семьи, в которой он рос. Именно семья представляет собой такую социокультурную среду, которая соединяет в себе нормы, способствующие сохранению социального строя и жизненного порядка, обеспечивает существование членов рода, передает социальный опыт молодому поколению через ценностно-нормативную систему, осуществляя тем самым, социальный контроль. Все это, в конечном итоге, способствует поддержанию стабильности общества и подтверждает ценность и значимость семьи для современного государства. В связи с этим подготовка молодежи к семейной жизни является настоятельной потребностью, наполняется новым содержанием и как система включает воспитание семьянина и собственно добрачное воспитание молодежи. Следовательно, одной из задач социального педагога является помощь молодому человеку в осознании себя как полноправной личности, способной к созданию собственной семьи и умеющего найти компромисс в той или иной конфликтной ситуации, которая может возникнуть в ходе построения отношений с партнёром. Так как выше мы упомянули о таких понятиях как добрачное воспитание и воспитание семьянина, нам необходимо их разграничить для дальнейшего использования в работе. Семьянин – одна из традиционных социальных ролей личности, которая реализуется в семье и предполагает нормативно одобренные формы поведения в рамках семьи, ожидаемые от индивида [1]. Итак, воспитание семьянина - процесс целенаправленного содержательного влияния на личность с целью развития ее способности достигать гармонии и стабильности в семейной жизни. Добрачное воспитание понятие более узкое, по сравнению с понятием воспитания семьянина. Это неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения, всестороннее систематическое воздействие на подростков и юношество с целью подготовки и включения их в брачно-семейные отношения, достижения социально-психологической зрелости, становления личности семьянина, и обеспечения преемственности поколений в сфере брака и семьи. Воспитание семьянина включает в себя: * Формирование ценностного образа семьи, установки на вступление в брак; * Формирования и развитие качеств личности, ее знаний, умений и навыков позитивных и ценных для семейной жизни. Воспитание семьянина начинается с первых лет жизни и может продолжаться, в случае осознаваемой необходимости, после вступления в брак. Невозможно какие-либо признаки, чтобы сказать, что личность семьянина окончательно состоялась: динамика семейной жизни и непредвиденный ход событий постоянно будут влиять на поведение человека, живущего в семье. Следовательно, главной целью воспитания семьянина является формирование готовности личности к семейной жизни в ходе взаимодействия с реальной действительностью, которая его окружает. Воспитание семьянина можно разделить на два этапа: * I этап – непосредственно добрачное воспитание, он заключается в формировании личности, готовой к семейной жизни. Он ограничен временем до вступления в брак, то есть до официальной регистрации отношений; * II этап – взаимодействие супругов с целью оказания помощи в достижении гармонии и стабильности в брачно – семейных отношениях. Процесс осуществляется в ходе семейной жизни, то есть после регистрации отношений. Воспитание является педагогическим понятием и ему характерны три основных признака: 1. целенаправленность - наличие какого-то образца, как социально-культурного ориентира; 2. соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества; 3. присутствие определенной системы организуемых влияний [10]. Воспитание будущего семьянина как общественное явление характеризуется следующими основными чертами, выражающими его сущность: 1) Воспитание будущего семьянина всегда являлось неотъемлемой частью воспитания, так как в основе брачно-семейных отношений заложен один из самых важных и сильных инстинктов человека – половой, т.е. инстинкт продолжения человеческого рода, без реализации которого существование общества практически невозможно. Социальный контроль создает ограничения проявлениям полового инстинкта с учетом определенной социальной целесообразности и реализуется через воспитание, традиции и санкции. 2) Воспитание будущего семьянина возникло из практической необходимости приобщения подрастающего поколения к жизни в семье как способу выживания. Семья являлась, прежде всего, хозяйственно-экономической ячейкой, дающей возможность обеспечивать собственную жизнь, жизнь своих детей и престарелых родителей. Это была «форма социального приспособления к условиям существования, к условиям хозяйствования в мире» (Н.А. Бердяев). 3) Воспитание будущего семьянина на каждом этапе общественно-исторического развития носит конкретно-исторический характер: внешняя среда определяет экономическую жизнь общества и одновременно диктует форму семьи, которая в свою очередь влияет на общественные процессы. Таким образом, каждой экономической формации объективно соответствует и определенная семья, которая в свою очередь формирует образ семьянина и его должного поведения. 4) Воспитание будущего семьянина, прежде всего, осуществляется за счет освоения молодежью опыта семейной жизни своих родителей в процессе самой жизни в семье, включения с первых дней своей жизни в семейную систему общения и хозяйствования. Отношения, в которые вступают взрослые и дети одной семьи, всегда оказываются воспитывающими для будущего семьянина, независимо от того осознается это взрослыми и детьми или нет. Мы уже сказали, что добрачное воспитание является целенаправленным процессом, следовательно, его нужно проводить, преследуя за этим какие – то цели. Цель добрачного воспитания - становление личности будущего семьянина и формирование готовности к семейной жизни. Но в течение добрачного периода молодые люди приобретают определенные знания о семье, семейных отношениях, видят семью со стороны и изнутри. При помощи родительской (ориентационной) семьи происходит их социальное созревание: складывается мировоззрение, формируются индивидуальные черты, качества характера, происходит профессиональное самоопределение. Многие молодые люди играют активную роль в родительской семье, участвуют в выполнении многих ее функций. Но все же для создания собственной семьи необходима выработка готовности личности к браку, к семейной жизни [19]. Следовательно, далее нам нужно определить, какие качества характерны для личности, готовой к вступлению в брак и созданию семьи. 1. Формирование определенного нравственного комплекса, что подразумевает под собой готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. 2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность жизни супругов. 3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной, прежде всего, на качествах и свойствах альтруизма любящего человека. 4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека или эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится по-настоящему психологическим в силу утонченности человека как личности. Здесь важно вспомнить о психотерапевтической функции семьи, которая заключается в том, что члены семьи должны уметь поддержать друг друга в сложный момент их жизни. 5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности. 6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов считается решающим в процессе взаимного приспособления молодоженов. [21]. В начале главы мы писали о том, что сейчас обострена проблема положения семьи в обществе: семейные ценности уступают места индивидуализму, инфантилизму, нежеланию связывать себя узами браки и обязывать себя быть с кем-то, отвечать не только за свою жизнь, но и за жизнь другого человека. Причиной тому является кризисное состояние нашего общества: экономические, социальные трудности, политические конфликты и общая нестабильность нашей жизни приводят к усложнению всех тех проблем, которые стоят перед семьей. По результатам исследования 40% респондентов не владеет информацией о проблемах брака и семьи; 25,3% слушали лекции по планированию семьи; 18,3% владеют частичной теоретической информацией из опыта родителей, знакомых; 16,4% знакомы со специальной научной литературой [27]. Готовыми к семейной жизни и выполнению брачно-семейных функций считают себя 35,4% опрошенных; недостаточно готовыми – 26,6%; затруднились ответить – 38%. Имеющиеся данные позволяют сделать вывод об отсутствии специальной и целенаправленной подготовки молодежи к семейной жизни, выполнению брачно-семейных функций. Таким образом, на основе полученных в ходе исследования результатов можно выделить следующие особенности добрачного поведения современной молодежи: 1. Падение морали, семейных ценностей и ослабление института семейного воспитания. 2. Приемлемость добрачных сексуаль....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: